ISSN 2311-9438 (Online) ISSN 2073-8005 (Print)
Экономико-статистические исследования
НАЛОГОВЫЙ потенциал северо-кавказского федерального округа
Фатима Савкуевна АГУЗАРОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение», Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская Федерация aguzarus@yandex.ru
История статьи:
Принята 04.02.2016 Принята в доработанном виде 17.02.2016
Одобрена 18.03.2016 УДК 336.2
JEL: Н21, Н22, Н30, Y10
Ключевые слова: налоговая база, налоговый потенциал, налоговое регулирование, налоговый механизм, налоговая система
Аннотация
Предмет. Предметом исследования является изучение современного состояния налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Доказывается, что налоговый потенциал является экономическим измерителем конкретного субъекта. Отмечается, что величина налогового потенциала зависит от таких показателей, как площадь территории и численность занятого населения. Приводятся объективные и субъективные факторы, способствующие росту налогового потенциала.
Цель. Выявление факторов, влияющих на величину налогового потенциала субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также разработка рекомендаций для дальнейшего увеличения налогового потенциала исследуемых регионов.
Методология. В ходе исследования применялись такие экономические методы, как поисковый, научный, сравнительный, экспериментальный и логический методы. С помощью названных методов собран, обработан и систематизирован необходимый теоретический и статистический материал. Определены наиболее успешные субъекты в Северо-Кавказском федеральном округе.
Результаты. В статье показаны результаты исследований относительно расширения налоговой базы отдельных субъектов Федерации. Проведен анализ налогового потенциала СКФО за 2010-2014 гг., который выявил основные пути увеличения налоговой базы субъектов.
Область применения результатов. Результаты могут применяться органами налоговых служб и другими финансовыми органами, а также их структурными подразделениями. Выводы. Сделан вывод о том, что на величину налогового потенциала влияет площадь территории и численность населения субъекта. Именно платежеспособное население является участником бюджетного процесса, а площадь дает приоритетные возможности при выборе инвестиционного объекта, что создает дополнительную возможность для повышения налогового потенциала субъектов федерации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Налоговая составляющая любого субъекта Федерации является важнейшим инструментом экономики. Налоговые изъятия помогают государству и муниципальным образованиям выполнять экономические, социальные и другие задачи. Основой образования налогового компонента считается налоговый потенциал [1]. Под налоговым потенциалом принято понимать условную возможность государства максимально собрать для российской бюджетной системы налоги и сборы за определенное время с учетом экономических, территориальных и других признаков соответствующей единицы [2].
Величина налогового потенциала зависит от таких показателей, как площадь территории и численность населения [3]. Чем больше площадь территории субъекта, тем большая вероятность присутствия и создания объектов
налогообложения, расширения инфраструктуры рынка. Как было сказано, численность населения напрямую воздействует на величину налогового потенциала. Но следует учитывать, что сама
численность населения не имеет особого значения в процессе формирования налогового потенциала. В данном случае, подразумевается именно платежеспособное и трудоспособное население. Так, например, Северо-Кавказский федеральный округ состоит из семи субъектов с разной площадью территории, численностью населения и, следовательно, величиной налогового потенциала (табл. 1).
Общая площадь регионов Северо-Кавказского федерального округа равна 170,5 тыс. км2, а численность населения составляет 9 492,9 тыс. чел. В составе Северо-Кавказского федерального округа наибольшая площадь территории принадлежит Ставропольскому краю - 66,2 тыс. км2 с численностью населения 2 787 тыс. чел. Площадь территории Республики Дагестан находится на втором месте и составляет 50,3 тыс. км2. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшая численность населения отмечается в Республике Дагестан - 2 930,5 тыс. чел. Площадь территории Чеченской Республики намного
меньше предыдущих двух республик -15,6 тыс. км2 с численностью населения 1 302,2 тыс. чел. Примерно такая же площадь территории в Карачаево-Черкесской Республике -14,3 тыс. км2. Однако численность населения меньше, чем в Республике Кабардино-Балкария более чем в два раза - 474,7 тыс. чел. При 12,5 тыс. км2 площади территории в Кабардино-Балкарской Республике численность населения составляет - 859 тыс. чел. Территория Республики Северная Осетия - Алания (РСО - Алания) составляет 8 тыс. км2, а численность населения -709 тыс. чел. Наименьшей является площадь территории Республики Ингушетия - 3,6 тыс. км2 с численностью населения 430,5 тыс. чел.
Сопряжем площадь территории субъектов и численность населения с величиной налогового потенциала в СКФО. Налоговый потенциал выражается общей суммой подлежащих взиманию либо средней суммой собранных за последние несколько лет налогов и сборов (табл. 2).
Очевидно, что не всегда площадь территории и численность населения соответствуют величине налогового потенциала субъекта. Налоговый потенциал Северо-Кавказского федерального округа за 2010-2014 гг. в целом растет, хотя удельный вес в общей сумме налоговых доходов Российской Федерации незначителен (1,1-1,2%). Наибольшая площадь территории отмечена в Ставропольском крае, что соответствует значительной величине налогового потенциала [4]. В этом субъекте размер налоговых доходов наиболее велик. Следует отметить, что Ставропольский край занимает второе место по численности населения после Республики Дагестан. Однако величина налогового компонента в Республике Дагестан гораздо меньше, чем в Ставропольском крае, что подтверждает наше убеждение о роли численности занятого населения [5, 6]. В бюджетном процессе именно занятое население уплачивает налоговые платежи и выступает источником формирования бюджетного фонда.
Несмотря на то, что площадь территории Карачаево-Черкесской Республики больше на 1,8 тыс. км2, чем площадь территории Кабардино-Балкарской Республики, налоговый потенциал последнего субъекта заметно выше на протяжении всего анализируемого периода. Это говорит о том, что в Кабардино-Балкарской Республике численность занятого населения достаточно высокая. РСО - Алания развивается более быстрыми темпами, чем
Республика Ингушетия. Так, если за
анализируемый период численность населения в РСО - Алания в 1,6 раза больше, чем в Республике Ингушетия, следовательно, налоговые доходы РСО - Алания также должны быть больше. Так и есть, фактически налоговые доходы РСО - Алания выше налоговых доходов Республики Ингушетия (табл. 3).
Наиболее успешно развивается Ставропольский край, хотя численность населения в нем не самая высокая. На втором месте по объему налоговых поступлений находится Республика Дагестан. Однако этот субъект первый по численности населения. Налоговый потенциал Чеченской Республики соответствует площади территории и численности населения. На четвертом месте -Кабардино-Балкарская Республика, причем площадь ее территории меньше
Карачаево-Черкесской Республики. Следующую позицию занимает РСО - Алания, хотя ее площадь меньше Кабардино-Балкарской Республики. На шестом месте - Карачаево-Черкесская Республика, где площадь территории больше Ка ба р дино -Б а лкар с кой Ре с публи ки и РСО - Алания. Республика Ингушетия выступает наименее преуспевающей территорией.
Важно отметить, что результативность региональной политики проявляется в динамике демографических процессов и инвестиционной активности, состоянии рынка труда, уровнях денежных доходов и заработной платы [7].
Проведенный анализ позволил выявить, что не всегда площадь региона соответствует численности населения. Важно отметить, что именно платежеспособное население является участником бюджетного процесса, а площадь дает приоритетные возможности при выборе инвестиционного объекта, что создает дополнительную возможность для повышения налогового потенциала. Налоговый потенциал -это потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени при применении единых на всей территории страны условий налогообложения. Налоговый потенциал - это прежде всего возможность налогов приносить доходы в бюджет при помощи налогооблагаемых ресурсов [8].
В дальнейшей перспективе предлагаем расширять налоговую базу субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Для этого, в первую очередь, следует повысить и стабилизировать финансовое состояние организаций, расположенных на территории этих субъектов. Данная мера приведет
к беспрецедентному потоку денежных средств в виде налоговых изъятий в бюджет страны. Важную роль сыграет стимулирование инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, а также разумная ценовая политика и реструктуризация задолженности по налоговым платежам. Все это способствовало бы значительному увеличению налоговых
возможностей Северо-Кавказских субъектов, а, следовательно, и заметному росту налоговых поступлений. Также целесообразно создать необходимые условия для развития и укрепления малого бизнеса [9]. По мнению автора, доходы от малого бизнеса должны составлять 35-40% доходов бюджетов. Создание условий для развития малого бизнеса со стороны государства создаст не только дополнительные налоговые поступления в бюджет, но и рабочие места, и сократит уровень безработицы в стране в целом и на территории Северного Кавказа в частности. Особо следует отметить, что в статистической налоговой отчетности полно не выделяются налоговые платежи, поступающие в бюджеты от субъектов малого предпринимательства, что не позволяет оценивать их роль в формировании налоговых доходов [10]. Своеобразной альтернативой послужит эффективное использование
возможностей действующего налогового законодательства в целях максимального увеличения налогового потенциала региона на основе систематического и всестороннего анализа совершенствования механизма действия региональных и местных налогов [11]. Подразумевается разумное применение налоговых льгот и налоговых ставок. Увеличить налоговый потенциал можно путем оптимизации налоговых изъятий и налоговых льгот. Хотя с оптимизацией налоговых льгот торопиться не следует, помня об интересах налогоплательщиков. Ужесточение государственного контроля за финансовыми потоками и ответственности за нарушение законодательства, безусловно, повлияет на величину налогового потенциала [12, 13]. Как известно, уровень теневого оборота достаточно высок в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Серьезное отрицательное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем теневого оборота, например нелегальный оборот алкогольной продукции в этих регионах и не только. Проблема легализации теневых средств требует отдельного обсуждения и управленческих решений. Но по мере совершенствования законодательства и оптимизации контроля за его соблюдением сфера теневых доходов может
рассматриваться как дополнительный резерв для налогообложения. Воспитание законопослушного налогоплательщика, формирование позитивного отношения общества к уплате налоговых платежей, как к обязанности каждого гражданина, и улучшение собираемости налогов, в том числе за счет улучшения работы фискальных органов, также положительно скажется на величине налогового потенциала. Рост налогового потенциала любого региона возможен с помощью планирования и прогнозирования налоговых поступлений. Налоговое планирование -составная часть бюджетного планирования [14]. Основной задачей налогового планирования выступает определение экономически
обоснованного размера поступлений налогов и сборов в соответствующий бюджет и за определенный срок [15].
Таким образом, множество объективных и субъективных факторов могут оказывать влияние на величину налогового потенциала. Например, к объективным факторам можно отнести современное налоговое законодательство, развитие экономического пространства, уровень цен. К субъективным факторам можно отнести реализацию налоговой политики, предоставление налоговых льгот, изменение налоговых ставок.
Автор предлагает наращивать налоговую базу территорий за счет региональных и местных налогов, а не перечислять дотации на выравнивание бюджетной недостаточности. Как результат, повысится число основных фондов, расширятся объемы производства, вырастет прибыль организаций, и увеличатся налоговые отчисления.
Кроме того, необходимо пересмотреть порядок нормативов перераспределения федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящего уровня [16]. Например, автор предлагает закрепить за субъектами около 15% поступления НДС, что весьма разумно, так как на сбор этого налога затрачиваются средства на местах администрирования, а налог полностью поступает в федеральный бюджет. Предлагаем также пересмотреть объекты налогообложения игорного бизнеса. Как и до 2009 г. в субъектах федерации по-прежнему сохраняются объекты игорного бизнеса, а не только в пяти игорных зонах, но налоги в бюджет не уплачиваются. Кроме того, предлагается полностью зачислять в бюджеты субъектов поступления по некоторым подакцизным товарам, например акцизы на табачные изделия, как компенсацию за загрязнение окружающей среды соответствующей территории.
Таблица 1
Показатели, влияющие на величину налогового потенциала Северо-Кавказского федерального округа
Название субъекта СКФО Площадь территории, тыс. км2 Численность населения, тыс. чел.
Ставропольский край 66,2 2 787
Республика Дагестан 50,3 2 930,5
Чеченская Республика 15,6 1 302,2
Карачаево-Черкесская Республика 14,3 474,7
Республика Кабардино-Балкария 12,5 859
Республика Северная Осетия - Алания 8 709
Республика Ингушетия 3,6 430,5
Итого 170,5 9 492,9
Источник: Инвестиционный портал СКФО. URL: www.investkavkaz.ru
Таблица 2
Налоговый потенциал Северо-Кавказского федерального округа за 2010-2014 гг.
Налоговые доходы 2010 2011 2012 2013 2014
исполнено, млрд руб. уд вес, % исполнено, млрд руб. уд. вес, % исполнено, млрд руб. уд. вес, % исполнено, млрд руб. уд- вес, % исполнено, млрд руб. уд. вес,%
Всего в Российской Федерации 5876,7 100 9715,2 100 10954,1 100 11321,6 100 12606,3 100
в том числе:
СКФО из них: 69,5 1,22 106 1,12 121,2 1,12 136,2 1,2 145,2 1,2
- Республика Дагестан 12,4 0,2 17,8 0,2 21,5 0,2 24,1 0,2 26,6 0,2
- Республика Ингушетия 0,9 0,02 2,7 0,03 2,6 0,02 2,9 0,04 3,3 0,03
- Республика Кабардино- Балкария 5,6 0,1 8,2 0,08 8,9 0,08 10 0,09 12,4 0,1
- Карачаево- Черкесская Республика 2,5 0,04 4,8 0,05 5,6 0,05 7 0,07 6,8 0,05
- Республика Северная Осетия -Алания 3,8 0,06 6,1 0,06 8,3 0,08 10,4 0,1 10,7 0,08
- Чеченская Республика 5,7 0,1 9,7 0,1 10,4 0,09 12,1 0,1 13,2 0,1
- Ставропольский край 38,5 0,7 56,8 0,6 64 0,6 69,7 0,6 72,3 0,6
Источник: Официальный сайт ФНС РФ, расчеты автора. URL: www.nalog.ru
Таблица 3
Относительное соотношение показателей регионов Северо-Кавказского федерального округа, влияющих на его налоговый потенциал
№ п/п Площадь территории Численность населения Налоговый потенциал
1 Ставропольский край Республика Дагестан Ставропольский край
2 Республика Дагестан Ставропольский край Республика Дагестан
3 Чеченская Республика Чеченская Республика Чеченская Республика
4 Карачаево-Черкесская Республика Республика Кабардино-Балкария Республика Кабардино-Балкария
5 Республика Кабардино-Балкария Республика Северная Осетия - Алания Республика Северная Осетия - Алания
6 Республика Северная Осетия -Алания Карачаево-Черкесская Республика Карачаево-Черкесская Республика
7 Республика Ингушетия Республика Ингушетия Республика Ингушетия
Источник: По данным официального сайта ФНС РФ, расчеты автора. URL: www.nalog.ru
Список литературы
1. Исрапилов Х.А., Сулейманов М.М. Роль региональной налоговой политики в укреплении налогового потенциала территорий // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 861.
2. Найденова Т.А. Теоретико-методологические подходы к трактовке налогового потенциала региона // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: материалы научной конференции. Белгород: ИП Петрова М.Г. 2015. № 8-7. С. 96-102.
3. Балаева Д.А. Экономическое развитие региона: современный аспект (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Право и инвестиции. 2013. № 3-4. С. 27.
4. Кобылатов Р.А. Оценка налогового потенциала Ставропольского края на современном этапе // Новая наука: Проблемы и перспективы: материалы научной конференции. Стерлитамак: РИЦ АМИ. 2015. № 4 (4). С. 168.
5. Сомоев Р.Г. Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан: структура, проблемы формирования, перспективы роста // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 9 (81). С. 2. URL: http://uecs.ru/ru/uecs-81-812015/item/3702-2015-09-17-11-22-15.
6. Ферзилаева Р.Н. Исследование основных тенденций развития налогового потенциала Республики Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 296-299.
7. Дадашев А.З. Экономический рост в регионе: условия, факторы и механизмы // Регион: экономика и финансы: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию Академии социального управления, 20 мая 2014 г. Под общей редакцией А.З. Дадашева, Ф.М. Урумовой. Москва, ИД «Научная библиотека». 2014. С. 9-16.
8. Симонов А.Ю. Налоговый потенциал // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 423.
9. Филобокова Л.Ю. Налоговый потенциал малого предпринимательства и стратегические подходы к управлению им // Управленческий учет и финансы. 2015. № 4. С. 274-283.
10. Топчи Ю.А. Налоговые платежи субъектов малого предпринимательства как источник формирования доходов местных бюджетов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 12. С. 27-30.
11. Караева Ф.Е., Темрокова А.Х. Анализ имущественного потенциала и методы начисления амортизации // Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 77-81.
12. Козаева О.Т., Тадтаева В.В. Налоговый контроль и его совершенствование // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 101-104.
13. Пугачев А.А. Совершенствование налогового администрирования как элемент развития налогового потенциала региона // Социальные и гуманитарные знания. 2015. Т. 1. № 3(3). С. 180-189.
14. Гацаев А.И., Каменсков С.А. Налоговый потенциал в системе планирования налоговых поступлений // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56). С. 28-31.
15. Агузарова Л.А. Налоговый потенциал региона и повышение эффективности планирования налоговых доходов (на материалах РСО - Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 11. С. 826.
16. Корнаева К.Т., Агузарова Ф.С. Основные факторы, определяющие налоговый потенциал региона // Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: материалы VI Международной научно-практической конференции. Ставрополь: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2014. С. 33-35.
ISSN 2311-875X (Online) Economic and Statistical Research
ISSN 2073-2872 (Print)
TAXABLE CAPACITY OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT Fatima S. AGUZAROVA
North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia - Alania, Russian Federation aguzarus@yandex.ru
Article history:
Received 4 February 2016 Received in revised form 17 February 2016 Accepted 18 March 2016
JEL classification: H21, H22, H30, Y10
Keywords: taxable base, tax potential, tax regulation, tax mechanism, tax system
Abstract
Importance The article examines the current taxable capacity of constituent entities in the North Caucasian Federal District. Taxable capacity is an economic metric of a certain constituent entity. The taxable capacity is noted to depend on such indicators as area and the number of employed population. The article indicates objective and subjective factors contributing to taxable capacity growth.
Objectives I identify factors that influence the volume of tax potential pertaining to constituent entities in the North Caucasian Federal District, and provide recommendations to further increase it. Methods The research employs such econometric tools as searching, scientific, comparative, experimental and logic methods. Thus I gathered, processed and systematized necessary theoretical and statistical data and determined the most successful constituent entities of the North Caucasian Federal District.
Results The article presents results of researches concerning the expansion of taxable base in certain regions of the Russian Federation. I analyzed taxable capacity of the North Caucasian Federal District for the 2010-2014 period and found principal ways to increase the taxable base in the constituent entities.
Conclusions and Relevance I conclude that the taxable capacity depends on the area and number of population. It is solvent population that participates in the budgetary process, while the area provides priorities in selecting an investee, thus creating additional opportunities for increasing the tax potential of constituent entities of the federation. The findings can be used by tax authorities and other financial bodies, and their structural units.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Israpilov Kh.A., Suleimanov M.M. [The role of regional tax policies in strengthening tax potential of the area]. Nalogi i nalogooblozhenie = Тaxes and Taxation, 2015, no. 11, pp. 860-873. (In Russ.)
2. Naidenova T.A. [Theoretical and methodological approaches to construing the region's tax potential]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Theoretical and Applied Aspects of Contemporary Science]. Belgorod, IP Petrova M.G. Publ., 2015, no. 8-7, pp. 96-102.
3. Balaeva D.A. [The region's economic development: a contemporary aspect (evidence from the Republic of North Ossetia - Alania)]. Pravo i investitsii = Real Estate and Investment. Legal Regulation, 2013, no. 3-4, pp. 26-28. (In Russ.)
4. Kobylatov R.A. [Assessing tax potential of the Stavropol Krai at the current phase]. Novaya nauka: Problemy i perspektivy: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. New Science: Issues and Prospects]. Sterlitamak, RITs AMI Publ., 2015, no. 4 (4), pp. 166-172.
5. Somoev R.G. [Tax revenue of the consolidated budget of the Republic of Dagestan: structure, generation issues, growth prospects]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2015, no. 9 (81), p. 2. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/ru/uecs-81-812015/item/3702-2015-09-17-11-22-15.
6. Ferzilaeva R.N. [Studying principal trends in the development of taxable capacity of the Republic of Dagestan]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 10-2, pp. 296-299. (In Russ.)
7. Dadashev A.Z. [Economic growth in the region: conditions, factors and mechanisms]. Region: ekonomika i finansy: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. The Region: Economy and Finance]. Moscow, ID Nauchnaya Biblioteka Publ., 2014, pp. 9-16.
8. Simon A.Yu. [Tax potential]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2014, no. 1, pp. 423-425. (In Russ.)
9. Filobokova L.Yu. [Tax potential of small business and strategic approaches to its management].
Upravlencheskii uchet i finansy = Managerial Accounting and Finance, 2015, no. 4, pp. 274-283. (In Russ.)
10. Topchi Yu.A. [Tax payments of small businesses as a source of local budgetary proceeds]. Екonomiкa i upravlenie: problemy, resheniya = Economy and Management: Problems and Solutions, 2014, no. 12, pp. 27-30. (In Russ.)
11. Karaeva F.E., Temrokova A.Kh. [Analyzing the capacity of assets and depreciation methods]. Uspekhi sovremennoi nauki = Modern Science Success, 2015, no. 5, pp. 77-81. (In Russ.)
12. Kozaeva O.T., Tadtaev V.V. [Tax control and its improvement]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Journal of Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 12-4, pp. 101-104. (In Russ.)
13. Pugachev A.A. [Improving tax administration as part of the development of tax potential of a region].
Sotsial'nye i gumanitarnye znaniya = Knowledge of Social Sciences and Humanities, 2015, vol. 1, no. 3, pp. 180-189. (In Russ.)
14. Gatsaev A.I., Kamenskov S.A. [Tax potential as part of tax revenue planning]. Nauka i obrazovanie: khozyaistvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie = Science and Education: Economy and Economics, Entrepreneurship, Law and Management, 2015, no. 1, pp. 28-31. (In Russ.)
15. Aguzarova L.A. [The region's taxable capacity and more efficient planning of tax revenue: evidence from the Republic of North Ossetia - Alania]. Nalogi i nalogooblozhenie = Тaxes and Taxation, 2013, no. 11, pp. 818-824. (In Russ.)
16. Kornaeva K.T., Aguzarova F.S. [Principal factors of the region's tax potential]. Sovershenstvovanie nalogooblozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta: materialy VI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 4th Int. Sci. Conf. Improvement of Taxation as an Economic Growth Factor]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2014, pp. 33-35.