кардиоскопии в виде пролапса митрального клапана I степени.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что регулярный контроль сердечно-сосудистой системы спортсменов как во время подготовки к стартам, так и во время соревновательной деятельности позволит исключить развитие патологических изменений в сердечно-сосудистой системе под воздействием соревновательных нагрузок максимальной интенсивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцев, В.Н. Виды, локализация и механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток / В.Н. Зайцев, Р.М. Тухвотулин, А.Э. Козлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 80-83.
2. Полунина, О.С. Роль белков - матриксов в развитии сердечно сосудистой патологии и ремоделирования миокарда / О.С. Полунина, А.И. Аксенов // Астраханский медицинский журнал. -2016. - № 2. - С. 42-57.
3. Сомкин, А.А. Спортивно-педагогическое тестирование уровня подготовленности гимнасток 10-12 лет / А.А. Сомкин, Л.Г. Манько // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 3 (59). - С. 34-38.
4. Чичкова, М.А. Актуальные проблемы диагностики и лечения кардиологических больных в Астраханской области на современном этапе / М.А. Чичкова // Астраханский медицинский журнал. - 2008. - № 2. - С. 5-10.
5. Экспериментальное подтверждение формирования повышенной тревожности в условиях информационного воздействия / А.Л. Ясенявская, М.У. Сергалиева, М.А. Самотруева, М.В. Мажитова // Астраханский медицинский журнал. - 2016. - № 2. - С. 92-99.
REFERENES
1. Zaitsev, V.N., Tukhvatulin, R.M. and Kozlova, A.E. (2016), "Types, localization, and the mechanisms and causes of sports injuries in young gymnasts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 80-83.
2. Polunina, O.S. and Aksenov, A.I. (2016), "Role of the protein matrices in the development of cardiovascular diseases and myocardial remodeling ", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 42-57.
3. Somkin, A.A. and Manko, L.G. (2014), "Sports-pedagogical testing the level of training of gymnast", Adaptive physical culture, No. 3 (59), pp. 34-38.
4. Chichkova, M.A. (2008), "Actual problems of diagnostics and treatment of cardiac patients in the Astrakhan region at the present stage", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 5-10.
5. Yasenyavskaya, A.L., Sergalieva, M.U., Samostroev, M.A. and Mazhitova M.V. (2016), "Experimental confirmation of the formation of high anxiety in terms of the information impact", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 92-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2017
УДК 796.015
ЭТАПЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА
Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Динара Равшановна Худайназарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург
Аннотация
Спорт является экстремальным видом деятельности, и он требует отбора особо одаренных людей. Спортивный отбор в отличие от многих других профессий осуществляется на протяжении всей спортивной карьеры в ходе многолетней спортивной подготовки. В данной статье определены этапы спортивного отбора в соответствии с этапами многолетней подготовки спортсмена, дано
название каждому из них.
Ключевые слова: отбор, многолетняя подготовка, этапы спортивного отбора, профессиональные спортивные качества.
STAGES OF SPORTS SELECTION
Lidiya Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Dinara Ravshanovna Hudaynazarova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, The Budyonny Military Academy of Communication, St. Petersburg
Annotation
Sport is an extreme activity and it requires the selection of the particularly gifted people. Sports selection, unlike many other professions, is carried out throughout the sports career duration, during long-term sports training. This article identifies the stages of sports selection in accordance with the stages of long-term preparation of the athlete, giving the name to each of them.
Keywords: selection, long-term training, sports selection stages, quality of professional sports.
ВВЕДЕНИЕ
Спорт - сложное общественное явление, имеющее свою структуру: массовый спорт, любительский спорт, спорт высших достижений. Массовый и любительский уровни спорта не требуют отбора. А профессиональный спорт, спорт высших достижений обязательно предполагают отбор наиболее одаренных в спортивном отношении людей, и их специальную подготовку к участию в соревнованиях высокого ранга. Если не делать отбора, то тренер, грамотный и умелый специалист, может много лет работать с непригодным спортсменом, и в результате не вырастить из него мастера.
Спорт как профессия относится к экстремальным видам деятельности. Понятие «экстремальный» (от лат.extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизаций (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т.п.) действующих факторов.
Об экстремальности условий в спорте говорил еще основатель спортивной психологии А.Ц. Пуни: «Это необычайно высокий и все возрастающий уровень спортивных достижений, исключительный по напряженности накал спортивной борьбы между равными по силам противниками и возрастающее престижное значение спорта, особенно отчетливо проявляющиеся в таких соревнованиях как Олимпийские игры, универсиады и мировые первенства» [3].
Спорт как профессиональная деятельность отличается от других профессий своей временной динамикой. В профессиональной карьере выделяют четыре этапа: подготовка, старт, кульминация и финиш. В среднем этап подготовки охватывает юношеский возраст, старт происходит в 23-30 лет, кульминация - в 30-45-50-лет, финиш - от 50 до 60-65 лет. В спорте же подготовка начинается в младшем школьном и дошкольном возрасте, а когда молодые люди только начинают входить в профессию, большинство спортсменов свою карьеру уже заканчивают. Специфические особенности спорта, экстремальность его условий в спорте высших достижений свидетельствует о том, что необходим профессиональный отбор специфически одаренных людей для занятий спортивной деятельностью.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Спортивный отбор - это система организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологиче-
ские и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки, способности и качества спортсменов разного возраста и квалификации.
В отличие от многих профессий, где отбор производится только в начале производственной деятельности, в спорте он осуществляется многократно, на протяжении всей профессиональной карьеры спортсмена
Спортивный отбор как определение спортивной пригодности - многоступенчатый, многолетний процесс, охватывающий все этапы спортивной подготовки.
Предлагается выделить этапы спортивного отбора соответственно этапам многолетней спортивной подготовки.
В зависимости от преимущественной направленности процесс многолетней тренировки спортсменов условно делится на четыре этапа: предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной тренировки в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.
Этапы спортивного отбора соответствуют этапам системы многолетней подготовки спортсменов. Соответственно выделяется четыре этапа: первичный отбор, отбор в профессию, отбор в юношеский спорт, отбор в спорт высших достижений. Рассмотрим более подробно каждый из выделенных этапов.
Первичный отбор (на этапе предварительной подготовки)
На данном этапе проводится спортивная ориентация и первоначальный отбор в секции, и детские спортивные школы. Некоторые специалисты выделяют спортивную ориентацию в отдельный этап. Но так как первичный отбор проходит в течение довольно длительного времени - не меньше полутора лет, а в среднем - 2 года, то целесообразно объединить эти мероприятия.
В первую очередь, осуществляется медицинский отбор, в ходе которого выявляются противопоказания к занятиям спортом вообще, и к конкретному виду спорта, в частности. Также измеряются антропометрические показатели и проводятся тесты, определяющие уровень физического развития.
Функциональное тестирование выявляет состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечно-двигательной, вегетативной систем, вестибулярного аппарата и др.
Выявляются аэробные и анаэробные возможности. В спортивных играх выявляют способность к тактическим действиям, которая формируется на основе психофизиологических показателей.
В это время проводятся первые соревнования. Важно оценить стремление новичка бороться и побеждать, способность переносить поражения, наличие уважения к соперникам и судьям.
После 2-3 лет первичного отбора ставится задача отобрать среди занимающихся спортом лиц, готовых сделать спорт своей профессией. С этой целью проводится второй этап отбора.
Отбор в профессию (на этапе начальной спортивной специализации)
О спортивной пригодности могут с относительно высокой вероятностью свидетельствовать следующие критерии:
- уровень достижений,
- темп повышения результатов,
- стабильность достижений.
Виды отбора такие же, как и на предыдущем этапе.
Медико-биологический отбор выявляет отклонения в здоровье учащихся спортивных школ, какие не были выявлены ранее, а также, которые может быть появились в процессе профессионального занятия спортом.
В программах ДЮСШ по многим видам спорта есть контрольные нормативы по физической и технико-тактической подготовке по возрастам от поступления юного
спортсмена в спортивную школу до ее окончания.
Физиологические и биохимические исследования отслеживают, как юные спортсмены адаптируются к возросшим нагрузкам, как они восстанавливаются после них, также определяется потенциал резервных возможностей организма.
О психологических исследованиях в теннисе знаменитый тренер Шамиль Тарпищев сказал в интервью следующее: «Существует также психологическое тестирование, которое позволяет определить, склонен ли ребенок, например, к творческой работе, есть ли у него нацеленность на результат. Ведущие теннисные академии мира не берут детей с нацеленностью на деньги - из них, как правило, хороших спортсменов не получается. Но если есть стремление быть первым, то в психологическом плане этот человек уже представляет интерес. А поставить точный «диагноз» - будет ребенок играть или нет -можно к 12 годам».
После освоения базовых элементов формируется индивидуальный стиль деятельности.
Отбор в юношеский спорт (на этапе углубленной специализации)
Критерии отбора на данном этапе сохраняются: уровень, темп и стабильность достижений. Только значимость достижений повышается. Спортсмены привлекаются в различные юношеские сборные - клубные, региональные, страны, а некоторые и во взрослые сборные для участия в первенствах России, Европы, мира, Олимпийских игр.
Перспективность кандидатов в сборные команды определяется на основе учета двигательного потенциала, возможности дальнейшего развития физических качеств, повышения функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к выполнению больших по объему и высоких по интенсивности тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсменов в соревнованиях. Основной формой отбора служат соревнования. При этом учитываются не только результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.
Медицинский отбор должен проводиться с особой тщательностью. Очень трудно провести грань между патологическими изменениями организма и положительными приспособительными его реакциями на большие нагрузки. Поэтому квалификация медицинского персонала и уровень медицинского оборудования все время должны повышаться.
Большое значение на этой стадии отбора имеют социально-психологические характеристики. При отборе в сборные команды должна учитываться психологическая совместимость ее членов, психологический климат в команде, уровень групповой сплоченности.
Отбор в спорт высших достижений (на этапе спортивного совершенствования)
Этот этап характеризуется максимальной реализацией индивидуальных возможностей. На данной стадии отбора в сборные команды отбираются наиболее квалифицированные спортсмены, а на самом высоком уровне - так называемые элитные спортсмены или эталонный контингент. Чтобы отобрать таких спортсменов, моделируются наивысшие морфофункциональные показатели, личностные характеристики, параметры технико-тактической подготовленности, и на основании полученных образцов оцениваются и отбираются лучшие кандидаты.
Большую трудность вызывает составление психологических модельных характеристик, поэтому существуют как необходимые количественные показатели по отдельным психологическим тестам, так и качественный анализ комплекса профессионально важных психологических качеств.
Так, в керлинге уровневый анализ познавательных характеристик квалифицированных спортсменов-керлингистов показал, что наиболее развитыми являются сенсомо-торные характеристики (мышечно-суставная чувствительность, время простой и сложной сенсомоторной реакции), визуальное и кинестетическое восприятие, зрительные, двигательные и осязательные представления, избирательность и концентрация внимания, переключение внимания и познавательный контроль в процессе восприятия - высокая осознанность перцептивных процессов, объем кратковременной и долговременной вербальной памяти, смешанный и моторный типы запоминания, образное и вербально-логическое мышление, продуктивное творческое воображение [1].
Также сравниваются квалифицированные и элитные спортсмены. Патриарх футбола Николай Старостин так говорил о лучшем вратаре мира Льве Яшине: «Техническое мастерство Яшина виртуозно. Он на «ты» с любым мячом, летит ли тот под штангу или скользит по земле. Яшин не страшится ближнего боя, непробиваем и с дальних дистанций. Он высок, подвижен и гибок. Его удары точны. Мяч он вбрасывает руками внезапно и далеко. Совокупность таких достоинств не часто, но все-таки встречается и у других вратарей, но нет у них столь развитого шестого чувства, интуиции, которая помогает синхронно мыслить и творить» [4].
Жизнь диктует необходимость пристального внимания к моральным качествам спортсменов высокого класса. Если всенародно известный и любимый спортсмен совершает неэтический поступок, что иногда случается, то это приносит урон, прежде всего, моральному состоянию общества, и наносит удар престижу страны.
Необходимым условием успешного выступления является соревновательная надежность. Под надежностью понимается высокая степень вероятности безотказного выступления спортсмена в соревнованиях с заданной результативностью. Высшая результативность действий спортсмена и устойчивость этого уровня в экстремальных условиях является важнейшим компонентом надежности [2].
Высшие достижения устанавливаются при наличии спортивной формы.
Спортивную форму характеризует состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат.
Состояние "спортивной формы" отличается относительной устойчивостью во времени и зависит от ряда факторов: специфики вида спорта, индивидуального морфофунк-ционального статуса спортсмена, его квалификации, состояния в данный момент и режима тренировочных воздействий. Избирательное отношение к этим факторам создает необходимые условия и предпосылки для целенаправленного управления спортивной формой с целью максимальной реализации спортсменом в предстоящих соревнованиях. Их упорядочение во времени (спортивный календарь) - также одно из условий для поиска наиболее удачной модели становления и сохранения спортивной формы на данный период времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема спортивного отбора является традиционно актуальной и прикладной. Отбор наиболее одаренных спортсменов чаще всего строится на основе медико-биологического и педагогического критериев. Психологическому отбору уделяется недостаточное внимание, хотя его важность сложно переоценить на любом этапе спортивной карьеры. Отбор в спорте имеет свои особенности. В отличие от многих других профессий, где отбор проводится один раз в начале деятельности, спортивный отбор - это многоэтапное мероприятие, проводимое на протяжении всей спортивной карьеры.
Нами разработаны этапы спортивного отбора, в соответствии с этапами многолетней подготовки спортсмена Этапы спортивного отбора получили названия: первичный
отбор, отбор в профессию, отбор в юношеский спорт, отбор в спорт высших достижений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианова, О. А. Технико-тактическая подготовка спортсменов в керлинге с использованием технологии формирования познавательных характеристик : дис. ... канд. пед. наук / Андрианова О.А. - СПб., 2009. - 179 с.
2. Донди, А. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне : автореф. дис. . канд. пед. наук / Донди А. - СПб., 2007. - 23 с.
3. Пуни, А.Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии спорта / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1975. - С. 3-15.
4. Тунис, М. Психология вратаря / М. Тунис. - М. : Человек, 2010. - 128 с.
REFERENCES
1. Andrianova, O.A. (2009), Technical and tactical training of athletes in curling with use of technology of formation informative characteristics, dissertation, St, Petersburg.
2. Dondi, A. (2007), Reliability ofperformance of gymnastic jumps on a log, dissertation, St. Petersburg.
3. Puni, A.Ts. (1975), "Condition of mental readiness and psychological preparation for competitions in sport", Questions of sport psychology, GDOIFK, Leningrad, pp. 3-15.
4. Tunis, M. (2010), Psychology of the goalkeeper, Person, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2017
УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В АДЪЮНКТУРЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Александр Николаевич Сивак, доктор педагогических наук, заместитель начальника института по научной и учебной работе, полковник, Николай Николаевич Миняйлен-ко, кандидат юридических наук, профессор, начальник адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации, Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен алгоритм моделирования задачи процесса обучения офицера в адъюнктуре в рамках в контексте организационно-педагогического управления процессом обучения. Представлена система эвристических конечно-разностных уравнений числа обучающихся в адъюнктуре. Коэффициенты модели имеют следующий смысл: отрицательные - неуправляемые внешние воздействия, положительные - управляющие воздействия, т. е. выявленные ранее педагогические условия, способствующие скорейшей адаптации к обучению в адъюнктуре и оказывающие влияние на успешность подготовки диссертационного исследования к защите. Целью моделирования является максимизация числа офицеров, успешно окончивших адъюнктуру.
Ключевые слова: моделирование, имитационная модель, адъюнкт, адъюнктура, организационно-педагогическое управление.