Е.В. Самаева, С.А. Задбинов
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
В статье изучается история развития предпринимательства с древних времен, исследуются различные концепции определений «предприниматель» и «предпринимательство». Сегодня при всем различии подходов общим является определение предпринимательства как чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющейся на все отрасли хозяйства и сферы экономики. Предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская прибыль, предприниматель, рыночная экономика, экономическая мысль, эволюция терминов, новаторство.
С развитием рыночной системы хозяйствования, а также в процессе эволюции экономической теории представители разных научных школ и направлений по-разному определяли сущность предпринимательства и его значение в экономическом процессе.
Впервые в экономической литературе термин «предприниматель» (фр. entrepreneur) появился во Всемирном коммерческом словаре, изданном в Париже в 1723 г., где указывалось, что под ним понимается лицо, берущее на себя обязательство по производству или строительству объекта.
Основатель классической экономики А. Смит (1723-1790), отстаивая модель рационального «экономического человека», характеризовал предпринимателя как собственника капитала, который в целях реализации своей коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а прибыль является компенсацией за этот риск. Однако А. Смит представлял экономику как саморегулирующийся механизм, управляемый «невидимой рукой», поэтому он не прида-
вал особого значения творчеству в предпринимательстве и фигуре самого предпринимателя. Вместе с тем в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по Смиту, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Все участники рынка, пишет А. Смит, подгоняются стремлением «сделать деньги» для себя, «улучшить свое положение».
Рынок выдает те товары, полагает Смит, которые желает получить общество, и в том количестве, которое последнему требуется. Таким образом, А. Смит показал, что рыночная система - могучая сила, обеспечивающая регулярное снабжение общества всем необходимым, а также что эта система саморегулируется. Следует, однако, отметить, что, поскольку рынок саморегулируется, А. Смит был против государственного вмешательства в дела конкуренции и прибыльности. По его мнению, рыночная система, предоставленная самой себе, будет расти, и богатство нации, у которой есть эта система, будет постоянно увеличиваться1.
Известный французский экономист конца XIX в. Ж.Б. Сэй (1762-1832) был сторонником А. Смита. Он последовательно и неустанно популяризовал его взгляды. Именно он перевел книгу Смита на французский язык. Ж.Б. Сэй сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства - земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». «Предприниматель - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт»2.
Американский экономист Дж.Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу Сэя». По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: 1) капитал; 2) капитальные блага, средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. При этом каждому фак-
тору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б. Кларк, «свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создается функцией координирования»3.
Изначально предприниматель - капиталист. Эту мысль проводил К. Маркс, когда писал: «...часть прибыли, приходящаяся на долю активного капиталиста, представляется теперь в виде предпринимательского дохода, вытекающего исключительно из операций или функций, которые он совершает в процессе воспроизводства при помощи капитала.». В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капи-талисте-эксплуататоре4.
«Великим буржуазным антиподом Карла Маркса» на Западе называют М. Вебера. В немалой степени это связано с разработкой Вебером проблем предпринимательской деятельности, в которой он видел воплощение рациональности: получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и усилий, выбор кратчайшего пути для наиболее полного достижения желаемого. Носителем рациональности, по мнению Вебера, является предприниматель5.
В истории существовали два типа предпринимателей. Каждому из них свойственно «стремление к наживе, к денежной выгоде», но они отличались друг от друга. Это стремление наблюдалось, писал Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма», у официантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновников-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, посетителей игорных домов и нищих. Оно свойственно людям всех типов и сословий, всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала какая-либо объективная возможность.
Но «безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того - его духу». Наоборот, капитализм, как его понимает Вебер, идентичен обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Этот тип хозяйства тождествен стремлению к наживе, но в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, которое должно обеспечивать непрерывно возрождающуюся прибыль, рентабельность. При капиталистической системе предприятие, не ориентированное на возможность получения прибыли, неминуемо осуж-
дено на гибель. Поэтому капиталистическим Вебер называет такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, т. е. мирного (формально) приобретательства. Таков, но мнению Вебера, мирный и основной «действительно капиталистический» тип предпринимательства.
Второй тип основан на насилии. Это приобретательство следует своим «особым законам, и нецелесообразно подводить его под одну категорию с той деятельностью, которая, в конечном счете, ориентирована на возможность получения прибыли посредством обмена».
В жизни отделить «чистое», ненасильственное, приобретательство от «нечистого», насильственного, довольно сложно. История дает много примеров того, как одни и те же лица применяли разные методы и приемы. Это тем более справедливо, когда речь идет о представителях различных поколений той или иной деловой династии. Иногда основатель рода наживал миллионы способами, далекими от норм благочестия и высокой морали, впоследствии же деньги «отмывались» его детьми и внуками.
Но нельзя отрицать существование в мире бизнеса морали и этики. А значит, нельзя отрицать и двух моделей поведения, двух различных типов предпринимательской деятельности. Надо видеть условность грани между ними и диалектическую сложность воплощения в жизни. Вебер, признавая эту сложность, считал, что оба типа предпринимательства были всегда присущи человеческому обществу.
В XX в. выработался новый подход к предпринимателю, прежде всего как к субъекту поиска и реализации новых идей.
Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития»6, которая вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как «новатор». Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, обеспечении экономического роста:
Расширенное толкование понятия предпринимательства обусловило необходимость его классификации. В работах Шумпетера выделялись четыре типа предпринимателя. На первое место он ставил «фабриканта-торговца». Как правило, это был капиталист -собственник средств производства.
На втором месте у Шумпетера - «капитаны индустрии», обладающие пакетами акций, нередко контрольными, дававшими им право на фактическое распоряжение имуществом компании.
Третью группу составляют «директора», которых Шумпетер изредка называл менеджерами.
К четвертой группе Шумпетер относил так называемых основателей, специализировавшихся на разработке проектов создания предприятий и их осуществлении.
В «Теории экономического развития» Шумпетер сформулировал следующие функции предпринимательской деятельности:
- производство нового, еще незнакомого для потребителя материального блага или прежнего блага, но с новым качеством;
- введение новых методов производства, не применявшихся ранее;
- освоение новых экономических рынков сбыта или широкое и глубокое использование прежних;
- освоение новых источников и видов сырья;
- осуществление новой организации производства и сбыта7.
Данная функция предпринимателя является дискретной и не
закреплена навечно за определенным носителем. Она тесно связана с особенностями личности предпринимателя: специфической мотивацией, своеобразным интеллектом, сильной волей и развитой интуицией.
Проблема предпринимательства получила рассмотрение в творчестве известного английского экономиста Дж.М. Кейнса. Книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в свет в 1936 г., явилась теоретическим обоснованием необходимости целенаправленных государственных мероприятий для поддержания полной занятости, ограничения стихийности экономических процессов.
Под влиянием идей Кейнса в ряде западных стран сформировалась государственная политика регулирования экономики. Ярким ее примером послужил «Новый курс» Ф. Рузвельта. В результате его осуществления был принят ряд законов, ограничивавших власть предпринимателей и защищавших интересы трудящихся. В США и ряде других стран был введен минимум заработной платы, создана система социального обеспечения и пособий по безработице, осуществлены меры поддержки фермерского хозяйства, расширены права профсоюзов.
В работах Кейнса понятие «предприниматель» трактуется как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого характерны не столько рациональная калькуляция или новаторство, сколько набор определенных психологических качеств: умение правильно соотнести между собой потребление и сбережение, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах, несмотря на трудности, и др.8
Большое значение Кейнс придавал фактору риска. Он сравнивал предпринимательскую деятельность с биржевой игрой, которой и сам отдавал немало времени и средств. Ученый описывает несколько разновидностей риска, например, чисто предпринимательский риск, или риск заемщика. Он возникает из-за сомнений в том, насколько полно удастся предпринимателю получить прогнозируемый доход и расплатиться с кредитором. У заимодавца возникают сомнения относительно честности должника. В эпоху финансово-экономических потрясений всегда существует возможность изменения ценности денег и т. п. В общем, повсюду предпринимателя поджидают опасности. Но выигрывает только тот, кто не боится риска.
Кейнс и его последователи видели в предпринимателе основную фигуру капиталистической экономики, механизмы которой они призывали усовершенствовать. Но уже в 1930-е годы появились концепции, которые отрицали ведущую роль традиционного предпринимателя, обосновывали новое видение предпринимательства.
Антиподом государственного регулирования стали различные либеральные (в США - консервативные) концепции. В последние десятилетия активность сторонников этих концепций резко увеличивается.
Наиболее крупным идейным вдохновителем либеральных концепций является лауреат Нобелевской премии Ф.А. фон Хайек.
Все его творчество посвящено защите «нормальной» рыночной экономики и критике «искусственного» регулирования хозяйственной деятельности со стороны централизованных структур. В лекции «Конкуренция как процедура открытия» Хайек отмечал, что «защиты частной инициативы и предприимчивости можно добиться только с помощью частной собственности и всего комплекса либеральных правовых институтов»9.
Решающее значение при этом он всегда отводил рыночным механизмам. Рынок понимается Хайеком как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
Особо важными для поддержания рыночного порядка Хайек считал два правила: отказ от присвоения чужой собственности и выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств. Деятельность предпринимателей, как и всех других членов общества, должна быть честной конкурентной борьбой и вестись по правилам.
Ставка на рыночные отношения и ключевую роль предпринимательской деятельности характерна и для других представите-
лей неолиберализма, например, для лауреата Нобелевской премии по экономике М. Аллэ. Используя методы экономико-теоретического и сравнительно-исторического анализа, Аллэ доказывает, что, во-первых, только рыночная, конкурентная организация хозяйства с ведущей ролью предпринимателей может быть экономически эффективной и, во-вторых, без такой эффективной работы экономической системы не может быть реального социального прогресса.
Как повысить результативность хозяйственной деятельности? «Главный вопрос, - пишет Аллэ, - для стран Востока и Запада один и тот же: обеспечить децентрализацию решений, обеспечить заинтересованность каждого в поиске и реализации наилучших решений. С точки зрения выполнения этих условий труднозаменимым институтом является, на мой взгляд, частная собственность. Государство сможет действительно выполнять свои собственные задачи, лишь отказавшись от того, что гораздо лучше делает рынок»10.
В последние годы предпринимательство довольно активно изучается конкретными экономическими науками, в частности, в рамках менеджмента. Один из ведущих специалистов по современному менеджменту американский ученый П. Друкер считает, что предпринимательство нельзя отнести ни к науке, ни к искусству. Это конкретная деятельность, практика, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе в управлении. Согласно Друкеру, «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха»11.
Авторы известного учебника «Экономикс» К. Макконелл и С. Брю рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, он является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным. Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса, те рутинные решения, которые и определяют курс деятельности предприятия. В-третьих, предприниматель - это
новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса. Наконец, в-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск. Он рискует не только временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами - собственными и своих компаньонов или акционеров12.
Интересно проследить эволюцию терминов «предприниматель» (в Средние века - антрепренер) и «предпринимательство»13.
- 1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.
- 1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
- 1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
- 1911 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.
- 1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
- 1964 г. Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.
- 1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу.
- 1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя14.
«Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство»15: предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.
Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство - это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в Законе Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли». Как видим, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства - указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой16.
Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обратили внимание упоминавшиеся ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шум-петер показал тождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема предпринимательства и предпринимательской деятельности достаточно давно и многообразно решается экономической наукой. Сегодня при всем различии подходов общим является определение предпринимательства как чрезвычайно сложного и многогранного вида экономической деятельности, распространяющейся на все отрасли хозяйства и сферы экономики.
Подводя итоги, можно определить, что под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют вза-
имосвязанное целое, являющееся в современных условиях базисным фактором экономического развития.
Примечания
7
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Политиздат, 1937.
2 Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М.: Наука, 1934.
3 Кларк Дж.Б. Распределение богатства. М., 1934. С. 40.
4 Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Т. 3: Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1983.
5 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 47.
6 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 68. См.: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1996.
8 Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: Теория и практика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
9 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12.
10 Аллэ М. Единственный критерий истины - согласие с данными опыта // МЭиМО. 1989. № 11. С. 34.
11 Друкер П. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 30-31.
12 Макконелл К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1992.
13 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
14 Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.В. Янборисова. СПб.: Алга-фонд, АЯКС, 1992. С. 137-138.
15 Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1994. С. 48.
16 Предпринимательство: Учеб. для вузов // Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.Э. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.