УДК 14. 01.11(37:001:12)
А. В. Никифорова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривается вопрос развития высшего дефектологического образования в связи с переходом на уров-невую систему профессиональной подготовки. Раскрываются перспективы высшего дефектологического образования в связи с изменением ФГОС. Характеризуется современный подход к организации подготовки специалистов дефектологического профиля. Описывается пример внедрения в учебный план курса по выбору, призванного подготовить компетентного специалиста.
Ключевые слова: подготовка специалистов, специалисты-дефектологи, логопед, бакалавр в области специального дефектологического образования, компетентный специалист.
Растущая потребность общества в новом качестве образования, осознание важности фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей, приоритета образования и воспитания перед другими сферами культуры стимулируют изменения профессиональной подготовки будущего дефектолога, определение важных профессионально-педагогических компетенций.
Современное общество предъявляет к выпускнику - будущему специалисту новые требования, отличные от тех, что коренным образом сложились и достаточно устоялись в ХХ в. Он должен быть педагогом=профессионалом с современным мышлением, способным решать нестандартные профессиональные и жизненные ситуации, умеющим самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии дефектолога и уметь работать на стыке нескольких специализаций (сурдо-, тифло-, олигофренопедагогики, логопедии) и нескольких наук (медицины, психологии, педагогики, коррекционной педагогики и их отраслей), интегрируя из них все то, что может в как можно более короткие сроки и как можно более качественно помочь ребенку преодолеть его нарушение в психофизическом дефекте, включать в творческий процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Учитель-дефектолог в условиях современной действительности играет важную роль в коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в учреждениях дошкольного и школьного образования. Недостатки интеллекта, зрения, слуха и речи, а именно эти категории детей являются в настоящее время весьма многочисленными из групп детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии, являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что затрудняет социальное и личностное развитие детей. Поэтому, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС) по на-
правлению 050700 специальное (дефектологическое) образование, зарегистрированному в Минюсте рФ 25 февраля 2010 г. № 16499 [http://www. fgosvpo.ru/index.php], выпускник в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы профессиональной деятельности должен обладать такими компетенциями, как готовность к социальному взаимодействию, активному общению в социально-общественной сферах деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности, готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации и др. В новых условиях высшее педагогическое образование наполняется новым содержанием и предполагает формирование профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетентность является основным показателем квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен не только понимать существо проблемы, но уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях с продуктивным выходом.
Сегодня понятия «качество образования», «ком-петентностно-ориентированное образование» неразрывно связаны с изменением существующего содержания образования и образовательных технологий. В сознании преподавателя учебного заведения место предметных знаний, сведений, информации должны занять «надпредметные» умения, т. е. ключевые компетенции, соответствующие общественным потребностям в новых образовательных результатах. Это означает, что традиционное усвоение обязательных изучаемых дисциплин перестает быть единственной и главной целью обучения. Изучаемые дисциплины становятся средством формирования компетенций через организацию различных видов деятельности на учебном занятии. Поэтому преподавателями вузов должны применяться разнообразные технологии обучения,
ориентированные на формирование профессиональной компетентности студентов и представляющие систему функционирования всех компонентов педагогического процесса. На лекционных, практических и лабораторных занятиях должны создаваться условия для активного включения студентов в конструирование собственных знаний. В этом может помочь включение в педагогический процесс на дефектологических факультетах медиапедагогики, которая в Российской педагогической энциклопедии определяется как «направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [1].
Поскольку с переходом на многоуровневую систему образования заметно сократилось количество часов для изучения дисциплин, а некоторые и вовсе исчезли из учебных планов, особое внимание при подготовке дефектологов следует уделить самостоятельной работе студентов. Она включает в себя необходимость нахождения и применения новых и уже имеющихся знаний известными способами или определения новых способов их добывания. В результате самостоятельной работы у студента должно формироваться умение анализировать, организовать, планировать и прогнозировать свою деятельность.
В должностной инструкции учителя-дефектолога [http://www.rabotagrad.ru/information/164/533] указано, что должен специалист знать и уметь, его обязанности, права и ответственность, которую он несет. Опираясь на следующий документ, считаем важным не только определить содержание работы дефектолога, но и уделить внимание его личностным качествам, формируемым в ходе профессиональной подготовки.
Ряд объективных причин заставляет нас посмотреть на проблему подготовки педагогов с совреме-ненных позиций. Рост количества коррекционных учреждений и групп (классов), их большая вариативность, необходимость не только разработки, обновления и совершенствования методической базы, но и дальнейшего развития организационной и содержательной сторон коррекционно-образовательного процесса обусловливают те новые требования, которые предъявляются к организации и научно-методическому обеспечению подготовки студентов по направлениям «Логопедия», «Тифлопедагогика», «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика».
Особенно значимой становится проблема разработки и внедрения в образовательную практику научно обоснованных, методически подкрепленных современных форм и методов коррекционно-развивающей работы, которые бы отвечали образовательным потребностям и потенциальным возможностям различных категорий детей с отклонениями в развитии: от детей с минимально выраженными отклонениями до тех, чье развитие осложнено тяжелыми комплексными, сочетанными нарушениями. Существует объективная необходимость обновления, расширения, углубления методической базы коррекционно-развивающего обучения. Это, в свою очередь, возможно лишь за счет реализации новых подходов к подготовке специалистов высшего, вузовского звена. Подготовка таких специалистов, специалистов современного уровня предполагает, на наш взгляд, тесное взаимодействие педагогической науки и практики, изучение передового мирового опыта в области специальной педагогики, а также интеграцию образовательных пространств различного уровня.
Вопрос кадровой обеспеченности специализированных учреждений России еще не решен полностью. Одна из причин такой ситуации заключается в ухудшении физического и психического здоровья детей, необходимости дифференциации, индивидуализации обучения в условиях массовых дошкольных и школьных образовательных учреждений, что обусловливает актуальность и востребованность дефектологических знаний всеми специалистами, занимающимися проблемами детского возраста.
Появление детей с более сложными отклонениями в здоровье, требующих специальной педагогической помощи и поддержки, рост количества учащихся массовой школы, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ, а также необходимость психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса обусловливают следующие приоритетные направления в подготовке кадров для системы специального образования:
1) подготовка педагогов-дефектологов, имеющих широкие представления о различных вариантах атипичного развития, способных грамотно и комплексно построить работу с любым ребенком, в том числе и с детьми, страдающими комплексными, сочетанными или осложненными нарушениями, а также с детьми раннего возраста и взрослым населением;
2) подготовка дефектологов как участников процесса комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка, способных взять на себя роль ведущего специалиста в решении проблемы не только ребенка, но и его семьи, коорди-
натора взаимодействий всех участников процесса сопровождения: детей, родителей, педагогов, врачей и других специалистов;
3) подготовка педагогов массовых образовательных учреждений, готовых с пониманием относиться к особенностям развития ребенка, имеющих представление обо всем спектре проявлений детства, способных квалифицированно работать с детьми, испытывающими трудности в усвоении образовательных программ в условиях массовой школы;
4) подготовка педагогов, имеющих представление об особенностях организации и содержания работы с семьей «проблемного» ребенка, умеющих включить родителей в процесс сопровождения развития ребенка;
5) подготовка педагогов с новым складом профессионального мышления, высоким уровнем коммуникативных умений, владеющих способностью строить профессиональное взаимодействие, работать в «команде» специалистов.
На сегодняшний день усилиями дефектологических факультетов страны специальные учреждения обеспечиваются учителями дефектологами (олигофренопедагогами, сурдопедагогами, тифлопедагогами, логопедами). Система специального обучения и воспитания аномальных детей по своей организационной структуре является дифференцированной и соответствует качественно различным типам нарушений их физического и умственного развития. В стране имеется восемь основных типов специальных школ-интернатов (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих с нарушениями речи, двигательной сферы, умственно отсталых и с задержкой психического развития). Однако процесс дифференциации обучения аномальных детей продолжается в связи с необходимостью полного охвата всех, нуждающихся в специальной помощи. По мере углубления дифференциации обучения потребуется, с одной стороны, создание новых типов специальных школ и дошкольных учреждений (например специальных детских садов для детей с задержкой психического развития), развертывание школьных учреждений (медико-педагогических консультаций, реабилитационных центров и т. п.), специальных служб, осуществляющих профилактику дефектов и готовящих родителей к работе с аномальными детьми в домашних условиях с целью обеспечения охвата их специальным обучением и воспитанием в раннем возрасте, с другой - организация наиболее адекватных условий дифференцированного подхода к обучению групп детей внутри отдельных категорий аномального развития, так как в настоящее время все более увеличивается количество учащихся, имеющих сложные дефекты развития, при которых сочета-
ются два и более первичных нарушения (например нарушения зрения или слуха и нарушения центральной нервной системы).
Следовательно, подготовка дефектологов для работы с аномальными детьми должна не только ориентироваться на существующую сеть специальных учреждений, но и предусматривать подготовку специалистов для обучения и воспитания детей в новых типах учреждений. В этих условиях первоочередной задачей становится, возможно, разработка концепции высшего дефектологического образования как составляющей общей концепции педагогического образования. Это новые подходы к задачам подготовки учителя-дефектолога на уровне возрастающих требований к профессиональному росту и совершенствованию выпускников высших учебных заведений.
Исследование показало, что в России подготовка кадров дефектологического профиля в процессе своего более чем восьмидесятилетнего развития прошла сложный путь и формировалась под влиянием ряда факторов: социально-экономических, политических, психолого-педагогических, культурологических, в частности, зависящих:
- от состояния системы народного образования и общей педагогики;
- достижений дефектологической науки и смежных с нею наук;
- развития сети специальных учреждений и опыта их работы.
На сегодняшний момент существует потребность в совершенствовании цели, принципов, содержания и развития системы непрерывного дефектологического образования, создании учебнометодических комплексов, совершенствовании структуры дефектологических специальностей, изменении принципов отбора студентов, более эффективном использовании выпускников-дефекто-логов, их трудоустройстве, повышении эффективности научно-исследовательской и научно-методической работы, совершенствовании структуры управления. В настоящее время подготовка педагогов для системы специального образования осуществляется почти в 30 подразделениях педвузов, на факультетах или кафедрах специальной (коррекционной) педагогики и дефектологии. Половина из них открыта в последние 10 лет. С одной стороны, система подготовки специалиста дефектолога достаточно сложилась. В соответствии со стандартами профессионального образования рекомендован примерный учебный план по всем дефектологическим дисциплинам, также распределены часы по дисциплинам, по блокам.
Но существует и ряд проблем. Современные дефектологические факультеты готовят в основном олигофренопедагогов и логопедов. Лишь один Рос-
сийский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) ведет подготовку по всем направлениям специальной педагогики, в том числе учителей для работы с детьми, имеющими нарушения зрения и задержку психического развития. По 3-4 специальностям обучаются студенты московских государственных университетов (МГОПУ и МПГУ), сурдопедагогике (Ставропольский ГПУ), дошкольной дефектологии (Череповецкий ГПИ). Ни один из специальных факультетов не готовит педагогов для учреждений VI вида, для работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития.
К тому же специалисты-дефектологи, как правило, готовятся для системы образования. Но в системах социальной защиты населения и здравоохранения также необходимы специалисты-дефектологи: для работы с различными категориями взрослых аномальных, инвалидов, лиц с отклонениями в поведении и трудностями в воспитании, малолетними правонарушителями и детьми с эмоционально-волевыми нарушениями; для индивидуальной воспитательной и коррекционной работы в семье, имеющей аномального ребенка; для работы с хронически больными детьми, детьми-эпилептиками, с категориями аномальных, которые раньше не были включены в систему дефектологической помощи.
Все вузы России начиная с 2010 г. постепенно перешли на уровневую подготовку. В декабре
2010 г. этот процесс был полностью завершен и с
2011 г. подготовка по программам высшего профессионального образования осуществляется только по уровням: 1-й - бакалавр, 2-й - специалист или магистр. Также в 2011 г. все вузы Российской Федерации перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения стало необходимым для решения задач перехода на уровне-вую систему высшего профессионального образования, разработки конкурентоспособных основных образовательных программ с учетом нового содержания и новой структуры подготовки кадров, вхождения российской школы в европейское, а значит, и мировое образовательное пространство. Основу ФГОС ВПО и реализующих его основных образовательных программ (ООП) составляет компетент-ностный подход к ожидаемым результатам высшего образования [2]. Соответственно, разработка программ для уровневой подготовки дефектологов усиленно ведется, но пока она не будет апробирована, нельзя сказать, что она совершенна. Необходимо все же понимать, что дает нам такая уровне-вая система подготовки специалиста.
Над системой базового высшего педагогического образования надстраивается уровень полного высшего педагогического образования (магистратура), который позволяет выпускникам более глубоко освоить выбранную специализацию и получить диплом о высшем образовании с присвоением квалификации магистра образования по избранному направлению, дает право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений.
Учебно-профессиональная деятельность по подготовке учителей, реализуемая в условиях базового педагогического образования, должна быть ориентирована на становление общей и педагогической культуры, профессиональной компетентности педагога и состоять из четырех блоков: общекультурного, общепрофессионального, предметного и самостоятельной работы студентов [3].
В магистратуру принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, специалиста или магистра). Выпускники получают диплом по впервые выделенному направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Студенты магистратуры могут сдавать кандидатский минимум по иностранному языку, истории и философии наук и быть рекомендованными для поступления в аспирантуру. Получив степень магистра по направлению специального (дефектологического) образования, выпускник имеет право работать в условиях систем образования, социальной помощи и здравоохранения, а также в качестве преподавателя высших и средних учебных заведений, методиста-организатора и руководителя образовательных учреждений. Во время обучения в магистратуре студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагности-ко-консультативной, профилактической, научноисследовательской, преподавательской, организационно-управленческой, культурно-просветительской. По окончанию обучения в магистратуре студент сдает государственный экзамен и защищает магистерскую диссертацию. Магистранты имеют возможность подготовки и публикации научнопрактических материалов. Магистранты активно участвуют в различных профессиональных конкурсах и конференциях, в том числе имеющих статус международных. Учебный план подготовки магистров по программе «Инклюзивное обучение» (детей дошкольного возраста с нарушениями в психо-физическом развитии) включает блоки дисциплин медико-биологического, социально-психологического, лингвистического и педагогического циклов, ориентированные на основные современные тенденции в специальном (дефектологическом ) образовании.
Несмотря на все сложности, которые возникают в сфере специального образования в связи с переходом на уровневую систему, есть перспективы высшего дефектологического образования, которые заключаются в следующем:
1. Качественный пересмотр учебных планов и программ приведет к их совершенствованию, поиску новых путей совершенствования системы высшего дефектологического образования.
2. Специалист (бакалавр) в области специального дефектологического образования должен быть мобильным для изучения специальных дисциплин в более короткие сроки, чем это было при специалитете.
3. Традиционное усвоение изучаемых дисциплин становится средством формирования у будущего дефектолога ключевых компетенций. Это повышает уровень самостоятельности студентов, побуждает искать новые пути ее организации и совершенствования.
Считаем важным в условиях современного образовательного процесса создание в рамках подготовки дефектологов такого курса, который позволил бы студентам быть более мобильными, уметь в различных рабочих ситуациях быстро принимать правильные решения, используя полученный теоретический и практический опыт за весь период обучения в вузе. Этот курс рекомендуем на последнем году обучения. Он позволит интегрировать все полученные за весь период обучения в вузе знания, умения, навыки и почувствовать в себе способность к активной дефектологической деятельности.
В 2009/10 учебном году нами была составлена и в течение нескольких лет предложена студентам V курса отделений «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» Благовещенского государственного педагогического университета анкета из 9 вопросов, которая включала в себя вопросы: о том, знают ли студенты, что такое ювенальное право, и могут ли дать определение медиапедагогики; о знании информационных и современных нетрадиционных технологий в специальном образовании; о риторике и необходимости ее изучения будущими дефектологами. Также в рамках данной анкеты студентам предлагалось критически оценить уровень своих знаний и умений в области специального образования, указать степень готовности к самостоятельной диагностической и коррекционно-консультативной деятельности, указать наиболее важные разделы и дисциплины, которые стоит углубленно изучать будущему дефектологу.
За три года в анкетировании приняли участие 6 групп студентов V курса: 75 с отделения «Логопедия» и 45 с отделения «Олигофренопедагогика». В результате полученных данных можно сделать
вывод, что студенты в большинстве своем не владели сведениями о ювенальном праве, медиапедагогике и не знали, какое значение имеют данные дисциплины для специальной (коррекционной) педагогики. Лишь незначительное количество студентов обоих отделений смогли примерно сформулировать определение ювенального права и медиапедагогики. В основном же студенты просто затруднялись ответить на данные вопросы. Также данный опросник показал, что студенты в недостаточной степени знакомы с новыми информационными и современными нетрадиционными технологиями в специальном образовании. Об этом говорит тот факт, что только некоторые студенты (по два-три человека из группы) обоих отделений не затруднились ответить на третий и четвертый вопросы анкеты. Остальные же либо ограничились общим определением понятий, либо перечислили по две-три технологии, что не может характеризовать их знания как достаточные. На пятый вопрос о риторике практически все студенты смогли сформулировать определение, но лишь единицы в каждой группе обоих отделений смогли увидеть и объяснить необходимость изучения данной науки для дефектолога.
Необходимо отметить, что студенты обоих отделений достаточно критично подошли к анализу учебной программы, по которой они обучаются, и своим собственным теоретическим знаниям и потребностям в них. Большинство студентов, 20 с отделения «Логопедия» и 12 с отделения «Олигофренопедагогика» (группы 2009/10 учебного года), оценили свои теоретические знания, полученные в вузе, как недостаточные для уверенной дальнейшей работы, особенно если она будет не совсем по специальности, а на стыке областей знаний и пожелали бы повысить свой уровень компетентности и профессионализма. На последний вопрос анкеты большинство студентов не могли четко сформулировать те науки, их отрасли и дисциплины, которые они хотели бы изучить, но обозначили, что это должны быть дисциплины не узко специальные, а интегрированные разными смежными специальностями. Также после ответов на первые 4 вопроса анкеты пожелали изучить ювенальное право, медиапедагогику и новые информационные и современные нетрадиционные технологии в специальном образовании.
После проведенного анкетирования нами был разработан и предложен студентам спецкурс «Компетентный дефектолог» на 72 ч, т. е. две зачетные единицы из трех теоретических разделов:
1. Ювенальное право в социально-педагогической (профессиональной) деятельности.
2. Медиапедагогика в системе специального образования.
3. Коммуникативная культура учителя дефектолога.
Данный спецкурс предусматривает различные виды учебной работы, как аудиторные занятия (лекции, практические занятия и семинары, лабораторные занятия), так и самостоятельную работу студентов. Цель дисциплины - формирование профессионально-практической подготовки студентов к взаимодействию с учреждениями образования, здравоохранения и культуры с целью оказания диагностической, коррекционной, консультативной и просветительной помощи населению различных возрастов, осознавая значимость выбранной профессии, проявляя сформированные личностные качества специалиста-дефектолога. Изучение данной дисциплины направлено на формирование и развитие у студентов различных общекультурных и профессиональных компетенций (ОПК-1, ОП-1, ПК-3, Пк-4 и др.).
В процессе изучения дисциплины студенты получали теоретические знания по разделам на проблемных лекционных занятиях, закрепляли и осмысливали их на практических занятиях при устном обсуждении вопросов, составлении схем, заполнении таблиц, написании синквейнов, отражающих сущность рассматриваемых явлений; самостоятельно подбирали дополнительный материал на семинары, совершенствовали практические знания на лабораторных работах, которые представляли собой тренинговые занятия, основное внимание которых было направлено на анализ и решение конкретных педагогических ситуаций из дефектологической практики, на проектирование коррекционных занятий и проведение их фрагментов.
Предложенная студентам система занятий направлена на формирование общекультурной, коммуникативной и профессиональной компетенции будущих учителей-дефектологов и ориентирована на получение знаний о сущности, целях, задачах, принципах, методах, содержании деятельности дефектолога и ее специфике в различных учреждениях и условиях, информации об условиях эффективности организации профессиональной деятельности дефектолога, на приобретение умений: осуществлять на практике управление общением в разных коммуникативных ситуациях при общении с коллегами, родителями учеников, больными
людьми разного возраста; эффективно включаться в различные виды профессионально-педагогической деятельности и общения; развивать свои коммуникативные качества. В связи с этим особое внимание в процессе работы уделялось отработке дикции и сверхчеткой артикуляции будущего учителя-дефектолога. Разнообразные задания использовались при отработке интонационно-выразительных качеств речи и голоса. Занятия были построены в соответствии с требованиями педагогики сотрудничества и организации эффективного общения на основе принципов доверительности, диалогичности, при использовании речевых, мимических, пантомимических умений, элементов выразительного чтения и актерского мастерства.
После проведенного курса студентам была предложена вторая анкета из четырех вопросов, целью которых было уточнение того, считают ли студенты нужным введение данного курса в учебный план, позволило ли его изучение углубить знания, повысить мобильность, компетентность и конкурентоспособность, а также какие знания и навыки, полученные в ходе изучения дисциплины, студенты считают наиболее важными.
Полученные в результате второго анкетирования данные говорят о том, что изучение дисциплины со слов студентов представляется важным для их профессии. На первый вопрос, считаете ли нужным введение данного спецкурса в учебный план специальности, 100 % студентов ответили «да». На второй и третий вопросы, позволило ли изучение данного спецкурса расширить знания современных тенденций в области специальной педагогики и смежных с ней наук и повысит собственный профессионализм, также 100 % студентов ответили «да». В ответе на четвертый вопрос студенты обозначили теоретические вопросы изучения ювенального права и медиапедагогики. Из практических навыков назвали возможность овладения новыми техническими и нетрадиционными технологиями, деловой культурой общения.
Настоящее исследование не претендует на решение всех вопросов, связанных с формированием разных видов компетентности будущих учителей-дефектологов. Несомненно, необходимо продолжать целенаправленную работу для решения данной задачи.
Список литературы
1. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академ. Проект, 2005. 448 с.
2. Винникова О. А. Анализ соотнесения ведущих педагогических категорий «компетенции» и «знания и умения» в профессиональном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 11. С. 88-93.
3. Шмелева С. А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Там же. 2012. Вып. 5. С. 16-22.
Никифорова А. В., ст. преподаватель, аспирант.
Благовещенский государственный педагогический университет.
Ул. Ленина, 104, Благовещенск, Россия, 675000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.04.2013.
A. V Nikiforova
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER DEFECTOLOGY EDUCATION IN CONNECTION WITH THE TRANSITION TO A TIERED SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING
The article describes the development of higher defectology education in connection with the transition to a tiered system of vocational training. The article is devoted to perspectives of higher defectology education in connection with the change of the FSES. It gives characteristics of the modern approach to the organization of training of specialists of defectology profile. The article describes an example of implementation of the course according to the student’ choice, to prepare a competent specialist.
Key words: training ofprofessionals, specialists of defectology, a speech therapist, a Bachelor of Science degree in special defectology education, competent expert.
References
1. Kirillova N. B. Media culture: from modern to postmodern. Moscow, Academicheskiy Proekt Publ., 2005. 448 p. (in Russian).
2. Vinnikova O. A. Analysis of the correlation of the leading pedagogical categories «competence» and «knowledge and skills» in vocational
education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 11, pp. 88-93 (in Russian).
3. Shmelev S. A. Model of professional training of the pedagogical university graduates. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5,
pp. 16-22 (in Russian).
Blagoveshensk State Pedagogical University.
Ul. Lenina, 104, Blagoveshensk, Russia, 675000.
E-mail: [email protected]