УДК 330.1
ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
кандидат экономических наук, доцент, филиал Дагестанского государственного университета в г. Дербенте (368600, Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Г. Алиева, 11). Е-таИ: [email protected]
Аннотация
В данной статье затрагивается вопрос о зависимости социально-экономического развития территорий различных уровней от сформировавшихся в них бюджетно-налоговых отношений. Дается характеристика условий социально-экономического развития Республики Дагестан. Приводится методика оценки и анализируется состояние налогового потенциала региона и его муниципальных образований. Обосновывается необходимость оптимизации распределения налогов между бюджетами различных уровней. Предлагаются пути улучшения деятельности налогового администрирования в регионе.
Ключевые слова: налоговый потенциал региона, налоговый потенциал муниципального образования, оптимизация распределения налогов между бюджетами, совершенствование налоговой политики, совершенствование порядка налогообложения малого предпринимательства, налоговые проверки, управление процессом сбора налогов, критерии механизма оптимизации налогов.
Несмотря на наметившиеся в последние годы позитивные тенденции, в Дагестане существует ряд проблем социально-экономического плана, которые становятся препятствующими факторами эффективной экономической политики в республике. По таким важным макроэкономическим показателям, как объем внутреннего регионального продукта и объем промышленного производства на душу населения Дагестан занимает место в последней десятке среди субъектов Российской Федерации. Собственные доходы консолидированного бюджета здесь составляют всего 20,7% [4].
Основной целью экономического развития республики в настоящее время становится максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Для этого, в свою очередь, необходимо определиться с приоритетными отраслями и направлениями развития экономики республики.
Основным звеном экономики республики является агропромышленный комплекс, общее положение которого остается довольно сложным. Хотя тенденции к увеличению объема производства сельскохозяйственной продукции и улучшению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий наблюдаются.
Приоритетное развитие сельского хозяйства со специализацией на виноградарство, садоводство, овощеводство обусловлены благоприятными природными условиями республики. Здесь занимаются также зерновыми, бахчевыми и кормовыми культурами, на равнине - орошаемым земледелием.
Основные отрасли промышленности в республике - пищевкусовая (переработка винограда; консервная, рыбная), топливная, машиностроение и металлообработка (сепараторы, термическое, электротехническое оборудование, приборы, станки, судоремонт и другое), электроэнергетика. Развиты также химическая отрасль (стекловолокно, лаки, краски и другое), производство стройматериалов, лёгкая промышленность (шерстяная, трикотажная, кожевенно-обувная). Народные промыслы: чеканка, ковроткачество [1].
Тагиров
Казиахмед
Тагирович
Следует отметить, что Республика Дагестан обладает определенным потенциалом социально-экономического развития, но в настоящее время он реализуется не в достаточной мере.
Решение этой проблемы в значительной степени зависит от элементов системы финансового обеспечения развития региональной экономики и институциональной структуры. Речь идет, прежде всего, о бюджетных доходах бюджетов региона и его муниципальных образований, которые формируются из разных источников. Обращает на себя внимание проблема налоговых доходов бюджетов (налогового потенциала территории).
Налоговый потенциал можно определить как оценку доходов, которые собираются в бюджет из налоговых источников, закрепленных за бюджетом в соответствии с законодательством. При расчете объема налоговых доходов следует строго применять показатели, от которых объективно зависят возможности получения налоговых доходов. Это основные элементы налога, данные прогноза социально-экономического развития, индексы потребительских цен, уровень собираемости налогов и сборов и др.
Региональный бюджет и бюджет муниципальных образований, формируются за счет отчисления от федеральных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов.
Расчет налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц определяется как сумма рассчитанного налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц, начисляемому и удерживаемому налоговыми агентами и налоговыми органами.
Налог на доходы физических лиц занимает значительное место в структуре налоговых поступлений. По сравнению с 2014 годом, его доля в составе поступлений консолидированного бюджета в 2015 году увеличилась и составила 49,2%. За 2015 год налоговыми органами на налоговый учет поставлено на 600 физических лиц больше, чем за 2014 год. Многие зарегистрированные предприниматели переведены на уплату единого налога на вмененный доход, остальная часть на упрощенную систему налогообложения и на общеустановленный порядок налогообложения.
Следует отметить специфические особенности, которые характерны республике в этой области: больше половины населения республики проживает в сельской местности, занимаясь сельскохозяйственным производством, уровень развития которого очень низок. И, конечно, поступления высоких налоговых платежей в доходную часть бюджетов от этого сектора экономики ожидать не приходится; последнее место в РФ, которое занимает республика по уровню заработной платы; уход в республике от налогов не только индивидуальных предпринимателей, но и крупных предприятий бизнеса. Так, компании такой весомой отрасли экономики республики, как топливно-энергетический комплекс, преднамеренно увеличивают себестоимость производимой продукции для того, чтобы не оплатить налог на прибыль.
Налоговые доходы относятся к категории налогового ресурса муниципальных образований. Базовой основой при их расчетах является налоговый потенциал, который характеризует доходные возможности соответствующей территории.
Практика взимания налогов и уплаты их в соответствующие бюджеты в установленные сроки повсеместно сталкивается с недоимкой прошлых лет, которая включается в налоговый ресурс муниципального образования. Кроме того, налоговый ресурс в отличие от налогового потенциала муниципального образования, учитывает и предоставляемые налоговые льготы в планируемом году.
Налоговый ресурс муниципальных образований можно рассчитать по каждому из налогов по формуле:
НР = НР + АН - Л,
п нед '
где НР - налоговый ресурс; НРп - плановый налоговый ресурс; АНнед - прирост недоимки по налогам (как разница его фактической величины на начало года и за отчетный период); Л - сумма льгот по налогам в планируемом году.
Такая методика применяется для обеспечения согласованности между финансовыми, налоговыми и экономическими службами при бюджетном планировании, осуществляемого в части опре-
деления налоговых доходов муниципальных образований в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики территории.
Кроме того, измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала имеет определенные преимущества. Во-первых, повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, так как снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из бюджета другого уровня; во-вторых, повышается заинтересованность в использовании налоговой базы, что приведет к отказу от предоставления необоснованных налоговых льгот.
Понятно, что значительного роста собираемости налогов можно добиться, если рационально использовать налоговый потенциал республики. Это подтверждают и итоги работы фискальных органов республики за последние годы [3]. По данным Управления ФНС России по Республике Дагестан за первое полугодие 2015 года, налоговыми органами республики обеспечено поступление более 13,45 млрд. руб. налоговых платежей в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды. Прирост поступлений, по сравнению с 2014 годом составил по федеральному бюджету 27,3 %, или 788,6 млн. рублей, по консолидированному бюджету РД - 1430 млн. рублей, или 33,8 %.
Из анализа структуры доходов бюджетной системы можно определить, что в последние годы устойчивую тенденцию к росту имеют такие налоги, как налог на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц и на пользование природными ресурсами. Поступление по ним составляет порядка 85% от общего объема всех поступлений.
По оперативным данным, в результате проведенных мероприятий налогового контроля за 2015 год дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней на сумму 925 млн. рублей. Общая сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (камеральных и выездных на лотовых проверок), относительно 2014 года, возросла на 32 млн. рублей, при этом сумма доначисления неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов увеличилась на 44,3 млн. рублей [4].
Развитие экономики региона, функционирование его институциональной системы, реализация программ в социальной сфере, тесно связаны с уровнем действенности и эффективности его бюджетно-налоговой системы [6].
Стремление к оптимизации распределения налогов между бюджетами различных уровней может, на наш взгляд, стать одним из эффективных направлений совершенствования системы налогообложения как фактора, воздействующего на социально-экономическое развитие территорий.
Полагаем, что в целях устойчивого развития экономики республики на первый план объективно встает задача совершенствования налоговой политики и системного решения ее основных задач. В частности, дальнейшие изменения в налоговом и бюджетном законодательстве должны быть направлены на обеспечение приоритетности формирования доходов региональных и местных бюджетов за счет тех доходных источников, в отношении которых региональные органы власти и органы местного самоуправления имеют необходимые и достаточные полномочия.
Требует пересмотра и методика исчисления земельного налога, которая основана на государственной кадастровой оценке. Как показывает практика планирования региональных и местных бюджетов на последние годы, исчисление земельного налога в соответствии с применяемой формой приводит к тому, что налоговая база по данным платежам в ряде муниципальных образований снижается.
Как известно, поступления от налога на имущество организаций полностью зачисляются в региональные бюджеты. Но региональные бюджеты могли бы рассчитывать на еще большие поступления от данного налога, если пересмотреть систему льгот, предоставленных федеральным законодательством по налогу на имущество организаций в отношении объектов общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, которые обусловливают значительные потери доходов местных бюджетов.
Альтернативой пересмотра этой системы льгот могла бы быть компенсация из федерального бюджета выпадающих доходов местных и региональных бюджетов.
В последние годы поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для бюджетов муниципальных образований становится одним из значимых доходных источников. Поэтому совершенствование порядка налогообложения малого предпринимательства, сельхозтоваропроизводителей также приобретает большое значение [2].
Особо следует остановиться на механизме исчисления и порядке уплаты налога на доходы физических лиц. Дело в том, что по действующему налоговому законодательству зачисление налога на доходы физических лиц предусматривается по месту работы, в связи с чем местные бюджеты недополучают финансовые ресурсы для развития инфраструктуры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг. Но в то же время, налоговые вычеты по данному налогу производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возмещение налога осуществляется из бюджета, в который он не поступал.
Следовательно, напрашивается уплата налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика. Это, на наш взгляд, может способствовать эффективному формированию местного бюджета и создать более благоприятные условия для проживания граждан.
В целом, разграничение и распределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней должно исходить из принципа разграничения расходных обязательств по разным уровням власти. Этот принцип требуется применить при разграничении налогов и по вертикали бюджетной системы, и по горизонтали, т.е. для межбюджетного регулирования [5].
В качестве важнейшего составляющего процесса совершенствования налоговой политики, в целом и процесса сбора налогов, в частности, можно считать налоговые проверки со всеми присущими им процедурами.
Ясно, что управление процессом сбора налогов должно осуществляться по строгой схеме, которая сочетает различные области знаний и элементы целенаправленного воздействия на объект.
Считаем, что для выработки путей и рекомендаций по рационализации системы управления по сбору налогов, а также выявления направлений воздействия данного процесса на налоговый потенциал региона необходимо решить конкретные задачи, к числу которых можно отнести:
• Рассмотрение динамики и структуры сбора налогов в субъектах Федерации для оценки производительности налоговой службы;
• Формирование организационно-экономической модели управления налогообложением и налогового администрирования;
• Усиление контроля деятельности недобросовестных налогоплательщиков.
Исходя из этого, можно определить следующие качественные критерии механизма оптимизации системы региональных налогов, позволяющие регулировать экономические и социальные параметры в регионе, обеспечивать поступления финансовых ресурсов в соответствующие бюджеты:
• возможность влияния органами государственной власти регионов на процессы развития федеральной налоговой политики и ее осуществления на региональном уровне;
• экономическая значимость основных видов налогов и сборов для развития региона;
• оптимальное количество региональных налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения развития региона.
В целом, налоговый потенциал региона и муниципального образования имеет свою структуру. Кроме того, существуют факторы различного характера, влияющие на его формирование. С учетом этого, а также требований и возможностей действующего налогового законодательства можно выделить следующие основные направления его увеличения:
• усиление информационной работы с налогоплательщиками;
• повышение уровня собираемости налогов, что характеризует эффективность работы налоговых органов и влияет на изменение налогового потенциала;
• уменьшение задолженности по налоговым платежам в бюджет;
• создание компьютеризированного банка данных по всем плательщикам имущественных налогов;
• установление лимитов кредитования, определяемых в зависимости от собственного капитала, их налогооблагаемой прибыли.
Литература
1. Доклад руководителя УФНС России по РД за 2015 год, 27.02.2015 г. - http://www.kadis.ru
2. Игнатова Т. В., Краснова О. И. Проблемы использования специальных налоговых режимов деятельности малых сельскохозяйственных предприятий / Развитие агропромышленного производства и сельских территорий: материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск 2 марта 2016 г.). — Новосибирск: Издательский центр «Золотой колос», 2016. С. 128-131.
3. Письмо Управления ФНС России по РД. Заседание Правительства РД, октябрь 2015 г. - http://www.kadis.ru
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015 г. С. 399.
5. Смолкин Р. Г. Развитие бюджетного механизма государственного регулирования экономического развития регионов // Регионология. 2008. № 1(62).
6. Швецов А. Потребности муниципальных образований и финансовых средствах // Российский экономический журнал. 2015. № 7. С. 17-39.
Tagirov Kaziahmed Tagirovich, candidate of economic Sciences, associate Professor; Derbent branch of the"Dagestan state university" (11, ul. G. Aliyev, Derbent, Dagestan, 368600, Russian Federation). E-mail: [email protected]
FACTORS OF REALIZATION OF THE TAX POTENTIAL ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Abstract
This article deals with the question of the dependence of socio-economic development of territories of different levels on fiscal relations. The characteristics of conditions of socio-economic development of Republic of Dagestan is made. Estimation methods and analysis the status of tax potential of region and its municipalities are presented. The necessity of optimizing the allocation of taxes between budgets of different levels and ways of improving the performance of tax administration in the region are suggested. Keywords: tax potential of the region, the tax potential of the municipality, optimization of the distribution of taxes between budgets, improving tax policy, improving the taxation of small business, tax audits, management of tax collection process, criteria of optimization of taxes.