Научная статья на тему 'Этнокультура и ее трансформация в современном мире'

Этнокультура и ее трансформация в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6689
871
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AN ETHNIC CULTURE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Узлов Юрий Андреевич

Статья посвящена проблеме этнокультурных ценностей в условиях современной цивилизации и тем факторам, от которых она зависит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An ethnic culture and its transformation in the modern world

The article is devoted the problem of an ethnic culture values in the conditions of modern civilization and those factors which she depends on

Текст научной работы на тему «Этнокультура и ее трансформация в современном мире»

Философские науки

медиаполитическую систему, что дает возможность централизованно формировать общероссийскую повестку дня.

Библиографический список

1. Бритков В.Б., Дубовской С.В. Информационные технологии в национальном и мировом развитии // Общественные науки и современность. 2000. № 1.

2. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко АЛ. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000.

3. Науменко Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования. 2003. № 10.

4. Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2009.

6. Полуэктов Н. Российское цифровое неравенство // Коммерсант. 2007. № 69.

96

УДК 304.2 У-34

Узлов Юрий Андреевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории и культурологи Кубанского государственного университета 350000, г. Краснодар, ул. Гоголя, д. 30, кв. 53 тел.: (918) 499 89 90

Этнокультура и ее трансформация в современном мире

Статья посвящена проблеме этнокультурных ценностей в условиях современной цивилизации и тем факторам, от которых она зависит.

Ключевые слова: этнокультура, трансформация, культурологический подход.

Проблема этнокультурных ценностей в условиях современной цивилизации зависит от многих факторов: прежде всего от способности этноса найти свое место в мире, не подражая другим, умения совмещать традиции и инновации, принимая вызов открытости и экономического соревнования, и сохранить при этом свои ментальные основы.

Ключевым условием в решении этой задачи является понимание процесса взаимодействия этнокультурных ценностей в глобальном мире, что и как заимствуется, перенимается, усваивается. Защищая парадигму этнической культуры, условие ее развития, важно понимать то, что реально может адаптироваться на этой основе.

Российское общество в этих условиях также испытывает необходимость в адекватном понимании собственной социальной природы, выяснении тенденций влияния на социальные изменения современной цивилизации.

Трансформация цивилизации на фоне глобальных мировых проблем выдвинула тему этнокультурных ценностей как предмет для серьезного изучения и исследования.

Один из важнейших уроков системного кризиса, поразившего российское общество в 90-е годы XX века, заключается в осознании того, что социально-экономические, политические и культурные процессы в стране неотделимы от этнонациональных. Реформаторы тех лет совершенно не учитывали того факта, что в стране не может быть единого универсального решения. Требовался подход с учетом наци-

ональных интересов.

Культурологический подход с привлечением этнолого-историчес-кой и философско-социологической методологии и других социогу-манитарных наук является одним из возможных путей решения сложнейших этнокультурных проблем в условиях тотального социального переустройства общества. Для своего существования и воспроизводства большинство народов в настоящее время не может обходиться только этнически специфическими, традиционными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях этнической культуры. Современная культура этноса стала интегрированной, взаимозависимой со всеми социокультурными трансформациями мировой цивилизации.

Этническая культура традиционно связана с процессом этногенеза и потому представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования, который кристаллизуется в виде совокупных материальных и духовных ценностей, норм и стереотипов поведения, отражающих внутренние и внешние взаимодействия этноса, необходимых для его полноценной деятельности.

Этнокультурные ценности представляют собой своеобразное сочетание традиционных и инновационных элементов, в которых концентрируется опыт жизнедеятельности этнического субъекта в цивилизации.

Практика показывает, что в модернизирующемся обществе культура этноса превращается из относительно замкнутой, локальной культуры в открытую, где возрастает удельный вес интеграционных элементов, развивающихся толчками в такт глобальной цивилизации. Этнос и его культура становятся все более зависимы от НТР и массовой культуры. В этих условиях этнос уже не способен сохранить изначальную среду и потому начинает осваивать новые, не свойственные ему ранее традиции.

В новых исторических условиях само существование этнокультурных ценностей уже проблематично, так как проблематична и сама среда их обитания, и как результат - трансформация этнической культуры, утрата системообразующего фактора.

Сегодня цивилизация вступает в новый постиндустриальный этап своего развития. При этом особый интерес представляют такие принципиально значимые для социальной философии, политической и социологической мысли проблемы, как судьба современных установок, будущее многих цивилизаций, чьи парадигмальные установки трудно совместимы с техногенной цивилизацией западного типа.

Предлагаемые философами, политологами и социологами сценарии разрешения встающих проблем охватывают значительный спектр возможных решений - от неминуемого столкновения цивили-

заций (С. Хантингтон), до противостояния в условиях многополярного мира (К. Уолц).

Варианты развития цивилизаций основаны на анализе глобальных трансформаций и включают тезис о неизбежности противостояния ведущих стран мира за мировые ресурсы, геополитическое влияние и экономическое доминирование.

В связи с этим Дж.К. Гэлбрейт обращает внимание на необходимость более внимательного определения этого явления, т.к. поспешность заимствования той или иной страной неадаптированных к местным условиям западных экономических и иных моделей может привести к дискредитации самого явления, стремлению игнорировать глобальные трансформации и пытаться стать на путь изоляционизма.

В то же время вполне очевидно, что процесс усложнения социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь и взаимопроникновение различных культурных традиций, являются естественным и неизбежным этапом развития цивилизации.

Проблемы, которые встают перед этнокультурными ценностями в условиях современной цивилизации, не могут быть решены без концептуального философского анализа исходных ценностей современного человека, критического изучения его потребностей, способов самореализации, форм осмысления своего отношения к созданным им культурным ценностям. Ядром всех отмеченных проблем выступает человек, и чтобы разрешить все более увеличивающееся число вопросов, в том числе и глобального характера, человек должен найти в себе силы пересмотреть свое место в современном мире.

Процесс переструктуризации геополитической и геоэкономичес-кой картины современного мира определяется рядом важнейших тенденций. При этом необходимо различать объективные процессы, идущие в мировой финансово-экономической системе, междуна-родно-правовых отношениях, культуре, информационном пространстве, которые ведут к созданию новых форм существования ноосферы, от субъективных устремлений канализировать эти изменения, использовать информационные технологии для реализации планов универсализации и унификации всех сфер жизнедеятельности человечества.

Углубление процессов гомогенизации рыночного хозяйства, массовой культуры, правовых принципов могут порождать новый виток геоэкономической и цивилизационно-культурной дифференциации, обострение геополитических, цивилизационных и этнических противоречий в условиях ограниченных ресурсов и экологических проблем.

В современных условиях нарастания мирового системного кризиса и продолжающихся модернизационных процессов актуализируются традиционные формы культур народов, которые взаимодей-

ствуют друг с другом, культурой, модернизмом амбивалентно и разновекторно, что не сводится только к противостоянию или синтезу.

Российское государство исторически формировалось как многонациональная держава в специфически геополитических обстоятельствах. Вполне очевидно, что на пути становления многонациональных государств было множество завоевательных войн, национального неравенства, религиозной нетерпимости, но было также и стремление к добровольному объединению в сильном государстве. В российской истории превалирующим стержнем выступало долговременное совпадение интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии.

Для многих народов осознание необходимости объединения с могущественной страной, ее покровительство помогали им в вопросах самосохранения и развития. Национальные территории, которые присоединились к России, органически встраивались в нее, сохраняя свои национальные особенности. Об органичности расширения государства свидетельствуют и относительно длительные сроки присоединения национальных территорий.

Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как многонациональное государство, где народы сохраняли свою самобытность независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого подхода свидетельствует именно тот исторический факт, что народы-этносы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свои этнокультурные ценности, государство сумело не подавить их, а наоборот - реально объединить в самобытную российскую цивилизацию.

Этнокультурные ценности в условиях современной цивилизации означают трансформацию индивидуальной и социальной идентификации, восприятия групповой идентичности. Эти процессы не означают ослабление примордиальных связей и тотальную рационализацию человеческого мышления, а, скорее всего, в процессе развития ведут к актуализации этнической идентичности, столь необходимой для каждого человека.

Как особый тип экосоциальной системы этнокультура остро реагирует на критические по своему характеру процессы перехода от традиционализма к модернизму, но не менее, а, может быть, более активно - на аналогичные процессы перехода к постсовременности.

На IV международной конференции Ассоциации исследований этничности и национализма было отмечено, что мы живем во все возрастающем и взаимозависимом мире и являемся свидетелями фрагментации империй и государств и возрастания попыток сецес-сии и ирредентизма на этнической основе.

В этих условиях затрагиваются прежде всего сущностные параметры этнических ценностей и представлений, сквозь призму кото-

100

рых воспринимается и осваивается окружающий мир. Серьезные испытания этничности предъявляют серьезные требования к эффективности функционирования механизмов абсорбции и аккомодации этнической идентичности, с помощью которых индивид и этнический коллектив адаптируются к окружающему миру. Межэтническая напряженность в связи с этим, как правило, обуславливается не способностью в силу различных перемен, в том числе и социально-пси-хологических, выработать необходимую в новых условиях социальную мобильность, что требует отказа от некоторых ценностно-темпораль-ных представлений о человеке, времени и обществе.

Как известно, в условиях России модернизация, начавшаяся в дооктябрьский период и продолженная в годы Советской власти, оказалась реализованной лишь в технико-экономическом плане.

Огромная индустриальная держава, прошедшая период модернизации, не завершила ее в политическом и социокультурном отношениях. Модернизация в ее классическом варианте должна была привести не только к построению современной индустрии, но и формированию гражданского общества, политической демократии.

Социалистическая модернизация не трансформировала основных культурных универсалий, оставив практически неизменными такие черты ментальности, как радикализм, андроцентризм, замкнутость, регламентированность, коллективизм и традиционализм. Идеологически и психологически народы приняли авторитарно-тотали-тарную модель политической власти в стране как идентичную кол-лективистско-авторитарному духу своей идентичности.

В начале 90-х годов XX в. внутрироссийские политические процессы привели к ослаблению центральной власти. Демократические процессы раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Качественно изменились межнациональные отношения. Все активнее стали проявляться этнонациональные интересы и устремления.

Многонациональное общество изначально менее стабильно и более подвержено межнациональным проблемам, чем этнически однородное общество. И суть вопроса сводится к тому, как сохранить баланс интересов всех наций и народностей, проживающих на одной территории. В этих условиях все более очевидной становится проблема выработки национальной политики, в которой особое внимание уделялось бы формированию общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно доминировать над локальными этнокультурными различиями.

Идею ценности российской многонациональности сформулировал В.В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое большое достояние. Может быть, это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.