удк 316.65 ////т//т/////////////////////////////////////т
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
© Ф.С. Файзуллин,
академик АН РБ,
заведующий кафедрой,
Уфимский государственный авиационный
технический университет,
ул. Карла Маркса,12,
450077, Уфа, Российская Федерация
эл. почта: philosugatu@mail.ru
Анализируется сущность и особенности этнического самосознания, как отражение бытия, специфических условий существования и взаимодействия этнических общностей. Этническое самосознание представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализа-ции чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических, в особенности. Возникнув в недрах индивидуального сознания, реализуясь только в своих конкретных носителях, этническое самосознание приобретает надличностный характер и отражает ту идеологию, те ценности, убеждения, мировоззрение, обобщенные представления, на которые ориентируются члены этноса, воспринимая их как свой внутренний мир.
Основными факторами, которые оказывали и оказывают в настоящее время на этническое самосознание, являются общность происхождения, этническая территория и границы, язык, этноним, культура, некоторые антропологические характеристики и религиозные принципы.
Идеальный уровень этнического самосознания общности поддерживает ее существование, объединяет индивидов в этнос. Отражая наиболее общие представления членов этноса, оно является тем образованием, которое позволяет индивидам осознанно идентифицировать себя с конкретным этносом, поддерживать духовное и моральное единство с носителями данного этнонима.
Ключевые слова: этнос, этническое сознание и самосознание, этнические общности, стабилизация развития общества, этнические интересы, межнациональные отношения, нации, этнические стереоптипы, национальная культура, этноним, национальный язык.
© F.S. Faizullin
ETHNIC CONSCIOUSNESS AND ITS FORMING FACTORS
Ufa State Aviation Technical University ulitsa Karla Marksa, 12, 450077, Ufa, Russian Federation e-mail: philosugatu@mail.ru
This article analyzes nature and peculiar features of ethnic self-awareness as the reflection of social being, specific conditions of existence and interactions among ethnic communities. Ethnic self-awareness is the sense of belonging to a certain ethnic community acquired by an individual in the course of internalization and conducive to his/her self-determination and self-actualization in the complex world of social relations, especially inter-ethnic ones. Developed deep in the individual consciousness and actualized only in particular bearers, ethnic self-awareness adopts suprapersonal character and reflects the ideology, values, beliefs, worldviews and generalized notions toward which members of an ethnos are oriented perceiving them as their own inner world.
Major factors always affecting ethnic self-awareness include common origin, ethnic territory and boundaries, language, ethnonym, culture, some anthropological characteristics and religious principles.
High-level self-awareness in an ethnic community keeps it in existence and joins individuals in one ethnos. Reflecting the core ideas of the members of an ethnos, it serves as a basic principle that enables individuals to consciously identify themselves with a specific ethnic group and to maintain spiritual and moral unity with co-bearers of the ethnonym.
Key words: ethnic group, ethnic consciousness and identity, ethnic communities, stabilization of the society, ethnic interests, interethnic relationships, nations, ethnic stereotypes, ethnic culture, ethnonym, ethnic language
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
V /2
2013, том 18, № 3
Важнейшим фактором, способствующим существованию и функционированию этнических общностей, является этническое сознание, которое является не только необходимым условием их организации, но и неотъемлемым признаком этнических общностей. Благодаря этническому сознанию общности становятся единым организмом, позволяющим им стать активным участником социальных, политических и культурных процессов. Оно выступает как рефлексия этнического бытия, как результат социально-исторической практики общности. В нем сконцентрированы основные интересы и потребности, идеология, авто - и гетеростерео-типы многих поколений общностей.
Люди, образующие ту или иную этническую группу, проживая на общей территории, в едином социальном пространстве, ведя сходный образ жизни, создавая в процессе длительного взаимного общения общий язык, традиции, обычаи, формируя свое бытие, отношение к окружающей духовной, культурной, природной среде, вырабатывают специфические формы отражения, которые становятся элементами их сознания, отражающего их чувства, мысли, идеи, интересы. Именно оно вызывает чувство общности со своим народом, пробуждая сознание единства [1, с. 87].
Будучи идеальным по форме, этническое сознание выражает самобытность определенного этноса, отражает его внутреннюю структуру и внешние связи. Повседневная практика, предполагающая разнообразие действий, побуждает людей разных этнических групп вступать в связи между собой. В ходе этих связей, общаясь друг с другом, люди различной этнической принадлежности соприкасаются с чужими нравами, образом жизни, быта, с незнакомыми традициями и обычаями. При этом происходит, хотя и бессознательно, сопоставление, сравнение последних со своими собственными этно-духовными ценностями. Именно в ходе сравнения рождается то чувство, при помощи которого индивид идентифицирует себя с определен-
ной этнической общностью. Учитывая все это, можно определить, что этническое сознание есть отражение бытия, специфических условий существования и взаимодействия этнических общностей; оно выработано и закреплено осознанными поступками, практикой и действием неосознанных внутренних, психологических процессов и выражается посредством идей, теорий, взглядов, проявляющихся в интересах, потребностях, намерениях и целях этносов.
В структурном отношении можно выделить такие компоненты этнического сознания, как этническое самосознание, этническая духовная культура, этнические потребности и интересы, этническая система взглядов, представления, этническая психология, этнический характер, этнические чувства. Каждый из них, выполняя определенную функцию, сам выступает в качестве многоуровневой подсистемы со своими элементами.
Среди компонентов этнического сознания особое значение имеет этническое самосознание. Его сила и действенность уже многократно были доказаны реальной жизнью этнических общностей. Оно проявляется всегда: и в открытой, и в латентной форме; при этом выступает как социально-активная форма, помогая этническим общностям добиваться поставленных целей, и как политическая сила, поскольку в его структуре могут превалировать и политические мотивы. В области социальной жизни этническое самосознание способствует и выравниванию (равно как и снижению) статусных ролей. Чем выше статус этноса, тем больше у него и возможностей для реализации собственных потенций, и наоборот.
Однако следует отметить, при всей значимости в развитии общества, этническое самосознание остается недостаточно исследованным феноменом. Если проблема этнического самосознания в отечественной литературе в недалеком прошлом рассматривалась в большей степени этнографами, то в настоящее время она постепенно становится
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № ......................................................................
Ф.С. Файзуллин ////////////////М////////////////////////Ш
предметом активного изучения философов, социологов и психологов [2].
Исследователи по-разному определяют сущность этнического самосознания, его особенности и структурные элементы. Одни утверждают, что этническое самосознание — это осознание «принадлежности людей к определенному народу, конкретно проявляющееся в употреблении ими единого названия народа» [3, с. 111] , другие определяют его как «осознание общностью ценностей некоего культурного круга» [4, с. 33]. Что касается структуры этнического самосознания, то в ней некоторые ограничиваются выделением таких элементов, как круг представления об общности культурных достижений и произведений устного народного творчества [5, с. 154], другие — как самоидентификация, этнические автостереотипы, представления об общности языка, традиций, обычаев, художественной литературы, территории проживания [6, с. 369-370].
Расхождение мнений, наблюдаемое при определении сущности этнического самосознания и его структурных элементов, отнюдь не означает, что данное явление есть предмет дискуссий лишь научных школ и пристального внимания к этой проблеме ученых-обществоведов. Скорее наоборот, оно связано с малоизученностью этнического самосознания как сложного социального и психологического явления, которое приобретает огромное значение в развитии общества и его стабильности.
Этническое самосознание, в нашем понимании, вообще представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализа-ции чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических, в особенности. Этническое самосознание, являющееся вторичным по отношению к бытию этноса, не только приобретает относительно самостоятельный характер, но и является одним из главных и основных условий при
60
конструировании и функционировании этноса. Оно является тем аккумулирующим средством, которое поддерживает единство этноса, культуру, язык в период его существования. Возникнув в недрах индивидуального сознания, реализуясь только в своих конкретных носителях, этническое самосознание приобретает надличностный характер и отражает ту идеологию, те ценности, убеждения, мировоззрение, обобщенные представления, на которые ориентируются члены этноса, воспринимая их как свой внутренний мир.
Являясь одним из главнейших компонентов этносознания и характеристик этноса, будучи продуктом духовного производства, этническое самосознание подвержено изменению в зависимости от постоянно меняющегося бытия. Не всегда изменение содержания приводит к изменению формы, которая, хотя и относительно подвижна, но более консервативна. Очевидно, этническое самосознание в течение длительного исторического периода могло по своим внешним формам оставаться устойчивым, изменяя при этом свое содержание. Изменчивость, подвижность содержания самосознания способствовали расширению культурного обмена, внешних информационных связей, общению и развитию этноса.
Этническое самосознание, возникнув на заре человечества, претерпев немалые изменения, по сей день играет важную роль в жизни народов. В ходе длительных исторических процессов, в силу специфических условий существования каждого отдельного этноса, оно приобрело черты индивидуальности, неповторимости. В разные эпохи развития этносов в укреплении этнического самосознания большую роль играл тот или иной структурный элемент, отражая в самосознании народа объективное бытие, выражая его интересы, обеспечивающие жизнеспособность и удовлетворяющие его потребности.
Основными факторами, которые оказывали и оказывают влияние на этническое самосознание, являются общность происхождения, этническая территория и границы, язык,
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 3 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
этноним, культура, некоторые антропологические характеристики и религиозные принципы.
Общность происхождения как наиболее естественная и важная основа формирования этнического самосознания не вызывает сомнений. При этом этнос выглядит как большая разрастающаяся семья. Вначале это
— просто семья, далее несколько кровнородственных семей, проживающих на одной территории с тесными хозяйственными связями, вследствие чего складываются сходный язык, обычаи, нравы, и т.п. Далее эти кровнородственные связи объединяются в племена, а последние — в более крупные образования — племенные союзы. На определенном историческом этапе в результате ряда экономических демографических и других причин на основе племенных союзов возникают современные этносы как механическая сумма племен. Однако следует заметить, что современная этническая общность не обязательно основана на реальных родственных отношениях. Это убедительно доказано многими исследователями [7]. Так, история формирования башкир показывает, что древнебашкирское ядро составили многочисленные ираноязычные и финноугорские роды и племена, впоследствии сильно разбавленные тюрками. Кроме того, входящие в состав башкирского народа различные племенные объединения (кипчаки, минцы, бурзяне, катайцы) также имеются в составе других тюркских народов: казаков, узбеков, татар, каракалпаков и т.д. [8]. Вместе с тем общее происхождение или общность своих начал всегда присутствует в этническом сознании. «Хотя бы в критериях, определяющих «чистоту» и «нечистоту» соплеменника, — как правильно отмечает Б.С. Ерасов,
— также в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосознание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечивает его выживание в трудных природных и исторических условиях» [9, а 334].
Другими важнейшими факторами
формирования этнического самосознания являются территории проживания, этнические границы в прошлом. Как справедливо отмечает Н.М. Бусыгина, территория может творить с национальным сознанием почти чудеса, изменяя его во многих направлениях, подчас весьма серьезно, поэтому учет территориального фактора при анализе этнического самосознания неизбежен [10]. На том географическом месте земли, где в течение длительного исторического периода люди не просто живут и осваивают его, а слагают легенды, сказания, эпосы («Урал-батыр», «Мала», «Калевала»), посвящают ему песни, танцы и т.д., бережно передаваемые из поколения в поколение, формируются чувства родины, единства этнической общности. Среди причин многочисленных башкирских восстаний XVП—XVПI вв., предпосылок возникновения башкирского национального движения начала ХХ в., например, особую значимость имел земельный (т.е. территориальный) вопрос. Именно стремление сохранить свои вотчинные земли от дальнейших захватов сплачивало башкир, пробуждало у них национальное самосознание.
Со временем этническая территория, может утерять свое значение как фактор формирования самосознания. Тем не менее, она как место формирования этнической общности, как символ не теряет своего значения.
Следующим фактором, определяющим самосознание этноса, является его культура. В процессе формирования самосознания любого этноса огромное значение имеют специфические компоненты его культуры. При этом культура понимается в самом широком смысле этого слова, охватывающем образ жизни людей, материальные и духовные аспекты жизнедеятельности, оказывающие непосредственное влияние на целостность человеческого поведения, на адаптацию людей к окружающей среде. Этническая культура проявляется практически во всех областях жизни этноса: в устройстве жилища и одежде, в фольклоре и воспитании детей и т.д.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 31111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111К6Ц
Ф.С. Файзуллин /ШНВНННМШНН
По мнению Н.Г. Скворцова, именно в своей совокупности «культурные атрибуты и поведенческие стереотипы... обусловливают формирование на субъективном уровне осознание членами группы особой формы коле-ективной идентичности» [11, с. 59].
Среди компонентов этнической культуры язык наиболее отчетливо выражает этнические функции и способствует выработке этнического самосознания. Язык этноса возникает и формируется в процессе исторического развития и является самым древним в их жизни. Этнический язык является плодом и результатом развития этноса, выраженным в особенностях, специфике его формирования и становления. В языке проявляются все духовные содержания общности, он не только средство общения между людьми, но и своеобразный показатель всего богатства жизни этноса.
Этнические языки отличаются друг от друга специфическим знаковым устройством. Система знаков дает соответствующие обозначения понятиям, является их носителем. К этническому языку относится определенная совокупность слов и грамматических средств, являющихся общими для данного народа. Язык является не только этноразличительным фактором, как это утверждают некоторые исследователи, он выступает прежде всего средством, которое аккумулирует всю совокупность исторического, социального и культурного опыта, накопленного данной общностью на всем протяжении ее исторического развития. Этим и определяется роль языка в формировании и развитии этнического самосознания.
Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование этнического сознания, является также этноним, или название народа. Наличие названия свидетельствует об осознании членами этнической общности своего единства и отличия от других подобного рода общностей. Без этнонима не существует ни одна нация, ни одно племя, поскольку, кроме чисто внешнего различительного фактора, он
несет и важную роль, смысловую нагрузку. Он отражает происхождение народа, его этнические связи, среду обитания и характер этнической общности, ее ценности.
На определенных этапах развития этнических общностей существенную роль в формировании этнического самосознания играла и продолжает играть религия. При этом следует отметить, что в современной ситуации в процессе взаимодействия религиозного и этнического сознаний, религиозное все больше приобретает этнонациональные особенности. При этом этническое начало, по нашему мнению, все больше приобретает приоритетность.
Этническое самосознание проявляет свою индивидуальность при соприкосновении с другими этносами. Вне этого контекста проявление этнического самосознания невозможно. Только сравнивая свой образ жизни, культуру, язык, свое мировоззрение, осознавая свое место среди других народов, этнос ощущает свою особенность, самобытность.
Не осознав себя, не выделившись из окружающего мира, невозможно сравнивать себя с другими. Именно в процессе познания себя человек ощущает, осознает свою индивидуальность, свою уникальность, созданную в результате кропотливой, длительной творческой работы. Этот процесс, представляющий единство противоречий в системе «Мы-Они», оказывает огромное влияние на формирование этнического самосознания.
Самосознание позволяет индивиду выделить себя из объективного мира, осознать не только мысли и чувства, но и сравнить себя с другими, отождествляя с определенной группой или же противопоставляя ей. В ходе практического освоения мира, общественного производства он уже начинает ощущать себя не только как человек вообще, а как часть определенной группы, определенной общности, связанной с ней не только социальными нитями, но и по признаку духовной близости.
Не только этническое самосознание, но и самосознание вообще является
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 3 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
необходимым признаком, означающим невозможность существования ни одного индивидуума [12, с. 23], ни одной общности без него.
Следует отметить, что самосознание — всеобщее, неотъемлемое свойство индивидов, общностей, не только позволяющее отличать одного индивида от другого, одну общность от другой; но и явление, содержание которого направлено на познание себя, своей внутренней сущности, своего этноса, его истории.
На личностном уровне этническое самосознание следует рассматривать в единстве выражения неосознаваемых психических связей (стереотипы, установки, представления) и осознанного ощущения эмоционально-духовной близости с определенной этнической общностью. Неслучайно в структурном отношении некоторые психологи в самосознании личности выделяют единство трех сторон — познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и регулятивной (саморегуляция) [13, с. 144].
Этническое самосознание как специфическая разновидность самосознания личности, в структурном отношении включает в себя также такие элементы, как представления об общности происхождения, мировоззрение, личный опыт, этноразличительные особенности языка, культуры, ощущение эмоциональной близости с определенной общностью, этностереотипы.
В принципе, компоненты этнического самосознания могут варьироваться. Но как бы то ни было, в формировании этнического самосознания индивида всегда есть универсалии, которые не подвластны внешним ситуациям. Это, прежде всего, личный опыт, эмоциональные установки, мировоззрение, автостереотипы, т.е. те представления, которые выработаны и преобразованы индивидом в ходе деятельности и воздействия на его психику объективных признаков этнических общностей — этнонима, языка, культуры.
Суммарное воздействие объективных и
субъективных факторов позволяет индивиду вырабатывать осознанное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его достижениям, ориентироваться на него, идентифицировать себя с ним. Этническое самосознание индивида является не просто определителем его этничности, а своего рода ценностно-ориентационным маяком в его адаптации в сложном мире общественных отношений.
На идеальном уровне этнического самосознания фокусируются представления общности о самой себе (автостереотипы), о единстве происхождения ее членов, об общности культуры и языка, об историческом прошлом. Источниками, поддерживающими его функционирование, являются, в основном, единая территория проживания, географические условия, единство хозяйственного уклада, иногда и общая государственность, т.е. этническое самосознание общности обусловлено внешними факторами существования самой общности, ее экономическим, научным и творческим потенциалом. Представления о своем единстве в целостности закреплены в самоназвании (этнониме) этноса.
В структуре самосознания общности необходимо выделить, прежде всего, те элементы, которые можно проследить в течение жизни нескольких поколений. Такими элементами, на наш взгляд, является на идеальном уровне круг представлений об общности происхождения культурной самобытности, языковом единстве, историческом прошлом, о самом себе, позволяющих на каждом новом этапе общественного развития сохранить себя как общность, не ассимилироваться и не растворяться среди множества других этносов мира. Рядом исследователей в понятие самосознания общности, на наш взгляд, обоснованно включаются и представления о территории этногенеза и места проживания, государственного суверенитета в зависимости от конкретных внешних условий.
Идеальный уровень этнического самосознания общности поддерживает ее
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 31111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111К63
Ф.С. Файзуллин ////////////////М////////////////////////Ш
существование, объединяет индивидов в этнос. Отражая наиболее общие представления членов этноса, оно является тем образованием, которое позволяет индивидам осознанно идентифицировать себя с конкретным этносом, поддерживать духовное и моральное единство с носителями данного этнонима.
Этническое самосознание, актуализированное в деятельности конкретных его носителей, чутко реагирует на изменившиеся условия внешнего бытия. Если в повседневной жизни оно проявляется лишь в таких мероприятиях, как фольклорные праздники, сабантуи, масленицы и т.д. то в эпоху перемен оно приобретает массовую форму. Активизация массового этнического самосознания, связанная с социально-экономическими, политическими изменениями в государствах, проявляется во всех сферах деятельности. И в таких случаях активизируются те элементы этнического самосознания, которые ранее не казались столь важными, первостепенными (политические, государственные, экономические, территориальные и др.).
Этническое самосознание в период важных событий в жизни общности приобретает иногда и воинствующий характер, выражающийся в противостоянии этносов, конфликтах, этнических преследованиях, массовых беспорядках, связанных со сведением счетов за старые обиды. В период политических бурь и экономических кризисов растут этнические предубеждения, взаимные оскорбления, религиозные столкновения. Зачастую они имеют под собой реальную почву, коренящуюся в историческом развитии
государства. Нарушение принципа социальной справедливости, прав и свобод этнических меньшинств, игнорирование потребностей и интересов малочисленных народов и т.д. — это те немногие причины, способствующие возникновению ксенофобии.
Государства, стремящиеся избежать таких поворотов событий в своей истории, должны регулировать и учитывать в своей политике все нюансы, связанные с межэтническими взаимоотношениями. Только стабильная политическая и экономическая ситуация при сочетании с демократией дадут возможность избежать конфликтов и будут способствовать гармонизации межэтнических отношений.
Этническое сознание, являясь одним из главных структурных элементов этноса, выполняет огромную роль в существовании и функционировании всех этнических общностей. Оно не только поддерживает единство этноса изнутри, но и становится ведущим фактором объединения индивидов вокруг ценностей той или иной группы, формирования этнической идентичности.
В заключение следует отметить, что этническое самосознание как феномен и как реально существующий признак этноса нуждается в глубоком и планомерном исследовании. В современном обществе это более чем необходимо: чтобы правильно ориентироваться в межэтнических проблемах, предотвращать возможные столкновения на этнической почве, необходимо знать, изучать, учитывать особенности формирования и функциональной деятельности этнического самосознания, одного из самых действенных факторов современного общественного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я., Асылгужин Р.Р. Этническое сознание и этническая идентичность. Уфа: Гилем, 2009.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983; Козлов В.И. Проблемы этнического
самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. 1974 № 2; Арутюнян Ю.В., Дроби-жева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987; Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.П. Испытания национального самосознания. СПб.: Петрополис, 1993 и др.
3. Козлов В.Н. О понятии этнической общности //
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2013, том 18, № 3 IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII