ФИЛОСОФИЯ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО
Ф Ф Ф Ф ¿fe Ф Ф Ф ффффффффф ф ф ффф ф ф ф
Ф.С. Файзуллж, Т.Ф. Файзуллин УДК316.35.39
ЭТНИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА*
ЗНАКОМЬТЕСЬ: член редколлегии журнала Файзуллин Фаниль Саитович (р. 20.05.1942, БАССР), философ, социолог, политолог. Д-р филос. наук (1983), проф. (1984). Действительный член Академии наук РБ (1991). Засл. работник высшей школы РФ (2003), засл. деят. науки БАССР (1985). Окончил филол. факультет БашГУ (1966). С 1972 г. преподает в УГАТУ, с 1985 г. — зав. кафедрой философии. В 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Городской образ жизни как объект регулирования» (Саратов), в 1983 г. — докторскую по теме «Теоретико-методологические основы исследования и управления городом как системой» (Новосибирск).
Ф.С. Файзуллин создал общепризнанную научную школу в области социальной философии и социологии. Автор более 600 научных работ, в т.ч. 40 монографий, учебников и учебных пособий. Подготовил 152 доктора и кандидата наук.
Главные направления научных исследований: развитие наций и межнациональных отношений, социальная дифференциация и стратификация общества, теория ценностей и ценностных ориентаций, духовная культура и образование, управление социально-экономическими процессами в новых условиях, этническое сознание и самосознание, социология регионов, социология города.
Соч.: Демократизация российского государства. СПб.; Уфа. 1995; Социология города. Уфа, 1997; Этническое сознание и этническое самосознание. Уфа, 2000, Гносеологический анализ ценностей и ценностных ориентаций. М., 2008; Социальная структура и социальная стратификация. Уфа, 2009; Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике. Уфа, 2011; Этнос как субъект общественных отношений. Уфа, 2013 и другие.
Награжден орденом Салавата Юлаева (2011), Почетной грамотой Верховного Совета БАССР (1983), Министерства образования РФ (1986) и медалями П. Сорокина и АГН «За вклад в науку».
INTRODUCING a member of the editorial board Fanil S. Fayzullin.
The main research area: the development of nations and interethnic relations, social differentiation and stratification of society, the theory of values and its orientations, spiritual culture and education, management of social and economic processes in a new environment; ethnic consciousness and self-awareness, regional sociology, urban sociology.
Scholarly publications: Sociological Problems of the City. Saratov, 1981 (In Russ.); Democratization of the Russian State. St. Petersburg; Ufa, 1995 (In Russ.); Urban Sociology. Ufa, 1997 (In Russ.); Ethnic Consciousness and Self-Awareness. Ufa, 2000 (In Russ.); Epistemological Analysis of Values and Value Orientations. Moscow, 2008 (In Russ.); Social Structure and Social Stratification. Ufa, 2009 (In Russ.); Social Justice and Ways of Its Implementation in National Politics. Ufa, 2011 (In Russ.); Ethnicity as a Subject of Public Relations. Ufa, 2013 (In Russ.) and others.
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-13-02009, «Научно-образовательный потенциал региона и пути повышения эффективности его использования»
Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик АН РБ, заведующий кафедрой философии общенаучного факультета Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: philosugatu@mail.ru
Файзуллин Тагир Фанилевич, докторант кафедры философии Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail:philosugatu@mail.ru
Fanil S. Fayzullin, Prof. Dr.Sc. (Philosophy), pull Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Head of the Chair of Philosophy at the Department of General Sciences, Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russia), e-mail:philosugatu@mail.ru
Tagir F. Fayzullin, Doctoral Student, Chair of Philosophy, Ufa State Aviation Technical University (Ufa, Russia), e-mail: philosugatu@mail.ru
©Файзуллин Ф.С., Файзуллин Т.Ф., 2014
В статье анализируется роль и значение этничности как социального потенциала в развитии современного общества. Этничность определяется как свойство человеческого сообщества, разграничивающее одну объективно существующую этническую общность от другой. Являясь уникальной, специфической, этничность находит свое воплощение в материальных и духовных ценностях: культуре, религии, традиции, языке, менталитете, в сознании и самосознании народов. Исторический опыт свидетельствует о том, что этнические духовные начала значат для индивида гораздо больше, чем его принадлежность к политическим партиям, социальным группам, религии, общественной или другой организации. «Этничность», «этническое начало» оказались не псевдореальностью, не архаизмом, не искусственно выдуманной проблемой, а тем ядром, вокруг которого объединялись и объединяются индивиды, и тем мощным фактором, который оказывает существенное влияние на социальный прогресс. Этничность на современном этапе общественного развития остается востребованной, этнические ценности не девальвируются в условиях интеграции государств, а, наоборот, становятся объектом защиты и приумножения со стороны членов общности, поскольку через них этнос находит в себе новые силы для дальнейшего развития. В России этносы получили уникальную возможность для реализации в новых условиях своего потенциала через повышение роли этнического фактора в оказании влияния на социально-экономические, политико-правовые и духовно-культурные процессы в обществе. Проводимая в обществе политика должна быть направлена на то, чтобы этнические факторы способствовали социальному прогрессу и гармонизации межнациональных отношений в мире.
Ключевые слова: этничность, социальный потенциал, этнический фактор, этническая общность, нация, суверенитет
Fanil S. Fayzullin, Tagir F. Fayzullin
ETHNICITY AS A SOCIAL POTENTIAL FOR SOCIETY'S DEVELOPMENT
The article considers the role and value of ethnicity as a social potential in the development of modern society. Ethnicity is defined as a property of the human community which differentiates one objectively existing ethnic community from another. Being unique, specific, ethnicity finds its embodiment in the material and spiritual values: culture, religion, tradition, language, mentality, in the human mind and consciousness. The historical experience shows that ethnic spiritual principles mean for the individual much more than his/her belonging to political parties, social groups, religion, social or other organizations. "Ethnicity", "ethnic origin" were not like a pseudo-reality, archaism, an artificially invented problem, but a nucleus around which individuals unite and a powerful factor that has a significant impact on the social progress. At the present stage of social development ethnicity is needed, ethnic values do not devalue under conditions of integration of states, on the contrary, they become an object of protection and enhancement of members of a community, since due to them an ethnos finds the new strength for further development. Ethnic groups in Russia under new conditions have a unique opportunity to realize their potential, which is manifested in increasing the role of an ethnic factor in influencing socio-economic, legal and political, spiritual and cultural processes in society. Policy conducted in a society should be directed to the contribution of ethnic factors to the social progress and harmonization of interethnic relations in the world.
Key words: ethnicity, social potential, ethnic factor, ethnic community, nation, sovereignty
В современной научной литературе сложились различные подходы к пониманию роли этнического составляющего общества в процессе его развития и использованию его потенциала в реализации основных целей социального прогресса. Этот процесс, происходящий во все времена, зависел от конкретной исторической, общественной, экономической, этнической ситуации. Он сопровождался выработкой определенной стратегии мышления, линии поведения, основы которого начали анализироваться в научной литературе относительно недавно. Однако происходящие в обществе события
требуют новых подходов к исследованию этих процессов.
Многие исследователи предлагают различные подходы к исследованию этничности как одной из форм социальности в современных условиях, но многие из них не всегда основаны на реальности нашего полиэтнического государства. Этничность — понятие широкое. Оно включает в себя не только процессы этнической идентификации, выработки этнического сознания и самосознания, но и процессы формирования этнических общностей, их взаимодействия с другими подобными общностями. Этнич-
ность, по нашему мнению, являясь одной из форм социальности, выделилась из нее на определенном этапе развития человеческого общества, в частности, когда различные первичные кровнородственные этнические общины (роды, племена) начали взаимодействовать с другими аналогичными группами. Результатом этого взаимодействия стало обнаружение взаимного отличия в самых разных сферах: одежде, быте, языке, особенностях поведения и т.д. Отсюда и проистекает предпосылка национального самосознания, которая связана с делением общества на «мы» — «они». Таким образом, этничность можно определить как свойство человеческого сообщества, разграничивающее одну объективно существующую этническую общность от другой [I, с. 33].
Являясь уникальной, специфичной, эт-ничность нашла свое воплощение в материальных и духовных ценностях: в культуре, религии, традициях, языке и менталитете, в сознании и самосознании народов. Приверженность индивидов к своим этническим корням, культуре, языку и т.п. нельзя трактовать лишь как дань традициям и уважение к «корням» или же лишь как чувство принадлежности к воображаемым сообществам и мифам. Этничность есть более сложное и многогранное явление, обладающее огромным потенциалом развития и способствующее социальному прогрессу общества.
Этническая идентичность способствует человеку и этнической группе определить свое место в окружающем социокультурном пространстве, построить систему отношений в условиях межэтнических контактов. Потребность индивида в эмоциональной связи с определенной этнической группой, в ощущении моральных обязательств перед ней (а иногда и в жертвенности) лежит в едва уловимых и не до конца осознаваемых пластах человеческой психологии. Во многом это объясняется тем, что этнос для человека есть наиболее понятная и стабильная во временном измерении общность, в которой он может получить относительную поддержку и возможности для самореализации и реализации своего потенциала.
Этничность для человека — это способ адаптации в сложном мире общественных
отношений и в социальной среде своего существования, возможность удовлетворения духовных, морально-эстетических потребностей, неизбежно возникающих в ходе практической деятельности.
Осознание своей принадлежности к определенному этносу, собственные ощущения человеком своей этничности, в принципе, не дают индивиду никаких реальных практических выгод. Этничность, будучи скорее духовным, психологическим образованием, способствует лишь приобщению к духовному миру, богатству и ценностям определенного этноса. В мире нет и не может быть безнационального человека. Наоборот, чем больше народов и культур, тем лучше. Стирание, растворение этого многообразия приведет как к обесцениванию жизни и ослаблению жизненной энергии человека и общества, так и к снижению уровня реализации своего потенциала, что неизбежно вызовет распад государства.
Не случайно, имеющее место быть в современном мире широкое распространение массовых радикально-национальных движений весьма остро ставит вопросы, связанные с ролью и местом этничности и ее важнейшим проявлением — этнонационализмом как в судьбе полиэтнических стран, так и в процессах глобализации. Поэтому необходимо изучать взаимодействие этнического национализма, с одной стороны, с государством, а с другой — с процессами глобализации, более внимательно.
Важность рассмотрения этнической идентичности в данном аспекте продиктовано тем, что наиболее распространенные в настоящее время подходы к этнополитичес-кой проблематике часто приобретают, особенно в России, политическую окраску. Зачастую исследователи, копируя западные образцы конструктивистских и инструмента-листских концепций этничности, фактически обосновывают необходимость внедрения жестких интеграционных, универсализирующих идеологий взамен необходимости учета этнокультурного многообразия, коллективных прав и интересов этнических групп. При этом подчеркивается, что этничность, этническое возрождение и этнический национализм есть лишь устремления элит, искусственные конструкты [2, с. 64—78; 3].
С этой позицией нельзя согласиться. Некритичное применение указанных подходов к этничности, без анализа и учета реальных и объективных процессов, явлений, во многих случаях может оказаться вредным и даже опасным для целостности и гражданского спокойствия государства, соблюдения индивидуальных прав личности и коллективных прав общностей. Если рассматривать этничность как искусственный конструкт, то процесс социализации индивидов могут признать также навязанным. Однако пока человечество не изобрело других способов воспроизводства себя как социального вида кроме как через приобщение нового поколения людей к своим социальным и культурным ценностям. И эти процессы становятся основополагающими в этнизации индивидов, в приобщении ими тех социальных навыков и способностей, которые помогают им воспроизводить не только свой род и биологическую популяцию, но и основы социальности как залога существования самого общества. Процесс социализации — это способность воспроизводить человеческое общество в его целостности и особенности через проявления как общечеловеческих, так и этнических особенностей. Он сопровождается не только познанием окружающего бытия, но и самопознанием, приобретением как общих, так и особенных специфических качеств. В человеке всегда органически сочетаются общечеловеческие и специфические этнические параметры, поскольку он одновременно представляет, во-первых, человеческий род и, во-вторых, определенную этническую группу. Поэтому говорить об эт-ничности как о навязанной социальности настолько же глупо, как утверждение, что индивид рождается уже зрелым человеком и нет никакой необходимости в его приобщении к человеческим ценностям.
Независимо от того, какова культурная ситуация в тот или иной исторический период, процесс приобщения индивидов всегда был и остается незыблемым условием существования человеческого общества. Общеизвестно, что в каждом новом поколении человечество воспроизводит самого себя, но на более высокой стадии своего развития. В этом проявляется не только стабильность
его существования, но и основы его дальнейшего развития. Диалектика жизни такова, что все предыдущее существование неизбежно повторяется, а всеобщие проявления многочисленных связей возобновляются. И эта стабильность, повторяемость обнаруживается в перманентном воспроизводстве этническими общностями в последующих поколениях. Наличие устойчивых социальных общностей — этносов — придает характер устойчивости социальным связям. Они выражают общие атрибуты человечества и общества, в то же время им присущи некие единичные и особенные черты, которые как объединяют, так и разъединяют их. Но вместе эти противоположности ведут к единству содержания существования и формы организации общества, способствуя выявлению его сущностных основ и связей через такие явления, как этнические общности.
Конец XX — начало XXI в. наглядно доказали, что этнические духовные начала значат для индивида гораздо больше, чем его принадлежность к политическим партиям, социальным группам, религии, общественной или другой организации. «Этничность», «этническое» оказались не псевдореальностью, не архаизмом, не искусственно выдуманной проблемой, а тем ядром, вокруг которого объединялись и объединяются индивиды, и тем мощным фактором, который оказывает существенное влияние на ход исторического развития цивилизации. Подтверждение этому мы находим в современных процессах активизации этнических общностей, в возросшем этническом сознании и самосознании на личностном и коллективном уровне. Этничность на новом витке общественного развития стала востребованной членами этноса. Это свидетельствует о том, что этнические ценности не девальвируются в условиях интеграции государств, а, наоборот, становятся объектом пристального внимания со стороны членов общности, поскольку в них и через них этнос находит в себе новые силы для дальнейшего развития.
Этносы, ставшие реальной силой и двигателем общественного развития, в новых условиях получили уникальную возможность для реализации своего потенциала, которая проявляется через повышение роли этни-
ческого фактора в оказании влияния на социально-экономические, политико-правовые и духовно-культурные процессы в обществе.
На наш взгляд, роль этнического фактора в развитии общества заключается в том, что он выступает как неформальный регулятор общественных отношений, учитывая не только общее в социальных процессах, но и вынуждая обращать внимание на частные моменты. Это способствует более динамичному развитию не только самих общностей, но и всего общественного организма.
Значение этнического фактора в общесоциальных процессах видится в том, что он помогает конкретизации тех программ, которые осуществляются в государствах и ведет к социальному прогрессу общности, придавая целенаправленный характер общественному развитию, уравновешивая шансы этнических общностей в достижении их целей и реализации интересов. Немаловажно и то, что этнический фактор выступает как показатель социальной справедливости, напоминая государству о возможных перекосах в его развитии по отношению к малочисленным общностям.
Повышение роли этнического фактора в современных условиях связано с рядом причин, прежде всего, это повышение уровня этнического сознания и самосознания народов. Разрушение узких границ этнического бытия, вовлечение в сферу мирового сообщества ранее «самодостаточных» (т.е. замкнутых, изолированных от широкого общения) этнических общностей, расширение контактов, обмен разнообразной информацией, культурное взаимообогащение, с одной стороны, и, как следствие, сопротивление унификации, интернационализации, стремление к сохранению своей культурной самобытности и в некоторой степени неиз-житость патриархальных стереотипов в менталитете народов — с другой, привели к взрыву этнического сознания и самосознания. Это явление, не виданное ранее, поставило в тупик многие общественные институты государств [5, с. 75—77].
Надо отметить еще одну причину, о которой говорят, но не всегда учитывают в социальных теориях — с развитием техники и технологий повысилось стремление этничес-
ких общностей к самосохранению. Известно, что инстинкт самосохранения особенно сильно проявляется в так называемых пограничных ситуациях, когда организму угрожает опасность (реальная или мнимая).
Оценивая роль этнического фактора, следует подчеркнуть, что его влияние может быть двояким: либо положительным, либо отрицательным. Как положительное можно отметить его прогрессивное влияние на развитие социальных процессов, способствующее прогрессивному развитию всего общества в целом. Отрицательным этот феномен становится тогда, когда он мешает социальному прогрессу, способствует формированию конфликтных ситуаций и напряженностей, оказывает содействие установлению уже отживших социально-экономических и политических отношений, ведущих общество к застою и стагнации.
Этническое сознание отражается на постоянно меняющемся общественном бытии и фокусирует свое внимание на противоречиях между общественным и этническим развитием. Когда государство соблюдает относительную пропорциональность в удовлетворении потребностей всех общностей, идет бесконфликтное развитие общественного и этнического сознания, которое остается спокойным к общественным процессам (другими словами, когда государство проводит политику мультикультурализма). При нарушении баланса, когда потребности и интересы одной из этнических общностей не удовлетворяются, наблюдаются процессы активизации членов данной общности и рост этнического сознания. Общественное сознание, являясь выражением взглядов, идей и теорий всего общества, медленнее реагирует на подобные события, а этническое сознание, будучи присущим определенной группе людей, — более мобильнее и быстрее.
Противоречия в сфере межэтнических контактов в современном мире сформировали протестные движения, среди которых можно выделить ряд основных причин. С одной стороны — это процессы интеграции, сопровождающиеся глобализацией экономики, объединением усилий в политической, правовой и социальной сферах со стороны наций-государств, с другой — процессы диф-
ференциации в интересах, идеологии, культуре, сознании и самосознании представителей этнических общностей. Игнорирование в этой ситуации специфических черт и свойств культуры, языка, истории, менталитета, психологии малочисленных народов способствовало постепенному формированию социального протеста, который стал детерминирующим ядром социальных движений.
Этносы, до последнего времени считавшиеся лишь этнографическими образованиями, были лишены реальных прав субъект-ности во всех областях общественной жизни. Но постепенно они стали мощной силой, способной противопоставить себя «большинству» — нации-государству. В этих условиях активизировались острые этнические проблемы, которые долгое время требовали своего решения, но отодвигались на второй план. Стремление реализовать свои естественные права на существование, самоопределение, создание собственного государства привели к тому, что этнические общности постепенно стали осваивать новые формы борьбы. Этнические процессы, имеющие периоды подъема и спада и являющиеся общей закономерностью существования этносов, приобрели особую актуальность в нашей стране. Проводившаяся в Советском Союзе национальная политика постепенно вела к исчезновению этнических общностей. В связи с этим начала формироваться этническая оппозиция, противостоящая официальной идеологии и политике, возникли политические партии, общественные организации по этническому признаку. Политические притязания этносов оказались не только обоснованными, но и, с точки зрения международного права, вполне легитимными, ибо последнее признает за каждым народом право на самоопределение. В условиях, когда рушатся старые идеалы и отсутствует стабильность в общественном развитии, происходит распад политических систем, повышается ценность этнической идентичности, культуры и этнических общностей в целом. Общества, основанные как на тоталитарных принципах, так и на либеральных ценностях, в равной степени игнорируют этнические потребности и ценности. В них, как правило, доминируют интересы
нации-государства. Этнические особенности и специфика учитываются в пределах решения лишь определенного круга проблем населения и не имеют широкой социальной и правовой базы для дальнейшего расширения и развития. В этой ситуации возрастает потребность в реализации естественных прав этносов.
Суверенитет — это не прихоть этнической элиты, а многовековая мечта любого народа, живущего по соседству и тесно связанного с крупными этносами. Как правило, последние из-за своей многочисленности не боятся потери своих этнических качеств и их представители относительно индифферентны к постоянно меняющимся этническим веяниям и изменениям. А представители первой категории вынуждены быть постоянно в состоянии напряжения, поскольку в условиях частых контактов со своими соседями они склонны к частичной утрате своих специфических качеств, уникальных элементов культуры. У таких этнических общностей самосознание находится в состоянии постоянной напряженности и активности.
Реальный суверенитет — это своего рода охранная грамота и гарантия для этноса от ассимиляции и аккультурации. Это возможность сохранения этносом самого себя. И возникшие в последнее время этнополи-тические движения — это выражение инстинкта самосохранения общностей перед лицом реальной опасности исчезновения. Сама возможность, пока пусть и чисто теоретическая и призрачная, воплощения идеи суверенитета для этнических общностей, находящихся в «кризисном» состоянии, дает исторический шанс снова обрести свое место в обществе, поднять свой социальный статус, догнать народы, которые являются носителями более высокой цивилизации.
До XX столетия степень влияния этнических процессов на социальные ограничивался их пространственно-временной локализацией. Этнические процессы могли протекать на той или иной территории, но не сказываться на соседях. Отсутствие широких социальных связей, тесных контактов, постоянная борьба за выживание, конкуренция в военной, культурной, экономической
и других областях общественной жизни, несомненно, сдерживали проникновение чужеродных элементов во внутриэтническую жизнь. Межэтнический информационный обмен получил широкое распространение лишь с развитием технических средств коммуникации. Тенденции к интернационализации, глобализации, проявившиеся в XX столетии, в настоящее время получили широкое распространение и продолжают расширять сферу своего влияния. В этой ситуации актуализация такой злободневной проблемы, как взаимоотношения между народами, приведшая к распаду многих полиэтнических империй и государств, еще раз подчеркивает, что в условиях постиндустриального общества роль этнического фактора и его влияние на социальные процессы возрастает.
Этнический экстремизм, стремление к этнической независимости, этнонационали-стические тенденции, сепаратизм и регионализация значительно усложнили общественную ситуацию на мировой арене [4, с. 26—27]. Этносоциальные процессы, имеющие тенденцию к дальнейшему развитию, вышли из-под контроля государственных структур. В конце XX и начале XXI в. основной тенденцией развития стало политическое давление этнических общностей на власть. Возросли попытки расширения этнического влияния на том или ином участке мирового территориального пространства. Этническая элита почувствовала, что их общности могут стать самостоятельным субъектом социально-политического и культурного развития. Мир как бы разделился на две половины — с одной стороны, многие страны обнаруживают тенденцию к объединению, а с другой — идет быстрый процесс этнической дифференциации. Последний настолько стремителен, о чем свидетельствуют последние события на Украине.
В заключение следует подчеркнуть, что межэтнические отношения не могут быть пущены на самотек, т.к. в подвешенном состоянии они гораздо опаснее. Это уже аксиома, о чем свидетельствует распад СССР. Невосприимчивость к уже совершенным ошибкам, нежелание выслушать критику и полагаться
только на силу характерны для тоталитарного режима, а не для демократического государства, каким себя провозгласила Российская Федерация. Проводимая в обществе политика должна быть направлена на то, чтобы этнический потенциал и этнический фактор способствовали конкретизации тех программ, которые осуществляются в государстве. Она должна привести к социальному прогрессу общности, снятию напряженнос-тей, достижению целей и реализации интересов всех сосуществующих этнических групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Файзуллин Ф.С., Асылгужин P.P. Этничность и этническая идентификация. — Уфа: Гилем, 2005. — 142 с.
2. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория нации // Свободная мысль. — 1999. — № 1.
3. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М.: Русский мир, 1997. — 531 с.
4. Современный мир и этнонациональные процессы / под. ред. Макарова Е.М. — Якутск, 2012. — 438 с.
5. Файзуллин Ф.С. Социальная справедливость и пути ее реализации в национальной политике. — Уфа: Гилем, 2011. — 252 с.
REFERENCES
1. Fayzullin F.S, Asylguzhin R.R. Etnichnost' i etnicheskaya identifikatsiya [Ethnicity and Ethnic Identification]. Ufa, Gilem Publ., 2005. 142 p. (In Russ.).
2. Zdravomyslov A.G. Relyativistskaya teoriya natsii [Relativistic Theory of the Nation]. Svobodnaya mysl' - Pree Thought, 1999, no. 1 (In Russ.).
3. Tishkov V.A. Ocherki teorii i politiki etnichnosti v Rossii [Essays on the Ethnicity Theory and Politics in Russia]. Moscow, Russkiy Mir Publ., 1997, 531 p. (In Russ.).
4. Sovremennyy mir i etnonatsionalnye protsessy [The Modern World and Ethnonational Processes]. Ed. E.M. Makarov. Yakutsk, 2012. 438 p. (In Russ.).
5. Fayzullin F.S. Sotsialnaya spravedlivost' i puti yeyo realizatsii v natsionalnoy politike [Social Justice and Ways of Its Implementation in National Politics]. Ufa, Gilem Publ., 2008. 252 p. (In Russ.).