УДК (316.64) ББК 60.545.1
© Файзуллин Ф.С., Файзуллин Т.Ф.
ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР И ПРОТИВОРЕЧИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЩЕСТВЕ
ФАИЗУЛЛИН ФАНИЛЬ САИТОВИЧ
доктор философских наук, профессор, академик АН РБ, главный научный сотрудник, заведующий отделом мониторинга межнациональных и этнополитических процессов в Республике Башкортостан. Государственное бюджетное научное учреждение «Институт социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан» E-mail: philos@mail.rb.ru
ФАИЗУЛЛИН ТАГИР ФАНИЛЕВИЧ
кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии общенаучного факультета Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный технический университет» E-mail: office@ugatu.su
В статье анализируется роль и значение этнического фактора в развитии общества. Обосновывается идея о том, что этнический фактор способствует приобщению личности к духовному миру, духовному богатству, ценностям определенного общества и является одним из важных средств стабилизации устойчивого развития государства. Подчеркивается, что отрицание этого феномена в политике приводит к разрушению целостности страны и гражданского спокойствия. Раскрываются современное состояние и противоречия в использовании этнического потенциала в развитии общества.
Этничность, этнонациональный потенциал, этнический фактор, этническая общность, нация, суверенитет.
Исследование роли этнического фактора развития общества является одной из актуальных проблем, от правильного решения которой зависят стабильность и устойчивость прогрессивного цивилизационного движения полиэтничного государства.
Как известно, в научной литературе сложились различные подходы к пониманию роли этнической составляющей
развития общества, использованию его потенциала в реализации основных целей социального прогресса. Происходящие сегодня в обществе события требуют новых подходов к исследованию этнических процессов.
Являясь уникальной, специфичной, этничность нашла свое воплощение в материальных и духовных ценностях - куль-
туре, религии, традициях, языке и менталитете, в сознании и самосознании народов. Приверженность индивидов к своим этническим корням, культуре, языку и т. п. нельзя трактовать лишь как дань традициям и уважение к «корням» или же лишь как чувство принадлежности к воображаемым сообществам и мифам. Этничность есть более сложное и многогранное явление, способствующее социальному прогрессу общества, явление, обладающее огромным потенциалом развития.
Этническая идентичность помогает человеку и этнической группе определить свое место в окружающем социокультурном пространстве, построить систему отношений в условиях межэтнических контактов. Политика стирания, растворения этнического многообразия приводит как к обесцениванию жизни и ослаблению жизненной энергии человека и общества, так и к снижению уровня реализации своего этнического потенциала, что неизбежно становится причиной распада государства.
Не случайно существующее в современном мире широкое распространение массовых радикально-национальных движений весьма остро ставит вопросы, связанные с ролью и местом этничности и ее важнейшего проявления - этнонациона-лизма - в судьбе полиэтнических стран. Однако зачастую исследователи, копируя западные образцы конструктивистских и инструменталистских концепций этничности, фактически обосновывают необходимость внедрения жестких интеграционных, универсализирующих идеологий взамен необходимости учета этнокультурного многообразия, коллективных прав и интересов этнических групп. При этом ими подчеркивается, что этничность, этническое возрождение и этнический национализм есть лишь устремления элит, искусственные конструкты [1, с. 64-78].
С этой позицией нельзя согласиться. Некритичное применение указанных подходов к этничности, безотносительно с реальными и объективными процессами и явлениями, во многих случаях может оказаться вредным и даже опасным для целостности и гражданского спокойствия государства, соблюдения индивидуальных прав личности и коллективных прав общностей.
Независимо от того, какова культурная ситуация в тот или иной исторический период, процесс приобщения индивидов к своим истокам всегда был и остается незыблемым условием существования самого общества.
Конец ХХ и начало XXI веков также наглядно доказали, что этнические духовные начала значат для индивида гораздо больше, чем его принадлежность к политическим партиям, социальным группам, религии, общественной или другой организации. «Этничность», «этнический фактор» оказались не псевдореальностью, не архаизмом, не искусственно выдуманной проблемой, а тем ядром, вокруг которого объединялись и объединяются индивиды, и тем мощным фактором, который оказывает существенное влияние на ход исторического развития цивилизации. Подтверждение этому мы находим в современных процессах активизации этнических общностей, возросшем этническом сознании и самосознании на личностном и коллективном уровне. Этничность на новом витке общественного развития стала востребованной членами этноса. Это свидетельствует о том, что этнические ценности не девальвируются в условиях интеграции государств, а, наоборот, становятся объектом пристального внимания со стороны членов общности, поскольку в них и через них этнос находит в себе новые силы для дальнейшего развития.
Этносы, ставшие реальной силой и двигателем общественного развития, в новых условиях получили уникальную возможность для реализации своего потенциала, которая проявляется через повышение роли этнического фактора в оказании влияния на социально-экономические, политико-правовые и духовно-культурные процессы в обществе.
На наш взгляд, роль этнического фактора в развитии общества заключается в том, что он выступает как неформальный регулятор общественных отношений, учитывая не только общее в социальных процессах, но и вынуждая обращать внимание на частные моменты. Это способствует более динамичному развитию не только самих общностей, но и всего общественного организма.
Значение этнического фактора в общесоциальных процессах видится в том, что он помогает конкретизации тех программ, которые осуществляются в государствах, и ведет к социальному прогрессу общности, придавая целенаправленный характер общественному развитию, уравновешивая шансы этнических общностей в достижении их целей и реализации интересов. Немаловажно и то, что этнический фактор выступает как показатель социальной справедливости, напоминая государству о возможных перекосах в его развитии по отношению к малочисленным общностям.
Повышение роли этнического фактора в современных условиях связано с рядом причин. Прежде всего, следует назвать такие причины, как повышение уровня этнического сознания и самосознания народов, разрушение узких границ этнического бытия, вовлечение в сферу мирового сообщества ранее «самодостаточных» (т. е. замкнутых, изолированных от широкого общения) этнических общностей, глобализация, социальные различия между этническими сообществами, нарушение прав народов на самоопределение.
Оценивая роль этнического фактора, следует подчеркнуть, что влияние его потенциала может быть двояким: либо положительным, либо отрицательным. Как положительное можно отметить его прогрессивное влияние на развитие социальных процессов, способствующее прогрессивному развитию всего общества в целом. Отрицательным этот феномен становится тогда, когда он мешает социальному прогрессу, способствует формированию конфликтных ситуаций и напряженностей, оказывает содействие установлению уже отживших социально-экономических и политических отношений, ведущих общество к застою и стагнации.
Этническое сознание отражает постоянно меняющееся общественное бытие и фокусирует свое внимание на противоречиях между общественным и этническим развитием. Когда государство соблюдает относительную пропорциональность в удовлетворении потребностей всех общностей, идет бесконфликтное развитие общественного и этнического сознания, которое остается спокойным к общественным процессам (другими словами, когда государство проводит политику мультикультурализма). При нарушении баланса, когда потребности и интересы одной из этнических общностей не удовлетворяются, наблюдаются процессы активизации членов данной общности и рост этнического сознания. При этом необходимо учесть, что общественное сознание, являясь выражением взглядов, идей и теорий всего общества, медленнее реагирует на подобные события. Этническое же сознание, будучи присущим определенной группе людей, в этом отношении более мобильно и быстро реагирует на такие события.
Противоречия в сфере межэтнических контактов в современном мире сформировали протестные движения. Можно выделить ряд основных причин их возникнове-
ния. С одной стороны, это процессы интеграции, сопровождающиеся глобализацией экономики, объединением усилий в политической, правовой и социальной сферах со стороны наций-государств, с другой - процессы дифференциации в интересах, идеологии, культуре, сознании и самосознании представителей этнических общностей. Игнорирование в этой ситуации специфических черт и свойств культуры, языка, истории, менталитета, психологии малочисленных народов способствовало постепенному формированию социального протеста, который стал детерминирующим ядром социальных движений.
Этносы, до последнего времени считавшиеся лишь этнографическими образованиями, были лишены реальных прав субъ-ектности во всех областях общественной жизни. Но постепенно они стали мощной силой, способной противопоставить себя «большинству» - нации-государству. В этих условиях активизировались острые этнические проблемы, которые долгое время требовали своего решения, но отодвигались на второй план. Стремление реализовать свои естественные права на существование, самоопределение, создание собственного государства привели к тому, что этнические общности постепенно стали осваивать новые формы борьбы. При этом политические притязания этносов оказались не только обоснованными, но и с точки зрения международного права вполне легитимными, ибо последнее признает за каждым народом право на самоопределение. В условиях, когда рушатся старые идеалы и отсутствует стабильность в общественном развитии, происходит распад политических систем, повышается ценность этнической идентичности, культуры и этнических общностей в целом. Общества, основанные как на тоталитарных принципах, так и на либеральных ценностях, в равной степени игнорируют этнические потребности и ценности. В
них, как правило, доминируют интересы нации-государства. Этнические особенности и специфика учитываются в пределах решения лишь определенного круга проблем населения и не имеют широкой социальной и правовой базы для дальнейшего расширения и развития. В этой ситуации возрастала потребность в реализации естественных прав этносов.
Суверенитет - это не прихоть этнической элиты, а многовековая мечта любого народа, живущего по соседству и тесно связанного с крупными этносами. Как правило, последние из-за своей многочисленности не боятся потери своих этнических качеств, и их представители относительно индифферентны к постоянно меняющимся этническим веяниям и изменениям. А представители первой категории вынуждены быть постоянно в состоянии напряжения, поскольку в условиях частых контактов со своими соседями они склонны к частичной утрате своих специфических качеств, уникальных элементов культуры. У таких этнических общностей самосознание находится в состоянии постоянной напряженности и активности.
Реальный суверенитет - это своего рода гарантия и охранная грамота для этноса от ассимиляции и аккультурации. Это возможность сохранения этносом самого себя. И возникшие в последнее время этнополитические движения - это выражение инстинкта самосохранения общностей перед лицом реальной опасности исчезновения. Сама возможность, пока пусть и чисто теоретическая и призрачная, воплощения идеи суверенитета для этнических общностей, находящихся в «кризисном» состоянии, дает исторический шанс снова обрести свое место в обществе, поднять свой социальный статус, догнать модернизированные народы. В этих условиях роль этнического фактора и его влияние на социальные процессы возрастают.
Этнический экстремизм, стремление к этнической независимости, этнонацио-налистические тенденции, сепаратизм и регионализация значительно усложнили общественную ситуацию на мировой арене [2, с. 26-27]. Этносоциальные процессы, имеющие тенденцию к дальнейшему развитию, вышли из-под контроля во многих странах мира. В конце ХХ и начале XXI века одной из основных тенденций развития стало политическое давление этнических общностей на власть. Этническая элита почувствовала, что ее общности могут стать самостоятельными субъектами социально-политического и культурного развития. Социальный мир как бы разделился на две половины: с одной стороны, обнаруживаются тенденции к объединению, а с другой стороны - идет процесс этнической дифференциации.
В сложившейся ситуации межэтнические отношения не могут быть пущены на самотек, т. к. в подвешенном состоянии они гораздо опаснее. Это уже аксиома, о чем свидетельствует распад СССР.
Невосприимчивость к уже совершенным ошибкам, нежелание выслушать критику и стремление полагаться только на силу -этот набор характерен для тоталитарного режима, а не для демократического государства, каким себя провозгласила Российская Федерация. Проводимая в обществе политика должна быть направлена на то, чтобы этнический потенциал и этнический фактор способствовали конкретизации тех программ, которые осуществляются в государстве. Она должна привести к социальному прогрессу общности, снятию напряженности, достижению целей и реализации интересов всех сосуществующих этнических групп. При этом следует особо отметить необходимость разработки программ развития различных этносов на уровне субъектов Российской Федерации. Это необходимо еще и потому, что проблемы развития и функционирования национальных этнических групп имеют свои особенности, в зависимости от того, является данный этнос в том или ином субъекте титульным или же диаспорой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравомыслов, А. Г. Релятивистская теория нации [Текст] / А. Г. Здравомыслов // Свободная мысль. -1999. - № 1. - С. 64-78.
2. Современный мир и этнонациональные процессы [Текст] / П. А. Афанасьев, Г. М. Баишева, Е. М. Маха-ров, Ф. С. Файзуллин и др. ; под. ред. Е. М. Махарова. - Якутск : Изд-во ЯЦ СО РАН, 2012. - 438 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Файзуллин Фаниль Саитович - доктор философских наук, профессор, академик АН РБ, главный научный сотрудник, заведующий отделом мониторинга межнациональных и этнополитических процессов в Республике Башкортостан. Государственное бюджетное научное учреждение «Институт социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан». Россия, Республика Башкортостан, 450008, г. Уфа, ул. Кирова, д. 15. E-mail: philos@mail.rb.ru. Тел.: (347) 273-78-62.
Файзуллин Тагир Фанилевич - кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой философии общенаучного факультета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет». Россия, Республика Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. К. Маркса, д. 12. E-mail: office@ugatu.su. Тел.: (347) 272-63-07.
Faizullin F.S., Faizullin T.F.
ETHNIC FACTOR AND CONTRADICTIONS IN REALIZATION OF ITS POTENTIAL IN SOCIETY
The article presents the analysis of the role and significance of ethnic factor in the society's development. The authors substantiate the idea that ethnic factor contributes to personality's inclusion to the mental world, spiritual wealth, and values of the particular society, and it is one of the important means of stabilization of the state's sustainable development. The authors emphasize that the denial of this phenomenon in politics leads to the destruction of country's integrity and civil pacification. The article reveals the current state and contradictions in using ethnic potential in the society's development.
Ethnicity, ethno-national potential, ethnic factor, ethnic community, nation, sovereignty.
REFERENCES
1. Zdravomyslov A. G. Relyativistskaya teoriya natsii [Relativistic Theory of a Nation]. Svobodnaya mysl' [Free Thought], 1999, no. 1, pp. 64-78.
2. Afanas'ev P. A., Baisheva G. M., Makharov E. M., Faizullin F. S. and others. Sovremennyi mir i etnonatsional'nye protsessy [Modern World and Ethno-National Processes]. Under ed. E. M. Makharov. Yakutsk: Izd-vo YaTs SO RAN, 2012. 438 p.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Faizullin Fanil Saitovich - Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Chief Research Associate, Head of the Department of Monitoring Interethnic and Ethnopolitical Processes in the Republic of Bashkortostan. State-Financed Scientific Institution the Institute of socio-political and legal studies of the Republic of Bashkortostan. 15, Kirov Street, Ufa, the Republic of Bashkortostan, Russia, 450008. E-mail: philos@mail.rb.ru. Phone: +7(347) 273-78-62.
Faizullin Tafir Fanilevich - Ph.D. in sociology, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy of the General Scientific Faculty. Federal State-Financed Educational Institution of Higher Professional Education the Ufa State Aviation Technical University. 12, K. Marx Street, Ufa, the Republic of Bashkortostan, Russia, 450000. E-mail: office@ugatu.su. Phone: +7(347) 272-63-07.