УДК 371 ББК 74.00
Н.С.УРАЛОВА Ш.Ю.АЗИЗОВ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (на художественно-графических факультетах)
В последние годы все четче и очевиднее становится необходимость коренного обновления художественно-эстетического образования в средних школах и педагогических вузах. Эта проблема системы отечественного образования, наряду с другими проблемами, требует скорейшего своего разрешения. С этой целью в практике общеобразовательной подготовки школьников и студентов (в дальнейшем, учащихся) следует делать упор на более широком применении таких форм обучения, как индивидуальный подход, и на активизации известных методов обучения творчеству. Разумеется, здесь требуется уже по-иному смотреть на вопросы о сущности народных художественных норм, основных принципов и методов обучения подрастающего поколения. Художественный образ должен рассматриваться в единстве образа художественной вещи и мировосприятия народа, как ее созидателя, творца. Необходимо отслеживать связи этого образа с окружающей действительностью - природой, бытом, трудом, национальными народными художественными традициями, насколько они характерны и устойчивы в восприятии. Понимание и осмысление этого позволит учащимся с большим эффектом усвоить основы и принципы взаимодействия видов художественного творчества, орнаментального искусства в системе национальной и мировой культуры.
В методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности определяющее значение имеют знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов разработки действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики преподавания и умение их реализовать в практической деятельности.
Суть проведенного нами исследования заключена в определении соответствия содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования учащихся. (1, 234-238; 8, 200-205). На протяжении последних лет мы внимательно анализировали существующие вузовские и школьные программы, и сегодня можем с уверенностью заявить, что в вузовской педагогике уже наметились пути более качественной подготовки учителей, созданы вариативные образовательные программы, способствующие развитию нравственно-эстетических качеств личности будущего учителя. В числе научных работ, посвященных этой теме, для нас наибольший интерес представляют исследования М.Д. Ашурова (3), М.Н. Дадобоева (5), Х.А. Джалилова (6), С. Рахимова (10), Д.М. Холматова (13) и др.
Прогрессивным направлениям в области преподавания народного декоративно-прикладного искусства, рассматриванию его в качестве основного, базисного компонента в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся образовательной школы, посвящена докторская диссертация Т. Я. Шпикаловой (14), в которой, с позиций системно-комплексного подхода, всесторонне и полно рассмотрены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в образовании, дано теоретическое обоснование ведущим компонентам системы эстетического воспитания и художественного образования. Выявлены и обоснованы условия функционирования системы в рамках учебной дисциплины «Изобразительное искусство» на занятиях по художественному труду, с учетом преемственности школы и детского сада, внутри предметных и меж предметных связей в урочной, внеклассной и внешкольной работе. В этой диссертации, впервые в теории художественного образования, были рассмотрены художественно-творческие задачи разных типов по освоению народного искусства, которые были формулированы по аналогии с творческими принципами народного искусства (повтор, вариация, импровизация), но с учетом возрастных особенностей учащихся, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия (известное, неизвестное, путь творческого поиска) решения художественно-творческих задач.
Теоретическое обоснование принципиально нового уровня в развитии системы художественно-эстетического образования в Таджикистане, как системы в рамках народной педагогики, а также рассмотрение традиционных ремесел, как фактора воспитания, были представлены в статье автора Ш.Ю. Азизова (2, 245-251).
Не могут в этой связи не вызвать интерес работы А. С. Хворостова, в которых автор определяет место и роль народного и декоративно-прикладного искусства во взаимосвязи между эстетическим, трудовым воспитанием и художественным образованием.(12). Автор рассматривает данные проблемы через использование в учебном процессе художественной обработки различных материалов, вызывающей у учащихся познавательный интерес.
В трудах А. С. Хворостова разработаны различные дидактические приемы, роль введения в учебный процесс игр и поисков путей разрешения проблемных ситуаций.
Система формирования личности в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды свое, наиболее полное отражение, нашла в работах В. В. Корешкова (9). Автор к вопросу формирования личности относится как к процессу, обеспечивающему соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффектных форм учебно-воспитательного процесса, а к личности - как к системному качеству, приобретаемому индивидом в предметной деятельности и общении.
Комплексный подход в системе формирования творческих способностей студентов художественно -графического факультета в кружках художественной вышивки подробно описывается в автореферате кандидатской диссертации М.Н. Дадобоевой (5). Автор справедливо считает, что при изучении и освоении техники современной вышивки важно сохранять лучшие традиции народного таджикского вышивального искусства, с учетом синкретизма народного искусства Таджикистана.
Определенный интерес вызывает работа Д.М. Холматова. В ней автор, профессионально и деликатно используя специфику традиций таджиков, говорит: «народное искусство всегда опиралось на эстетические и нравственные основы бытия, формируя вкус, доброту, бережное отношение к материальным ценностям и многое другие положительные качества личности» (13, 14).
На основании проведенного анализа педагогической теории и практики, а также, опираясь на результаты собственной экспериментальной работы, нами была разработана концепция, интенсифицирующая учебный процесс на кафедре изобразительного искусства и народных промыслов ХГУ им. академика Б.Гафурова. Был определен и обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий усовершенствовать учебный процесс за счет включения в содержание обучения основ народного декоративно-прикладного искусства. Основополагающими, на наш взгляд, являются следующие педагогические условия:
- внедрение в процесс обучения, разработанной профессором Т.Я. Шпикаловой научной системы, стимулирующей формирование у студентов ХГФ устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству;
- активизация познавательной и «творческо-прикладной» деятельности в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству через осознание учащимся роли и места народного творчества в обучении и воспитании студентов художественно-графических факультетов;
- включение в качестве базового компонента в системе профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса дисциплин, входящих в раздел декоративно-прикладного искусства, на основе народного орнамента;
- внедрение в процесс изучения студентами ХГФ таджикского народного декоративно-прикладного искусства практикумов, в которых изучаются народные традиции, приемы и способы традиционного народного искусства;
- использование натуральных качественных материалов и инструментария в целях приобретения студентами наиболее адекватного навыка работы с традиционными материалами, а также надлежащего опыта работы с инструментами.
Перечисленные особенности системно-комплексного подхода к построению учебно-воспитательного процесса учитывались нами в разработке методических основ и содержания экспериментального преподавания орнаментального искусства на художественно-графическом факультете нашего вуза. В ходе исследования нами были выявлены этно-педагогические принципы, используемые народными мастерами при обучении молодежи и которые учитывались в учебном интегрированном курсе, в том числе:
- уплотнение расчетного пооперационного учебного времени посредством повтора лучших образцов, а, в дальнейшем, и импровизация при изготовлении изделий;
- дифференцирование учебных заданий и контроль своевременного завершения определенного этапа работы;
- бережное, уважительное отношение к традициям мастерства, рабочему месту, материалам, инструментам;
- использование в учебном процессе мифов и историй о выдающихся мастерах, опыта их работы и применяемых ими технологий. Педагогические условия были реализованы в содержании программы интегрированного курса и методических пособиях к нему. (4; 11).
Содержание программы интегрированного курса «Методика преподавания народных промыслов» (7) отражает комплексный подход к созданию целостной системы с взаимодополняющими компонентами. Для решения данной проблемы нами было предложено дифференцировать учебный процесс. Схема построения программы интегрированного курса «Методика преподавания народных промыслов», разработанная на кафедре изобразительного искусства и народных промыслов в разделе художественной обработки материалов (ХОМ), разделена на два этапа:
- первый этап - 1-3 курс (обязательный курс);
- второй этап - 4-5 курс (по выбору студента).
Первый этап включает в себя группу дисциплин, рассчитанных на изучение студентами основных, доминирующих в республике видов народного декоративно-прикладного искусства. Задача этапа - в максимально короткий срок изучить технологию и приобрести необходимые практические навыки мастерства по разделам народного декоративно-прикладного искусства, умения решать совокупность творческих задач на основе принципов народного искусства: повтор, вариация, импровизация.
Второй этап рассчитан на более углубленное изучение и творческое переосмысление одного из видов народного декоративно-прикладного искусства, который студенты выбирают из предлагаемых нескольких видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства.
Положительным фактором здесь, на наш взгляд, является то, что при свободном выборе студентами одного из видов народного декоративно-прикладного искусства образуются небольшие мобильные группы из числа тех, кто выбрал один и тот же вид. Более эффективная индивидуальная работа преподавателя со студентами создает благоприятный микроклимат в творческих группах, что, в конечном счете, позволяет надеяться на более высокий уровень выполняемых студентами итоговых творческих работ.
Практический цикл в нашей программе интегрированного курса поддержан и дополнен дисциплинами теоретического цикла. Начиная с первого курса, студенты изучают историю декоративно-прикладного искусства народов мира, пройденный материал закрепляется выполнением орнаментальных блоков по заданным темам.
На втором курсе закладываются основные понятия по формальной (фронтальной) композиции и народным орнаментам Таджикистана.
При обучении на третьем курсе изучаются два предмета:
1. предмет «Дизайн интерьера», в котором изучаются системы и приемы профессионального оформительского дела. Преподавание предмета строится на основе ранее изученного курса композиции;
2) предмет «Основы художественного оформления», в котором через призму народных обычаев и национальной, традиционной одежды, сказаний раскрывается народная художественная культура.
Таким образом, предложенная экспериментальная система обучения традиционному орнаментальному искусству органично вписывается в общую программу обучения и является фундаментом, на котором строится интегрированная система обучения народному декоративно-прикладному искусству. Приобщение студентов к традиционно-бытовому культурному наследию таджиков в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла является важным фактором этнической самоидентификации, развития эстетических, изобразительных и художественно-творческих способностей студентов, способствует формированию духовно-нравственной, творческой личности на основе изучения богатых традиций народной культуры, обеспечивает ориентацию обучения на воспитание толерантности взаимоотношений в коллективе, обществе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азизов, А.А. Проблемы развития творческой деятельности школьников средствами декоративно -прикладного искусства и народных промыслов (резьба по ганчу) в учебно - воспитательном процессе/А.А.Азизов, Ш.Ю.Азизов//Вестник Таджикского национального университета. - 2017. -№3/6 -С.234-238.
2. Азизов, А.А., Азизов Ш.Ю. Традиционное ремесло как фактор воспитания в народной педагогике / А.А.Азизов, Ш.Ю.Азизов // Учёные записки Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.Серия гуманитарно-общественных наук. - 2016. - №4 (49) -С.245-251.
3. Ашуров, М.Д. Исследование методов активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в кружках декоративно - прикладного искусства (на материале Таджикистана) [Текст]:
автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1993. - 18 с.
4. Дадобоева, М.Н. Мухрадузи. Учебное пособие / М.Н. Дадобоева. - Худжанд: Нури маърифат 2014 -48 с.
5. Дадобоева. М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2004. - 16 с.
6. Джалилова, Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки девушек к профессионально-трудовой деятельности. [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. - Душанбе, 2007. - 22 с.
7. Джураев, К. Методика народных промыслов. Учебник для педагогических вузов / Худжанд: Нури маърифат, 2014. - 124 с.
8. Исломов, О.А. Роль школьного художественного образования в формировании нравственно -эстетических качеств учащихся / О.А.Исломов, Ш.Ю.Азизов, Н.С.Уралова // Вестник Таджикского национального университета. - 2017. - .№3/1 -С.200-205.
9. Корешков. В. В.Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: автореф. дис. ... докт.пед. наук / В. В. Корешков. -М., 1994.- 224 с.
10. Рахимов, С. Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно прикладному творчеству (на примере вузов Республики Таджикистан) [Текст]: / С.Рахимов / автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01- Худжанд: Типография ТГПУ им. С.Айни, 2010, - 24 с.
11. Хасанов, С. Роспись. Учебное пособие / С.Хасанов, У.Рахимов -Худжанд: Меъродж, 2010. - 85 с.
12. Хворостов, А. С.Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву / А. С. Хворостов. - М., 1985. - 36 с.
13. Холматов, Дж.М. Народное искусство в системе профессиональной подготовки студентов худграфов педвузов (на примере использования орнаментов Северного Таджикистана) [Текст]: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Москва, 1994. - 180 с.
14. Шпикалова, Т.Я. Народное искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. .. .докт. пед. наук / Т.Я. Шпикалова. - М., 1988. - 308 с.
REFERENCES:
1. A.Azizov. Problems Dealing with the Development of Creative Activity of Schoolchildren by Means of Arts
and Crafts and Folk Handicrafts (Ganch Carving) in the Educational Process / A.A. Azizov, Sh.Yu. Azizov //Bulletin ofthe Tajik National University. - 2017. - #3/6. -P.234-238.
2. Azizov A.A., Azizov Sh.Yu. Traditional Craft as a Factor of Education in People's Pedagogy / A.A.Azizov,
Sh.Yu. Azizov // Scientific notes of the Khujand State University named after academician B.Gaffurov. -2016. - № 4 (49). -P. 245-251.
3. Ashurov M.D. Research of Methods of Activization of Educational and Creative Activity of Younger Schoolchildren in Circles of Arts and Crafts (on the material of Tajikistan) [Text]: synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02. - M., 1993. - 18 р.
4. Dadoboeva M.N. Mukhraduzi. Manual / M.N. Dadoboeva. - Khujand: Light of Enlightenment, 2014 - 48 p.
5. Dadoboeva M.N. Formation of Creative Abilities of Students Who Study at the Art-Graphic Faculty in the
Circles of Artistic Embroidery [Text]: synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02 / Moscow Pedagogical State University. - M., 2004. - 16 p.
6. Jalilova H.A. A Circle of Embroidery as a Means of Arranging Girls for Vocational Work. [Text]: synopsis
of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.01. - Dushanbe, 2007. - 22 р.
7. Dzhuraev K. Technique of Folk Crafts. Manual for pedagogical universities / Khujand: Light of Enlightenment, 2014. - 124 p.
8. Islomov O.A. The Role of School Artistic Education in the Formation of Moral and Aesthetic Qualities of
Students / O.A. Islomov, Sh.Yu. Azizov, N.S.Uralova // Bulletin of the Tajik National University. - 2017. -#. 3/1. - P. 200-205.
9. Koreshkov VV Forming the Personality of the Student in the Process of Decorative Activity in the Artistic and Aesthetic Organization of the Environment: synopsis of candidate dissertation in pedagogy: / V. V. Koreshkov. - M., 1994. -224 р.
10. Rakhimov S. Formation of the Readiness of the Future Technology Teacher to Teach Students of Folk Handicrafts and Arts and Crafts (exemplified by the universities of the Republic of Tajikistan) [Text]: / S. Rakhimov / synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.01- Khujand: Typography under the Tajik
State Pedagogical University named after S. Ami, 2010, - 24 p.
11. Khasanov S. Painting. Manual / S. Khasanov, U. Rakhimov-Khujand: Megorod, 2010. - 85 p.
12. Hvorostov A. S. Chekanka. Inlay. Woodcarving / A. S. Khvorostov. - M., 1985. - 36 р.
13. Holmatov J.M. Folk Art in the System of Vocational Training of Students of Handcrafts of Teacher Training Universities (resorting to the example of the usage of ornaments of Northern Tajikistan) [Text]: synopsis of candidate dissertation in pedagogy: 13.00.02. - M., 1994. - 180 p.
14. Shpikalova T.Ya. Folk Art in Art Education and Aesthetic Education in Secondary General Education School: theoretical justification of the system of education and training, the ways of its implementation: doctorial dissertation in pedagogy: / T.Ya. Shpikalov. - M., 1988. - 308 р.
Асосхои методологии таълими санъати ороиши амали (дар факултахои санъати тасвири ва графики)
Вожахои калиди: санъати ороиши амали, образи бадей, барномаи таълим, тарбияи зебоишиносй,
омузиш, уунаруои мардумй, ороиши уунарй, анъана, тарроуй. Мацола ба баррасии мабонии равиши тадриси санъати ороиши амалй дар факултетуои санъати тасвирй ва графикии макотиби олй тахассус ёфтааст. Мувофицати муутавои барномаи омузишии донишцуёни макотиби олй ба талаботи замонавии таълими санъати ороиши амалй дар низоми омузиши санъати тасвирии хонандагон дар мисоли санъати анъанавии ороишй муайян карда мешавад. Бар асоси таулили назария ва амалияи педагоги, инчунин дар асоси натицаи кори тацрибавии муаллифон консепсияе барои пурзур намудани раванди таълим дар кафедраи санъати тасвирй ва уунаруои мардумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров тауия шудааст. Мацмуае аз шароити омузишй, ки ба беутар намудани раванди таълим, тавассути ворид сохтани асосуои санъати ороиши амалии халцй ба муутавои барномаи омузишй, имкон медиуад, таъриф ва тавцеу шудааст. Низоми тацрибавии пешнщодии омузиши санъати анъанавии ороишй, ки пешнщод шудааст. ба барномаи таълимии умумй мувофиц буда, пояест, ки барои созмон додани низоми ягонаи омузиши санъати ороиши амалии халцй мусоидат мекунад.
Методологические основы преподавания декоративно - прикладного искусства (на художественно - графических факультетах)
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусства, художественный образ, образовательные программы, эстетическое воспитание, образования, народные промысли, художественное оформление, традиция, дизайн.
Статья посвящена методологическим основам преподования декоративно-прикладного искусства на художественно графических факультетах вуза.
Определяется соответствие содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования учащихся на примере традиционного орнаментального искусства. На основании проведенного авторами анализа педагогической теории и практики, а также, опираясь на результаты собственной экспериментальной работы, была разработана концепция, интенсифицирующая учебный процесс на кафедре изобразительного искусства и народных промыслов Худжандского госуниверситета имени академика Б.Гафурова. Определен и обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий усовершенствовать учебный процесс за счет включения в содержание обучения основ народного декоративно-прикладного искусства, определены основополагающие педагогические условия. Предложенная экспериментальная система обучения традиционному орнаментальному искусству, органично вписывается в общую программу обучения и является фундаментом, на котором строится интегрированная система обучения народному декоративно-прикладному искусству.
Methodological Grounds of Decorative-Applied Art Teaching (at Imaginative-Graphic Faculties)
Key words: decorative-applied art, imaginative depiction, educational programs, aesthetic upbringing,
education, folk crafts, artistic decoration, tradition, design. The article dwells on the methodological grounds targeted at teaching decorative-applied art at the graphic arts faculties of the university.
In the course of the study, the authors of the article determine the correspondence to the content of the university students' training to modern requirements for teaching folk decorative-applied art in the system of imaginative education of students on the example of traditional ornamental art. Designing on the premise of
the conducted analysis dealing with pedagogical theory and practice, the authors proceedfrom the results of their own experimental work they elaborate the concept intensifying the educational process at the department of fine arts andfolk crafts under Khujand State University named after academician B. Gafurov. The authors of the article define and substantiate complex of pedagogical conditions, which makes it possible to improve the educational process by incorporating the basics of folk decorative and applied art into the content of teaching, the basic pedagogical conditions are determined. The proposed experimental system of teaching traditional ornamental art, in our opinion, organically fits into the overall curriculum and is the foundation on which an integrated system of teaching folk arts and crafts is built.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Уралова Навруза Сотиболидиевна, муаллимаи кафедраи санъати тасвирй ва уунаруои хащии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), Email: Navruza_2016@mail.ru
Азизов Шерзод Юсуфович, муаллими кафедраи нацшакашй, геометрияи тасвирй ва методикаи таълими Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: azizovsher@bk.ru
Сведения об авторах:
Уралова Навруза Сотиболидиевна, преподаватель кафедры изобразительного искуство и народные промислов Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: Navruza_2016@mail.ru
Азизов Шерзод Юсуфович, преподаватель кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: azizovsher@bk.ru Information about the author:
Uralova Navruza Sotiboldievna, lecturer of the department offine arts and folklore under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: Navruza_2016@mail. ru
Azizov Sherzod Usufovich, lecturer of the department of drawing, descriptive geometry and teaching methods under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: azizovsher@bk.ru