БЕЛАРУСКАЯ ДЗЯРЖАУНАЯ АКАДЭМ1Я МАСТАЦТВАУ .,1||11111|1,.
||||||п|
■иишшшЛ
у Л признанный центр культурного и эстетическо-
■ ' I '/Л го воспитания, где ведется непрерывный поиск -Ж. талантов, открываются новые имена и создаются
шедевры, которые пополняют национальную и мировую сокровищницы культуры. Споспешествуют этому творческо-педагогические школы, сформированные в стенах вуза.
Так, фундамент профессионального театрального образования заложили работавшие здесь народные артисты БССР Е. Мирович, К. Санников, Д. Орлов, народная артистка РСФСР В. Редлих (ученица К. Станиславского) и их ученики и последователи. Создана белорусская творческо-педагогическая школа скульптуры, родоначальником которой был народный художник и лауреат Государственной премии БССР профессор А. Бембель. За время существования отделения профильное образование получили свыше 110 художников-скульпторов, среди которых народные художники БССР, лауреаты государственной премии БССР А. Аникейчик, Л.Н. Гумилевский, И.Е. Мисько; лауреаты Государственной премии Республики Беларусь А.М. Финский, А.Е. Арцимович, А.В. Дранец, В.М. Летун; лауреат Премии профсоюзов Беларуси С.А. Логвин (награжден золотой медалью Российской академии художеств). Возглавляет кафедру скульптуры доцент В.И. Слободчиков, его работы находятся в Национальном художественном музее Беларуси, Третьяковской галерее, музее современного изобразительного искусства в Минске, галерее в Италии, музее в США, зарубежных коллекциях. Преподавателями академии создано свыше 300 монументальных объектов, среди которых Курган Славы, Хатынь, памятники Евфросинье Полоцкой, князю Изяс-лаву, А.С. Пушкину, В. Мулявину, Патриарху Алексию II. В 2015 г. открыт мемориальный комплекс «Тростенец», автором центральной композиции «Врата памяти» является старший преподаватель К.А. Костюченко.
Основателями современной школы живописи признаны народные художники Беларуси В.К. Цвирко и И.О. Ахремчик. Достойными продолжателями ее лучших традиций стали академик Национальной академии наук, народный художник, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии Союзного государства, лауреат Международной премии им. Дж. Неру Г.Г. Поплавский; народный художник, лауреат Госпремии Л.Д. Щемелев; народные художники Беларуси Б.Ф. Герлован, В.А. Громыко, В.И. Товстик, А.В. Барановский. Произведения выпускников академии находятся в коллекциях Национального художественного музея Республики Беларусь, в Третьяковской галерее, Могилевском областном художественном музее им. П. Масленико-ва, Центральном Доме художника (Москва), собрании П. Людвига (Дюссельдорф, Германия), частных собраниях в России, Греции, Японии, США, Франции, Великобритании, Китае, Италии, Канаде, Ватикане, Испании, Австрии и др.).
диалог культур
Белорусская государственная академия искусств - единственное в нашей стране высшее учебное заведение,которое готовит специалистов для национального профессионального искусства -театрального, изобразительного, экранного, дизайнерского и декоративно-прикладного -в 2015 г. отметила 70-летний юбилей.
Профессор, народный художник БССР Гавриил Ващенко с преподавателями академии
Народного художника Беларуси, лауреата Государственной премии Г.Х. Ващенко по праву можно назвать основоположником монументально-декоративного искусства в нашей стране. Творческое ядро школы составляют преподаватели, магистранты, аспиранты кафедры под руководством В. Л. Зинкевича -заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, профессора, члена Международного союза художников «БасЬ^тегк» (Германия), лауреата Государственной премии Республики Беларусь, почетного академика Российской академии художеств. На их счету свыше 2 тыс. монументальных, реставрационных и станковых живописных произведений.
У истоков современной отечественной графики стояли заслуженный деятель искусств Беларуси профессор П.К. Любомудров и народный художник Беларуси, заслуженный деятель искусств Польши, лауреат Государственной премии Республики Беларусь В.П. Шарангович. Среди выпускников кафедры 3 народных художника Беларуси, 7 заслуженных деятелей искусств, 8 лауреатов Госпремии, 2 лауреата премии Федерации профсоюзов Беларуси, 4 дипломанта Академии художеств СССР. Основными научно-творческими направлениями школы являются станковая и книжная графика, ее представителями создано свыше 25 тыс. графических работ.
Основатели школы графического дизайна и шрифта БГАИ -кандидат архитектуры, доцент А.Н. Заневский и лауреат премии «За духовное возрождение» профессор П.А. Семченко. Ее ярким представителем является кандидат искусствоведения, доцент М.Г. Борозна, нынешний ректор БГАИ, почетный академик Российской академии художеств, член Белорусского союза дизайнеров, председатель Республиканского совета по монументальному искусству, автор свыше 200 работ по книжной графике, графическому дизайну, искусству плаката и шрифта. Выпускниками школы создано свыше 10 тыс. графических работ и плакатов. Один из них, выполненный студенткой кафедры, вошел в 50 лучших плакатов мира за 2008-2013 гг.
Самое молодое подразделение академии - факультет экранных искусств (декан П.В. Иванов). Но, невзирая на юный возраст, его студенты и выпускники уже успели заявить о себе, получив признание не только в стране, но и за ее пределами.
О высоком международном признании профессиональных достижений Академии свидетельствует тот факт, что работы студентов и педагогов неоднократно экспонировались на международных выставках в Италии, Швейцарии, Норвегии, Германии, Австрии, Нидерландах, Великобритании и других странах, а произведения белорусских художников находятся в частных собраниях и коллекциях музеев многих государств мира.
Академия искусств - образовательный мультикомплекс, в котором объединены, если можно так выразиться, стихии на первый взгляд несовместимые, но неразрывно связанные между собой - театральное и экранное, изобразительное искусство и дизайн. По каким законам они развиваются, рассказывает ректор Белорусской государственной академии искусств кандидат искусствоведения Михаил БОРОЗНА.
Это совершено разные творческие практики, которые можно характеризовать и как классические, и как синтетические. Их корни следует искать в авангарде в 20-х гг. прошлого века, к примеру в футуристическом спектакле-опере «Победа над солнцем», премьера которого состоялась в Москве, а его новая версия была поставлена на Витебской сцене в 1920 г. Над созданием этой провокационной и нестандартной постановки работали поэт Алексей Кручёных, композитор Михаил Матюшин. Сценографию разрабатывали Ирина Ермолаева и Казимир Малевич. Из дошедших до нас дневниковых записей мы знаем, что спектакль сопровождался вспышками света, скрежетанием металла; по сцене переносились квадраты и кубы, перекатывались шары, в общем, происходило то, что назвать оперой в классическом понимании нельзя. Это был скорее синтез проектного мышления, индивидуального творческого горения, изобразительного искусства, архитектуры, сценографии, дизайна и еще много чего. Авангардистские течения, как и наличие различных групп, модернистов и реалистов, существовавших в изобразительном и театральном искусстве, стремившихся внести свой вклад в создание нового творческого послевоенного простран-
ства, которое отвечало бы духу времени, дали о себе знать. Сначала в 1945 г. был основан Театральный институт, а спустя 8 лет - после острых дискуссий, полемик, споров - он был преобразован в Театрально-художественный. Возникшая модель - это эксперимент, попытка преодолеть границы жанров, синтез искусств, генерация новых художественных практик. На протяжении 70 лет Академия доказывает его состоятельность. Театральное, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, экранное, дизайнерское развиваются по законам, которые становятся более эффективными, ибо представляют собой диалог культур, дополняющих друг друга. За этот период сложилась уникальная система (можно назвать ее национальная, белорусская), которая заняла свою нишу, завоевала авторитет, стала привлекательной для международного обмена и участия в глобальных программах.
- Отличается ли образовательный процесс в Академии от других высших учебных заведений?
- Нельзя приравнять подготовку инженеров, врачей, педагогов или, к примеру, спортсменов
к воспитанию художников, скульпторов, режиссеров. Потому что в основе образовательного процесса первых лежат в определенной степени унифицированные продукты - образовательные и профессиональные стандарты. Но они не работают, когда мы говорим о подготовке людей творческих профессий. Безусловно, какие-то элементы классической школы используются нашими педагогами, но мы можем говорить лишь о компонентах, каких-то частях. Есть дисциплины, скажем так, мировоззренческого толка, где применима унификация: у художников это композиция, у дизайнеров - проектирование, у скульпторов - проектирование и конструирование. А есть предметы исключительно творческого плана. Можно сказать, у нас классические дисциплины интегрированы с творчеством, с ремесленничеством и наукой.
- Процесс воспитания в вузе - это среда,
в которую студент «погружается» на протяжении всего периода обучения. Со стороны кажется, что в Академии создан микроклимат, сотканный бережным отношением педагогов к ученикам, скрепленный личным авторитетом преподавателей и творческой свободой студентов.
- В определенной мере это завоевание предыдущих поколений: что у нас нет места муштре и что мы готовим специалистов в довольно вольном режиме. Но эта вольность все-таки относительная, ибо имеет ограничения. Образовательная среда - не свободная стихия, мы подчинены единому педагогическому процессу, стратегии, где действуют свои требования,
планы, сроки, семестры, универсальные стандарты, которые надо не просто знать и придерживаться их, а выполнять. Для того чтобы подготовить и воспитать творца, нужна особая педагогическая атмосфера, культура, платформа, позволяющая научить студента думать, не бояться экспериментировать. Это под силу только тем, кто сам владеет экстрактом опыта предыдущих поколений, готов идти навстречу неизвестному, расположен к поиску, непрерывному личностному и профессиональному развитию. В этой связи уместно вспомнить отзыв о нашей работе, полученный от одной из наших выпускниц. Она очень образно охарактеризовала ее: «Вы подводите нас к горе, по которой нужно карабкаться вверх, мы обрели уверенность, что преодолеем перевал».
Мы готовим специалистов, создающих эстетическую среду, которая становится заметной реальностью, а порой произведением искусства, которое будет существовать не 5-20 лет, а столетия. В основе лежит не просто передача ученику мастерства учителя, а, по моему убеждению, педагога-мастера, творца и личности. Только при таких условиях он может мультиплицировать знания, навыки, воспитывать художника, гражданина, патриота своей страны. Никакие заимствованные методики, никакие рациональные идеи о правильности подготовки специалистов в области искусства не будут эффективными, если в основе не лежит процесс воспитания и формирования личности. Это работа не одного человека, а сплоченной команды профессуры, читающей свои курсы по материаловедению, философии, истории, сопромату с акцентом на специальность и специализацию. Только так студент может получить концентрированные мировоззренческие знания из разных областей наук, что позволит в дальнейшем ему самовыражаться и самореализовываться. Наши педагоги - мастера, достигшие высот как с точки зрения собственной самоидентификации, так и овладения педагогическим искусством. При этом мы с гордостью можем говорить о том, что даже в самые сложные времена у нас не было конфликта поколений. Академия эволюционировала, а в ее стенах
формировался профессорский костяк, облаченный в мантию свободолюбия, творческой искренности, активности, которые понятны молодежи и которые она принимает, и которыми окрыляется.
- Какова роль науки в образовательном процессе?
- Без науки невозможно готовить ни дизайнера, ни художника. К тому же у нас есть и сугубо наукоемкая специальность, к примеру «реставратор», которая требует от художника знаний в области материаловедения, химии и химических процессов, составов изделий, свойств материалов, знаний стилей, формообразования, истории, умения и способности вживаться в эпоху. Он должен правильно определить, с какой технологией следует подходить к реставрации, чтобы не «убить» произведение, знать, в какую эпоху какие материалы существовали и применялись, какими техниками владели художники, чтобы почувствовать мелодику произведения. Это единство - синтагма - наук, знаний, ремесленничества, интуиции и креативности. Так же сложно создавать произведения монументального искусства, скульптуры, мозаики, где творец должен быть знатоком оптических свойств материла, их светопроводности, усадки и защиты, цветоформы, законов литья, технологий сварки и прочего. Одна из последних работ нашего выпускника Константина Костюченко - бронзовый монумент «Врата памяти» в Тростенце - яркий тому пример. Стоит отметить, что при изготовлении модели использовались инженерные приемы и инновационные методы, лазерные технологии и 3Б-моделирование, что позволило по заданным параметрам создать десятиметровую скульптуру в очень сжатые сроки.
- Есть ли возможность у студентов изучать
и, самое главное, применять весь арсенал передовых технологий, следить за наиболее значимыми тенденциями в искусстве?
- Все наши лаборатории снабжены исключительно лицензионными программами. Это наша главная цель, и, как вы понимаете, следовать ей не просто, потому что это недешевые продукты. Вместе с тем у нас довольно большой объем дисциплин, где рисунок, композиция создаются не только с помощью компьютерных технологий, но и карандашами, красками. Педагоги умело включают в образовательный процесс наработки современного искусства и социальных практик, дигитального искусства и дизайна, программирования и анимации, медиа-архитектуры и перформанса. Ежегодно вырабатываются новые художественные стратегии и методы, которые в итоге находят свое воплощение в различных форматах - творческих дискуссиях, конкурсах, кино- и видеопоказах, хеппенингах, театральных
постановках, поэтических и звуковых выступлениях, участии в фестивальных программах и выставках. Все это - апробация новых технологий, которые постепенно внедряются в образовательную практику. Я вспоминаю свои первые шаги в Академии, когда инициатива конструктивного характера, кому бы она ни принадлежала, принималась и поощрялась. Это не значит, что мы вытворяли что-то невообразимое. Мы, молодые, были полноправными участниками создания новой истории искусств Беларуси XXI века. Так, лично мной было предложено включить арт-ди-зайн в образовательную программу, и это тогда, когда о нем говорили только шепотом. Потом студенты предложили ввести курс искусства плаката, андеграунд. Эти новации были приняты профессурой. Старшее поколение допускало лишь шутливые замечания на этот счет, но абсолютно дружеские, что наглядно подтверждает диалог поколений и открытость новому. Сейчас мы расширяем спектр дисциплин. В учебный процесс введены новые специализации -эксподизайн и реклама, коммуникативный дизайн и фотографика, веб-дизайн и дизайн предметно-пространственной среды, дизайн интерьеров и телереклама. Мы постоянно развиваемся. Так, из кафедры кинотелеискусства со временем выделилась кафедра режиссуры кино и телевидения, далее из ее среды образовались кафедра кинотелеоператорства, кафедра менеджмента, истории и теории экранных искусств, кафедра звукорежиссуры. Это связано, как правило, с тем, что мы стремимся следовать тенденциям в искусстве, отвечать на потребности общества и в соответствии с этим расширяем панораму подготовки специалистов для различных отраслей экономики.
- Сравнительно недавно в стенах Академии был создан научно-исследовательский отдел. Чем вызвано его появление?
- Прежде всего - необходимостью совершенствования подготовки научных кадров высшей квалификации. Хотя она в БГАИ ведется через аспирантуру
и докторантуру с 1962 г., тем не менее кандидатских и докторских работ подготовлено мало. К 1998 г., когда я защищался, в Академии я был четвертым человеком, получившим ученую степень кандидата наук в области изобразительного искусства и архитектуры. Сейчас в год проходит не менее четырех защит по искусствоведению. Последняя работа А.Е. Шиф-рина посвящена принципам дизайн-проектирования мультимедийных изданий. Кстати, он был основателем первой лаборатории мультимедиатехнологий в Белорусском государственном институте проблем культуры. Готовятся диссертации о современном монументальном искусстве, о колорите и цвете в живописи, исследуются различные исторические явления в искусстве прошлых веков, а также проблемы современного состояния искусства и дизайна. Раньше
только театральное искусство занимало лидирующие позиции по диссертационным исследованиям. Этой работой руководил мой предшественник, бывший ректор БГАИ Р.Б. Смольский. Следует отдать должное Ричарду Болеславовичу, который много сделал для поднятия статуса научных исследований. Теперь и вопросы современного искусства стали выводиться на уровень диссертаций. Их материалы, к примеру Кристины Стрикилевой - о своеобразии современного дизайна, адаптируются в учебный процесс и становятся его частью. Собственно, этим целям служат все исследовательские работы, они обращаются к истокам, основам, научному анализу прошлого и происходящего. Кроме того, защита - это полемика, анализ документального, архивного материала, внедрение. Так, пару лет назад была защищена диссертация по международным выставочным проектам кураторской практики.
Еще один важный момент: дипломные работы наших выпускников хранятся в Академии с 1950-х гг., к тому же все они визуализированы. Поэтому нам легко анализировать собственный опыт, не нужно рыться в библиотеках, чтобы понять, что изменилось в работах, к примеру, за 1960-1970-е гг. Благодаря искусствоведческому описанию, исследованиям мы создаем не только звуковую, но и визуальную картину эпохи. С прошлого года мы издаем сборник дипломных работ, куда помещаем проекты всех студентов и всех факультетов. Это позволяет педагогам оценивать качество образовательного процесса, проследить, какие позиции стоит усилить, какие практики, ремесла расширить, от чего можно оказаться. Традиции нашего образования в силу особенностей их исторического и культурного развития четко прослеживаются.
- Глобализация стала распространенным феноменом, из-за которого все страны, народы
и культуры связаны друг с другом. Оказала ли она влияние на Академию и ее выпускников?
- Глобализация - средство развития и движения культур. Пример тому - графические миниа-
Юрий Яковенко, офорт, 2007 г. (1)
Валерий Славук, офорт «Дерево» (2)
2
Памятник Сымону Будному в Несвиже и Адаму Мицкевичу в Новогрудке
тюры Юрия Яковенко, апеллирующие к мифологической памяти предков и завоевавшие симпатии зрителей многих стран. Заслуживают внимания работы художника-иллюстратора Павла Татарни-кова - молодого лауреата Государственной премии Республики Беларусь, выставки которого успешно прошли в Италии, Сингапуре, Китае, Великобритании. Наши выпускники гармонично вписались в глобальный мир искусства. Анжела Малышева -доктор факультета графики университета Валенсии, покорившая своими гравюрами жюри конкурса Биеналле в Испании. Бывший король Хуан Карлос подписывал ей диплом победителя, а нынешний -диплом доктора наук, профессора. Таких примеров немало. Молодежь вовлечена в международную кол-лаборацию. У нас обучаются на разных специальностях граждане Дании, США, Японии, Китая, Кипра, Франции. Искусство интернационально, потому что общечеловеческие ценности едины.
- Каков он, современный абитуриент?
- Каждый наш студент - это приобретение и ценность, потому что к нам не поступают случайные молодые люди, а приходят те, кого влечет непреодолимое желание быть деятелем искусства. Бывает, конечно, что успешно сдают вступительные экзамены, скажем так, потенциальные ремесленники, но такие уже после первого семестра, как правило, отсеиваются, не пройдя тест на «творческий полет», не проявив себя. В этом нет ничего страшного. Случается и по-другому: когда молодой человек недополучил каких-то знаний, но с помощью педагогов, собственного усердия, творческой искры быстро выравнивается и вырывается
вперед. К их числу принадлежит художник-иллюстратор Валерий Славук. Он не оканчивал художественной школы, училища. А сегодня это заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, профессор - один из самых уважаемых педагогов Академии. Процесс раскрытия человека искусства может быть очень скоротечным, он может сформироваться как личность в дипломной работе, а может стать мастером через годы. Вот почему так ценно умение педагога это заметить, не подвести всех под один ранжир, не поставить неутешительный диагноз бесталанности, а поддержать, ободрить, направить. Творчество всегда подчинено некоему эмоциональному движению, оно затрагивает сферу чувств и эмоций. Это надо помнить и понимать. К тому же это самый конкурентный вид деятельности. Художники, актеры всегда стремятся к лидерству. А лидерство - это борьба. Художники хотят, чтобы их картины висели в музеях, выставлялись на выставках, интерьеры были признаны на фестивалях, работы режиссеров занимали призовые места в конкурсных кинопоказах. Поэтому перед нами всегда стоит сверхзадача - готовить мастеров такого уровня.
- Рыночные отношения не обошли стороной сферу искусства. Удается ли коммерциализировать студенческие работы?
- Для нас важно, чтобы они были реализованы в конкретном пространстве. И здесь нам есть чем гордиться. К примеру, памятник Сымону Будному в Несвиже - дипломный проект Светланы Горбуновой и заказ города. Выдающийся результат - памятник Адаму Мицкевичу в Новогрудке - Валерьяна Янушкевича. При этом автор выступил в двух ипостасях - и художника, и менеджера, сам нашел финансирование для своей работы. Таких примеров много, среди них - диплом 2015 г. выпускниц кафедры монументально-декоративного искусства художественного факультета Юлии Антонюк и Ольги Мокат, разработавших часть оформления интерьера гостиницы «Минск». Роспись Ольги Мельник-Малаховой украшает зал брифингов Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Особая гордость - роспись стен храма Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря в Могилевской области, а это целых 800 квадратных метров. Роспись выполнена нашим выпускником Антоном Бельским, первая ее часть была дипломом, а вторая - как самостоятельная работа автора. Этот проект выдвинут на премию «За духовное возрождение». Аналогов ему в Беларуси нет. Расценивать это как коммерциализацию не стоит, это заслуга наших выпускников, чьи работы, талант находят своего потребителя.
Адлш пэуных дат
Фото Алеси КАСЬЯН
Уладз1м1р М1шчанчук,
дэкан
тэатральнага факультэта БДАМ, заслужаны артыст Рэспублш Беларусь, прафесар,
лаурэат спецыяльнай прэмп Прэзщэнта Рэспублш Беларусь
Hаблiжэнне святочнай даты - 70-годдзя Акадэмii мастацтвау - выклшала на успамш тыя гады, калi я упершыню дакранууся да яго вялшасщ мастацтва, паступiyшы у 1964 г. у Беларускi дзяржауны тэатральна-мастацкi ш-стытут. Безумоуна, псторыю пiшуць людзi, i мне вельмi пашчасцiла, што на маiм шляху сустрэлкя сапрауды цiкавыя асобы, пра ямх я yспамiнаю зараз i буду памятаць усё жыццё. Гэта людз^ якiя стаялi ля вытокау тэатральнай творчасцi, складалi летапiс сучаснага айчыннага тэатра i былi тым падмуркам, на якiм ён будуецца сёння. I я вельмi удзячны iм за тое, што яны звярнулi на мяне сваю прафесшную увагу, далi права насiць высокае званне студэнта такой статуснай навучальнай установы, якой па сён-няшнi дзень з'яуляецца БДАМ. З задавальненнем хачу назваць прозвшчы сваiх першых настаyнiкаy: Веры Паулауны Рэдлiх, народнай артысткi Расш-скай Федэрацыi, якая у свой час узначальвала тэатр «Чырвоны факел» у Раса, потым жыла i працавала у Мiнску; Аляксандра Iванавiча Бутакова - выпуск-нiка нашага шстытута, уладальнiка студэнцкага бiлета №1; Дзмггрыя Аляксеевiча Арлова - народнага артыста Беларусi, загадчыка кафедры мастацтва акцёра. Хачу успомнщь педагога па танцу - выдат-ную балерыну Вялiкага тэатра оперы i балета Тамару Сяргееуну Узунаву; Сямёна Паyлавiча Школьнiкава -
аутара вучэбных дапаможшкау па грымёрнаму майстэрству, па ямх мы вучым сваiх студэнтау i зараз; заслужанага артыста Рэспублiкi Беларусь 1лью Львовiча Кургана, таксама выпускшка самага першага курса нашай альма-матэр i майго на-стаyнiка па сцэшчнай мове, якi да гэтага часу сваiмi парадамi дапамагае нам жыць i працаваць. Наогул узровень агульнай адукацьп i прафесiйнай падрых-тоyкi быу тады вельмi высомм, i тое, як яны вучылi нас i як ставiлiся да кожнай асобы, увогуле падаецца мне зараз нечым неверагодным.
Лiха без дабра не бывае
Але ж i патрабаваннi да студэнтау былi адпа-веднымi. Напрыклад, Аркадзь Якаyлевiч Скiр - вы-кладчык замежнай лiтаратуры, якi валодау пяццю мовамi i ведау свой прадмет надзвычай даклад-на, такой жа дакладнасщ дабiваyся i ад нас. Калi я на першым курсе здавау яму экзамен i па адной з паэм Сярэдневечча не змог назваць нейкую зуам няважную, на мой погляд, дэталь накшталт мя-нушю сабам Зеуса, то атрымау тройку i застауся без стыпендыi. Паугода я не атрымлiваy грошай, а браць iх у бацькоу не хацеу i нiколi гэтага не рабiy, i мне наша група кожны месяц са стыпендыi збiра-ла па рублю - усяго адзшаццаць рублёу. 1х хапала, каб, як кажуць, не працягнуць ногь За 15 капеек я мог паесщ у сталоуцы на вулщы Сурганава, якую мы называлi Бу-хенвальдам. Хлеб, соль, гарчыца былi бясплатнымi, суп без мяса каштавау 5 капеек, салат з капусты - 3 капейкi. Але ж хiба можна было падмануць малады арганiзм гэтымi пустымi стравамi? Што я рабiy? Карыстаючыся тым, што у сталоуцы заужды была чарга, брау суп, затым катлету ь каб яе не бачна было, ташу у гэтым супе. Аднойчы я такiм чынам абедау, а непадалёк ад мяне сядзеу незнаёмы дзядзька, якi, вiдаць, назiраy за мной i бачыу, што я еу -капусту, гарнiр i суп без мяса. Ён
Народная артыстка РФ В.П. Рэдл1х са сва1м1 вучням1
Дыпломны спектакль «Прыгоды Пятрова I Васечк1на», 2007 г.
(рэж. А. Грыненка)
дачакауся, калi я выйду са сталоум, спышу мяне i кажа: «Хлопчык, на вось табе...». I дастау з кiшэнi памяты рубель, капейю, узяу маю далонь i палажыу туды гэтую жменю грошай. «А зараз iдзi назад i па-абедай як след».
Я нiколi не забуду гэтага добрага учынку зусiм незнаёмага мне чалавека i таго непрыемнага ста-новiшча, у якiм я апынууся. Пасля гэтага я назаусё-ды зрабiy зарубку на сваiм сэрцы вучыцца только на добра i выдатна. Таму пасля першага курса паехау у студэнцкi будаyнiчы атрад. Мы yтраiх - прад-стаунШ тэатральнага iнстытута Юра Шчуцкi, зараз артыст Вiльнюскага тэатра, Вiця Турмовiч, якi працавау у свой час у Тэатры юнага гледача у Мш-ску, i я, прылучыушыся да студэнтау педагагiчнага iнстытута iмя Горкага, паехалi у Казахстан будаваць аб'екты, звязаныя з сельскай гаспадаркай.
Як ш дзiyна, у далёкую дарогу паклшала жа-данне не тольк зарабiць грошай, але i атрымаць добрую адзнаку па рускай лггаратуры. Мне трэба было за лета перачытаць раман «Клiм Самгш» Мак-сiма Горкага ад корм да корю. Я баяуся, што нiколi не спраулюся з гэтай задачай, i вырашыу перанесцi экзамен на восень, каб адолець твор за час кашкулау. Вопыт з уах бакоу аказауся станоучым. У рэшце рэшт я i лггаратуру здау на выдатна, i грошай зарабiy на цалiне, i касцюм з туфлямi сабе купiy, i у мамы грошай не праау.
Але каб падтрымлiваць сябе матэрыяльна на працягу вучэбнага года, прыходзшася пад-
зарабляць грошы i шшым чынам. Найбольш распаусюджанай з'явай была разгрузка вагонау на чыгуначным вакзале. Тады не было спецыяль-ных прыстасаванняу, каб апаражняць цыстэрны з цэментам. Яго патрэбна было даставаць уруч-ную з люкау, якiя знаходзiлiся зверху пганцкай бочкi. Напачатку, пакуль можна было даставаць, мы выграбалi цэмент вёдрам^ а калi ён закан-чвауся, мяне апускалi yнiз, пакольк я быу самы маленькi i мог пралезцi у вузенькую адтулшу. Каб не задыхнуцца ад пылу, я брау свiтэр, якi звязала мая сястра, нацягвау сабе на рот i нос, заставалiся адкрытымi толькi вочы, на валасы адзявау шапку i у поунай цемнаце, як быццам пад зямлёй, працавау. Падавау напоуненыя вёдры наверх хлопцам. Тамм чынам за ноч апаражнялi цыстэрну, i нам плацт па 5 рублёу.
Выдаткi прафесП
У той жа час мы надзвычай адказна ставiлiся да вучобы. У мяне з'явiлася любоу - дзяучынка з Вiлейшчыны Людмiла Кучарэнка, якая потым стала маёй жонкай. Щкава, што пазнаёмiлiся мы з ёю амаль што у першы дзень паступлення, калi yбачылi свае прозвшчы у спiсе залiчаных студэнтау. I тады каля гэтага стэнда, дзе вкела аб'ява, ад радасщ, ад нахлынуушых эмоцый я яе пацала-вау. Яна таксама кiнулася мяне абнiмаць. Так што мы неяк адразу сталi сябрамi i многiя эцюды, якiя нам задавалi выкладчыкi па дысцыплiне «майстэр-ства акцёра», разыгрывалi сумесна. Мы шсцэшра-валi невялiкiя апавяданнi, розныя байкi, замалёyкi. Гэта была першая ступень пазнання прафесп - «я» у прапанаваных абставiнах. Творы мы выбiралi самi, а выкладчык тольм карэктыравау, раiy, як найлепей гэта ^раць. Памятаю, што мы з Лю-дай абралi аповесць Салаухша «Саламандра», дзе дзеянне адбываецца на беразе возера, i пачалi рыхтавацца. Трэба было паказаць урывак як мага лепш, бо на прагон павшны прыйсщ Вера Паулау-на Рэдлiх, Аляксандр Iванавiч Бутакоу, iншыя кансультанты. А рэпетыцыйная аудыторыя была, як заусёды, занята, бо усе нашы студэнты былi насамрэч апантаныя любiмай справай, працавалi па 24 гадзiны у суткi. Некаторыя наогул з шстыту-та не выходзiлi, хавалiся ад стоража пад лесвщай, начавалi у памяшканнi, каб iграць i удасканаль-ваць сваё майстэрства. Цёця Соня, якая была вахцёрам i сядзела «на ключах», уах нас ведала як аблупленых i добра знала, хто начуе у будынку. Але адносiлася да студэнтау з паразуменнем i была «сваiм чалавекам». Яна надоуга прашсалася сярод герояу нашых капуснiкаy.
Жылi мы тады у iнтэрнаце 1нстытута народнай гаспадаркi на вулiцы Свярдлова, дзе нам таксама месца для репетыцьп не знайшлося. Вымушаны
6brni з Людай кщ на вулiцу, каб там разыграць сюжэт. Непадалёк знаходзiлася вагоннае дэпо, дзе Mbrni паравозы. Мы пайшлi у тым накiрунку i хутка yбачылi вялiкую лужыну. Быу позш надвячорак, святла у тым месцы не было, мы падышлi да вады, уяyлялi сябе на беразе возера i паyтаралi тэкст. Каб адчуць сябе сапраyднымi героямi твору, паверыць у абставiны, мы пырскалкя вадой, яна з нас сцяка-ла, у гэты час я прызнавауся ёй у каханнi. Усё было рамантычна i узнёсла. Адрэпетыравалi i пашыба-валi у штэрнат, а на нас усе глядзяць, як на дзiвакоy, альбо смяюцца i адварочваюцца. Аказалася, што мы нагадвалi французсмх клашарау - брудных i пера-пэцканых, бо наша уяунае возера, якое так прыго-жа блшчэла пры святле месяца, было напоунена мазутай. Прыйшлося усю ноч ад яе адмываццца. На жаль, безнадзейна было сапсавана i адзенне, якое мы вельмi берагл i шанавалi. Але ж затое з гэтага моманту пачалося i наша каханне, якое працягваец-ца да сённяшняга дня, ужо 47 гадоу.
Бачаць вочы, што вь^раюць
Я ужо 30 гадоу працую з моладдзю - спачатку 5 гадоу загадчыкам кафедры майстэрства акцёра i рэжысуры, а затым чвэрць веку дэканам тэатральнага факультэта, i, парауноуваючы цяперашняе маладое пакаленне з нам^ бачу, што у ix натхнення i iмпэту, ямя былi у нас, троxi меней. I у гэтым я не хачу вшщь час, абставiны щ умовы жыцця. Мне здаецца, лёс чалавека у яго руках, i чалавек - гаспадар свайго лёсу. I калi ты паставiy перад сабой нейкую мэту, задачу, i калi у цябе ёсць жаданне пакарыць вяршынi прафесп, якiя намаляваны у тваiм уяyленнi, у тваix жаданнях, тваix пачуццях, то гэтыя вяршынi могуць табе пакарыцца. Калi ты жывеш, перабiваючыся з дня на дзень, прайшоу - i дзякуй Богу, калi больш манщь доyгi рубель, жаданне знайсцi нейкую выгаду, калi думаеш пра сябе i больш ш пра кога, то гэтага не адбудзецца. Канешне, грошы прыxодзiцца зара-бляць, бо без ix цяжка, зарплаты, яюя атрымлiваюць артысты, мiзэрныя, i тыя умовы, у якix iм прыходзщ-ца жыць, таксама нялепшыя, але калi ты вырашыу стаць артыстам, то усё роуна павiнен рабщь сваю справу добрасумленна i самааддана. I людз^ дзеля якix мы працуем, гэта ацэняць. Так вучылi мяне мае настаушю i гэтаму я вучу студэнтау. Таму першую лекцыю са сваiмi падапечнымi - уводзшы у прафесiю майстэрства акцёра - я распачынаю на Вайсковых могiлкаx каля помнiка Яyсцiгнею Афiнагенавiчу Мiровiчу, якi адчынiy дзверы у нашу прафесiйную тэатральную адукацыю. Не мшаю таксама магiл Янкi Купалы i Якуба Коласа, Глеба Глебава, Вштара Плато-нава, Аляксандры Клiмавай, Лiлii Давiдовiч i iншыx асоб, хто сваё жыццё аддавау без меры мастацтву. I вось каля помшка кожнаму з ix я распавядаю пра ix чалавечую гкторыю i творчую сутнасць, якiя рас-
крылiся дзякуючы вялiзнай адданасцi сваёй справе.
У мяне свая майстэрня, якой мруем я i мая жонка Людмша Пятроуна Кучарэнка, разам мы выпусцт не адзiн курс. Як кажуць, бачылi вочы, што вь^раль Нашы колiшнiя студэнты ужо маюць высомя званнi, становяцца лаyрэатамi спецыяль-ных фондау Прэзiдэнта, заслужанымi артыстамi Рэспублiкi Беларусь. Напрыклад, зуам нядауна Людмiла Сiдаркевiч у Рэспублжансмм тэатры бела-рускай драматурги атрымала гэта высокае званне. Там жа служыць i Максiм Брагiнец - вядучы артыст, уладальнiк многix мiжнародныx узнагарод, спецы-яльных прэмiй. У Нацыянальным рускiм акадэмiч-ным тэатры краюць Алена Дуброуская, Уладзiмiр Глотау, Алег Коц, Саша Багданава, Алена Стацэнка, Марына Дзянiсава, у Нацыянальным акадэмiчным тэатры iмя Янкi Купалы - Сяргей Рудэня, Вжторыя Чаулытка, Марта Голубева, Аляксей Яравенка. Не тольк у кожным тэатры рэспублШ ёсць мае вучнi, яны працуюць у мнопх краiнаx свету: адзш -у Вiльнюскiм рускiм тэатры, заслужаны артыст Ливы, член мастацкага савета, друп - у йалп, трэцi у Бельгй мае свой тэатр i сваю тэатральную школу, чацвёрты выкладае тэатральную справу у Германй. Аказваецца, мова - не перашкода для таго, каб зра-бщь кар'еру нават у такой складанай галше, як тэа-тральнае мастацтва, дзе слова мае вельмi вялшае значэнне. Самае галоунае i пераканаучае - гэта талент, вера у сябе, свае сiлы i магчымасщ.
Сакрэты майстэрства
Што датычыць тэатральнай навукi i сакрэтау акцёрскай прафесй, то яны, безумоуна, не стаяць на месцы, мяняюцца з цягам часу. Таму што тэатр -гэта жывы аргашзм, у яюм адбываюцца значныя змены, як i у нашым жыццi i асяроддзь I таму ка-рыстацца тымi прынцыпамi i тэорыямi, якiмi жылi у 1960-х гг., нельга - друпя тэмпы i умовы жыцця, погляды на рэчаiснасць, наогул - друп век. Адсюль мяняецца пахалопя чалавека, крытэрып адзнак,
З жонкай Людмшай Кучарэнка у спекташ «Пiгмалiон»
каштоунасщ. I таму змены, навуковыя адкрыцщ, навацыi, якiя адбываюцца на мiравых падмост-ках, у сусветным тэатры, мы, безумоуна, прымаем да увагь У нас склалiся добрыя мiжнародныя сувязi з рознымi замежнымi пляцоукамь Напрыклад, заключаны дамоyленасцi з Санкт-Пецярбургскай i Расiйскай тэатральнымi акадэмiямi, вельмi добрыя адносiны з 1нстытутам iмя Барыса Шчукiна. Цесныя стасункi з 1нстытутам Гётэ, з Польскiм шстытутам у Мiнску, з французскiмi калегамь Мы запрашаем вядомых дзеячау тэатра i кiно на творчыя сустрэчы з нашымi студэнтамi, праводзiм майстар-кла-сы. Да нас прыязджалi Леанвд Хейфец, Вячаслау Цярэшчанка, Уладзiмiр Паглазау, Яуген Жанавач, Мiкалай Губенка, Алег Табакоу, Кiра Муратава, Кшыштаф Зануа, Эмiль Кустурыца. Гэта выклад-чыю i рэжысёры мiжнароднага узроуню, ад ямх мы бяром лепшы вопыт i майстэрства. Артыст павiнен валодаць рознымi тэхналогiямi, ведаць розныя школы i накiрункi, таму у нас у гасцях пабывалi прадстаyнiкi тэатра Кабум, пластычнага, дакумен-тальнага, пахалапчнага тэатрау i г.д. Тым больш што у Акадэмii вучацца студэнты з Японii, Украiны, Расii, Венесуэлы, Орыи, Мадагаскара i iншых краш свету па розных спецыяльнасцях i накiрунках.
Усе дысцылiны - i агульнаадукацыйныя, i творчыя, якiя выкладаюцца на тэатральным факультэце, - намраваны на фармiраванне гар-манiчнай асобы i раскрыццё iндывiдуальнасцi таго щ iншага студэнта. Конкурсы у нас самыя вялiкiя сярод вузау Беларусь Наша вытворчасць - штучная, таму ужо сёння я звяртаю увагу на тых, хто будзе вучыцца у 2016 г. Я многа раз'язджаю па нашай краше, наведваю розныя фестывал^ конкурсы тэатральнага мастацтва. Напрыклад, зуам ня-дауна быу у Несвiжы, дзе ёсць выдатны народны драматычны тэатр, на фестывалi «Школьны тэатр» у Вiцебску, на фестывалi прафесiйных тэатрау у Ба-бруйску, Барысаве, Наваполацку. Там сустракаюся з школьшкам^ самадзейнымi артыстамi i правод-жу кансультацыi для тых, хто марыць паступiць у акадэмш. I так кожны год па крупщах я шукаю та-ленты. Кiрыла Дыцэвiча, якi стау мктарам Беларусь, я знайшоу у полггэхшчным коледжы, пераманiy яго да нас. Зараз ён ужо на чацвёртым курсе, здымаецца у кшо, iграе галоуную ролю у 50-серыйным фiльме. Ён таксама заняты у праекце «Папараць-кветка», спявае разам з Аленай Ланской. У яго вялжая бу-дучыня, хачу у гэта верыць.
Заутрашш дзень тэатра
Нягледзячы на усеагульную камп'ютэрызацыю i яуны перакос у гэты бок, тэатр жыу, жыве i будзе жыць. Я у гэтым упэунены. Таму што, ямя б нi былi дасягненнi у кiнематаграфiчным свеце, адкрыцщ у розных шшых кiрунках шоу^знесу, нашы пачуц-
цi i узаемаадносшы, годнасць асобы праяуляецца толькi пры сутыкненi з сапраудным чалавекам. Жы-выя суадносiны, жывое успрыманне таго, як пуль-сiруе думка у чалавека, як ён шукае словы, каб вы-разiць тую задачу, якая зараз валодае яго пачуццям^ калi ён гатовы падзялiцца iмi з гледачом, нельга замянiць камп'ютэрам, нейкай тэхшкай i нельга перавесщ у лiчбы. Пакуль жыве чалавек i у iм ёсць чалавечае, ён умее слухаць i чуць, глядзець i бачыць, разумее тое, што артыст не выразiy у словах, але адчувае у сабе. Калi гэта адпадзе (а гэта не павшна здарыцца анiколi), то у свеце будуць жыць не людзь а робаты. Пагэтаму тэатр проста неабходны, ён павi-нен застацца у гэтым камп'ютэрызаваным свеце, як выкапень, як нейкае дзiва.
Хачу да тых асоб, ямх я ужо успамшау, назва-ць iмёны людзей, якiя стваралi i ствараюць нашу прафесшную тэатральную школу. Гэта Уладзiмiр Андрээвiч Маланкiн, Яраслау Аляксеевiч Громау, Барыс Якаyлевiч Вiшкароy, Уладзiмiр Iванавiч Няфёд, Анатоль Вiкенцьевiч Сабалеускь Знакамiтыя артысты Барыс Платонау, Зшавда Браварская, Барыс Уторау, Георгiй Волкау. Рэжысёры Барыс Луцэнка, народны артыст Беларуа Валерый Раеyскi, якi 40 гадоу працавау галоуным рэжысёрам тэатра iмя Я. Купалы, Мiкалай Шншн, якi змянiy яго на гэтым месцы, Сяргей Кавальчык i Мiхаiл Кавальчык, якiя кiруюць Нацыянальным акадэмiчным драматыч-ным тэатрам i Беларусмм дзяржауным акадэмiчным музычным тэатрам. Мнопя з iх нашы вучнi, нашы выпускнш. Сярод iх заслужаны дзеяч мастацтвау прафесар Лiдзiя Манакова, народны артыст Рэ-спублiкi Беларусь Мжалай Кiрычэнка, загадчык кафедры рэжысуры Вггаль Катавiцкi i многiя iншыя. Прашу прабачэння за тое, што кагосьщ не успомшу - проста няма магчымасщ пералiчыць усiх. З новых перспектыуных пляцовак адзначу Рэспублiканскi тэатр беларускай драматурги, ямм кiруе наш выпускшк Аляксандр Гарцуеу. Гэта эксперыментальная сцэна, дзе iдуць зусiм новыя спектаклi нашых айчынных драматургау, менавг1а тут адбываецца адкрыццё будучых Дударавых, Макаёнкау, Купалау, будучых зорак. На Пяты рэспублшансю фестываль беларускай драматурги iмя Дунiна-Марцiнкевiча у Бабруйску прыехау Маскоyскi акадэмiчны тэатр iмя Маякоускага, якi прывёз спектакль па п'есе нашага былога студэнта рэжысёрскага факультэта Дзмiтрыя Багаслаускага. Пастаноука яго твора «А калi заутра няма» на Мiж-народным фестывалi студэнцмх дыпломных прац у Санкт-Пецярбургу, дзе прысутнiчалi лепшыя сусветныя навучальныя тэатральныя установы, атрымау гран-пры. Гэта пацверджанне высокага узроуню нашай беларускай тэатральнай школы, прычым ва yсiх яе праяуленнях: i драматургiчнай, i рэжысёрскай, i акцёрскай.
Художественное конструирование действительности
Факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства БГАИ является уникальной школой по подготовке дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства в нашей стране. Высокое качество их образования подтверждается востребованностью выпускников со стороны ведущих предприятий страны. О том, как ведется обучение специалистов такого профиля, рассказывает заведующий кафедрой теории и истории дизайна кандидат искусствоведения, доцент Яков ЛЕНСУ.
Дизайнерское образование в стенах нашего вуза начинается с 1967 г., когда в Белорусском государственном театрально-художественном институте была организована кафедра промышленного искусства. Однако движение в этом направлении началось немногим ранее, в 1964 г., когда в институте работала кафедра интерьера и оборудования, где занимались студенты, интересовавшиеся новой тогда для советской страны специальностью - дизайном. Лидером этого движения был студент, позже известный белорусский дизайнер Александр Елисеев. Заручившись поддержкой заведующего кафедрой Валентина Гусева, он со своими сокурсниками обратился в ректорат с предложением создать в институте специальную кафедру, которая готовила бы промышленных дизайнеров. В ректорате предложение одобрили, и она была организована. Первым заведующим стал Игорь Герасименко. В 1976 г. в БГТХИ был открыт художественно-промышленный факультет, впоследствии переименованный в факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства. Сегодня в этом сегменте работает семь кафедр: промышленного искусства, графического дизайна, интерьера и оборудования, костюма и текстиля, теории и истории ди-
зайна, декоративно-прикладного искусства, рисунка, живописи и скульптуры.
- Отечественный дизайн претерпевает существенные изменения в новых социально-экономических условиях. Как должна меняться в связи
с этим профессиональная подготовка дизайнера?
- Прежде всего я бы дал определение дизайна: это проектная деятельность по созданию предметной, визуальной или информационной среды с высокими потребительскими и эстетическими качествами. Следует помнить, что дизайн - это и процесс созидания, и его результат. Если мы говорим, например,
о дизайне интерьера, то можем иметь в виду и творческую работу по его проектированию, и само художественное решение. Поэтому перед современной дизайнерской школой стоит проблема подготовки специалистов широкого профиля, по существу - профессионалов новой формации, способных целенаправленно организовывать и управлять своей проектной, исследовательской и художественно-практической деятельностью, ставить и решать качественно новые задачи, которые возникают в духовной и материальной сфере развития общества. Современная школа дизайна должна готовить специалиста
Дипломный проект экстерьера легкового автомобиля на базе «Опель купе», 2014 г.
(автор С.Н. Рябчик)
Звнятия в мастерской графики
достаточно широкого профиля, образованного дизайнера-универсала, владеющего вместе с художественным мастерством основами инженерных знаний и, что очень важно, обученного работать в составе творческого коллектива. Для этого нужно решить следующие задачи: обеспечить формирование у будущего дизайнера глубины и широты профессионального мировоззрения; развивать в нем творческое начало, образное мышление и способность к логическому синтезу в процессе дизайнерского проектирования; помочь будущему специалисту овладеть профессиональными методами предпроектных и проектных дизайн-исследований, средствами функционально-технической и эстетической организации формы предметных объектов.
- С каких позиций, по вашему мнению, нужно рассматривать дизайнерское образование?
- В первую очередь как необходимую составную часть системы общего образования, ибо дизайн вмещает в себя методы познания, необходимые в любой деятельности. Обучение дизайнеров, будучи специфичным,
не может не учитывать общих тенденций и проблем школы, всего современного образования, поисков новых идеалов и форм. Воспитывать художественное мышление, визуальную культуру, эстетическое восприятие нужно со школьной скамьи, а то и с более раннего возраста. Можно утверждать, что дизайн наиболее адекватен современной школе в деле реальной гуманизации, именно он способен максимально эффективно решать проблему ее сближения с эстетической культурой современности. При организации же специального образования нужно считаться и с появлением в профессиональных коллективах таких ролевых функций, как концептуалист, программист-системщик, аналитик-исследователь, дизайнер-предметник и т.д. Все они требуют новых образовательных технологий, высокого профессионального уровня. При подготовке специалистов
дизайна необходимо соединять глубокие фундаментальные знания и основательную практическую подготовку, ориентированную на определенные отрасли промышленности. Поиск связи дизайнерского образования с производством является одним из приоритетных направлений в этой области.
- Как воспринимают ваших выпускников потенциальные работодатели?
- По сравнению с периодом десяти- и пятнадцатилетней давности реальный сектор экономики относится к дизайнерам уже
с большей заинтересованностью. Ряд руководителей предприятий считают, что работники такого профиля необходимы, однако остается и достаточное количество таких, которые уверены, что и без дизайна можно обойтись - так будет дешевле. Иные же не знают, что с дизайнерами делать, как их эффективно использовать, и поэтому привлекают их к несвойственной им деятельности. В связи с этим необходима просветительская и пропагандистская работа в этой области. Факультет дизайна и декоративно-прикладного искусства старается наладить связи с потенциальными работодателями. Для этого с ними ведется переписка для выявления потребности в специалистах, заключаются долговременные соглашения о сотрудничестве в образовательной, научной и производственной сферах, а также договоры о проведении производственной практики с учетом последующего распределения. Все это способствует налаживанию крепких связей вуза с реальным сектором экономики. Ежегодно факультет выполняет план по распределению выпускников, что свидетельствует о востребованности специалистов дизайна на отечественных предприятиях.
- Как на факультете развивается и стимулируется творческая активность студентов?
- С этой целью в БГАИ ежегодно проводится научная студенческая конференция, которая сопровождается выставкой творческих работ обучающихся. Так, для будущих дизайнеров в течение нескольких лет проводился проектно-творческий семинар «Дизр1ау», в рамках которого наши подопечные под руководством преподавателей выполняли конкретные проектные задания, о реализации которых потом публично отчитывались. Также студенты участвуют в различных выставках и творческих конкурсах, республиканских
и международных, где завоевывают призы и медали.
- Чем примечательна отечественная дизайнерская школа?
- В советское время в СССР белорусская дизайнерская школа ценилась, и общепризнано было, что она имеет свое неповторимое лицо. В трудные постперестроечные времена, когда дизайн в нашей республике, как и вообще на всем пространстве бывшего Советского Союза, был
в глубоком кризисе, многое в этой области было потеряно, однако отечественную школу дизайна все же удалось сохранить. Она вобрала в себя лучшие традиции прошлого и обогатилась новыми чертами, рожденными сегодняшним днем. Роль дизайна в современных условиях становится все более заметной, он эффективно воздействует и на экономику, и на стиль жизни, выходит за рамки отраслевых интересов и приобретает все более масштабный характер. В этой связи хотелось бы отметить, что, хотя темы по теоретическим и практическим проблемам современного дизайна, вопросам дизайнерского образования в нашей стране включаются в планы Министерства культуры Республики Бела-
русь по проведению научно-исследовательских работ, все же внимания государства к этой проблеме пока недостаточно.
- Любая школа, в том числе и дизайнерская, сильна своими представителями, которые внесли серьезный вклад
в развитие теории и системы подготовки кадров. Кого можно причислить к персоналиям, являющимся гордостью факультета?
- Многие наши выпускники смогли добиться значительных успехов на своем поприще. Вот только некоторые имена. Владимир Цеслер и Сергей Войчен-ко - дизайнеры-графики, известные не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, получившие огромное количество премий на различных престижных выставках и конкурсах. В частности, их плакат был экспонирован в галерее лучших рекламных работ парижского Лувра. Станислав Полоневич -знаменитый автодизайнер, разработка которого - автопоезд МАЗ-2000 - сделала сенсацию
на Парижском автосалоне. Павел Семченко - профессор, знаменитый каллиграф, автор нескольких книг о шрифтах. Александр Длотовский в свое время занимал должность директора Белорусского филиала Всесоюз-
ного научно-исследовательского института технической эстетики, впоследствии же стал первым председателем Белорусского союза дизайнеров. Дмитрий Сур-ский - теперешний председатель Белорусского союза дизайнеров, автор многих известных белорусских плакатов. Ряд воспитанников БГАИ - Олег Чернышев, Валентин Коломиец, Кристина Стрикелева, Елена Атрахович и др.- защитили кандидатские диссертации и работают в области теории дизайна и дизайнерского образования. СИ
Материалы рубрики подготовили Жанна КОМАРОВА и Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ
В скульптурной мастерской
Дипломная работа
Т.А. Удовиченко, 2006 г.