ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Назарова Н. М.
В условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую организацию учебного процесса закономерна озабоченность проблемой перестройки системы профессиональной подготовки специальных педагогов и специальных психологов (дефектологов). В последнее время появляются аналитические материалы, в которых предпринимается попытка описать ее современное состояние, обозначить достижения и выявить недостатки, а также спрогнозировать вероятные варианты дальнейшего развития в контексте новаций современной высшей школы (М. Н. Перова и И. М. Яковлева, 2007;
Е. Л. Черкасова,2008).
Нам представляется, что объективная оценка современного состояния профессиональной подготовки специалистов-дефектологов, понимание тенденций ее развития в прошедшее десятилетие и в перспективе невозможны вне присущего ей контекста, без знания особенностей ее становления в нашей стране в советское время, специфики развития в 90-е гг. XX в. и учета ряда факторов, влияющих сегодня на развитие этой отрасли педагогического образования, на степень удовлетворения ею потребностей специального образования, на состояние кадрового потенциала факультетов, на содержание, организацию и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Назовем некоторые, наиболее значимые, с нашей точки зрения, факторы, формирующие закономерные тенденции (как позитивные, так и негативные) в отечественной системе высшего дефектологического образования:
• регионализация системы образования;
• различия в экономических, социокультурных, природных и демографических характеристиках территорий России при значительной географической протяженности страны;
• исторически сложившаяся (с советских времен) неравномерность распределения по территории страны образовательных структур по подготовке дефектологов;
• отсутствие государственной программы развития профессиональной подготовки дефектологов;
• коммерциализация образовательных
услуг и производства средств учебно-
г. Москва
методического обеспечения образовательного процесса;
• государственное регулирование качества подготовки дефектологов (как и всей системы высшего профессионального образования) средствами стандартизации содержания и организации учебного процесса, оценки качества подготовки специалистов социальным заказчиком;
• влияние научно-педагогического сообщества на принятие решений, определяющих содержание вузовского образования дефектологов (УМК УМО);
• диверсификация форм и способов современной педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями;
• расширение и усложнение сферы деятельности специального педагога; включение содействия специальных психологов в процесс специального образования;
• развитие региональных научных школ в педагогических университетах России;
• доступность опыта (теории и практики) мирового профессионального сообщества дефектологов и его творческое освоение в российских условиях; стремление к достижению конвертируемости отечественного дефектологического образования;
• внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовании;
• включение специальной педагогики, специальной психологии и коррекционной педагогики в содержание профессиональной подготовки учителя массовой школы.
Каждый из этих факторов требует отдельного изучения, анализа, планирования и реализации системы мер либо по развитию формируемой им тенденции, либо для ее ослабления (в случае негативного влияния на систему подготовки).
В данной статье проведем первичный анализ выделенных факторов, для чего сгруппируем тематически близкие из них, чтобы попытаться выявить как положительные, так и отрицательные тенденции в развитии профессиональной подготовки дефектологов, формируемые выделенными факторами.
Первая группа факторов определяется феноменом регионализации системы образования в стране. В этом контексте территориальные, экономические, социокультурные различия регионов, исторически сложившаяся во второй половине XX в. картина распределения структур подготовки кадров дефектологов на территории нашей страны, развитие региональных научных школ в педагогических университетах определяют сегодня специфическую картину распространения центров подготовки, численности и номенклатуры специальностей на территории Российской Федерации.
Регионализация образования и все большая региональная самостоятельность в сфере образования и подготовки психологопедагогических кадров имеет свои положительные стороны, и, одновременно, создает ряд проблем.
К числу позитивных тенденций можно отнести наметившееся в последние годы частичное региональное регулирование численности и номенклатуры специальностей в подготовке дефектологов, достраивание недостающих звеньев в соответствии с потребностями территории, постепенное сглаживание диспропорций на основе регионального мониторинга и реальных потребностей рынка труда в этой сфере. Следует принимать во внимание то обстоятельство, что существующая неравномерность распределения в территориях образовательных структур, готовящих дефектологов, во многом определяется не только и не столько сохранившимся с советских времен их территориальным распределением, но и, в большей мере, неравномерностью заселения (плотностью населения) той или иной территории. Поэтому нельзя с одними и теми же критериями подходить к определению обеспеченности специального образования структурами профессиональной подготовки кадров во всех регионах страны.
Рассмотрим ситуацию Дальнего Востока и Сибири. По официальным данным педвузов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов в этих двух регионах России (где проживает соответственно 5 % и 14 % населения страны) функционирует не менее 20 образовательных структур, обеспечивающих вузовскую подготовку дефектологов в структуре педагогических университетов (без учета системы переподготовки и без филиалов столичных педвузов). Подготовка ведется по специальностям, имеющим стабильный спрос и значительный клиентский контингент: логопедия, олигофренопедагогика, специальная дошкольная педагогика и психология, а также
все большее место начинает занимать подготовка по специальной психологии (примерно в пяти из двадцати указанных выше образовательных вузовских структур). Таким образом, можно утверждать, что с учетом филиалов столичных вузов и филиалов вузов Уральского федерального округа, функционирующих на территории Сибири и Дальнего Востока, а также собственных факультетов повышения квалификации и переподготовки, реализующих программы переподготовки в области специального образования в педвузах, с учетом реализуемой специализации «учитель-дефектолог для работы с детьми с отклонениями в развитии», реализуемой на общепедагогических факультетах некоторых вузов Дальнего Востока и Сибири, эти регионы численно в основном удовлетворяют потребность в наиболее массовых дефектологических специальностях. В то же время по всему спектру дефектологических специальностей, в особенности по малочисленным (тифлопедагогика, сурдопедагогика), эти два региона себя не могут обеспечить - открытие таких специальностей региону невыгодно: при значительных расходов ресурсов на открытие и функционирование подготовки по малочисленной специальности рынок труда быстро насыщается специалистами, и созданная образовательная структура становится невостребованной. Практика показывает, что открытие малочисленных специальностей в таких регионах нерентабельно и для этих регионов следует искать другие формы обеспечения специального образования этими специалистами.
Эффект регионализации образования обеспечивает возможность учета при открытии специальностей по подготовке дефектологов национально-региональной, географической и демографической специфики, постепенное удовлетворение кадровых потребностей в дефектологах не только в системе специального образования региона, но и смежных регионов, минуя обращение к помощи столичных педвузов.
В условиях регионализации территориальные органы управления образования отчасти могут самостоятельно управлять процессом насыщения кадрами специальных учреждений (инициирование и финансирование целевых приемов на дефектологические факультеты в региональных педвузах, содействие закреплению выпускников на местах системой мер экономического и морального характера, финансирование подготовки кадров высшей квалификации для нужд педвузов своего региона в столичных вузах и мн. др.). В то же время
характер региональной политики в отношении развития специального образования и профессиональной подготовки дефектологов сегодня, как это видно на примере разных регионов, безусловно, определяется как уровнем компетентности в данной проблеме структур и лиц, принимающих решения в области образования в территории, так и экономическими возможностями самой территории.
Можно утверждать, что констатируемый сегодня некоторыми исследователями дефицит кадров дефектологов в регионах РФ (Е. Л.Черкасова, 2008) вызван не столько недостаточным количеством подготавливаемых специалистов, сколько неэффективным их использованием в территориях. Там, где для молодых специалистов региональными властями создаются благоприятные социальные и экономические условия, обеспеченность специальных учреждений кадрами дефектологов высока (Приволжский ФО, Уральский ФО). В экономически бедных, дотационных регионах, а также там, где администрация не уделяет должного внимания специальному образованию, картина обратная: молодые специалисты-дефектологи вынуждены работать не по специальности либо вести частную практику.
Возрастающее влияние на развитие научных направлений в специальной педагогике и специальной психологии и на подготовку кадров дефектологов и, в том числе и высшей квалификации, оказывает фактор развития региональный научныгх школ российского уровня в структуре региональный педагогических университетов. Это не только способствует дальнейшему развитию различных научных направлений в специальной педагогике и специальной психологии, диверсификации и обогащению форм и методов специального образования, внедрению и распространению инновационных проектов в регионах страны, но и обеспечению этих инноваций квалифицированными кадрами дефектологов, постепенному решению проблемы подготовки кадров высшей квалификации как в своем, так и в смежных регионах. Показателен в этом отношении пример Нижегородского государственного педагогического университета, где много лет существует научная школа проф. У. В. Ульенковой, где подготовлено более 50 кандидатов наук по специальной психологии, разработана оригинальная система педагогической помощи детям с ЗПР. Свои научные школы в области специальной педагогики и специальной психологии развивают педвузы С.-Петербурга, Иркутска, Екатеринбурга, Саратова, Ставрополя и других городов России. Силами этих науч-
ных школ ведутся фундаментальные и прикладные исследования в новых и актуальных сферах специального образования: разработка региональных систем специального образования, учитывающая национально-региональные и социокультурные особенности территории; специальная педагогическая помощь детям мигрантов; профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью и мн. др.
Вторая группа факторов характеризует процессы управления развитием системы профессиональной подготовки дефектологов и ее финансирования. Для них характерно отсутствие системно организованной государственной политики, направленной на развитие профессиональной подготовки дефектологов, и, соответственно, ее экономической поддержки. Эта сфера психолого-педагогического образования развивается «в общем потоке», без планомерного учета актуальных задач специального образования детей с особыми образовательными потребностями, регулируемая лишь средствами стандартизации содержания образования и процедурами Государственной аттестации и аккредитации вузов, в которых находятся эти структуры подготовки. Об отсутствии специального внимания к развитию профессиональной подготовки дефектологов свидетельствует не только состояние соответствующих структур в органах центральной исполнительной власти в сфере образования, но и отсутствие соответствующих государственных документов, определяющих стратегию, механизмы и средства этого развития. Результатом является устойчивая тенденция достаточно стихийного, регулируемого отчасти на местах, развития сети образовательных учреждений по подготовке дефектологов, структура и особенности которой формируются, в первую очередь, под влиянием такого фактора как фактор рыночного регулирования и коммерциализации образовательных услуг и производства средств учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В условиях мало цивилизованного их рынка и рыночных отношений в стране в целом коммерциализация образовательных услуг ведет к тому, что открываются зачастую не те дефектологические специальности, которые востребованы спецификой контингента детей в регионе, а те, которые коммерчески выгодны вузу (возможность набора групп на платное обучение), и на которые идут абитуриенты нередко с целью получить диплом о высшем образовании или с целью получить специальность, которая впоследствии даст возможность иметь высокооп-
лачиваемую работу в сфере частной практики (логопедия, специальная психология). Вуз в таком случае работает, по сути, «вхолостую», обеспечивая не общие цели системы подготовки дефектологов, а собственную жизнедеятельность и развитие. В то же время, при невозможности создания государственных образовательных структур по подготовке дефектологов на востребованные рынком труда специальности, включаются и рыночные механизмы по формированию и функционированию востребованных направлений подготовки.
Коммерциализация в обеспечении средствами обучения, неадекватно высокие цены в условиях монополии создания и реализации инновационных дидактико-методических материалов, программных продуктов, используемых при реализации информационных технологий, а также дидактических учебных сред для обучения современным специальным образовательным технологиям, недостаточность средств в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ведет к вынужденной недостаточности учебно-методической оснащенности учебного процесса в вузах, в особенности в региональных, что сказывается на качестве подготовки студентов. Это относится и к обеспечению вузовской учебной литературой, что создает нередко парадоксальную ситуацию: несмотря на самый высокий, в сравнении с прошедшими десятилетиями, уровень обеспеченности дефектологов учебной литературой, некоторые вузы не в состоянии приобретать эту литературу в необходимом количестве из-за недостатка отпускаемых для этого средств. Для справки: за последние 7-8 лет выпущено в свет более 100 учебников и учебных пособий для подготовки дефектологов в системах высшего и среднего педагогического образования; многие издания имеют гриф УМО или Минобрнауки. Это стало возможным благодаря целенаправленной деятельности ряда издательств («Академия», «ВЛАДОС», «КАРО», «Питер», «Просвещение» и других) и многих энтузиастов авторов-дефектологов. Сегодня обеспечены качественной грифованной учебной литературой практически все базовые дисциплины дефектологических специальностей, в том числе, что особенно важно для реализации фундаментальной подготовки дефектолога - все дисциплины общепрофессионального блока. Более того, подготовка дефектологов впервые в России вышла на феномен альтернативного учебника, например, сурдопедагогика (2 учебника), специальная психология (3 учебника), «Педагогические системы специального образова-
ния» (2 учебника) и др., имеется линия современной переводной учебной литературы (издательства «ВЛАДОС» и «Академия»), изданы справочники и словари, а также много учебной литературы по специальной психологии в соответствии с государственным образовательным стандартом. Следует при этом заметить, что создание качественных электронных учебников в рассматриваемой сфере и оцифровка имеющихся в настоящее время в вузовских библиотеках современных учебников вряд ли приобретет значительное распространение по причинам экономического порядка и в связи с отсутствием сегодня в правовом поле реальной защиты авторских прав (интеллектуальной собственности) правообладателей. Сегодня даже при отсутствии в Сети Интернета учебных пособий для дефектологов широкий размах приобрела компиляция, чем особенно отличаются представители массовой системы образования, создавая «учебники» для курса «Основы специальной педагогики и специальной психологии», читаемого на всех педагогических специальностях в педвузах. Положительное решение этих двух проблем (одно из них - государственная экономическая поддержка таких проектов, а другое - создание надежной системы защиты авторских прав), вероятно, позволит в будущем создавать и использовать электронные учебники для профессиональной подготовки дефектологов.
Все более весомую роль в формировании содержательных параметров профессиональной подготовки дефектологов и в принятии решений, определяющих характер вузовской подготовки, играет участие в этой работе научно-профессионального сообщества дефектологов (УМК УМО) - разработка и обсуждение проектов государственных образовательных стандартов, инновационные предложения в области новых специализаций и новых направлений и профилей подготовки и др.
Третья группа факторов характеризует изменения, произошедшие или происходящие в системе специального образования (изменение потребностей социального заказчика) и формирующие тем самым новые требования к профессиональной подготовке дефектологов.
Это, прежде всего, диверсификация форм, способов, технологий современной педагогической помощи людям с ограниченными возможностями как следствие смены парадигмы специального образования: от дефектоориентированного подхода к социокультурному подходу, предполагающему ориентацию цели деятельности специального педагога, психоло-
га на системную нормализацию жизненной -социальной и образовательной - ситуации ребенка с ограниченными возможностями. Кроме того, в последние годы появилось немало инновационных, авторских форм, методик, технологий работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, в том числе разработанных и реализуемых российскими региональными научными школами. Доступность зарубежного опыта (теории и практики) специального образования и его творческое освоение в российских условиях дополняет эту картину.
Решение задач, стоящих перед современным специальным образованием, предполагает деятельность специального педагога, психолога в условиях новых или нетрадиционных педагогических систем, с применением новых образовательных и информационных технологий, в нетрадиционных формах организации специального образования (интегрированное или инклюзивное образование), в условиях командной работы. Все это расширяет и усложняет профессиональную деятельность специального педагога, специального психолога, требует от него владения новыми компетенциями, знания смежных отраслей специальной педагогики, а также компетенций в сфере педагогики и массового образования, социальной педагогики и психологии и мн. др. Все это происходит в условиях, когда государством через стандартизацию профессионального образования поставлена задача достижения его конвертируемости для вхождения в мировое образовательное пространство.
Следствием описанных выше явлений и процессов является растущая потребность в новых специализациях, специальностях, профилях, организационных формах профессиональной подготовки дефектологов, в возможности оперативного обновления ее содержания и форм организации. Подготовка специалиста в моноуровневой системе с традиционными дефектологическими специальностями, которая жестко регламентирует организационные формы подготовки и особенно неизменность содержания на протяжении пяти лет (срок действия Государственного образовательного стандарта) уже не всегда может чутко реагировать на новые потребности специального образования, быстро перестраиваться под образовательный и социальный заказ, менять организационные формы для вмещения новых содержательных компонентов подготовки.
Четвертая группа факторов характеризует внешние влияния массовой системы образования и подготовки педагогических
кадров на систему профессиональной подготовки дефектологов.
В отличие от прошлых десятилетий, когда массовая система образования и подготовки педагогических кадров дистанцировалась от специального образования и содержания профессионального образования дефектологов, в настоящее время интеграционные процессы в образовании, гуманизация педагогического образования повлекли за собой потребность педагога массовой системы образования в знаниях и компетенциях в области специальной педагогики, специальной психологии, коррекционной педагогики. На протяжении более чем 10 лет в содержание стандартов профессионального образования учителя массовой школы включается небольшой объем сведений в области коррекционной педагогики, специальной педагогики, специальной психологии. Однако при этом до настоящего времени отсутствуют программы и учебнометодическое обеспечение подготовки педагога массовой системы образования к эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования. Упрощенная и ограниченная подготовка учителя для массовой школы к этой сфере деятельности порождает невысокое качество его профессиональной компетентности там, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Неудовлетворительная компетентность педагога массовой системы образования в теории и практике коррекционной педагогики и психологии, понимание им специального образования в условиях интеграции лишь как применение здоровьесберегающих технологий и обычного психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями, на практике влекут за собой «размывание» сущности и содержания специальной коррекционнопедагогической помощи, вытеснение специа-листов-дефектологов из «инновационных» интеграционных проектов, и от ведение им второстепенных репетиторских ролей (коррекция дефектов речи логопедом, речеслуховые занятия сурдопедагога и т.п.). Повышение спроса на «упрощенную», «для неспециалистов»
учебно-методическую литературу по специальной и коррекционной педагогике породило на книжном рынке волну низкокачественных тематических изданий и откровенного плагиата, к появлению и широкому тиражированию которого причастны издательства «Феникс» и «Март» и их авторы - представители массовой системы образования и профессиональной подготовки педагогов (С. Ю. Бородулина, Т. Г. Никуленко, В. С. Кукушин, С. П. Дувано-
ва и многие другие). Дешевизна этих «изданий» делает их привлекательными как для студентов-дефектологов, так и для слушателей системы переподготовки и повышения квалификации работников специального образования, что в целом способствует девальвации и примитивизации учебно-методического обеспечения и самой подготовки дефектологов, вульгаризации и дискредитации специальной педагогики и специальной психологии - глубоких и серьезных научных отраслей психологопедагогического знания.
Развитие интеграционных процессов в образовании повышает требование к профессиональной компетентности и мобильности специального педагога, психолога, формирует у него потребность в навыках работы в междисциплинарной группе (команде) специалистов, в знаниях теории и практики массового образования.
Анализ этих и других факторов, влияющих на развитие профессиональной подготовки дефектологов в стране, позволяет увидеть точки роста системы профессиональной подготовки дефектологов:
- численный и качественный рост, развитие структур профессиональной подготовки, адекватных потребностям специального образования в территориях; реализация потребности в многовариантности форм и содержания профессиональной подготовки дефектологов;
-разработка и реализация системы экономических и социальных мер, направленных на закрепление выпускников-дефектологов в региональных системах специального образования;
-дальнейшее развитие региональных научных школ в педагогических университетах как сети научно-методических, научноисследовательских, мониторинговых и информационных ресурсных региональных центров по специальному образованию, обеспечивающих единое научное, образовательное и информационное пространство страны в области теории и практики специальной педагогики и специальной психологии; совершенствование при активном участии этих центров общественного регулирования и контроля содержания и качества подготовки дефектологов (например, создание и функционирование виртуального учебно-методического объединения вузовских дефектологов);
- удовлетворение современных потребностей специального образования в условиях самостоятельного направления в структуре высшего педагогического образования (например, «Специальное образование»), имею-
щего двухуровневую структуру профессиональной подготовки (бакалавр, магистр) и целый ряд актуальных профилей подготовки, таких как:
^ образование лиц с нарушениями слуха;
^ образование лиц с нарушениями зрения;
^образование лиц с нарушениями речевой деятельности;
^ образование лиц с нарушениями умственного развития (умственной отсталостью);
^ образование лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата;
^ ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии и их семьям;
^ образование детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии;
^психологическое сопровождение образования, развития и социализации лиц с ограниченными возможностями;
^разработка содержания и внедрение иных профилей подготовки дефектологов, актуальных в той или иной социокультурной среде конкретного региона России. При этом целесообразно сохранение и традиционной формы подготовки специалиста-дефектолога для тех вузов (факультетов), где имеются значительные кадровые и иные трудности в организации двухуровневой подготовки.
Программы образования дефектологов в магистратуре должны быть направлены на углубление и совершенствование профессиональной компетентности и предусматривать выход подготавливаемого специалиста на высокий уровень педагогического и/или научного мастерства - в таких сферах как пси-холого-педагогическая диагностика; использование информационных технологий в диагностической, дидактической, коррекционно-развивающей и иных видах профессиональной деятельности; психологопедагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с комбинированными нарушениями; психолого-педагогическое сопровождение детей с конкретным отклонением в развитии и их семей и мн.др.
Еще одной точкой роста является использование научно-методического потенциала, авторского корпуса специалистов-дефектологов в области специальной педагогики и специальной психологии для значительного повышения уровня компетентности преподавателей массового педагогического образования (преподавание в системе повышения квалификации и переподготовки; подготовка доступных, но без снижения научного уровня, учебных пособий по специальной педагогике и специальной психологии для сту-
дентов и учителей массовой системы образования; разработка и популяризация технологий специальной педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования - для учителя массовой школы; подключение педагогов системы профессиональной подготовки массового учителя к трансляции и формированию специальных образовательных компетенций у будущих педагогов массовой школы. Данное направление деятельности представляется нам весьма важным, так как оно предоставляет возможность постепенно, в течение ряда лет, решать специфическую для России проблему обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами многовариантность отечественного инклюзивного образования, обусловленную региональными и социокультурными особенностями страны, через много-
вариантность форм и содержания профессионального образования учителя - как учителя массовой системы образования, так и учителя-дефектолога, что, на наш взгляд, наиболее реально в условиях, предоставляемых двухуровневой системой высшего профессионального образования;
- важной задачей является также консолидация сил профессионального сообщества специалистов, ведущих профессиональную подготовку дефектологов, и социального заказчика - системы специального образования страны для противодействия рискам и угрозам, неизбежным в периоды реформирования системы, для сохранения и дальнейшего развития на новом этапе отечественной системы подготовки дефектологов.
© Н. М. Назарова, 2008