УДК 37.013.8
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
CONCEPT OF FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE
OF TEACHERS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Ф. П. Харитонова F. P. Kharitonova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье раскрывается концепция формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.
Abstract. The article reveals the concept of formation of ethnopedagogical competence of teachers in multicultural educational environment.
Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, этнопедагогическая деятельность, поликультурное образовательное пространство.
Keywords: ethnopedagogical competence, ethnopedagogical activity, multicultural educational environment.
Актуальность исследуемой проблемы. Интеграционные явления в мировом образовательном процессе обусловили обновление содержания высшего образования, повышение требований к подготовке ответственных, компетентных специалистов. Профессиональная подготовка будущих педагогов в системе поликультурного педагогического образования предполагает формирование у студентов различных компонентов профессиональной компетентности, в том числе и связанных с организацией этнопедагогиче-ской деятельности, содержание которой отражает специфику профессиональной деятельности педагога, особенности поликультурной среды, в которой эта деятельность осуществляется.
В. П. Борисенков, А. Я. Данилюк, О. В. Гукаленко отмечают, что «возникновение поликультурных образовательных пространств позволяет решать проблему национального образования на принципиально новом уровне - на основе межкультурной интеграции, продуктивного диалога» [1, 417]. Важной становится проблема формирования этнопеда-гогической компетентности педагога, способного к принятию разных национальных культур, знающего регионально-этническую культуру воспитания, народные обычаи, традиции, нормы поведения, умеющего организовать педагогическое взаимодействие с детьми разных этнических общностей.
В данной статье даются обоснование и общая характеристика концепции формирования этнопедагогической компетентности педагога.
Целью исследования является раскрытие концепции формирования этнопедагоги-ческой компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.
Материал и методика исследований. В качестве основного метода исследования был использован теоретико-методологический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. В структуре целостной педагогической деятельности Э. Ф. Зеер выделяет следующие составляющие: субъект (педагог, учащиеся), педагогическое взаимодействие и объект. В качестве единицы анализа этой деятельности он предлагает педагогическое взаимодействие [3, 310].
Учитывая то, что субъектами этнопедагогической деятельности являются: «на групповом уровне вся этническая общность (этнос), община, детская среда, педагогическое сообщество (профессиональная социогруппа в целом); на индивидуальном уровне -любой член этнической общности (родители, родственники, старшие братья и сестры, старшие по возрасту дети, соседи, знакомые и т. д.), а также профессиональные педагогические кадры (учителя, воспитатели, педагоги)» [2, 12-13], то анализ педагогических явлений в данной деятельности предполагает научное осмысление вопросов, связанных с пониманием сущности взаимодействия между людьми с разными этническими традициями, ориентацию на диалог культур в поликультурном образовательном пространстве. В организации профессиональной педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве в процессе межкультурного взаимодействия необходим педагог, знающий не только свою этническую культуру, но понимающий и уважающий культуру других этнических общностей и умеющий регулировать межличностные отношения с детьми разных национальностей. Проблемы поликультурного образования делают необходимой ориентацию системы профессиональной подготовки педагога на формирование у него этнопедагогической компетентности, готовности к межкультурному взаимодействию на основе знаний регионально-этнической культуры воспитания своего народа и культуры других этнических общностей.
Концепция формирования этнопедагогической компетентности педагога в поли-культурном образовательном пространстве представляет собой педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления педагогического взаимодействия педагога с детьми разных национальностей в поли-культурном образовательном пространстве.
Для понимания сущности этнопедагогической компетентности педагога проведем обоснование ее компонентного состава. В педагогической литературе все чаще встречаются исследования, посвященные этнопедагогической подготовке учителя. Разработаны теория и практика этнопедагогической подготовки учителя национальной школы (М. Г. Харитонов), социальных работников (Д. Е. Иванов), учителя музыки (Т. А. Дзюба) к профессиональной деятельности в сельской школе. Вопросы этнопедагогической подготовки педагогов к профессиональной деятельности в педагогической науке рассматриваются в разнообразных аспектах: к трудовому воспитанию (Ю. В. Юдина); на традициях калмыцкого музыкального фольклора (Г. Ш. Хулхачиева); в полиэтническом регионе (Е. В. Кузнецова); к работе в национальной школе (Г. П. Вайгульт) и др.
Анализ исследований профессиональной этнопедагогической подготовки педагогов показал, что в соответствующих исследованиях сделан акцент на подготовку и готов-
ность учителя к этнопедагогической деятельности. Осуществлен анализ вопросов формирования этнопедагогической культуры педагогов (Е. В. Кузнецова, Г. Ю. Нагорная,
B. А. Николаев, Ю. М. Махмутов, С. Я. Ооржак, О. И. Пономарева, И. О. Попова, Л. И. Северинова, С. Г. Тишулина и др.), этнопедагогических факторов мультикультур-ного образования (В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина), этнопедагогических проблем этнической социализации (Ю. В. Филиппов).
Большинство исследований этнопедагогической направленности подготовки педагога недостаточно опираются на этнопсихологическую сущность обучения и воспитания. Следует отметить работы ученых (Г. Б. Бардамов, В. Н. Галяпина, Т. В. Поштарева,
C. Н. Федорова, Э. Р. Хакимов и др.), рассматривающих этнопсихологические аспекты в профессиональной подготовке и в педагогической деятельности. В научных исследованиях осуществлен анализ этнопсихологических особенностей: ценностных ориентаций личности студентов (С. Б. Дагбаева), самоактуализации личности студентов (Е. М. Калмыкова); этнопсихологической компетентности учителя (М. В. Кузьмина). Однако большинство этнопсихологических исследований рассматривают эти психологические явления без ориентации на этнопедагогику.
В нашем исследовании предпринята попытка рассмотрения этнопедагогической направленности в единстве и с опорой на этнопсихологические особенности в подготовке педагога. Выделены два компонента: этнопедагогический и этнопсихологический, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи и во взаимодействии, то есть в одном поле - этнопсихолого-педагогическом. Интегративные характеристики этнопсихологического компонента проявляются в следующих частях: этносоциально-
психологической, этнодифференциально-психологической, этноаутопсихологической. В составе этнопедагогического компонента нами обоснованы следующие его части: этнокультурная, этнодидактическая, этновоспитательная.
Поскольку этнопедагогическая компетентность учителя является по своей сущности разновидностью профессиональной, это дает нам основание рассматривать именно профессиональную этнопсихолого-педагогическую компетентность. Поэтому формирование такой компетентности имеет, прежде всего, общие, известные составляющие более широкого понятия общей профессиональной компетентности: когнитивную, операционально-деятельностную, коммуникативную, мотивационно-смысловую, рефлексивную.
По мнению В. А. Сластенина и В. В. Пустовойтова, концепция выполняет «функцию опережения практических действий, т. е. функцию создания мысленных моделей неизвестных пока явлений и несовершенных действий. Опережение выступает как мысленная интеграция всех необходимых предпосылок для реализации цели, как построение информационной модели, предваряющей результат действия» [4, 4].
Методологическим основанием концепции формирования этнопедагогической компетентности педагога явились компетентностный, культурологический, этнопедагогиче-ский, аксиологический, личностно-деятельностный, системно-модульный подходы. В основу ее разработки положены идеи культурологического подхода, который «трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство» [5, 90].
Ведущая идея заключается в том, что формирование этнопедагогической компетентности педагога, профессиональная деятельность которого будет осуществляться в поликультурной и полиэтнической среде, основывается на этнопедагогическом подходе. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов отмечают, что «органическое сочетание
“вхождения” молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи и привычки есть условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса» [5, 90].
Центральным элементом концепции формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве становятся цели. Основными из них являются:
- формирование этнопсихолого-педагогической ориентации личности в педагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
- формирование компетентности педагога в обеспечении адекватного взаимодействия субъектов этноса (личности педагога и учащихся) в педагогическом процессе в поли-культурном образовательном пространстве;
- формирование ценностно-смысловых доминант поведения личности педагога для предупреждения конфликтов детей разных этносов (формирование позитивного отношения к культурным, социальным, психологическим различиям, к этническим воспитательным ценностям семей, особенностям семейных традиций, эмпатийных качеств, толерантности, взаимопонимания, доброты и др.; осознание значения этнических стереотипов, особенностей национального самосознания, этнической идентичности).
Для достижения целей необходимо решить ряд задач:
- обеспечение становления профессиональной компетентности как в когнитивном разрезе, так и в операционально-деятельностном, коммуникативном, мотивационносмысловом, рефлексивном;
- обретение мотивационно-смысловой сущности отношения педагога к взаимодействию с субъектами различных этносов;
- содействие в ориентации личности педагога в поликультурном образовательном пространстве на развитие каждого студента как личности, восходящей от этнической культуры родного народа к мировой через общероссийскую культуру;
- содействие в творческом межкультурном взаимообогащении личности педагога в процессе взаимодействия с субъектами различных этносов в поликультурном образовательном пространстве;
- обеспечение этнопедагогического диалога;
- содействие в ориентации личности педагога в этнической социокультурной среде на развитие таких ее структур, как этническая идентичность и этническое самосознание.
Важнейшим элементом концепции являются принципы:
- системности этнопсихолого-педагогических знаний. Большое значение для решения проблемы формирования системных этнопсихологических и этнопедагогических знаний будущих педагогов имеют содержание учебных дисциплин, изучение содержания курсов на основе их системно-модульного логического построения, установление связей между отдельными темами. Конкретное преломление системы этнопсихологопедагогических знаний в изучаемых учебных дисциплинах позволяет разработать систему заданий по систематизации изучаемого этнопедагогического материала;
- двойного детерминизма (этнопсихологического и этнопедагогического) в организации и управлении педагогическим процессом;
- адаптивности педагога к культурным, социальным, психологическим различиям детей разных этносов;
- интерактивного ситуационного погружения в естественные этнические особенности культуры (искусство, традиции, обряды и др.).
Процесс формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликуль-турном образовательном пространстве протекает более эффективно при соблюдении таких условий, как:
- системно-модульная организация процесса обучения в вузе на основе комплексной (сквозной) программы, предусматривающей систему модулей, каждый из которых состоит из двух составляющих - этнопедагогической и этнопсихологической;
- этнопедагогическая направленность профессионального обучения студентов, этнопсихолого-педагогическая насыщенность и отбор содержания разделов и тем различных дисциплин по принципу их целевого назначения для формирования этнопсихо-лого-педагогической компетентности педагогов в целом и в соответствии с целью данного модуля;
- этнопсихолого-педагогическое сопровождение студентов для расширения знаний о способах использования традиционной культуры воспитания в межкультурном взаимодействии в полиэтнической среде;
- формирование профессиональной этнопсихолого-педагогической компетентности обусловлено всеми составляющими общей профессиональной компетентности: когнитивной, операционально-деятельностной, коммуникативной, мотвационно-смысловой, рефлексивной;
- создание поликультурной образовательной среды, содержащей различные этно-педагогические ситуации, позволяющие достижению благоприятного этносоциальнопсихологического климата;
- разнообразие форм, методов и средств формирования этнопедагогической компетентности студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза, способствующих формированию мотивов и потребностей студентов к выполнению этнопедагоги-ческой деятельности;
- реализация этнотолерантной установки педагога на этнопедагогические ценности народов-соседей;
- интеграция этнопсихолого-педагогических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе освоения различных учебных дисциплин и в форме спецкурсов «Этнопедагогика», «Этнопсихологические и этнопедагогические особенности профессиональной деятельности педагога в системе поликультурного педагогического образования».
Для прогнозирования уровня сформированности этнопедагогической компетентности нами разработана система критериев, включающая когнитивные, операционально-деятельностные, коммуникативные, мотивационно-смысловые, рефлексивные характеристики.
Рассматривая этнопедагогическую компетентность как профессиональную, в единстве этнопсихологического и этнопедагогического компонентов с их структурными составляющими, мы обосновали и построили модель профессиональной этнопсихологопедагогической компетентности, включающую целостную систему взаимосвязей и являющуюся системообразущим ядром разработанной нами концепции. Представленные нами части этнопедагогического и этнопсихологического компонентов развиваются в направлении профессиональной компетентности. Например, когнитивная составляющая
в этнокультурной части этнопедагогического компонента включает знания: способов изучения регионально-этнической культуры воспитания, правил и норм поведения, отраженных в традициях народов, особенностей национальных культур, обычаев народов-соседей. Когнитивная составляющая в этнодидактической части этнопедагогического компонента включает знания: специфики обучения в региональном поликультурном образовательном пространстве; этнодидактических форм и средств обучения; специфики педагогического взаимодействия в процессе обучения детей разных национальностей на основе этнопсихологии и др. Когнитивная составляющая в этновоспитательной части этнопедагогического компонента включает знания традиционной культуры воспитания народов региона и возможностей использования идей народной педагогики в современной школе и др. Рассмотрим примеры взаимосвязей в этнопсихологическом компоненте по составляющим профессионального компонента. Например, по операционально-деятельностной составляющей умения прогнозировать последствия взаимодействия учителя с детьми разных этносов (из этносоциально-психологической части), а также умения учитывать в педагогической деятельности особенности национальной психологии детей (из этнодифференциально-психологической части) связаны с умением осуществлять самокоррекцию своих профессиональных действий в случае непредвиденных обстоятельств, изменения ситуаций в полиэтнической группе детей (из эт-ноаутопсихологической части).
Проведенное нами исследование по формированию этнопедагогической компетентности педагога показывает, что при обучении и воспитании студентов наблюдается их активное приобщение к традиционной культуре воспитания, национальным традициям, интенсивное развитие этнопедагогических качеств, таких как доброжелательность, этнокультурная толерантность, чуткость и др.
Резюме. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что построена теоретическая модель этнопедагогической компетентности педагога, выступающей в качестве системообразующего ядра концепции. Представляя профессиональную этнопсихологопедагогическую компетентность как системное целостное образование, мы определяем ее в соответствии со следующими компонентами: профессиональным, этнопсихологическим, этнопедагогическим. Главная концептуальная идея связана с необходимостью формирования данной компетентности на этнопедагогическом подходе. На этой основе выдвинута поэтапная система развития профессиональной этнопсихологопедагогической компетентности педагога в региональном поликультурном образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенков, В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, А. Я. Данилюк, О. В. Гукаленко. - М. : Педагогика, 2006. - 464 с.
2. Дзюба, Т. А. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии / Т. А. Дзюба. - Чебоксары : Чуваш. гос. нед. ун-т, 2005. - 146 с.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2009. - 384 с.
4. Сластенин, В. А. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования / В. А. Сластенин, В. В. Пустовойтов. - М. : МПГУ, 2002. - 64 с.
5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Академия, 2008. - 576 с.