Статья поступила в редакцию 30.04.2017
УДК 796.015.82
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО, БЛИЖАЙШЕГО И ДЕЙСТВУЮЩЕГО РЕЗЕРВА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Ольга Анатольевна Двейрина, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В числе актуальных проблем развития спорта в Российской Федерации, можно выделить определение необходимой и достаточной, для обеспечения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, численности занимающихся. Внедрение системы спортивной ориентации и спортивного отбора на всех этапах многолетнего тренировочного процесса позволит минимизировать затраты на подготовку спортивного резерва всех уровней. Предложен перечень мероприятий по выявлению лиц, наиболее соответствующих модельным характеристикам спортсмена соответствующего этапа и цели многолетнего тренировочного процесса, и исполнителей тех или иных мероприятий из перечня. Представлен алгоритм расчета численности общего количества лиц, приступивших к занятиям спортом и численности спортсменов всех уровней резерва.
Ключевые слова: спортивный резерв, спортивная ориентация, спортивный отбор.
DETERMINATION OF NUMBER OF ATHLETES FOR PROSPECT, NEAREST AND CURRENT RESERVE AS A WAY TO MANAGE PREPARATION OF SPORTS NATIONAL TEAMS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Olga Anatolyevna Dveirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Among the topical problems of sports development in the Russian Federation, it is crucial to distinguish the number of the engaged in sport necessary and sufficient for ensuring the competitiveness of Russian sports in the international arena. Implementation of the system of sports orientation and sports selection process at all stages of many years training process will allow minimizing the total spendings on preparation of the athletes of all levels of reserve. The authors proposed the list of measures to identify those being most appropriate to model characteristics of the athlete of the corresponding stage and purpose of many years training process, and performers of these or those actions from the list. The algorithm has been presented for calculation of the number of the engaged in sports and number of athletes at all levels of the reserve.
Keywords: sports reserve, sport orientation, sport selection.
Согласно пункту 15.2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [5], спортивный резерв - лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд, в том числе спортивных сборных команд Российской Федерации (Пункт дополнительно включен с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 412-ФЗ). В соответствии с уровнем подготовленности спортсменов, различают три уровня резерва:
- действующий (перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, уровня МС и МСМК, являющиеся кандидатами в сборные команды страны);
- ближайший (молодые спортсмены, имеющие 1 спортивный разряд и КМС, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные ко-
манды страны);
- потенциальный (спортсмены, имеющие спортивный разряд до 2 взрослого включительно).
Некоторыми авторами высказывается мнение о неоправданности данной классификации «... по следующим соображениям:
во-первых, нравственно: нравственно ли относиться к человеку, к формирующейся личности как к некой "статистической единице", вовлекаемой в сферу спорта лишь для обеспечения рекорда, причем не всегда его личного, рассматривать в качестве неизбежных и необходимых "отходов" индустрии спорта;
во-вторых, управленчески, ибо характерный для неразвитых отраслей экстенсивный путь развития неприемлем и для сферы физической культуры и спорта;
в-третьих, содержательно, поскольку "базовый", по терминологии теоретиков физического воспитания, спорт по определению не может быть базой обеспечения успешности функционирования спорта высших достижений - он просто-таки не может зависеть от численности так называемых "физкультурников": ведь в спорт приходят чаще всего не получив даже элементарного физкультурного (двигательного) образования, т.е. отнюдь не физкультурники основа современного большого спорта» [1].
Позволим себе не согласиться с данным мнением, так как система спортивной ориентации и спортивного отбора - как инструмент распределения занимающихся спортом по уровням резерва, позволяет не только обеспечить всем занимающимся возможность выбора наиболее подходящего и соответствующего их потенциальным возможностям и способностям вида спорта, а система распределения по видам резерва оптимизирует финансирование отрасли, но и, что немаловажно, данный подход позволяет снизить негативные последствия для здоровья занимающихся, не имеющих способностей к занятиям тем или иным видом спорта. И, более того, данная категория занимающихся, будет иметь возможность своевременно приступить к другому, более подходящему им, виду деятельности.
Определение численности спортсменов каждого из уровней спортивного резерва можно условно отнести категории демографического прогнозирования. Необходимость демографического прогнозирования связана с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Вместе с тем, при прогнозировании численности спортивного резерва потребность в выявлении показателей, типичных для демографических прогнозов, не столь очевидна, так как отсутствует необходимость прогнозирования и определения конечных результатов каждого ребенка, начавшего заниматься спортом. В случае определения численности спортивного резерва имеется возможность задавать величины численности занимающихся для каждой категории спортивного резерва, следовательно, термин «прогнозирование», в данном случае, носит условный характер. Для расчета численности занимающихся для каждой категории спортивного резерва необходимо решение обратной задачи - определение достаточной численности, на основании ретроспективного анализа численности в наиболее результативных, с точки зрения спортивных результатов на международных соревнованиях, видах спорта. В результате ретроспективного анализа вычисляется значение (коэффициент) для каждого уровня резерва, затем используется для расчета численности, исходя из поставленных целей, напр., планируемых на соревнованиях комплектов медалей.
Алгоритм:
1. Определяются виды спорта, в которых сборная России наиболее результативна (далее - «модельные» виды спорта) - по одному типичному виду спорта для группы видов спорта.
2. Все остальные виды спорта группируются по признаку сходства значимых параметров (значимые параметры модельного вида спорта: стабильные и вариативные параметры модели соревновательного упражнения; стабильные и вариативные параметры
модели подготовленности спортсмена; стабильные и вариативные значимые прогнозные параметры модели подготовленности спортсмена) с модельными видами спорта, и значения модельного вида спорта применяется для расчетов по всем видам спорта каждой группы.
3. Высчитывается коэффициент (N^0%= абс^ ^бщ*100%) и значения по уровням резерва в модельных видах спорта, так если принять за константу показатель N^0% (например, для «модельного» вида спорта в таблице 3 это 0,046), затем, поставив в пропорцию необходимую абсолютную величину, можно рассчитать - общее количество занимающихся по формуле ^бщ= абс ^ N^0% х100%. Значение абс может быть также равно планируемым на соревнованиях комплектам медалей.
В таблице 1 показано как, исходя из условной численности, вычисляются необходимые значения численности каждой категории занимающихся спортом (таблица 1).
Таблица 1 - Определение численности уровней спортивного резерва (условные значения «модельного» вида спорта)______
Категория занимающихся (уровень резерва) Условное обозначение Спортивная квалификация n % Формула Значения
Всего приступивших к занятиям NO6IJ Без разряда 42884 100 N061= X'Nc6 Х=2173
Потенциальный резерв Nnp Другие разряды 32417 75,59 N^ x-NC6 х=1621
Ближайший резерв N6p 1 разряд 5054 11,78 ^р y-Nc6 y=477
КМС 4488 10,46
Действующий резерв ^р МС 827 1,93 N^, z-NC6 z=45
МСМК 78 1,18
Члены сборной Nc6 ЗМС 20 0,046 Nc6=20 1
Где,
N06 - численность сборной команды России (на текущий момент);
- численность действующего резерва сборной команды России (год/ы, когда члены сборной команды России были на уровне действующего резерва сборной команды);
- численность ближайшего резерва сборной команды России (год/ы, когда члены сборной команды России были на уровне ближайшего резерва сборной команды);
ЭДф - численность потенциального резерва сборной команды России (год/ы, когда члены сборной команды России были на уровне потенциального резерва сборной команды);
Н,бщ - общая численность (год/ы, когда члены сборной команды России были на уровне общей численности занимающихся);
Х - отношение общего числа занимающихся к численности сборной команды; х - отношение численности потенциального резерва к численности сборной команды; у - отношение численности ближайшего резерва к численности сборной команды;
х - отношение численности действующего резерва к численности сборной команды._
На наш взгляд, полученные данные будут характеризовать максимальные значения численности спортивного резерва. Это обусловлено, в определенной мере, недостаточным использованием потенциала спортивной ориентации и спортивного отбора практически во всех видах спорта в предшествующий период.
Внедрение системы спортивной ориентации и спортивного отбора на всех этапах многолетнего тренировочного процесса позволит минимизировать затраты на подготовку спортивного резерва всех уровней. Данная тенденция - сохранности, отобранного с применением современных методик, контингента всех уровней резерва, прослеживается в велоспорте (Центр велосипедного спорта Кузнецова А. А. ЗАО "Центр велоспорта "Локо-сфинкс", Санкт-Петербург).
Согласно пункту 19 Приказа Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [3], научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва осуществляется, в том числе, в части организации работы комплексных научных групп и проведения обследований спортсменов юношеских команд с целью отбора и контроля их состояния с учетом особенностей биологического развития спортсменов. В пункте 36 указывается то, что спортивная подготовка носит комплексный характер и осуществляется в нескольких формах,
в числе которых, система спортивного отбора и спортивной ориентации. Пунктом 44 закреплено то, что система спортивного отбора и спортивной ориентации заключается в целевом поиске и подборе состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов. В систему спортивного отбора включаются следующие мероприятия: массовый просмотр и тестирование лиц с целью ориентирования их на занятия спортом; отбор перспективных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по видам спорта; просмотр и отбор перспективных спортсменов на тренировочных мероприятиях (в том числе тренировочных сборах) и спортивных соревнованиях.
Вместе с тем, исходя из анализа нормативных документов, можно констатировать то, что в физкультурно-спортивных организациях реализация потенциала отбора ограничивается задачами перевода на следующий этап многолетнего тренировочного процесса - с использованием естественного отбора (отсева) и некоторых методик стандартизированного педагогического и физиологического отбора, и задачами комплектования сборных команд различного уровня - так называемой спортивной селекции, с использованием тех или иных видов отбора в зависимости от уровня сборной команды и организации, проводящей отбор.
Вызывает сомнение необходимость, употребляемого в последнее время, термина «селекция» применительно к спорту вообще, и к поиску одаренных детей, в частности. Данный термин широко используется в ботанике и зоологии, и определяется как наука о методах создания новых сортов, гибридов растений и пород животных, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками (Биологический энциклопедический словарь, http://gufo.me/content_bes/selekcija-55964.html). Если говорить о подстрочном переводе, то селекция - это выбор, отбор (от лат. Selectio). Таким образом, использование понятия «селекция» и, в некоторой степени, подмена понятия «отбор» создает иллюзию наличия двух разных процессов или явлений, что вводит в заблуждение и практиков и остальных участников процесса.
В рамках исполнения Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р) [4] с целью реализации потенциала научно-методического сопровождения с максимальной эффективностью, необходимо создать при образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации, научно-практические центры тестирования и сопровождения спортивно одаренных детей (Центры оценки спортивного резерва), оснащенные современной научно-исследовательской аппаратурой, основным направлением деятельности которых будет спортивный отбор и спортивная ориентация талантливых детей в различные виды спорта, научно-методическое сопровождение спортивного резерва. В организациях, осуществляющих спортивную подготовку, целесообразно реа-лизовывать систему спортивной ориентации и спортивного отбора (максимально используя все виды и разновидности [2]), представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов, имеющих возможность достижения высоких спортивных результатов в зависимости от уровня спортивного резерва (действующий, ближайший, потенциальный).
Функции отбора действующего резерва целесообразно закрепить за образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству спорта Российской Федерации, как центрами оценки спортивного резерва, и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный центр подготовки спортивного резерва». Часть информативных процедур спортивной ориентации и спортивного отбора кандидатов ближайшего резерва целесообразно закрепить за организациями спортивной подготовки, часть - за образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству спорта Российской Федерации, как центрами оценки спортивного резерва, и Федеральным государственным бюджетным учреждением
«Федеральный центр подготовки спортивного резерва». Определенные виды спортивной ориентации и спортивного отбора потенциального резерва должны проводиться физ-культурно-спортивными организациями и организациями спортивной подготовки. В таблице 2 представлены виды мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора, распределенные, в соответствии с их специфичностью, между субъектами управления подготовкой спортивного резерва.
Предполагается, что большая детализация процедур найдет свое отражение в системе спортивного отбора и спортивной ориентации, предлагаемой НГУ им. П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург.
Таблица 2 - Перечень мероприятий по выявлению лиц, наиболее соответствующих модельным характеристикам этапа и цели многолетнего тренировочного процесса, и исполнителей тех или иных мероприятий_
ВИДЫ МЕРОПРИЯТИИ ИСПОЛНИТЕЛИ
ОСП ЦОСР ФГБУ «ФЦПСР»
Ориентация на спортивную деятельность (готовность претендента)
> к занятиям определенным видом спорта +
> выбор узкой спортивной специализации в пределах данного вида спорта + +
> определение индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений +
> установление ведущих факторов подготовленности к соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов +
> спортивное просвещение (ознакомление детей со специфическими особенностями того или иного вида спорта) +
> спортивная консультация (организация и проведение работ по выявлению индивидуальных способностей детей применительно к данному виду спорта) +
> начальный отбор, конкурсный набор или советы, рекомендации ребенку по выбору спорта, основанные на знании его возможностей в данном виде +
> спортивная адаптация - процесс тренировки в избранном виде спорта +
Виды отбора
По цели отбора
> отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта и для дальнейшего спортивного совершенствования в нем +
> отбор кандидатов в сборные команды (юношеские, молодежные, взрослые) + + +
> отбор для участия в соревнованиях + + +
По условиям проведения отбора
> естественный отбор (вследствие отсева самих занимающихся в процессе тренировочных занятий) +
> стандартизированный отбор (с применением специальных методик, содействующих повышению его эффективности) + + +
По характеру и количеству применяемых методов для оценки спортивной одаренности
> педагогический отбор + + +
> психологический отбор + + +
> физиологический отбор + +
> биохимический отбор + +
> генетический отбор + +
> комплексный отбор + + +
По продолжительности отбора
> краткосрочный (экспресс) отбор + + +
> среднесрочный отбор + + +
> долгосрочный (пролонгированный) отбор + + +
По степени ориентации на будущий вид спортивной деятельности
> межвидовой - поиск и выявление лиц, способных к занятиям несколькими родственными видами спорта + + +
> видовой - выявление детей, подростков и юношей, способных к занятиям тем или иным видом спорта + +
> внутривидовой отбор - выявление склонностей, способностей конкретного спортсмена в рамках определенного вида спорта. + +
ИСПОЛНИТЕЛИ
ВИДЫ МЕРОПРИЯТИИ ОСП ЦОСР ФГБУ «ФЦПСР»
По этапу проведения:
> начальный (предварительный) отбор +
> текущий отбор + +
> заключительный (итоговый, завершающий) отбор + + +
Примечание: ОСП — организации спортивной подготовки; ЦОРС — образовательные организации высшего образования, подведомственные Минспорту России; ФГБУ «ФЦПСР» — Федеральный центр подготовки спор-
тивного резерва
Вопросы разработки методик спортивной ориентации и спортивного отбора на протяжении многих лет относятся к числу наиболее актуальных. Это привело к наличию большого количества педагогических, психологических, физио-биохимических, генетических и других методик выявления спортивно одаренных детей. В таблице 3 представлены наиболее информативные методики спортивной ориентации и спортивного отбора. Таблица 3 - Применение методик спортивной ориентации и спортивного отбора в зави-
Виды «запросов» Педагогические методики Психологические методики Физио-биохимические методики Генетические методики
Ориентация на спортивную деятельность (готовность претендента)
К занятиям определенным видом спорта 13 2, 5, 14, 16, 17, 19, 31, 36, 38 1, 3, 4, 8, 11, 12 1
Выбор узкой спортивной специализации в пределах данного вида спорта 13 2, 5, 9 10, 16, 17, 19, 22, 23, 36, 38 2, 4,5, 11-13,15 2
Определение индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений; 13 4, 5, 6-8, 12,15, 18,26, 28 1, 2, 4- 6, 8, 10, 14 3
Установление ведущих факторов подготовленности к соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов 13 8, 10, 11, 18, 26, 27, 28,32- 34, 40 4, 6, 9, 12- 15 2 , 3
Стадии спортивной ориентации
Стадия подготовки решения о выборе вида спорта для углубленных занятий 1, 2, 4, 12 1, 3, 5, 13, 18, 25, 28, 33, 35, 38 1, 2, 4- 6, 8, 11, 12-15 1
Стадия целенаправленной и многосторонней связи спортсмена в сфере спорта высших достижений 5, 6, 12, 13 3-5, 8, 15, 23, 24, 26, 28, 32, 37, 39 1, 2, 4, 6- 8, 13, 14 2
Спортивная ориентация как процесс
Спортивное просвещение (ознакомление детей со специфическими особенностями того или иного вида спорта) 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 9, 11, 14,19, 31 1, 2, 5 4, 1
Спортивная консультация (организация и проведение работ по выявлению индивидуальных способностей детей применительно к данному виду спорта) 4, 13 2, 5, 9,13,16,19, 20,21,31, 36- 38 2, 5, 6, 8, 11- 13, 15 1, 2, 4
Начальный отбор, конкурсный набор или советы, рекомендации ребенку по выбору спорта, основанные на знании его возможностей в данном виде 4, 13 5, 9, 13,16, 17 или 18*, 19-21, 24 1, 2, 5,11,12 1, 2
Спортивная адаптация - процесс тренировки в избранном виде спорта. 13 3, 9-11, 13, 17 или 18*, 19, 23, 27, 30, 29, 38 2, 3, 4, 12, 14, 15 2
Виды отбора
По цели отбора
Отбор детей и подростков для занятий избранным видом спорта и для дальнейшего спортивного совершенствования в нем 1, 4, 6, 7, 13 2, 3, 9-11, 17, 31, 36, 38, 39*, 25* 1, 2, 4, 5, 11, 12, 15 1, 2
Виды «запросов» Педагогические методики Психологические методики Физио-биохимические методики Генетические методики
Отбор кандидатов в сборные команды (юношеские, молодежные, взрослые) 5, 6, 7, 12, 13 1, 3- 5, 8, 15, 18, 23 или 24**, 26-28, 32, 33, 40 2, 3,4, 6, 8, 1113 2, 3
Отбор для участия в соревнованиях: предолимпийский отбор - комплектование ближайшего олимпийского резерва; 5, 11, 12, 13 3-8, 12, 13,18, 2628,32-34 2, 3, 4, 6, 9,1315 2, 3
отбор для участия в соревнованиях: олимпийский - комплектование сборной команды для участия в ответственных международных соревнованиях 5, 11, 12, 13 4-8, 18,23 или 24**,26-28, 32-34, 37, 39, 40 2- 4, 6, 9, 13- 15 3
По условиям проведения отбора:
Естественный отбор (вследствие отсева самих занимающихся в процессе тренировочных занятий) - - - -
Стандартизированный отбор (с применением специальных методик, содействующих повышению его эффективности) 11, 13 5, 8, 17 или 18*, 22, 27, 28, 29 или 29*, 32*, 38, 40 2, 4- 6, 8, 11- 13 1-4
По продолжительности отбора:
краткосрочный (экспресс) отбор 6, 13 2, 5,9-11, 17, 18, 20-22, 30, 38 2, 4, 7, 10, 14 1, 4
среднесрочный отбор 6, 13 1, 12, 15, 19, 26, 28, 34, 39, 40 2, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 15 1, 2
долгосрочный (пролонгированный) отбор 6, 12, 13 4, 5, 23, 24, 29, 36, 37 2- 4, 6, 8, 10-15 2
По степени ориентации на будущий вид спортивной деятельности:
Межвидовой - поиск и выявление лиц, способных к занятиям несколькими родственными видами спорта 12, 13 2, 9-11, 14, 16, 17, 19-22, 31, 38 1- 3, 5, 6, 8, 1115 1, 2
Видовой - выявление детей, подростков и юношей, способных к занятиям тем или иным видом спорта 12, 13 3, 5, 9-11, 15 или 16*, 17 или 18*, 36, 38 1- 5, 8, 11, 12 1, 2
Внутривидовой отбор - выявление склонностей, способностей конкретного спортсмена в рамках определенного вида спорта. 12, 13 3-8, 12, 15 или 16*, 23 или 24**, 25 или 26 *, 27, 28*, 34*, 40 2, 4, 6, 7- 10, 1215 2, 3
По этапу проведения:
Начальный (предварительный) отбор 1, 4, 6, 7, 13 2, 10,14,16, 17, 1922, 31 1, 3, 11, 15 1, 4
Текущий отбор 6, 12, 13 1, 5, 12,13, 17, 18, 20, 21, 25 или 26*, 27, 28, 35, 39, 40 1- 5, 8, 11--15 1, 2
Заключительный (итоговый, завершающий) отбор 6, 11, 12, 13 3-8, 13, 18, 26, 27, 32-34, 40 2, 4, 6, 7, 8, 10-15 2, 3
Примечание (обозначения методик в таблице 3):
Педагогические методики (составитель - д.п.н., проф. Ю.Ф. Курамшин)
1. Беседа.
2. Встречи с известными спортсменами, тренерами.
3. Изучение специальной литературы.
4. Консультации специалистов.
5. Контрольные прикидки.
6. Наблюдения.
7. Опрос.
8. Показательные выступления.
9. Просмотр Интернет-сайтов.
10. Просмотр фильмов на спортивные темы.
11. Рейтинг (оценивание).
12. Соревнования.
13. Тестирование.
Психологические методики (составители - д.м.н., проф. Ю.К. Родыгина, к.пс.н., доцент Е.Е. Хвацкая)
* - с учетом возраста; ** - на усмотрение исследователя.
Шкала доступности:
- 1-й уровень доступности (не требует специально обученных людей и специального помещения);
- 2-й уровень доступности (требует начального уровня психологической подготовки специалиста — (бакалавр ФК) и не требует специального помещения);
- 3-й уровень доступности (требует специального психологического образования и не требует специального помещения);
- 4-й уровень доступности (требует специального психологического образования, отдельное помещение и дополнительное оборудование);
- 5-й уровень доступности (требует специального психологического образования, отдельное помещение с шумоизоляцией, дополнительным оборудованием, наличием специальных компьютерных программ).
Методики:
1. Опросник оценки свойств НС Стреляу, диагностика свойств нервной систем (2 уровень).
2. Определение силы НС с помощью теппинг - теста (бланковый метод), диагностика свойств нервной систем (2 уровень).
3. Определение силы НС с помощью теппинг - теста (компьютерный вариант), диагностика свойств нервной системы (5 уровень).
4. Динамометрия (подвижность нервных процессов) диагностика свойств нервной системы (5 уровень).
5. РДО (уравновешенность нервных процессов, либо преобладание возбуждения или торможения, точность реакции на движущийся объект, диагностика свойств нервной системы) (5 уровень).
6. ПЗМР (простая зрительно-моторная реакция), характеристики психомоторной сферы (5 уровень).
7. СЗМР (сложная зрительно-моторная реакция), характеристики психомоторной сферы (5 уровень).
8. КЧСМ (критическая частота световых мельканий), характеристики психомоторной сферы (5 уровень).
9. Динамометрия (точность дозировки усилий), характеристики психомоторной сферы.
10. Реакция на время (интервалы времени), характеристики психомоторной сферы.
11. Время удержания заданной позы (проба Ромберга), характеристики психомоторной сферы.
12. Показатели быстроты и точности движений, их координации, равновесия тела (стабилометрические тесты), характеристики психомоторной сферы (5 уровень).
13. Исследование быстроты движений (наличие специальной аппаратуры, характеристики психомоторной сферы) (5 уровень).
14. Наблюдение и беседа, диагностика свойств темперамента (1 уровень).
15. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (Русалов) для взрослых, для подростков (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность) диагностика свойств темперамента (3 уровень).
16. Опросник Айзенка (Детский, взрослый) диагностика свойств темперамента (2 уровень).
17. Корректурная проба (детский и взрослый вариант) - концентрация и устойчивость внимания Анфи-мова, диагностика внимания (2 уровень).
18. Проба Шульте (врабатываемость, психическая устойчивость, динамика умственной работоспособности, переключение внимание), диагностика внимания (3уровень).
19. Двигательная память Оценка запоминания и воспроизведения пространственных, временных и интенсивных параметров движений (Озеров), диагностика памяти (3 уровень).
20. Объем зрительной памяти (память на числа), диагностика памяти (2 уровень).
21. Определение существенных признаков, диагностика мышления (2 уровень).
22. Методика задачи Горбунова, диагностика мышления (2 уровень).
23. Тест Равена, интеллектуальный уровень (4 уровень).
24. Тест Векслера, интеллектуальный уровень (4 уровень).
25 Методика Спилбергера-Ханина, личностная и ситуативная тревожность (2 уровень).
26. Интегративный тест тревожности, личностная тревожность (3 уровень).
27. Тест Люшера, личностная тревожность (5 уровень).
28. Методика Элерса, мотивация (3 уровень).
29. Опросник «Мотивы занятия спортом» Шаболтас, мотивация (2 уровень).
30. Экспресс-методика «Мотивы спортивной деятельности» Лозовая, мотивация (2 уровень).
31. Методика «Мотивы начала занятий спортом» Хвацкая, мотивация (2 уровень).
32. «Шкала восприятия успеха» (POSQ) в адаптации Г.Б. Горской, Ю.М. Босенко, Р.Н. Старостенко (2015), мотивация (3 уровень).
33. Шкала контроля за действием (Куль), методика на волю (3 уровень).
34. Опросник «Готовность к риску», методика на волю (2 уровень). 35. Динамометрия по М.Н. Ильиной, методика на волю (4 уровень).
36. Индивидуально-типологический опросник (ИТО) детский вариант, личностные особенности (3 уровень).
37. Опросник Кеттелла, личностные особенности (3 уровень).
38. Исследование уровня притязаний и самооценки (разные модификации методики Шварцландера, Прихожана, Дембо-Рубинштейн, Липкиной с учетом возраста), личностные особенности(3 уровень).
39. Методика Шмишека (определение акцентуаций характера), личностные особенности (3 уровень).
40. Методика УСК (оценка интернальности-экстернальности), личностные особенности (3 уровень).
Физио-биохимические методики (составитель - д.м.н., проф. А.В. Калинин)
1. Соматоскопия и соматометрия (антропометрия).
2. Бодиплетизмография.
3. Исследование сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, нагрузочная проба).
4. Исследование вегетативной нервной системы (кардиоинтервалография, ВСР).
5. Исследование опорно-двигательной системы (ихнография, подометрия, биомеханическое исследование).
6. Эргоспирометрия и Вингейт - тест.
7. УЗДГ сосудов.
8. ЭхоКГ.
9. Электронейромиография.
10. Электроэнцефалография.
11. Спирометрия.
12. Биохимическое исследование маркеров обмена.
13. Биохимическое исследование гормонов.
14. Биохимическое исследование гомеостаза (КЩР).
15. Биохимическое исследование функции печени.
Генетические методики (составитель - д.м.н., проф. А.В. Калинин)
1. Базовое спортивное профилирование (определение склонностей к занятию различными видами спорта).
2. Углубленное спортивное профилирование (выявление широкого спектра генетически-заданных особенностей для индивидуализации тренировочного процесса и подготовки спортсмена).
3. Профессиональное спортивно-генетическое исследование (глубокое исследование генотипа спортсмена).
4. Первичное определение генетически заданных склонностей.
Для реализации мер по развитию системы подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд Российской Федерации необходимо:
1. Включение в Порядок отбора спортивно одаренных детей, в том числе детей осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта:
1) процедур спортивной ориентации и спортивного отбора на каждом этапе и ответственных исполнителей;
2) комплекса критериев оценивания уровня подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетнего тренировочного процесса, коррелирующих с модельными характеристиками спортсмена, соответствующими определенному этапу многолетней подготовки.
2. Внедрение системы спортивной ориентации и спортивного отбора, включающей в себя:
1) перечень мероприятий, наиболее информативных для выявления лиц, соответствующих модельным характеристикам согласно этапу многолетнего тренировочного процесса и цели мероприятия спортивной ориентации и спортивного отбора;
2) распределение исполнителей каждого из мероприятий спортивной ориентации и спортивного отбора, в соответствии с уровнем организации - исполнителя, с возможным внесением указанных функции в устав исполнителя.
Мы надеемся на то, что представленная система спортивной ориентации и спортивного отбора позволит повысить эффективность подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова, В.С. Правовые реалии спортивного резерва: ретроспектива и современность / Козлова В.С. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 3. - С. 15-17.
2. Курамшин, Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе : учеб.-метод. пособие / Ю. Ф. Курамшин ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2006. - 85 с.
3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Требования к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71271262/. - Дата обращения 01.01.2017.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения 27.022017.
5. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-Ф3 [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/12157560/. - Дата обращения 10.01.2017.
REFERENCES
1. Kozlova, V.S. (2005), "Legal realities of a sports reserve: retrospective and present", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 15-17.
2. Kuramshin, Yu.F. (2006), Diagnostics and forecasting of abilities at sports orientation and selection, Lesgaft University, St. Petersburg.
3. The order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of October 30, 2015 No. 999 "Requirements to ensuring preparation of a sports reserve for sports national teams of the Russian Federation", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71271262/.
4. The strategy of development of physical culture and sport for the period till 2020: it is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://base.garant.ru/196059/.
5. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated December 4, 2007N 329-FZ, available at: http://base.garant.ru/12157560/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2017
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К СДАЧЕ
ТЕСТОВ ВФСК ГТО
Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогических наук, Ольга Геннадиевна Барышникова, старший преподаватель,
Евгений Андреевич Стеблецов, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье исследуются параметры готовности студентов первого курса к выполнению тестов ВФСК ГТО: двигательная активность, физическая подготовленность, мотивация, знания основ теории физической культуры.
Ключевые слова: первокурсники, комплекс и тесты ГТО.
MONITORING OF READINESS OF THE FIRST YEAR STUDENTS OF VORONEZH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY TO PASS TESTS OF ALL-RUSSIA PHYSICAL CULTURE AND SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOUR AND
DEFENSE"
Elena Vasilievna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, Olga Gennadyevna Baryshnikova, the senior teacher,
Evgeny Andreevich Stebletsov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article explores the parameters of the first year students' readiness to perform the tests of All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense": motor activity, physical readiness, motivation, and knowledge of the theory of physical culture.