Научная статья на тему 'Этапы становления проектной деятельности в вузе'

Этапы становления проектной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2020
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / METHOD OFPROJECTS / PROJECT / PROJECT ACTIVITIES / PEDAGOGICAL PROJECT ACTIVITY / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева А. М., Рак Е. В.

В статье рассмотрены подходы к определениям «проект» и «проектная деятельность». Проанализированы научно-методические работы выдающихся ученых, посвященные исследованиям в области проектной деятельности. Определены компоненты проектной деятельности. Проанализированы и зафиксированы этапы исторического развития метода проектов. Осуществлен анализ историка-педагогической литературы, определены ступени становления проектной деятельности в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF PROJECT ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY

The article describes the approaches to the definitions of «project» and «project activity». Scientific and methodical works of outstanding scientists in the field of design project activity are analyzed. The components of the project activity are determined. The stages of historical development of the method ofprojects are analyzed and documented. The analysis of historical and pedagogical literature is made, level offormation of design activity in higher education is defined.

Текст научной работы на тему «Этапы становления проектной деятельности в вузе»

УДК 378

UDC378

ВАСИЛЬЕВА A.M.

аспирант, кафедра педагогики, Брянский

государственный университет имени академика

И,Г. Петровского

Е-та//: anya.mihailovna@уапdex, ru

РАКЕ, В.

аспирант, кафедра педагогики, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского E-mail: [email protected]

VASILIEVA AM.

Graduate student, Department of Pedagogics, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky E-mail: [email protected]

RAKE.V.

Graduate student, Department of Pedagogics, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky E-mail: [email protected]

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ STAGES OF FORMATION OF PROJECT ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY

В статье рассмотрены подходы к определениям «проект» и «проектная деятельность». Проанализированы научно-методические работы выдающихся ученых, посвященные исследованиям в области проектной деятельности. Определены компоненты проектной деятельности. Проанализированы и зафиксированы этапы исторического развития метода проектов. Осуществлен анализ историка-педагогической литературы, определены ступени становления проектной деятельности в системе высшего образования.

Ключевые слова: метод проектов, проект, проектная деятельность, педагогическое проектирование, модель.

The article describes the approaches to the definitions of «project» and «project activity». Scientific and methodical works of outstanding scientists in the field of design project activity are analyzed. The components of the project activity are determined. The stages of historical development of the method of projects are analyzed and documented. The analysis of historical and pedagogical literature is made, level offormation of design activity in higher education is defined

Keywords: method of projects, project, project activities, pedagogical project activity, model.

Значительный вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности внесли Н.Г. Алексеев, О.И. Анисимов. С.И. Гессен, В.А. Герд, В.И. Загвязинский. Г.Л. Ильин, В.Х. Килпатрик, Е. Коллингс, Н.И. Лапин, В.А. Никитин, A.A. Пинкевич, Б.Е. Райков, В.М. Розин, ВВ. Рубцов, Б.В. Сазонов. В.И. Слободчиков, С.Т. Шацкий, К.П. Ягодовский и др.

Слово «проект» проявляется в нескольких смыслах, и почти все они связаны с обучением. Во-первых, проект представляет собой предварительный текст какого-либо документа. Во-вторых, понятие определенных действий как совокупности действий, объединенных одной программой, или организационно-правовой формы целенаправленной деятельности. Работой специалистов в таких проектах является модель. В этом смысле обучение выступает как форма исследовательской деятельности студентов. В качестве примера можно отметить один из самых амбициозных международных проектов - Интернет. И третье значение - проектная деятельность для разработки, планирования, проектирования любой системы, объекта или модели. [5]

Педагогическое проектирование, по словам В. И. Загвязинского[2], - это движение от абстрактного представления модели траектории движения к результату, и результат к описанию конкретных действий для до-

стижения результатов. Конструкция включает в себя весь процесс идеальным или нормативным представлением желаемых целей, форм и содержания ожидаемого результата. В педагогическом словаре термин "педагогический проект" трактуется как совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на изменение педагогической системы в течение определенного периода времени в соответствии с установленным бюджетом с акцентом на четкие требования к качеству результатов и конкретных организаций. А для проектирования и моделирования различия весьма относительны. Система проекта является подсистемой модели и наоборот. Сравнение терминов «модель» и «проект» приводит к взаимосвязи их компонентов, т.е. конструкция может состоять из более мелких моделей; в свою очередь, модель может состоять из нескольких проектов по созданию потенциала.

Проектирование предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит из множества элементов, включая теорию проектирования. Это взаимопроникновение может быть продлено в глубину и вширь. Видимо, еще одна возможная трактовка значения в зависимости от этих понятий. Логика процесса педагогического проектирования в некоторых положениях подобна логике процесса моделирования:

© Васильева A.M., Рак Е.В. © Vasilieva A.M., Rak E.V.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

• анализ педагогических ситуаций и постановка проблемы;

• продвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут помочь решить противоречия и проблемы;

• построение модели желаемого объекта обучения в соответствии с ведущими идеями и ценностями;

• формулирование предложений о том, как достичь цели, и варианты поэтапной деятельности;

• установление критериев оценки ожидаемых результатов;

• выбор оптимального варианта построенного проекта в общей модели педагогической деятельности;

• спецификация задачи, которые необходимо решить для реализации плана;

• фазы проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;

• заключительный этап: обобщение результатов. выводы, представление опыта педагогической общественности.

Но проект также может быть теоретическим (на бумаге или компьютере), предполагающим моделирование реального, материальное воплощение проектной деятельности. Проект направлен на то, чтобы создать модели планируемых процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут служить конкретные модели или модули.

Современное понимание термина «проект» имеет и другие толкования, оно соотносится с образовательным контекстом:

• предварительный, предположительный текст документа (например, проект закона, проект программы);

• некоторые действия, комплекс мероприятий, объединенных одной программой или имеющих общую организационную форму целенаправленной деятельности;

• полный цикл продуктивной индивидуальной или совместной деятельности (конкретного ученика, проектной группы, студенческого коллектива, образовательных организаций, корпораций).

Исходя из этих определений, метод проектов можно определить как педагогический метод, который фокусируется на интеграции приобретенных знаний и навыков, и количество их приложений в различных учебных ситуациях. Активное участие в создании других проектов дает возможность осваивать новые способы учебно-познавательной деятельности в социально-культурной среде. Это определение позволяет нам утверждать, что образовательный проект - это, прежде всего, дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.[3]

Важно более подробно рассмотреть метод проектов, обратившись к историко-педагогическим, социальным и культу рным предпосылкам его зарождения, становления и развития.

Исторические исследования показывают, что метод проектов возник в архитектурных мастерских в Италии

в ХУ1-ХУ11 вв. Проективная деятельность сознания человека, по мнению философов, является врожденной. Как особый вид психических процессов, проект основан на естественной человеческой способности мысленно создавать различные модели, которые впоследствии материализуются и воплощаются в жизнь. Идеология и история преемственности проектной деятельности в мировой практике определяется особенностями исторических и социально-экономических изменений. Периоды становления, развития и распространения метода проектов можно разделить на следующие семь этапов:

Этап 1 (1590-1765 гг.) Характеризуется началом проектной деятельности в архитектурных школах-семинарах в Европе, результат - разделение труда между теми, кто должен был представить проект в той или иной символической форме, и теми, кто несет ответственность за его реализацию на практике. Реализации проекта предшествовала серьезная предварительная работа руководителя, который должен был вести поиск задач проекта и его формализованного представления (чертежи, расчеты, макет, описание). Важно на предварительном этапе получить максимально полное представление о планируемом объекте. Дифференциация конструктивных особенностей зависит от мастерства и профессионализма участников проектирования.

Этап 2 (1765-1880 гг.) Использование проектов как метод обучения в педагогической практике, создание которого является результатом интеграции различных областей науки и практики.

Этап 3 (1880-1915 гг.) Формирование системного проектирования объектов, используемых в производстве и обучении в средних школах. В этот период метод проектов был впервые введен в российской системе образования. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого небольшая группа сотрудников активно пыталась использовать проектные методы в практике преподавания в 1905 году. Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М. В. Крупенина. Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным способом преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с работой студентов.

Этап 4 (1915-1955 гг.) Переосмысление метода проектов в процессе масштабных социально-культурных изменений, вызванных научно-технической революцией. В основу проектного метода обучения были положены идеи американского философа и педагога Джона. Дьюи.

Этап 5. Период международного распространения (1955-1985 гг.). Связан с попытками выявить психологические и психофизиологические механизмы деятельности проектировщика - «дизайнера».

Этап 6 (1985-2002.) Новое "открытие" проект-технологии, механизмов и видов деятельности, которые рассматриваются, прежде всего, с точки зрения теории приема и обработки информации.

Этап 7 (с 2002 по настоящее время). В современной педагогике проектное обучение, аккумулировав в себе все позитивные стороны, можно реализовать уже не

вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. [4]

Некоторые авторы рассматривают метод проектов как альтернативу традиционным формам обучения и в качестве ключевого инструмента реформирования образования. Для них решающим критерием проекта на основе обучения является упор не на продукт, а на студентов. Субъективные интересы студентов берут верх в процессе обучения. Существует ряд причин эффективности использования проектного обучения и стратегии обучения среди образовательных реформ, особенно в последнее десятилетие. [1]

Последние изменения в движении реформы образования также может способствовать популярности проектного обучения. Образовательные реформаторы и политики часто поддерживают более широкое и целостное представление о состоянии образования, оно выражает глубину целей обучения. Кроме того, исследователи уже давно утверждают, что технология может поддерживать обучение и повысить его эффективность.

Последние инновации в области образовательных технологий могут повысить эффективность осуществления проектного обу чения, могут способствовать его развитию.

Исходя из историко-педагогического анализа литературы, можно выделить основные стадии в развитии проектного обучения:

1. Доминирование метода проектов в образовательном процессе в начале XX века. Данный метод рассматривался в качестве новой формы и универсального средства обучения, предполагающего гуманистическую направленность деятельности педагога, построение учебного процесса на активной, деятель-

ностной и интрегративной основе, что отражено в работах: Дж. Дьюи, У Килпатрик, Э. Коллингс, С. Левин, Е.Г. Кагаров, С.Т. Шацкий и др.

2. Переосмысление концепции метода проектов 70-80-е гг. XX в. Метод проектов использовался наряду с другими методами. Учащиеся выбирали и выполняли проекты под руководством педагога.

3. Полифункциональная ориентации представлений о сущности метода проектов - конец XX в. Этот метод рассматривается как новая педагогическая технология В.В. Гузеевым, Е.С. Полат и Г.К. Селевко, как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума: Дж. Питт, М.Б. Павлова. М.И. Гуревич, В. Д. Симоненко. И.А. Сасова и др.

Таким образом, разработанный в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе, набирает новую популярность в связи со сменой образовательных парадигм. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектированный стиль мышления, который сочетает в себе теоретический и практический компоненты деятельности человека в единую систему, что позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. [6]

Возможность использования метода проектов является показателем высокой квалификации педагога, его прогрессивных методов обучения. Неудивительно, что этот метод относится к технологии XXI века, обеспечивая, прежде всего, способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.

Библиографический список

1. Елизарова Е.А. Сущностный анализ проектной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 1. С. 66-71.

2. Загвязинский B.II. 3-14 Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И.Загвязинский, И.Н.Емельянова ;подред. В.ИЗагвязинского. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 352 с. (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-9021-4

3. Монахов ВМ. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. №5. С. 75-89.

4. ПионоваР.С. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. Р.С.Пионова. Мн.: Университетское, 2002. 256 с.

5. РудаманенкоП.В., Рудояшненко Л.В. Историко-культурные и психолого-педагогические предпосылки возникновения и развития метода проектов // Информационные системы и технологии: Материалы Международной научно-технической Интернет-конференции, 2011, Орел. Орел: Орел ГТУ, 2011. С. 99-104.

6. Сластёнина В.А. Педагогика профессионального образования: Учеб. посо- П 24 бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с. ISBN 5-7695-1513-9

References

1. Elizarova Е.А. The essential analysis of design activity // Newsletter of Samara State Technical University. Series: Psycho-pedagogical science. 2012.№ 1. Pp. 66-71.

2. Zagvyazinsky V.I. E-14 Pedagogy: the textbook for students, institutions of higher, prof. Education / V.I. Zagvyazinsky, I.N. Emelyanova;ed.V.I.Zagvyazinskogo. 2nd ed.M.:PublishingCenter"Academy",2012.352p.(Ser. Bachelor). ISBN 978-5-7695-9021-4

3. Monaldiov V.M. Pedagogical designing of modem tools of didactic research // Technology School. 2001. № 5. Pp. 75-89.

4. Pionova R.S. Higher School Pedagogy: Textbook / R.S.Pionova. Mi.: University, 2002. 256 p.

5. Riidomcmenko I.V., Rudomanenko L.V. Historical and cultural, psychological and pedagogical preconditions of occurrence and development of a method of projects // Information Systems and Technology: Proceedings of the International scientific and technical Internet Conference 2011, Orel. Orel: Orel State Technical University, 2011. Pp. 99-104.

6. Slastenina V.A. Professional Education Pedagogy: Textbook. Tutorial for students. / E.P Belozertsev, A.D. Gosnay A.G. Pashkov, etc.; Under. Ed. V.A. Slastenina. M .: Publishing Center "Academy", 2004. 368 p. ISBN 5-7695-1513-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.