3. Зятева Л.А. Экологически безопасный тип отношения к природе как характеристика технологического этапа развития культуры // Технологическое образование школьников: состояние, проблемы, перспективы. Брянск, 2002.
4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь, 2000.
5. Плохова М.Г., Фрадкин Ф.А. О методе проектов // Магистр. Март, 1992.
6. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М., 1998.
7. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование / культурно-технологическая концепция развития общества и образования /. Брянск, 2001.
8. Экологическое образование для устойчивого развития. Сборник научных трудов. Барнаул, 1997.
Об авторе
Л.А. Зятева - канд. пед. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, Ьгуапзк^и@ mail.ru.
УДК 371
М.В. Ретивых
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
В статье раскрывается содержание шести периодов становления и развития метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. На основе сравнительного анализа выявлены сходства и различия в обосновании и трактовки метода проектов отечественными и зарубежными учеными. Сделан вывод о возрастании значимости проектного метода обучения в современных условиях. Ключевые слова: проект, проектирование, метод проектов, классификация, период, периодизация.
Ведущей тенденцией в современном образовании является его гуманизация, которая предполагает создание необходимых условий для разностороннего развития личности. Личностно-ориентированная педагогика заключается в последовательном отношении педагога к обучающемуся как самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития.
Обеспечить реализацию задачи развития свободной личности позволяет метод проектов, который известен в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике уже более 100 лет.
Несмотря на широкое внедрение метода проектов для образования в целом, возникает необходимость совершенствования проектного обучения на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта, который позволяет выявить сходства и различия между трактовкой и применением метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. Этим обусловлена актуальность настоящей статьи.
В настоящее время в истории становления и развития метода проектов выделяется шесть периодов [5].
Первый период (конец ХЕХ - начало XX вв.) - это период зарождения предпосылок метода проектов, который связан с пересмотром взглядов на систему общего образования, обоснованием гуманистического подхода в воспитании и обучении детей и развивающей концепции образования.
В России одним из первых, кто заинтересовался этим вопросом был Л.Н. Толстой, который, изучив теорию «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо, трактовал образование как создание условий для самопроизвольного раскрытия качеств при «осторожной» роли учителя. На основе этих идей Н.В. Чехов и К.Н. Вентцель - наибо-
лее яркие представители периода зарождения проектов в отечественной педагогике -пытались создать систему воспитания в специально созданных условиях. Группа учителей под руководством С.Т. Шацкого стали на практике использовать проектные методы в обучении.
Американский философ и педагог Дж. Дьюи разработал новую для того времени технологию обучения, в основе которой находились пять актов мышления: процесс деятельности, возникновение проблемы, собирание данных для ее разрешения, построение гипотезы, проверка гипотезы на практике. Как видно, ведущую роль в этой концепции играет практическая деятельность.
На основе данной теории и осознания необходимости перестройки системы образования ученые и педагоги-практики пытались перейти на новый, проектный метод обучения, используя имеющийся до этого опыт подготовки инженеров и бизнесменов. Вначале этот метод называли «методом проблем» или «методом целевого акта». Впервые слово «проект» употребил в 1908 году заведующий отделом сельхозшкол Д. Снезден. В 1911 году американское Бюро воспитания узаконило термин «метод проектов» и он стал употребляться в педагогической литературе Америки.
Второй период можно назвать периодом научного обоснования и экспериментального внедрения метода проектов (10-е - начало 20-х гг. XX в.). Этот период особенно характерен был для зарубежной педагогики и школы. Большой вклад здесь принадлежит американским исследователям В. Килпатрику и Е. Коллингсу. Так, ученик Д. Дьюи В. Килпатрик сформулировал теоретические истоки метода проектов, дал первую классификацию проектов. Американский профессор Е. Коллингс проводил экспериментальные исследования, доказывающие превосходство метода проектов над традиционной системой обучения. Эти результаты он изложил в книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» [1].
В 1919 году американский центр школьного ведомства выпустил особый листок под названием «Проектный метод в деле образования» и тем самым окончательно узаконил этот метод обучения.
Советские дидакты в этот период также много уделяли внимания методу проектов. Так, Е.Г. Кагаров проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и показал его отличительные черты: учет интересов учащихся, опора на их творчество и самостоятельность и др. Г. Меандров раскрыл этапы работы над проектами и содержание работы учителя и учащихся на каждом из них. Но отечественные педагоги (Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, В Н. Шульгин) гиперболизировали роль проектов как единственного средства преобразования школы учебы в школу жизни. Так, Б.В. Игнатьев писал: «Мы не знаем в арсенале нашей современной методики пока ничего, где более подходило бы для осуществления указанных задач современной трудовой школы, чем то, что называется методом проектов» [3. С 24].
Следует отметить, что зарубежные педагоги обосновывали личную значимость проектов для использования результатов их выполнения в повседневной жизни. Отечественная педагогика обосновывала общественную значимость выполнения проектов, советские педагоги считали, что с помощью проектов нужно вырабатывать у детей желание трудиться на пользу обществу и вносить свой вклад в совместный труд. Таким образом, в Америке главную задачу введения методов проектов видели в воспитании практико-ориентированной личности. В России проекты были направлены на подготовку учащихся к трудовой деятельности на пользу общества.
Основным результатом периода «Научного обоснования» можно считать выявление положительных характеристик метода проектов (преобладание самостоятельной творческой деятельности, формирование умений организации своей деятельности и прогнозировать ее конечный результат и др.).
Период интенсивного внедрения метода проектов в практику (1920-1930 гг.) отражает использование в практике различных модификаций метода проектов. Так, в за-
рубежных школах метод проектов применялся в процессе реализации Дальтон-проектов (обучения по лабораторному типу), комплексных и индивидуальных планов обучения (Виннетко-планы), в школах «свободного воспитания» и других новых методов обучения.
В советской образовательной системе отдельные элементы метода проектов использовались в следующих педагогических школах и формах организации учебной деятельности: трудовые школы, исследовательский метод, студийная работа, комплексный метод, звеньевая работа. Следует отметить, что советские школы внедряли метод проектов без дополнительной проработки, педагоги были уверены в его самоценности для школы, хотя позднее выяснились проблемы (недостаточное количество подготовленных учителей, отсутствие учебно-материальной базы и др.), которые затрудняли процесс использования метода проектов в практике школ. Поэтому часто проекты были оторваны от учебы и воспитывали у обучающихся мысль, что учеба для них не важна. Метод проектов был задуман как развивающий, но на практике для отечественной школы он таковым не стал. Поэтому в начале 30-х годов использование метода проектов в советской школе было официально запрещено. На западе метод проектов остался в сфере образования, но перешел на теоретическую деятельность. Наступил период «отторжения» метода проектов от школ (1930-1970 гт. - отечественная педагогика) или период «научного умалчивания» (1930-1950 гг. - зарубежная педагогика). К 1940-м годам метод проектов исчез из практики школ и плавно перешел в отрасль инженерии и бизнеса.
В западной педагогической теории и практике к методу проектов вновь обратились в 60-х годах XX в. Его идеи стали использоваться в прогрессивном воспитании. В 70-е годы в Великобританском колледже искусств педагоги стали реализовывать идею проективности, где результатом всей учебно-познавательной деятельности обучающихся являлся проект. В США в конце 80-х годов Берт Шлезингер использовал метод проектов в «Школе без стен».
В СССР интерес к методу проектов вновь возник в начале 80-х годов XX в. Это было связано с необходимостью активизации учебной деятельности учащихся и повышения качества образования. С этого времени в педагогической печати появляются работы, посвященные методу проектов. Особенно значимыми являются работы Н.Ю. Пахомовой [4] и Е.С. Полат [6]. Ряд школ принимают метод проектов в качестве основного метода обучения. Поэтому можно выделить период «Возрождения метода проектов» (1960-1990 гг. - зарубежная школа и педагогика; 1980-1990 гг. - отечественная школа и педагогика).
В 90-е годы XX в. в СССР наступает период актуализации метода проектов, обусловленный процессами гуманизации и демократизации образования. В современной отечественной педагогике метод проектов рассматривается как одна из личностно-ориентированных технологий обучения, способствующих решению актуальных задач образования: гуманизации и демократизации образования; построению субъект-субъектных отношений между учителями и учащимися; развитию учебно-познавательной активности и самостоятельности обучающихся, организации их самостоятельной работы; подготовки молодежи к адекватному профессиональному самоопределению; организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников; формирования проектной культуры молодежи и ключевых компетенций будущих специалистов и др.
В работах Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко обоснована роль проектной деятельности как основной дидактической единицы технологического образования [2, 7]. Многие исследователи доказывают, что метод проектов способствует формированию у молодежи проектной культуры.
Получают широкое распространение компьютерные проекты и Internet проекты. Метод проектов применяется во всех типах образовательных учреждений в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
В зарубежной педагогической теории XX - начала XXI вв. под методом проектов понимается процесс стимулирования детей к обучению через организацию их самостоятельной работы, обосновывается положение о том, что проектный метод позволяет не только детям учиться у взрослых, но и взрослым учиться у детей (префигура-тивная культура), поэтому этот период называется префигуративным. Метод проектов связывается с проектированием и получил широкое распространение в практике. Творческие проекты составляют основу технологического обучения.
Результаты проведенного нами сравнительного анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1
Периодизация становления и развития метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике
Отечественная педагогическая теория и практика Зарубежная педагогическая теория и практика
1. Период зарождения предпосылок метода проектов (конец XIX -начало XX вв.): на основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо А. И. Толстой, К.Н. Вен i-цель, Н.В. Чехов обосновали идею «свободного воспитания»; группа учителей под руководством С.Т. Шацкого предприняли попытку использовать проектные методики в обучении (1905 г.) 1. Период зарождения предпосылок метода проектов (конец XIX - начало XX вв.): американский фи/юсоф и педагог Дж. Дьюи обосновал прагматические идеи о роли практической деятельности в развитии мышления; метод проектов использовался в подготовке инженеров и бизнесменов в Америке; в 1908 году Д. Снезден впервые употребил термин «метод проектов»; в 1911 году американское бюро воспитания узаконило термин «метод проектов» и он стал употребляться в педагогической литературе Америки
2. Период научного обоснования и экспериментального внедрения метода проектов (1910 - начало 1920-х годов): Е.Г. Кагаров проанализировал опыт реализации метода проектов в России и за рубежом и показал его отличительные черты; М.В. Крупенипа дала определение методу проектов; Е.Г. Меандров изучил этапы работы над проектами и охарактеризовал содержание деятельности учи- 2. Период научного обоснования и экспериментального внедрения метода проектов (1910 - начало 1920-х годов): В. Килпатрик сформулировал теоретические истоки, дал определение метода проектов и охарактеризовал этапы работы над проектом; Е. Коллингс охарактеризовал виды п роектов и содержание деятельности учителя и учеников в процессе выполнения проектов, проводил экспериментальные исследования, доказывающие превосходство метода проектов над
Отечественная педагогическая теория и практика Зарубежная педагогическая теория и практика
теля и учеников в процессе этой работы традиционной системой обучения; в 1919 году американский центр школьного ведомства выпустил листок «Проектный метод в деле образования»
3. Период интенсивного внедрения метода проектов в практику (20-30-е годы XX в.): Отдельные элементы метода проектов использовались в следующих педагогических школах и формах организации учебной деятельности: трудовая школа; исследовательский метод; студийная система; комплексный метод; звеньевая работа 3. Период интенсивного внедрения метода проектов в практику (20-30-е годы XX в.): Отдельные элементы метода проектов использовались в процессе реализации в экспериментальных школах: Дальтон-планов; индивидуальных планов работы; комплексных планов обучения; технологии свободного труда
4. Период «отторжения» метода проектов от школы (30-70-е годы XX в.): в начале 30-х годов XX в. использование метода проектов в школах было официально запрещено; осуществлялось внедрение метода проектов в сферу бизнеса и инженерии 4. Период «научного умалчивания» (30-50-е годы XX в.): идеи проектного обучения были положены в основу концепции общего образования Б. Отто, который определил проект как связь теории с практикой
5. Период развития идей метода проектов (1980-1990-е годы): появились работы Н.Ю. Пахомо-вой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, посвященные методу проектов; ряд школ принимают метод проектов в качестве основного метода обучения (Московско-норвежская школа, Московская гимназия №1546, Пилотные школы Самарской области) 5. Период возрождения идей метода проектов (1960-1990-е годы): идеи метода проектов стали использоваться в теории проективного обучения и практике прогрессивного воспитания; в Великобритании стала реализовы-ваться идея проективности, результатом которой являлся проект; Берт Шлезингер в США применил метод проектов в «Школе без стен»
6. Период актуализации метода проектов в образовании (конец XX - начало XXI вв.): 1. Метод проектов рассматривается как личностно-ориентированная 6. Префигуративный период (конец XX - начало XXI вв.): 1. Метод проектов получил широкое распространение в силу сочетания теоретических знаний и их практического
Отечественная педагогическая теория и практика Зарубежная педагогическая теория и практика
педагогическая технология, интегрирующая в себе проблемный подход, индивидуальные и групповые методы, рефлексивные, презец гативные, поисковые и исследовательские методики, способствует решению актуальных задач образования. 2. Проектная деятельность выступает в качестве основной дидактической единицы технологического образования школьников и средства формирования проектной культуры молодежи. 3. Метод проектов применяется во всех типах и видах образовательных учреждений применения. 2. Под методом проектов понимается процесс стимулирования детей к обучению через организацию их самостоятельной работы. 3. Обосновываются положения о том, что проектная методика дополняет другие методы и может быть использована на любом уровне обучения (и даже в детском саде), проектный метод позволяет не только детям учиться у взрослых, но и взрослым учиться у детей (префигуративная культура). 4. Метод проект ов связывается с проектированием, где важен не только результат, но и сам процесс. 5. Творческие проекты составляют основу технологического обучения (Англия, США, Франция). 6. Выделяются индивидуальные, групповые, телекоммуникациошiые, компьютерные, Интернет-проекты. 7. В США разрабатывается программа для обучения учителей проектному методу «Intel: Образование для будущего»
Проведенный сравнительный анализ позволил нам выявить схожие и отличительные черты процесса становления и развития метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике и подтвердить ценность метода проектов в настоящее время.
Сходства этого процесса заключаются в том, что метод проектов позволяет: усилить интерес к личности обучающегося;
осуществлять перевод учащихся из объектов в субъекты образовательного процесса;
изменять отношения между учителем и учащимися с субъект-объектных на субъект-субъектные;
создавать условия для интериоризации (перевода внешних действий во внутренний план) и экстериоризации (перевода внутренних действий во внешние) и обеспечивать на этой основе связь теоретического обучения с практикой;
органически сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы учебной работы;
развивать учебно-познавательную активность и самостоятельность обучающихся, формировать у них навыки самостоятельной работы и приучать их к самообразованию;
более эффективно осуществлять межпредметные связи;
развивать творческие способности учащихся, формировать у них информационную и проектную культуру;
изменять роль учителя с информатора и главного источника знаний на консультанта и организатора учебно-познавательной деятельности учащихся; улучшить качество образования.
Различия в обосновании и трактовке метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике представлены в нижеследующей таблице.
Таблица 2
Различия в обосновании и трактовке метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике
Периоды Отечественная педагогическая теория и практика Зарубежная педагогическая теория и практика
1. Период зарождения предпосылок метода проектов (конец XIX - начало XX вв.) Предпосылками служили идеи «свободного воспитания» и опыт учителей под руководством С.Т. Шацкого Предпосылками служили прагматические идеи Дж. Дьюи о роли практической деятельности в развитии мышления и опыт использования проектов в подготовке инженеров и бизнесменов
2. Период научного обоснования и экспериментального внедрения метода проектов (1910-е -начало 1920-х годов XX в.) Цель использования метода проектов - развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Методом проектов хотели вытеснить классно-урочную систему обучения. Подчеркивалась общественная ценность проектов Цель использования метода проектов - построить новую систему организации педагогического процесса на основе выполнения учащимися практический заданий в реальной обстановке. Метод проектов применялся параллельно с классно-урочной системой. Подчеркивалась личная ценность проектов
3. Период интенсивного внедрения метода проектов в практику (20-30-е годы XX в.) Метод проектов перешел в практическую плоскость и применялся в различных формах организации учебной деятельности Метод проектов оставался в сфере образования на практике и теоретической плоскости
4. Период «отторжения» метода проектов от школ, «научного умалчива- Использование метода проектов в школах было запрещено, он применялся в сфере бизнеса и Идеи проектного обучения были положены в основу концепции общего образования как способа реали-
на
ш
Периоды Отечественная педагогическая теория и практика Зарубежная педагогическая теория и практика
ни я» (1930-1950 гг. на Западе; 1930-1970 гг. в СССР) инженерии зации принципа связи теории с практикой
5. Период возрождения и развития идей метода проектов (1960-1990 гг. на Западе; 1980-1990 гг. в СССР) Теоретическое толкование и практическое применение идей метода проектов в традиционном варианте Использование идей метода проектов в теории и практике проективного обучения и прогрессивного воспитания
6. Период актуализации метода проектов в образовании в СССР, префшура-тивный период на Западе(конец XX -начало XXI вв.) Создание школ, основывающих свою работу по методу проектов. Обоснование роли метода проектов в формировании проектной кул ыуры молодежи Повсеместное применение проектного метода обучения в сочетании с классно-урочной системой обучения. Рационализация полученных через метод проектов результатов. Обоснование культурологической концепции проектного обучения
Следует отметить, что в настоящее время значимость проектного метода обучения возрастает в связи с тем, что он способствует:
реализации таких тенденций развития образования, как гуманизация, интеграция, демократизация, фундаментализация, ориентация на непрерывное образование;
формированию у молодежи социальной, коммуникативной, информационной, профессиональной и когнитивной компетенций.
The article outlines six stages of projcct-based learning development in domestic and foreign pedagogical theory and practice. On the basis of benchmark the author reveals differences and similarities in grounding and interpreting project-based learning by domestic and foreign scholars. The conclusion about growing importance of project-based learning in the current context was drawn.
The key words: project, projecting, project-based learning, classification, stage, periodization..
Список литературы
1. Коллингс E. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. 96 с.
2. Матяш КВ. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.
3. На путях к методу проектов / Сборник под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупе-ниной. М., 1930.
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогического вуза. М.: АРКТИ, 2003. 112с,
5. ПенъковскихЕ.А. Об истории вопроса метода проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вестник ЧГПУ. 2006. №5. Ч. 3. С. 55-56.
6. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. №9. С. 9-17.