ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)
УДК 371.72
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© А.С.Шалавина, Ф.Г.Ситдиков
Дефицит двигательной активности, характер учебной деятельности младших школьников вызывают статическое перенапряжение мышц, что приводит к высокой распространенности нарушений осанки. В статье представлены результаты педагогического эксперимента по формированию навыка правильной осанки. Подтверждена эффективность соблюдения некоторых условий учебной деятельности. К ним относятся: использование словесных методов коррекции осанки (общие и индивидуальные); формирование умения учеников самостоятельно осуществлять коррекцию позы и правильно размещать предметы на рабочем месте; регулярное использование на уроке средств физического воспитания (проведение специальных физкультурных минуток); активное взаимодействие с родителями с целью индивидуальной коррекции имеющихся функциональных нарушений (выполнение домашних заданий). Использование мер педагогического воздействия способствует более выраженному приросту показателей физической подготовленности мышечных групп, формированию навыка коррекции вертикальной позы, приобретению элементарных знаний, улучшению фронтальных и сагиттальных характеристик осанки, правильному формированию стопы.
Ключевые слова: осанка, нарушения осанки, физкультурные минутки, формирование навыка коррекции тела в пространстве, школьники, педагогические условия.
Введение. Новый закон об образовании предполагает формирование у каждого школьника потребности в здоровом образе жизни и овладение им минимумом знаний в области физиологии и гигиены. Ведущая роль при этом отводится правильно организованному физическому воспитанию детей и режиму дня учащихся.
Известно, что работоспособность школьников к концу учебного дня, недели и года в значительной мере уменьшается. Ряд авторов [1, 2, 3] считает, что основной причиной утомления школьников является не столько сама умственная деятельность, сколько гиподинамия и гипокинезия, сопровождающие ее. С поступлением детей в школу их двигательная активность снижается почти на 50 %, а увеличение статического напряжения мышц при общей их слабости нередко приводит к возникновению нарушений осанки [4]. В условиях высокой интенсивности учебного процесса в современных школах даже проведение 3-х уроков физической культуры не в состоянии в полной мере восполнить биологическую потребность детей в движениях [3, 5, 6]. Поэтому в организации учебной деятельности необходимо уделять существенное внимание регуляции вертикальной правильной позы на уроках как фактору, способствующему формированию правильной осанки[1].
Длительно сохраняемые и часто повторяемые позы становятся привычкой. В педагогике, физиологии и психологии уделяется большое внимание изучению «привычек». Физиологической
основой привычек является динамический стереотип. Осанка это также динамический стереотип, приобретенный в процессе индивидуального развития и воспитания. В связи с этим создание правильных педагогических условий дает возможность выработать необходимый динамический стереотип и сформировать осанку ребенка, соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям.
Большинство авторов сходится на том, что периодом, особенно существенным для исправления и предупреждения ошибок в манере держать свое тело и коррекции выявляемых нарушений осанки, является младший школьный возраст [7, 8, 9]. В этот период, наряду с развитием двигательного аппарата, происходит набор произвольных движений, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на физическое развитие и осанку. Поэтому не случайно в методической литературе отмечается, что система применяемых профилактических мероприятий должна быть направлена на снижение статической нагрузки на позвоночник и улучшение физического развития ребенка, на устранение неблагоприятных условий [2, 8], своевременное и правильное применение физических упражнений коррекционного характера [5, 10, 11].
Анализ литературы показал, что регуляция вертикальной позы человека относится к числу актуальных биологических и социально-педагогических проблем современности [12]. При этом осанка рассматривается как наиболее сущест-
венный показатель состояния здоровья детей. Большая распространенность отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата [11, 13, 14] требует поиска эффективных средств коррекции и создания педагогических условий, способствующих формированию правильной осанки в процессе учебной деятельности. Это и определило цель нашего исследования - изучить эффективность условий, способствующих формированию правильной осанки.
Объектом исследования является деятельность школьников по овладению навыками правильной осанки в учебной деятельности, исходя из условно-рефлекторной сущности формирования двигательных навыков.
По нашей гипотезе формирование правильной осанки будет более эффективным при совместной деятельности учителей, родителей и учеников, а также соблюдении специальных условий формирования правильной осанки.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать половозрастные особенно -сти состояния осанки детей младшего школьного возраста. Рассмотреть закономерности состояния осанки школьников непосредственно в учебной деятельности.
2. Оценить уровень развития равновесия и коррекции своего тела в пространстве.
3. Выяснить готовность учителей и родителей к участию в программе по формированию и поддержанию осанки у школьников.
4. Выявить эффективность педагогического воздействия на процесс формирования осанки (общие словесные команды, индивидуальная коррекция).
5. Изучить влияние специальных физкультурных минуток на состояние осанки и формирование навыка поддержания правильной позы на уроке.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, физиологическое исследование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Комплексное исследование опорно-двигательного аппарата детей осуществлялось по методике кифосколиозометрии, подометрии. Оценка уровня развития равновесия и коррекции своего тела в пространстве проводилась с помощью балансирующего сидения. Силовая выносливость мышц брюшного пресса, статическая силовая выносливость мышц спины, правой и левой сторон туловища тестировались при выполнении контрольных физических упражнений.
Особенности режима дня учащихся (количество пассивных и активных часов в день), заин-
тересованность родителей в решении данной проблемы позволило выявить анкетирование. Оценка уровня профессионально-педагогических знаний, умений и навыков по организации и проведению физкультурных минуток во время письменного и устного уроков осуществлялась по результатам тестирования учителей начальных классов. Осведомленность детей по изучаемой тематике выяснялась в ходе индивидуальных бесед. Кроме того, младших школьников мы попросили вспомнить и показать как можно больше физических упражнений или комплексов физкультурных минуток, которые они выполняют на уроках под руководством учителя (исключая урок физической культуры).
Результаты. Исследование состояния опорно-двигательного аппарата (ОДА) показало, что распространенность нарушений осанки у детей 7-10 лет во фронтальной плоскости составляет 74-86%, в сагиттальной - 48-71%. Нередки у детей сочетания нескольких дефектов осанки (56,7%) и уплощения продольного свода стопы (38,8%). Педагогические наблюдения за учениками в деятельности на письменных и устных уроках показывают, что суммарное время нахождения учеников с неправильной осанкой составляет 55-59% времени. Частота и продолжительность нарушений осанки во время урока по всем наблюдаемым параметрам (опускание головы низко к парте, наклон головы в сторону, сдавливание грудной клетки в результате наваливания грудью на край парты, асимметрия плеч, боковое искривление позвоночника) увеличивается с наступлением общего утомления к концу урока на 3-9%. Установлено, что дети недостаточно хорошо владеют навыками коррекции позы. Выполнить задания, требующие «принять вертикальную позу с хорошей осанкой» и «записать в тетрадь задание, сохраняя правильное положение, сидя за партой», смогли лишь единицы.
Обобщая результаты анкетирования родителей, следует отметить, что в семье недооценивается роль родителей в формировании осанки и недостаточно полно используются имеющиеся возможности физического воспитания. В режиме дня большинства учащихся пассивный вид деятельности по объему времени значительно преобладает над активными. От 6 до 8 часов в день дети находятся преимущественно в положении сидя, при этом контроль состояния осанки со стороны взрослых не осуществляется. Тестирование учителей выявило низкий уровень знаний и навыков организации физкультурно-оздоровительных пауз на уроке (более 67% из них не смогли грамотно составить комплекс физических упражнений оздоровительной направленности).
Кроме того 1/5 часть учителей вообще посчитали, что у них нет на это времени. Все это сказалось и на отсутствии разнообразия физкультурных минуток, продемонстрированных нам учениками начальных классов.
Вышесказанное определяет необходимость создания условий, способствующих формированию правильной осанки и выбора средств кор-рекционно-профилактической направленности. При создании условий необходимо учитывать тесную взаимосвязь воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Воспитательно-образовательная работа направлена на формирование потребности в сохранении правильной осанки [15: 52]. Она включает в себя накопление теоретических знаний о факторах, влияющих на развитие дефектов осанки, формирование установки на ежедневное применение средств и методов ее коррекции, формирование позитивного отношения к физкультурным минуткам на уроке, стимулирование ребенка активно включаться в процесс освоения навыками регуляции позы. Оздоровительная работа направлена на профилактику и коррекцию имеющихся нарушений осанки детей (выполнение индивидуальных заданий).
Как показывают исследования В.А.Арсла-нова [1: 21], к факторам учебного процесса, влияющим непосредственно через учителя на процесс формирования осанки у младших школьников, можно отнести: качество организации урока; использование словесных методов коррекции осанки (общие и индивидуальные); умение учеников самостоятельно осуществлять коррекцию позы и правильно размещать предметы на рабочем месте. Мы считаем, что к этим условиям необходимо добавить использование на уроке средств физического воспитания (ежедневное проведение физкультурных минуток); своевременность и регулярность индивидуальных воздействий физическими упражнениями (домашние задания).
Для выявления эффективности вышеперечисленных условий нами был проведен педагогический эксперимент. Учителя, задействованные в эксперименте, использовали методы педагогического воздействия на процесс формирования осанки: словесные команды, групповые установки на сохранение правильной позы, индивидуальные замечания, необходимые для выработки рефлекса правильной осанки. Причем частота педагогического воздействия по условиям эксперимента должна быть не менее 4 раз за урок. На 25-28 минуте урока проводились физкультурные минутки, включающие упражнения на совершенствование функции равновесия и
коррекции тела в пространстве, увеличение силы и правильного распределения тонуса мышц, удерживающих позвоночник в вертикальном положении, растягивающие и силовые упражнения с коррекцией вертикали позвоночника с симметричной нагрузкой на мышцы передней, задней и боковых поверхностей тела. В комплексы физкультминутки включались упражнения корригирующего характера, в зависимости от индивидуальных нарушений осанки (эти же упражнения ученики обязаны были повторять дома). Контроль над правильностью выполнения упражнений на уроке возлагался на учителя, дома - на родителей. Кроме того, классному руководителю было рекомендовано посветить один классный час формированию умения учеников самостоятельно осуществлять коррекцию позы и правильно размещать предметы на рабочем месте. На родительских собраниях рассказывали о правильной организации рабочего места, двигательной активности детей, обучали конкретным приемам и методам оздоровления (играм, корригирующей гимнастике) для использования их в домашних условиях и эффективной коррекции имеющихся нарушений осанки и деформаций стопы. Работа проводилась комплексно в течение одного учебного года.
В результате проведенного педагогического эксперимента в конце учебного года 78% первоклассников имели улучшенные характеристики осанки. Улучшение состояния сагиттальных изгибов нами зафиксировано у 32% детей 7лет и 28% у 10-летних девочек и мальчиков. Укрепление мышц корсета привело к симметричной активности мышц правой и левой стороны туловища, что подтверждается результатами оценки симметрии плечевого пояса. Асимметрия плеч и углов лопаток уменьшилась на 2,1-2,4 см у 23% и на 0,8-1,5см у 38,5% детей. Кроме того, у 22% девочек и 4% мальчиков нами зафиксировано впервые их симметричное расположение. Внешний признак осанки - отклонения позвоночника от вертикали в исходных положениях стоя и сидя - уменьшился у 43% и 21% детей соответственно. В показателях навыка поддержания правильной позы и ее коррекции в пространстве наблюдалась достоверная положительная динамика (Р < 0,05). Время нахождения ребенка с неправильной осанкой во время урока уменьшилось до 44% при (Р < 0,02). Установлено, что после выполнения физических упражнений на уроке последующие 5-10 минут 62-76% младших школьников выполняли задания с правильным положением позвоночника. Тестирование статической выносливости мышц и координации движений также выявило положительную динамику. В экс-
периментальной группе результаты детей по показателям силовой выносливости мышц брюшного пресса увеличились с 28,9 ± 1,7 раз до 43,1 ± 2,3 раз, при Р < 0,01, мышц спины - в 1,6 раза. Процент уплощенности свода стопы при 100-процентной нагрузке массы собственного тела уменьшился у 27% школьников (Р < 0,05), а физическая подготовленность стопы улучшилась на 1,4%.
Таким образом, соблюдение вышеперечисленных условий учебной деятельности способствует более эффективному освоению навыка поддержания правильной позы во время выполнения устных и письменных заданий, формированию правильной осанки у детей, увеличению их двигательного режима, достижению оздоровительного и профилактического эффекта. Выводы:
1. Проблема формирования и поддержания осанки требует соблюдения педагогических условий и комплекса профилактических мероприятий, применяемых непосредственно в учебной деятельности.
2. Положительные сдвиги в показателях шейного и поясничного лордозов, асимметрии плеч, углов лопаток, силовой выносливости мышц доказывают эффективность предлагаемых условий формирования осанки в учебной деятельности.
3. Результаты эксперимента подтверждают целесообразность использования физкультурных минуток на уроке как части практических мер педагогического воздействия на процесс формирования осанки.
1. Арсланов В.А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Учебное пособие. - Казань, 1987. - 84 с.
2. Беспутчик В.Г., Хотько А.В., Ярмолюк В.А. Здо-ровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2009. - №10. - С. 11 - 14.
3. Костюченко В.Ф., Степанов В. С. Знаем, но не делаем (к проблеме реализации оздоровительного потенциала физической культуры) // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - Вып. № 18. - 2005. - С. 30.
4. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Ю.В.Боковец. - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005. - 102 с.
5. Гулбани Р.Ш., Заед Ю.В., Хагнер-Деренговска М. Профилактика асимметричной осанки школьников среднего возраста средствами физической реабилитации // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2011. - №3. - С. 42 - 45.
6. Терентьева О.С., Попов Р.Ю., Сысоев А.Н., Богданов М.Ю. Этиология и диагностика нарушений осанки у младших школьников г.Тамбова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 112. - №8. - С. 196 -202.
7. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб.-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры / А.Д.Кашин. -2-е изд. - Минск: НМЦентр, 2000. - 240 с.
8. Тхор Л.К. Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья младших школьников // Педагогика и современность. - 2013. - №4.
- С. 102 - 107.
9. Забалуева Т.В. Педагогические аспекты формирования возрастной осанки человека // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2009. -№ 5. - С. 27 - 31.
10. Борейша Ю.С., Борейша Е.А., Дорохов Е.В., Усачева Е.А. К вопросу о состоянии осанки, физическом развитии, уровне здоровья школьников 1011 лет и коррекции выявленных нарушений // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9.
- С. 24 - 25.
11. Гагара В.Ф., Онищук И.В. Методы коррекции осанки младших школьников средствами физических упражнений // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - №7. - С. 43 - 46.
12. Колос Н. А. К вопросу использования технологий корригирующих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата человека // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007.
- №1. - С. 65 - 69.
13. Шалавина А. С. Характеристика осанки детей младшего школьного возраста. // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №11. - С. 83
- 86.
14. Калмыкова В.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. - 2010. - Т.18. - №2.
- С. 30 - 33.
15. Кашуба В.А., Бондарь Е.М. Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Физическое воспитание студентов. - 2009. - №3. - С. 51 - 53.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING CORRECT POSTURE
IN YOUNG SCHOOLCHILDREN
A.S.Shalavina, F.G.Sitdikov
Lack of exercise and the nature of junior pupils' school activity cause static muscle strain which results in high incidence of poor posture. The article presents the results of a pedagogical experiment with the aim to develop a habit of correct posture. In this respect compliance with certain conditions of school activity proves to be effective. Namely, using verbal methods of posture correction (general and individual), developing pupils' skill to independently improve their posture and arrange well items in the workplace. It also means regular classroom exercise (having certain physical exercises) and active cooperation with parents to individually fix functional disorders (home exercises). By using these pedagogical measures we contribute to a more pronounced physical fitness of muscle groups, developing the skill of vertical posture correction as well as gaining basic knowledge, improving frontal and sagittal posture, and proper formation of the foot.
Key words: posture, incorrect posture, physical exercise, developing the skill of correcting the body in space, pupils, pedagogical conditions.
1. Arslanov V.A. Osanka, rabochaya poza i zdorov'e: Uchebnoe posobie. - Kazan', 1987. - 84 s. (In Russian)
2. Besputchik VG., Xot'ko A.V., Yarmolyuk V.A. Zdorov'esberegayushhie i zdorov'eformiruyushhie texnologii profilaktiki narushenij i vospitanie osanki u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Pedagogika, psixologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2009. - №10. -S. 11 - 14. (In Russian)
3. Kostyuchenko V.F., Stepanov V.S. Znaem, no ne de-laem (k probleme realizacii ozdorovitel'nogo potenciala fizicheskoj kul'tury) // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski». - Vyp. № 18. - 2005. -S. 30. (In Russian)
4. Vospitanie pravil'noj osanki u detej doshkol'nogo vozrasta: posobie dlya pedagogov, rukovoditelej uchrezhdenij, obespechivayushhix poluchenie doshk. obrazovaniya / Yu.V.Bokovec. - Mozyr': OOO ID Belyj Veter, 2005. - 102 s. (In Russian)
5. Gulbani R.Sh., Zaed Yu.V, Hagner-Derengowska M., Profilaktika asimmetrichnoj osanki shkol'nikov sred-nego vozrasta sredstvami fizicheskoj reabilitacii // Pedagogika, psixologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2011. -№3. - S. 42 - 45. (In Russian)
6. Terent'eva O.S., Popov R.Yu., Sysoev A.N., Bogda-nov M.Yu. E'tiologiya i diagnostika narushenij osanki u mladshix shkol'nikov g.Tambova // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. -2012. - T. 112. - №8. - S. 196 - 202. (In Russian)
7. Kashin A.D. Skolioz i narushenie osanki: lechebnaya fizkul'tura v sisteme medicinskoj reabilitacii: ucheb.-metod. posobie dlya vrachej i instruktorov lechebnoj fizkul'tury / A.D .Kashin. - 2-e izd. - Minsk: NMCentr, 2000. - 240 s. (In Russian)
8. Txor L.K. Zdorov'esberegayushhie texnologii kak faktor soxraneniya zdorov'ya mladshix shkol'nikov //
Pedagogika i sovremennost'. - 2013. - №4. - S. 102
- 107. (In Russian)
9. Zabalueva T.V. Pedagogicheskie aspekty formiro-vaniya vozrastnoj osanki cheloveka // Uchenye zapiski universiteta im. P.F.Lesgafta. - 2009. - № 5.
- S. 27 - 31. (In Russian)
10. Borejsha Yu.S., Borejsha E.A., Doroxov E.V, Usa-cheva E.A. K voprosu o sostoyanii osanki, fizicheskom razvitii, urovne zdorov'ya shkol'nikov 10-11 let i korrekcii vyyavlennyx narushenij // Us-pexi sovremennogo estestvoznaniya. - 2013. - № 9.
- S. 24 - 25. (In Russian)
11. Gagara V.F., Onishhuk I.V. Metody korrekcii osanki mladshix shkol'nikov sredstvami fizicheskix uprazhnenij // Pedagogika, psixologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2012. - №7. - S. 43 - 46. (In Russian)
12. Kolos N.A. K voprosu ispol'zovaniya texnologij kor-rigiruyushhix funkcional'nye narusheniya oporno-dvigatel'nogo apparata cheloveka // Pedagogika, psixologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta. - 2007. - №1. - S. 65 - 69. (In Russian)
13. Shalavina A.S. Xarakteristika osanki detej mladshego shkol'nogo vozrasta. // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2009. - №11. - S. 83 - 86. (In Russian)
14. Kalmykova VS., Fed'ko N.A. Faktory riska i ocenka sostoyaniya somaticheskogo zdorov'ya detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza. - 2010. - T.18. - №2. - S. 30 -33. (In Russian)
15. Kashuba V.A., Bondar' E.M. Sovremennye predstav-leniya o profilaktike i korrekcii funkcional'nyx narushenij oporno-dvigatel'nogo apparata detej starshego doshkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2009. - №3. - S. 51 - 53. (In Russian)
Шалавина Анна Сергеевна - кандидат биологических наук, доцент общеуниверситетской кафедры физического воспитания и спорта Казанского федерального университета.
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
Shalavina Anna Sergeyevna - PhD in Biology, Associate Professor, the Department of Physical Education and Sport of Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: [email protected].
Ситдиков Фарит Габдулхакович - доктор биологических наук, заслуженный деятель науки РФ и РТ, профессор кафедры анатомии, физиологии и охраны здоровья человека Казанского федерального университета.
420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
Sitdikov Farid Gabdulhakovich - Doctor of Biology, Professor, the Department of Anatomy, Physiology and Human Health, Kazan (Volga Region) Federal University.
18 Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russia. E-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 28.01.2014