DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.27 УДК 378.1
И. Н. Полынская,
Нижневартовский государственный университет
Факторы мотивационного обеспечения учебного процесса студентов факультета искусств и дизайна
Формирование мотивационного обеспечения учебного процесса студентов, получающих образование в области изобразительного искусства и дизайна, представляет собой многоплановую задачу. Ее решение требует профессионального осмысления объективной социально-психологической необходимости некоторого уровня развития личности человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь. Оно предполагает поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека. Решение названной нами задачи должно также опираться на аналитическую оценку природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих приятие цели обучения и воспитания. Наконец, оно требует анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретная личность, и соотнесения их с содержанием и поставленной целью учебно-воспитательного процесса.
Мотивационно-ценностная ориентация в системе художественного образования и эстетического воспитания студентов факультета искусств и дизайна призвана определить тактику и стратегию работы преподавателей, позволить дифференцированно подойти к студентам с разным уровнем воспитанности и обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту.
Главным педагогическим умением в рассматриваемом контексте
© Полынская И. Н., 2017
Нижневартовский государственный университет
становится умение педагога составлять задачи, предлагаемые студенту, и составлять их так, чтобы операциональная структура этих задач соответствовала преследуемым педагогическим целям на основе теоретического понимания сущности процессов, обеспечивающих их достижение. Например, понимание воспитания как развития мотива-ционно-ценностной сферы личности воспитанника, в основе которого лежит развитие его отношений, в задачах выражается как внимание к другому через интерес, расположение или раздражение к проявлению этих отношений в жизнедеятельности воспитанника постоянно или эпизодически, под давлением извне или по его собственной ини-
циативе, что, естественно ориентирует на специфические результаты воспитания [1, с. 324].
Факторы мотивационного обеспечения учебного процесса студентов с позиций дидактики представляют собой организованную преподавателем целенаправленную работу, базирующуюся на очень широком диапазоне общенаучных, искусствоведческих, художественных знаний, практических умений и навыков в области изобразительного искусства. В механизме непосредственного формирования мотивации в системе художественно-эстетического воспитания студентов сферы искусств и дизайна можно выделить следующие аспекты.
ИРИНА НИКОЛАЕВНА ПОЛЫНСКАЯ
доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного университета
Рассматриваются психолого-педагогические условия формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения. Показана динамика развития учебной мотивации студентов при изучении художественных дисциплин и методики обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Охарактеризованы результаты исследования учебной мотивации с использованием данных опросов обучающихся.
Ключевые слова: мотивация учебно-профессиональной деятельности, когнитивный, аффективный, конативный компонент, художественное образование, эстетическое воспитание.
Considers psycho-pedagogical conditions of formation of motivation of educational-professional activity of future teachers of fine arts in the learning process. Shows the dynamics of development of educational motivation of students in the study of artistic disciplines and methods of training and education of fine and decorative art. Described the results of a study of academic motivation using data from surveys of students.
Key words: the motivation of educational and professional activities, cognitive, affective, connotative component, art education, aesthetic education.
1. Целенаправленная активность студента должна иметь внутреннюю мотивацию. Выработка этой мотивации - первая задача управляющей подсистемы, т.е. психики.
2. Мотивация процесса художественно-творческой деятельности студентов должна опираться на изобразительное и декоративно-прикладное искусство и выражаться в целеполагании и разработке программы контроля и управления качеством художественно-эстетического воспитания.
3. Стратегия и тактика художественно-творческой деятельности могут быть реализованы при наличии необходимой материальной базы, учебно-методического и кадрового обеспечения. Имеются в виду кадровый и научный потенциал, технические средства обучения, информационные технологии, при помощи которых осуществляются художественное образование и эстетическое воспитание.
В соответствии с этим художественно-эстетическое воспитание студентов должно основываться на следующих компонентах обучения основам изобразительного и декоративно-прикладного искусства: - мотивационный компонент, который включает в себя мотивы творчества, целеполагание и эмоции, сопровождающие процесс художественной деятельности, т. е. все то, что обеспечивает включение студентов в про-
цесс активного художественного творчества и поддерживает ее на протяжении всех этапов художественного познания; ориентационный компонент, содержание которого включает принятие студентом цели своей деятельности, ее планирование и прогнозирование; содержательно-операционный компонент, который состоит из двух взаимосвязанных частей: системы знаний основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства и способов применения этих знаний на практике; ценностно-волевой компонент, включающий внимание, волю, эмоциональную окрашенность художественно-творческой деятельности;
оценочный компонент имеет своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе развития знаний и художественно-творческих способностей студента на основе сопоставления результатов его деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе творческой деятельности и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом формирования мотивации в системе художественно-эстетического воспитания студентов факультета искусств и дизайна на основе целеполагания.
Все эти элементы системы в реальном воспитательном процессе взаимосвязаны и протекают в диалектическом единстве.
Факторы мотивации обеспечения учебного процесса студентов факультета искусств и дизайна зависят от совокупности внешних и внутренних условий.
Внешние условия: педагогическая деятельность преподавателя факультета искусств и дизайна, содержание художественного творчества, методы обучения и воспитания, педагогическая компетентность, уровень и индивидуальные особенности педагогического мастерства преподавателя вуза, качество материально-технического оснащения, учебно-методического и научного обеспечения, общий психологический климат в коллективе студентов. Внешними каналами формирования мотивации служат также общественное и семейное воспитание.
Внутренниеусловия становления мотивации в системе художественного образования и эстетического воспитания определяются качественными особенностями и этапами психологического развития личности студента под воздействием художественно-творческой деятельности, организуемой преподавателем.
Формирование мотивации учебного процесса студентов факультета требует анализа исходного состояния структурных психологических новообразований, выявления степени их устойчивости. Диагностика не является самоцелью, она направлена прежде всего не на анализ абстрактных уровней мотивации в системе художественно-эстетического воспитания, а на их выявление у каждого конкретного студента. Применительно к каждому студенту должны быть определены уровень его воспитанности, его трудности, прогноз его художественно-творческого развития и в связи с этим обеспечено планирование необходимых кор-рекционно-педагогических и воспитательных мероприятий. Прогноз и коррекция должны осуществ-
ляться на основе «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский) каждого конкретного студента [2, с. 368].
Для системной диагностики уровня воспитанности представляется необходимым выделить четыре доминирующих параметра:
а) ценностные ориентации студентов, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, обучения, общения и т.д.;
б) уровень коммуникативной культуры;
в) направленность личности;
г) операциональные (организаторские) умения.
Развивая идею о том, что студент -цель, объект, субъект учебно-воспитательного процесса, ее результат и показатель эффективности, можно со всей определенностью сказать, что уровень образованности учащихся - основной параметр оценки качества процесса обучения и воспитания.
Наличие значительного числа работ, посвященных проблеме педагогического образования, обусловлено высоким уровнем социальной значимости педагогической деятельности, сложностью овладению ею. Однако несмотря на то, что в исследованиях достаточно широко представлен анализ проблем, связанных с развитием профессионально важных качеств студентов, вопросы формирования учебно-профессиональной деятельности студентов сферы изобразительных искусств и дизайна изучены недостаточно.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в определении психолого-педагогических условий формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения.
В психолого-педагогической литературе рекомендуется использовать в качестве критериев и показателей воспитанности отношения студентов к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В. А. Яковлев, А. С. Белкин и др.), активную жизненную позицию (Т. Н. Мальковская,
Дворец искусств в Нижневартовске
Н. Ф. Родионова), направленность личности (Л. И. Божович, Т. Е. Кон-никова, З. И. Васильева, А В. Зосимов-ский и др.), сознательную саморегуляцию поведения и самоорганизацию деятельности в отношении к учебному, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н. П. Капустин, М. И. Шилова и др.), согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А. К. Маркова, Н. Е. Щуркова) [3, с. 369-370].
В контексте этой проблемы была проведена опытно-экспериментальная работа по изучению учебной мотивации студентов факультета искусств и дизайна Нижневартовского государственного университета.
Цель работы - рассмотреть динамику формирования учебной мотивации у студентов при изучении художественных дисциплин и методики обучения и воспитания (изобразительному и декоративно-прикладному искусству).
Базой исследования явился Нижневартовский государственный университет, факультет искусств и дизайна, кафедра изобразительного искусства, третий курс бакалавриата.
Для оценки учебной мотивации было создано два опросника. Цель первого опросника - выявление состояния учебной мотивации в на-
чале изучения дисциплины и отражение когнитивного компонента ожиданий студентов. Опросник предлагается студентам после ознакомительного, вводного в предмет занятия.
Цель второго опросника - оценка динамики учебной мотивации, отражение аффективного и кона-тивного компонентов ожиданий студентов, качества работы преподавателей. Опросник предлагается в середине и в конце курса изучаемых дисциплин.
При анализе результатов первого опроса, характеризующего начальную учебно-профессиональную мотивацию, было выявлено, что большинство студентов имеют прочную внутреннюю мотивацию для изучения специальных предметов и серьезное убеждение в необходимости и важности полученных знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций. Об этом свидетельствует максимальное количество суммарных баллов, полученных за суждения, касающиеся желания стать грамотным специалистом, важности изучаемых предметов для дальнейшего профессионального определения и желания в совершенстве владеть практическими навыками.
Также максимальный балл имели суждения, отражающие внешнюю мотивацию - заинтересован-
ность преподавателями, их творческой и научно-исследовательской деятельностью, желание узнать новую информацию, научиться новым приемам и способам ведения художественных работ и не иметь академических задолженностей по изучаемым дисциплинам. Средние значения имели мотивы выбора специальности, связанные с изучаемыми предметами, желание учить лишь интересные темы, заниматься научно-исследовательской и художественно-творческой работой, проявить наилучшие способности. Минимальный балл набрали суждения, касающиеся одинаково тщательного изучения всех предметов и отсутствия желания изучать дисциплину из-за ее сложности и низкого к ней интереса.
Второй опросник, использовавшийся на заключительном этапе изучения соответствующих курсов дисциплин, позволил выявить интересные закономерности и оценить качество преподавания, сложность преподаваемого материала и определить степень удовлетворенности ожиданий студентов. Максимальное количество баллов набрали суждения студентов, касающиеся заинтересованности учебными дисциплинами, осознанием их важности и актуальности, а также приобретением информации, необходимой для даль-
нейшей педагогической деятельности. Также максимальное количество баллов набрали суждения о качества преподавания: большинству студентов нравится динамичный, интересный и творческий стиль занятий по рисунку, живописи, методике обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству, а работа преподавателей кафедры изобразительного искусства позволила разобраться в наиболее сложных вопросах и лучше усвоить учебный материал. Средний балл набрали суждения, отражающие выбор специальности, связанной с изучением учебных дисциплин, степень овладения практическими навыками, возможности занятий научно-исследовательской и художественно-творческой работой. Средний балл получили также внешние мотивы - нежелание иметь академические задолженности и стремление проявить наилучшие художественно-творческие способности. Низкий балл набрали суждения, связанные с желанием изучать только те разделы, которые связаны с будущей профессией, и отсутствием стремления учить предмет по причине его сложности и неадекватной оценки знаний, умений и навыков преподавателем.
Анализ и соотнесение результатов проведенных опросов позволи-
ли сделать заключение, что ожидания студентов факультета искусств и дизайна относительно изучаемой дисциплины оправдались: они получили много информации, приобрели художественно-творческие умения и навыки, полезные для будущей практической деятельности и профессионального самоопределения. Изучаемые специальные дисциплины, хотя и сложны для освоения, понимания и воспроизведения, но это делает их еще интересней и вызывает желание разобраться в сути изучаемого материала, нередко с участием преподавателей кафедры изобразительного искусства. Однако возможность овладения практическими навыками реализовалась не у всех студентов и не в той мере, в какой им хотелось бы. Вероятно, это связано с дефицитом времени в ходе проведения практических занятий и сокращения учебной нагрузки на академических занятиях.
Итак, исходя из сказанного, формирование мотивации в системе художественного образования и эстетического воспитания студентов факультета искусств и дизайна позволит обеспечить качество учебного процесса, умножая при этом усилия всех его субъектов и резко повышая результативность обучения и воспитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 2008.
2. Выготский Л. С. Психология творчества. М.: Искусство, 1968.
3. Кравченко Ю. О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 104-106.
4. Нечаев М. П. Параметры оценки качества процесса воспитания и методика их применения в практике работы образовательного учреждения // Качество управления образовательным пространством в регионе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (13-15 мая 2003 г.). Ч. 1. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2003.
5. Полынская И. Н. Формирование профессиональных компетенций будущего преподавателя изобразительного искусства // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2 (ч. 2). С. 368-371.
LITERATURA
1. Aseev V. С. Мо^аауа povedeniya i Лзгтнк^ате Lichnosti. М., 2008.
2. Vygotskij Ь.Б. PsihoLogiya ^огсЬ^^а. М.: Iskusstvo, 1968.
3. Kravchenko YU. О. К ргоЫете Лзгтлгоуатуа исИеЬпо]' то^асм Б^с1егЛоу // РБШо1с^уа V Rossii i za rubezhom: т^епа1у Mezhdunar. zaoch. паис1г коп^ (д. Saпkt-Peterburg, оЙуаЬг' 2011 д.). БРЬ.: 11епоте, 2011. Б. 104-106.
4. NechaevМ.Р. Рагат^гу осепк касЬ^^а processa vospitaniya i те^^ка Ш рптепетуа V ргакШе raboty obrazovateL'nogo и^^Ь^еЫуа // КасЬ^^о иртау1етуа oЬrazovateL'пym prostranstvom V тедюпе: т^епа1у МеЕЬ^ипаг паисК-ргаШс!-!. коп^ (13-15 тауа 2003 д.). СН. 1. Novosibirsk: ^С. NGPU, 2003.
5. Ро1упзкауа I.N. Formirovanie professionaL'nyh котре1епа]' buCushchego prepoCavateLya izobraziteL'nogo iskusstva // Sovremennye паикоет^е tekhпoLogii. 2016. № 2 (с1г 2). Б. 368-371.