НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ СеРия Философия. Социология. Право.
ЩШ 2015. № 2 (199). Выпуск 31
УДК 338.22
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье обосновывается роль и функциональное значение предпринимательства, анализируются теоретические, методологические и аксиологические основания его деятельности как института социального развития и сложного социо-культурного явления на всех этапах их зарождения, становления и развития.
Ключевые слова: предприниматель, свобода, гражданское общество, творческий потенциал, инновации, свободная конкуренция, хозяйственный риск, инициативная деятельность, эффективный менеджер.
Концептуальное обоснование функциональной значимости предпринимательской деятельности связано с проявлением ее сущности, истоков происхождения, этапов становления и развития. Несмотря на то, что предпринимательство как сложное и многообразное социально-экономическое явление прошло длительный путь становления и эволюции, еще и на сегодняшний день в отечественной и зарубежной научной литературе нет не только общепринятого определения понятий «предприниматель» и «предпринимательство», но и четких методологических подходов к его теоретическому осмыслению. Термины «предприниматель» и «предпринимательство» происходят от английских слов «businesa man» (деловой человек), «entrepreneur» (предприниматель) и «enterprise» (предприятие). В научный оборот этот термин ввели французские экономисты Ричард Кантильон и Ж.-Б. Сэй.
На сегодняшний день можно констатировать, что при всех теоретических, методологических, аксиологических и других различиях экономисты сходятся в понимании того, что предпринимательство является одним из центральных институтов рыночной экономики и ее главной продуктивной силой.
Нам представляется методологически верным подход, в соответствии с которым обоснование и истолкование предпринимательской деятельности должно исходить из установления различия между экономической и предпринимательской деятельностями.
Как известно хозяйственная и экономическая деятельность возникла с появлением человека как социально-биологического типа и базировалась на собирательстве, охоте, животноводстве и земледелии, как формах экономической деятельности, характерных для разных этапов исторического развития человечества. Что же касается предпринимательской деятельности, то она как социально-экономический феномен возникает на этапе формирования капиталистического способа производства и очень тесно переплетается с формированием буржуазных социально-экономических и политико-правовых отношений. Отличительной и интегральной характеристикой предпринимательства является его взаимосвязь и взаимодействие со свободой, которая в свою очередь предполагает возникновение гражданского общества и правового государства, формирование личности с гармонией прав и свобод, а также разделение экономической, социальной и политической сфер общества.
Как свидетельствует история экономической науки наиболее рациональные и жизнеспособные типы и формы предпринимательской деятельности вырабатывались на протяжении сотен лет и не избежали парадоксов. Так, к примеру, теория предпринимательства возникла не в Великобритании - родине капитализма, а во Франции и Германии, которые вступили на путь капиталистического развития позже Англии. У истоков теории бизнеса и предпринимательства стояли французские экономисты Р. Кантильон и Ж.Б. Сэй. В частности Р. Кантильон, характеризуя предпринимателя, обращал внимание на то, что он в отличие от рабочего и государственного служащего, получающих постоянное жалование, является человеком, действующим на свой страх и риск для получения постоянного дохода, связанного с неопределенностью рынка. В этих условиях предприниматель, осуществляя процессы производства и обмена, приобретает товары по определенной цене с намерением перепродать их по более высокой цене. Кантильон, отдавая предпочтение торговле, включал в категорию предпринимателей не только торговцев, а
В.В. ТРОШИХИН Л.И. НЕСТЕРОВА
Белгородский университет
кооперации,
экономики и права
e-mail: kqf-hum-zav@bukep.ru
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
также ремесленников, крестьян, разбойников и нищих, считая источником богатства землю и труд, которые определяли действительную стоимость экономических благ1.
В отличие от Кантильона Сэй отдавал приоритет производству перед торговлей, а сам процесс производства разделил на три стадии: научную, предпринимательскую и производственную, считая при этом, что на второй и третьей стадиях в качестве главного действующего лица выступает предприниматель, характеризуемый как лицо, которое борется за свой страх и риск и в свою пользу производит какой-либо продукт2. Определяя предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства или перемещающего экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в области высокой производительности и прибыльности3, Сэй в качестве важнейших функций предпринимательской деятельности выделял соединение производства, капитала и труда, сбор информации и накопление опыта, принятие управленческих решений, а также запуск и осуществление производственного процесса. Говоря иначе, Сэй, признавая активную роль предпринимательской деятельности в создании продукта, полагал, что она может быть эффективной при соединении трех классических факторов производства: земли, капитала и труда. Развивая идеи Сэя американский экономист Дж. Б. Кларк видоизменил триединую формулу, добавив четвертый фактор, после чего формула приняла вид: 1) капитал; 2) капитальные блага - средства производства и земля; 3) деятельность предпринимателя; 4) труд рабочего. В соответствии с формулой Кларка каждому фактору соответствовала специфическая доля производственной выручки: капитал приносит процент; капитальные блага - ренту; предпринимательская деятельность - прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. По убеждению Кларка «Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам то, что создается капиталом, а предпринимателям то, что создается функцией ко-ординирования»4.
Дальнейшее расширение функционального значения предпринимательства и осознания его как специального института начинается на рубеже Х1Х-ХХ веков. Так французский экономист Андре Маршалл к классическим факторам производства земле, капиталу и труду добавляет организацию, а американский ученый Шумпетер в работе «Теория экономического развития» называет предпринимательство инновационной деятельностью, которая определяет сущность таких экономических явлений как прибыль, процент и экономический цикл5. Уточняя и обосновывая идею инноваций в предпринимательстве американский ученый П. Друкер распространяет нововведения на все сферы деятельности, в том числе и на управление.
В соответствии с методологической позицией Друкера «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют видоизменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений их признаков, указывающих на возможность достижения успеха6. Такое истолкование предпринимательства исключает из его круга тех бизнесменов, которые не создают «ни нового источника удовлетворения, ни нового потребительского спроса»7.
По Друкеру, в мире бизнеса предприниматели составляют меньшинство. Так из этого круга исключаются капиталисты и инвесторы. Отличительная особенность предпринимателей в концепции Друкера заключается в том, что «они пытаются создать что-то новое отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразовывают ценностные установки»8. Примечательно заметить что Друкер не ограничивает предпринимательство сферой бизнеса. К кругу предпринимательства он относит деятельность по основанию медицинских учреждений, благотворительных организаций и университетов.
1 См.: Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993- 132 с.
2 Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М.: Дело, 2000. С. 22-28.
3 Там же. С. 49.
4 Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1984. С. 112.
5 См.: Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 48.
6 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. С. 30.
7 Там же. С. 31.
8 Там же. С. 32.
Анализ названных подходов позволяет выделить в качестве общего признака предпринимательской деятельности сведение ее к инновациям и новаторству. Особенно это качество выделено в концепции Шумпетера, который радикально отвергал старые формы производства и организации экономической и хозяйственной деятельности.
Разделяя позицию Маршалла Шумпетера и Друкера, обосновавших инновационные, новаторские функции предпринимательской деятельности укажем на то обстоятельство, что многие западные и отечественные ученые рассматривают предпринимательство в более широком плане, определяя, как это сделал английский экономист Хайек, сущность предпринимательства в поиске и изучении новых экономических возможностей и характеристике поведения предпринимателя, что обращает исследователей к мотивационным и ценностным компонентам предпринимательского потенциала личности.
Рассмотренные подходы позволяют обобщить некоторые, на наш взгляд, характерные и важнейшие черты предпринимательства, к которым следует отнести: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, экономическую заинтересованность, хозяйственный риск и ответственность, а также инновационный характер предпринимательской деятельности. Обилие подходов к осмыслению предпринимательской деятельности нашли выражение в определении, сформулированном Гарвардским исследовательским центром по истории предпринимательства: «Предпринимательская деятельность может быть определена как ориентированная деятельность (включая целостную последовательность решений) индивида или группы ассоциированных индивидов, предназначенная для того, чтобы создавать, поддерживать единицу, которая стремится получить прибыль за свою продукцию или за распределение экономических благ и услуг, имеет целью или мерой успеха денежную или иную выгоду, взаимодействует с внутренней ситуацией этой единицы (или подчиняется условиям, установленным ею) и с экономическими, политическими и социальными условиями (институтами и практикой), существующими на тот или иной период, с тем, чтобы реализовалась ощутимая мера свободы решения. Рассматриваемая в общем виде эта деятельность относится к такой категории социальных феноменов (видов поведения и деятельности), которую можно отличить от других социальных перемен»9.
Несмотря на объемность и расплывчатость данного определения, отметим его позитивные черты, раскрывающие сущность предпринимательской деятельности. Во-первых, оно не ограничивает функцию предпринимательства только новаторской деятельностью. Во-вторых, делает акцент на том, что прибыль как мера успеха предпринимательской деятельности не является единственным стимулом для предпринимателя, а также предполагает такие мотивационные доминанты как стремление к общественному успеху и высокому престижу. И, наконец, третьим достоинством определения является то, что оно рассматривает деятельность предприятия в контексте социальной и институциональной среды, что обязывает предпринимателя противостоять не только нажиму рынка, но и политическому давлению. Как известно в экономике ХХ-ХХ1 веков политическая стратегия была неотъемлемой функцией предпринимателя. Важно отметить, что в этом определении целью предпринимательской деятельности определялось не только получение прибыли, но и достижение устойчивости в развитии бизнеса и укрепление предпринимательства как социального института.
Своеобразную трактовку предпринимательская деятельность получила в энциклопедическом словаре, где она определяется как «инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под юридическую ответственность юридического лица»10. Данное определение адекватно отвечает содержанию предпринимательской деятельности, представленному в Гражданском Кодексе РФ, где она характеризуется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»11. В этом определении акцентирована юридическая компонента предпринимательства, а в качестве мотива предпринимательской деятельности указа-
9 Барр Р. Политическая экономика. Т. 1. М., 1995- С. 360.
10 Синельников С.М., Соломоник Т.Г. Энциклопедический словарь предпринимателя. СПб.: АЯКС, 1992. С. 137-138.
11 Гражданский Кодекс РФ. Т. 1. М., 1996. С. 217.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
но получение прибыли, что на наш взгляд не раскрывает другие грани предпринимательской деятельности и ее общественной значимости.
Удачным на наш взгляд является определение, данное в работе института международного права и экономики «Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования», где предпринимательство характеризуется как деятельность, связанная «с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой»12.
Учитывая приведенные дефиниции нам представляется возможным определить предпринимательство как инициативную, самостоятельную, инновационную деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, направленной на получение прибыли или достижение общественного успеха. Субъект предпринимательской деятельности это не только собственник средств производства или фирмы, а активный деятель, выполняющий в экономике специфическую функцию. Нам близка точка зрения исследователей, которые не сводят функцию предпринимательства к персонификации капитала в образе капиталиста, фабриканта, коммерсанта или управляющего. Предприниматель это, прежде всего, физическое или юридическое лицо, которое осуществляет любую экономическую деятельность, не запрещенную законом, будь то производство материальных благ, коммерческое посредничество, операции с ценными бумагами и другое. Предприниматель обретает свои права после регистрации в соответствующих государственных учреждениях в соответствии с действующими в стране законами. Однако следует заметить, что почти во всех странах, в разной степени и в различных формах существует теневая экономика, субъекты которой так же могут определяться как предприниматели криминального свойства.
Обзор научной и популярной литературы позволяет сделать вывод о том, что в определении прав и функций предпринимателя наблюдаются разные точки зрения, а вопрос о функциональной роли предпринимателя однозначно не решен. В этом смысле небезынтересна эволюция самого понятия предприниматель.
Так, к примеру, авторы учебника по экономике К. Макконелл и С. Брю, определяя функциональную роль предпринимателя акцентируют внимание на четырех, по их мнению, основных характеристиках: во-первых, предприниматель - это инициатор соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг; во-вторых, предприниматель - это носитель функции принятия управленческих решений в осуществлении бизнеса; в-третьих, это новатор, осуществляющий инновационную деятельность по внедрению производственных технологий и форм организации бизнеса; и наконец, в-четвертых, предприниматель - это человек, который постоянно подвержен риску потерять напрасно время, труд, деловую репутацию и затраченные средства свои собственные и своих компонентов13.
Другой известный исследователь Йозеф Шумпеттер в своей работе «Теория экономического развития» полагал, что предприниматель это человек - новатор. Такое определение, естественно, снижает функциональную значимость предпринимательства. Шумпеттер считал, что предприниматель это прежде всего агент по реализации новых комбинаций факторов производства в целях создания нового материального блага, нового способа производства, освоения нового рынка сбыта, использования нового сырья и ведения новой организации дела, т.е., к примеру, преодолению монополии или к ее установлению. Заметим, что эта функция очень тесно связана с особенностями предпринимателя: его мотивацией, интеллектом, волей и интуицией.
Особую позицию в формировании теории предпринимательства занимал выдающийся английский ученый-экономист А. Смит, рассматривающий экономику как саморегулирующийся механизм, который как бы ограничивал творчество субъектов экономической деятельности. Однако в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит обозначил существенные характеристики творческого предпринимательства. Предприниматель, по его мнению, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а прибыль является компенсацией собственника за риск. Предприниматель, в истолковании Смита, сам планирует, организует производство и реализует выгоды, связанные с разделением
12 Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования / Под ред. Осипова А.Г. М.: Институт международного права и экономики, 1994. С. 48 .
13 См.: Макконелл К., Брю С. Экономика. Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1992. С. 38.
труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. Особый акцент Смит делает на творческом характере предпринимательства, что позволяет понять его сущность.
Для понимания функциональной значимости предпринимательства представляет интерес позиция одного из основателей австрийской школы социологии Ф. Визера. По его истолкованию, предприниматель - это собственник средств производства и работодатель. А также кредитор и дебитор, арендодатель и арендатор, одновременно с этим он принимает участие и в управлении предприятием. Визер подчеркивает, что экономическое лидерство предпринимателя начинается с основания предприятия, так как он не только поставляет необходимый капитал, но и выдвигает идею, уточняет и осуществляет план и привлекает сотрудников. Когда предприятие организовано, он становится управляющим как в теоретических, так и коммерческих вопросах14. В этой позиции акцент делается на управленческих функциях предпринимательства.
Специфическое понимание сути и функциональной значимости предпринимательства отличает отечественных исследователей. Так, к примеру, профессор В. Яроцкий полагает, что «хозяйственная деятельность, даже связанная с риском и выражающаяся в продаже труда или услуг, не может считаться предпринимательской, если она ведется без капитала, а в деятельности предпринимателей следует различать три качества: предприимчивость, оборотливость и исполнительную работу15. В зависимости от комбинации этих качеств различаются конкретные типы и формы предприятий. Заметим, что в этой позиции управленцы бизнеса выводятся из числа предпринимателей, так как не являются владельцами капитала. Эта позиция не согласуется со взглядами многих исследователей.
Рассмотренные подходы в определении сути и функциональной роли предпринимательства, в их ретроспективе, позволяют выявить функциональную значимость современного предпринимателя. Как известно в XVIII веке предприниматель чаще всего работал с собственным капиталом и сам управлял собственной фабрикой или заводом. Поэтому здесь предпринимательство отождествляется с экономической властью и собственностью. В конце XIX века, на стадии развития крупного машинного производства функция управления отделяется от капитала. Собственник уходит из управления и отдает свои функции менеджерам, оставляя за собой общее руководство деятельностью фирмы. В современных рыночных условиях появились новые формы организаций бизнеса - акционерные общества, где финансовый риск ложится на акционеров, организацию производства осуществляют президент, генеральный директор и технические директора, а управленческие решения принимаются наиболее влиятельными администраторами и дирекцией. В современной ситуации как бы распределяются функции между основными субъектами предпринимательской деятельности: акционер, является предпринимателем как человек, взявший на себя риск вложенных финансовых средств в бизнес, генеральный директор и исполнительная группа являются предпринимателями так как управляют бизнесом. При этом они стоят ближе к предпринимательству в традиционном истолковании этого понятия, чем акционеры, так как рискуют своей репутацией и ответственностью. Ряд функций, связанных с управлением и принятием решений, позволяет считать менеджеров предпринимателями, однако отождествлять их статус с последними, на наш взгляд, не следует, потому что их функциональные роли различны. Прежде всего предпринимательство шире управленческой деятельности, а, с другой стороны, эффективный менеджмент не доступен каждому предпринимателю. На это обстоятельство обращает внимание известный теоретик менеджмента М.Х. Мескон: «Такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, то есть то, что считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможностях того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше»16. Но и способность менеджера вносить организованность в неструктурированные общность и предприятие часто не присуще даже преуспевающему предпринимателю. В силу этого обстоятельства, в современных условиях на новых и крупных предприятиях на смену предпринимателю новатору приходит высоко профессиональный менеджер с организационным талантом, глубокими знаниями, с развитыми связями в деловом и социально-
14 См.: Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
15 См.: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. Эфрона. Т. 25. СПб., 1898. С. 19.
16 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 7.
Серия Философия. Социология. Право. 2015. № 2 (199). Выпуск 31
политическом сообществе. Эти высоко интеллектуальные топ-менеджеры представляют собой современный тип предпринимателя-управленца.
В свою очередь акционеры, являясь собственниками бизнеса, так же выполняют важнейшую предпринимательскую функцию: руководить, но не управлять. За ними остается право и возможность через участие в собраниях акционеров влиять на формирование исполнительных структур компании. При этом крупные держатели акций принимают непосредственное участие в формировании внутренней и внешней политики фирмы, стратегии и тактики ее развития. За ними также сохраняются функции контроля за деятельностью исполнительных структур компании.
Все это позволяет сделать вывод о том, что на современном предприятии происходит разделение предпринимательских хозяйственно-властных полномочий между акционерами и менеджерами: акционеры выполняют неотъемлемую функцию предпринимателя - руководить, а менеджеры - функцию управлять. Это объясняет тот факт, что употребляя понятие предприниматель, имеют ввиду и менеджера. Но один из них собственник, а другой - управляющий. Хотя на практике многие собственники выполняют функции менеджеров, а немало менеджеров становятся собственниками управляемых ими производств.
Указанное соображение укрепляет методологическую позицию многих исследователей, которые при теоретическом описании предпринимательства употребляют понятие «предприниматель» как тех, кто выполняет функции руководства, т.е. акционера, так и предпринимателя-управленца, т.е. менеджера, выступающего полноправным субъектом предпринимательства.
В экономической науке при характеристике предпринимательства как многогранной экономической деятельности, распространенной во всех отраслях хозяйства и сферах экономики, принято выделять три типа предпринимательства: осуществление непосредственных производственных функций (производство товаров, услуг, информации, знаний); выполнение посреднических операций (торговля в различных формах); осуществление функций в финансовой сфере (обращение, обмен стоимостей).
Реализация функциональных ролей предпринимательства в разных сферах и отраслях экономики существенно различается по форме, содержанию операций и способам их осуществления. Оно имеет также разнообразные формы организации бизнеса в зависимости от того, действует ли предприниматель самостоятельно, лично или вступает в союз с другими предпринимателями. Пользуется только своим имуществом или одновременно с имуществом других лиц, использует только свой труд или привлекает дополнительно наемных работников.
В условиях смешанной экономики исследователи традиционно выделяют три типа хозяйствующих субъектов, т.е. экономических агентов, которые организуют производство и несут полный риск хозяйствования: индивид (семья), ассоциация (группа), институт (государство). Каждый тип хозяйствующего субъекта функционирует в определенной экономической среде, на основе различных форм и видов собственности, что придает рыночной экономике необходимую гибкость и обеспечивает эффективность ее развития. Любой вид предпринимательской деятельности осуществляется в рамках определенной организационной формы, а субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица в качестве субъектов предпринимательства выступают в организационной форме единоличия или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами как собственного труда, так и использовать наемный труд. Объединения партнеров, как субъектов предпринимательской деятельности, могут выступать в форме различных хозяйственных ассоциаций: акционерных обществ открытого и закрытого типов, а также обществ с ограниченной ответственностью.
С точки зрения масштабов деятельности предпринимательство традиционно подразделяется на малое, среднее и крупное.
Термины «малое», «среднее», «крупное» не характеризуют организационно-правовую форму предприятия, а определяют размер предприятия по численности работающих и объему хозяйственного оборота. Малое предпринимательство - наиболее динамичная структурная составляющая рыночного хозяйства: на его долю в различных
странах приходится 90-99 % общего количества предприятий17. Крупное предпринимательство, представленное промышленными, торговыми и финансовыми корпорациями, образует специфический, технологический и социально-экономический каркас рыночной экономики. Выступая в качестве основной движущей силы рыночного хозяйствования предпринимательство выполняет как явные функции, совпадающие с открыто провозглашенными целями и задачами организации, так и скрытые (латентные), обнаруживающие себя лишь с течением времени. Такое понимание разделения функций предпринимательства поддерживается многими исследователями. К примеру Р. Барр, классифицируя функции, выделяет три их вида: 1) организация производства, включающая в себя оценку экономической ситуации, выработку плана действий, организацию административного управления и контроль за выполнением плана; 2) взятие на себя риска; 3) выполнение властных функций18.
Эффективная реализация функций и устойчивый рост предпринимательства во многом зависит от экономических, социальных и правовых условий. К экономическим условиям относят соотношение совокупного предложения и совокупного спроса на товары, уровень доходов на инвестированный капитал и т.п. К социальным условиям, влияющим на реализацию функций предпринимательства, следует отнести, прежде всего, потребности и стремление покупателей приобретать товары, отвечающие запросам людей. Как правило, потребности меняются и это следует учитывать в предпринимательской деятельности, которая также не может осуществляться в отсутствии правового регулирования. Серьезное воздействие на функциональную значимость предпринимательства оказывают нравственные и религиозные нормы, составляющие мировоззренческо-аксиологическую компоненту мотивации предпринимателя.
Проведенный анализ позволяет заключить, что предпринимательство, являясь одним из институтов рыночной экономики, приобретает характер инициативной, самостоятельной, четко ориентированной инновационной деятельности, функции, которой оказывают благотворное воздействие на устойчивый экономический рост, социальные изменения в обществе и на формирование творческих личностей.
1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993.
2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия. М.: Калита, 2000.
4. Левитан М.И. Предпринимательство и бизнес в России. М.: Луч, 1994.
5. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и практика регулирования. М.: Институт международного права и экономики, 1994.
6. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Росспэн, 1999.
Список литературы
ENTREPRENEURSHIP AS THE INSTITUTION OF SOCIAL DEVELOPMENT
Belgorod University of Cooperation, Economics and Law
V.V. TROSHIKHIN L.I. NESTEROVA
The paper substantiates the role and functional importance of entre-preneurship, analyzes theoretical, methodological and axiological foundations of its activity as the institution of social development and complex socio-economic phenomenon at all stages of their emergence, activity and development.
e-mail: kaf-hum-zav@bukep.ru
Key words: entrepreneur, freedom, civil society, creative potential, innovations, free competition, business risk, creative activity, efficient manager.
17 См.: Смольников В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 15-22.
18 Барр Р. Политическая экономика. Т. 1. М., 1995. С. 94.