занятиям математики. Владение игровыми технологиями в ходе урока математики позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете. Технолого-ме-тодический компонент организационной культуры предполагает использование будущими учителями новые и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что обеспечит в индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся.
Как отмечают М.В. Гамзатова и РР Алиева [4], важным критерием готовности выпускника современного вуза к педагогической деятельности выступает наличие качеств, отвечающих за самостоятельный поиск знаний, собственное преобразование педагогической действительности. В этой связи особенно актуальным становится формирование организационной культуры будущего учителя, способного к самостоятельному алгорит-
Библиографический список
му планирования и проектирования педагогической деятельности [4].
Содержание обучения в современном вузе способствует выработке у будущих учителей в высшей школе устойчивых стереотипов ожидания того, что педагоги вуза сами поставят образовательные цели перед студентом и сами предложат план по их достижению. Как результат этого - отсутствие самостоятельного стремления к осуществлению личной самооценки и анализа собственной деятельности, невозможность сопоставления собственной самооценки и её согласования с оценкой другого, неразвитая способность к самостоятельному планированию и самоорганизации, отсутствие организационного стиля поведения, удовлетворенность учебой и т. д. [5].
Таким образом, мы пришли к выводу, что компоненты, которые входят в понятие организационной культуры - это познавательно-когнитивный, коммуникативный-организационный, креативно-образный и технолого-методический.
1. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: монография. Москва: Pry, 2017.
2. Алиева P.P Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя. Вестник университета (ГУУ). 2013; 13: 170 - 173.
3. Алипханова Ф.Н., Алиева P.P. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2014; 1: 113 - 117.
4. Умаев А.У., Алиева P.P. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.
5. Алиева P.P., Гамзаева М.В. Технология формирования организационной культуры будущего учителя. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 349.
References
1. Malin A.S., Muhin V.I. Issledovanie sistem upravleniya: monografiya. Moskva: RGU, 2017.
2. Alieva R.R. Osnovnye podhody k izucheniyu problemy formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Vestnik universiteta (GUU). 2013; 13: 170 - 173.
3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Strukturnye komponenty, kriterii i pokazateli sformirovannosti organizacionnoj kul'tury. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Hetagurova. Vladikavkaz, 2014; 1: 113 - 117.
4. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. VestnikMoskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.
5. Alieva R.R., Gamzaeva M.V. Tehnologiya formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 349.
Статья поступила в редакцию 19.09.18
УДК 37
Khacharoyeva A.Kh., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: timop2012@mail.ru
FORMING STUDENTS' CIVIL LEGAL COMPETENCE IN PROJECT ACTIVITIES. The article presents a theoretical and historical analysis of the concepts of "project", "project activity". The author sees the project technology as one of the means of formation of students' civil competence. The author shows the effectiveness of extracurricular project activities in the formation of civil competence of students on practical examples. Project activity provides a high level of cognitive activity, integration of theoretical knowledge with practical experience and contributes to the development of creative activity of students. The author concludes that the outcome of the project activities are characterized not so much by the substantive results, how much personal student development, formation and development of the skills of self and collective work, and awareness about the specifics of the project, research and creative activity.
Key words: project, project activity, project method, social project, civil competence.
А.Х. Хачароева, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»,
г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье представлен теоретико-исторический анализ понятия «проект», «проектная деятельность». Одним из средств формирования гражданско-правовой компетентности учащихся автор видит проектную технологию. Авторы на практических примерах показывает эффективность внеурочной проектной деятельности в формировании гражданско-правовой компетентности учащихся. Проектная деятельность обеспечивает высокий уровень познавательной активности, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности учащихся. Автор делает вывод о том, что Итоги проектной деятельности характеризуются не столько предметными результатами, сколько личностным развитием учащегося, формированием и развитием умения самостоятельной и коллективной работы, уяснением специфики проектной, исследовательской и творческой деятельности.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, метод проектов, социальный проект, гражданско-правовая компетентность.
Принятие образовательных стандартов нового поколения изменило основную цель образовательной системы, и, соответственно, произошли значительные изменения в требованиях к педагогической деятельности учителей школ. Обязанность
современного учителя заключается не только в передаче существующих знаний, но и в обучении школьников способам организовать познавательную деятельность, самостоятельно планировать учебное время, умению практически использовать
полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Новая образовательная парадигма предполагает данный подход крайне важным. Поскольку необходимо искать новые педагогические технологии, способные реализовать задачи преобразованной образовательной системы, в настоящий момент возрождается исследовательско-проектная деятельность учащихся.
Возникновение метода проектов датируется второй половиной XIX века. Он основан на прагматических идеях Д. Дьюи, американского педагога и философа (1859 - 1952 гг.). По мнению Дьюи, обучение детей следует осуществлять на активной основе, стимулировать в учащихся личную заинтересованность приобретать знания, необходимые им в реальной жизни [1] .
Метод проектной деятельности начал развиваться в отечественной педагогике в 1905 г., группой педагогов, руководителем которой стал С.Т. Шацкий. Считалось, что проектное обучение выступает одной из вариаций развития учащихся. Но дальнейшее развитие этих идей произошло в двадцатых годах ХХ века. В тот период проектная деятельность тесно связывалась с комплексным изучением различных явлений. В это и следующее десятилетия советские педагоги разработали комплексные программы, среди которых были «Общество», «Труд», «Природа и человек», активно используемые в образовательном процессе. Однако в тридцатых годах ЦК ВКП(б) вынесло постановление, негативно оценивающее метод проектов, после чего он был признан ошибочным и вредоносным.
В современных условиях метод проектов является одним из самых востребованных технологий образовательного процесса. Систематическое применение данного метода позволяет реализовать центральную установку современного образования: «Научить детей учиться». Включение школьников в проектную и исследовательскую деятельность - один из наиболее действенных способов повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности в общеобразовательной школе. Теория проектного обучения основана на идеях о том, что в современном мире педагогический процесс должен быть целостным, объединяя в себе развитие, воспитание и обучение, что должны быть, созданы условия, позволяющие самостоятельно приобретать знания, обеспечивающие, по словам А.А. Вербицкого, переход от «школы воспроизведения» к «школе мышления и понимания» [2].
Задача современной общеобразовательной школы заключается в том, что необходимо не только обеспечить высокий уровень образования, но также всесторонне развить мышление учащихся, дать им умения самостоятельно приобретать нужные знания. В этом плане наиболее широкие возможности дает и школьникам, и педагогам проектная деятельность. Специфическая особенность проектной деятельности в том, что она активно развивает творческую направленность личности и обеспечивает творческий характер освоения ребёнком действительности.
Метод проектной деятельности представляет собой систему учебно-познавательных приемов, дающих возможность решения тех или иных проблем в результате самостоятельного действия или групповых действий учащихся. Данный метод стимулирует потребность школьников в творческой деятельности, в самовыражении и самореализации; благодаря ему стало возможным реализовать принцип сотрудничества учеников и педагогов, совмещать индивидуальную и групповую работу. По мнению М.П. Воюшиной, учащийся, занимаясь проектной деятельностью, находится в ситуации, когда должен самостоятельно выбирать - становиться ли ему участником проекта, какой именно проект предпочесть, в какой группе и с кем именно работать [3]. А ситуация выбора является очень важной в плане личностного развития школьника, формирование ответственности и возникновение интереса присутствуют лишь при возможности осознанного выбора.
С точки зрения учёных, целью проектного обучения является создание условий, при наличии которых для учащихся возможно: самостоятельное приобретение недостающих знаний из
Библиографический список
различных источников; использование приобретенных знаний в решениях практических и познавательных задач; приобретение коммуникативных умений при работе в разных проектных группах; развитие исследовательских умений (наблюдать, собирать информацию, выявлять проблему, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, строить гипотезы); развитие системного мышления.
Формирование гражданско-правовой компетентности учащихся в школе будет эффективным, если использовать опыт участия школьников во внешкольных социальных проектах [4]. Например, учащиеся старших классов реализовали социальный проект: «Школьная Конституция».
Цели и задачи проекта заключаются в том, чтобы довести до сознания учащихся представления о структуре конституционного законодательства, ценностях демократии, об устройстве государства; формировать навыков процессуальной и законотворческой деятельности; активизировать общественную жизнь, создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательного процесса, в совместном решении школьных проблем на бесконфликтной, договорной основе; воспитать уважения к праву, гражданско-правовым ценностям, создать воспитательное пространство школы.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный - на этом этапе была реализована ситуация с соблюдением прав и выполнения обязанностей субъектами образовательного процесса школы. С этой целью школьники провели опрос среди учащихся на тему «Что Вы знаете о правах и обязанностях человека?», на уроках обще-ствознания анализировались ситуации нарушения внутришколь-ных правил для учащихся, работали с документами правового характера; проводили беседы, классные часы, результаты представлялись на сайте школы.
Второй - основной этап - посвящён выяснению уровня знаний учащихся о Конституции РФ, проводили диагностику интереса учащихся к участию в общественной жизни, разработка проекта школьной конституции, его обсуждения с целью принятия документа, внесение поправок, изменений и дополнений, правовая экспертиза школьной конституции.
На заключительном этапе команда учащихся, участвующая в разработке и реализации проекта, определяет количественные и качественные характеристики проведенной работы, проводят анкетный опрос среди учащихся школы с такими вопросами, как: что изменилось в школе после принятия школьной конституции, соответствует ли разработанный документ реальностям школы, как изменились отношения между субъектами образовательного процесса? Реализация проекта позволила учащимся седьмых классов расширить свое представление о праве, правовых нормах, регулирующих правовые отношения между субъектами образовательного процессе, о Конституции РФ.
Практическая реализация проекта и её результаты указывают на то, что эффективнее осуществляется процесс формирования у учащихся гражданско-правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, развитие способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод и обязанностей.
Участие в разработке и реализации проекта способствует воспитанию у учащихся общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правам другого человека; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции Российской Федерации; овладению умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста. Итоги проектной деятельности характеризуются не столько предметными результатами, сколько личностным развитием учащегося, формированием и развитием умения самостоятельной и коллективной работы, уяснением специфики проектной, исследовательской и творческой деятельности.
1. Дьюи Д. Школа и общество. Москва, 1924.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Москва, 1991.
3. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности. Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. Санкт-Петербург, 2010.
4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2011.
References
1. D'yui D. Shkola i obschestvo. Moskva, 1924.
2. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole: kontekstnyjpodhod. Moskva, 1991.
3. Voyushina M.P. Formirovanie kul'turnogo polya shkol'nika v urochnoj i neurochnoj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Metametodika kak perspektivnoe napravlenie razvitiya predmetnyh metodik obucheniya. Vypusk 7. Sankt-Peterburg, 2010.
4. Federal'nyjgosudarstvennyj obscheobrazovatel'nyjstandartosnovnogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Moskva, 2011.
Статья поступила в редакцию 24.09.18
УДК 376 +159.9
Chebotarev A.P., senior teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: aleksandr010871@yndex.ru Karavaev E.S., senior teacher, Department of Special Disciplines, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: v28zaikin@mail.ru
Zaikin V.Yu., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: aleksandr010871@yndex.ru
Lavrenko A.V., teacher, Department of Tactical and Special Training, Volgodonsk Branch of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgodonsk, Russia), E-mail: vitalana@inbox.ru
MORAL EDUCATION OF THE POLICE OFFICER AS THE BASIS OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA. The article reveals a problem of the necessity of purposeful and high-quality formation of stable moral guidelines of employees of Internal Affairs bodies as the basis of law enforcement activity of the state and national security of Russia at present stage. The authors point to the interrelation of moral and legal norms in the development of the state and suggest looking at the police officer as a link of these social categories. The authors conclude that for the formation of a new image of the Russian police, characterized by a high level of moral principles, it is necessary to pay close attention to the formation of the needs of each employee to the continuous personal self-development and increase the overall level of personal culture, primarily through targeted psychological and pedagogical education of law enforcement personnel.
Key words: moral education, spiritual and moral values, self-development, national security, moral and psychological support.
A.П. Чеботарев, ст. преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, подполковник полиции, г. Волгодонск, Е-mail: aleksandr010871@yndex.ru
Е.С. Караваев, ст. преп. каф. специальных дисциплин, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: evgkaravaev@yandex.ru
B.Ю. Заикин, преп. каф тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, майор полиции, г. Волгодонск, Е-mail: v28zaikin@mail.ru
А.В. Лавренко, преп. каф. тактико-специальной подготовки, Волгодонский филиал ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, капитан полиции, г. Волгодонск, Е-mail: vitalana@inbox.ru
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье раскрывается проблема необходимости целенаправленного и качественного формирования устойчивых морально-нравственных ориентиров сотрудников органов внутренних дел как основы правоохранительной деятельности государства и национальной безопасности России на современном этапе. Авторы указывают на взаимосвязь моральных и правовых норм в развитии государства и предлагают взглянуть на сотрудника полиции как связующее звено этих социальных категорий. Авторы делают вывод о том, что для формирования нового облика российской полиции, отличающейся высоким уровнем морально-нравственных принципов, необходимо уделять пристальное внимание формированию потребности каждого сотрудника к непрерывному личностному саморазвитию и повышению общего уровня личной культуры, в первую очередь через целенаправленное психолого-педагогическое просвещение личного состава правоохранительных органов.
Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, саморазвитие, национальная безопасность, морально-психологическое обеспечение.
Современную Россию начала третьего тысячелетия в социальном аспекте характеризует утрата духовно-нравственных ценностей, которые всегда выступали фундаментом российского государства. Рост насилия и корысти, духовная опустошенность российского народа являются основным источником нравственного разложения общества и высокого уровня преступности. Поэтому первостепенной задачей с точки зрения жизнеспособности Российского государства должно выступать возрождение духовных традиций и нравственных идеалов. Так, согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации, одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности России является «сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества» [1]. В связи с этим очевидно, что в настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос поиска и формулирования нравственных ориентиров, удовлетворяющих новым требованиям жизни и способных объединить общество.
Несмотря на то, что отношение поколений к тем или иным нравственным ценностям меняется, все же остаются неизмен-
ными приоритеты, такие как здоровье, жизнь и свобода, стремление к идеалу, честь, долг, совесть, мужество и героизм, и другие. И образец такого духовно-нравственного воспитания граждан накоплен в отечественной педагогике - это национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, мужество и патриотизм, которые, во второй половине 20 века еще являлись высшей моральной ценностью для подрастающего поколения, и были проявлены во время Великой Отечественной войны. Поэтому сохранение традиционных для нашего народа духовных, в том числе, воинских ценностей, сформированных генетически, имеющих историческое значение и нравственный смысл, является, на наш взгляд, первостепенной государственной задачей.
Для решения указанной задачи необходимо направить усилия всего аппарата государственной власти Российской Федерации на создание обновленной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В этой связи нельзя не упомянуть об общности морально-нравственных норм с нормами права, поскольку и те и другие входят в содержание культуры любого общества и определяют ценностно-нормативную ориен-