И. Н. Полынская
(Нижневартовск)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается национально-региональный компонент в содержании художественного образования и эстетического воспитания школьников Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры. Рассмотрены проблемы внедрения регионального компонента в обучении учащихся изобразительному искусству и перспективы решения и реализации данной проблемы
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить без учета культурно-исторического опыта народа, создававшегося веками предшествующими поколениями и закрепленного в произведениях народного искусства.
В настоящее время наступает этап глубокого анализа педагогических явлений, требующих применение методов, гарантирующих результат обучения изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Приоритетным направлением нового содержания образования является развитие национально-регионального компонента и его структур. Поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в художественном образовании и эстетическом воспитании. «Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», -отмечает в своем исследовании В. П. Строков [8, с. 30-31].
Важность национально-регионального компонента подчеркивается рядом правительственных и ведомственных документов. «Очень важным для претворения в жизнь регионального компонента является
исторически обусловленное понимание этого процесса, законодательное регулирование региональных отношений внутри страны» [7, с. 82]. Необходимость разработки национально-регионального компонента предусмотрена законом «О Федеральной программе развития образования», в приложении к которому сказано: «Программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств, в соответствии с законодательством об образовании» [9, с. 3]. Главная цель программы
- развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Как и во многих регионах России, в Ханты-Мансийском автономном округе разработана программа внедрения национальнорегионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений округа [4].
Национально-региональный компонент в содержании обучения изобразительному искусству является той составляющей, в которой наиболее полно отражены особенности каждого региона. «Особое значение придается произведениям народных промыслов, где художественная традиция есть живая память, что очень важно для местного населения, культуры края... Культура народного художественного промысла
генетически восходит к местной традиции края. Ее сохраняет и развивает коллектив на основе творческого метода варьирования и художественных принципов народного искусства, импровизациях на их основе. В силу этого народный промысел и является его органической частью, одной из форм, наиболее ярко выраженных в культуре современного общества» [10, с. 8].
Учитывая то, что национальная концепция воспитания в новых общественнополитических и экономических условиях предполагает воспитание человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия различных наций и народов и стремящегося к взаимопониманию с ними, важно использовать весь потенциал культуры народов Крайнего Севера.
Народное декоративно-прикладное искусство хантов и манси имеет многовековые художественные традиции и, являясь неотъемлемой частью национальной культуры, способно влиять на формирование у подрастающего поколения положительного отношения к художественным и эстетическим ценностям, отражающим общечеловеческие идеалы и стремления. Однако до сих пор в общеобразовательных школах Ханты-Мансийского автономного округа -Югры отсутствует учебно-методическая литература, наглядные пособия и альбомы по народному искусству, не разработаны программы по изобразительному искусству и общеобразовательным дисциплинам, способствующие формированию интереса школьников к национальной культуре хантов, манси и приобщению к ней, нет методических указаний по проведению данных занятий, которые помогли бы педагогу в системном обучении и воспитании школьников. Следует признать, что в целом процесс регионализации содержания художественного образования разворачивается стихийно. В общеобразовательных школах Ханты-Мансийского округа - Югры на недостаточном уровне проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которого проживают учащиеся: педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом
хантыйского народа, его проблемами. Недостаточно подготовлены педагоги, способные осуществить решение данной проблемы. «Это стало главной причиной возникновения ситуации, при которой приобщение к традиционной культуре в образовательных учреждениях не ведется, или такая деятельность носит локальный, несистемный характер» [5, с. 213].
В практике работы по приобщению к национальной культуре коренных жителей Крайнего Севера, формированию интереса к ней учителями не используются методы воздействия на учащихся средствами изобразительного искусства. Как правило, без систематической и последовательной подготовки детские работы на национальную тему или тему родного края скучны по содержанию и бедны по художественному выражению. Отсутствие систематической и последовательной работы в этом направлении приводит к тому, что уровень интереса к национальной культуре хантов и манси у учащихся остается достаточно низким, а порой школьники не имеют никакого представления о самобытной жизни и своеобразии быта хантыйского и мансийского народа, их уникальной истории и культуре. Слабая разработанность теоретических основ национально-регионального компонента содержания образования нередко приводит к искажениям как собственно структуры национально-регионального компонента содержания образования, так и его соотношения с федеральным компонентом.
В результате этого за последние годы в системе образования по существу утрачена определяющая функция искусства и педагогической науки - воспитание развитой творческой личности, способной максимально реализовать себя в значительных видах деятельности современного общества.
Более того, решение данной проблемы в настоящее время происходит на фоне глубокого социально-экономического, идейнополитического и духовно-нравственного кризиса общества. В современном мире наблюдается процесс в массовой культуре, который именуется «гомогенизацией». Речь идет о нарастании единообразия, стереотипности как самой массовой культурной
продукции, так и запланированной, однозначной реакции на ее потребителя. Формирование «одномерного» потребителя -главный источник не только прибыли, но и разрушения индивидуальности, духовной суверенности личности. При этом все увеличивающиеся благодаря бурному развитию средств коммуникации масштабы потребления массовой культуры несопоставимы с масштабами образовательной сферы, образовательного воздействия. На наш взгляд, ценностная разнонаправленность культурной жизни и образовательной среды принимает катастрофические размеры. Гомогенизация культуры под флагом глобализации грозит лишить культуру ее оттенков, красок, этнонациональной самобытности, обусловленных своеобразием выработанных предками способов и форм общения человека с окружающим его миром природы. Ни для кого не секрет, что в нашей стране средства массовой коммуникации пропагандируют западную культуру. Молодое поколение не знает исконных народных праздников, традиций, обрядов, но с удовольствием переняло такие чуждые нашему Российскому обществу праздники, как «Хэллоуин», «День святого Валентина», «День святого Патрика» и т.п. Процессы духовной мутации общества, отчужденного от корней культуры своего народа и в результате потерявшего восприимчивость к воздействию идеалов и практики общества потребления ведут к уничтожению духовно-созидательных начал традиционной культуры, народного искусства.
Сложившееся негативное положение в обеспечении полноценного художественноэстетического воспитания школьников требует комплексного исследования и решения данной проблемы с учетом региональных особенностей художественной культуры народов Крайнего Севера, создания необходимых условий реализации их на основе обновлении содержания образования и воспитания подрастающего поколения. Возрождение национального самосознания и приобщения школьников к национальной культуре хантов и манси необходимо осуществлять не столько через политизацию общественной жизни, сколько через искусство, которое в цикле учебных
предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на формирование духовно-нравственных качеств личности.
Внедрение национально-регионального компонента в практику преподавания изобразительного искусства в школе создает условия для формирования интереса учащихся к художественно-творческой деятельности. Изучение своего края существенно способствует связи школы с научным познанием, помогает получить представление о таких дисциплинах, как история, этнография, география, культурология, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и др.
При этом успешность национально-регионального компонента в процессе обучения изобразительному искусству будет обеспечиваться, если:
- содержание обучения строится с опорой на те виды народного, декоративноприкладного искусства, которые наиболее развиты в рассматриваемом регионе;
- школьники владеют теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, связанными с народным, декоративно-прикладным искусством;
- разработаны методические пособия по обучению изобразительному искусству с учетом специфики района Крайнего Севера.
Таким образом, среди специфических функций национально-регионального компонента можно выделить такие, как:
1)воспитание у школьников патриотизма, любви к своей малой Родине;
2) обучение изобразительному и декоративно-прикладному искусству на основе развития познавательного интереса;
3) становление исторического сознания и самосознания учащихся.
Данный подход позволит построить содержание и структуру национально-регионального компонента так, чтобы, не впадая в этноцентризм и традиционное краеведение, помочь ученикам осмыслить события и явления на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представлять различие и сходство процессов, общность судеб народов Ханты-Ман-
сийского автономного округа - Югры и России. Язык культуры обладает наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью. «Каждая культура произрастает на своей почве, имеет свою географию, социальную среду и, соответственно, специфическую окраску, то есть обладает самобытностью» [6, с. 6]. «Любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру» [1, с. 46]. Именно культуру (историческую, правовую, экологическую, экономическую, нравственную, художественноэстетическую) в широком смысле возможно сделать основанием целостности национально-регионального содержания образования, стержнем системы, объединяющей едиными целями формирование личности гражданина демократической России и Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, специфическое содержание регионального и федерального компонентов.
«Народное искусство - прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая преемственности поколений, народов, эпох,- пишет М. А. Некрасова. - На новый уровень современных проблем народное искусство выдвинуто веком завоевания космоса, научно-технического прогресса и экологического кризиса.
...Как часть культуры народное искусство - это и сама природа, и историческая память народа, необрывающаяся связь времен, эстетическое единство; цельность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ» [3, с. 7-13].
Исходя из того, что общая цель региональной содержательно-целевой линии национально-регионального компонента содержания образования состоит в формировании функциональной грамотности (культуры) школьников, конкретными задачами национально-регионального компонента содержания образования будут:
- изучение основ разносторонних знаний об округе, раскрывающих взаимосвязь и взаимозависимость человека, природной и культурной среды;
- раскрытие фундаментальной значимости окружающего мира для жизнедея-
тельности человека и на этой основе пробуждения познавательного интереса к родному краю, сопричастности к его судьбе и судьбе России;
- формирование у школьников культурологического потенциала, обеспечивающего продуктивное и бережное взаимодействие с миром, возрождение традиций;
- формирование адаптивного типа жизнедеятельности, проявляющегося в устойчивых способностях к изобразительной и творческой деятельности.
Не менее важное значение приобретает нацеленность содержания общего образования на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной и многонациональной среде, обладающей пониманием других культур и развитым чувством уважения, умением жить в мире и согласии с представителями других национальностей, рас или верований. Для этого необходимо: обеспечить глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой, искусством, национальными традициями; сформировать представления о многообразии культур в России и мире и на этой основе позитивные отношения к культурным различиям как источнику прогресса человечества и самореализации личности; реализовать интеграцию школьников в поликуль-турное пространство в условиях продуктивного и равноправного взаимодействия с носителями различных культур; воспитывать школьников в духе терпимости, взаимопонимания, гуманного межнационального общения.
Доступность регионального материала в силу его приближенности к учащимся общеобразовательных школ закономерно вызывает у них познавательный интерес и имеет большие возможности для формирования познавательной активности школьников. «Познавательный интерес вырастает из потребности знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной потребностью он становится лишь на высшем уровне своего развития» [11, с. 22]. Познавательная активность, возникающая в ситуации поиска, проявляется в большинстве случаев в высоком уровне познавательной инициативы учащихся, их эмоцио-
нального настроя, что создает предпосылки для развития качеств и познавательных способностей личности. Более того, национально-региональный компонент предполагает не только обязательное непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов региональной действительности, установление их взаимосвязи, взаимообусловленности, соотнесение с теоретическими знаниями, но и учебно-творческую деятельность на основе изучения этих объектов и явлений.
«Определяющее значение для реализации включения национально-регионального компонента в содержание образования имеет личность самого учителя, его понимание и желание участвовать в решении этой проблемы, его творческий потенциал. Следовательно, необходима целенаправленная теоретическая и методическая подготовка педагогических кадров через систему непрерывного профессионального образования» [2, с. 108]. Исходя из условий решения данной проблемы, педагогические вузы должны вести профессиональ-
ную подготовку учителей изобразительного искусства, хорошо владеющих приемами и технологиями народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства, знающих особенности жизни, быта и культуры народов ханты, манси, готовых к учебной и воспитательной работе в школах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Подготовка педагогических кадров ставит своей целью возрождение этнокультурных традиций народов Крайнего Севера, приобщение школьников к нравственным, духовным ценностям, в частности через искусство и национальную культуру.
Национально-региональный компонент содержания обучения изобразительному искусству направлен на развитие у школьников способности к межкультурно-му взаимодействию, основанному на умении представлять региональную культуру средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и способствует полноценному личностному развитию и активному вовлечению учащихся в диалог культур.
Литература
1. Гасымова Г. А., Наумов Н. Д. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликуль-турного пространства России. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. -С.42-47.
2. Киселева З. А. Включение национально-регионального компонента в содержание школьного образования // Региональный компонент в содержании высш. професс. образования Ханты-Мансийского автономного округа. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. педагогич. ин-та, 2003. - С. 107-108.
3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. -М., 1983. - 344 с.
4. Программа внедрения национально-регионального компонента в базисный учебный план общеобразовательных учреждений ХМАО. - Ханты-Мансийск, 2000.
5. Ратников А. М. История культуры обско-угорских народов (ханты и манси): образовательный аспект // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия. - Нижневартовск, 2007. - С. 212-214.
6. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов : учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 303 с.
7. Степанова В. В. Регион как историческая, методологическая, образовательная проблема // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Проблемы и перспективы. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - С. 78-82.
8. Строков В. П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003 - 363 с.
9. Федеральная программа развития образования. - М., 1999.
10. Шпикалова Т. Я. Новые образовательные технологии эт-нохудожественного образования на федеральном и региональном уровнях // Народное искусство - детям : материалы Международной науч.-практич. конф. - Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2007. - С. 8-12.
11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 325 с.