УДК: 321.7
Пясецкая Елена Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и ГМУ, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация: работа посвящена исследованию вопросов совершенствования системы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе развития. Анализируется ряд системных проблем, снижающих результативность и эффективное использование ресурсов управления.
Ключевые слова: публичное администрирование, муниципальный уровень, оценка эффективности.
Pyaseckaya Elena Nikolaevna, PhD in Social Sciences, associate Professor Kursk State University
e-mail: [email protected]
THE FEATURES OF THE PRACTICE OF DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF BODIES OF MUNICIPAL AUTHORITY
Abstract: work is devoted to research of questions of enhancement of system of activities of local government bodies at the present stage of development. A number of the system problems reducing productivity and effective use of resources of management is analyzed.
Keywords: public administration, municipal level, efficiency evaluation.
Исследование вопросов совершенствования системы деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований на современном этапе развития позволяет сформулировать ряд проблем, связанных с изменениями системы публичного администрирования на муниципальном уровне.
На основании принятого 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закона Курской области от 29.04.2015 № 46 «О стратегическом планировании в Курской области» были установлены правила стратегирования на всех уровнях власти, включая муниципальный, определены основные стратегические документы и механизмы их реализации, в том числе документы прогнозного характера. В настоящий момент в Курской области существует определенный задел разработки документов стратегического планирования, прежде всего это большое количество муниципальных программ [2]. Так, анализ муниципальных
программ Рыльского района позволяет определить, что основная направленность бюджетного планирования в районе социальная. Следовательно, первую проблему, связанную с современными изменениями системы публичного администрирования на муниципальном уровне можно сформулировать как стратегическое планирование преимущественно социального характера, развивающее социальную инфраструктуру, но не экономику и производственные мощности.
Также существует ряд системных проблем, снижающих результативности управления и эффективного использования ресурсов [3]. Одна из проблем кроется в системе самой системе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и их руководителей, закрепленной законодательно Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и соответственным распоряжением Губернатора Курской области.
Рисунок 1 - Структура показателей методики оценки эффективности деятельности органов муниципальной власти
На рисунке 1 представлены показатели методики, которые мы сгруппировали по сферам муниципального управления.
Основная проблема кроется в работе на показатели, органы местного самоуправления стремятся к их формальному достижению, а не к повышению эффективности своей деятельности. Несмотря на изменения, вносимые на федеральном уровне, эту проблему пока не удается преодолеть, это делает ряд полномочий органов местной власти менее значимыми, не учитывает стратегических целей развития муниципального образования и территории региона [5].
Часть показателей меняется по независящим от муниципальной власти причинам. Миграция сельского населения в город, естественная убыль становятся основанием для снижения негативных показателей неустроенной
жизни части населения без заметных усилий местной власти (в части благоустройства дорог, газификации, общественного транспорта).
Недостаточно уделяется внимания критериям удовлетворенности населения деятельностью органов МСУ. Упор сделан на организации транспортного обслуживания, качестве автомобильных дорог и уровне жилищно-коммунальных услуг. Однако есть не менее значимые критерии удовлетворенности: благоустройство территории населенного
пункта; рационализация переработки мусора; непосредственного участия населения в управлении МО (сходы, собрания, инициативы); доступностью и открытостью информации о деятельности органов МСУ; их реакция на обращения граждан. Эти стороны деятельности администрации МО не оцениваются. Все это говорит о том, что существующая методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является достаточно формальной, ориентированной не на повышение качества жизни граждан, а на выполнение распоряжений федеральных и региональных органов власти.
Рассмотрим далее результаты исследования оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, проведенного Центром регионального развития, учредителем которого является Администрация Курской области [1]. Исследование проводилось путем онлайн-опроса посетителей сайта, в опросе участвовало 130 жителей Рыльского района.
Как видно из таблицы, удовлетворенность респондентов достаточно высокая, более 70%, хотя это и субъективный показатель. Оценка проводилась не по ранее разработанной выборке, а по случайной выборке, посетителями сайта, зашедшими на станицу. Возможно, эти люди были заранее простимулированы к участию в опросе работниками администрации.
По данным того же исследования по вопросам пассажирских перевозок, обслуживания водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения существует определенная разница в оценках населением. Наиболее распространенные проблемы: не устраивает график движения транспорта (большие временные интервалы ожидания) - 29%; отсутствует внутреннее транспортное сообщение в поселках - 26%; нет прямого транспортного сообщения с некоторыми точками в месте проживания - 22%.
К вопросу о проводимой процедуре оценки необходимо добавить, что показатели удовлетворенности населения не носят мониторинговый характер и замеряются по случайной выборке. Опыт более серьезных и плановых измерений есть в Белгородской области. Там существует портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области» [4]. Серьезный подход позволяет определить зоны, требующие приоритетного внимания органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.
Подобный опыт более соответствует современным тенденциям публичного администрирования, чем разовые мероприятия по замерению удовлетворенности населения оказываемыми услугами, проводимые в Курской области, его необходимо учесть при дальнейших исследованиях. Только в этом случае проблему качества измерения удовлетворенности населения социальными услугами можно будет исключить из числа актуальных.
Еще одна насущная проблема и перспективное направление развития системы местного самоуправления - территориальное общественное самоуправление.
Совет многоквартирного дома, ТСЖ - первая ступень в системе ТОС, потому что ближе всего находится к простому жителю города. С решения общих насущных вопросов начинается ТОС.
Комитеты территориального общественного самоуправления -территориальная единица управления более крупного уровня, они образуются из представителей нескольких ТСЖ.
Общественный совет представляет собой объединение экспертов по различным тематическим группам, формирование состава Общественного совета происходит самими гражданами, а не предлагается «сверху». Это публичная площадка, где могут встретиться за одним столом представители власти, бизнеса и жители. Все социально значимые преобразования можно «пропускать» через экспертизу совета, где они получают рекомендации и только после этого отправляются на окончательное согласование в структуры власти. Таким образом, программа развития муниципального образования формируется не в закрытых кабинетах группой чиновников, а в сообществе с жителями поселения, что способствует открытости и прозрачности деятельности местной власти.
На сегодняшний день в Курской области установлены границы 281 ТОСа. Однако реально действует только несколько ТОСов в Курске на базе многоквартирных домов, а также ТОС "Кольцевое" в Мокве Курского района, единственное, получившее право юридического лица.
На всей территории области приняты нормативные правовые акты, для глав муниципальных образований проводятся семинары по организации органов ТОС, даются необходимые методические рекомендации. И это все. Проблема неразвитости ТОС видится в непонимании населением и работниками администрации необходимости такого рода деятельности, а также вопросах финансирования.
Одной из форм материальной поддержки деятельности органов ТОС является возможность их участия в конкурсах на получение грантов, что, кстати, активно используется другими общественными организациями области. Необходимо, чтобы в администрации района определенный специалист оказывал помощь по оформлению документов, заявок на конкурсы с получением грантов, тогда работа была бы намного успешнее.
Анализ проблем организации местного самоуправления в Курской области показывает, что существует ряд системных проблем, снижающих результативность и эффективность использования ресурсов управления. Процесса
развития местного самоуправления требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания.
Список литературы:
1. Отчет о результатах голосования с применением IT-технологий граждан Курской области, проживающих в муниципальных районах на тему: «Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, организаций и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению» (интернет-опрос проведен с 15 января по 31 марта 2015 года) ОКУ «Центр регионального развития». [Электронный ресурс] / URL: kursk7m.ru>bid/new/ 781547 (дата обращения: 18.06.2016)
2. Официальный сайт администрации города Рыльск [Электронный ресурс] / URL: administracia.rylsk.ru (дата обращения: 12.06.2016г.).
3. Подосинников, Е.Ю. Повышение эффективности взаимодействия государственных региональных органов управления и СМИ в избирательном процессе: региональная специфика (на примере Курской области) [Текст] / Власов А.А., Подосинников Е.Ю. // Политика, экономика и инновации. -2015. - № 1 (1). - С. 5.
4. Портал «Оценка населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований области, предприятий и учреждений, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований области» Белгородская область. [Электронный ресурс] / URL: ocenka.belregion.ru (дата обращения: 12.06.2016г.).
5. Пясецкая Е.Н. Социальные условия формирования активности местного сообщества // Развитие института государственной службы в регионах: международный и российский опыт. II Международная научно-практическая конференция (25 сентября 2014 г.). - Орёл, 2014.- С.113.