Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 50-51.
Ю. А. Панасенко
ТРАНСФОРМАЦИЯЭТНOКУЛЬТУРЫВ СOВРЕМЕННOММИРЕ
Предпринят анализ проблемы формирования и развития этнокультурных ценностей в глобальном мире. Этническая культура представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования.
Ключевые понятия: цивилизация; этнокультурные ценности; традиции; трансформация; геополитика; модернизация; многонациональность.
В условиях современной цивилизации проблема этнокультурных ценностей зависит от многих факторов, в первую очередь от способности этноса найти свое место в мире, умения совмещать традиции и инновации, принимая вызов открытости и экономического соревнования. Важнейшим элементом решения этой задачи является процесс взаимодействия этнокультурных ценностей в глобальном мире, при этом важно понимать, что, защищая парадигму этнической культуры, российское общество испытывает необходимость в адекватном понимании собственной социальной природы, выяснении тенденций влияния на социальные изменения современной цивилизации.
Тема этнокультурных ценностей на фоне глобальных мировых проблем является предметом серьезного изучения и исследования, так как социально-экономические, политические и культурные процессы в стране неотделимы от этнонациональных.
Для своего существования и воспроизводства большинство народов в настоящее время не может обходиться только этнически специфическими, традиционными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях этнической культуры. Современная культура этноса стала интегрированной, взаимозависимой со всеми социокультурными трансформациями мировой цивилизации.
Этническая культура традиционно связана с процессом этногенеза и потому представляет собой культурный опыт, исторически приобретаемый этносом при освоении определенной территории и приспособлении к конкретным природным условиям существования. Этнокультурные ценности представляют собой своеобразное сочетание традиционных и инновационных элементов, в которых концентрируется опыт жизнедеятельности этнического субъекта в цивилизации.
Мы видим, что в модернизирующемся обществе культура этноса превращается из относительно замкнутой, локальной культуры в открытую, где этнос и его культура становятся все более зависимы от НТР и массовой культуры. В этих условиях этнос уже не способен сохранить изначальную среду и потому начинает осваивать новые, не свойственные ему ранее традиции.
В новых исторических условиях само существование этнокультурных ценностей уже проблематично, так как проблематична и сама среда их обитания, и как результат -трансформация этнической культуры.
Сегодня цивилизация вступает в новый постиндустриальный этап своего развития. Предлагаемые философами, политологами и социологами сценарии разрешения встающих проблем охватывают значительный спектр возможных решений - от неминуемого столкновения цивилизаций до противостояния в условиях многополярного мира. Варианты развития цивилизаций основаны на анализе глобальных трансформаций и включают тезис о неизбежности противостояния ведущих стран мира за мировые ресурсы, геополитическое влияние и экономическое доминирование.
В то же время вполне очевидно, что процесс усложнения социальных структур и усиливающаяся взаимосвязь и взаимопроникновение различных культурных традиций являются естественным и неизбежным этапом развития цивилизации.
Проблемы, которые встают перед этнокультурными ценностями в условиях современной цивилизации, не могут быть решены без концептуального философского анализа исходных ценностей современного человека, критического изучения его потребностей, способов самореализации, форм осмысления своего отношения к созданным им культур-
Трансформация этнокультуры в современном мире
51
ным ценностям. Ядром всех отмеченных проблем выступает человек, и чтобы разрешить все более увеличивающееся число вопросов, в том числе и глобального характера, человек должен найти в себе силы пересмотреть свое место в современном мире.
Углубление процессов гомогенизации рыночного хозяйства, массовой культуры, правовых принципов могут порождать новый виток геоэкономической и цивилизационно-культурной дифференциации, обострение геополитических, цивилизационных и этнических противоречий в условиях ограниченных ресурсов и экологических проблем.
В современных условиях актуализируются традиционные формы культур народов, которые взаимодействуют друг с другом, культурой, модернизмом амбивалентно и разно-векторно, что не сводится только к противостоянию или синтезу. В российской истории превалирующим стержнем выступало долговременное совпадение интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии. При этом на пути становления многонациональных государств было множество завоевательных войн, национального неравенства, религиозной нетерпимости, но было также и стремление к добровольному объединению в сильном государстве.
Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как многонациональное государство, где народы сохраняли свою самобытность независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого подхода свидетельствует именно тот исторический факт, что народы-этносы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свои этнокультурные ценности, государство сумело не подавить их, а наоборот - реально объединить в самобытную российскую цивилизацию.
Этнокультурные ценности в условиях современной цивилизации означают трансформацию индивидуальной и социальной идентификации, восприятия групповой идентичности. Эти процессы не означают ослабление примордиальных связей и тотальную рационализацию человеческого мышления, а, скорее всего, в процессе развития ведут к актуализации этнической идентичности, столь необходимой для каждого человека.
Как особый тип экосоциальной системы этнокультура остро реагирует на критические по своему характеру процессы перехода от
традиционализма к модернизму, но не менее, а, может быть, более активно - на аналогичные процессы перехода к постсовременности. Очевидно, что мы живем во все возрастающем и взаимозависимом мире и являемся свидетелями фрагментации империй и государств. В этих условиях затрагиваются прежде всего сущностные параметры этнических ценностей и представлений, сквозь призму которых воспринимается и осваивается окружающий мир. Межэтническая напряженность в связи с этим, как правило, обуславливается не способностью в силу различных перемен, в том числе и социально-психологических, выработать необходимую в новых условиях социальную мобильность, что требует отказа от некоторых ценностных представлений о человеке, времени и обществе. В условиях России модернизация, начавшаяся в дооктябрьский период и продолженная в годы Советской власти, оказалась реализованной лишь в технико-экономическом плане, но не в политическом и социокультурном отношениях.
В начале 90-х гг. ХХ в. внутрироссийские политические процессы привели к ослаблению центральной власти. Демократические процессы раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Качественно изменились межнациональные отношения. Все активнее стали проявляться этнонациональные интересы и устремления.
Многонациональное общество изначально менее стабильно и более подвержено межнациональным проблемам, чем этнически однородное общество. И суть вопроса сводится к тому, как сохранить баланс интересов всех наций и народностей, проживающих на одной территории. В этих условиях все более очевидной становится проблема выработки национальной политики, в которой особое внимание уделялось бы формированию общегражданского национального самосознания населения страны, которое должно доминировать над локальными этнокультурными различиями.
Идею ценности российской многонацио-нальности сформулировал В. В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой».
Можно утверждать, что это самое большое достояние. Это делает ее трудно уязвимой и непотопляемой. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать одним из приоритетов государства.