УДК 14.01.45 (37:372.8)
А. В. Никифорова
ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается вопрос развития организационных форм подготовки дефектологических кадров в России, который раскрывается с позиции демонстрации многообразия и вариативности форм подготовки специалиста-дефектолога в стране. Дается хронология появления разных организационных форм обучения, их характеристика. Обосновано возникновение этих форм в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями в стране.
Ключевые слова: подготовка специалистов, специалисты дефектологи, формы подготовки специалистов, логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог.
Система подготовки дефектологических кадров в России складывалась годами и прошла сложный путь модернизации. Если говорить о подготовке специалистов по дефектологии в разных вузах нашей страны, важно выделять все направления, по которым возможно осуществлять эту подготовку.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» лицам с отклонениями в развитии предусмотрено обеспечение широкого спектра социально-правовых и образовательных услуг, среди которых наиболее значима коррекционная психолого-педагогическая, абилитационная и реабилитационная помощь профессионально подготовленных педагогов-дефектологов [1].
Исторически сложилось в педагогике высшей школы так, что существует небольшое количество форм вузовской подготовки. Традиционно это очная (или дневная), вечерняя, заочная подготовка, а также курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Для высшего дефектологического образования характерны все перечисленные формы. Остановимся на них более подробно, отразив особенности каждой из форм.
Первая и самая известная форма подготовки специалиста вообще и дефектолога в частности -это очная, или дневная, подготовка на отделениях дефектологических факультетов. При данной форме обучения студент обязан посещать ежедневно все занятия по расписанию, проходить педагогическую практику в установленные учебным процессом сроки, а также самостоятельно готовиться к практическим и лабораторным занятиям. То есть при данной форме обучения студент занят ежедневно аудиторной и внеаудиторной работой.
Вечерняя форма обучения предполагает те же занятия, как и при очной, но только в вечерние часы. Является хорошей альтернативой работающим лицам, которые в силу разных причин не имеют образования, хотят его получить, но заняты на работе в утренние и обеденные часы.
Важное место в системе подготовки кадров для специальных школ наряду со стационарной формой занимает заочное дефектологическое образо-
вание, которое является еще одной из форм подготовки специалистов-дефектологов.
Но даже когда специалист уже имеет законченное образование и, возможно, опыт работы по специальности, его образование не должно заканчиваться. Поэтому помимо заочного обучения также существовала ранее и получила свое распространение сейчас еще и другая форма подготовки специа-листа-дефектолога - это курсы повышения квалификации и переподготовки дефектологических кадров. Профессиональная переподготовка признана: особой организационной формой послевузовского профессионального образования, предполагающей получение новой специальности, профессиональную переориентацию; социальной и профессиональной мобильностью зрелой личности; путем освоения дополнительных образовательных программ, базирующихся на предшествующей профессиональной подготовке специалистов.
Следует отметить, что до 1917 г. как подготовка, так и переподготовка кадров для специальных учреждений осуществлялась крайне редко на краткосрочных курсах. Такие курсы, например, существовали при Петербургском училище глухонемых под руководством А. Ф. Остроградского, который старался их преобразовать в двухгодичные.
На работу в специальные образовательные учреждения привлекались педагоги, не имеющие специальной подготовки. Им предстояло адаптировать свой личный опыт путем непосредственного практического усвоения приемов педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, а также через усвоение опыта окружающих учителей, практикующих в этих учреждениях.
При Петербургской вспомогательной школе психоневрологического института в 1912 г. под руководством профессора Л. Г. Оршанского были проведены курсы для желающих работать во вспомогательной школе.
Делу педагогического образования служили съезды, конференции, совещания, семинары, краткосрочные курсы, которые одновременно выполня-
ли функцию начальной подготовки и повышения квалификации педагогов. На них обсуждалась организационная, структурная и методическая сторона педагогической деятельности учителей специальных школ. Значительное место отводилось вопросам подготовки педагогического персонала (к примеру, учителя вспомогательной школы должны были иметь среднее образование и не менее двух лет педагогической практики), обосновывалась возможность создания учебных заведений, способных осуществлять дефектологическую подготовку кадров. С учетом требований времени была четко сформулирована и мотивирована насущная потребность педагогического персонала в систематическом повышении квалификации и необходимость в профессиональной подготовке учителей-дефектологов [1].
После 1917 г. было принято решение о том, что вся организация подготовки работников специальных школ должна проводиться в общегосударственном масштабе.
Заочное дефектологическое образование в России возникло после Великой Октябрьской социалистической революции и было вызвано необходимостью в короткие сроки подготовить специалистов в области специального образования.
В руководящих материалах о системе заочного обучения было предусмотрено создание сектора заочного обучения при Министерстве просвещения РСФСР. Сектор разрабатывал учебные планы, программы для заочного обучения.
Уже в 1918 г. были организованы первые обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы кратковременные логопедические курсы по переподготовке персонала учреждений для «физически дефективных» детей. В 1923 г. в Москве состоялись первые курсы по переподготовке работников школ слепых. Одновременно из числа пролетарской молодежи в Ленинграде стали готовить тифлопедагогов в институте Социального воспитания нормального и дефективного ребенка. Согласно имеющимся статистическим данным, Главсоцвосом НКП была намечена в обязательном порядке переподготовка всех старых кадров, получивших образование до 1917 г.
Начиная уже с 1918 г. отделом повышения квалификации при НКП были организованы кратковременные центральные курсы по переподготовке персонала учреждений для физически дефективных детей под руководством профессора А. С. Грибоедова, продолжительностью 2.5 мес.
Для руководства обучением учителей, повышением их квалификации и переподготовкой в 1921 г. было создано специальное структурное подразделение, реорганизованное в 1922 г. в самостоятельный отдел подготовки педагогического персонала.
Работа отдела была ориентирована на подготовку учителей к поступлению в педагогические вузы или техникумы и одновременно выполняла функцию «скорой методической помощи» - помогала овладеть первоначальными, элементарными методами преподавания. Широкое распространение получили докурсовые и послекурсовые задания, которые обеспечивали связь теоретических знаний с педагогической практикой, создавали условия для дифференцированного содержания занятий с учетом уровня подготовки и интересов учителей. Предпринимались попытки дать научное обоснование содержанию и формам повышения профессиональной квалификации. Например, теоретическая подготовка учителя вспомогательной школы предполагала изучение этиологии, клиники и психологии умственной отсталости детей, мер борьбы с детской ненормальностью, методов лечения речи [1].
С 1921 г. в Педагогическом институте детской дефективности в Москве начали организовывать ежегодные курсы повышения квалификации педагогов специальных учреждений. На них преподавали умственную дефективность, вели практикумы по воспитанию слепых, глухонемых.
В «Еженедельнике Наркомпроса» за 1922 г. опубликована статья «О центральных курсах по переподготовке работников в учреждениях для дефективных детей», проходивших на базе Института дефективного ребенка. В статье сообщается о том, что курсы длились 2 мес. При курсах функционировал одномесячный практикум для работников со слепыми и глухими детьми. К преподаванию на курсах были привлечены лучшие силы профессоров-дефектологов. Здесь преподавали профессора В. П. Кащенко, А. С. Грибоедов, А. Н. Горбатов, П. Г. Бельский. По окончании теоретического курса проводились по всем уклонам практические занятия в учреждениях МОНО [2].
Данные отчетов Наркомпроса свидетельствуют о том, что, несмотря на существовавшую систему подготовки специалистов, к 1924 г. педагогический состав большинства учреждений для детей с ограниченными возможностями был разнороден в отношении уровня образования.
Поэтому ежегодные центральные курсы-практикумы для дефектологов являлись профессиональной необходимостью. Согласно статистическим данным Наркомпроса за 1923-1924 гг., через организованные в Центре (г. Москва) курсы-практикумы сурдопедагогов прошло всего 28 человек со всей РСФСР.
В отношении педагогического персонала специальных школ 1924-1931 гг. могут быть охарактеризованы как период борьбы за подготовку новых кадров и закрепления за школой старых работников.
В 1924/25 уч. г. отмечалось крайне недостаточное количество педагогов. Постановления СНК 1926-1927 гг. произвели переворот в сторону улучшения материально-бытового положения персонала, обслуживающего учреждения для всех категорий дефективных детей. Постановлениями 1926 г. заведующий, преподаватели и воспитатели в отношении обеспечения за выслугу лет приравнивались к преподавателям рабфаков. Заведующий и преподаватели могли пользоваться 2-месячным отпуском и правом после трех лет работы получать 2-4-месячные командировки для повышения квалификации. Постановление же 1927 г. предусматривало (п. 1) доведение заработной платы педагогического персонала учреждений для дефективных детей и подростков в 1928-1929 гг. до уровня заработной платы педагогов школ 2-й ступени. Практическое осуществление этих постановлений, безусловно, сыграло огромную роль в деле закрепления за специальными школами постоянных кадров педагогов. Но и требования, предъявляемые к пе-дагогу-дефектологу, начали повышаться. От него требовалось умение перенести опыт массовой школы в специальные школы. Педагог должен был обладать ровным и живым характером, иметь знания в объеме педтехникума и специальную подготовку. Подчеркивалась необходимость в процессе работы постоянно заниматься самообразованием.
На дефектологическом отделении педфака второго МГУ в 1925 г. было издано распоряжение Главсоцвоса об организации 2.5-месячных курсов по повышению квалификации работников учреждений для слепых, глухонемых и умственно отсталых детей и подростков. Содержание курсов определялось задачами повышения квалификации специалистов для непосредственной работы в соответствующих учреждениях и подготовки организа-торов-руководителей повышения квалификации работников вышеуказанных категорий в губернском и областном масштабе, а также пропагандистов среди широких масс населения современных взглядов на причины физической дефективности детей и новых принципов работы в области социального воспитания.
В 1926 г. в Москве также были организованы Центральные курсы по повышению квалификации работников с умственно отсталыми, глухонемыми и слепыми детьми. Учебный план этих курсов свидетельствовал о их глубокой работе. Не останавливаясь подробно на всех разделах работы курсов, следует указать, что, например, по специальности тифлопедагогика в их учебный план входили следующие вопросы: 1) причины слепоты и ее профилактика; 2) история тифлопедагогики у нас и за границей; 3) организация учреждений для слепых и учебно-воспитательная работа в них; 4) детское
самоуправление; 5) программно-методические вопросы; 6) методика обучения чтению, письму, счету; 7) сенсомоторное воспитание; 8) художественное воспитание; 9) внешкольная работа; 10) виды труда, трудовая подготовка; 11) организация трудовой помощи; 12) разработка самостятельных тем; 13) показательные уроки [3].
В первой трети ХХ в. были расширены возможности получения дефектологического образования по линии заочного обучения. Первое заочное дефектологическое отделение в стране было открыто в 1928 г. при втором МГУ [2]. В этом же году было открыто вечернее отделение по подготовке дефектологов в Ленинграде. В 1928 г. были организованы центральные курсы по повышению квалификации работников с умственно отсталыми, слепыми и глухими в Москве.
В 1929 г. на I Всероссийской конференции вспомогательных школ было решено, что в связи с большой потребностью в педагогах-дефектологах, которая должна была еще увеличиться в связи с ростом сети вспомогательных школ, просить На-ркомпрос помимо прочих мероприятий также организовать курсы повышения квалификации педа-гогов-дефектологов.
В 30-е гг. сформировалась система государственных учреждений повышения квалификации. Институты усовершенствования учителей и педагогические кабинеты обеспечивали проведение курсовых занятий, на которых оказывалась методическая помощь учителям специальных школ [1].
В 1930 г. Наркомпрос призывал к систематическому повышению педагогического мастерства тех, кто работает с глухонемыми, слепыми и умственно отсталыми детьми. По имеющимся из документов Наркомпроса сведениям, «из 8 540 педагогов школ для глухонемых, слепых и умственно отсталых по РСФСР записались на курсы заочного обучения в объеме дефектологического отделения педфака второго МГУ лишь 250 человек» [4].
В 1931 г. в связи с приказом о введении всеобщего обязательного обучения дефективных детей и подростков наблюдалось увеличение сети краткосрочных курсов учителей без специальной подготовки. Предлагалось всем обл (край) ОНО приступить к развертыванию краткосрочных курсов по подготовке педагогического персонала для школ дефективных детей при опорных школах для этих категорий детей и подростков (п. 6).
В 1932 г. было проведено первое Всероссийское совещание по вопросам заочного педагогического образования. В 1932 г. был создан научно-методический кабинет по заочному обучению. Тогда же начал издаваться журнал «Заочное образование». С 1934 г. начала осуществляться подготовка специ-алистов-дефектологов на вечернем и заочном отде-
лениях на дефектологическом факультете Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.
Были в эти годы также организованы курсы, имеющие своей целью переквалифицировать педагога массовой школы и подготовить его для работы со слепыми. Но к организации таких курсов часто подходили неумело. Например, такие курсы были организованы в Мордовской АССР в январе 1934 г. Курсы эти финансировались областным отделом народного образования Мордовии. Много курсантов было набрано наспех. И потому на курсах рядом с преподавателями массово начальной школы, имеющими 25-27-летний практический стаж педагогической работы, встречались и такие, которые в 1933 г. только закончили (а иногда и не закончили) семилетку. Вполне понятно, что наладить работу было крайне трудно: если педагога, имеющего практический стаж, приходится в основном знакомить только с методикой и техникой обучения слепых, то только что окончившему школу курсанту неизвестны даже самые элементарные основы общих методик. Характерно, что отделу народного образования были даже неясны цель и задача подобных курсов, и организованы они были исключительно благодаря настоянию со стороны местных организаций ВОС и ВОГ (Всероссийское общество слепых; глухих), в составе курсов работали 2 секции: по обучению слепых и глухонемых. Такое непонимание целевой установки курсов и привело к тому, что они были оторваны от школы слепых. Курсантам всю практику приходилось проводить со слепыми подростками профтехшколы, т. е. с такими учащимися, с которыми им не придется в будущем вести работу. Не останавливаясь подробно на ряде других более мелких недостатков, нужно отметить, что многие курсанты, оказавшиеся вполне пригодными, не были использованы в работе школ слепых; только три курсанта из 8 окончивших были посланы на работу [3].
По сведениям, приведенным в научной работе педагога И. В. Марголина [3], и в 30-х гг. XX в. проблема повышения квалификации работников специальных школ оставалась одной из важнейших: большинство воспитателей не имело педагогического образования. Поэтому сектор кадров Наркомпроса подготовил приказ «Об организации краткосрочных курсов по подготовке педагогов-де-фектологов на 1932 год».
Ведущим научным центром в области дефектологии был Научный практический институт специальных школ и детских домов (1931 г.). В нем осуществлялась курсовая переподготовка специалистов с высшим педагогическим образованием и велась подготовка преподавателей специальной педагогики и специальных методик для педтехнику-
мов и педучилищ, которые создавались на базе педтехникумов. Значительные изменения произошли в содержании образовательных программ. Оно было приведено в соответствие с задачами идейно-политического воспитания учительских кадров, сближения их с Коммунистической партией [5].
Архивные документы свидетельствуют также о том, что постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 04.07.1936 г. ставило перед Наркомпросом задачу обеспечить специальные школы квалифицированными кадрами, и помимо прочего для обеспечения кадрами приема учащихся спецшкол в 1938-1939 гг. провести годичные курсы при пединститутах в городах Москве, Ленинграде, Ростове, Томске, Куйбышеве. Ежегодную пропускную способность этих курсов установить в каждом центре в 113 человек. Итого 2 830 человек. Для повышения квалификации уже работающих в этих школах учителей и воспитателей проводить ежегодно межкраевые месячные курсы при этих педагогических учебных заведениях, пропустив через них в 1938-1942 гг. в среднем до 3 350 учителей и воспитателей спецшкол [6].
В целом сложившаяся к 1935 г. система подготовки и переподготовки педагогических кадров для специального образования существовала до конца 50-х гг. ХХ в. Структура ее не менялась. Корректировалось содержание курсов и использовались новые формы проведения занятий со студентами и слушателями отделений переподготовки.
В июне-июле 1938 г. в Москве были проведены курсы работников школ слепых, имеющие своей целью повысить квалификацию последних.
В 1941 г. были созданы курсы по повышению квалификации педагогов школ взрослых слепых, которыми намечено охватить 386 человек. С целью лучшей организации и методического обслуживания курсы необходимо было проводить по кустам, объединяющим собой педагогов разных краев, областей, республик. Курсы намечались в таких краевых, областных и республиканских центрах, в которых имеются образцовые школы слепых детей и школы взрослых при гор- и облОНО. Всего кустов намечалось 11 в следующих краевых областных и республиканских центрах: в Ленинграде, Москве, Горьком, Казани, Новосибирске, Иркутске и Хабаровске [7].
Также в тяжелые годы Отечественной войны продолжала функционировать и система заочного обучения.
В послевоенные годы деятельность системы повышения квалификации значительно активизировалась. Это было связано в первую очередь с не-
обходимостью дифференцированного изучения контингента детей с недостатками в развитии и нововведениями в их обучении (введением новых программ обучения, предметов и видов занятий). На базе Научно-практического института специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР в 1943 г. был создан Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР. Взаимосвязь и взаимозависимость содержания повышения квалификации и задач, стоящих перед специальными школами и работающими в них учителями, прослеживалась во все последующие годы и сохранилась до наших дней [1].
В 60-е гг. по указу Министерства просвещения РСФСР на дефектологическом факультете МПГИ им. В. И. Ленина были созданы специальные группы из учителей специальных школ, имеющих законченное высшее педагогическое образование, которых зачисляли на третий курс без экзаменов. В течение трех лет они изучали специальные предметы, а после окончания курса получали удостоверение, подтверждающее их право работать в специальной школе. В 70-е гг. продолжительность обучения сократилось до одного года [1].
В период 60-70-х гг. на первый план выступила компенсаторно-адаптивная функция образования, точнее, способность системы повышения квалификации оказать помощь учителям в ликвидации недостатков, связанных со старением ранее приобретенных знаний. Были обозначены сроки полураспада профессиональной компетентности (забывания половины информации, полученной ранее) по истечении 4-5 лет. Это определило необходимость непрерывного педагогического образования, потребность постоянного обновления знаний учителей, регулярность обязательного прохождения ими курсов повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет.
В ряде источников находим данные о том, что в 1974 г. заочные отделения функционировали при дефектологических или педагогических факультетах, в частности такие отделения были открыты в Ленинградском, Киевском, Иркутском, Ташкентском, Свердловском, Минском, Славянском, Лие-пайском, Шяуляйском педагогических институтах [8].
В Московском государственном заочном педагогическом институте существовал отдельный дефектологический факультет, который готовил учителей трех профилей - для школ глухих и слабослышащих, для вспомогательной школы, а также логопедов для дошкольных, школьных и медицинских учреждений. К 1974 г. его закончили 2 877 человек.
На 1973/74 уч. г. на этот факультет набирались студенты трех групп: москвичи, студенты с пери-
ферии и спецгруппа для лиц с высшим образованием. Таким образом, на дефектологическом факультете обучались лица, проживающие в разных районах страны, из Москвы, Московской области, европейской части РСФСР, Урала и Зауралья (РСФСР), Украины, Молдавии, Закавказских, Прибалтийских, Среднеазиатских республик [8].
Содержание обучения на заочных отделениях всегда определялось и определяется учебным планом и программами. Учебный план должен содержать несколько циклов изучаемых предметов.
В новых учебных планах 1974 г. значительно возросло количество часов на изучение лингвистических дисциплин. Это обусловлено тем, что выпускники квалификации «сурдопедагоги» и «логопеды» стали получать возможность преподавать русский язык и литературу в старших классах школ для глухих и слабослышащих и в школах для детей с недостатками речи.
Самое большое место в учебном плане занимали специальные предметы - олигофренопедагогика и сурдопедагогика, логопедия, история специальной педагогики, специальная психология, методики преподавания различных предметов (русского языка, математики, истории, географии, естествознания) в школах для аномальных детей, медицинские дисциплины (основы патофизиологии, основы анатомии, физиология и патология органов слуха и речи, психопатология, клиника олигофрении, основы неврологии).
В 80-е гг. впервые было определено и дано научное обоснование содержанию и организационным формам повышения квалификации, сменилось три поколения учебно-тематических планов и программ, укрепилась учебно-материальная база. К середине 80-х гг. институты повышения квалификации и усовершенствования учителей достигли того уровня, когда их учебно-материальная база, содержание, формы организации работы с педагогическими кадрами, штаты, профессорско-преподавательский состав позволили из учреждений учебно-методических перейти в статус научно-методических и учебных центров. Это явилось существенной предпосылкой развития системы дополнительного профессионального образования вообще и специалистов-дефектологов в частности [1].
До конца 80-х гг. система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для специального образования фактически не развивалась. Более того, с распадом СССР количество дефектологических факультетов уменьшилось в 2 раза.
С 1989 г. на факультете психологии и педагогики Нижегородского государственного педагогического университета начало функционировать заочное отделение логопедии. Развитие высшего заоч-
ного дефектологического образования было вызвано острой нуждой в специалистах. Кроме того, эта форма обучения по сравнению со стационарной более экономна. Заочно повышали свою квалификацию многие учителя и воспитатели специальных школ. Но, несмотря на это, факультетов, готовящих заочно специалистов-дефектологов было и есть в нашей стране недостаточно.
В середине 90-х гг. концепция послевузовского образования специалистов-дефектологов была пересмотрена с позиции функционирования системы дополнительного профессионального образования. Одним из приоритетных направлений ее реформирования и реструктуризации в системе специального образования стала разработка научно-теоретического и методологического обоснования современных задач, принципов и организационных форм переподготовки специалистов-дефек-тологов [1].
В условиях стремительного накопления знаний и обновления технологий, одной из наиболее важных задач стало обеспечение непрерывности образования. В 1992 г. был принят закон РФ «Об образовании», в котором говорилось о «непрерывном повышении квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов» [9].
В 1995 г. были организованы целевые курсы повышения квалификации при центре специальной коррекционной педагогики.
После 1999 г. стали ежегодно появляться нормативные документы, посвященные непрерывному образованию, в том числе федеральный закон «О федеральной программе развития образования» (2000 г.). Среди основных мероприятий програм-
мы появляется «совершенствование системы непрерывного образования». В новой модели образования на 2008-2020 гг. непрерывному образованию также отводится значительная роль. Отмечается, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играют как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и инфор-мальное образование, которое реализуется за счет самообразования граждан [9]. Что дает нам возможность предполагать дальнейшее совершенствование и увеличение количества и качества форм подготовки специалистов дефектологов.
Система дополнительного профессионального дефектологического образования на сегодняшний момент достаточно адекватна нынешним запросам системы специального образования. Она способна расширять границы образовательного пространства, прогнозировать и своевременно реагировать на образовательные потребности специалистов, учреждений, регионов.
Таким образом, мы видим, что исторически процесс подготовки специалистов-дефектологов не ограничивался только одной формой. По мере необходимости возникали и начинали функционировать сначала в крупных городах, а затем в регионах вечерние и заочные отделения, курсы переподготовки и повышения квалификации. Важно понимать: чем разнообразнее будут представлены различные формы подготовки специалистов-дефекто-логов, тем большее количество заинтересованных людей смогут получить эту квалификацию.
Список литературы
1. Тушева Е. С. Послевузовская профессиональная подготовка в системе специального образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 190 с.
2. Мотина О. А. Становление образования детей с отклонениями в развитии в России конца XIX - первой трети XX века: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002. 162 с.
3. Марголин З. П. История обучения слепых. М.: Учпедгиз, 1940. 136 с.
4. О повышении квалификации работников школ глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков (№ 91/2007 от 13.2.1930) // Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1930. № 9.
5. Назарова Н. М. Развитие теории и практики дефектологического образования: Сурдопедагогика: История, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М.: НПЦ «Коррекция», 1992. 164 с.
6. ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 69. Ед. хр. 2334 (19 с.).
7. ГАРФ. Ф. А-122. Оп. 1. Ед. хр. 284 (3 с.).
8. Синяк В. А., Аксёнова А. К. Из опыта современной подготовки учителей-дефектологов в системе заочного обучения // Дефектология.
1974. № 2. С. 63-67.
9. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical
University Bulletin). 2009. Вып. 7. С. 106-108.
Никифорова А. В., ст. преподаватель, аспирант.
Благовещенский государственный педагогический университет.
Ул. Ленина, 104, Благовещенск, Амурская область, Россия, 675000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.12.2011.
A. V Nikiforova
THE WAYS OF EDUCATION OF SPECIALISTS IN STUDY OF MENTAL DEFECTS AND PHYSICAL HANDICAPS
IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
This article deals with the problem of the development of the organized forms of education of specialists in study of mental defects and physical handicaps in Russia that is studied from the point of view of the demonstration of variety of the forms of education of a specialist on mental defects and physical handicaps. The chronology of origin of different educational forms and their description are touched on in this article. The origin of these forms is grounded according to the social and economic conditions in our country.
Key words: education of specialists, specialists on mental defects and physical handicaps, the ways of education of specialists, a speech therapist, a specialist on teaching children with mental defects, a specialist on teaching the blind, a specialist on teaching children with the problems of hearing.
Blagoveshensk State Pedagogical University.
Ul. Lenina, 104, Blagoveshensk, Amursk region, Russia, 675000.
E-mail: [email protected]