Научная статья на тему 'Факультету искусств - 55 лет: история и современность'

Факультету искусств - 55 лет: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факультету искусств - 55 лет: история и современность»

В последние годы жизни внимание профессора В. М. Бельдияна было сосредоточено на реконструкции первоначальной композиции одного из самых известных памятников древнерусской письменности «Слова о полку Игореве». Следует отметить, что данная тема была одной из главных в научных поисках Валерия Михайловича и к данной теме он обращался неоднократно: первоначально в связи с описанием частиц древнерусского языка и установлением их функций в синтаксисе «Слова о полку Иго-реве» (1962 г.), затем в связи с переводом зачина «Слова о полку Игореве», определением композиции и синтаксического строя памятника (1977, 1996, 2003 г.). Научное видение,

сосредоточение на ключевой идее «Слова», анализ основ его лиро-эпического строя и символического смысла позволили профессору В. М. Бельдияну сформировать представление и выдвинуть свою, отличную от общепризнанной, гипотезу о названии и первоначальной композиции «Слова о полку Игореве».

Вся жизнь Валерия Михайловича Бельдияна была образцом служения научной идее, постоянного научного поиска и верности своему научному долгу. Наука была состоянием его души, главным смыслом всей его жизни.

© Батюшкина М. В., 2015

Л. А. Ивахнова

ФАКУЛЬТЕТУ ИСКУССТВ - 55 ЛЕТ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Факультету искусств исполнилось 55 лет со дня основания. За это время сменилось несколько поколений профессоров, доцентов, художников-педагогов, которые стояли у истоков формирования Омской высшей художественно-педагогической школы. За этот период факультетом была подготовлена целая армия учителей изобразительного искусства для системы дополнительного художественного образования, основного общего образования, начального образования, которая способствовала созданию системы художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

История становления и развития факультета связана с именами выдающихся деятелей культуры и искусства: народного художника РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР, профессора А. Н. Либерова, ректора ОГПИ им. А. М. Горького И. П. Меленкова; в 1970-1980-е гг. с именами заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора С. К. Белова; заслуженного работника культуры РСФСР, доцента Г. А. Штабнова и других преподавателей факультета. Много труда и сил в развитие факультета вложено деканами факультета и зав. кафедрами в период становления художественно-графического факультета: Г. П. Ку-чуком, В. М. Стариковым, Ю. А. Глотовым, В. В. Козловым, А. А. Шакеновым, Г. Е. Мининым, М. И. Разумовым и др.

Поступательное развитие факультета в 1990-х гг. связано с приходом молодых художников, которые внесли свой вклад в развитие художественного образования и подготовку кадров высшей художественно-педагогической квалификации. Это М. И. Разумов, А. А. Шакенов, В. С. Воробьев, кроме того, были приглашены на преподавательскую работу художники, члены Союза художников России А. А. Чермо-шенцев, В. И. Маслов, Г. П. Кичигин и др. Все они получили звание профессоров, внесли значительный вклад в развитие факультета, стали заслуженными художниками РФ, активными деятелями сферы искусства.

В середине 1990-х гг. на факультет были приглашены ученые, художники-педагоги, среди которых доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Медведев, К. Ж. Амирга-зин, Л. А. Ивахнова, кандидат педагогических наук, доцент

И. В. Солодухин, что способствовало развитию научного направления на факультете. Была открыта аспирантура по специальности 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания (изобразительному искусству), был создан второй в РФ специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по данной специальности. В этой связи многие преподаватели факультета и других регионов России получили возможность защитить кандидатские диссертации. Это повысило научную значимость факультета среди педагогических вузов РФ.

Накопившийся методический опыт и высокий профессиональный уровень педагогического состава, а также потребности региона в специалистах позволили факультету искусств Омского государственного педагогического университета в 2000 г. лицензировать и непедагогические художественные специальности, такие как «художник-дизайнер», «художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», в 2003 г. «художник монументально-декоративного искусства». Объединение на одном факультете педагогического и художественного направления создало новые возможности для развития системы эстетического воспитания и непрерывного художественного образования региона.

В этой связи открываются новые кафедры, создаются специализированные мастерские, для которых закупается современное оборудование, компьютеры. Кафедру изобразительного искусства и методики его преподавания возглавила профессор Л. А. Ивахнова, кафедру дизайна - доцент В. И. Костенко, кафедру монументально-декоративного искусства - доцент Е. Д. Дорохов, кафедру декоративно-прикладного искусства - доцент А. И. Сухарев. Интеграция педагогического и художественного направления в подготовке специалистов, а также широкий спектр художественных специальностей, массив творческих результатов и объем учебной работы позволил в 1997 г. факультету стать самостоятельной единицей - Институтом искусств в структуре педагогического университета.

Сегодня факультет искусств ОмГПУ является не только центром научно-педагогической и творческой подготовки

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

129

педагогических кадров, но и оказывает влияние на художественную жизнь города и региона, является активным участником в развитии системы непрерывного художественного образования детей и взрослых.

Система непрерывного художественного образования Сибири является частью уникальной системы художественного образования России. Анализ тенденций развития института искусств свидетельствует о том, что у него есть все показатели регионального центра эстетического воспитания и художественного образования. Художественное образование сопровождает человека в течение всей его жизни. Понятие непрерывного образования рассматривается как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Многие выпускники художественно-графического факультета (это название существовало до 1997 г.) стали заслуженными учителями школ, учеными, преподавателями колледжей, лицеев, художественных школ, вузов, успешными и востребованными художниками, что является несомненным достижением факультета искусств и педагогического университета в Омске.

В настоящее время на факультете осуществляется многоуровневая подготовка: бакалавриат, магистратура, аспирантура. На уровне бакалавриата осуществляется подготовка бакалавров художественного образования, дизайна, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, музыкального образования, а также специалистов монументально-декоративного искусства. Магистерская подготовка осуществляется по программам: «Художественное образование», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Музыкально-компьютерные технологии».

Научная составляющая на факультете представлена подготовкой и проведением ежегодной студенческой научно-практической конференции «Современные проблемы художественного образования», руководством и рецензирование выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций. Преподаватели факультета принимают участие в выставках различного уровня, в работе жюри конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств», в НОУ «Поиск», в работе научно-практических конференций международных, всероссийских, региональных и др.

Факультет сегодня по многим показателям признан одним из лучших художественных факультетов педагогических вузов России. На факультете функционирует система непрерывного художественного образования: довузовский уровень представлен Малой художественной академией; вузовский уровень включает обучение на бакалавриате и в магистратуре, послевузовский представлен обучени-

ем в аспирантуре и возможностью осуществлять научное исследование в качестве соискателя и защитить диссертацию в диссертационном совете.

В настоящее время факультет представлен несколькими структурными подразделениями. Возглавляет факультет искусств декан доктор педагогических наук профессор, академик РОА, заслуженный деятель культуры Леонид Георгиевич Медведев. Заместители декана по очной форме обучения кандидат педагогических наук, доцент Андрей Иванович Сухарев, по заочной и очно-заочной форме обучения кандидат педагогических наук доцент Наталья Петровна Головачева. По основным направлениям подготовки обучающихся созданы кафедры, которые возглавляют:

- кафедру изобразительного искусства и методики его преподавания - отличник образования Республики Казахстан, доктор педагогических наук профессор Любовь Александровна Ивахнова;

- кафедру дизайна - профессор Сергей Николаевич Краморов;

- кафедру академической живописи и рисунка - кандидат педагогических наук доцент Евгения Валерьевна Скрип-никова;

- кафедру теории и методики музыкально эстетического воспитания - кандидат педагогических наук доцент Павел Зигфридович Феттер;

- кафедру монументального и декоративного искусства - доцент Павел Георгиевич Минин.

Факультет искусств и кафедра изобразительного искусства и методики его преподавания в своей деятельности реализуют принципы художественного образования и эстетического воспитания. Деятельность института искусств выходит за рамки, отведенные государственным стандартом. Преподавательский состав факультета и кафедры следует тенденциям развития российского образования, ведет постоянное обновление и модернизацию учебных программ, находит эффективные формы работы со студентами, повышает уровень научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и преподавателей. Преподаватели кафедры изобразительного искусства и методики преподавания занимаются методической и научной работой, участвуют в эстетическом воспитании и художественном образовании не только студентов факультета, но и учащихся других учебных учреждений.

Диссертационный совет Д 212.177.06 осуществляет подготовку научных кадров для всех уровней непрерывного художественного образования. Рассматривает и решает проблемы художественного образования и эстетического воспитания Сибирского региона.

© Ивахнова Л. А., 2015

130

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.