УДК 316.65
СУЩНОСТЬ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
Файзуллин Фаниль Саитович,
Уфимский государственный авиационный технический университет, заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор, академик АН РБ, г. Уфа, Россия. E-mail: philosugatu@mail.ru
Аннотация
В статье анализируются сущность и особенности этнического самосознания как отражение бытия, специфических условий существования и взаимодействия этнических общностей. Раскрываются основные факторы формирования этнического самосознания и роль исследуемого феномена в развитии этноса и стабилизации развития многонационального общества.
Ключевые понятия: этнос, этническое сознание и самосознание, этнические общности, стабилизация развития общества.
Важнейшим фактором, способствующим существованию и функционированию этнических общностей, является этническое сознание. Оно выступает не только как необходимое условие их организации, но и является неотъемлемым признаком этнических общностей. Благодаря этническому сознанию общности становятся единым организмом, позволяющим им стать активным участником социальных, политических и культурных процессов. Этническое сознание выступает как рефлексия этнического бытия, как результат социально-исторической практики общности. В нем сконцентрированы основные интересы и потребности, идеология, авто- и гетеростереотипы многих поколений общностей.
Люди, образующие ту или иную этническую группу, проживая на общей территории, в едином социальном пространстве, ведя сходный образ жизни, создавая в процессе длительного взаимного общения общий язык, традиции, обычаи, формируя свое бытие, свое отношение к окружающей духовной, культурной, природной среде, вырабатывают специфические формы отражения, которые становятся элементами их сознания. Это сознание отражает их чувства, мысли, идеи, интересы, и именно оно вызывает чувство общности со своим народом, пробуждая сознание единства [11, с. 87].
Будучи идеальным по форме, этническое сознание выражает самобытность определенного этноса, отражает его внутреннюю структуру и внешние связи. Повседневная практика, предполагающая разнообразие действий, побуждает людей разных этнических групп вступать в связи между собой. В ходе этих связей, общаясь друг с другом, люди различной этнической принадлежности вместе с тем соприкасаются с чужими нравами, образом жизни, быта, с незнакомыми традициями и обычаями. При этом происходит, хотя и бессознательно, сопоставление, сравнение последних со своими собственными этно-духовными ценностями. Именно в ходе сравнения рождается то чувство, при помощи которого индивид идентифицирует себя с определенной этнической общностью. Учитывая все это, можно определить, что этническое сознание есть отражение бытия, специфических условий существования и взаимодействия этнических общностей; оно выработано и закреплено осознанными поступками, практикой и действием неосознанных внутренних, психологических процессов и выражается
посредством идей, теорий, взглядов, проявляющихся в интересах, потребностях, намерениях и целях этносов.
В структурном отношении можно выделить такие компоненты этнического сознания, как этническое самосознание, этническая духовная культура, этнические потребности и интересы, этническая система взглядов, представлений, этническая психология, этнический характер, этнические чувства. Каждый элемент этнического сознания, выполняя определенную функцию, сам выступает в качестве многоуровневой подсистемы со своими элементами.
Среди компонентов этнического сознания особое значение имеет этническое самосознание. Его сила и действенность уже многократно были доказаны на практике реальной жизнью этнических общностей. Оно проявляется всегда - и в открытой, и в латентной форме, при этом выступает как социально активная форма, помогая этническим общностям добиваться поставленных целей, и как политическая сила, поскольку в его структуре могут превалировать и политические мотивы. В области социальной жизни этническое самосознание способствует и выравниванию (равно как и снижению) статусных ролей. Чем выше статус этноса, тем больше у него и возможностей для реализации собственных потенций, и наоборот.
Однако следует отметить, при всей значимости в развитии общества этническое самосознание остается недостаточно исследованным феноменом.Если проблема этнического самосознания в отечественной литературе в недалеком прошлом рассматривалась в большей степени этнографами, то в настоящее время она постепенно становится предметом активного изучения философов, социологов и психологов [10, с. 47].
Выделяя этническое самосознание, исследователи по-разному определяют его сущность, особенности и структурные элементы. Одни утверждают, что этническое самосознание - это осознание «принадлежности людей к определенному народу, конкретно проявляющееся в употреблении ими единого названия народа» [7, с. 111], другие определяют его как «осознание общностью ценностей некоего культурного круга» [4, с. 33]. Что касается структуры этнического самосознания, то в ней некоторые ограничиваются выделением таких элементов, как круг представления об общности культурных достижений и произведений устного народного творчества [6, с. 154], другие - самоидентификацию,
этнические автостереотипы, представления об общности языка, традиций, обычаев, художественной литературы, территории проживания [9, с. 369-370].
Расхождение мнений, наблюдаемое при определении сущности этнического самосознания и его структурных элементов, отнюдь не означает, что данное явление есть предмет дискуссий лишь научных школ и пристального внимания к этой проблеме ученых обществоведов. Скорее наоборот, оно связано с малоизученностью этнического самосознания как сложного социального и психологического явления, которое приобретает огромное значение в развитии общества и его стабильности.
Этническое самосознание, в нашем понимании, вообще представляет собой приобретенное индивидом в ходе интер-нализации чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических в особенности. Этническое самосознание, являющееся вторичным по отношению к бытию этноса, приобретает не только относительно самостоятельный характер, а является одним из главных и основных условий при конструировании и функционировании этноса. Оно является тем аккумулирующим средством, которое поддерживает единство этноса, культуру, язык в период его существования. Возникнув в недрах индивидуального сознания, реализуясь только в своих конкретных носителях, этническое самосознание приобретает надличностный характер и отражает ту идеологию, те ценности, убеждения, мировоззрение, обобщенные представления, на которые ориентируются члены этноса, воспринимая их как свой внутренний мир.
Этническое самосознание, являясь одним из главнейших компонентов этно-сознания и характеристики этноса, будучи продуктом духовного производства, подвержено изменению в зависимости от постоянно меняющегося бытия. Не всегда изменение содержания приводит к изменению формы, которая хотя и относительно подвижна, но более консервативна. И, очевидно, этническое самосознание в течение длительного исторического периода могло по своим внешним формам оставаться устойчивым, изменяя при этом свое содержание. Изменчивость, подвижность содержания самосознания способствовали расширению культурного обмена, внешних информационных связей, общению и развитию этноса.
Этническое самосознание, возникнув на заре человечества, претерпев немалые изменения, и по сей день играет важную роль в жизни народов. В ходе длительных исторических процессов, в силу специфических условий существования каждого отдельного этноса, этническое самосознание приобрело черты индивидуальности, неповторимости. В разные эпохи, в конкретно-исторические периоды развития этносов, в укреплении этнического самосознания большую роль играл тот или иной структурный элемент, отражая в самосознании народа объективное бытие и выражая его интересы, обеспечивающие жизнеспособность и удовлетворяющие его потребности.
Основными факторами, которые оказывали и оказывают влияние в настоящее время на этническое самосознание, являются общность происхождения, этническая территория и границы, язык, этноним, культура, некоторые антропологические характеристики и религиозные принципы.
Общность происхождения как наиболее естественная и важная основа формирования этнического самосознания не вызывает сомнений. Однако следует заметить, что современная этническая общность необязательно основана на реальных родственных отношениях. Это убедительно доказано многими исследователями [3]. Так, например, история формирования башкир показывает, что древнебашкирское ядро составили многочисленные ираноязычные и финно-угорские роды и племена, впоследствии сильно разбавленные тюрками. Кроме того, входящие в состав башкирского народа различные племенные объединения (кипчаки, минцы, бурзяне, ка-тайцы) также имеются в составе других тюркских народов: казахов, узбеков, татар, каракалпаков и т.д. [8, с. 67]. Но вместе с тем, общее происхождение или общность своих начал всегда присутствует в этническом сознании. «Хотя бы в критериях, определяющих «чистоту» и «нечистоту» соплеменника, как правильно отмечает Б.С. Ерасов, - также в силу своей близости к природно-биологическим истокам этническое начало, проникшее в самосознание и ставшее источником самоорганизации народа, обеспечивает его выживание в трудовых, природных и исторических условиях» [5, с. 334].
Другим важнейшим фактором формирования этнического самосознания являются территории проживания, этнические
границы в прошлом. Как справедливо отмечает Н.М. Бусыгина, территория может творить с национальным сознанием почти чудеса, изменяя его во многих направлениях, и подчас весьма серьезно. Поэтому учет территориального фактора при анализе этнического самосознания неизбежен [2, с. 47]. На том географическом месте Земли, где в течение длительного исторического периода этносы не просто живут и осваивают его, а слагают легенды, сказания, эпосы (Урал-Батыр, Манас, Калевала), посвящают ему песни, танцы и т.д., бережно передаваемые из поколения в поколение, формируются чувства родины, единства этнической общности. Среди причин многочисленных башкирских восстаний XVII - XVIII вв., предпосылок возникновения башкирского национального движения начала ХХ века, например, особую значимость имел земельный (т.е. территориальный) вопрос. Именно стремление сохранить свои вотчинные земли от дальнейших захватов сплачивало башкир, пробуждало у них национальное самосознание.
Со временем этническая территория, в известной мере, может утерять свое значение как фактор формирования самосознания. Тем не менее, она как место формирования этнической общности, как символ не теряет своего значения.
Следующим фактором, определяющим самосознание этноса, является его культура. В процессе формирования самосознания любого этноса огромное значение имеют специфические компоненты его культуры. При этом здесь культура понимается в самом широком смысле этого слова, она охватывает и образ жизни людей, включает материальные и духовные аспекты жизнедеятельности и оказывает свое непосредственное влияние на целостность человеческого поведения, на адаптацию людей к окружающей среде. Этническая культура проявляется практически во всех областях жизни этноса: в устройстве жилища и одежды, в фольклоре и в воспитании детей и т.д. По мнению Н.Г. Скворцова, именно в своей совокупности «культурные атрибуты и поведенческие стереотипы... обуславливают формирование на субъективном уровне осознание членами группы особой формы коллективной идентичности» [10, с. 59].
Среди компонентов этнической культуры язык наиболее отчетливо выражает этнические функции и способствует выработке этнического самосознания. Язык эт-
носа возникает и формируется в процессе исторического развития и является самым древним в их жизни. Этнический язык является плодом и результатом развития этноса, выраженным в особенностях, своеобразии и специфике его формирования и становления. В языке проявляется всё духовное содержание общности, он не только средство общения между людьми, но и своеобразный показатель всего богатства жизни этноса.
Этнические языки отличаются друг от друга специфическим знаковым устройством. Система знаков дает соответствующее обозначение понятиям, является их носителем. К этническому языку относится определенная совокупность слов и грамматических средств, являющихся общими для данного народа. Язык является не только этноразличительным фактором, как это утверждают некоторые исследователи, он выступает прежде всего средством, которое аккумулирует всю совокупность исторического, социального и культурного опыта, накопленного данной общностью на всем протяжении ее исторического развития. Этим и определяется роль языка в формировании и развитии этнического самосознания.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование этнического сознания, является также этноним, или по-другому -название народа. Наличие названия свидетельствует об осознании членами этнической общности своего единства и отличия от других подобного рода общностей. Без этнонима не существует ни одна нация, ни одно племя, поскольку, кроме чисто внешнего различительного фактора, он несет и важную роль, смысловую нагрузку. Он отражает происхождение народа, его этнические связи, среду обитания и характер этнической общности, ее ценности.
На определенных этапах развития этнических общностей существенную роль в формировании этнического самосознания играла и продолжает играть в настоящее время религия. При этом следует отметить, что в современной ситуации в процессе взаимодействия религиозного и этнического сознаний религиозное все больше приобретает этнонациональные особенности. При этом этническое начало, по нашему мнению, все больше приобретает приоритетность.
Этническое самосознание проявляет свою индивидуальность при соприкосновении с другими этносами. Вне этого контекста проявление этнического самосознания
невозможно. Только сравнивая свой образ жизни, культуру, язык, свое мировоззрение, осознавая свое место среди других народов, этнос ощущает свою особенность, самобытность.
Как известно, не осознав себя, не выделившись из окружающего мира, невозможно сравнивать себя с другими. Именно в процессе познания себя человек ощущает, осознает свою индивидуальность, свою уникальность, созданную в результате кропотливой, длительной творческой работы. Этот процесс, представляющий единство противоречий в системе «Мы-Они», оказывает огромное влияние на формирование этнического самосознания.
Самосознание позволяет индивиду выделить себя из объективного мира, осознать не только мысли и чувства, но и сравнить себя с другими, отождествляя с определенной группой или же противопоставляя им. В ходе практического освоения мира, общественного производства он уже начинает ощущать себя не только как человек вообще, а как часть определенной группы, определенной общности, связанный с ней не только социальными нитями, но и по признаку духовной близости.
Не только этническое самосознание, но и самосознание вообще является тем признаком, без которого не может существовать ни один индивид, ни одна общность. В этом случае самосознание выступает как необходимый признак, означающий невозможность существования ни одного индивидуума [12, с. 23], ни одной общности без него.
Следует отметить, что самосознание -всеобщее, неотъемлемое свойство индивидов, общностей, не только позволяющее отличать одного индивида от другого, одну общность от другой; но и явление, содержание которого направлено на познание себя, своей внутренней сущности, познание своего этноса, его истории.
На идеальном уровне этнического самосознания фокусируются представления общности о самой себе (автостереотипы), о единстве происхождения ее членов, об общности культуры и языка, представления об историческом прошлом. Источниками, поддерживающими его функционирование, являются, в основном, единая территория проживания, географические условия, единство хозяйственного уклада, иногда и общая государственность. То есть, этническое самосознание общности обусловлено внешними факторами существования самой общности, ее экономическим,
научным и творческим потенциалом. Представления о своем единстве в целостности закреплены в самоназвании (этнониме) этноса.
Выделяя самосознание общности, в его структуре необходимо выделить прежде всего те элементы, которые можно проследить в течение жизни нескольких поколений. Такими элементами, на наш взгляд, являются на идеальном уровне представления об общности происхождения, круг представлений о культурной самобытности, языковом единстве, историческом прошлом, представления о самом себе, позволяющие на каждом новом этапе общественного развития сохранить себя как общность, не ассимилироваться и не растворяться среди множества других этносов мира. Рядом исследователей в понятие самосознания общности, на наш взгляд, обоснованно включаются и представления о территории этногенеза и проживания, государственного суверенитета в зависимости от конкретных внешних условий.
Идеальный уровень этнического самосознания общности поддерживает ее существование, объединяет индивидов в этнос. Отражая наиболее общие представления членов этноса, оно является тем образованием, которое позволяет индивидам осознанно идентифицировать себя с конкретным этносом, поддерживать духовное и моральное единство с носителями данного этнонима.
Этническое самосознание, актуализированное в деятельности конкретных его носителей, чутко реагирует на изменившиеся условия внешнего бытия. Если в повседневной жизни оно проявляется лишь в таких мероприятиях, как фольклорные праздники, сабантуи, масленицы и т.д., то в эпоху перемен оно приобретает массовую форму. Активизация массового этнического самосознания, связанная с социально-экономическими, политическими изменениями в государствах, проявляется во всех сферах деятельности. И в таких случаях активизируются те элементы этнического самосознания, которые ранее не казались столь важными, первостепенными (политические, государственные, экономические, территориальные и другие).
Этническое самосознание в период важных событий жизни общности приобретает иногда и воинствующий характер, выражающийся в противостоянии этносов, конфликтах, этнических преследованиях, массовых беспорядках, связанных со сведением счетов за старые обиды. В период политических бурь и экономических кри-
зисов растут этнические предубеждения, взаимные оскорбления, религиозные столкновения. Зачастую они имеют под собой реальную почву, коренящуюся в историческом развитии государства. Нарушение принципа социальной справедливости, прав и свобод этнических меньшинств, игнорирование потребностей и интересов малочисленных народов и т.д. - это те немногие причины, способствующие возникновению ксенофобии.
Государства, стремящиеся избежать таких поворотов событий в своей истории, должны регулировать и учитывать в своей политике все нюансы, связанные с межэтническими взаимоотношениями. Все это зависит от того, каким оно будет, как оно будет развиваться, какие политические взгляды и течения возьмут в них верх. Только стабильная политическая и экономическая ситуация при сочетании с демократией дадут возможность избежать конфликтов и будут способствовать гармонизации межэтнических отношений.
Этническое сознание, являясь одним из главных структурных элементов этноса, выполняет огромную роль в существовании и функционировании всех этнических общностей. Оно не только поддерживает единство этноса изнутри, но и становится ведущим фактором объединения индивидов вокруг ценностей той или иной группы, формирования этнической идентичности.
В заключение следует отметить, что этническое самосознание как феномен и как реально существующий признак этноса, конечно же, нуждается в глубоком и планомерном исследовании. В современном обществе это более чем необходимо: чтобы правильно ориентироваться в межэтнических проблемах, предотвращать возможные столкновения на этнической почве, необходимо знать, изучать, учитывать особенности формирования и функциональной деятельности этнического самосознания, одного из самых действенных факторов современного общественного развития.
1. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 416 с.; Козлов В.И. Проблемы этнического самосознания и его место в теории этноса // Советская этнография. 1974. № 2, с. 79-92; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987, 304 с.; Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.П. Испытания национального самосознания. СПб: Петрополис, 1993 119 с. и др.
2. Бусыгина Н.М. О состоянии немецкой нации (Территориальный фактор в национальном
самосознании немцев) // Полис. 1999 № 1. С. 42-51.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и К., 1993. 504 с.; Eriksen T. Etnicita and Nationalism. London, 1993. 361 с.; Скворцов Н.Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб: СПбГУ, 1997. 184 с.
4. Дьяков Н.М. Все мы люди // Знание - сила. 1989. № 4. С. 31-37.
5. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.: Наука-2002, 421 с.
6. Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 4. С.151-161.
7. Козлов В.Н. О понятии этнической общности // Советская этнография. 1967. № 2. С. 100-111.
8. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 572 с.
9. Русские. Этносоциологические очерки. М.: Наука, 1992. 464 с.
10. Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб: Петрополис, 1993. 119 с.
11. Файзуллин Ф.С., Зарипов А.Я., Асылгу-жин Р.Р. Этническое сознание и этническая идентичность. Уфа: Гилем, 2009. 252 с.
12. Формальная логика. Л.: ЛГУ, 1976. 345 с.
1. Bromlej Ju.V. Ocherki teorii jetnosa. M.: Nauka, 1983. 416 s. (Russian); Kozlov V.I. Problemy jetnicheskogo samosoznanija i ego mesto v teorii jetnosa // Sovetskaja jetnografija. 1974. № 2. S. 79-92 (Russian); Arutjunjan Ju.V., Drobizheva L.M. Mnogoobrazie kul'turnoj zhizni narodov SSSR. M.: Mysl', 1987, 304 s. (Russian); Habibullin K.N., Skvorcov N.P. Ispytanija nacional'nogo samosoznanija. SPb: Petropolis, 1993. 119 s.; i dr. (Russian).
2. Busygina N.M. O sostojanii nemeckoj nacii (Territorial'nyj faktor v nacional'nom samosoznanii nemcev) // Polis. 1999. № 1. S.42-51 (Russian).
3. Gumilev L.N. Jetnogenez i biosfera zemli. M.: Mishel' i K., 1993. 504 s. (Russian); Eriksen T. Etnicita and Nationalism. London, 1993. 361 s. (English); Skvorcov N.G. Problemy jetnichnosti v social'noj antropologii. SPb: SPbGU, 1997. 184 s. (Russian).
4. D'jakov N.M. Vse my ljudi // Znanie - sila. 1989. № 4. .S. 31-37 (Russian).
5. Erasov B.S. Civilizacii: universalii i samobytnost'. M.: Nauka-2002. 421 s. (Russian).
6. lordanskij B.V. Jetnicheskoe samosoznanie iznutri: ego struktura // Rabochij klass i sovremennyj mir. 1990. № 4. S.151-161 (Russian).
7. Kozlov V.N. O ponjatii jetnicheskoj obshhnosti // Sovetskaja jetnografija. 1967. № 2. S.100-111 (Russian).
8. Kuzeev R.G. Proishozhdenie bashkirskogo naroda. Jetnicheskij sostav, istorija rasselenija. M.: Nauka, 1974. 572 s. (Russian).
9. Russkie. jetnosociologicheskie ocherki. M.: Nauka, 1992. 464 s. (Russian).
10.Skvorcov N.G. Ispytanija nacional'nogo samosoznanija. SPb: Petropolis, 1993. 119 s. (Russian).
11. Fajzullin F.S., Zaripov A.Ja., Asylguzhin R.R. Jetnicheskoe soznanie i jetnicheskaja identichnost'. Ufa: Gilem, 2009. 252 s. (Russian).
12. Formal'naja logika. L.: LGU, 1976. 345 s. (Russian).
UDC 316.65
NATURE OF ETHNIC CONSCIOUSNESS AND FACTORS OF ITS FORMATION
Faizullin Fanil Saitovich,
Ufa State Aviation Technical University,
Head of Chair of Phiolsophy,
Doctor of Science (Philosophy), Professor,
Academician at the Academy
of Sciences of Belarus,
Ufa, Russia.
E-mail: philosugatu@mail.ru Annotation
This article examines nature and features of ethnic consciousness as the reflection of existence, special features of conditions of ethnic communities existing and interacting. It reveals the mainfactors ofethnic identityand the roleof the phenomenonin the developmentand stabilization ofethnic groupsinmulti-ethnicsociety.
Key concepts:
ethnicity, ethnic consciousness, ethnic communities, stabilization of society.