5. Богословский, В. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход / В, Богословский, Е. Караваева, А. Шехонин // Высшее образование В России. - 2007. - №10.
Статья поступила в редакцию 12.05.09
УДК 37.03 72.03
И.Г. Иванова, аспирант КГУКИ, г. Казань, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА В ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке педагогических условий процесса этнохудожественно-го воспитания личности на основе использования календарного игрового фольклора. Обоснована актуальность проблемы, дано определение понятия этнохудожественное воспитание, изложены разработанные автором педагогические условия, включающие разработку учебнометодического комплекса, методологию исследуемого процесса.
Ключевые слова: этнохудожественное воспитание, социально-педагогические функции, педагогические условия, методологические подходы, детский календарно-игровой фольклор.
Возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения культурной идентичности, самобытности и культурного наследия каждого народа. Культура народов России выполняет в обществе ключевую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности. В связи с этим одним из важнейших направлений в русле духовно-нравственного развития личности становится этнохудожественное воспитание. Актуальность этнохудожественного воспитания молодежи в современных условиях отражается во многих важнейших правительственных программах, а также в международных актах ЮНЕСКО «Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора» (1989 г.), законах РФ «Об образовании» и «О культуре» (1992 г.). В частности, задача повышения роли и значения традиционной культуры и национально-культурного наследия России в образовании рассматривается в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Методологическую основу процесса этнохудожественного воспитания составили идеи Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и других выдающихся русских философов о значимости отечественного национально-культурного и культурно-исторического наследия для судьбы России, о национальном характере и национальных образах мира. Основополагающее значение имеют труды выдающихся русских педагогов: П.П. Блонского, В.И. Водовозова, К.Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и других. Средством этнохудожественного воспитания выступает народная художественная культура. Ценностно-
смысловой потенциал этнохудожественной культуры отражается в ее ведущей функции - интегративной, для выполнения которой выработаны целостные системы, раскрывающие суть народного миропонимания по важнейшим философским вопросам в жизни человека, общества и природы. Ответы на философские вопросы бытия даются народной культурой в форме эстетически и логически завершенных художественных систем [1]. Мы используем в качестве руководства к нашему исследованию одну из ведущих этих систем, а именно, целостный календарно-обрядовый комплекс, формирующий ритмичность, «экологичность», «природосообразность» жизни человека в течение года, создающий условия для полноценного общения людей, наполненный духовным содержанием с необходимым для физического и психического здоровья чередованием труда и отдыха, обладающий высокой этической и эстетической ценностью.
Проблеме этнохудожественного воспитания личности посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, И.Ф Гончарова, Л.В. Ершовой, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, И.Ю. Павловой, Ф.Ш. Салитовой, С.А. Хамматовой, Я.И. Ханбико-
ва и др. Вопросы этнопедагогики, этнохудожественной культуры освещались в исследованиях Г.С. Виноградова, В.Е. Гусева, В.А. Разумного, И.И. Земцовского, А.С. Каргина, М.П. Чередниковой, Н.В. Леоновой и т.д. Проблеме воспитания подрастающего поколения средствами этнокультуры посвящены работы А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буевой, Л.Н. Когана, Д. С. Лихачева и др. Проблема приобщения детей к этнической культуре и народному художественному творчеству как фактору духовно-нравственного и творческого развития личности рассматривается в работах М. Л. Бирюковой, В.Ф. Канева, О.В. Резановой, Т.Я. Шпикало-вой. Социально-педагогические функции фольклора отражены в работах М.С. Жирова, Г.А. Коровкина, Н.Ю. Новицкой, С.В. Приходько, Г.А. Романова, Т.К. Рулина, Л.В. Фибих.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и научная неразработанность явились основой для проведения экспериментального исследования. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий процесса этнохудожествен-ного воспитания личности школьника на основе использования детского календарного игрового фольклора. Объектом исследования выступает процесс этнохудожественного воспитания. Предмет исследования - совокупность педагогических условий, способствующих эффективному использованию детского календарного игрового фольклора в процессе этнохудо-жественного воспитания. Процесс этнохудожественного воспитания личности школьника на основе использования детского календарного игрового фольклора будет эффективным если разработаны и внедрены необходимые педагогические условия, включающие: а) отбор и систематизация адаптированного применительно к учебно-воспитательному процессу в условиях образовательных учреждений календарного игрового фольклора; б) разработка учебно-методического обеспечения процесса этнохудожественного воспитания, необходимого для эффективного использования детского календарного игрового фольклора; в) использование разнообразных, соответствующих специфике исследования форм, методов и принципов этнохудожественного воспитания.
Этнохудожественное воспитание - это этнопедагогиче-ский процесс, направленный на воспитание этнической культуры личности, формирование и развитие этнокультурной компетентности, обладающий огромным педагогическим потенциалом и выполняющий эстетическую, психологическую, физиологическую функции для всестороннего развития личности. Средством этнохудожественного воспитания в нашем исследовании выступает календарный фольклор, в частности, детский игровой фольклор. Феномен «фольклор» имеет различные трактовки в определении и характеристике: первичная аутентичная культура этнической общности (Л.И. Васеха); «хранилище мудрости и жизненной силы народа» (Л. Л. Куприянова); «важнейший компонент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий определенные
циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий (А.С. Каргин); совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности (Рекомендации ЮНЕСКО).
Одной из форм приобщения детей к фольклору, как элементу народной художественной культуры, отвечающей особенностям детской психики, является знакомство с ним в процессе традиционной народной игры. Игры народные - это термин, которым мы обозначаем как, собственно, игры, так и различные зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую развлекательную основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального, песенного, поэтического и изобразительного искусства. Многовековой опыт человечества доказывает, что детская народная игра имеет громадный педагогический потенциал и является важнейшим средством этнохудожественного воспитания: игра является важным педагогическим средством регулирования отношений детей и педагогов; ее суть в способности преображать действительность; в игре впервые проявляется и формируется потребность ребенка воздействовать на мир; она имеет такое же непреходящее образовательное значение, как и народная поэзия, легенды, сказки и т. д. Игра - это своеобразная школа социализации ребёнка, играть - для ребёнка означает осваивать социальный опыт. По мнению Е. Покровского, «игра представляет собою один из методов, посредством которого ребенок мало-помалу вступает в общение с внешним миром» [2].
Детские фольклорные игры можно разделить на три типологические группы: драматические (творческие), спортивные и хороводные. В этом плане детский игровой фольклор, как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Отметим также его роль в формировании механизмов мышления и личностного потенциала, а именно: регуляция социо-психогенных потребностей в самовыражении, творчестве, коммуникативности, снятие социальной напряженности и т.д. Таким образом, детский игровой фольклор является средством, инициирующим нужные потребности, способствующим появлению соответствующих видов поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает возможность целенаправленного формирования определенных личностных качеств у учащихся.
Мы выделяем следующие функции детской календарной фольклорной игры: а) физическое развитие личности школьника; б) формирование нравственного начала в личности (нравственное становление личности); в) воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю; г) знакомство посредством фольклорной игры с окружающей действительностью, налаживание взаимодействия с социосредой; д) развитие творческих способностей личности. С учетом вышеуказанных функций нами осуществлялись отбор и систематизация материала календарного игрового фольклора, адаптация его применительно к учебно-воспитательному процессу школьников в условиях образовательных учреждений. Основное внимание при этом уделялось педагогическому потенциалу фольклорного материала - это развивающие, обучающие, воспитательные его ресурсы, а также учет социально-пространственного временного поля игры.
Последующим этапом явилась разработка учебнометодического обеспечения процесса этнохудожественного воспитания, способствующего эффективному использованию детского календарного игрового фольклора. С этой целью автором было разработано учебное пособие «Играем, играем -всех потешаем!» [3]. Это учебное пособие призвано способствовать более глубокому пониманию русских народных традиций, обрядов и обычаев, календарных детских игр, является своеобразной малой энциклопедией народных знаний об окружающем нас мире, содействует формированию мировоззрения младших школьников средствами народного искусства. Следующее учебно-методическое пособие «Детский кален-
дарный фольклор» нацелено на комплексный подход в преподавании детского фольклора, дает чёткое представление о круге изучаемых проблем, методологических основах, формах и видах деятельности, предполагает обогащение целостной воспитательной работы на основе педагогически осмысленных примеров детских фольклорных игр [4]. Автором также разработана образовательная и развивающая программа «Волшебный мир фольклора» [5], рассчитанная на три года обучения (с первого по третий классы) для детей разных уровней музыкальных способностей, являющаяся важным звеном в комплексном этнохудожественном воспитании учащихся. В помощь организатору детского фольклорного досуга, автором разработано учебное пособие «Фольклорный праздник и народные игры», освещающее вопросы сохранения национальных традиций, установления связей между старой, традиционной и современной культурой. Автор не ограничивается рамками традиционного игрового фольклора, а предполагает использование авторских вариантов традиционных игр, их разновариантных переработок.
Следующим педагогическим условием выступает использование разнообразных, соответствующих специфике исследования форм, методов и принципов этнохудожественного воспитания на основе применения детской календарной фольклорной игры. В процессе планирования и организации учебных занятий мы использовали следующие методологические подходы:
а) культурологический подход, позволяющий рассматривать процессы этнохудожественного воспитания в русле концепций культурогенеза и этногенеза, при этом культуросооб-разность становится важнейшим условием развития этноху-дожественного воспитания и средством реализации его национальной идеи;
б) художественно-эстетический подход - это взаимосвязь этнохудожественного и эстетического воспитания личности на основе освоения специфики художественно-образной системы разных пластов искусства. В основе этого подхода собственно человеческое отношение личности к миру вещей и миру людей, а также закономерности порождения смысла произведений искусства. Любое произведение народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодирована богатейшая этнокультурная информация. Прочтение этих знаков, символов, понимание и освоение средств художественной выразительности, ведет к присвоению личностью эстетики, духовности и гармонии, заложенных в глубинах содержания произведений искусства;
в) интегративный подход обеспечивает качественно новый уровень этнохудожественного воспитания, в процессе которого немаловажное значение приобретает интегрирующее начало, способное комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности (психофизиологический, психический, личностный). Такими универсальными качествами обладает синкретичная и полифункциональная традиционная художественная культура, в частности, календарный фольклор, позволяющий рассматривать народное искусство как явление, обладающее интегрирующими качествами, обеспечивающими художественно-эстетический синтез разных уровней, видов и типов народного художественного творчества, синтез народного искусства и т.д.;
г) личностно-ориентированный подход означает, что центром учебно-воспитательного процесса является растущая личность и это, в целом, обеспечивает полноценное вхождение личности в культуру. Этот подход позволяет видеть процесс развития личности в контексте концепции гуманизации образовательной системы и рассматривать народную культуру и искусство как явления, способные комплексно воздействовать на различные уровни индивидуальности, влиять на ее нравственно-эстетическое и творческое развитие. При этом, применение данного подхода в обучении и воспитании предоставляет право обучаемому лично участвовать в творческой интерпретации известных ему образцов народного художественного творчества;
12З
д) этнорегиональный подход позволяет органично внедрять в этнохудожественное воспитание региональный компонент. Этнорегиональный компонент в содержании учебной деятельности помогает идентифицировать субъективный опыт личности с этнокультурными особенностями своего региона, психологию этноса со спецификой национальных обычаев и традиций, с художественной культурой других народов, что способствует, в целом, формированию национального самосознания, уважительному, толерантному отношению к иным культурам и народам;
е) экологический подход означает сохранение единства и связи человека с родной землей, с природой как основой художественного творчества. В народной культуре и искусстве природа - всегда выразитель красоты, добра, она слита с нравственным миром и поэтому «природное» выступает как критерий человеческих ценностей. Экология природы, экология культуры не может не включать экологию этнической культуры и народного искусства. Этот подход предполагает включение в содержание этнохудожественного воспитания широкого спектра народных художественных традиций разных регионов, общение с которыми поможет сформировать у учащихся ценностное отношение к окружающему природному миру единой планеты Земля;
ж) деятельностный подход - это неразрывность теоретической и практической сторон обучения и воспитания на основе использования народных традиций. Он помогает развивать естественную мотивацию художественного творчества, способность контролировать и оценивать ее результаты. Деятельностный подход позволяет педагогу выстраивать гибкую методику обучения, адаптированную к опыту сохранения и развития традиций народной культуры того или иного региона.
В процессе этнохудожественного воспитания личности средствами детского календарного фольклора, в частности, детской фольклорной игры мы применяли следующие основные принципы, способствующие повышению эффективности исследуемого процесса: а) природосообразности; б) культуро-сообразности; в) интегративности. Следуя особенностям календарного фольклора и учитывая специфику фольклорной игры, нами использовались различные формы учебноБиблиографический список
воспитательного процесса, включающие, как учебную, так и внеучебную деятельность учащихся. Во внеучебной работе мы использовали различные виды социокультурной деятельности (культпоходы в театры и на концерты детских фольклорных коллективов, посещение выставок народных промыслов и музеев национальной культуры, участие в конкурсах и фестивалях, национальных народных праздниках и т.д.).
Обобщим изложенное выше. Возросшее внимание к развитию национальных культур народов России отражается во многих государственных документах и программах ЮНЕСКО. Одним из инновационных направлений современного образования является этнохудожественное образование, определяемое как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. В этом контексте этнохудожественное воспитание является предметом исследования многих современных ученых, что подтверждает актуальность данной проблемы в педагогической науке.
Предметом нашего исследования выступает разработка педагогических условий, способствующих эффективному эт-нохудожественному воспитанию на основе использования детского календарного игрового фольклора. С учетом социально-педагогических функций календарного игрового фольклора осуществлялся отбор и систематизация материала, адаптация его применительно к учебно-воспитательному процессу школьников в условиях образовательных учреждений. Последующим этапом явилась разработка учебнометодического комплекса, включающего учебную программу, два учебных пособия и учебно-методическое пособие. С целью повышения эффективности исследуемого процесса применялись различные методологические подходы (культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориентированный, этнорегиональный, экологический, деятельностный) и ведущие принципы (природосообразности, культуросообразности, интегративности.). Результаты формирующего эксперимента подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
1. Павлова, И.Ю. Вопросы этнохудожественного образования: аксиологический аспект / И.Ю. Павлова // Высшее образование в России. - М., 2008. - № 3.
2. Кузьмина, Н.П. Игровой фольклор в молодёжной среде: учебное пособие / Н.П. Кузьмина. - Казань: КГУКИ, 2005.
3. Иванова, И.Г. «Играем, играем - всех потешаем!»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2006.
4. Иванова, И.Г. Детский календарный фольклор: учебно-методическое пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Астория», 2007.
5. Иванова, И.Г. Волшебный мир фольклора: учебная программа / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2008.
6. Иванова И.Г. «Фольклорный праздник и народные игры»: учебное пособие / И.Г. Иванова. - Казань: «Окей», 2009.
Статья поступила в редакцию 15.04.09
УДК 372.3 (57)
Ю.Б. Петросов, аспирант НГГУ, г. Нижневартовск, Т: 89226553500
НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
В статье показана взаимосвязь процесса модернизации начального профессионального образования и процесса профессионального становления будущего специалиста, обеспечивающего потребности личности и общества. На основе официальных статистических данных, а также результатов исследовательской работы выделен региональный аспект.
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, тенденции, развитие, цели, содержание, профессиональное становление личности.
В современной науке за образованием почти единогласно признается задача обеспечения становления человека как личности во всей совокупности социальных ролей, отношений и связей. Используя общее образование как базис, профессиональное образование создает условия для профессионального становления личности - управляемого процесса активного ов-
124
ладения субъектом труда системой профессиональных знаний и компетенций, необходимых на данном этапе овладения профессией, создания моделей дальнейшего профессионального развития. Данный процесс сопровождается приобретением или изменением профессионально важных качеств личности и формированием позитивного отношения к профессии.