ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Северинова Л.И.
Северинова Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории, истории музыки и музыкальных инструментов, факультет искусств и художественного образования, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж
Аннотация: в статье даны определения этнопедагогической культуры учителя музыки и этнопедагогической деятельности педагога-музыканта. Рассмотрена специфика этнопедагогической деятельности учителя музыки, выявлены основные умения и навыки, необходимые для эффективной этнопедагогической деятельности учителя музыки.
Ключевые слова: этнопедагогическая культура, этнопедагогическая деятельность, учитель музыки.
Этнопедагогическая культура - один из важнейших элементов профессионально -педагогической культуры учителя музыки. Этнопедагогическую культуру педагога-музыканта мы определяем как преломление общей, профессионально-педагогической и музыкальной культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности на основе освоения и ретрансляции ценностей народной музыкальной культуры и достижений народной педагогики.
Одной из важнейших составляющих этнопедагогической культуры педагога-музыканта является его этнопедагогическая деятельность. Под этнопедагогической деятельностью учителя музыки мы понимаем сознательную, целенаправленную деятельность учителя, направленную на этнопедагогическое воспитание, развитие этнопедагогической культуры подрастающего поколения.
Этнопедагогическая деятельность педагога-музыканта сочетает в себе черты общепедагогической, собственно этнопедагогической и музыкальной деятельности. Особенностью этнопедагогической деятельности педагога-музыканта является наличие в числе ее составляющих художественно-творческого начала.
Этнопедагогическая деятельность учителя музыки складывается из системы этнопедагогических, музыкально-теоретических, дирижерско-хоровых, вокально-хоровых, инструментальных, психолого-педагогических и методологических умений и навыков.
Ведущее место в процессе этнопедагогической деятельности учителя музыки занимает музыкальная деятельность. Понятие «музыкальная деятельность» получило обоснование в музыковедческой и музыкально - педагогической литературе. А.Н. Сохор выделяет следующие музыкальные деятельности: творчество, исполнение, восприятие музыки [10]. А.Л. Готсдинер определяет четыре вида деятельности, которые включают в себя различные профессии: слушание, исполнение, сочинение и преподавание музыки [4]. Ю.Н. Бычков рассматривая музыку, как средство преобразования действительности отмечает, что это преобразование имеет не материальный, а духовный смысл. Музыка преобразует духовную среду, в которой живет человек, воспитывает его, формирует его мироощущение и мировоззрение [3, 57].
Специфика профессии учителя музыки требует в процессе профессиональной подготовки овладения специальными музыкальными умениями. Это, прежде всего, исполнительские умения. Исполнительские умения требуют владения техникой
70
игровых движений, владения голосом и дирижерским жестом, умения действий согласованности (для исполнения в хоре, ансамбле, оркестре). Помимо общих музыкальных умений учитель музыки должен владеть умениями, связанными с физическими и психическими процессами:
• владение своим телом (мимика, пантомимика, осанка);
• управление эмоционально волевой сферой (снятие излишнего психического и мышечного напряжения, создание творческого самочувствия);
• социально-перцептивные способности (внимание, восприятие, воображение, наблюдательность и др.);
• техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи) [5].
Особенность деятельности педагога-музыканта мы видим в наличии в числе ее
составляющих художественно-творческого начала [1]. Поэтому этнопедагогическая деятельность учителя музыки включает в себя наличие творческих умений. В числе творческих умений, необходимых для эффективной этнопедагогической деятельности учителя музыки мы выделяем:
- умения осуществлять разнообразные виды и формы музыкально - художественной деятельности: импровизация, варьирование, сочинение, подбор и т.п.;
- умения свободно и целенаправленно оперировать различными музыкальными и этнопедагогическими понятиями и представлениями;
- умения применять разнообразные этнопедагогические средства в решении музыкально - эстетических задач;
- умения направлять все виды музыкального творчества и творческой фантазии на корректировку учебного процесса в соответствии с особенностями народной педагогики [1], [6], [8], [11].
Специфика этнопедагогической деятельности учителя музыки требует в процессе профессиональной подготовки овладения и специальными этнопедагогическими умениями. М.Г. Харитонов под этнопедагогическими умениями понимает совокупность освоенных учителем действий, позволяющих эффективно осуществлять этнопедагогическую деятельность в условиях различных педагогических ситуаций [12]. Этнопедагогические умения, по мнению автора, складываются из уже приобретенных этнопедагогических знаний, простых и сложных навыков и свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами, как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе педагогической практики [12]. В.А. Николаев трактует этнопедагогические умения как «сознательно выполненные действия на основе глубоко осознанных этнопедагогических знаний и опыта их применения» [8]. Опираясь на работы этих авторов, в качестве необходимых учителю музыки этнопедагогических умений мы выделяем:
- умение диагностировать уровень национального самосознания учащихся;
- умение осуществлять оптимальное влияние на установление и поддержание психологического климата в многонациональном классе;
- выявление воспитательной сущности произведений народной музыкальной педагогики [8], [12].
Основой творческой самореализации педагога-музыканта выступает его профессиональная самостоятельность. Поскольку самостоятельность является важным качеством этнопедагогической культуры учителя музыки, было выделено ряд умений, характеризующих уровень данного профессионально значимого и личностно-ценного качества, необходимого педагогу-музыканту для эффективной этнопедагогической деятельности, а именно:
- умение актуализировать цель и задачи самостоятельной познавательной и этнопедагогической деятельности;
- умение осуществлять самоанализ и самоконтроль самостоятельной профессиональной деятельности и корректировать ее в соответствии с поставленными этнопедагогическими задачами;
- умение обобщать передовой опыт по интересующей проблеме;
- умение осуществлять перенос полученной информации в собственную практическую этнопедагогическую деятельность;
- умение организовывать активный процесс творческого воспроизведения этнопедагогических знаний [6], [8], [12].
Этнопедагогическая деятельность учителя музыки направляется мотивами. Мотивы, в качестве которых выступают предметы этнопедагогической деятельности (ноты, пластинки, книги этнопедагогического содержания), а также морально-нравственные чувства, способствуют не только повышению эффективности этнопедагогической деятельности, но и позволяют вступать в совершенно новые взаимоотношения с окружающей действительностью: не приспосабливаясь к обстоятельствам, вмешиваться в них, «творить» их, а также «творить» самого себя [2].
Регулируется же этнопедагогическая деятельность учителя музыки поставленной целью. Целью этнопедагогической деятельности учителя музыки является этнопедагогическое воспитание подрастающего поколения, развитие его этнопедагогической культуры. Рефлекс цели имеет огромное значение для формирования этнопедагогической культуры будущего учителя музыки, т.к. он способствует получению как можно более полного объема знаний о культурных народных достижениях, подготовке студентов к этнопедагогической деятельности, к постоянному совершенствованию и развитию собственных творческих потенций.
Таким образом, опираясь на исследования И.Ф. Исаева, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина, В.А. Николаева, Н.А. Желенщиковой, М.Г. Харитонова, мы можем выделить следующие умения необходимые для эффективной этнопедагогической деятельности учителя музыки:
- гностические - выявление воспитательной сущности народной музыкальной педагогики, установление педагогической значимости в современных условиях народных музыкальных воспитательных традиций, насыщение современных форм и воспитательной работы средствами русской народной музыкальной педагогики и источниками региональной музыкальной культуры;
- конструктивные - то есть диагностирование уровня национального самосознания учащихся и проектирование этнопедагогической деятельности с использованием образцов русской народной музыкальной культуры, прогнозирование процесса развития национального самосознания;
- организаторские - связаны с организацией различных видов собственной этнопедагогической деятельности и деятельности учащихся;
- коммуникативные - умение организовывать общение в системе: учитель -ученик, учитель - учитель, учитель - родители, учитель - произведение народного творчества, учитель - произведение искусства, ученик - произведение народного творчества, ученик - произведение искусства; а также умение осуществлять оптимальное влияние на поддержание комфортного психологического климата в многонациональном классе;
- информационные - сообщение и передача общественно-исторического, этнопедагогического, педагогического опыта;
- музыкально-исполнительские - умение воспроизводить и интерпретировать произведения русской народной музыкальной культуры;
- творческие - связаны с новизной и значимостью результатов музыкально-педагогической и этнопедагогической деятельности, с умением направлять все виды музыкального творчества и творческой фантазии на корректировку учебного процесса в соответствии с особенностями народной педагогики и народной психологии;
- педагогическая техника - управление своим внутренним состоянием и внешним поведением.
Итак, под этнопедагогической деятельностью учителя музыки мы понимаем сознательную, целенаправленную деятельность учителя, направленную на этнопедагогическое воспитание, развитие этнопедагогической культуры подрастающего поколения, включающую в себя:
- использование этнопедагогических знаний на практике;
- владение системой этнопедагогических, музыкально-теоретических, дирижерско-хоровых, вокально-хоровых, инструментальных, психолого-педагогических и методологических умений и навыков;
- насыщение современных форм учебной и воспитательной работы средствами и источниками народной педагогики, а содержание музыкального воспитания в школе -русским музыкальным фольклорным материалом;
- владение различными видами музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, творчество).
Этнопедагогическое воспитание подрастающего поколения является актуальным в современной школе. Проведенное исследование выявило недостаточную подготовленность педагогов к такого рода деятельности, что и определило выбор темы. Вопросы, связанные с данной тематикой актуальны и требуют дальнейшей разработки.
Список литературы
1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. М., 1984. 98 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Знание, 1968. 242 с.
3. Бычков Ю.Н. Введение в музыковедение: Курс лекций. [Текст] / Ю.Н. Бычков. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. 128 с.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. М.: Изд. МИП «N0 Магистр», 1993. 194 с.
5. Желенщикова Н.А. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов пед. колледжа как фактор их профессиональной подготовки: дисс ... канд. пед. наук:13.00.08 / Желенщикова Наталья Аркадьевна. Магнитогорск, 1999. 187 с.
6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.
7. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. Книга для учителя / Н.В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
8. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: дисс ... доктора пед. наук: 13.00.01 / Николаев Валерий Александрович. М., 1998. 409 с.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. 512 с.
10. Сохор А.Н. Вопросы психологии и эстетики музыки. Статьи и исследования / А.Н. Сохор. Л.: Советский композитор, 1981. 296 с.
11. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М.-Л., 1947. 332 с.
12.Харитонов М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: дисс. доктора пед. наук: 13.00.01 / Харитонов Михаил Григорьевич. М., 1999. 396 с.
13. Цыпин Г.М.Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. М.: Сов. Композитор, 1998. 384 с.