Актуальная тема
П.В. МОКРУШИН
Эволюция понимания сущности предпринимательских способностей персонала как важного производственного ресурса
Перемены, происходящие в российском обществе в связи с переходом к рыночным методам ведения хозяйства, вызвали множество новых явлений, понимание сути которых необходимо для успешного развития бизнеса. К числу таких явлений относят и предприимчивость (или предпринимательские способности), которая в современной экономической теории рассматривается как производственный ресурс и четвертый фактор производства (наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом).
В плановой экономике советского периода это понятие официально вообще не использовалось, что вполне объяснимо, т. к. командная экономика выступает как прямая противоположность экономики рыночной, а только в последней и может в открытой форме проявляться предприимчивость людей и развиваться предпринимательская деятельность. Однако, несмотря на такую противоположность, командная экономика советского типа изобиловала примерами практического применения ресурса предприимчивости: период НЭПа, потребительская кооперация, теневая экономика и мн. др. - все это свидетельство использования четвертого фактора производства внутри традиционной плановой экономики.
Десятилетний опыт реформирования российской экономики из командной в рыночную показывает, что использование предприимчивости персонала на промышленных предприятиях остается одной из самых актуальных проблем и главным препятствием на пути решения этой проблемы служит несовершенство законодательства, искажающего экономическую сущность предпринимательства. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что «предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом каче-
стве в установленном законом порядке»1. В связи с такой формулировкой возникает необходимость доказывать, что предпринимательство юридически и экономически имеет совершенно разный смысл. Юридически (в соответствии с российским законодательством) предпринимательством считается любая хозяйственная деятельность (производственная, коммерческая, финансовая, посредническая и др.) или любой бизнес, а экономически - это лишь особая функция бизнеса.
Слова «бизнес» и «предпринимательство» часто используются как синонимы. О том, что бизнес и предпринимательство имеют не только сходство, но и различия более определенно высказываются зарубежные экономисты. Так, один из известных американских ученых П. Друкер отмечает, что в США под предпринимателем понимается человек, который организует собственный, новый мелкий бизнес. Вместе с тем не каждый новый мелкий бизнес является предпринимательским. Например, при открытии нового магазина или ресторана в связи с растущим спросом на их услуги риск, безусловно, присутствует, но такой бизнес нельзя назвать предпринимательским, поскольку при этом не используется никакого новшества. В то же время организация бизнеса в виде сети ресторанов «Макдональдс» стала чистым предпринимательством, т. к. в этом случае была использована новая технология обслуживания посетителей. П. Друкер не отождествляет также новое и небольшое предприятие, показывая, что предпринимательские способности как производственный ресурс используются на крупных и даже на старых предприятиях2.
Таким образом, существует определенное противоречие в теоретическом и практическом понимании сути предпринимательства, что в хозяйственной практике приводит к смешению или отождествлению бизнеса и предпринимательства, а это в свою очередь создает трудности для широкого и эффективного использования предприимчивости работников на промышленных предприятиях. Поэтому проведем исторический анализ развития теории промышленных ресурсов, которой приведет к признанию существования ресурса предприимчивости и такого явления, как предпринимательство в составе бизнеса. Анализируя использование предприимчивости, невозможно ограничиться описанием объективных процессов и явлений, не затрагивая личностные качества работников, проявляющих предприимчивость, которых принято отождествлять с предпринимателями. Проявления предприимчивости можно обнаружить лишь через поступки работников и изменения в обществе.
За последние 15 лет опубликовано немалое количество работ российских ученых, посвященных разным аспектам анализируемой проблемы. Исследования эти позволяют заключить, что предпринимательство - особый вид бизнеса, целью которого является получение
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Акалис, 1996. С. 2.
2 Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Друкер. М.: СП «Бук Чембэр Интернэшнл», 1992. С. 31-37.
не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода. Доход этот есть результат особых способностей предпринимателя - внедрять новую технику, организацию производства и сбыта, постоянно рисковать и т. п.3
По утверждению многих современных экономистов, первым ввел в научный оборот понятие «предприниматель» и высказал идею о различии прибыли и предпринимательского дохода французский экономист Ричард Кантильон (1680-1734), который основным функциональным признаком предпринимательства считал риск и неопределенность или непостоянство доходов4. По Кантильону, предпринимательство - это деятельность, ведущаяся по правилам рыночной конкуренции, основным свойством которой является риск утраты доходов. Предприниматель рассматривается при этом как субъект, принимающий решения и добивающийся удовлетворения своих интересов в условиях неопределенности. Его прибыли и убытки есть следствие оценки степени риска и неопределенности, которые должны учитываться при принятии решений. Предпринимателем, следовательно, не может быть человек с постоянным доходом, например государственный служащий или земельный собственник. Отсюда и выводится главный признак предпринимательской деятельности - риск потери дохода. В то же время доход предпринимателя, как плата за риск, качественно отличается от прибыли на авансированный капитал или от других видов дохода, например заработной платы или ренты.
Вместе с тем нельзя не заметить, что рискованная деятельность характерна для любого вида бизнеса. Поэтому, хотя вышеописанный подход и выделяет принципиальный момент - риск утраты дохода или, напротив, получение чрезмерно больших доходов, но не предоставляет возможности четко разграничить деятельность предпринимателя и обычного капиталиста, занимающегося обычным бизнесом. Эти несоответствия в воззрениях Р. Кантильона нашли свое частичное разрешение в теории Жана Батиста Сэя.
Во времена командной экономики советского типа Ж.Б. Сэй был известен как автор теории трех факторов производства, которую называли вульгарной, т. е. упрощенной, ненаучной. Однако даже тогда отмечалось, что Ж.Б. Сэй был активным сторонником развития системы свободного предпринимательства5. Ж.Б. Сэй сам занимался предпринимательской деятельностью и, вероятно, под влиянием этого определял предпринимателя как человека, который за свой счет и на свой риск, а также с пользой для себя берется произвести какой-либо продукт. По мнению Ж.Б. Сэя, в функции предпринимателя входит
3 Савченко В.Е. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) / В.Е. Савченко // РЭЖ. 1995. № 9. С. 48.
4 Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А.М. Румянцев. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т. 2. С. 95.
5 Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / гл. ред. А.М. Румянцев. М.: Сов. энциклопедия, 1979. Т. 3. С. 543-544.
соединение факторов производства (капитала, труда, земли), а для этого необходимо собирать разнообразную информацию, накапливать опыт, чтобы на данной основе принять решение и организовать производство определенного товара или услуги. Ж.Б. Сэй, в отличие от Р. Кантильона, среди разных функций предпринимателя ставит на первое место не риск, а деятельность по координации факторов производства и управлению ими. В то же время он обращает внимание на творческий, экспериментальный и высокорисковый характер деятельности предпринимателя, что отличает ее от повседневных шаблонных операций по управлению производством капиталистом-собст-венником. В этой связи Ж.Б. Сэй отмечает, что прибыль состоит из двух частей: прибыли от рискового характера деятельности и прибыли от капитала6.
Следует отметить, что все исследования предпринимательства как деятельности, связанной с риском, рассматривали самого предпринимателя как личность достаточно пассивную, которая приспосабливается к рыночной ситуации, не нарушая сложившегося равновесия спроса и предложения. Такой взгляд на предпринимателя создавал множество возможностей для отождествления традиционных форм бизнеса и предпринимательства, функций капиталиста-собст-венника и чистого менеджера с функциями предпринимателя. Однако предприниматель - это такой хозяйствующий субъект, который стремится не столько к поддержанию равновесия на рынке, сколько к его нарушению. Такое поведение предпринимателя вытекает из еще одной функции предпринимательства - освоения нововведений, что неизбежно ведет к экономическому росту, увеличению предложения, а следовательно, разбалансировке сложившегося равновесия спроса и предложения.
Наиболее обстоятельно проблему использования предпринимательских способностей работников рассматривал Й. Шумпетер (1883— 1950). Именно благодаря его исследованиям на предпринимателя стали смотреть как на центральную или ведущую фигуру экономического развития, движущую силу прогресса. Рассматривая деятельность предпринимателя, Й. Шумпетер перешел от статического метода оценки состояния равновесия на рынке к динамическому, когда периодически происходит процесс смены одного равновесного состояния другим, но на более высоком уровне развития производительных сил и, соответственно, на фоне растущих потребностей. Причиной таких изменений являются революционные преобразования во всем хозяйственном механизме, толчок которым дают новые комбинации используемых факторов производства.
6 По существу, от Ж.Б. Сэя идут все дальнейшие и разнообразные направления, по которым развивалась теория производственных ресурсов и предпринимательства, а именно: и углубленное изучение риска, и новизна (экспериментаторство), и координация ресурсов, и творческое управление.
Следствием появления новых комбинаций факторов производства становится, по словам Й. Шумпетера, создание новой производственной функции. Под производственной функцией он понимает определенное сочетание факторов производства, а следовательно, от изменения вариантов сочетания факторов производства зависит и количество способов производства известных или новых продуктов.
Принципиально новый подход к определению содержания нововведений стал, пожалуй, самым существенным вкладом Й. Шумпетера в разработку теории производственных ресурсов и предпринимательства. Результат использования предпринимательских способностей как ресурса у Й. Шумпетера всегда соотносится с идеями нововведений. При этом способ и содержание производственной деятельности находятся в очень обширных границах многообразных процессов, связанных с осуществлением новых комбинаций ресурсов. Отталкиваясь от чисто технологических вариантов новых комбинаций ресурсов, Й. Шумпетер значительно расширил сферу и способы их комбинирования, что адекватно расширяет и сферу приложения предпринимательских способностей работников.
Итак, действительное поле деятельности для предприимчивых людей появляется тогда, когда в экономике происходят постоянные изменения или экономика находится в состоянии развития, т. е. совершается переход от одного равновесного состояния к другому.
Под экономическим развитием в чистом виде следует понимать лишь те изменения в хозяйственном кругообороте, которые порождает сама экономика. Все другие факторы принято считать неизменными, в частности такие, как численность населения, политическая и социальная ситуация в обществе и т. п. Каждый из этих факторов, безусловно, может вызвать рост богатства общества, но их нельзя отнести к чисто экономическим и рассматривать как сферу приложения предприимчивости. Таковой могут быть лишь изменения, происходящие в структуре ресурсов, используемых в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Следовательно, в результате использования предпринимательских способностей работников (по определению Й. Шумпетера) хозяйствующими субъектами реализуется функция, содержанием которой является осуществление новых комбинаций ресурсов. При этом не обязательно применять новые знания в виде научных открытий и изобретений. Новое заключается в такой комбинации материальных, трудовых, организационных, финансовых и иных факторов, которые ранее не использовались, но могут дать желаемый экономический результат - прибыль.
Осуществление иных комбинаций ресурсов ставит перед предприятием две экономические задачи: где взять ресурсы для новой комбинации и где взять деньги на приобретение средств производства, нужных для новых комбинаций. По Шумпетеру, новая комбинация забирает необходимые ей средства производства из той или иной
старой комбинации, т. е. осуществление новых комбинаций означает иное применение имеющихся в народном хозяйстве запасов средств производства. Происходит это в жесткой конкурентной борьбе, где новое должно доказать свои преимущества перед экономически традиционным, что делает самого предпринимателя активно действующей личностью. Источником дополнительных денежных средств, необходимых для внедрения новых комбинаций ресурсов, в подавляющей своей части являются кредиты банков. Значит, предприятия рискуют уже не собственным, а заемным капиталом, и, следовательно, риск в их деятельности сводится к минимуму.
Таким образом, предприниматель у Й. Шумпетера - это активно действующий хозяйственный субъект, который на основе дополнительной информации и знаний осуществляет новые комбинации ресурсов. В то же время предприниматель не отождествляется с собственником на авансированный капитал и в этом смысле он не несет никакого риска. Право собственности на капитал или другое имущество не признается за существенный признак предпринимательства. После Й. Шумпетера предприимчивость стали рассматривать в качестве естественного и необходимого элемента экономического развития и в качестве особого вида ресурса (наряду с землей, капиталом и трудом), а предпринимателям отводить центральную роль в социально-экономическом прогрессе общества, которую они играют, руководствуясь довольно специфичными мотивами поведения, в том числе возможностью получения высокой прибыли.
Мотив удовлетворения потребностей путем накопления благ имеет для предпринимателя свои принципиальные особенности. У предпринимателей наблюдается достаточно выраженное равнодушие и даже неприязнь к праздным удовольствиям, на что особенно обращает внимание М. Вебер. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он отмечает, что ведущие предприниматели капиталистического мира, достигающие прочного успеха, обычно не руководствуются в своей деятельности соображениями наживы ради удовольствий. Их образу жизни свойственны известная аскетичность, сдержанность и скромность. Предпринимателям такого типа богатство дает лишь ощущение хорошо исполненного долга в рамках своей сферы деятельности7. Вместе с тем многие предприниматели ставят целью основать свою частную империю, свою династию, что особенно привлекательно для тех людей, которые иным путем никак не могут добиться известного положения в обществе8.
Вторая группа мотивов связана с волей к победе, со стремлением быть первым в своей сфере деятельности, причем прибыль в этом слу-
7 Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. М.: Прогресс, 1990. С. 89-90.
8 Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. С. 193.
чае является лишь показателем степени успеха. Здесь главное - успех ради успеха, ради утверждения своего превосходства над другими.
Последняя группа мотивов связана с радостью творчества, которая проявляется и во многих других случаях, но только для предпринимателя становится одним из определяющих мотивов поведения. Если «просто хозяин» с трудом справляется со своими обязанностями по организации производства, то предприниматель, осуществляя различные нововведения, получает удовлетворение от своей творческой деятельности и даже от тех трудностей, которые ему приходится преодолевать. «Радость и гордость капиталистического предпринимателя от сознания того, что при его участии многим людям “дана работа”, что он содействовал экономическому “процветанию” родного города и т. п. ... характеризует представителей современного предпринимательства»9.
Из взглядов Й. Шумпетера и М. Вебера на содержание предпринимательской деятельности и личность предпринимателя можно заключить, что основной функцией предпринимательства является введение разного рода новшеств путем осуществления новых комбинаций ресурсов, что обеспечивает предпринимателю первенство, лидерство и приносит радость творчества. Но неявно в их воззрениях на предпринимательство просматривается и функция риска, т. к. ввести новшество без риска практически невозможно, и управленческая функция, т. к. предприниматель - это всегда организатор.
Изучение управления как специфически предпринимательской функции берет свое начало из работ английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924) и американского экономиста Джона Кларка (1847-1938), которые начали разработку этой проблемы в связи с теорией распределения доходов и богатства. Будучи сторонниками теории трех факторов производства Ж.Б. Сэя, они к традиционным (труд, земля, капитал) добавили еще и фактор организации, а заботу по управлению производством или по координации факторов производства считали функцией предпринимателя. Дж. Кларк, в частности, писал: «Валовой доход общества распадается на заработную плату, процент и прибыль (земельную ренту Кларк рассматривает в совокупности с процентом. - П.М.). Они соответственно представляют доходы труда, доходы капитала и доходы от некоторого процесса координирования, выполняемого лицами, использующими труд и капитал. Эту чисто координационную работу мы называем функцией “предпринимателя”, и вознаграждение за нее мы называем прибылью. Функция эта сама по себе не связана ни с трудом, ни с собственностью на капитал; она состоит целиком в установлении и поддержании эффективных взаимосвязей между факторами производства»10. Таким образом, Дж. Кларк четко выделял четвертый фактор производства -предпринимательские способности работников.
9 Вебер М. Там же. С. 94.
10 Кларк Дж. Распределение богатства / Дж. Кларк. М: Экономика, 1992. С. 23-24.
А. Маршалл, в свою очередь, отмечал, что предприниматель фактически выполняет две совершенно различные функции, за что и получает доход в виде прибыли. Во-первых, он должен уметь предвидеть общие тенденции развития производства и потребления; выявить, где открывается возможность поставить на рынок новый товар, удовлетворяющий реальную потребность, или усовершенствовать процесс производства старого типа. Во-вторых, в своей роли работодателя он должен быть прирожденным руководителем людей, т. е. обладать умением прежде всего правильно подобрать себе помощников, полностью доверять им, заинтересовать их делами предприятия и внушить им доверие к себе и таким образом привести в действие всю имеющуюся у них предприимчивость и инициативу. За собой он должен сохранить функцию общего контроля над всем предприятием, обеспечение последовательности и единства в основном плане развития. Способности, которыми должен обладать идеальный предприниматель, столь велики и многочисленны, что немного найдется людей, в достаточной степени соответствующих таким требованиям. Работа по управлению может быть тяжелой, поскольку включает большое умственное напряжение, связанное с разработкой и организацией новых методов ведения хозяйства, либо требует сильного нервного напряжения, связанного со значительным риском отдельных операций. Но годовые прибыли в целом высоки именно там, где деятельность предпринимателя по управлению является наиболее трудной и рискованной, а применяемый капитал относительно невелик11.
Современное промышленное производство строится на основе паевой, долевой и акционерной частной или государственной собственности. Поэтому в большинстве случаев собственник отделен от выполнения предпринимательских и управленческих функций. Управление осуществляется наемными менеджерами, которые также могут не проявлять в достаточной мере предпринимательские способности. В этих условиях во всем мире постоянно рождается множество систем управления, имеющих своей целью создание условий для проявления наемными работниками предприимчивости, которая используется для достижения целей предприятия. Так, в работе Б.Ю. Сербиновского данное явление называется коллективной предприимчивостью и связывается с необходимостью выделения новой функции управления - управления коллективной предприимчивостью12. Таким образом, на современном промышленном предприятии возникает необходимость «заменить» предпринимателя совокупностью проявлений предприимчивости многих работников предприятия, действия которых, с одной стороны, схожи с действиями предпринимателя, а с другой - имеют некоторые отличия. Основная общая черта - реализация нововведений, а основное отличие связано с несением риска, который «достается» предприятию, а не от-
11 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1 / А. Маршалл. М.: Прогресс, 1993. С. 19-26,73,381-383.
12 Сербиновский Б.Ю. Теория и методы диагностики производственных систем / Б.Ю. Сербиновский. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2000.
дельному лицу. При положительном исходе реализации нововведения доход распределяется по отдельным факторам производства (природные ресурсы - рента, труд - заработная плата, капитал - процент, предприимчивость - прибыль), а при отрицательном - убытки несет не отдельное лицо, а предприятие в целом.
Подводя итог историческому анализу развития теории производственных ресурсов и трансформации понимания сущности предпринимательства, можно сказать, что современное понимание содержания предприимчивости как ресурса и фактора производства преодолело известную в прошлом односторонность и строится на принципе комплексности или многофункциональности. Проявление предпринимательских способностей и их использование в производственной и сбытовой деятельности связывается, по крайней мере, с тремя взаимосвязанными элементами:
1) риском, связанным с обнаруженной благоприятной возможностью развития бизнеса (элемент риска);
2) постоянным поиском и использованием новых комбинаций производственных факторов или систематическим внедрением новшеств (элемент нововведений);
3) распределением ресурсов в перспективных направлениях на основе принятия взвешенных управленческих решений и организации их выполнения (элемент управленческой активности).
В результате вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
• предприимчивость (предпринимательские способности) работников является важным производственным ресурсом, который может использоваться в любом бизнесе, в том числе на промышленных предприятиях любого масштаба;
• результатом использования предприимчивости как ресурса являются нововведения, которые вносят в бизнес элемент неопределенности (риска), но сулят высокую прибыль;
• нововведения выступают как основной отличительный признак бизнеса, использующего предприимчивость работников как производственный ресурс, поэтому бизнес, связанный с использованием нововведений, следует рассматривать как предпринимательство;
• риск неполучения высокой прибыли снижается, если нововведения приводят к повышению производительности труда, поэтому общий и конечный результат использования предприимчивости работников - это не только рост, но и качественное изменение, развитие предприятия, отрасли и народного хозяйства;
• целесообразно устранить разночтения в экономическом и юридическом содержании понятий «бизнес» и «предпринимательство» и рассматривать предпринимательство как бизнес, связанный с нововведениями.
© Мокрушин П.В., 2007 г.