при незначительном превышении отведенных учебных часов на изучение модуля, содержащего грамматические темы соответствующего семестр, что свидетельствует о повышении эффективности обучения при сочетании обычных и внеучебных форм занятий.
Выводы:
1. В рамках современной образовательной парадигмы результаты образования оцениваются по степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов технического профиля для успешного осуществления профессиональной деятельности за пределами образовательных учреждений системы высшего образования. Одним из способов формирования основных компетенций специалиста с точки зрения соответствия вызовам со-
Библиографический список
временного общества становится рост активности студентов в формате внеаудиторной деятельности, в том числе в части овладевания иностранным языком, реализуемой параллельно с аудиторным учебным процессом.
2. Использование данного подхода к процессу обучения в системе высшего образования наилучшим способом решает проблему сокращения количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, при одновременном возрастании объема учебного материала для внеаудиторного изучения.
3. Для реализации внеаудиторной деятельности студентов технических университетов наряду с традиционными обучающими средствами освоения учебного материала рекомендуется использовать также инновационные цифровые технологии.
1. Белых И.Л. Формирование мотивации учения студентов в процессе профессионально-ориентированного дополнительного изучения иностранного языка. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Красноярск, 2004.
2. Картушина Н.В. Применение коммуникативного метода при обучении студентов английскому языку. Научно-практическая конференция в рамках «Неделя науки» ФИЯ МАИ-НИУ. Москва, 2016: 64-71.
3. Музыченко К.Д., Гузева А.И. Методические трудности применения коммуникативного подхода при обучении английской грамматики. Актуальные проблемы лингвистики и методики. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022: 362-368.
4. Иоффе Н.Е., Абайдуллина О.С., Миролюбова Н.А. К вопросу о классической методике преподавания иностранных языков в современном техническом вузе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2022.; № 2 (83): 5-9.
5. Петрова Г.А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов экономического профиля. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2008.
6. Агапова А.А., Ошкова В.А. К вопросу о путях повышения качества обучения иностранного языка студентов технических специальностей. XXVI Туполевские чтения. Казань, 2023: 3769-3772.
7. Багатеева А.О. Особенности подготовки лингвистов-переводчиков к профессиональной деятельности в условиях цифровизации. Глобальный научный потенциал. 2024; № 1 (154): 50-52.
8. Зяблова О.А. Новое понимание языков для специальных целей и их роли в профессиональной деятельности: познание, опыт, дискурс: монография. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2023.
9. Гитман Е.К., Долматова Н.С. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе блочно-модульной технологии. Фундаментальные исследования. 2014; № 12-4: 835-838.
10. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. Образование и наука. 2009; № 2 (59): 125-132.
11. Симеонова Н.М. Модель педагогической технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза средствами внеаудиторной деятельности. Образование и воспитание. 2017; № 2 (12): 94-97.
12. Коряковцева Н.Ф. Теоретические основы организации изучения иностранного языка учащимся на базе развития продуктивной учебной деятельности (общеобразовательная школа). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2003.
13. Думина Е.В. Использование мобильных технологий для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления «Информационная безопасность». Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016; № 16 (755): 30-40.
References
1. Belyh I.L. Formirovanie motivacii ucheniya studentov v processe professional'no-orientirovannogo dopolnitel'nogo izucheniya inostrannogo yazyka. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2004.
2. Kartushina N.V. Primenenie kommunikativnogo metoda pri obuchenii studentov anglijskomu yazyku. Nauchno-prakticheskaya konferenciya v ramkah «Nedelya nauki» FIYa MAI-NIU. Moskva, 2016: 64-71.
3. Muzychenko K.D., Guzeva A.I. Metodicheskie trudnosti primeneniya kommunikativnogo podhoda pri obuchenii anglijskoj grammatiki. Aktual'nye problemy lingvistiki i metodiki. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2022: 362-368.
4. loffe N.E., Abajdullina O.S., Mirolyubova N.A. K voprosu o klassicheskoj metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov v sovremennom tehnicheskom vuze. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2022.; № 2 (83): 5-9.
5. Petrova G.A. Formirovanieinoyazychnojprofessional'no-kommunikativnojkompetenciistudentov'ekonomicheskogoprofilya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2008.
6. Agapova A.A., Oshkova V.A. K voprosu o putyah povysheniya kachestva obucheniya inostrannogo yazyka studentov tehnicheskih special'nostej. XXVI Tupolevskie chteniya. Kazan', 2023: 3769-3772.
7. Bagateeva A.O. Osobennosti podgotovki lingvistov-perevodchikov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii. Global'nyj nauchnyjpotencial. 2024; № 1 (154): 50-52.
8. Zyablova O.A. Novoe ponimanie yazykov dlya special'nyh celej i ih roli v professional'noj deyatel'nosti: poznanie, opyt, diskurs: monografiya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu "Rusajns", 2023.
9. Gitman E.K., Dolmatova N.S. Model' formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov na osnove blochno-modul'noj tehnologii. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 12-4: 835-838.
10. Chichilanova S.A. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov tehnicheskogo vuza v processe vneauditornoj samostoyatel'noj raboty. Obrazovanie i nauka. 2009; № 2 (59): 125-132.
11. Simeonova N.M. Model' pedagogicheskoj tehnologii formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovogo vuza sredstvami vneauditornoj deyatel'nosti. Obrazovanie i vospitanie. 2017; № 2 (12): 94-97.
12. Koryakovceva N.F. Teoreticheskie osnovy organizacii izucheniya inostrannogo yazyka uchaschimsya na baze razvitiya produkíivnoj uchebnoj deyatel'nosti (obscheobrazovatel'naya shkola). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
13. Dumina E.V. Ispol'zovanie mobil'nyh tehnologij dlya formirovaniya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov napravleniya «Informacionnaya bezopasnost'». Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki. 2016; № 16 (755): 30-40.
Статья поступила в редакцию 30.08.24
УДК 378
Kirikova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Moscow International University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF PLANNING THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN CONDITIONS USING A DISTANCE LEARNING SYSTEM. The article presents a comprehensive study of the educational process, implemented with the distance learning technologies system extensive use key planning features. The work analyzes the essence of the «distance education» concept. The research concerns its strengths and weaknesses. Based on their analysis, the author gives a generalized description of the distance learning existing problems, which must be solved in the near future. The role of the implementing educational programs in distance and mixed formats process competent planning in solving these problems is demonstrated. Four interacting subsystems are analyzed, affecting its course and results. The most effective tool for the empirical assessment of the students' characteristics, allowing to optimize the educational activities planning process is determined. The optimal structure of the training course, implemented in distance and/or mixed formats, is proposed. Consideration is also being carried out of the most effective organizational forms, as well as factors of the distance education effectiveness, which should be taken into account when planning it.
Key words: educational process, distance learning model, mixed learning model, educational activity planning, digital technologies in education
М.И. Кирикоеа, канд. пед. наук, доц., АНО ВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена комплексному исследованию ключевых особенностей планирования учебного процесса, реализуемого с широким использованием системы дистанционных образовательных технологий. Прежде всего, в ней анализируется суть понятия «дистанционное образование». Далее речь идёт о его сильных и слабых сторонах. Основываясь на их анализе, автор даёт обобщённую характеристику существующих проблем дистанционного обучения, каковые необходимо решить в ближайшей временнной перспективе. Демонстрируется роль грамотного планирования процесса реализации образовательных программ в дистанционном и смешанном форматах при решении этих проблем. После этого анализируются четыре взаимодействующие подсистемы, влияющие его ход и результаты. Определяется наиболее эффективный инструмент для эмпирической оценки характеристик обучающихся, позволяющих оптимизировать процесс планирования образовательной деятельности. Предлагается оптимальная структура учебного курса, реализуемого в дистанционном и/или смешанном форматах. Также осуществляется рассмотрение наиболее эффективных организационных форм, а равно и факторов результативности дистанционного образования, каковые должны быть учтены при его планировании.
Ключевые слова: учебный процесс, дистанционная модель обучения, смешанная модель обучения, планирование образовательной деятельности, ИКТ в образовании
Актуальность темы настоящего исследования не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт существенную интенсификацию развития средств телекоммуникации, имеющую место в последние годы. Широкое внедрение появившихся на протяжении ближайших тридцати лет инструментов и способов удалённого обмена информацией позволило провести глубокую модернизацию большинства отраслей человеческой деятельности (А.П. Беликова, Т.В. Громова, Е.Г. Радыгина). Исключения не составила и сфера образования [1].
Важность роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в ходе реализации соответствующих форм активности стала особенно хорошо понятной в период пандемии COVID-19. Именно тогда большинство ОО России и мира были вынуждены перейти к осуществлению учебной и воспитательной работы в дистанционном и смешанном форматах (Д.В. Агальцова, В.Н. Азарова, О.Н. Анюшенкова, А.З. Короткова, Ю.Ю. Котляренко, О.Б. Симонова). При этом произошла актуализация ряда вопросов, связанных с повседневной практикой реализации программ смешанного и дистанционного образования.
Один из наиболее важных касается планирования хода и результатов учебно-воспитательного процесса в подобных условиях (Т.В. Громова, А.С. Кисарин, А.З. Короткова, Е.Г Радыгина). Попытка его частичного решения была предпринята автором настоящей статьи.
Соответственно, её целью является освещение основных особенностей планирования учебного процесса, реализуемого с широким использованием системы дистанционных образовательных технологий.
Поставленной цели соответствуют следующие задачи:
- раскрыть суть понятия «дистанционное образование»;
- определить его сильные и слабые стороны;
- на основе их анализа выявить проблемы дистанционного обучения, необходимые к решению в ближайшей временной перспективе;
- продемонстрировать роль грамотного планирования процесса реализации образовательных программ в дистанционном и смешанном форматах при решении этих проблем;
- рассказать о четырёх взаимодействующих подсистемах, определяющих его ход и результаты;
- найти наиболее эффективный инструмент эмпирической оценки характеристик обучающихся, позволяющих оптимизировать интересующий нас процесс;
- определить оптимальную структуру учебного курса, реализуемого в дистанционном и/или смешанном форматах;
- рассмотреть наиболее эффективные организационные формы, каковые должны быть учтены при его планировании;
- выделить факторы эффективности дистанционного образования, связанные с таковым.
В число методов исследования, применявшихся автором при подготовке настоящей статьи, входили:
- анализ собственного педагогического опыта;
- изучение литературы, затрагивающей интересующую нас проблематику.
Научная новизна исследования заключается в выявлении проблем дистанционного образования, которые следует решить в ближайшее время.
Теоретическая значимость - в определении оптимальной структуры учебного курса, реализуемого в дистанционном и/или смешанном форматах.
Практическая значимость состоит в выявлении факторов эффективности дистанционного образования, связанных с его планированием.
В современной педагогике дефиниция «дистанционное образование», как правило, связывается с понятиями «онлайн-обучение», «открытое образование», «обучение с использованием цифровых технологий» и др. (В.Н. Азарова, О.Н. Анюшенкова, А.П. Беликова, Т.В. Громова, А.С. Кисарин, А.З. Короткова, О.Б. Симонова). Подобная тенденция не должна вызывать удивления, если учесть суть термина «дистанционное образование». Сегодня он трактуется как обучение, при котором учащийся и педагог находятся на значительном удалении друг от друга, реализуемое с использованием информационно-коммуникационных средств и соответствующих организационных форм [2].
Накопленный в последние 5 лет (в особенности за период 2020-2021 гг.) опыт реализации образовательных программ в таком формате позволяет с уверенностью говорить о наличии у него как сильных, так и слабых сторон (табл. 1).
Таблица 1
Сильные и слабые стороны дистанционного обучения
Сильные стороны
Особенности структуры онлайн-курсов, позволяющие охватить большее число
обучаемых, чем при традиционном формате
Меньший объём материальных затрат для учащихся и/или их семей
Гибкие временные рамки освоения программ
Гибкие пространственные рамки обучения
Возможность уделять гораздо больше времени собственно обучению, чем при традиционных способах организации образовательной деятельности [1] Слабые стороны
Явный недостаток соответствующей практики у существенной части педагогов Связанное с ним поощрение реализации пассивной модели обучения В ряде случаев - недостаточность обратной связи и задержка ответов во времени;
Недостаточно высокий уровень мотивации и самодисциплины у многих обучающихся (прохождение курса в дистанционном формате требует более тщательного понимания прочитанного, более точного соблюдения предлагаемых инструкций)
Фактическое отсутствие полноценного общения между участниками образовательных отношений
В силу того, что теоретической части обучения уделяется, как уже говорилось, повышенное внимание, наблюдается явный его недостаток в смысле взаимодействия между педагогом и обучающимися [3]
Для ОО - существенные большие затраты на подготовку обучающих материалов, приобретение и настройку необходимого оборудования
Таким образом, на сегодняшний день представляется возможным выделить основные проблемы, необходимые к решению в ходе подготовки и реализации образовательной деятельности в рассматриваемом формате. К ним мы может отнести:
- вопрос подбора и применения оптимальных форм и методов контроля хода образовательного процесса и его результатов;
- необходимость повышения уровня готовности учащихся и преподавателей к дистанционному осуществлению образовательного процесса [3];
- неудовлетворительная организация взаимодействия между ними по ходу проведения учебных занятий;
- проблемы с техническим обеспечением данного процесса [4].
Решение этих проблем, помимо прочих мероприятий, в обязательном порядке требует иного подхода к планированию и организации учебного процесса. Занимаясь соответствующими вопросами, необходимо учитывать такие факторы, как высокая скорость изменений, происходящих в социокультурной среде и периодическое появление инновационных форм взаимодействия между субъектами образовательных отношений.
Теперь следует сказать о четырёх взаимодействующих подсистемах, определяющих ход и результаты планирования процесса дистанционного обучения. К ним относятся: учащийся, педагогический работник, методическая и техническая подсистемы. Рассмотрим их более подробно (табл. 2).
Таким образом, правильное планирование дистанционного обучения подразумевает определение наиболее эффективных инструментов эмпирической
Таблица 2
Подсистемы, взаимодействующие по ходу реализации образовательных программ в дистанционном формате
Подсистемы Функции обучения
Планирование Организация Мотивация Контроль
Учащийся Ожидания Индивидуальные график и расписание Самомотивация Обратная связь
Уровень готовности Отслеживание прогресса Успешность освоения
Педагог Педагогическая компетентность Подготовка материалов Поддержание интереса к курсу Обратная связь
Цифровая компетентность
Постановка целей обучения Разработка заданий Элементы геймификации и соревновательности Статистика освоения модулей и выполнения заданий
Методическая подсистема Организация входной оценки Этапность прохождения модулей Формирование рейтингов учащихся при освоении модулей Фиксация рейтингов учащихся
Разработка учебных модулей
Подбор наиболее эффективных приёмов и методов Практические работы Возможность повышения образовательных результатов Понятность критериев выполнения и их стабильность
Определение значимых критериев результативности Самостоятельные работы
Техническая подсистема Средства ИКТ Размещение на сетевых ресурсах теоретического и практического блоков Отражение прогресса освоения модулей Фиксация результатов освоения модулей
Программные средства Технические возможности взаимодействия между участниками образовательного процесса Система напоминаний, подсказок и техподдержки Контроль степени самостоятельности выполнения учебных заданий [2]
оценки характеристик обучающихся. Это, в свою очередь, позволит выяснить, насколько они готовы к освоению предлагаемых программ. Основываясь на результатах анализа накопленного на сегодняшний день педагогического опыта, мы можем назвать тестовую форму контроля одной из наиболее эффективных (Д.В. Агальцова, А.З. Короткова, Е.Г Радыгина). Такой тест с необходимостью должен интегрировать задания, ориентированные на проверку сформирован-ности следующих качеств: компетенции, необходимые для работы с ИКТ, степень самостоятельности в обучении, потребность учащегося в освоении образовательных программ онлайн, степень его зависимости от других участников образовательного процесса, академические навыки [5]. Важнейшими при этом являются такие характеристики, которые связаны с возможностью автономного осуществления учебной деятельности: степень самостоятельности в обучении и зависимости от других участников образовательного процесса [4].
Теперь следует сказать о структуре курса в рамках дистанционного обучения. На сегодняшний день предоставленные педагогами-исследователями и практиками данные позволяют утверждать: в оптимуме она должна быть почти идентичной той, что характерна для классического очного обучения (Т.В. Громова, А.З. Короткова, Ю.Ю. Котляренко, О.Б. Симонова). В состав такой структуры входят нормативный, теоретический, практический, диагностический и методический блоки.
В силу того, что реализация образовательных программ в дистанционном и смешанном форматах, как уже говорилось, требует от учащихся высокой степени независимости в обучении, необходимо запланировать использование специфических организационных форм. Действительно, традиционный способ подачи теоретического учебного материала не позволяет учащимся осваивать его и выполнять задания в любом месте и в любое свободное время, не развивает у них навыки работы в цифровой образовательной среде. Соответственно, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, реализуемого в ре-
Библиографический список
жиме онлайн, должен быть предусмотрен широкий спектр инновационных форм: групповые проекты, творческие задания, интерактивные лекции, написание эссе, групповой чат, форумы и др. [5]. Такого рода нововведения позволят повысить уровень вовлеченности обучаемых, а также дать педагогам время для планирования следующих занятий.
Вышеизложенное позволяет нам выделить ключевые факторы эффективности дистанционного образования, связанные с его планированием:
- отсутствие помех в коммуникации между субъектами соответствующей деятельности;
- приоритет деятельностных критериев оценки образовательных результатов перед информационными;
- наличие активной обратной связи;
- интерактивность взаимодействия между педагогом и учащимися;
- гибкость и адаптивность процесса сообразно способностям, целям, возможностям участников [1];
- динамичность процесса овладения необходимыми компетенциями;
- соответствие познавательным и внутренним личностным потребностям субъектов;
- творческое самостоятельное преобразование информации [3].
Таким образом, на сегодняшний день проблемы, связанные с планированием и организацией образовательной деятельности в дистанционном и смешанном форматах являются одними из важнейших с точки зрения обеспечения дальнейшего поступательного развития отечественной образовательной системы. Изучение специальной литературы и рефлексия собственного педагогического опыта автора наглядно демонстрируют, что необходимость модернизации соответствующего сегмента прослеживается на уровнях всех основных подсистем учебно-воспитательной работы. К таковым относятся учащийся, педагогический работник, методическая подсистема, а равно и техническая подсистема.
1. Радыгина Е.Г Построение эффективной модели организации дистанционного обучения. Концепт. 2022; № 2: 10-23.
2. Анюшенкова О.Н. Дизайн образовательных программ в очном и онлайн-образовании. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 3 (106): 22-24.
3. Котляренко Ю.Ю., Симонова О.Б. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка). Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 75-83.
4. Азарова В.Н. Возможности электронной образовательной среды Moodle в организации дистанционного обучения студентов. Вопросы журналистики. 2020; № 7: 101-119.
5. Агальцова Д.В., Короткова А.З. Методические аспекты обучения английскому языку в дистанционном формате. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 49-52.
References
1. Radygina E.G. Postroenie 'effektivnoj modeli organizacii distancionnogo obucheniya. Koncept. 2022; № 2: 10-23.
2. Anyushenkova O.N. Dizajn obrazovatel'nyh programm v ochnom i onlajn-obrazovanii. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2024; № 3 (106): 22-24.
3. Kotlyarenko Yu.Yu., Simonova O.B. 'Elektronnoe obuchenie ili distancionnoe obuchenie ('empiricheskoe issledovanie na primere inostrannogo yazyka). Kazanskij pedagogicheskj zhurnal. 2020; № 3 (140): 75-83.
4. Azarova V.N. Vozmozhnosti elektronnoj obrazovatel'noj sredy Moodle v organizacii distancionnogo obucheniya studentov. Voprosy zhurnalistiki. 2020; № 7: 101-119.
5. Agal'cova D.V., Korotkova A.Z. Metodicheskie aspekty obucheniya anglijskomu yazyku v distancionnom formate. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 49-52.
Статья поступила в редакцию 03.09.24