Этнокультурный центр
«мы - россияне» (проектирование ресурсной базы учебно-воспитательной деятельности
университета)
Р. Г. Абдулатипов
Московский государственный университет культуры и искусств
Рассматривается современное состояние национальной политики и этнонациональных процессов, происходящих в Российской Федерации. Определяется важная составляющая развития самобытности этноса через культурно-творческое взаимодействие с другими этносами. Определены миссия, цели и задачи Этнокультурного центра, созданного на базе Московского государственного университета культуры и искусств.
Ключевые слова: этнокультурный центр, этнокультурное образование, национальная политика, межнациональные отношения.
In the article consider the current state of national politics and ethno-national processes in the Russian Federation. Determined an important component of identity through cultural and ethnic creative interaction with other ethnic groups. Defined mission, goals and objectives of the ethnic and cultural center established at the Moscow State University of Culture and the Arts.
Key words: the etho-cultural center, etho-cultural education, national politics, interethnic relations.
Начало XXI века характеризуется глубокими трансформациями всех сфер государственной и общественной жизни этносов-наций всего постсоветского пространства. Сегодня наиболее ярко выраженным становится эффект «взорванных наций», которые потеряли годами формировавшуюся оболочку советской социалистической общности нации-государства -гражданской общности (советских людей), и теперь склонны придавать социально-политическим явлениям этнополитическую окраску, самоутверждаться за счет возрождения собственно этнонационально-го потенциала и свержения других нацио-
нальностей, якобы виноватых во всем.
Все эти обстоятельства обостряют межнациональные отношения этносов-наций постсоветского пространства.
Вызываемые данной ситуацией противоречия требуют различных форм нового оформления, утверждения этнокультурной идентичности и защиты этничности, как на уровне общностном, так и на индивидуальном уровне - в межличностных отношениях. Как бы ни хотели националисты, замыкаться в себе этничность не может, она ищет новое пространство своего самоутверждения, новых смыслов, символов, новых отношений и контактов. И в такие
6 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 6-12
И
г
переходные периоды особенно важно не только своевременное политико-правовое обеспечение, но и духовно-нравственное сопровождение данного процесса.
В этом направлении и работает уже два года Московский форум культуры, организуемый Московским государственным университетом культуры и искусств совместно с органами власти и общественностью, занимаясь поиском смыслов современной русской, российской культуры, моделей государственной культурной политики.
Современные культурные и духовные составляющие и нравственные установки -без возрождения русской, российской традиционной культуры - стать базовыми императивами зарождающегося гражданского общества не могут. Цивилизационные пути решения этнонациональных проблем лежат в плоскости традиционной культуры и нравственности.
Характер и проявления культурных ресурсов определяет содержание этно-национальных процессов, как в мире, так и в отдельно взятом государстве (1). Цивилизационные и этнонациональные процессы исторически тесно взаимодействуют друг с другом, что и позволяет формулировать в конечном счете и этнона-циональную идентичность.
Д.С. Лихачев, многие русские философы показывали, что русская культура, даже «золотого» в этом смысле XIX века, уходила своими корнями в допетровскую Русь. И русская традиционная культура еще Древней Руси содержит в себе огромный потенциал духовных идеалов Истины, Добра, Красоты и Любви (см.: 2).
Таким образом, не только будущее, по словам Н.Н. Моисеева, есть «цивилизованные консенсусы и компромиссы» (3, с. 7). Элементы этих компромиссов и общности присутствуют исторически при формировании российского суперэтноса, гражданской общности нации-государства. «В национальной сфере, как и в других областях общественной жизни, при формировании цивилизации нового типа происходят глобальные сдвиги: затухают "котлы" этно-национальной плавки и обнажаются над-
национальный этноцентризм и изоляционизм. Каждый народ находится перед исторической для него задачей, - опираясь на нормы и ценности постиндустриального общества, перейти на новый уровень цивилизованного процесса» (4, с. 45).
Но «границы цивилизации - это не государственные границы, а социокультурный комплекс», и именно это дает основания для определения этнонациональных составляющих глобального сообщества, цивилизации. И роль культуры, культуры межличностных и межгрупповых отношений здесь бесспорна. Мир с точки зрения культуры, всегда был глобальным, ибо в основе любой истинной культуры - духовные идеалы человека.
В налаживании механизмов развития этнонационального, реализации межнационального сотрудничества народов и культур, в создании благоприятных условий для интеграции экономики и культуры важную роль играет этнонациональная культурная политика государства.
Концепция государственной национальной политики (1996 год), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (от 12.05.2009 №537) обозначили необходимость учета самобытного этнонационального развития наций для достижения единства многонационального народа Российской Федерации. Но мы запаздываем с созданием четких механизмов реализации на практике провозглашенных приоритетов этнонацио-нального и многонационального развития. Следовательно, в перспективе можно прогнозировать появление новых противоречий в этническом, этнонациональном развитии, которые могут усугубиться вплоть до нового разрыхления нации-государства, политической и гражданской национальной общности. Там, где нет места культуре, там процветает невежество.
Социально-культурные отношения не должны играть второстепенную роль в развитии страны по сравнению с духовно-политическими отношениями и экономическими зависимостями. Русская традиционная культура - это вечный поиск смысла
жизни через поиск правды, добра, красоты и любви. Демократичность, доброжелательность, открытость, равноправие современного российского общества, в соответствии с Конституцией страны, могли бы создать условия для интеграции народов и культур единого Отечества, за счет общности культурных и политических интересов россиян.
Причин конфликтов в межнациональных отношениях можно назвать много, и они не вытекают автоматически из потребности каждого этноса к саморазвитию, сохранению национального своеобразия, языка, культуры, как некоторые думают и пишут. Подобные стремления более успешно реализуются в процессе достижения паритета интересов и налаживания партнерства всех национальностей единого Отечества. Самобытное развитие этносов в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Так было исторически. Как показывает Д.С. Лихачев, в развитии русской традиционной культуры участвуют Византия, Болгария, Кавказ и даже Малая Азия (см.: 2, с. 153).
В культурно-интегральном процессе велика роль субъективного, межличностного фактора. Многое, конечно, зависит и от характера этнонациональной политики государства и общества, которая призвана вырабатывать новые эффективные политико-правовые, культурно-ценностные механизмы демократического регулирования отношений внутри этнонаций и отношений между ними в едином государстве. Этнонациональные различия могут носить творческий, созидательный характер, станут потенциалом общего развития, если будут созданы для этого приемлемые культурно-правовые условия равноправного развития всех народов и граждан.
Сегодня наша страна - Российская Федерация являет собой пример крупнейшего полиэтничного государства, на территории которого проживают представители 184 народов. При этом в большинстве
своём наши народы на протяжении веков проживают на территории России и в этом смысле являются коренными, сыгравшими свою историческую роль в формировании и развитии российской государственности. Конечно, на основе русской нации, русской культуры и русского языка.
Результатом многовекового межкультурного сосуществования, основанного на принципе добрососедства народов, стала самобытная многокультурная российская цивилизация. Исторический опыт нашей страны свидетельствует, что её этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности государства, мощным ресурсом развития. Обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, Россия на протяжении многих веков сохраняла межэтнический и межрелигиозный мир, поддерживая баланс интересов различных религиозных и этнокультурных сообществ русского этно-национального большинства и других народов, национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, старожильческого населения и даже прибывающих иммигрантов.
Наработанные годами механизмы интеграции в единую гражданскую полиэтническую общность и цивилизацию различных этнических групп необходимо развивать без утраты самобытности каждого этноса, населяющего Россию, и во имя укрепления ее единства и жизнеспособности.
Полиэтнический состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнокультурных традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу российского общества особую устойчивость и открытость. И важно, чтобы этот феномен не только государственной, но и цивили-зационной общности российских народов, россиян стал потенциалом образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения россиян.
Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации и культурализации
новых поколений россиян особенно важно на современном этапе развития России, когда необходимо объединить и мобилизовать национальную энергию российского народа в целях обеспечения благополучия и безопасности россиян. История, традиции, культура наших народов - это предмет нашей родовой, этнонациональной и гражданской гордости россиян.
Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства экономического благополучия и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества как гражданской нации.
Проблема стабильного развития поликультурного общества актуальна для всех регионов и территорий России. Идейно-содержательные, технологические и языковые составляющие российского поликультурного образования согласуются с общими тенденциями развития российской цивилизации, которая исторически объединила и интегрировала в своей структуре на основе русской национальной культуры национальные культурные традиции народов России. Российская цивилизация поли-этнична, поликультурна и многоязычна, но русская нация, русская культура, русский язык являются ее центральным компонентом, ядром, играют главную роль в ресурсном обеспечении дальнейшего цивилизаци-онного прогресса страны.
Развитие системы поликультурного образования многонационального народа страны является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранения социокультурной ситуации многообразия, самобытности каждого этнокультурного сообщества и обеспечения их единства, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданско-культурных принципов общественного устройства. Единство многообразия - исторически оправданная формула развития России.
Гражданский императив поликультур-
ного развития важно не отрывать от сохранения культурного многообразия, нацеливая в целом потенциал как многообразия, так и единства на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба. Речь идет о формировании своевременной, мобильной, креативной гибкости, но со своими родовыми этнокультурными корнями.
Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в этнонациональное и в гражданское самосознание россиян на базовом духовно-политическом уровне, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены как на регионально-национальном уровне, так и на гражданском уровнях. В свою очередь, регионально-национальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев и автономий закладывает основу и непротиворечиво встраивается в национальную российскую культурную и гражданскую идентичность.
В условиях модернизации высшей школы руководством Московского государственного университета культуры и искусств было предложено создание Этнокультурного центра «Мы - россияне», что нашло поддержку у президента РФ Д.А. Медведева. Деятельность центра должна охватывать все сферы работы вуза: образовательную, научно-исследовательскую, воспитательную, творческую, международную, методическую и многие другие. Президент Российской Федерации выделил грант на подготовку модели Этнокультурного центра. Название центра - «Мы - россияне». Это уже результат работы актива университета в гражданско-патриотическом клубе, который работает в МГУКИ уже два года.
Приоритетом деятельности Этнокультурного центра «Мы - россияне» является работа по формированию этно-
культурного самосознания в качестве органической составляющей национально-гражданской идентичности средствами поликультурного образования и патриотического и интернационального воспитания.
Целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе этнонациональных традиций, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие этно-национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений, сохранение базового значения русской культуры и русского языка как важнейших основ становления и функционирования российской гражданской нации и на этнокультурном, и на регионально-национальном, и на общероссийском уровнях;
- формирование российской гражданской идентичности в условиях этнокультурной и социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и многоязычности многонационального народа России;
- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных общностей, россиян в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
- эффективная научно-теоретическая, общественно-политическая подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни россиян всех национальностей;
- развитие культурно-образовательного и профессионального потенциала России, подготовка молодежи к ответственной и продуктивной интеллектуальной, органи-
заторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и многоязычном мире.
В задачи центра входят: систематизация и упорядоченная созидательной культурой деятельность в сфере утверждения гражданской солидарности и сотворчества россиян - студентов МГУКИ различных национальностей, обучающихся в университете; популяризация традиционной культуры русского и других народов России, исторического опыта формирования духовной общности россиян; внедрение ресурсов традиционной культуры русского и других народов России в образовательный и воспитательный процесс университета; формирование культуры межнационального общения, новых смыслов российской культуры на основе духовных идеалов Истины, Добра, Красоты и Любви, активизация межкультурных контактов, взаимопонимания и сотворчества; укрепление культурно-информационного пространства Российской Федерации; создание в университете культурно-информационной среды солидарности и гражданской общности субъектов, россиян всех национальностей, приобщение к ценностям российской многонациональной культурной среды студентов других стран. Все это позволит средствами искусства и творчества, образования и науки выработать стойкий иммунитет у молодежи ко всем негативным проявлениям невежества и экстремизма в студенческой среде, в том числе и на межнациональной почве.
Исходя из целей Этнокультурного центра основными направлениями деятельности будут:
- изучение исторического опыта социального бытия русского и других народов Российской Федерации по созиданию общего, единого Отечества, в том числе через познание опыта их совместного социально-культурного существования в различных сферах государственной и общественной жизни, обеспечение преемственности этих традиций;
- изучение и сохранение нематериального и материального культурного насле-
дия народов России;
- приобщение студентов как равноправных граждан единого Отечества -Российской Федерации к ценностям, символам и смыслам деятельности многонационального народа Российской Федерации, российской гражданской нации;
- признание базового значения традиционной культуры русского и других народов России при условии обеспечения равноправного диалога культур народов Российской Федерации в формировании российской культуры и гражданского достоинства россиян;
- координация деятельности учебных, методических, воспитательных подразделений университета по изучению и воспроизводству ресурсов культурных традиций и норм, совместной жизни россиян различных национальностей;
- отбор и реализация наиболее значимых проектов студенческих групп и лабораторий по обеспечению самобытного развития и всестороннего сотворчества россиян, по налаживанию своей совместной жизни в едином Отечестве. Этнокультурный центр, его актив могут разрабатывать и осуществлять собственные проекты этнокультурного и межкультурного характера;
- сбор и распространение культурно-исторических материалов о народах Российской Федерации, об их культурном своеобразии активом Центра совместно с инициативными студенческими группами, включая взаимодействие с организациями-партнерами в регионах Российской Федерации, используя для этого филиалы МГУКИ;
- проведение воспитательной и учебно-просветительской работы в студенческих коллективах по недопущению проявлений этнополитического экстремизма, отношений недоверия и отчужденности между студентами - россиянами различных национальностей;
- консолидация усилия учебно-воспитательных, творческих, организационно-управленческих, информационных служб университета для формирования культурно-информационного простран-
ства диалога культур и традиций в университетских СМИ и на сайте университета с целью реализации принципов открытости, доступности и интерактивности в деятельности Центра;
- формирование библиотечно-инфор-мационного фонда, посвященного традиционной культуре народов России, дружбе народов, традициям межнационального сотрудничества, совместного опыта россиян многих поколений по созиданию и защите нашего единого Отечества - Российской Федерации.
Этнокультурный центр «Мы - россияне» - это способ проектирования многонациональной, но единой для всех граждан России культурной среды, это совместная творческая деятельность, которая обеспечивает, с одной стороны, сохранение собственной этнокультурной идентичности, а с другой - создает базу для творческого взаимодействия россиян с разными культурными традициями многонационального народа Российской Федерации.
Этнокультура - это прежде всего традиционная культура русского и других народов страны, которая исторически развивалась как система творческого воспроизводства уклада жизни народа на основе духовных идеалов, ценностей каждого народа и всего многонационального народа страны. Следовательно, этнокультурный центр должен обладать достаточным педагогическим и культурным потенциалом для формирования у студентов как этнокультурной, так и гражданской идентичности, культуры межнационального общения, для обеспечения диалога культур и профилактики межнациональных конфликтов.
Этнокультурный центр «Мы - россияне» Московского государственного университета культуры и искусств - важный проект учебной, учебно-воспитательной, просветительской и творческой деятельности студенческого коллектива под руководством опытных наставников. Это совместная творческая гражданская работа россиян, объединенных общей Родиной, общим государством, общим народом, нацией
с общими ценностями, символами и смыслами своей деятельности, которые утверждались исторически в жизни русского и других народов России, в совместной жизни россиян многих поколений на протяжении сотни лет. Их сохранение и обогащение опытом совместного бытия нынешнего поколения россиян, созидающих Россию
XXI века, - миссия Этнокультурного центра «Мы россияне».
Утверждение ценностей демократии и рыночной экономики, модернизация страны и другие стратегические задачи развития России в XXI веке невозможно решить без консолидации российского общества, многонационального народа России.
Примечания
1. Абдулатипов, Р. Г. Культура как стратегический ресурс России в XXI веке / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2010.
2. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д.С. Лихачев. - СПб., 2006.
3. Моисеев, Н. Н. Россия в условиях стратегической нестабильности (материалы «круглого стола») / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии. - 1995. - № 9.
4. Росенко, М. Н. Этнонациональные процессы в современном обществе / М.Н. Росенко. - СПб.: Петрополис, 1996.