И.Н.Полынская
Нижневартовск, Россия
I.N.Polynskaja
Nizhnevartovsk, Russia
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
INTEGRATING IDEAS OF MULTICULTURAL EDUCTION INTO A FINE ARTS CURRICULUM
Аннотация. В статье рассматриваются идеи поли-культурного образования школьников в процессе обучения изобразительному искусству. Раскрывается проблема и способы ее решения. Предлагается учебная программа по изобразительному искусству с учетом представленной проблемы.
Ключевые слова: поликультурное образование; эт-нохудожественное обучение; национальная культура; методика обучения; ханты; манси.
Abstract. The article deals with the ideas of multicultural education in a fine arts school teaching, touches upon the problem and ways of its solution. The article presents the example of a fine arts curriculum, developed with due account for the previously mentioned problem.
Key words: multicultural education; ethnic arts education; national culture; teaching methods; khanty; mansi.
Сведения об авторе: Полынская Ирина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства.
Место работы: Нижневартовский государственный гуманитарный университет.
About the author: Polynskaja Irina Nikolaevna, doctor of Pedagogy, associate professor of the department of fine arts.
Place of employment: Nizhnevartovsk State University of Humanities.
Контактная информация: 628617, г. Нижневартовск, ул. Пермская, д. 9, кв. 122; тел. (3466)463146. E-mail: julka-nv@mail.ru
Одной из важнейших задач современного образования является приобщение учащихся к глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве. Тенденции современного общества в социальном, культурном, экономическом, политическом планах привели к формированию поликультурного социума. Современные тенденции развития системы образования в условиях многоязычия и поликультурности российского общества выдвигают целый комплекс теоретических и практических проблем, связанных с определением понятия «поликультурная образовательная среда».
По определению исследователя многокультурного образования Г. Д. Дмитриева, «многокультурное образование исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, арго, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родо-половых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она — культура — разная» [5. С. 37].
В данном аспекте многокультурное (поликультурное) образование выходит за рамки многоэтнического (полиэтнического) образования, т.к. принято считать, что причины кон -фликтов, насилия и нетерпимости лежат в области не только этнических, но и культурных различий. Вопросу о границах данного понятия было посвящено множество дискуссий, но до сих пор он остается открытым.
Дискуссии по данному вопросу велись в разных странах на протяжении последних 30 лет и отражены в зарубежных и отечественных теориях многоэтнического (У.Боос-Нюнниг, У.Зандфукс, Н.В.Кочешков) и бикультурного (В.Э.Фтенакис) образования, концепциях «диалога культур» (Н.Х.Вессель, В.С.Библер, Г.Д.Дмитриева, М.С.Каган, П.Ф.Каптерев, М.А.Некрасова и др.) и «культурных различий» (П.П.Блонский, Дж. Бэнкс, А.П.Лиферов, Э.Мейлер, В.М.Полонский, РХенви).
Значительную помощь в моделировании диалогических обучающих и воспитывающих стратегий может оказать концепция «Школы диалога культур» крупнейшего отечественного философа и культуролога В.С.Библера, который определяет саму культуру как форму «...одновременного бытия и общения индивидов различных культур» [1. С. 423].
Доклад Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХ1 в. подчеркивает, что образование должно, с одной стороны, помочь человеку осознать свои корни и тем самым определить свое место в мире, а с другой — привить ему уважение к другим культурам.
В последние годы в отечественной педагогике все больше стали говорить о важности поликультурных аспектов в школьной и вузовской аудитории. Самостоятельно оформилось такое направление, как поликультурное образование [8. С. 5].
Целью поликультурного образования, таким образом, является приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство. Ведущими идеями данной концепции выступают идеи открытости, диалога культур, культурного плюрализма.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е гг., когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой были характерны усиление этни-зации содержания образования, роли этнохудожественного обучения, идей народной педагогики, рост влияния традиционной культуры на формирование самосознания личности.
Важность данной проблемы подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [11]. Главная цель программы — развитие системы образования в интересах формирования творческой личности и экономического и социального прогресса общества.
Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре разработана программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа [10].
Концепция модернизации российского образования указывает на необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства при формировании и развитии этических принципов и идеалов личности. В связи с этим очень важно обратить внимание на воспитательный потенциал этнохудожественного образования школьников в условиях поликультурного общеобразовательного пространства.
Культура любого народа является частью мирового культурного пространства, в котором происходит взаимодействие различных этнических культур. «Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру» [4. С. 46]. Культура различных этносов может сохранить свою неповторимость только в процессе диалога с другими культурами, тогда как язык насилия и борьбы может привести к полной ее гибели. К сожалению, ведущиеся сегодня в мире межнациональные войны нарушают темпы межнационального развития и взаимодействия.
Территория современного Ханты-Мансийского автономного округа — Югры всегда представляла и представляет собой поликультурное пространство — пространство взаимодействия различных этносов, в том числе ханты и манси.
Сегодня на территории округа специалистами различных профилей ведется огромная работа по изучению, возрождению и сохранению традиций культуры малых народов Севера, что является условием воспитания таких качеств, как гражданственность, духовность, патриотизм и национальное самосознание. «Это связано прежде всего с тем, что одной из ценностных доминант общественного сознания в России в постперестроечный период стало осмысление реальной полиэтничности страны и признание права каждого этноса, каждой этнической группы на этнокультурную идентичность, на относительную культурную автономию в рамках единого российского культурно-образовательного пространства» [9. С. 21].
Целью этнохудожественного образования на современном этапе провозглашается развитие личности школьника, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т. е. вступать в диалог культур и воспринимать другие культуры как равноправные, самобытные и самоценные. Преподавание изобразительного искусства в условиях поликультурного общеобразовательного пространства развивает уважение к другим культурам благодаря знанию своих культурных особенностей, формирует умение ориентироваться в различных типах культур, адекватно интерпретировать явления и факты родной и иной культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей сопоставляемых сообществ.
Этнохудожественное образование в общеобразовательной школе представлено учебно-методическим комплексом «Изобразительное искусство и художественный труд» (автор Т.Я.Шпикалова и др.). Данный комплекс направлен на формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства. М.М.Байрамбеков в диссертационном исследовании разработал систему обучения дошкольников и младших школьников народному искусству. Р.А.Махаев подчеркивает важность художественного воспитания школьников в процессе преподавания декоративно-прикладного искусства в городских многонациональных школах.
Анализ состояния этнохудожественного образования и эстетического воспитания школьников в образовательном процессе Ханты-Мансийского автономного округа — Юг-ры показал, что до сих пор не разработаны учебно-методические комплексы и программы этнохудожественного образования и воспитания, способствующие формированию интереса и приобщению учащихся к национальной культуре хантов и манси; нет методических указаний по проведению соответствующих занятий.
Следует признать, что в целом воспитание посредством этнохудожественного обучения разворачивается стихийно: отсутствует последовательное и систематическое знакомство школьников с традиционной культурой малочисленных народов Крайнего Севера; педагоги недостаточно компетентны в этой области; слабо развиты учебно-материальная база и методическое обеспечение.
Более того, решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейно-политического и духовно-нравственного кризиса общества. В современной массовой культуре наблюдается процесс «гомогенизации» — нарастания единообразия, стереотипности как самой массовой культурной продукции, так и запланированной, однозначной реакции потребителя на нее. Формирование «одномерного» потребителя — главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональной самобытности. Не секрет,
что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение, не зная исконных народных праздников, традиций, обрядов, с удовольствием переняло такие чуждые нашему российскому обществу праздники, как Хэллоуин, День святого Валентина, День святого Патрика и т. п.
Отсутствие в Ханты-Мансийском автономном округе полноценного этнохудожествен-ного воспитания требует комплексного исследования и решения данной проблемы с учетом региональных особенностей художественной культуры народов Крайнего Севера. Возрождение национального самосознания и приобщение школьников к национальной культуре хантов и манси необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на духовную сферу личности.
Искусство, отмечает в своих трудах М.С.Каган, является самым эффективным посредником , оно делает более легким «вхождение» в чужую культуру, приобщение к ней [7. С. 215]. Вот почему так важно строить сегодняшнее этнохудожественное образование учащихся таким образом, чтобы «диалог культур» (В.С.Библер) способствовал их духовному обогащению. Национальная художественная культура, народное искусство являются носителями этнической специфики. Об этом же говорит Ю.В.Бромлей: «Этническая специфика наиболее наглядно проявляется в традиционной материальной культуре, в обычаях и обрядах, в народном творчестве» [2. С. 97].
Национальная культура народов Крайнего Севера обладает особыми и своеобразными возможностями в формировании у подрастающего поколения положительного эмоционально-ценностного отношения к миру, чувства патриотизма и интернационализма, нравственности, творческого мышления, эстетического идеала, готовности беречь и развивать народные художественные ремесла, традиции, обычаи.
Все виды национальной культуры северных народов — яркой, выразительной и своеобразной — представляют собой наиболее ранний этап развития культуры, который прошли многие народы мира. К ним относится, прежде всего, декоративно-прикладное искусство хантов и манси, которое нашло наиболее полное выражение в орнаментации бересты, изготовлении мозаики из меха и ткани, резьбе по кости (рогу), дереву и металлу, вышивках бисером и других приемах украшения одежды и утвари.
Особый интерес вызывает орнаментальное искусство, отличающееся оригинальностью и художественными достоинствами — богатством форм, многообразием сюжетов, строгостью и четкостью построений. Орнамент выполнялся и развивался на природном материале — мехе, коже, сукне.
Содержательны и сюжетные рисунки. Они подразделяются в зависимости от назначения на следующие группы: картинное письмо; родовые и семейные знаки; изображения на бытовых изделиях из бересты, сукна, меха и ровдуги (замша из шкуры оленя); изображения религиозного содержания на культовых предметах.
К выразительным средствам относятся пение и музыка, устное народное творчество, причудливые легенды, мифы, сказки, предания. Важной особенностью культуры народов, населяющих Север, является ее жизнеутверждающая сила. Мир делится на два полюса: добро и зло. В каждой сказке, легенде, песне — о схватке с врагом или «злым духом», со стихией или просто о дружеском соревновании — побеждают ум, сноровка, изобретательность, выносливость и ловкость.
Обращение к национальной культуре и искусству — это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразо-вания человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку» [3. С. 12].
Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство народов ханты и манси. Ситуация, в которой оказались сейчас эти народы, вызывает тревогу. Вследствие усиления промышленного освоения края, изменения этнической и социально-экономической инфраструктур ускоряется процесс маргинализации коренного населения. Традиционный образ жизни ведут лишь несколько десятков стойбищных ханты, манси, благодаря которым еще сохраняются национальные традиции и язык. Урбанизированные ханты и манси быстро ассимилируются. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации.
Чтобы XXI в. для хантов и манси не стал последним, перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, их культуры и искусства. Одним из путей ее решения является создание системы просвещения, призванной ознакомить некоренное население, проживающее на территории коренных аборигенов, с особенностями образа жизни народов ханты и манси, их самобытной этнокультурой, уникальной историей и традициями.
Для достижения успеха в работе педагогу необходимо хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с учащимися, учитывать их возрастные особенности.
При выборе путей, средств и условий этнохудожественного образования и эстетического воспитания необходимо определить соотношение федерального и национально-регионального компонентов в процессе приобщения учащихся к национальной культуре народов Крайнего Севера. Федеральный объем, определенный Министерством образования, должен содержать национально-региональный компонент с его предметным наполнением, количеством часов, общеметодическим подходом к содержанию занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Внедрение национально-регионального компонента в методику преподавания изобразительного искусства требует экспериментальных исследований и серьезной научно-методической работы. Для реализации данной системы необходимо решение ряда практических и теоретических задач:
- создание системы многоступенчатого и непрерывного процесса приобщения подрастающего поколения к этнокультуре малочисленных народов Крайнего Севера;
- подготовка учебно-методических комплексов этнохудожественного образования школьников по изобразительному и декоративно-прикладному искусству во всех общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- разработка программ и систем занятий, направленных на этнохудожественное образование и эстетическое воспитание в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- обеспечение условий для реализации данной системы.
Нехватка соответствующего методического и дидактического материала обусловливает необходимость искать пути решения этой проблемы.
При разработке программы и системы занятий, направленных на этнохудожественное образование и эстетическое воспитание, мы исходим из возможностей учебных программ по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Этому процессу предшествовал всесторонний анализ психолого-педагогической, методической, философской, культурологической, социологической, исторической, этнографической, специальной литературы, необходимой для проведения исследования по заявленной теме; изучение и обобщение передового педагогического опыта преподавания изобразительного искусства.
Следует заметить, что в ряде методических исследований (К.Ж.Амиргазин, Е.С.Асыл-ханов, М.М.Байрамбеков, Р.Г.Гадиев, Г.К.Гамзатова, Н.Г.Ефремова, В.Ф.Канев, Р.А.Махаев, Е.М.Новиков, Л.В.Орлова, И.М.Раджабов, ГВ Юдина и др.) раскрыты различные аспекты
художественного образования с учетом изучения народного, национального и декоративно-прикладного искусства. Однако этого недостаточно для того, чтобы только на них строить методику этнохудожественного образования в условиях поликультурного общеобразовательного пространства.
На основании анализа содержания действующих программ по изобразительному искусству (Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. Ханты-Мансийск, 2000; Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001—2010 годы // Преподаватель. 2000. № 3; Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд. 1—8 кл. / Под ред. Б.М.Неменского. М., 1992; Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1—9 классы / Сост. В.С.Ку -зин, Н.Н.Ростовцев, Е В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др. М., 1996; Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Рисунок 1—11 кл. Живопись 1—11 кл. Основы живописи 5—9 кл. Основы дизайна 5—9 кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1—8 кл.: Для школ (классов) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М., 2001; Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5—9 классы. М., 2006) мы пришли к выводу о том, что аксиологизация этнохудожественного образования школьников важна и необходима.
Мы предлагаем разработку в дополнение к действующим учебным программам ряда специальных заданий и тем уроков, способствующих, по нашему мнению, воспитанию интереса к национальной культуре народов ханты и манси в процессе этнохудожественно-го образования (см. табл.). Все задания и темы уроков составлены с учетом преемственности в обучении, дидактических принципов, специфических условий преподавания изобразительного искусства в школе с включением национально-регионального компонента и могут быть реализованы в процессе таких видов учебных занятий по изобразительному искусству, как рисование с натуры, рисование на темы, декоративная работа, беседы об искусстве народов ханты и манси.
Комплект заданий и тем уроков по изобразительному искусству для 4—8 классов общеобразовательной школы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Виды занятий Темы занятий Кол-во часов
4-й класс
Рисование с натуры 1. «Туесок для черники и голубики». Рисование с натуры несложного берестяного туеска. 2
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «На оленях по снегу». 2. Беседа «Праздники хантов и манси». Сюжетнотематическая композиция «Вороний день». 1 2
Декоративная работа 1. Аппликация из цветной бумаги. Эскиз хантыйского (мансийского) женского нагрудного украшения. 2. Изображение на плоскости (криволинейного) орнамента сури тухалан верла — «медведь». 1 1
5-й класс
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры берестяной куженьки для рыбы. 1
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «На стойбище». 2. Рисование по представлению «Танец шамана». 1 1
Декоративная работа 1. Изображение на плоскости. Эскиз национальной одежды: мужской малицы, женского сака. 2. Декоративная деятельность (аппликация из цветной бумаги). «Будни хантов и манси». 2 2
6-й класс
Рисование с натуры 1. «Полна набирушка морошки». Рисование с натуры берестяного туеска трапециевидной формы с нанесенными хантыйскими орнаментами. 2
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция «Медвежьи игрища». 2. Рисование по представлению (памяти) «Югорский лес». 1 1
Декоративная работа 1. Декоративная деятельность (аппликация из кусочков ткани и меха). Эскиз женской сумки тутчана. 2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков ткани и меха куклы-акань. 2 2
7-й класс
Рисование с натуры 1. «Кузовок для брусники». Рисование с натуры берестяного орнаментированного кузовка. 2
Рисование на темы 1. Сюжетно-тематическая композиция. Иллюстрация к хантыйской легенде «О девочке Мось». 2
Декоративная работа 1. Декоративное рисование. Эскиз карандашницы с хантыйскими орнаментами. 2. Декоративная деятельность. Изготовление из кусочков ткани, меха, кожи нагрудного украшения с хантыйскими узорами и орнаментами. 1 2
Беседы об изобразительном и декоративном искусстве 1. Урок-беседа «Декоративно-прикладное искусство хантов и манси». 1
8-й класс
Рисование с натуры 1. Рисование с натуры натюрморта с хантыйскими (мансийскими) бытовыми предметами. 2
Рисование на темы 1. Гравюра из картона «Животные и птицы Севера». 2. Графическая работа в технике монотипия «Северная фантазия», «Сказка Югры». 3. Сюжетно-тематическая композиция «Легенды и были таежного края», «Сказания о земле Югорской». 2 1 2
Декоративная работа 1. Декоративное рисование. Импровизация хантыйской орнаментальной композиции в полосе или круге «Хантыйские узоры». 2
Чтобы повысить уровень знаний и активизировать интерес к национальной культуре народов ханты и манси у школьников, нами была разработана методика проведения занятий с использованием наглядного материала, репродукций картин художников, видеофильмов, изделий декоративно-прикладного искусства хантов и манси, художественной, детской и популярной литературы, этнического фольклора. В процессе бесед учащиеся знакомились с национальными традициями, обычаями, обрядами. Особый восторг у них вызвали хантыйские украшения, берестяные туески, культовые вещи из кусочков ткани и меха, тряпичные куклы-акань. Школьники с удовольствием примеряли охотничьи маски,
бисерные нагрудные украшения, прикасались руками к орнаментированным берестяным туескам и набирушкам. Сильное эмоциональное впечатление произвело на учащихся прочтение статьи «О хантыйских шаманах», опубликованной в журнале «Стерх» (1993. № 1(3)).
Все предложенные методические приемы, формы, средства обучения изобразительному искусству способствуют:
- формированию положительно-эмоционального отношения школьников к произведениям народного декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;
- развитию активной познавательной направленности на овладение искусствоведческими, историческими, этнографическими знаниями, связанными с этническими народами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
- пониманию учащимися значения сохранения национальной культуры как исчезающей культуры малочисленных народов Крайнего Севера;
- возникновению уважения к этническим народам как уникальным и древним народностям нашей страны;
- включению школьников в активную творческую деятельность, направленную на изготовление народных декоративных изделий и эскизов;
- стремлению к эстетическому совершенствованию и созданию самостоятельных творческих произведений;
- воспитанию любви к родному краю, формированию положительного эмоционально-оценочного отношения к окружающей действительности, умению понимать и уважать культуру другого народа.
Одной из особенностей района Крайнего Севера, в частности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, является его многонациональность. На уроках изобразительного искусства школьники широко и полно знакомятся с лучшими традициями народного творчества, декоративно-прикладного искусства других народов, населяющих нашу страну, — русских, украинцев, башкир и т. д. «Если мы хотим сохранить единство России, то современная образовательная система при ее стремлении к цивилизации должна реализовывать принцип: от воспитания культуры своего народа к культуре совместно проживающих народов, а затем к пониманию мировой культуры, т.е. поликультурность образования должна стать принципиальной в построении образовательной системы» [6. С. 49].
В данной статье мы преследуем цель ответить на вопросы: какой смысл приобретает этнохудожественное образование в данных условиях и как возможно реализовать идеи по-ликультурного образования при обучении изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Предложенные основные направления этнохудожественного образования школьников в условиях поликультурного общеобразовательного пространства могут быть включены в общеобразовательные программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, систему дополнительного образования, а также учтены при разработке новых программ и создании пособий по этнохудожественному образованию.
Основные положения и выводы могут быть использованы в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования, а также при обучении педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М., 1997.
2. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
3. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. М., 2000.
4. Гасымова Г.А., Наумов Н.Д. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. Нижневартовск, 2008.
5. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.
6. Ибрагимова Л.А. Современные подходы к пониманию системы поликультурного образования // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. Нижневартовск, 2008.
7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
8. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование — актуальные проблемы современной школы // Педагогика. 1999. № 4.
9. Набок И.Л. Национально-региональный компонент подготовки учителя в контексте процессов глобализации культуры и образования // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: проблемы и перспективы. СПб., 2002.
10. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. Ханты-Мансийск, 2000.
11. Федеральная программа развития образования. М., 1999.