ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
УДК: 352.93
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ МЕСТНОГО
СООБЩЕСТВА
Аннотация: статья посвящена исследованию социальных факторов активности населения, связанных с эффективностью управления муниципальным образованием. Выделены условия формирования эффективного местного сообщества в сфере формирования общих интересов и ответственности членов сообщества.
Ключевые слова: местное сообщество, муниципальное образование, факторы активности
Pyasetskaya Elena Nikolaevna., candidate of social sciences, associate professor of management and State and municipal management, Kursk State University e-mail: [email protected]
FACTORS OF FORMATION OF ACTIVITY OF THE LOCAL COMMUNITY
Abstract: The article is devoted to the study of social factors the population's activity associated with efficiency of municipal education management. The conditions of formation of effective local community in the sphere of formation of common interests and responsibilities of members of the community.
Keywords: local community, municipality, factors of population activit.
Территориальный уровень самоуправления приобретает особую важность в свете проблемы оптимизации управленческих процессов на уровне муниципального сообщества. На развитие местного сообщества влияет целый ряд социальных факторов, имеющих различное влияние на текущее социокультурное, экономическое и политическое состояние общества, напрямую связанных с эффективностью управления муниципальным образованием. Анализу социальных факторов формирования местного сообщества как социальной системы посвящена данная работа.
Теоретические разработки анализа природы и особенностей формирования местных сообществ (community) Б. Мерсера, Ф.Тённиса, Ф.Фукуямы, Э.Гидденса позволяет обосновать изучение групповой активности в системе общественных отношений, а также рассматривать местное сообщество через
1
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
призму ориентиров управления жизнедеятельностью муниципальных
образований.
На поведение населения в решении вопросов местного сообщества влияют объективные и субъективные факторы жизнедеятельности граждан. Несмотря на большой массив публикаций, следует отметить, что в них местное сообщество рассматривается преимущественно с позиций социологии политики, экономики и права [1, 3]. При этом системно-социологический подход к анализу местного сообщества по-прежнему остается актуальным, а местное сообщество, как социальная система, исследовано недостаточно.
Основываясь на типологии Л.П. Морозовой, выделим системные свойства местного сообщества:
1) компактное проживание населения на определенной территории, обозначенной географическими, экономическими, экологическими и иными границами;
2) обеспеченность территориальной общности ресурсами для удовлетворения потребностей населения;
3) воспроизводство территориальной группы населения, среды жизнедеятельности за счет внутренних и внешних ресурсов системы как устойчивая способность;
4) идентификация и самоидентификация жителей, осознание своей принадлежности к местному сообществу;
5) наличие общих или близких потребностей в организации жизнедеятельности;
6) развитие элементов самоуправления [4, с. 13].
Можно сделать вывод, что местное сообщество - это объединенная территорией постоянного или преимущественного проживания, открытая социальная система, способная, как субъект управления, к самосохранению и развитию, улучшению качества жизни человека, как первичного звена системы.
Таким образом, местное сообщество рассматривается, во-первых, как форма гражданского общества, основа для территориальной самоорганизации и самоуправления граждан, во-вторых, как субъект социального управления муниципального пространства. Термин «местное сообщество» не имеет законодательного обоснования, чаще применяется понятие «муниципальное образование», характеризующее прежде всего принцип расселения населения без учета сформированности как субъекта управления и элемента гражданского общества. Последние два аспекта более присущи понятию «местное сообщество».
Активность местного сообщества определяется взаимодействием граждан и органов территориального общественного самоуправления как субъектов управления (социальных акторов), непосредственно решающих вопросы повышения качества жизни. Степень участия населения в решении вопросов
2
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
местного управления рассматривается как показатель зрелости местного сообщества [6].
Однако российская практика показывает, что население традиционно равнодушно к властным процессам (примером может служить участие в выборах в сентябре 2014г.), деятельности органов местной власти. Основными причинами данного противоречия взаимодействия органов власти и местных сообществ являются баланс интересов (П. Штомпка и др.) и отсутствие доверия (Г. Кертман и др.) между акторами социального управления. Важно учитывать и социокультурные условия постсоветской реальности, в которых исторически были сформированы социальные отношения гражданской пассивности, ожидание государственного вмешательства. Качество жизни также существенно влияет на рост или снижение субъектности местного сообщества муниципальных образований [5].
На формирование местных сообществ безусловно влияет и качество исполнения властных функций, прежде всего патернализм представителей
органов власти по отношению к населению, дистанцирование от него и закрытость деятельности [8].
Исследовательское поле проблем функционирования местных сообществ, активности населения, его гражданских инициатив дает представление о состоянии вопроса в целом по России и в отдельных регионах. По данным опросов Института современного развития (ИНСОР) 2009г. «пассивность городских жителей в вопросах самоуправления порождается их убеждением в невозможности на что-либо влиять»[2]. Основными причинами низкой активности респонденты называют непрозрачность власти, отсутствие реальной ответственности и попыток диалога с населением у ее представителей.
Готовность к участию в жизнедеятельности местного сообщества в 2013г. анализировал Всероссийский Совет местного самоуправления в ходе своего исследования, проведенного как массовый опрос (2000 респондентов в 8 субъектах РФ), экспертного опроса 100 активистов местного самоуправления и 15 фокус-групп в 5 регионах [9]. Согласно результатам, только четверть граждан участвует в различных общественных процессах, кроме выборного (сходы граждан -11,6%; работа общественных организаций - 7,7%; благоустройство территории - 9,1%).
Своё участие в решении местных проблем считают важным только третья часть респондентов. Как малоэффективные и формальные отмечаются следующие формы взаимодействия власти и населения: публичные слушания и сходы граждан. Качество и эффективность местной власти 60% опрошенных оценивают как низкую, 44% говорят о снижении доверия к ней за последний год.
Учитывая классификацию факторов, напрямую влияющих на особенности активности населения в муниципальных сообществах, предлагаемую в данном исследовании, а также более ранние подходы к показателям активности, выделим
3
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
объективные и субъективные факторы, включающие экономические, политические, культурные, демографические, организационные вопросы.
К объективным факторам относятся вопросы федеральные, правового и политического характера, оказывающие общее влияние на состояние и активность муниципального сообщества. Сюда же относятся местные факторы: экономические, географические, исторические, демографические, культурные, этнические, управленческие. Влияние их постоянно, динамика состояния стабильна, реальные изменения возможны только при системном воздействии на управление чаще регионального, чем местного уровня. При этом исследователями отмечается, что объективные факторы вызывают противоречиями между ресурсными возможностями территорий, человеческого потенциала, и низкой эффективностью системы муниципального управления[7]. Негативным последствием действия объективных факторов становится сокращение численности социально-территориальных общностей, их объединение и ликвидация, что вызывает миграцию и убыль населения. В тоже время региональный экономический рост вызывает обратные процессы. Согласно результатам исследования Всероссийского Совета местного самоуправления, упоминаемого выше, в экономически более благополучных регионах виды и формы социальной активности более развиты. Развитие предпринимательства также является фактором повышения активности населения и развития местного сообщества.
К субъективным факторам относятся политическая ситуация и авторитетность конкретных руководителей муниципальных образований, эффективность их деятельности, степень доверия населения, информационное пространство взаимодействия с гражданами, каналы такого взаимодействия, включая обратную связь. Ряд факторов является взаимозависимым, так открытость информации о деятельности местных органов власти, оптимизирующая информационное пространство сообщества, является одним из главных условий повышения доверия населения. Согласно опросам, подавляющее большинство респондентов говорят о низкой информированности о деятельности местных органов власти и отсутствии такой информации в свободном доступе. Не менее важным для решения проблемы доверия населения является диалог с представителями власти. Пассивность органов местного самоуправления в решении местных проблем, сдерживание инициатив граждан, ожидание решений от региональной и федеральной власти, культивация иждивенчества среди населения также препятствуют активизации муниципального сообщества. Поэтому одним из важнейших субъективных факторов является проблема квалифицированных профессиональных кадров в органах местного самоуправления.
Анализ показывает, что для формирования эффективного, действующего местного сообщества требуется следующее:
4
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
- у жителей должны сложиться и поддерживаться общие интересы по наиболее актуальным местным проблемам;
- интересы должны быть не только осознаны, но и подкреплены готовностью их реально реализовывать;
- формы и методы их реализации должны быть реальными;
- наличие коллективной воли к самостоятельному и ответственному решению проблем, возникающих перед сообществом.
Специфика формирования местного сообщества, факторы воздействия определяют существование и развитие местного сообщества.
Правовым основанием социального развития местного сообщества является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020 гг.), в соответствии с которой программно-целевое управление социальным развитием требует реализации муниципалитетами специфических функций.
Безусловно, местное сообщество может и должно стать реально действующим субъектом российского гражданского общества. Задачей общественных организаций и органов местного самоуправления является активизация как объективных, так и субъективных факторов и форм самоорганизации для решения местных проблем. Необходимо дальнейшее совершенствование системы местного самоуправления, развитие необходимых ресурсов и возможностей для поддержки общественной активности. Повышение вовлеченности населения в подготовку решений по вопросам местного сообщества возможно через использование современных информационнокоммуникативных технологий, оживления интереса граждан в публичных слушаниях, формирования механизмов реализации местных инициатив, а том числе и через имеющиеся грантовые формы.
Список литературы:
1. Власов А.А., Подосинников Е.Ю. Повышение эффективности взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе: региональная специфика (на примере Курской области) // Политика, экономика и инновации. - 2015. - № 1 (1). - С. 5.
2. Киселева А.М. Системный анализ местного сообщества // Личность. Культура. Общество. - 2008. - Т.10. - Выпуск 2 (41). - С. 288-294.
3. Местное самоуправление в России: состояние, перспективы, пути совершенствования. Итоговый доклад. М.: Изд-во Института современного развития. 2009.
4. Морозова, Л.П. Факторы развития местного сообщества в условиях современной России (на примере местных сообществ Мурманской области): автореферат дис. к.соц.н. - Санкт-Петербург, 2009.
5
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 1(3), 2016
5. Подосинников Е.Ю. Использование социальных стандартов как инструмента управления качеством жизни населения муниципальных образований Курской области // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. -2015.- № 3 (6). - С. 98-100.
6. Пясецкая Е.Н. Государственные и муниципальные услуги: развитие антикоррупционного потенциала публичного администрирования // Политика, экономика и инновации.- 2015.- № 1 (1).- С. 2.
7. Пясецкая Е.Н. Проблемы создания «электронных муниципалитетов» в Курской области // Этносоциум.- 2015.- №7(85).- С.94-98.
8. Слатинов В.Б., Меркулова К.Г. Современный этап российской муниципальной реформы: содержание и ожидаемые эффекты// Среднерусский вестник общественных наук. -2015. -Т. 10. - № 3.- С. 37-45.
9. Условия повышения социальной активности граждан в решении
местных проблем. Аналитический отчет Всероссийского Совета местного самоуправления. 2013. [Электрoнный реcурc] URL:
http://www.vsmsinfo.ru/proektv-i-proRrammv/interesnve-proektv/ 2722] (дата обращения: 02.02.2015)
6