Регион в национальной экономике УДК 336.22:352
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ОБЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ» КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН*
М.Г. АЛИМИРЗОЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, денежного обращения и кредита E-mail: [email protected] Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация
Предмет/тема. Статья посвящена изучению проблем развития налогового потенциала одного из проблемных (депрессивных) в настоящее время регионов Российской Федерации - Республики Дагестан. Социально-экономическое развитие региона во многом определяется возможностью эффективного использования налогового потенциала, что предопределяет необходимость увеличения доходной части бюджетов всех уровней, поиска дополнительных источников налоговых доходов, формирования эффективных налоговых механизмов стимулирования предпринимательской активности. Особенно актуальным данный вопрос становится в условиях замедления темпов экономического роста.
Цели/задачи. Цели - анализ современного состояния экономики региона и разработка предложений по развитию налогового потенциала территорий посредством реализации приоритетного проекта «Обеление экономики».
Методология. В работе на основе системного подхода, а также с помощью сравнительного и статистического методов проанализированы различные аспекты развития налогового потенциала региона.
Результаты. Выявлена структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Респуб-
* Статья опубликована в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.09.2014 №№ 26. по теме исследования «Налоговый механизм как инструмент регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе»
лики Дагестан по видам экономической деятельности, аргументированы основные причины низкой собираемости налогов и разработаны предложения по развитию налогового потенциала региона.
Обсуждение/применение. Результаты исследования могут быть применены федеральными и региональными органами власти в качестве теоретической и методической базы при разработке предложений по развитию налогового потенциала территорий.
Выводы. Сделан вывод о том, что наряду с усилением контрольной деятельности местных налоговых инспекций важным резервом роста налоговых поступлений является создание условий и стимулов для роста производства товаров (работ, услуг) в отраслях экономики и соответствующего расширения налоговой базы в отраслях экономики региона.
Реализация приоритетного проекта «Обеление экономики» позволит значительно увеличить собираемость налогов в регионе, снизит зависимость бюджета от федерального центра и обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие Республики Дагестан.
Ключевые слова: региональный налоговый потенциал, доходная база региона, бюджет региона, приоритетный проект, «Обеление экономики», собираемость налогов
Налоговый потенциал является основой обеспечения финансовой автономии регионов Российской
Федерации. От уровня его развития зависят темпы социально-экономической динамики территорий, возможности финансирования инвестиционных проектов, качество межбюджетных отношений. Занимая ведущее место в системе финансового обеспечения субъекта Российской Федерации, налоговый потенциал имеет целевую ориентированность, связанную с его использованием для социально-экономического развития территории и обеспечения соответствующего вклада в развитие экономики страны.
Проблемы развития налогового потенциала региона интенсивно исследуются в экономической литературе: его рассматривают в связи с совершенствованием бюджетно-налогового планирования и межбюджетных отношений. При этом налоговый потенциал выступает в качестве инструмента совершенствования механизма предоставления финансовой помощи регионам и муниципалитетам, а также в качестве расчетного показателя, который позволяет выявить реальные финансовые потребности территорий [8-10, 12-16, 24-26]. Значительно меньшее количество работ посвящено исследованию налогового потенциала региона в качестве экономической и финансовой категорий, анализу не только его количественных, но и качественных характеристик [11, 14, 15, 17-23]. В частности, Х. Черник трактует налоговый потенциал как способность власти трансформировать результаты экономической деятельности, локализованные в определенных границах, в расходы общественного сектора [16], С. Барро - как способность административно-территориального образования получать налоговые доходы из собственных источников, независимо от уровня фискальных усилий [25].
Ученые-экономисты Б.Х. Алиев, М.М. Сулей-манов в своих работах рассматривают налоговый потенциал как в широком, так и в узком смысле:
- налоговый потенциал в широком смысле - это совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения. Данный аспект принимается во внимание при оценке налогового потенциала, направленной на учет максимально возможного объема налогооблагаемых ресурсов территории;
- налоговый потенциал в узком смысле - это финансовые ресурсы, которые посредством налоговых платежей должны в соответствии с действующим законодательством поступить в бюджет [4, 17, 19].
Такая трактовка налогового потенциала используется при определении средних ожидаемых налоговых сборов в отдельных регионах, а также при оценке собираемости налогов и налоговых усилий органов власти.
Многие западные ученые, как отмечают Л. Давыдова и О. Фокина, под налоговым потенциалом понимают потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на территории всей страны условий налогообложения [9].
Приведенные определения налогового потенциала, отражая цель соответствующих исследований, концентрируют внимание на роли налогового потенциала в обеспечении доходов региона и не учитывают состава и структуры налоговых ресурсов, условий их трансформации в налоговые доходы и иные аспекты налогового потенциала как сложной экономической категории.
В качестве объекта исследования авторы выбрали один из проблемных (депрессивных) в настоящее время регионов Российской Федерации -Республику Дагестан. Это связано с тем, что вот уже многие годы бюджет данного региона формируется в основном (более чем на 80%) за счет средств федерального бюджета. На современном этапе развития Республики Дагестан особое значение имеет проблема эффективной реализации налоговой политики и роста налогового потенциала.
После избрания Р.Г. Абдулатипова Главой Республики Дагестан были обозначены и реализуются семь приоритетных проектов (табл. 1). Среди перечисленных направлений особое значение имеет приоритетный проект «Обеление экономики».
Приоритетные проекты развития Республики Дагестан направлены:
- на выведение экономики республики из «тени»;
- на повышение ее инвестиционной привлекательности;
- на рост промышленного производства;
- на увеличение трудовой занятости населения;
- на развитие агропромышленного комплекса;
- на формирование позитивного узнаваемого имиджа республики;
- на улучшение качества жизни дагестанцев;
- на совершенствование систем образования и здравоохранения;
- на создание качественно новой культурной среды;
Таблица 1
Приоритетные проекты Правительства Республики Дагестан
Проект Цель проекта
Обеление экономики Выведение экономики «из тени» за счет активизации работы местных органов власти и налоговых органов, а также работы с налогоплательщиками
Точки роста, инвестиции и эффективное территориальное развитие Обеспечение республики динамичными точками роста экономики и вызов, экономический рывок. В рамках реализации программы будет вестись проектное сопровождение ключевых инвесторов
Новая индустриализация Рост промышленного производства, увеличение показателей поступлений в бюджет и трудовой занятости населения путем внедрения новых форм развития промышленного потенциала республики
Эффективное государственное управление Формирование государственного управления как открытой, динамичной, бизнес- и социально ориентированной системы. Планируется внедрение эффективных механизмов антикоррупционной деятельности, улучшение бизнес-климата и взаимодействие с активным гражданским обществом
Эффективный агропромышленный комплекс Формирование и развитие точек роста и запуск работы высокорентабельных проектов в сфере агропромышленного комплекса, формирование логистических цепочек поставок продукции внутри республики и в регионы Российской Федерации, создание трех крупных агропромышленных парков
Человеческий капитал Приведение предложения в образовательной среде в соответствие с реальным кадровым спросом, построение эффективной системы здравоохранения, интеграция республики в международное и российское культурное пространство, рост социальной защищенности населения. Одним из важнейших элементов проекта станет изучение народных языков Дагестана, а также русского и английского языков
Безопасный Дагестан Обеспечение фактической безопасности и формирование имиджа стабильного региона. В рамках проекта будет разработан комплекс действий в сфере профилактики и предотвращения преступлений и правонарушений, снижения террористических рисков
Источник: составлена авторам по данным РИА «Дагестан».
- на обеспечение фактической безопасности и формирование имиджа стабильного региона. Базовым условием реализации приоритетных
проектов является наличие финансовых ресурсов, а это зависит от проводимой региональной налоговой политики, направленной на развитие налогового потенциала региона.
Собираемость налогов в Республике Дагестан составляет только 5% налогов от внутреннего регионального продукта (по Северному Кавказу этот показатель составляет 10-13%, по Российской Федерации - 26%). Показатель доходов консолидированного бюджета республики на душу населения значительно ниже среднероссийского и самый низкий по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа. Так, доходы консолидированного бюджета республики на душу населения за 2012 г. составили 27,3 тыс. руб. При этом данный показатель в среднем по субъектам Российской Федерации превышает 56,4 тыс. руб., а по субъектам округа - 35,0 тыс. руб. Важнейшей причиной сложившейся ситуации является высокой уровень теневой экономики, которая и создает предпосылки для роста терроризма и экстремизма в регионе. По неофициальным данным, в Республике Дагестан теневая составляющая экономики региона составляет свыше 70% (по Российской Федерации - около 40%) [1].
В рамках важнейшего приоритетного проекта «Обеление экономики» Главой Республики Дагестан Р.Г. Абдулатиповым поставлены задачи максимальной легализации теневого сектора экономики региона и обеспечения к концу 2014 г. роста собираемости налогов до 10% от объема валового регионального продукта.
Важность стратегического положения, которое имеет Северный Кавказ для Российской Федерации, а Дагестан для Северного Кавказа, а также комплексный характер угроз со стороны теневых отношений, сложившихся в регионе, вызывают необходимость проведения анализа причин, порождающих это явление, и определения возможных путей борьбы с ним.
Только по минимальным оценкам, резервы роста налогового потенциала Республики Дагестан составляют более 1 млрд руб. Наиболее низкая налоговая нагрузка наблюдается в сфере общественного питания, причем имеют место потери как по налогу на доходы физических лиц, так и по упрощенной системе налогообложения. Например, в Махачкале числится 57 ресторанов, при этом в расчете на один ресторан приходится 85 тыс. руб. уплаченных налогов в год, т.е. 7 тыс. руб. в месяц, что не отражает реальной картины. Отдельным поводом для проверки является
и количество работников, которое фиксируется в учреждениях общественного питания. Анализ базы данных налоговых органов показал, что численность работников в 18 из 57 учреждений составляет 2-3 чел. Уровень средней заработной платы составляет от 2 до 9 тыс. руб., 47% работников показывают уровень заработной платы ниже минимального размера оплаты труда [20]. Подобная ситуация сложилась и в других отраслях и сферах деятельности. О роли отдельных видов экономической деятельности республики в налоговом обеспечении консолидированного бюджета Республики Дагестан можно судить по данным, представленным в табл. 2.
Высокая зависимость региона от финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета, приводит к снижению заинтересованности со стороны региональных органов власти в экономическом развитии своей территории, расширении базы налогообложения и повышении собираемости налогов на местах. Если в среднем по Российской Федерации уровень финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, в 2013 г. составил 28%, то в Дагестане удельный вес финансовой помощи составляет около 75% доходов бюджета республики, а с учетом отчислений от федеральных регулирующих налогов - свыше 80% [20].
В составе доходов республиканского бюджета ведущее место занимают отчисления от налога на доходы физических лиц (в 2013 г. - 9,1%) и налога на прибыль организаций (8,2%). Стабильным источников пополнения доходной части бюджета являются акцизы. Поступления по ним в период с 2009 по 2013 г. увеличились в абсолютном выражении почти в 2 раза [5]. Это связано с политикой
федерального центра, направленной на повышение акцизного налогообложения и увеличение доли отчислений в региональные бюджеты. Незначительное фискальное значение имеют неналоговые доходы, объем поступлений по которым колеблется в пределах 0,3 млн руб. Заметный рост поступлений наблюдается по налогу на имущество организаций, который увеличился как в абсолютном выражении, так и в структуре всех доходов.
В пополнении доходной части республиканского и местных бюджетов решающую роль играет налог на доходы физических лиц. Основной проблемой его администрирования является проблема уклонения от уплаты налога, недекларирования физическими лицами своих доходов, а также высокий уровень безработицы в регионе [5]. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. уровень зарегистрированной безработицы снизился с 2,8 до 2,4% экономически активного населения республики. Уровень общей безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда составил в среднем за 2012 г. 12% экономически активного населения республики против 12,8% за 2011 г. Вместе с тем в Республике Дагестан сохраняется высокий уровень безработицы, обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного количества постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности. В Дагестане уровень безработицы значительно превышает среднероссийские показатели: за 2012 г. в республике в соответствии с методологией Международной организации труда она составляла 12% при среднем значении в целом по Российской Федерации 5,3%, а зарегистрированной - 2,4% при среднем значении по Российской Федерации 1,4% [4].
Таблица 2
Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан по видам экономической деятельности за 2009-2013 гг., %
Вид экономической деятельности 2009 2010 2011 2012 2013
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,6 0,9 1,7 0,7 7,9
Добыча полезных ископаемых 9,7 6,9 4,3 4,2 5,9
Обрабатывающие производства 28,4 16,6 17,1 18,9 16,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,3 8,9 14,5 14,3 10,0
Строительство 9,3 4,1 7,2 4,4 5,6
Оптовая и розничная торговля 4,8 3,6 0,5 4,3 5,0
Транспорт и связь 12,0 10,8 12,2 12,1 11,8
Финансовая деятельность 2,7 2,5 2,6 3,5 4,3
Образование 6,9 6,2 8,1 6,9 6,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,6 4,7 5,5 5,0 3,9
Прочие виды экономической деятельности 13,7 34,8 26,1 25,7 22,7
Источник: таблица составлена автором по данным статистической налоговой отчетности УФНС России по Республике Дагестан.
17 (392) - 2015
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: REGIONAL ECONOMICS:
теория и практика theory and practice
В 2012 г. налоговые поступления в бюджетную систему республики по видам основной деятельности на одного занятого составляли 13,9 тыс. руб., что почти в 3 раза меньше подобного показателя по Ставропольскому краю (40,1 тыс. руб.) и в 2 раза меньше, чем по Республике Ингушетия (26,6 тыс. руб.). [6]. Но при этом по обороту малых предприятий Республика Дагестан занимает лидирующие позиции в Северо-Кавказском федеральном округе (136,5 млрд руб.). Подобный показатель по Кабардино-Балкарской Республике составляет 26,7 млрд руб., или в 5 раз меньше. При этом налогов по этому виду деятельности в республике поступило в сумме 707 млн руб., а в Кабардино-Балкарской Республике -607 млн руб. [21].
Подобная ситуация наблюдается и в строительстве. В структуре строительно-монтажных работ не менее 30% затрат приходится на фонд оплаты труда (в 2012 г.). По данной отрасли только налога на доходы физических лиц должно было поступить (с учетом всевозможных вычетов) более 2 млрд руб., однако фактически поступило в 3,9 раза меньше. В целом строительная отрасль в год может дать около 8 млрд руб. налогов (фактически поступило только 1,5 млрд руб.). Это связано в Дагестане с широким распространением различных схем ухода от налогообложения, в том числе с выплатой «теневой» заработной платы, а также низким уровнем налоговой культуры населения.
Усугубляет ситуацию также и проблема больших потоков работников-мигрантов (особенно в организациях строительного комплекса), которые работают в большинстве своем без заключения трудового договора, что выводит доходы данной категории лиц из-под налогообложения.
Эти проблемы могут быть решены налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявления организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а также организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Кроме того, при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным средством является использование информации из внешних источников, и прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи должны являться одними из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования налога на доходы физических лиц [3].
Отрицательное влияние на результативный показатель поступлений налога на доходы физических лиц оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1% величина поступлений такого налога в бюджетную систему уменьшается на 0,14% [1]. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. Ввиду значительного увеличения стоимости жилья за последние пять лет оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя - тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на имущественный вычет (с 2011 г. его сумма увеличилась с 1 до 2 млн руб.), что еще более сокращает поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему. Кроме того, с 01.01.2012 у налогоплательщиков, получающих пенсии, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех раз.
Существенные резервы роста поступлений по налогу на доходы физических лиц составляют доходы от сдачи жилья в аренду. В настоящее время наиболее многочисленную группу физических лиц, которые не представляют декларации о доходах и не уплачивают налога на доходы физических лиц, образуют наймодатели - собственники жилых помещений, сдающие их внаем.
Кроме того, к ключевым составляющим резервов повышения доходной базы по налогу на доходы физических лиц можно отнести:
- снижение уровня безработицы и других негативных факторов, влияющих на объем налоговой базы по налогу на доходы физических лиц;
- легализацию всех видов доходов налогоплательщиков в их фактическом размере;
- выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а также организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня [19].
Для Республики Дагестан налог на доходы физических лиц является существенным и значимым -одним из главных источников пополнения бюджета. Существенность и значимость этого налога для бюджета республики подтверждается статистическими данными, в частности удельным весом, который занимает налог на доходы физических лиц в налоговых доходах бюджета республики. Так, в 2010 г. он составлял 43,5%,
а в 2013 г. достиг своего максимума и составлял половину всех налоговых доходов, т.е. более 50%. [21].
В 2013 г. Республика Дагестан получила прибавку безвозмездных поступлений в бюджет в сумме около 60,1 млрд руб. Значительная часть этих денежных средств была направлена на рост заработной платы. В результате данных действий средняя заработная плата выросла в республике с 13 400 руб. в 2012 г. до 17 100 руб. в 2013 г. Этим объясняется рост сбора налога на доходы физических лиц в бюджет. Тем не менее налоговый потенциал региона используется не полностью, что проявляется в неисполнении утвержденных планов по сбору налоговых платежей и сборов.
К факторам, негативно повлиявшим на поступление налога на доходы физических лиц в бюджет Республики Дагестан, можно отнести:
- недостаточно эффективную деятельность налоговых органов, отсутствие реального взаимодействия администраторов доходов с органами государственной власти и местного самоуправления, а также отсутствие обеспечения проведения совместных мероприятий, направленных на повышение налоговых поступлений с участием правоохранительных органов (МВД по Республике Дагестан), территориальных подразделений федеральных органов государственной власти (Управление ФНС по Республике Дагестан, Росреестр, Ростехинвентаризация и др.);
- низкую заработную плату и выплаты заработной платы в конвертах («серая» заработная плата, официально не отраженная в бухгалтерской отчетности);
- безработицу, том числе скрытую;
- увеличение задолженности;
- инфляцию, рост уровня потребительских цен;
- изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;
- увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;
- применение организациями различных схем ухода от налогообложения.
К основным резервам увеличения налогового потенциала республики по налогу на прибыль организаций можно отнести:
- общее улучшение делового и инвестиционного климата, социально-экономической ситуации в регионе;
- увеличение инвестиционной активности организаций;
- улучшение финансового положения низкоприбыльных предприятий;
- выявление и предупреждение применения налогоплательщиками нелегитимных механизмов уменьшения налоговой базы и общее повышение налоговой дисциплины организаций (основным способом незаконного уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль является искусственное занижение рентабельности предприятия);
- повышение обоснованности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по налогу на прибыль с учетом их экономической, бюджетной и социальной эффективности;
- оптимизацию процесса налогового контроля, предполагающую количественное и качественное улучшение налоговых проверок, совершенствование надзора за деятельностью налогоплательщиков.
Резервами роста налогового потенциала по
налогу на имущество организаций являются:
- общее улучшение экономической динамики и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- совершенствование законодательного регулирования имущественных отношений;
- снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения, в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учет;
- составление полного реестра недвижимого имущества, оптимизация процессов изготовления технических паспортов на каждый объект с закреплением права собственности в регистрационных органах [6].
Резервы роста поступлений по земельному налогу включают:
- совершенствование законодательного регулирования земельных отношений;
- оптимизацию предоставленных (планируемых) к предоставлению налоговых льгот по земельному налогу;
- завершение работ по описанию и установлению границ муниципальных образований;
- формирование полной информационной базы и подготовка сведений, необходимых для отчислений земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка.
По таким сферам малого предпринимательства,
как реализация стройматериалов, работы бетонных
узлов, разработки камня, песка, производство шлакоблоков, тротуарной плитки и. т. п. налоги почти не поступают в бюджеты. Большинство предпринимателей, занимающихся данными видами деятельности, не имеют правоустанавливающих документов. Указанные виды деятельности покрыты теневой и криминальной завесой. Резервом роста налоговых поступлений является выведение экономики из «тени». Строительные организации в настоящее время явно недоплачивают, хотя объем строительных работ с каждым годом растет и составляет значительную долю в валовом региональном продукте. Вклад строительной отрасли в формирование доходов бюджета незначителен.
По данным Бюро технической инвентаризации Махачкалы, около 95% строений и сооружений имеют оценку менее 100 тыс. руб. и по ним уплачивают налог не более 100 руб. В соответствии с действующим законодательством ввод в строй объектов и их приемка в эксплуатацию проводятся по решению местных органов власти и с участием их представителей. Поэтому надо завершить инвентаризацию жилья и строений, обеспечить регистрацию прав собственности физических лиц на принадлежащее им имущество, без которой налоговые органы не в состоянии предъявлять требования об уплате налога на имущество.
Расширение налогооблагаемой базы напрямую зависит от полноты учета налогоплательщиков. Это является основной проблемой в сфере взимания различных налогов, поскольку есть ряд сложностей при проведении идентификации получаемых сведений из органов. Отсутствие единых требований к структурам баз данных, передаваемых в налоговые органы, не позволяет идентифицировать объекты в автоматическом режиме. Сопоставление записей нескольких баз данных вручную не обеспечивает должной достоверности сведений для исчисления налогов. В результате количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе по месту нахождения земельного участка, не совпадает с количеством лиц, подавших налоговые декларации, что в конечном счете ведет к образованию задолженности по налогам и сборам.
Резервы роста налоговых доходов бюджета Республики Дагестан также связаны с улучшением собираемости транспортного налога. В Дагестане много дорогих автомобилей, с которых не уплачивается транспортный налог. По состоянию на 2013 г. в республике было зарегистрировано около 540 тыс. ед. автотранспорта, в том время как на налоговом учете состояло всего 240 тыс. ед., что подтверждает низкий
уровень администрирования данного налога и отсутствие налоговой культуры у большинства потенциальных плательщиков транспортного налога [22].
Налоговый механизм поддержки субъектов малого предпринимательства включает специальные налоговые режимы, предусмотренные гл. 26.1-26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, а также совокупность налоговых льгот и стимулов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для формирования субъектами страны собственной компетенции в сфере налогообложения.
Общая сумма налоговых поступлений в бюджет Республики Дагестан в 2013 г. от субъектов малого предпринимательства увеличились на 5,5%, т.е., по мнению автора, у малого бизнеса есть потенциал для роста. Следует также отметить, что за 2010-2013 гг. налогооблагаемая база в Дагестане выросла на 16 млрд руб. за счет индивидуального и частного строительства.
Несмотря на то, что наблюдается положительная динамика налоговых поступлений от деятельности субъектов малого предпринимательства в бюджете Республики Дагестан за 2008-2013 гг., по данным УФНС России по Республики Дагестан, сумма налогов, поступивших от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет республики, составила [9]:
- в 2008 г. - 1 127 млн руб.;
- в 2009 г. - 2 141,03 млн руб.;
- в 2010 г. - 2 505,3 млн руб.;
- в 2011 г. - 2 008,3 млн руб.;
- в 2012 г. - 2 054,5 млн руб.;
- в 2013 г. - 2 194,7 млн руб.
Налоговые поступления по специальным налоговым режимам с организаций и индивидуальных предпринимателей в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности увеличились в 2013 г. на 15,5 млн руб. (в 2012 г. - на 97,1 млн руб.) по отношению к предыдущему году. В 2013 г. по указанным режимам поступило 791,8 млн руб., что на 1,9% больше, чем в 2012 г. При этом за указанный период индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, внесли в бюджет республики 543,2 млн руб., что на 9,7% больше, чем в 2012 г., при этом в 2012 г. рост составил 10,8% относительно 2011 г. По единому налогу на вмененный доход было получено 248,6 млн руб., что на 29,9% меньше, чем за 2012 г. [9].
В Республике Дагестан в 2013 г. наблюдалось увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в связи с применением ими упрощенной системы налогообложения и значительное уменьшение поступлений от плательщиков единого налога на вмененный доход. Увеличение налоговых поступлений в бюджет республики от налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность по упрощенной системе налогообложения в 2013 г. по сравнение с 2012 г., объясняется увеличением количества субъектов малого предпринимательства в республике на 6,4% [6].
Относительно единого налога на вмененный доход отметим, что налоговые поступления от применения данного режима в республике в течение 2010-2012 гг. имели положительную динамику (в 2012 г. налоговыми органами было собрано 354,6 млн руб., что на 18,7% больше, чем за 2011 г.), однако в 2013 г. налоговые поступления по этому виду налога резко снизились (на 29%), и процент выполнения плановых заданий составил всего 58%, что можно объяснить отменой обязательного порядка уплаты единого налога на вмененный доход и заменой его добровольной уплатой налога [21].
Основной причиной невыполнения плановых показателей по единому налогу на вмененный доход в 2013 г. стала предоставленная налогоплательщикам возможность с 01.01.2013 уменьшать налог на всю сумму уплаченных страховых взносов (в предыдущие годы разрешалось только на 50%) в обязательный пенсионный фонд. В результате налоговые поступления от многих предпринимателей -плательщиков единого налога на вмененный доход -не причислялись в бюджет в соответствии со ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2013 г. в Республике Дагестан из общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей фактически работали лишь 69,8%. Доля индивидуальных предпринимателей в общем обороте розничной торговли республики составляла 28,3%, в общем объеме грузооборота - 6%, а пассажирооборота - 51,8%. Они производили обувь, ювелирные изделия, пиломатериалы, хлеб и хлебобулочные изделия, разнообразную мебель, рыбу копченую, колбасные изделия и т.д.
Налоговые поступления по единому налогу на вмененный доход по-прежнему составляют малую долю в бюджете республики (лишь 1,8% от суммы налоговых платежей за 2013 г.). По мнению автора, это объясняется недостаточным администриро-
ванием этого налога и неисполнением органами местного самоуправления в ряде городов и районов поручений Правительства Республики Дагестан о необходимости пересмотра коэффициентов по единому налогу на вмененный доход. Значение базовой доходности во многих муниципальных образованиях республики (города Дербент и Кизляр; районы Кулинский, Кайтагский и др.) по некоторым видам предпринимательской деятельности ниже значения базовой доходности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Необходимо разработать и принять эффективные меры по полному охвату налогообложением отраслей, в которых высока доля «теневой» составляющей. В частности, необходимо активизировать работу по выявлению незарегистрированных предпринимателей и постановке их на учет. Учитывая сложившуюся ситуацию и в целях увеличения поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан, необходимо усилить и активизировать работу межведомственной рабочей группы по увеличению доходов консолидированного бюджета, по наращиванию налогового потенциала и реализации мер по снижению масштабов «теневой» экономики. Кроме того, необходимо усилить мотивацию органов местного самоуправления к расширению налоговой базы и увеличению налоговых поступлений в бюджет.
Для повышения эффективности проводимой работы налоговых инспекций по мобилизации налогов в бюджет и расширению налоговой базы (в особенности транспортного и земельного налогов, налога на имущество физических лиц) целесообразно активизировать и скоординировать работу различных министерств, ведомств и комитетов по выявлению дополнительных объектов налогообложения, их реальному налогообложению.
В целом для улучшения собираемости налогов в регионе можно рекомендовать меры:
- по улучшению методики определения объектов
для налогового контроля;
- по повышению квалификации и технической оснащенности работников фискальных органов;
- по проведению политики воспитания законопослушного налогоплательщика.
Эти меры должны проводиться в сочетании с мерами, направленными на дальнейшее совершенствование законодательства о порядке исчисления и уплаты налогов в бюджет, а также с мерами, направленными на дальнейший рост производства.
Нужно отметить, что наряду с усилением контрольной деятельности местных налоговых инспекций важным резервом роста налоговых поступлений является создание условий и стимулов для роста производства товаров (работ, услуг) в различных отраслях и соответствующего расширения налоговой базы в экономике региона.
Список литературы
1. Алиев Б.X., Алимирзоева Ы.Г. О необходимости регионализации экономических реформ в России // Финансы и кредит. 2010. № 38. С. 15-20.
2. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Кадиева Р.А. Налоговый потенциал региона: проблемы и перспективы роста // Финансы и кредит. 2011. № 4. С. 2-7.
3. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. 2010. № 11. С. 32-38.
4. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 40. С. 47-52.
5. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Стратегические ориентиры совершенствования российской налоговой системы // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 43-47.
6. Алимирзоева М.Г. Место и роль налога на имущество организаций в налоговой системе // Актуальные вопросы экономических наук. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 159-164.
7. Баткибеков С., Кадочников П., Луговой О., Синельников С., Трунин И. Оценка налогового потенциала регионов и распределение финансовой помощи из федерального бюджета // Совершенствование межбюджетных отношений в России. Сборник статей. М.: ИЭПП, 2000. С. 83-237.
8. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27-30.
9. Давыдова Л., Фокина О.Г. Сравнительные характеристики и выбор метода оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. 2010. № 5. С.14-22.
10. Истомина Н.А. Перераспределение бюджетных средств в системе бюджетирования, ориентированного на результат // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 27. С. 42-48.
11. Истомина Н.А. Планирование дотаций местным бюджетам в субъекте Российской Федерации: исторический опыт и современное состояние // Финансы и кредит. 2010. № 42 С. 20-29.
12. Истомина Н.А. Целевые программы региона: состав и особенности реализации в 19952010 гг. // Финансы и кредит. 2011. № 11. С. 40-48.
13. КашинаН.В. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования // Финансы. 2002. № 2. С. 78-79.
14. Мусаева Х.М., Иманшапиева М.М. Бюджетные механизмы регулирования и поддержки малого бизнеса в условиях трансформационных преобразований // Экономические науки. 2010. № 69. С. 163-167.
15. Налоговые системы. Методология развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.
16. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с.
17. Одинокова Т.Д., Истомина Н.А. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам: Свердловская область // Налоговая политика и практика. 2009. № 1. С. 64-72.
18. СулеймановМ.М. Налоговый федерализм как основа формирования бюджетного потенциала территорий // Финансы и кредит. 2011. № 29. С. 67-73.
19. Сулейманов М.М. Развитие налогового потенциала бюджетов территорий в условиях модернизации российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 43. С. 59-64.
20. Сулейманов М.М. Налоговые доходы бюджетов территорий и перспективы их роста // Налоги и финансовое право. 2012. № 4. С. 343-347.
21. Сулейманов М.М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений. // Финансы и кредит. 2013. № 18. С. 52-60.
22. ЧубА.А. Формирование стратегии устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Владимир. ВГПУ, 2007. 146 с.
23. Чуб А.А. Проблемы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. 2009.Т. 32. № 5. С. 94-100.
24. Экономика налоговых реформ. Киев: Алер-та, 2013. 432 с.
25. Barro Stephen M. State fiscal capacity measures: A theoretical critique. In Measuring fiscal capacity, ed. Clyde Reeves H. Boston: Oelgeschlager, Gunn, and Hain. 1986. P. 14-32.
26. Belkin D. Taxing Metropolis: Tax Effort and Tax Capacity in Large US Cities. N.-Y.: Independent Budjet Office, 2000. 15 p.
Regional Economics: Theory and Practice Region in National Economy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE IMPLEMENTATION OF THE WHITEWASH-OF-THE-ECONOMY PRIORITY PROJECT AS A BASIS OF THE TAX POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Madina G. ALIMIRZOEVA
Abstract
Importance The article studies the tax potential of the Republic of Dagestan, one of the problem (depressed) regions of the Russian Federation. The socio-economic development of a region is largely determined by the ability to effectively use a tax potential, implying the need to increase the revenue part of budgets of all levels, find additional sources of tax revenue, develop the effective tax mechanisms to stimulate entrepreneurial activities. This issue becomes particularly relevant in terms of economic slowdown. Objectives The goal of the article is to analyze the current state of the region's economy and develop proposals for the development of the tax potential of territories through the implementation of the priority project of Whitewash of the Economy.
Methods Using a system approach, as well as the comparative and statistical methods, I have analyzed the various aspects of the development of the region's tax potential. Results I have identified the structure of tax revenues to the consolidated budget of the Republic of Dagestan by types of economic activity, given reasons for the main causes of poor tax collection and developed proposals for the development of the tax potential of the region. Conclusions and Relevance I came to a conclusion that along with greater control of local tax inspections, an important reserve of growth in tax revenue is the creation of the conditions and incentives to increase the production of goods (works, services) in the sectors of the economy and the expansion of the tax base in the economic sectors of the region. The implementation of the priority project of Whitewash of the Economy will significantly increase the tax collection in the region, reduce the dependence of the budget from the Federal Center and ensure the sustainable socio-economic development of the Republic of Dagestan. The results of the study can be applied by federal and regional authorities as a theoretical and methodological framework in developing proposals for the development of the tax potential of territories.
Keywords: regional, tax potential revenue base, region, budget, priority project, whitewash, economy, fiscal performance
References
1. Aliev B.Kh., Alimirzoeva M.G. O neobkhodimosti regionalizatsii ekonomicheskikh reform v Rossii [The need for regionalization of economic reforms in Russia].
Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 38, pp. 15-20.
2. Aliev B.Kh., Suleimanov M.M., Kadieva R.A. Nalogovyi potentsial regiona: problemy i perspektivy rosta [The tax potential of regions: problems and prospects]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2011, no. 4, pp. 2-7.
3. Aliev B.Kh., Musaeva Kh.M., Suleimanov M.M. O nalogovom regulirovanii dokhodov sub"ektov Federatsii [Income tax regulation of subjects of the Russian Federation]. Finansy = Finance, 2010, no. 11, pp. 32-38.
4. Aliev B.Kh., Suleimanov M.M. Regional'naya nalogovaya politika v determinantakh protsessov detsen-tralizatsii [Regional tax policy in the determinants of decentralization processes]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 40, pp. 47-52.
5. Aliev B.Kh., Suleimanov M.M. Strategicheskie orientiry sovershenstvovaniya rossiiskoi nalogovoi sis-temy [Strategic guidelines improving the Russian tax system]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 42, pp. 43-47.
6. Alimirzoeva M.G. Mesto i rol'naloga na imush-chestvo organizatsii v nalogovoi sisteme. Vkn. : Aktual 'nye voprosy ekonomicheskikh nauk [The place and role of property tax in the tax system. In: Current issues in economics]. Novosibirsk, CDSC Publ., 2014, pp. 159-164.
7. Batkibekov S., Kadochnikov P., Lugovoi O., Sinel'nikov S., Trunin I. Otsenka nalogovogo potentsiala re-gionov i raspredeleniefinansovoi pomoshchi izfederal 'nogo byudzheta. Vkn.: Sovershenstvovanie mezhbyudzhetnykh otnoshenii v Rossii. Sbornik statei. [Score the tax potential of regions and the distribution of financial assistance from the Federal budget. In: Improvement of interbudgetary relations in Russia: A collection of articles]. Moscow, GIEP Publ., 2000, pp. 83-237.
8. Gorskii I.V. Nalogovyi potentsial v mekhanizme mezhbyudzhetnykh otnoshenii [Fiscal capacity in inter-
governmental fiscal relations]. Finansy = Finance, 1999, no. 6, pp. 27-30.
9. Davydova L., Fokina O.G. Sravnitel'nye kharak-teristiki i vybor metoda otsenki nalogovogo potentsiala regiona [Comparisons and the selection method for assessing the tax potential of the region]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 5, pp. 14-22.
10. Istomina N.A. Pereraspredelenie byudzhetnykh sredstv v sisteme byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat [Reallocation of budgets in the system of result-based budgeting]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 27, pp. 42-48.
11. Istomina N.A. Planirovanie dotatsii mestnym byudzhetam v sub"ekte Rossiiskoi Federatsii: istoricheskii opyt i sovremennoe sostoyanie [Planning grants to local budgets in the constituent entities of the Russian Federation: historical experience and the state-of-the-art]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2010, no. 42, pp. 20-29.
12. Istomina N.A. Tselevye programmy regiona: sostav i osobennosti realizatsii v 1995-2010 gg [Targeted programs in the region: the composition and characteristics of the implementation in 1995-2010]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2011, no. 11, pp. 40-48.
13. Kashina N.V. Nalogovyi potentsial v sisteme byudzhetnogo prognozirovaniya [Fiscal capacity in the budgetary forecasting system]. Finansy = Finance, 2002, no. 2, pp. 78-79.
14. Musaeva Kh.M., Imanshapieva M.M. Byudzhet-nye mekhanizmy regulirovaniya i podderzhki malogo biznesa v usloviyakh transformatsionnykh preobrazovanii [Budget mechanisms of regulation and support of small business in the conditions of transformational change]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2010, no. 69, pp. 163-167.
15. Nalogovye sistemy. Metodologiya razvitiya [The tax systems. A methodology of development]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 463 p.
16. Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennykh problem [Taxes and taxation. A palette of contemporary problems]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014, 375 p.
17. Odinokova T.D., Istomina N.A. Otsenka nal-ogovogo potentsiala po byudzhetoobrazuyushchim nalogam: Sverdlovskaya oblast' [Tax revenue budget-forming capacity: the Sverdlovsk region]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2009, no. 1, pp. 64-72.
18. Suleimanov M.M. Nalogovyi federalizm kak osnova formirovaniya byudzhetnogo potentsiala ter-ritorii [Tax federalism as a basis of the fiscal capacity of
territories]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2011, no. 29, pp. 67-73.
19. Suleimanov M.M. Razvitie nalogovogo potentsiala byudzhetov territorii v usloviyakh modernizatsii rossiiskoi ekonomiki [Development of the tax potential of territories' budgets in conditions of modernization of the Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 43, pp. 59-64.
20. Suleimanov M.M. Nalogovye dokhody byudzhetov territorii i perspektivy ikh rosta [Tax revenue of the budgets of territories and the prospects of their growth]. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2012, no. 4, pp. 343-347.
21. Suleimanov M.M. K voprosu o reformirovanii mezhbyudzhetnykh otnoshenii [The issue of reforming the intergovernmental fiscal relations]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 18, pp. 52-60.
22. Chub A.A. Formirovanie strategii ustoichivogo razvitiya regional 'nykh sotsial 'no-ekonomicheskikh system [The formation of the sustainable development strategy of regional socio-economic systems]. Vladimir, VSPU Publ., 2007, 146 p.
23. Chub A.A. Problemy ustoichivosti razvitiya regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh system [Problems of the sustainable development of regional socio-economic systems]. Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika = Bulletin of ENGECON. Series: Economics, 2009, vol. 32, no. 5, pp. 94-100.
24. Ekonomika nalogovykh reform [The tax reform economics]. Kiev, Alerta Publ., 2013, 432 p.
25. Barro Stephen M. State Fiscal Capacity Measures: A Theoretical Critique. In: Measuring Fiscal Capacity. Ed. by Clyde Reeves. Boston, MA, Oelgeschlager, Gunn and Hain, 1986, pp. 14-32.
26. Belkin D., Wade C. Taxing Metropolis: Tax Effort and Tax Capacity in Large U.S. Cities. New York City, NY, New York City Independent Budget Office, February, 2000, 15 p.
Madina G. ALIMIRZOEVA
Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is published in the framework of State job of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on Tax Mechanism as a Tool for Management of the Interregional Socio-Economic Differentiation in Modern Times of September 15, 2014 № 26.