Научная статья на тему 'Этнохудожественное воспитание как важнейшее направление современного образования'

Этнохудожественное воспитание как важнейшее направление современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ АРХЕТИПЫ / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ / BASIC ELEMENTS OF CULTURE / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ETHNOCULTURAL DEVELOPMENT / ВЗРАЩИВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / CULTIVATION OF PERSONALITY / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE / РОДИТЕЛИ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / PARENTS / СЕМЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / FAMILY SPACE / ETHNOPEDAGOGY / CULTURAL ARCHETYPES / FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еникеева А. Р.

Статья посвящена рассмотрению того, что на первый план в области культуры и образования сегодня выходит этнопедагогика как способ приобщения детей к культурным корням этносов. Отмечается, что народная педагогика богата методами и средствами, которые учитывают психофизиологические развития детей. Воздействие этнокультурных традиций на личность осуществляется через передачу культурных архетипов базисных элементов культуры, формирующих модели духовной жизни. Этнокультурное развитие является основой взращивания личности, понимающей и принимающей культуру своего народа, а также осознающей себя носителем, сохраняющим и передающим эту культуру своим потомкам. Основным средством этнокультурного развития детей является фольклор. Делается вывод о том, что этнохудожественное воспитание является важнейшим направлением современного образования и требует активной работы с родителями с целью их приобщения к этнохудожественным традициям, как главному средству этнопедагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-artistic upbringing as the most important direction of modern education

The article is devoted to the consideration that ethnopedagogics is coming to the forefront in the field of culture and education, as a way of involving children in the cultural roots of ethnic groups. It is noted that folk pedagogy is rich in methods and tools that take into account the psychophysiological development of children. The impact of ethno-cultural traditions on the individual is realized through the transfer of cultural archetypes the basic elements of culture that form models of spiritual life. Ethnocultural development is the basis for the cultivation of an individual who understands and accepts the culture of his people, as well as a self-aware bearer that preserves and transmits this culture to his descendants. The main means of ethno-cultural development of children is folklore. Parents are the most vivid example for children, so they, first of all, should watch for themselves. Each action is laid in the child so deeply that it becomes a feature of his character. The parent is the bearer of folk pedagogy, which acts as the most effective method for the aesthetic education of children. As a result of the research, the conclusion is drawn that ethno-artistic upbringing, which is primarily in the family space, is the most important direction of modern education and requires active work with parents in order to introduce them to ethno-artistic traditions as the main means of ethno-pedagogy.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное воспитание как важнейшее направление современного образования»

УДК 378.02

А.Р.Еникеева

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению того, что на первый план в области культуры и образования сегодня выходит этнопедагогика как способ приобщения детей к культурным корням этносов. Отмечается, что народная педагогика богата методами и средствами, которые учитывают психофизиологические развития детей. Воздействие этнокультурных традиций на личность осуществляется через передачу культурных архетипов - базисных элементов культуры, формирующих модели духовной жизни. Этнокультурное развитие является основой взращивания личности, понимающей и принимающей культуру своего народа, а также осознающей себя носителем, сохраняющим и передающим эту культуру своим потомкам. Основным средством этнокультурного развития детей является фольклор. Делается вывод о том, что этнохудожественное воспитание является важнейшим направлением современного образования и требует активной работы с родителями с целью их приобщения к этнохудожественным традициям, как главному средству этнопедагогики.

Ключевые слова: этнопедагогика, психофизиологическое развитие детей, этнокультурные традиции культурные архетипы, базисные элементы культуры, духовная жизнь, этнокультурное развитие, взращивание личности, фольклор, родители народная педагогика, семейное пространство.

Alsu R. Enikeeva ETHNO-ARTISTIC UPBRINGING AS THE MOST IMPORTANT DIRECTION OF MODERN EDUCATION.

The article is devoted to the consideration that ethnopedagogics is coming to the forefront in the field of culture and education, as a way of involving children in the cultural roots of ethnic groups. It is noted that folk pedagogy is rich in methods and tools that take into account the psychophysiological development of children. The impact of ethno-cultural traditions on the individual is realized through the transfer of cultural archetypes - the basic elements of culture that form models of spiritual life. Ethnocultural development is the basis for the cultivation of an individual who understands and accepts the culture of his people, as well as a self-aware bearer that preserves and transmits this culture to his descendants. The main means of ethno-cultural development of children is folklore. Parents are the most vivid example for children, so they, first of all, should watch for themselves. Each action is laid in the child so deeply that it becomes a feature of his character. The parent is the bearer of folk pedagogy, which acts as the most effective method for the aesthetic education of children. As a result of the research, the conclusion is drawn that ethno-artistic upbringing, which is primarily in the family space, is the most important direction of modern education and requires active work with parents in order to introduce them to ethno-artistic traditions as the main means of ethno-pedagogy.

Key words: ethno-pedagogy, psychophysiological development of children, ethno-cultural traditions, cultural archetypes, basic elements of culture, spiritual life, ethno-cultural development, cultivation of personality, folklore, parents, folk pedagogy, family space.

На сегодняшний день, когда на первом плане в сфере искусства, культуры и образования находится народная педагогика, как возможность постижения детьми древних культурных корней народов, основной проблемой нынешнего образования является этнохудожественное воспитание подрастающего поколения.

Народная педагогика полна способами и путями, которые учитывая психолого-педагогические особенности развития детей разного возраста, всецело способствует воспитанию подрастающего поколения. Использование этих способов помогает в решении задач связанных с сохранением и передачей будущим поколениям бесценных образцов традиционной культуры. Средства и способы всестороннего воспитания детей собирались веками. Они изменялись и улучшались все эти годы в первую очередь в семейном пространстве, а так же во всей народной жизни. За длительное время были выработаны определённые поведенческие культурно-развивающие устои. «Эти устои формировались укладом жизни, постоянным трудом, послушанием в семье, взаимоуважением в обществе и неподдельным ценностным отношением к своей культуре, а также культурам других народов» [3, с.138.].

По словам известного учёного-этнопедагога Г.Н.Волкова «воспитание возникло вместе с человечеством. „.Чтобы судить об уровне педагогических знаний народа, порою приходится идти от результатов воспитания к его истокам» [2, с.19-20].

Воздействие образцов традиционной культуры, фольклора на формирование всесторонне развитого человека происходит через передачу определённых элементов - архитипов культуры. Их формирование происходит как на уровне культуры всего человечества, так и культуры этносов и супер этносов в процессе формирования творческого, художественного опыта.

Этнокультурное развитие является основой формирования личности, знающей и любящей фольклор своего народа. Главным условием этнокультурного развития детей является создание

этнокультурной среды. Это возможно в условиях фольклорного объединения: студии или ансамбля. На первый план в этих объединениях выходит формирование у детей этнокультуры.

Наиболее чёткое и всеобъемлющее определение этого термина дано АБ.Афанасьевой. «Этнокультура - это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощённых в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса» [1, с.190].

Основным средством этнокультурного развития детей является фольклор. Фольклор представляет собой систему образов, способной к самостоятельному существованию и развитию.

Фольклор - явление жизнестойкое, источник современной самобытной культуры, неисчерпаемый сосуд познания своей индивидуальности и окружающего мира. В песнях, танцах и играх заключен колоссальный объем возможностей для развития в детях активности, фантазии, положите-льного мировосприятия. Фольклор способен утолить детскую жажду в действии, в стремлении к пониманию, в душевном общении. Он является пищей для ума, воспитывает стойкость перед лицом неудачи, позволяет ребенку научиться принимать взвешенные и обдуманные решения, направленные на его саморазвитие. Особое воспитательное значение фольклора заключается в том, что он является одним из важнейших средств воспитания уважения к культуре, как своего, так и другого народа. Это очень важный фактор в нашем Российском государстве и, конечно же, в многонациональной Республике Татарстан.

Младенческий возраст является первым шагом человека в фольклорную среду. Всё, что окружает новорожденного, - это его семья, которая непосредственно влияет на восприятие и ощущение ребёнком нового, совершенно незнакомого ему мира и на возникновение его первых эстетических чувств. Это время необыкновенных колыбельных песен, которые не просто укачивают ребёнка, но и передают ему любовь матери и представление о самом прекрасном художественном творении человека - музыке. «А в ответ на детские ласковые песенки младенец отвечает улыбкой, радостным лепетом, пытается своим голосом встроиться в звуки песни» [3, с.6].

Младший дошкольный возраст длится от 1 до 4 лет. Это время появления членораздельной речи, вначале ребенок произносит первые слоги, а потом - первые слова. На слова он начинает нанизывать простейшие мелодии и рождать сам песенки. Это пение первых простых мелодических отрывков закладывает основу формирования музыкального слуха и певческого голоса. С помощью этих простейших песенок, ребенок начинает формировать свою музыкальную память и развивать заложенный свыше творческий потенциал. В детском фольклоре существуют специальные произведения: потешки, прибаутки, сказки, обращения к животным, птицам, растениям, погружающие малыша в большой и очень интересующий его мир. Слушая произведения простейшего детского фоль-клора, дети начинают их копировать, в это время в их сознании образуются всевозможные связи, способствующие использованию при пении таких способов музицирования как интонирование, ритмичность, динамика.

Дети младшего возраста обладают неуёмной способностью подражания и подражают они в первую очередь самым близким им людям - родителям. Поэтому родители в это время являются важнейшим, необходимым и ярким примером для детей. Этот факт накладывает на взрослых огромную ответственность и необходимость строго следить за собой. Любое их действие проникает в ребёнка так сильно, что формирует его характер. Родитель для детей в этом возрасте - главный носитель народной педагогики, выступающей в роли важнейшего метода эстетического, нравственного, физического и трудового воспитания. Ряд моментов имеют огромное влияние на будущее ребёнка. Это отношения между родителями, их социальная значимость, отношение к другим людям и явлениям, трудоспособность, творческие способности и проявления, отношение к искусству, - все это входит в ребёнка и остаётся с ним на всю его долгую жизнь, формируя его сценарий жизни, его успехи и поражения, его удачи и проблемы.

Старший дошкольный возраст длится с 4 до 7 лет. В это время у детей появляется самостоятельность. Испокон веков народные игры детей в этот период сопровождались простыми песнями с примитивными интонациями, Эти игры и сегодня в этнохудожественном образовании разучиваются детьми очень быстро и становятся фундаментом для их музыкального и танцевального становления. В старшем дошкольном возрасте на развитие детей особенно оказывает воздействие общение с себе подобными и старшими детьми. Дети используют фольклор для общения в играх, как хороводных со считалками, так и в сюжетных - «Дочки, матери», «Казаки, разбойники» и т.п. Общаясь со старшими детьми, маленькие перенимают у них элементы песен, игр, танцев. Весь бесценный детский фольклорный материал служит детям основой для импровизации,

что имеет позитивное влияние на формирование их воображения, а за тем и творческих способностей.

Младший школьный возраст распространяется на детей от 7 до 10 лет. В этом возрасте дети раньше уже были причастны к различным видам домашней трудовой деятельности. Они занимались уборкой, смотрели за домашней птицей, готовили, иногда плели лапти, выполняли простые сельскохозяйственные работы, помогали пастухам пасти стадо. На пастбище дети научались играть на простейших пастушьих духовых инструментах, подпевали взрослым трудовым песням на поле.

К 10 годам ребёнок владел первичными умениями некоторых ремёсел, первоначальными навыками инструментального песенного фольклора и начинал творчески осознавать более сложные народные песни и музыкальные инструменты. Дети постепенно овладевали характерными чертами и способами импровизации музыкального фольклора. Они принимали участие первоначально в качестве наблюдателей, а потом и в качестве участников на всех праздниках и обрядах.

Дети в этом возрасте уже многое знали, ценили и любили из образцов народной культуры. Весной они кричали заклички, обращаясь к солнцу, дождю, птицам. Просто в общении и играх использовали прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, загадки. Многие из этих произведений детского фольклора не проговаривались, а распевались на простые мелодии. Изучая произведения детского фольклора Г.М. Науменко утверждал, что произведения детского фольклора «не поются, а музыкально проговариваются полуречевым - полупесенным произношением» [3, с.17].

Подростковый возраст. В этом возрасте, как в прошлом, так и настоящем времени влияние на детей выходило и выходит за рамки одного только семейного и школьного пространства. Очень большое значение для детей в этом возрасте имеют сверстники. Подростки желают самоутвердиться в глазах своих сверстников и старших товарищей буквально во всём. В прошлом они переходили из наблюдателей в активных участников праздников и обрядов. Очень мощно дети данногот возраста в прошлом вбирали в себя достижения старших поколений во всех его проявлениях. Это и взгляды, и суждения, и нормы поведения, и произведения народной художественной культуры.

Праздники и обряды в прошлом имели колоссальное влияние на подростков. На них дети данного возраста проявляли все накопленные ранее знания, умения и навыки. Кто-то отлично пел, кто-то мог превзойти всех необыкновенным талантом в танце, кто-то в игре на музыкальном инструменте, а кто-то мог искусно изготовить праздничные предметы декоративно-прикладного творчества. Обряды и праздники являлись ареной для развития фантазии, творческого преобразовательного мышления, становления народных умельцев, музыкантов и мастеров. Родители же всецело способствовали этому развитию и с удовлетворением наблюдали творческий рост своих детей. Родители играли и играют самую важную роль в народной педагогике, потому что, родив ребёнка, они способствуют и следят за его развитием на протяжении всего его становления.

Таким образом, этнохудожественное воспитание, зародившись в глубокой древности на много раньше, чем появилось официальное образование и школы, находящееся сегодня в первую очередь в семейном пространстве, является важнейшим направлением современного образования. Этнохудожественное воспитание требует активной работы с родителями с целью их приобщения к фольклору, как главному средству этнопедагогики. Этнохудожественное воспитание необходимо активно внедрять в систему школьного и дополнительного образования детей, создавая фольклорные студии и ансамбли, изучающие, возрождающие и развивающие этнохудожественные традиции народов многонационального Российского общества.

Литература

1. Афанасьева А Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершен-ствования//Проблемы педагогики и психологии. СПб.: изд. РГПУ им..Герцена А.И. - №3, 2009. - С. 189-195

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Волков Г.Н. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.

3. Науменко Г.М. Фольклорная азбука // Методика обучения детей народному пению - М.: ЗАО Изд-во «Современная музыка», 2013. - С.138.

References

1. Afanas'yeva A. B. Etnokul'turnoye obrazovaniye: sushchnost', struktura soderzhaniya, problemy sovershen-stvovaniya//Problemy pedagogiki i psikhologii. SPb.: izd. RGPU im..Gertsena A.I. - №3, 2009. - S. 189-195

2. Volkov G.N. Etnopedagogika. / Volkov G.N. - Cheboksary: Chuvashskoye knizhnoye izdatel'stvo, 1974. - 376 s.

3. Naumenko G.M. Fol'klornaya azbuka / / Metodika obucheniya detey narodnomu peniyu - M.: ZAO Izd-vo «Sov-remennaya muzyka», 2013. - S.138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.