УДК 371.044.2
ЭТИОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Г. ТАМБОВА
© Ольга Сергеевна ТЕРЕНТЬЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected]
© Роман Юрьевич ПОПОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected] © Александр Николаевич СЫСОЕВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected] © Михаил Юрьевич БОГДАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены проблемы нарушения осанки младших школьников в регионе, организационные формы физического воспитания в образовательных учреждениях. Проанализированы причины увеличения количества детей с нарушениями осанки, дана оценка диагностическим методикам, представлены первичные данные по состоянию опорно-двигательного аппарата младших школьников в городе Тамбове.
Ключевые слова: нарушение осанки; диагностика; младшие школьники.
Современные тенденции модернизации и развития отечественной системы образования привели к существенному увеличению объема учебной нагрузки в образовательных учреждениях, что в значительной мере способствует снижению двигательной активности школьников. Более 80 % современной популяции детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют различные нарушения осанки. Это явление по данным многих исследователей имеет вселенский характер и сопоставимо с секулярным трендом акселерации 60-70-х гг. XX в. [1]. По данным Н. Бапе8Ьтап&, Я. ОЬагакЬап1оо,
Н. A1izadeh в столице Ирана - Тегеране 86 % школьников имеют нарушения осанки, сочетающиеся с изменениями различных органов и систем, таких как сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и др. [2].
Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции нарушений осанки и достигнутые результаты, до настоящего
времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы для последующих исследований.
Этиология патологических изменений в опорно-двигательном аппарате развивающегося организма ребенка сложна и многогранна, и до сих пор мнения специалистов по данному вопросу носят противоречивый характер. Одной из центральных причин т. н. «школьных патологий», к которым относят нарушение осанки, является комплексное воздействие школьной среды на детский организм.
Нарушение питания - если не главная, то одна из доминирующих причин, вследствие которой недостаток минеральных и органических веществ, возникающий при отсутствии сбалансированного рациона, негативно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата. К сожалению, лишь несколь-
ко муниципальных образований региона (Тамбов, Тамбовский район, а также город Котовск) активно учувствовали в экспериментальной программе «Здоровое питание школьника» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Модернизация пищеблоков, оборудование столовых в едином фирменном стиле, богатый овощами, фруктами, соками, молочными продуктами ассортимент, а также предусматриваемые программой не только обеды, но и завтраки -все это обеспечивало доступность питания для всех школьников (предполагалась адресная помощь малообеспеченным семьям) и его качественный состав, включающий витамины и микроэлементы, необходимые растущему организму.
Однако главной причиной нарушения осанки школьников, по мнению специалистов, по-прежнему остается гипокинезия (недостаток физической активности), следствием которой является плохое физическое развитие и мышечная слабость.
По данным Н.Т. Лебедевой [3], сорокапятиминутный урок физической культуры компенсирует в среднем 11 %, а максимально (при большой моторной плотности урока) -40 % необходимого суточного числа движений. Это говорит о том, что даже два урока физической культуры в неделю могут компенсировать только 11 % движений от нормы [4].
В Тамбовской области недостаток двигательной активности младших школьников объясняется многими причинами. Достаточно большое количество школ не укомплектовано спортивными залами: дети вынуждены заниматься в территориально ограниченных условиях - несколько классов занимаются одновременно в одном зале, что естественно отражается на двигательном режиме школьников. С введением третьего часа физической культуры проблема материальнотехнического оснащения образовательных учреждений существенно усугубляется [5]. В то же время, некоторые школы, обладая дополнительными спортивными сооружениями (школа № 36 имеет спортивный зал, бассейн; ее филиал - спортивный зал и зал хореографии, школа № 4 города Котовска - два спортивных зала и бассейн, лицей № 14 - спортивный зал, завершается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса),
имеют возможность осуществлять полноценное физическое воспитание, а значит, минимизировать влияние факторов, способствующих гиподинамии учащихся.
Отсутствие в большинстве образовательных учреждений должной материальнотехнической базы является значительным препятствием для увеличения объема регламентированной учебно-тренировочной работы с обучающимися в рамках третьего часа урока физической культуры.
Если проанализировать «болевые точки» организации физического воспитания, то в первую очередь специалисты говорят о несовместимости урока физической культуры с другими уроками школьного расписания (Л.И. Лубышева, 1997). Уроки физической культуры в школах во многом «благодаря» администрации школы воспринимаются учениками, родителями и даже некоторыми учителями как предмет второстепенный. Не секрет, что во многих школах, при составлении расписания занятий, урок физической культуры помещается в такое расписание в последнюю очередь. Подобное мышление не может не придавать предмету физическая культура ауру незначительности, второсте-пенности и несерьезности. Такое обывательское мнение о месте предмета физической культуры в системе общеобразовательной школы, несомненно, в какой-то степени оправдано, т. к. во многих школах качество занятий, мягко сказать, неадекватно. Уроки преподаются по устаревшим методикам, тем самым снижается интерес к занятиям у учащихся.
Таким образом, нехватка спортивных баз, неукомплектованность кадрами, изжившие себя формы организации уроков физической культуры даже при трехразовых занятиях не позволяют получить не только кумулятивный, но и оздоровительный эффект и тем более вывести человека на новый уровень физической кондиции.
В то же время нельзя не отметить попытки отдельных незаурядных преподавателей, которые в данной сложной ситуации при должной настойчивости, творческом подходе, любви к детям и постоянном самосовершенствовании находят способы достойно позиционировать физическую культуру в ряду прочих школьных дисциплин. Примером подобной категории преподавателей
служит учитель физической культуры Обо-ронинской средней школы А.Н. Анохин -обладатель высокого звания «Народный учитель», финалист областного конкурса «Учитель года». В результате его самоотверженной целеустремленной работы в Оборонин-ской СОШ созданы практически идеальные условия для физического воспитания школьников: в школе два спортивных зала, один -с душевой комнатой, тренажерный зал, игровая комната для младших школьников, спортивная площадка, гимнастические снаряды и инвентарь для гимнастики, оборудование для занятий единоборствами, в достаточном количестве лыжи с ботинками, лыжные палки, легкоатлетические шиповки, 50 баскетбольных, 40 волейбольных и 10 футбольных мячей.
Однако усилиями отдельных личностей проблема физического воспитания школьников в регионе решиться не может, ее решение требует консолидации научного и государственного сегментов с привлечением бизнес сообщества.
Возвращаясь к проблеме этиологии нарушения осанки у младших школьников следует признать, что отрицательное воздейст-
вие на опорно-двигательный аппарат оказывают как длительная статичная поза школьника в процессе занятий по общеобразовательным дисциплинам, так и нарушение организации рабочего пространства школьника в целом.
При длительных занятиях (приготовлении уроков, рисовании, работе на компьютере) в условиях, далеких от идеальных (слишком высокий стул или стол, плохое зрение, недостаток рабочего пространства на письменном столе и др.), неправильно принятая поза сидящего ребенка (при этом появляется выраженная недостаточность околопозво-ночных мышц или их дисбаланс) предопределяет нарушение осанки, и этот статический стереотип со временем закрепляется.
Рассматривая вопросы нарушения осанки и методику диагностирования, необходимо прояснить тот принципиально важный факт, что осанка - это комплексное понятие
о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека.
Рис. 1. Топография основных зон для определения нормальной осанки
Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создает благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра массы тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в выполнении функций спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, которые обеспечивают нормальную работу мышечной системы и всех внутренних органов [6].
Нормальная осанка имеет 5 клинических признаков:
1) расположение остистых отростков по линии отвеса (вертикаль);
2) расположение надплечий на одном уровне;
3) расположение углов обеих лопаток на одном уровне;
4) равные треугольники талии (справа и слева), образуемые туловищем и свободно опущенными руками;
5) правильные изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном и до 2 см в шейном).
Нарушение осанки - это не заболевание в общепринятом понимании, это состояние, которое при своевременно начатых реабилитационных занятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Однако нарушение осанки опасно тем, что со временем оно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится причиной многих хронических заболеваний из-за общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата.
Дефект осанки начинается с небольших изменений в верхних и нижних отделах туловища. Наиболее частыми нарушениями осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая, нередко сопровождающаяся изменениями конфигурации передней брюшной стенки [7].
Поскольку нарушение осанки, как было сказано выше, - процесс обратимый, своевременно проведенная диагностика позволит
определить ортопедический статус ребенка на ранних стадиях, а вовремя принятые меры корригирующего воздействия - быстро устранить имеющиеся отклонения.
Существуют объективные и субъективные методы оценки для определения состояния опорно-двигательного аппарата. К объективным методам оценки относятся измерительный и графический. Измерительные методы основаны на определении изгибов позвоночника в линейных и угловых величинах, к ним относятся измерения размеров позвоночника сантиметровой лентой, отвес на нити, скользящий циркуль [8].
Графические методы:
- проведение электромиографии мышц спины и выявление асимметрии электрической активности паравертебральных мышц, свидетельствующих о деформациях позвоночника;
- электронейромиография (ЭНМГ). Метод основан на регистрации собственных биопотенциалов мышц и нервов, он неинвазивный и безопасный для пациента. При помощи данного метода можно оценить состояние спинного мозга, его корешков, периферических нервов и мышц;
- измерение температурного градиента в тканях позвоночного столба и паравертеб-ральных областях с помощью гелио-неонового лазера, по которому косвенно судят о деформации позвоночника;
- радиолокация позвоночника и спины радиоволнами;
- магнито-резонансная томография.
Топографические методы. Существуют
бесконтактные оптические методы исследования дорсальной поверхности туловища и, прежде всего, это метод муаровой топографии. Метод муаровой топографии позволяет получить изображение туловища человека по аналогии с топографическими картами. Визуальный анализ таких топограмм дает возможность оценить форму дорсальной поверхности туловища, а по ней опосредованно судить о форме искривления позвоночника.
Большинство из перечисленных методов являются сугубо медицинскими и их использование возможно на специальном оборудовании в соответствующих условиях (поликлиники, врачебно-физкультурный диспансер, специализированные больницы и др.). Поэтому, отдавая должное их надежности и
информативности, применение данных методов для массовых исследований в образовательных учреждениях малоприемлемо. Наиболее доступным методом выявления отклонений в развитии ОДА, которым могут овладеть педагоги, родители и сами дети является субъективный метод визуального осмотра -соматоскопия.
С помощью этого метода состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по следующим показателям: асимметрия положения головы и надплечий, дефанс шейнозатылочных мышц, нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, сколиотическая осанка, рахитическая деформация грудной клетки, «О» или «Х»-образ-ная деформация голеней, продольное или поперечное плоскостопие, «косой» или
«скрученный таз», диастаз белой линии живота, рекурвация в суставах, длина нижних конечностей.
Данный метод может успешно применяться как специалистами по физической культуре (в отличие от методов, где требуется подготовка для работы на специальном оборудовании и медицинское образование), так и представителями «микросоциума» ребенка.
Как же визуально определить морфологические изменения в состоянии опорнодвигательного аппарата?
При правильной осанке голова и тело -при осмотре со спины - находятся на одной вертикальной линии, плечи - на одном уровне, лопатки прижаты к телу.
Элементарный «тест у стены» позволит мгновенно определить норму или отклонение у испытуемого. Для этого необходимо встать спиной к стене так, чтобы голова и ягодицы были прижаты к стене, а пятки находились примерно на расстоянии 10 см, и измерить расстояние между поясницей и стеной, шеей и стеной. Если расстояние между поясницей и стеной 2-3 см и 3 см до шеи - осанка хорошая. В комплексном обследовании раздетого ребенка ставят перед собой и оценивают положение его тела спереди, сбоку и сзади. Ребенок должен принять правильную позу (пятки вместе, носки стоп чуть в стороны, колени чуть согнуты, ягодицы сжаты, живот подтянут, плечи опущены и отведены назад, руки опущены вдоль туловища, подбородок приподнят) и постараться максимально долго ее удержать. При проведении осмотра спереди: при правильной осанке голова должна располагаться по средней линии, проходящей через вертикальную плоскость, надплечья и треугольники талии симметричные, надколенники на одном уровне, нет перекоса таза (подвздошные гребни на одном уровне). При осмотре сбоку: условная вертикальная ось тела должна проходить от макушки через наружное отверстие слухового прохода, по заднему краю нижней челюсти, по переднему краю плечевого сустава, через тазобедренный сустав, по переднему краю коленного сустава и спереди - от наружной лодыжки.
Рис. 2.Топография основных исследуемых зон при нарушениях осанки
Таблица 1
Фактические данные о состоянии осанки младших школьников на 20 апреля 2012 г.
Группа классов Общее кол-во детей Общее кол-во детей с нарушениями % Общее кол-во детей без нарушений %
1 классы 801 312 38 489 62
2 классы 790 348 44 442 56
3 классы 556 250 45 306 55
4 классы 513 247 48 266 52
Итого 2660 1157 43 1503 57
Осмотр сзади: голова - по средней линии, нижние углы лопаток на одном уровне, подвздошные гребни на одном уровне, над-плечья симметричные, треугольники талии одинаково выражены, остистые отростки позвоночника по средней линии.
Дополнительными признаками нарушения осанки у детей являются: быстрая утомляемость мышц спины, плохая переносимость физической нагрузки, болевые ощущения в области спины, болевые ощущения в области плечевых суставов, выраженное одностороннее напряжение околопозвоночных мышц.
Из 9857 детей города Тамбова, обучающихся в начальных классах (1-4 классы) образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на
1 сентября 2011 г. было обследовано 2660 человек. Подвергнув математической обработке показатели состояния осанки, мы получили следующие результаты (табл. 1).
По итогам обследования мы видим, что уже в первом классе количество детей с различными нарушениями осанки по городу Тамбову составляет 312 человек, или 38 % от общего количества. Такой высокий процент количества детей с нарушением осанки, на наш взгляд, связан с тем, что сейчас многие детские сады берут на себя функцию школ и чрезмерно перегружают неокрепший детский организм. Таким образом, основная масса детей, поступая в школу, уже имеет различные нарушения осанки.
Анализ данных по всем вторым классам школ города Тамбова показал, что общая картина продолжает ухудшаться. Среднее процентное соотношение школьников с нарушениями составляет 44 %, а это больше чем в первых классах, но разница несущественна, составляет 6 %. Можно предположить, что данный факт свидетельствует о
том, что процесс адаптации детей к школе и присущему ей распорядку дня продолжает негативно влиять на здоровье детей.
В третьих и четвертых классах наблюдается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в ОДА. Процент детей с нарушениями растет и к завершению младшей школы составляет 48 %. Лишь 52 % детей оканчивают младшую школу, не приобретя нарушения осанки. Таким образом, согласно полученным данным, мы можем утверждать, что нужны существенные изменения и нововведения в работе школ, с помощью которых можно будет решить главную проблему -сохранить здоровье детей на протяжении срока обучения в младших классах.
1. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М., 1976.
2. Daneshmandi H., Gharakhanloo R., Alizadeh H. Corrective exercises. Tehran, 2004.
3. Лебедева Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей. М., 2004.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М., 1998.
5. Богданов М.Ю., Болдырева В.Б. Формы организации уроков физической культуры как проблема физического воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 2 (106). С. 260-264.
6. Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья // Методические рекомендации. Мн., 1995.
7. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: сборник статей. Новокузнецк, 1998.
8. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. СПб., 2001.
Поступила в редакцию 15.05.2012 г.
UDC 371.044.2
ETIOLOGY AND DIAGNOSIS OF INCORRECT POSTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF TAMBOV Olga Sergeyevna TERENTYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodology of Physical Education and Sport Department, email: [email protected]
Roman Yuryevich POPOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Theory and Methodology of Physical Education and Sport Department, e-mail: [email protected]
Aleksander Nikolayevich SYSOYEV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer, Theory and Methodology of Physical Education and Sport Department, e-mail: [email protected]
Mikhail Yuryevich BOGDANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Senior Lecturer, Theory and Methodology of Physical Education and Sport Department, e-mail: [email protected]
The article considers the problems of incorrect posture of primary school children in the region, the organizational forms of physical education in educational institutions. The reasons for the increasing number of children with disorders of posture, the estimation of diagnostic methods, the first data of musculoskeletal system of primary school children of Tambov are presented.
Key words: disturbance of posture; diagnosis; younger students.