ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ПЛАТФОРМЕ М0001Е
FORMATION OF ACADEMIC WRITING SKILLS OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF POSTGRADUATE STUDIES VIA E-LEARNING RESOURCES ON THE MOODLE PLATFORM
A.B. Беда рева, О.И. Катовщикова, H.A. Шумакова
Письменная академическая компетенция, электронные образовательные ресурсы, сервер дистанционного обучения, постдипломное обучение. В статье раскрыты педагогические аспекты формирования письменной академической компетенции студентов постдипломной ступени обучения. Уточнено понятие письменной академической компетенции и обосновано организационно-педагогическое условие формирования данной компетенции - курс дистанционного обучения «English for specific purposes» на платформе Moodle.
A.V. Bedareva, O.I. Katovshchikova, N.A. Shumakova
Academic writing skills, e-leaming resources, distance learning server, postgraduate studies The article deals with the pedagogical aspects of the formation of academic writing skills of students at the post-graduate studies stage. The article specifies the notion of writing academic skills and justifies organizational and pedagogical conditions for the formation of the skills that is English for Specific Purposes distance learning course on the Moodle platform.
В настоящее время в России в системе высшего образования принята компетентности ая модель обучения. Введение данной модели направлено на повышение качества подготовки на всех ступенях высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Среди важнейших компетенций определена письменная академическая грамотность выпускников высших образовательных учреждений, которая выражается в их способности интегрироваться в мировое профессиональное сообщество посредством участия в международных научных конференциях, специализированных выставках и проектах за рубежом, а также путем публикации научных статей в иностранных изданиях по специальности. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования выпуск-
ник университета любого направления подготовки и любой ступени высшего образования должен решать определенные профессиональные задачи в соответствующих видах профессиональной деятельности, в число которых входят:
- научно-исследовательская деятельность: освоение методов научных исследований; освоение теорий и моделей; участие в проведении исследований по заданной тематике; участие в обработке полученных результатов научных исследований на современном уровне; работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;
- научно-инновационнаядеятельность:освое-ние методов применения результатов научных исследований в инновационной деятельности;
- организационно-управленческая деятельность: знакомство с основами организации и
<
cq
Щ
I
С И
о I
Ш S
о
Рч W
27
И H
и
Рч
<
о ^ 8 8 о§
S w G ^
Рч w
« С «
S
д
H
и
w
PQ
планирования исследований; участие в информационной и технической организации научных семинаров и конференций; участие в написании и оформлении научных статей и отчетов.
Процессы глобализации и компьютеризации современного общества и научного знания дали современным ученым безграничные возможности для продвижения научных разработок на международном уровне. Тем не менее не каждая статья, написанная на английском языке, будет принята к публикации в зарубежном научном журнале. Объяснением тому служит множество причин: студенты и аспиранты, а иногда и преподаватели не умеют структурировать текст как единое целое, не владеют навыками аргументации, не владеют стилем научного письма, уровень владения разговорным и профессионально ориентированным английским языком, уровень иноязычной академической грамотности (компетенции) российских авторов крайне невысок. В связи с этим проблема формирования письменной академической компетенции на иностранном языке является актуальной.
Большую значимость для нашего исследования приобретают труды, в которых освещаются проблемы формирования письменной академической компетенции. Так, например, вопрос о формировании академической компетенции рассматривается в диссертации Н.В. Горденко, в которой данные компетенции определяются как «совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности». В работе Л.А. Валеевой, А.Ф. Сиразеевой, А.Ф. Морозовой, Н.В. Смирновой находим подтверждение тому, что формирование письменной академической компетенции (например, на английском языке) во взаимодействии с чтением, говорением и аудированием создает соответствующие интегративные качества - системность, целостность и комплексность речевой деятельности при профессиональном становлении будущего специалиста.
На основе педагогической рефлексии идей ученых-исследователей по заявленной проблеме было уточнено понятие письменной академической компетенции в контексте нашего исследования. В данной статье придерживаемся сле-
дующей трактовки данного понятия: письменная академическая компетенция есть «способность транслировать письменный академический дискурс на базе иноязычных профессионально ориентированных академических текстов, критически мыслить, повышать свою самообразовательную компетентность в учебных и профессиональных целях» [Бедарева, Суслова, 2015, с. 1399].
Цель данной статьи заключается в раскрытии развивающего потенциала курса дистанционного обучения «English for specific purposes» на платформе Moodle как одного из организационно-педагогического условий, способствующего формированию письменной академической компетенции студентов постдипломной ступени обучения.
Как отмечается в Программе развития электронного образования на 2014-2020 гг., «внедрение электронных образовательных курсов и развитие виртуальной академической мобильности может сосредоточить работу и ресурсы вузов на приоритетных для них направлениях, сохранив или даже расширив при этом образовательные возможности» [Паспорт программы развития ...]. Стоит также отметить, что в плане основных мероприятий по реализации Программы развития электронного обучения на 2014-2020 гг. подчеркивается, что применение элементов электронного обучения (смешанного обучения) и формирование электронного портфолио станут обязательными требованиями при реализации ООП к 2017 г. [Паспорт программы развития ...].
Результатом иноязычного обучения в системе постдипломного образования являются сформированные у специалистов коммуникативные умения, востребованные в научной профессиональной сфере. Однако при существующем количестве академических часов, предусмотренном на изучение дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» в аудиторное время, представляется невозможным в полной мере сформировать вышеназванную компетенцию. Достижение поставленной цели обучения стало реальным благодаря использованию формата так называемого «смешанного обучения»
(blended learning). В данном контексте смешанное обучение рассматривается как совокупность двух дополняющих друг друга методов передачи знаний: традиционного и электронного образования, в частности системы управления дистанционным обучением (ДО) Moodle.
Выбор системы Moodle в качестве платформы для дистанционного компонента курса, помимо ее технических преимуществ, обусловлен также тем фактом, что Сибирский государственный аэрокосмический университет-опорный университет Красноярского края (СибГАУ) проводит активную деятельность по внедрению Moodle по всем направлениям подготовки. Это означает, что осуществляемая нами педагогическая и методическая работа соответствует вектору развития опорного университета и носит инновационный характер. Помимо этого, ресурсы системы Moodle обладают обширным лингво-дидактическим потенциалом и позволяют создавать различные компетентностно ориентированные задания. Среда Moodle позволяет наиболее легко реализовать основные принципы практико-ориентированного обучения:
- обмен практическим опытом с преподавателем и обучающимися;
- эффективность обучения;
- экономия времени и удобство процесса получения знаний;
- последовательность и систематичность обучения;
- доступность, ясность и наглядность обучения;
- активность в обучении и развитие самостоятельности;
- способность применения на практике сформированных навыков;
- индивидуализация обучения.
Электронная обучающая среда представляет собой не только хранилище учебных материалов, переведенных в цифровой формат. Прежде всего, это новый формат взаимодействия преподавателя и студентов, поэтому одними из главных элементов любой образовательной среды на сегодня являются форумы, блоги, вебинары и интерактивные задания. Естественно, что роль
самих цифровых образовательных ресурсов также не стоит недооценивать, поскольку они составляют основу для подавляющего большинства существующих на сегодня электронных курсов. Как показывает опыт, именно магистранты и аспиранты наиболее хорошо подготовлены для инновационных методов обучения и достаточно легко переходят на использование электронных обучающих курсов.
Следует отметить, что в предыдущих исследованиях мы уже неоднократно обращались к вопросу использования сети Интернет, дистанционных образовательных технологий и электронного образования как в контексте андрого-гической модели обучения, так и контексте подготовки аспирантов по иностранному языку, в том числе при формировании письменной академической компетенции у студентов [Бедаре-ва, Кольга, 2013; Шумакова, 2012; 2015].
Рассмотрим использование некоторых ресурсов Moodle на примерах модуля «English for specific purposes», разработанного авторами для магистрантов направления подготовки 38.04.02 Менеджмент в рамках изучения дисциплина «Иностранный язык в профессиональной сфере» (http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=528).
Семинар - ресурс системы Moodle, позволяющий студентам проводить оценку выполненных работ друг друга по заданным преподавателем критериям [Николаева, 2015]. В рамках темы «How to write an abstract» (Как писать аннотацию) студенты учатся писать аннотацию на английском языке к своей научной статье или статье своего научного руководителя. После выполнения ряда тренировочных заданий, просмотра видеолекции по данной теме магистранты пишут аннотацию. Далее им предлагается оценить аннотацию друг друга и заполнить таблицу с предложенными критериями анализа. Несмотря на сложность задания и небольшой опыт магистрантов в выполнении подобного рода задач, у обучающихся, как правило, не возникает затруднений при оценивании аннотаций друг друга. Более того, многие отмечают, что выделенные критерии служат им ориентиром при написании аннотации. С точки зрения
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
лингводидактического потенциала взаимопроверка работ позволяет обучающимся лучше понять структурные, функциональные и стилевые особенности англоязычного текста аннотации, определить его лексико-грамматическое наполнение и овладеть технологией proofreading (англ. proofreading - вычитка текста с целью исправления и нахождения ошибок).
Задание - это ресурс системы Moodle, позволяющий преподавателю создавать различные типы творческих заданий [Николаева, 2015]. Данный ресурс предлагает широкий диапазон форматов отчетности о произведенных обучающимися действий (ответ в виде нескольких файлов, ответ в виде текста, ответ в виде файла, ответ вне сайта). Приведем пример задания, предполагающего ответ в виде файла: в рамках темы «Participating in scientific conferences» («Участие в научных конференциях») студентам необходимо найти несколько ближайших научных конференций, подходящих по теме их магистерской диссертации, и написать небольшой отчет о своем участии в этих конференциях по предложенному нами плану, указав место и дату проведения конференции, стоимость публикации, название доклада.
В СибГАУ для подготовки аспирантов разработан курс «Иностранный язык для аспирантов», размещенный на сервере ДО СибГАУ, где преподавателями кафедр иностранных языков подготовлены материалы по основным темам курса (http://dl.sibsau.ru/course/view.php?id=450). На сервере аспирант, работающий удаленно, может самостоятельно освоить такие темы курса, как: Getting postgraduate education, What is science, Concepts and theories, Academic writing principles, Finalpapers. Тема Academic writing principles вынесена в отдельный раздел и включает в себя следующие подразделы: writing an annotated bibliography, writing an abstract with elements of review, writing an article. Данные подразделы отрабатываются в системе разработанных заданий. Раздел Final paper содержит в себе два подраздела: the guidelines for the final paper (translation and presentation of the research). Удобство работы на сервере состоит не только в
том, что аспирант может работать с материалами по индивидуальной траектории, но и в том, что создается возможность представления письменных работ в дистанционном режиме, просматривать видео и в дальнейшем предоставлять в данном режиме контрольные задания по проделанным темам. Каждый из представленных разделов структурирован и позволяет в интерактивном режиме осуществлять двусторонний процесс педагогического общения между преподавателем и аспирантом. Двусторонность этого процесса достигается посредством общения участников процесса в форуме в определенное расписанием время.
Использование ресурсов сервера ДО, по нашему мнению, позволяет оптимизировать контроль знаний аспирантов, т.к. согласно структуре курса преподаватель может дистанционно оперативно оценивать выполнение различных заданий, а также оставлять свои комментарии.
Значительную часть времени на этапе подготовки к экзамену кандидатского минимума аспиранты посвящают формированию письменной академической компетенции, а именно поиску и переводу монографии по специальности на иностранном языке, работе с глоссарием, аннотированию и реферированию аутентичных материалов, написанию научной статьи по теме исследования на английском языке. В этой связи на практических занятиях аспирантам в СибГАУ предлагается изучить те электронные источники, которые они могли бы использовать при подготовке к данным видам работы.
Особое внимание в процессе работы на практических занятиях уделяется таким научным поисковым системам, как Scirus, Google Scholar, Science Research Portal и другие.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов существенно повышает скорость и качество взаимодействия преподавателя и магистрантов (аспирантов), что является особенно важным в процессе практико-ориентированного обучения. Достигается синергетический эффект благодаря тому, что обучающиеся видят в электронной среде не только свои достижения и ошибки, но и дости-
жения и ошибки сокурсников. Фактически использование электронных образовательных ресурсов в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» и «Иностранный язык для аспирантов» «погружает» студента в современную языковую среду, знакомит с принятыми в англоязычном профессиональном сообществе принципами построения репрезентативных материалов разных типов, максимально приближает учебные задачи к будущим реалиям профессиональной коммуникации. При этом процесс обучения делается более гибким и динамичным благодаря включению в практический курс английского языка интерактивных опПпе-проектов и возможности смешанного обучения, объединяющего очный и виртуальный сценарии взаимодействия преподавателя и магистранта.
Рассмотренное в статье организационно-педагогическое условие формирования письменной академической компетенции студентов постдипломной ступени обучения, а именно использование электронных образовательных ресурсов (курс ДО) в системе постдипломного обучения успешно реализуется в образовательном процессе СибГАУ.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием письменной академической компетенции студентов в системе постдипломного обучения. В качестве перспективного направления продолжения исследования определяется дальнейшая разработка и реализация организационно-педагогических условий формирования выделенной компетенции у обучающихся для технических направлений подготовки.
Список сокращений
1. Сервер ДО - сервер дистанционного обучения.
Библиографический список
1. Бедарева A.B., Суслова О.И. Педагогическое обеспечение формирования письменной академической компетенции в процессе изучения дисциплины «английская
композиция» // В мире научных открытий, Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. № 7.4 (67). С. 1396-1413. (Социально-гуманитарные науки).
2. Бедарева A.B., Кольга В.В. Формирование профессиональной лингвогуманитарной компетенции будущих бакалавров рекламы и связей с общественностью // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 2. С. 83-87.
3. Николаева E.B. E-Iearning в курсе английского языка для магистров по специальности Engineering // Современная педагогика: электронный научно-практический журнал. 2015. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/ (дата обращения: 3.04.2016).
4. Паспорт программы развития электронного образования на 2014-2020 гг. URL: http://www.iedtech.ru/files/legislation/2014/ passport-e-education-development-2014-2020. pdf/(дата обращения: 30.09.2016).
5. Смирнова Н.В. Академическая грамотность и письмо в вузе: от теории к практике // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 58-63.
6. Шумакова H.A. Использование электронных научных журналов, энциклопедий, справочников, архивов статей как фактор повышения мотивации при подготовке аспирантов по иностранному языку // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе: материалы меж-дунар. заоч. науч.-практ. конф. (май 2012, г. Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012.
7. Шумакова H.A. Обучение аспирантов английскому языку для научных целей в контексте андрагогической модели // 5th International scientific conference Theoretical and applied sciences in the USA, NEW YORK. 2015. Август.
8. Шумакова H.A. Применение информационных технологий для реализации интегрированных методик при обучении английскому для научных целей специалистов аэрокосмического профиля // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 3. С. 632-636.
<С
а
ч
с m
о
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
31"
S
X
Н U
м