2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 16
Вып. 4
К 50-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ (ЛЕНИНГРАДСКОМ) УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК 159.922
А. Е.Ловягина, Е. Е. Хвацкая
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА В ЛЕНИНГРАДЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Статья посвящена становлению ленинградской научной школы психологии спорта и ее развитию в Санкт-Петербурге. Освещены направления работы спортивных психологов в научно-методической сфере, педагогической деятельности и в практике психологической помощи. Проанализированы особенности этапов формирования ленинградской-петербургской психологии спорта с учетом изменений социально-экономических условий и востребованности психологических знаний в области физической культуры и спорта. Отражены достижения известных спортивных психологов Ленинграда и Санкт-Петербурга. Библиогр. 49 назв. Ил. 6.
Ключевые слова: психология спорта, ленинградская научная школа спортивной психологии, спортивные психологи Петербурга.
А. Е. Loviagina, Е. Е. Hvackaya
SPORT'S PSYCHOLOGY IN LENINGRAD AND ST. PETERSBURG
The article is devoted to the formation of the Leningrad scientific school of psychology of sport and its development in St. Petersburg. Directions of sports psychologists are represented in the field of scientific and methodological, pedagogical activity and the practice of psychological help. Features of the stages of formation of Leningrad-Petersburg sports psychology are analyzed taking into account the changes in the socio-economic conditions and the demand for psychological knowledge in the field of physical culture and sports. Achievements known sports psychologists from Leningrad and St. Petersburg are described in this article. Refs 49. Figs 6.
Keywords: psychology of sport, scientific school of sport's psychology from Leningrad, the sport's psychologists from Petersburg.
Ловягина Александра Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Хвацкая Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Российская Федерация, 190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35; [email protected]
Loviagina Aleksandra Evgenievna — PhD, Associate Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Hvackaya Elena Evgenievna — PhD, Associate Professor, National State University of physical culture, sports and health of P. F. Lesgaft, 35, ul. Dekabristov, St. Petersburg, 190121, Russian Federation; [email protected]
187
Становление психологии спорта в Ленинграде. Отправной точкой развития психологии спорта в Ленинграде по праву считается открытие кафедры психологии в Государственном дважды орденоносном институте физической культуры (ГДОИФК) им. П. Ф. Лесгафта в 1946 г. Под руководством основателя кафедры Авк-сентия Цезаревича Пуни (рис. 1) ее коллектив с первых лет существования интенсивно трудился в следующих направлениях:
— разработка и чтение курсов по психологии для будущих тренеров и преподавателей физической культуры;
— исследование научных проблем психологии спорта и физического воспитания, таких как развитие двигательных навыков, совершенствование психомоторных функций, формирование волевых качеств спортсмена и др.
В 1952 г. А. Ц. Пуни защищает первую в стране докторскую диссертацию по теме «Психология спорта», а в 1959 г. публикует первую в этой области отечественную монографию «Очерки психологии спорта» [1]. Эта и другие работы А. Ц. Пуни [2-6] оказали огромное влияние на развитие психологии спорта.
В течение 30 лет А. Ц. Пуни возглавлял кафедру психологии спорта в ГДОИФК им. П. Ф. Лес-гафта. Под его руководством были проведены масштабные исследования психологических характеристик спортивной деятельности и отдельных видов спорта, выделены и описаны психологические факторы физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Результаты этих исследований позволили приступить к изучению вопросов психологического сопровождения спортсменов на соревнованиях [7]. Научно-методические разработки коллектива кафедры отражены в получивших широкое признание учебных курсах и программах, учебных пособиях и учебниках [8-10]. Таким образом, психология спорта перестала быть только научной и учебной дисциплиной и вышла на уровень внедрения результатов психологических исследований в практику.
Неизмеримым вкладом А. Ц. Пуни в отечественную психологию спорта является подготовка целой плеяды известных спортивных психологов. Его знаменитые ученики — Ю. Я. Киселёв, Г. Д. Горбунов, Ю. Л. Ханин, Н. Б. Стамбулова и др. — достигли больших высот и в разработке теоретических вопросов психологии спорта, и в практике психологического сопровождения спортсменов. На базе кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта сформировалась ленинградская научная школа психологии спорта.
Результаты профессиональной деятельности профессора А. Ц. Пуни были высоко оценены и на родине, и за рубежом. А. Ц. Пуни был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Дружбы Народов и многими медалями, грамотами и дипломами, был избран почетным членом Европейской и Всемирной федераций спортивной психологии (ФЕПСАК и ИССП).
188
Рис. 1. А. Ц. Пуни (1898-1986)
В память о заслугах Авксентия Цезаревича Пуни решением Совета ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта кафедре психологии в 1992 г. присвоено имя А. Ц. Пуни. Каждый год в декабре день рождения А. Ц. Пуни отмечается на кафедре проведением научной конференции.
Ленинградская научная школа психологии спорта в 1980-1990-е годы. В 1980-е годы в Ленинграде действовало несколько центров психологии спорта, ведущим из которых оставалась кафедра психологии спорта в ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. Научные интересы кафедры, функционировавшей в эти годы под руководством сначала И. П. Волкова, а затем Г. Д. Горбунова, концентрируются вокруг разнообразных проблем, таких как:
— мотивы и волевые качества спортсменов;
— психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям;
— социально-психологические аспекты подготовки спортивных команд;
— онтопсихологические проблемы физического воспитания и спорта;
— психологические резервы спортсмена.
Еще одним центром психологии спорта в 1980-е годы является лаборатория психологии Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры (ЛНИИФК). Под руководством Ю. Я. Киселёва сотрудники лаборатории проводят научные исследования психического состояния и типологических особенностей спортсменов, а также разрабатывают методический комплекс психодиагностических мероприятий. Кроме этого, специалисты лаборатории успешно работают как практики, оказывая психологическую помощь членам сборных Ленинграда и СССР. Результаты научной и практической работы лаборатории психологии ЛНИИФК представлены в ряде сборников ([11-13] и др.).
В эти годы ведущие ленинградские психологи активно работают в составе созданных по инициативе Спорткомитета СССР комплексных научных групп при сборных страны по различным видам спорта. Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселёв, Ю. Л. Ханин и другие проводят исследования и успешно внедряют научно-методические разработки в практику психологической подготовки спортсменов к соревнованиям. Востребованность спортивных психологов-практиков растет, их начинают приглашать для работы со спортсменами на крупные соревнования, включая Олимпийские игры.
В 1982 г. впервые в отечественной истории вводится ставка спортивного психолога при сборной СССР (по плаванию). На эту должность приглашен Г. Д. Горбунов — сотрудник кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта (рис. 2). Проявив себя как талантливый психолог-практик, впоследствии он обобщает и систематизирует приемы психологических воздействий с учетом специфики задач спортивной подготовки в монографии «Психопедагогика спорта» [14]. Эта книга сразу стала бестселлером среди психологов, тренеров и спортсменов. Она была удо- Рж 2 г д Горбунов проводит стоена Золотой медали на Всесоюзном конкурсе сеанс релаксации
189
научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта, а впоследствии неоднократно переводилась на другие языки и переиздавалась в России пять раз (последний — в 2014 г.).
Вот уже более полувека Геннадий Дмитриевич Горбунов помогает спортсменам и тренерам. Как ученый Г. Д. Горбунов специализируется в области исследования проблем психической регуляции в значимых для спортсмена ситуациях. Великолепно владея искусством преподавания, в 1996 г. он стал победителем профессорских чтений на Всероссийском фестивале. Заслуги Г. Д. Горбунова отмечены многими званиями и наградами. В течение 12 лет он избирался членом Директората Европейской федерации психологии спорта (ФЕПСАК), достойно представляя психологию спорта России за рубежом.
Юрий Яковлевич Киселёв (рис. 3) одним из первых в стране начал работать со спортсменами как психолог-практик. Многие годы он успешно совмещал практическую работу с научной и преподавательской деятельностью. Научные интересы Ю. Я. Киселёва сосредоточены в области теоретических и прикладных вопросов оптимизации психического состояния спортсмена. Он является автором одной из популярнейших методик для диагностики психического состояния — шкалы интервальной самооценки состояния, за которой прочно закрепилось название «Градусник Киселёва». Результаты своих научных исследований и богатый практический опыт Ю. Я. Киселёв обобщил в книгах [15-16].
Рис. 3. Ю. Я. Киселёв делится опытом со студентами специализации «Психология спорта» СПбГУ (2005 г.)
Существенный вклад в развитие отечественной психологии спорта внес Юрий Львович Ханин. В 1980-е годы научные интересы Ю. Л. Ханина были связаны с разработкой вопросов взаимодействия игроков спортивной команды и проблем взаимоотношения спортсменов с тренером. В последующие годы он сконцентрировался на изучении психического состояния спортсмена, разработал ряд методик для диагностики состояния, сформулировал концепцию зон оптимального функционирования (IZOF). Монографии Ю. Л. Ханина «Психология общения в спорте» (1980) [17] и «Emotions in Sport» («Эмоции в спорте», опубликована на англ. яз., 1999 [18]) получили широкое признание у нас в стране и за рубежом. Несмотря на характерные для того времени идеологические и политические трудности, ему удалось наладить контакты с коллегами из других стран — Ч. Спилбергером, Р. Най-диффером, Р. Мартенсом, Р. Сингером и др. В результате совместной работы были
190
изданы книги зарубежных спортивных психологов на русском языке, адаптированы методики психодиагностики (например, широко известная методика Спил-бергера — Ханина). В 1983 г. под редакцией Ю. Л. Ханина вышел международный сборник научных статей по психологии спорта «Стресс и тревога в спорте» [19].
В 1982 г. в Ленинграде появляется еще один центр психологии спорта: на факультете психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ) открывается специализация «Психология спорта». В связи с развитием спорта в 1980-е годы возросла потребность в квалифицированных специалистах, имеющих базовое психологическое образование. Поэтому, по инициативе и при поддержке Спорткомитета СССР, Ученым советом ЛГУ было принято решение об открытии данной специализации для подготовки психологов, способных работать в профессиональном спорте. Это была первая такая специализация не только в СССР, но и в Европе, где аналогичные учебные программы были открыты спустя пять лет. Специализация «Психология спорта» не случайно появилась в Ленинграде, ведь именно здесь активно функционировала одна из ведущих в СССР научных школ по психологии спорта и трудились известные спортивные психологи Г. Д. Горбунов, Е. П. Ильин, Ю. Я. Киселёв, В. Л. Марищук, Ю. Л. Ханин и др. Многие из них читали курсы и руководили научными работами первых студентов специализации.
Подготовкой будущих спортивных психологов и научной работой нового центра психологии спорта руководил доцент Владимир Константинович Сафонов. Спортивные психологи ЛГУ разрабатывали проблематику состояний тренированности и спортивной формы, а также создавали и адаптировали методики диагностики нейродинамических свойств и психических состояний.
Первый выпуск специализации состоялся в 1985 г. Интересно, что некоторые выпускники тех лет, разъехавшись по разным республикам Советского Союза, после распада СССР, сталкивались с однокурсниками уже как конкуренты — представители соперничающих команд. Среди окончивших специализацию в первые годы — нынешний декан факультета психологии СПбГУ А. В. Шаболтас и член-корреспондент Российской академии естествознания, доктор психологических наук Б. П. Яковлев, автор известных работ по психологии спорта [20-22].
Кроме вышеупомянутых центров (кафедры психологии ГДОИФК им. П. Ф. Лес-гафта, лаборатории психологии ЛНИИФК и специализации «Спортивная психология» ЛГУ) проблемами психологии спорта в Ленинграде также занимались известные отечественные специалисты Е. П. Ильин (Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) и В. Л. Марищук (Военный институт физической культуры). Благодаря их усилиям были опубликованы учебники, учебные пособия и практикумы, необходимые для подготовки спортивных психологов.
Ленинградские психологи тесно сотрудничали между собой, по проблемам психологии спорта систематически проводились научные семинары и конференции, выпускались совместные публикации. Спортивные психологи Ленинграда всегда активно контактировали и с коллегами из других городов, регулярно принимали участие во Всесоюзных симпозиумах и научных конференциях. Возглавляемая А. Ц. Пуни ленинградская школа психологии спорта развивалась в конкуренции с московской школой психологии спорта, руководимой П. А. Рудиком.
Психология спорта в Санкт-Петербурге в 1990-2015 гг. Произошедшие в 1990-е годы экономические и социальные преобразования серьезно изменили спорт и науку и, безусловно, отразились на психологии спорта. На несколько лет
191
была закрыта специализация «Спортивная психология» в СПбГУ Прекратила свое существование лаборатория психологии ЛНИИФК. Некоторые известные спортивные психологи уехали работать за рубеж или перешли в другие отрасли психологии. Резко снизилось количество публикаций по проблемам психологии спорта. Пройдя «жернова» 1990-х, спортивные психологи Петербурга всё же смогли сохранить свою научную школу и развить новые направления исследований, а также наладить процесс подготовки молодых специалистов с учетом современных требований.
Ведущим центром психологии спорта Санкт-Петербурга по-прежнему остается кафедра психологии им. А. Ц. Пуни Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (рис. 4). С 1992 г. на кафедре ведется подготовка психологов-консультантов, с 1997 г. осуществляется подготовка магистров по программе «Психологическое сопровождение физической культуры и спорта», с 2012 г. — подготовка бакалавров и магистров по образовательной программе «Психология спорта» в рамках направления «Психолого-педагогическое образование».
Спортивные психологи НГУ им. П. Ф. Лесгафта проводят научные исследования в следующих направлениях:
— психология спортивной карьеры;
— психология тренера;
— психологические факторы отбора в спорте;
— родительско-детские отношения в спорте;
— психологическое сопровождение в спорте, физическом воспитании и двигательной рекреации;
— консультирование спортсменов, тренеров и родителей юных спортсменов;
— психология менеджмента в спорте;
— психологические проблемы формирования здорового образа жизни.
Рис. 4. Коллектив кафедры психологии им. А. Ц. Пуни (1996)
По давней традиции кафедры результаты исследований активно внедряются в учебно-методические пособия для студентов, преподавателей, спортсменов, тренеров и психологов. Свое 50-летие и 100-летие Академии физической культуры
192
им. П. Ф. Лесгафта коллектив кафедры отметил выпуском словаря «Психология спорта в терминах, понятиях и междисциплинарных связях» [23]. Широкое признание получило фундаментальное учебное пособие Н. Б. Стамбуловой «Психология спортивной карьеры» [24]. Автор посвятила книгу 100-летию своего Учителя — А. Ц. Пуни.
Наталья Борисовна Стамбулова в течение многих лет исследовала психологическую специфику спортивной карьеры, анализировала эффективность отечественных и зарубежных технологий психологической помощи спортсмену. На основании результатов собственных научных трудов и работ своих учеников (Н. Л. Ильиной, Е. Е. Хвацкой и др.) по данной проблематике она разработала систему психологического сопровождения спортсмена на разных этапах спортивной карьеры. В целом по психологии спорта и физического воспитания Н. Б. Стамбу-лова опубликовала более 100 работ, причем не только на русском, но и на английском языке, что способствовало популяризации отечественной психологии спорта за рубежом. Доктор психологических наук, профессор Н. Б. Стамбулова с 1995 по 1999 г. занимала должность члена Директората Европейской федерации психологии спорта (ФЕПСАК) и была заместителем главного редактора Европейского ежегодника по психологии спорта. С 2001 г. Н. Б. Стамбулова — член Директората Всемирной федерации спортивной психологии (ИССП), а с 2009 г. — вице-президент ИССП.
Руководившие кафедрой в 1990-е и 2000-е годы И. П. Волков и А. Н. Николаев сделали очень много в плане реорганизации учебного процесса, научно-исследовательской и издательской деятельности в соответствии с новыми требованиями времени.
Игорь Павлович Волков опубликовал насущно необходимые для подготовки спортивных психологов хрестоматии [25-26], а также «Практикум по спортивной психологии» [27]. Научные интересы И. П. Волкова сначала были связаны с проблемами социальной психологии и психологии руководителя, а позднее с вопросами акмеологии, валеологии и с идеями мобилизации резервных возможностей человека методами психобиоэнергетики и парапсихологии [28-30].
В 1995 г. под руководством И. П. Волкова основана Балтийская педагогическая академия (БПА), и с этого времени он успешно совмещает обязанности президента академии и главного редактора журнала «Вестник Балтийской педагогической академии». Благодаря своей активной научной и организаторской деятельности И. П. Волков избирается действительным членом Международной академии психологических наук (1995) и Санкт-Петербургской академии акмеологических наук (2000). В 2002 г. ему присваивается звание Заслуженного деятеля науки России. В своей потрясающе интенсивной профессиональной деятельности И. П. Волков всегда успевал находить время для работы с начинающими коллегами. Под его руководством защищено 35 кандидатских и 7 докторских диссертаций по психологическим наукам.
Алексей Николаевич Николаев организовал издание и многие годы редактировал сборник научных трудов «Психологические основы педагогической деятельности». Возможность публикации в данном сборнике имела большое значение не только для аспирантов и преподавателей Университета им. П. Ф. Лесгафта, но и для представителей других учебных заведений Санкт-Петербурга и России. Научные интересы А. Н. Николаева связаны с психологией деятельности тренера, им опубликована монография «Психология тренера в детско-юношеском спорте» [31] и другие работы.
193
С 2012 г. и по настоящее время кафедру психологии им. А. Ц. Пуни возглавляет доктор медицинских наук, доцент Юлия Кимовна Родыгина. По ее инициативе на кафедре открылась новая образовательная программа «Психология спорта» по направлению «Психолого-педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура).
Научно-методическая работа кафедры им. А. Ц. Пуни отражена в учебных пособиях, посвященных различным сферам психологии спорта и физической культуры [32-36], а вышедшее под редакцией Н. Б. Стамбуловой учебное пособие «Образование и здоровый образ жизни» [37] было признано лучшим на первом Всероссийском конкурсе воспитательных систем (2001).
Впечатляют итоги работы кафедры им. А. Ц. Пуни: с 1946 по 2015 г. ее сотрудниками опубликовано более трех тысяч работ, в том числе около 70 монографий, на кафедре защищено более 200 кандидатских и 15 докторских диссертаций. Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации доверяет кафедре проводить независимые экспертизы учебников и учебных пособий в области физкультурного образования.
Еще одним центром психологии спорта в Санкт-Петербурге является специализация «Психология спорта и физической активности» на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (рис. 5). Восстановленная в 1997 г., специализация функционирует на кафедре общей психологии СПбГУ Силами сотрудников специализации реализовывалась подготовка спортивных психологов: специалистов (1997-2005) и магистров программы «Психология спорта и активного отдыха» (2006-2011). В настоящее время осуществляется подготовка специалистов по психологии спорта в рамках программы «Клиническая психология».
Более 25 лет специализацией руководил доцент В. К. Сафонов. С 2010 г. руководителем специализации является доцент А. Е. Ловягина. Небольшой и дружный коллектив спортивных психологов СПбГУ ведет научные исследования в следующих областях:
— когнитивные процессы в спортивной деятельности;
— саморегуляция психических состояний в спортивно значимых ситуациях;
— самооценка спортивных способностей и уверенность спортсмена;
— отношение спортсмена к психологической помощи;
— психологические аспекты культуры здоровья;
— поведение зрителей, болельщиков, фанатов.
Рис. 5. Выпускники и преподаватели специализации «Психология спорта» 2005 г.
194
В 2011-2013 гг. сотрудники факультета психологии СПбГУ совместно со специалистами Научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации (г. Сочи) проводили научные исследования и оказывали психологическую помощь спортсменам резерва сборных команд России по зимним олимпийским видам спорта. В 2013-2015 гг. психологи СПбГУ читали лекции и разрабатывали рекомендации для тренеров Континентальной хоккейной лиги.
Сотрудниками специализации «Психология спорта и физической активности» опубликованы учебные и учебно-методические пособия как по курсам психологии спорта, так и по другим психологическим дисциплинам [38-45]. Кроме того, сотрудники специализации регулярно входят в состав авторских коллективов факультета психологии СПбГУ, работающих над созданием учебников и методических пособий. Так, В. К. Сафонов и Г. Б. Суворов принимали участие в разработке учебников «Психология» (1998; 2004), Н. Л. Ильина написала главы для учебных пособий «Практикум по психологии здоровья» (2005) и «Психология здоровья личности» (2011).
Говоря о психологии спорта в Санкт-Петербурге, нельзя не упомянуть деятельность известного отечественного психолога Е. П. Ильина (рис. 6). Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, является основоположником научной школы в области общей и дифференциальной психофизиологии трудовой и спортивной деятельности. При его активном участии в 1980-е годы было создано новое направление психологии спорта — психология физического воспитания. Научные интересы Е. П. Ильина обширны и разноплановы: психология воли, эмоции, мотивы, психическое состояние, общение и др. Трудно даже назвать тему, по которой у Е. П. Ильина не было бы публикаций. Из-под его пера каждый год выходят получающие широкое признание учебные пособия ([4649] и др.). Во всех своих работах Е. П. Ильин затрагивает вопросы психологии физической культуры и спорта, проявляя себя как специалист высочайшего уровня. Е. П. Ильин активно занимается и педагогической деятельностью: им подготовлено 45 кандидатов наук. За успехи в преподавательской и научной работе Е. П. Ильин награжден знаком «Отличник просвещения СССР», неоднократно отмечен грамотами и благодарностями Министерства просвещения СССР. В 2002 г. Е. П. Ильину было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
В период 1990-2015 гг. психология спорта в Санкт-Петербурге продолжает развиваться и как научная дисциплина, и как прикладная сфера. Научные исследования и методические разработки по актуальным проблемам психологии спорта, физического воспитания, двигательной рекреации и реабилитации ведутся в НГУ им. П. Ф. Лесгафта, СПбГУ и РГПУ им. А. И. Герцена. В НГУ им. П. Ф. Лесгафта и СПбГУ осуществляется подготовка будущих специалистов, магистров и аспирантов.
Сплав хорошей теоретической подготовки и практического опыта расценивается как залог успеха психолога, работающего в сфере спорта и физической
Рис. 6. Е.П. Ильин
195
культуры. Поэтому многие спортивные психологи параллельно с научной и преподавательской деятельностью занимаются практической работой: консультируют тренеров, оказывают психологическую помощь спортсменам и т. п. Некоторые специалисты сотрудничают с Агентством спортивной психологии (АСП), проводят диагностические обследования, тренинги личностного роста и др.
Работающие в сфере спорта и физической культуры психологи Санкт-Петербурга поддерживают профессиональные контакты, принимают участие в научных конференциях, организуют совместные семинары для студентов и аспирантов. Особенно популярным является обсуждение проблем психологии спорта в формате круглого стола, ежегодно проводящегося в рамках конференции «Анань-евские чтения» в СПбГУ.
Для спортивных психологов Санкт-Петербурга характерны отношения сотрудничества и взаимопомощи, благодаря которым успешно решаются образовательные, научные и методические задачи и поддерживается высокий авторитет ле-ниградской—петербургской научной школы психологии спорта как в России, так и за ее пределами.
Заключение. В городе на Неве психология спорта зародилась как научная и педагогическая дисциплина. С накоплением знаний о психологических особенностях спортивной деятельности психологи стали оказывать помощь спортсменам и тренерам: диагностировать спортивно важные качества, давать рекомендации по вопросам спортивного отбора и индивидуализации спортивной подготовки; проводить занятия по совершенствованию навыков саморегуляции, тренинги повышения эффектиности взаимодействия и др. В 1950-1970-е годы в центре внимания спортивных психологов был только спорт. В последующие годы предмет психологии спорта постоянно расширялся: в орбиту психологических исследований вошли физическое воспитание, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура, активный отдых.
Ленинградские и петербургские психологи создали немало концепций, открыли ряд феноменов и выдвинули интересные идеи, обогатившие психологическую науку. К числу основных научных достижений ленинградской—петербургской школы психологии спорта относятся исследования и разработки в следующих областях:
• общие и специфические для вида спорта психологические факторы спортивной деятельности;
• специализированные восприятия движений («спортивные чувства»: чувство воды у пловца, чувство мяча у футболиста и т. п.);
• полифункциональность-полимодальность представления движений, обоснование тренирующей функции представления движений в процессе идеомоторной тренировки;
• осознавание—неосознавание на различных этапах формирования двигательного навыка;
• двигательные установки: на максималицию (экономизацию) темпа, усилий и др.;
• факторы, повышающие эффективность запоминания движений;
• детерминанты и механизмы антиципации действий соперника;
• эффект минимизации незначимых двигательных функций в процессе повышения тренированности;
196
• волевые усилия и формирование волевых качеств в спортивно значимых ситуациях;
• психические состояния спортсмена на соревнованиях и тренировках;
• подготовленность спортсмена и его психическая готовность к старту;
• профессиональный отбор в спорте;
• карьера спортсмена: этапы, кризисы, виды;
• мотивы, тревожность и агрессия в спортивной деятельности;
• онтопсихологический подход: развитие спортсмена как личности.
В настоящее время спортивные психологи Санкт-Петербурга продолжают научные поиски в сфере психологического сопровождения в детско-юношеском и профессиональном спорте, изучают психологические аспекты адаптивной физической культуры, активного отдыха и других сфер физкультурно-оздоровительной деятельности. Также ведутся исследования психологии болельщиков и судей, психологических факторов менеджмента и рекламы в сфере спорта и физической культуры. Сочетание научных традиций, практического опыта и новых методологических подходов позволяет питерским специалистам не только сохранять, но и приумножать достижения ленинградской—петербургской школы психологии спорта.
Литература
1. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1959. 307 с.
2. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1969. 82 с.
3. Пуни А. Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте. Л.: ГДОИФК, 1973. 168 с.
4. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л.: ГДОИФК, 1977. 244 с.
5. Пуни А. Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л.: ГДОИФК, 1979. 106 с.
6. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта: лекция для слушателей факультета повышения квалификации. М.: ГЦОЛИФК, 1980. 28 с.
7. Проблемы психологии спорта: сб. науч. тр. / под ред. Д. Я. Богдановой, Ю. Я. Киселева. Л.: ГДОИФК, 1970. 118 с.
8. Пуни А. Ц. Практические занятия по психологии: учеб. пособие для институтов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1977. 114 с.
9. Пуни А. Ц., Сурков Е. Н. Психология: учебник для техникумов физической культуры. M.: Физкультура и спорт, 1984. 255 с.
10. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ИФК / под ред. Т. Т. Джам-гарова, А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. 143 с.
11. Отбор и подготовка квалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям: сб. науч. трудов / под ред. В. А. Булкина. Л.: ЛНИИФК, 1975. 178 с.
12. Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов: сб. науч. трудов / под ред. В. А. Булкина. Л.: ЛНИИФК, 1977. 168 с.
13. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов: сб. науч. трудов / под ред. П. В. Бундзена, Ю. Я. Киселёва. Л.: ЛНИИФК, 1989. 173 с.
14. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Советский спорт, 2006. 296 с.
15. Киселёв Ю. Я. Победи! Размышления и советы спортивного психолога. М.: Советский спорт, 2002. 326 с.
16. Киселёв Ю. Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 297 с.
17. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. 208 с.
18. Hanin Y. L. Emotions in sport. Champaign, Illinois: Human Kinetics, 1999. 408 p.
197
19. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей по психологии спорта / под. ред. Ю. Л. Ханина. М.: Физкультура и спорт, 1983. 287 с.
20. Яковлев Б. П. Психическая нагрузка в спорте: теоретические и практические аспекты. Великие Луки: ВЛГИФК, 2002. 194 с.
21. Яковлев Б. П. Основы психологии спорта: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2010. 208 с.
22. Яковлев Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2014. 312 с.
23. Психология спорта в терминах, понятиях и междисциплинарных связях: словарь-справочник / сост. Е. Н. Сурков; под общ. ред. В. У Агеевца. СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. 451 с.
24. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие. СПб.: Центр карьеры, 1999. 368 с.
25. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
26. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / под ред. И. П. Волкова, Н. С. Цикуновой. СПб.: Питер, 2005. 421 с.
27. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 285 с.
28. Волков И. П. Спортивная психология и акмеология спорта. СПб.: Изд-во БПА, 2001. 187 с.
29. Волков И. П. Тело и психика человека в их единстве и противоположности. СПб.: Изд-во БПА, 2002. 296 с.
30. Волков И. П. Восприятие и самоконтроль чувства времени в спортивной деятельности. Опыт психологического исследования. СПб.: Изд-во БПА, 2014. 296 с.
31. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте. СПб.: СПб ГАППО, 2004. 342 с.
32. Богданова Д. Я. Занимательная психология спорта. М.: Физкультура и спорт, 1993. 240 с.
33. Серова Л. К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 116 с.
34. Андреев В. В., Петров С. И., Апойко Р. Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов: психологический аспект. СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2015. 160 с.
35. Серова Л. К. Профессиональный отбор в спорте. М.: Человек, 2011. 160 с.
36. Станиславская И. Г., Малкина-Пых И. Г. Психология. Основные отрасли: учеб. пособие. М.: Человек, 2013. 322 с.
37. Образование и здоровый образ жизни (опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе № 588 Колпинского района г. Санкт-Петербурга): учебно-метод. пособие / под ред. Н. Б. Стамбуловой. СПб.: Центр карьеры, 2000. 144 с.
38. Ильина Н. Л. Коррекция психических функций средствами физической культуры. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 58 с.
39. Тихвинская Е. О. Психология переживания в спорте. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 45 с.
40. Волков Д. Н. Психология и педагогика спорта. СПб.: ВГТУ, 2008. 146 с.
41. Ловягина А. Е. Психическое состояние человека. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. 120 с.
42. Ловягина А. Е. Психология спорта: метод. рекомендации по изучению курса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 24 с.
43. Волков Д. Н. Математические методы в психологии. Практикум со сборником задач. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 75 с.
44. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 159 с.
45. Сафонов В. К. Психология в спорте: теория и практика. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 232 с.
46. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
47. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2011. 368 с.
48. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 698 с.
49. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
References
1. Puni A. Ts. Ocherki psikhologii sporta [Essays sports psychology]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1959. 307 p.
2. Puni A. Ts. Psikhologicheskaia podgotovka k sorevnovaniiu v sporte [Psychological preparation for competition in the sport]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1969. 82 p.
198
3. Puni A. Ts. Nekotorye psikhologicheskie voprosy gotovnosti k sorevnovaniiam v sporte [Some psychological questions of readiness to compete in the sport]. Leningrad, GDOIFK, 1973. 168 p.
4. Puni A. Ts. Psikhologicheskie osnovy volevoi podgotovki v sporte [Psychological foundations of a strong-willed preparation in sport]. Leningrad, GDOIFK, 1977. 244 p.
5. Puni A. Ts. Protsess i sistema zven'evpsikhologicheskoipodgotovki k sorevnovaniiam v sporte [Process and the system links the psychological preparation for competitions in the sport]. Leningrad, GDOIFK, 1979. 106 p.
6. Puni A. Ts. Problema lichnosti v psikhologii sporta: lektsiia dlia slushatelei fakul'teta povysheniia kvalifikatsii [Problem of personality in sports psychology: a lecture for the students of faculty training]. Moscow, GTsOLIFK, 1980. 28 p.
7. Problemy psikhologii sporta: sb. nauch. tr. [Problems of Sport Psychology: Sat. scientific. tr.]. Ed. by D. Ia. Bogdanova, Iu. Ia. Kiselev. Leningrad, GDOIFK, 1970. 118 p.
8. Puni A. Ts. Prakticheskie zaniatiia po psikhologii: ucheb. posobie dlia institutov fizicheskoi kul'tury [Trainingin Psychology: Textbook. manual for institutes of physical culture]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1977. 114 p.
9. Puni A. Ts., Surkov E. N. Psikhologiia: uchebnik dlia tekhnikumov fizicheskoi kul'tury [Psychology: A Textbook for College of Physical Education]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1984. 255 p.
10. Psikhologiia fizicheskogo vospitaniia i sporta: ucheb. posobie dlia IFK [Psychology of physical education and sports studies. Manual for IFC]. Eds T. T. Dzhamgarov, A. Ts. Puni. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1979. 143 p.
11. Otbor i podgotovka kvalifitsirovannykh sportsmenov k otvetstvennym sorevnovaniiam: sb. nauch. trudov [Selection and training of qualified athletes for responsible competitions: Sat. scientific. Proceedings]. Ed. by V. A. Bulkin. Leningrad, LNIIFK, 1975. 178 p.
12. Psikhologicheskie problemy predsorevnovatelnoi podgotovki kvalifitsirovannykh sportsmenov: sb. nauch. trudov [Psychological problems of precompetitive preparation of the qualified sportsmen: Sat. scientific. Proceedings]. Ed. by V. A. Bulkin. Leningrad, LNIIFK, 1977. 168 p.
13. Diagnostika i korrektsiia psikhicheskikh sostoianii u sportsmenov: sb. nauch. trudov [Diagnostics and correction of mental states in athletes: Sat. scientific. Proceedings]. Eds P. V. Bundzen, Iu. Ia. Kiselev. Leningrad, LNIIFK, 1989. 173 p.
14. Gorbunov G. D. Psikhopedagogika sporta. 2-e izd., pererab. i dop. [Psychopedagogy of sports: study guide. 2nd ed., Rev. and add.]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2006. 296 p.
15. Kiselev Iu. Ia. Pobedi! Razmyshleniia i sovety sportivnogo psikhologa [Win! Reflections and tips of sports psychologist]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2002. 326 p.
16. Kiselev Iu. I a. Psikhicheskaia gotovnost' sportsmena: puti i sredstva dostizheniia: ucheb. posobie [Mental readiness athlete: ways and means to achieve: Proc. allowance]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2009. 297 p.
17. Khanin Iu. L. Psikhologiia obshcheniia v sporte [Psychology of communication in sports]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1980. 208 p.
18. Hanin Y. L. Emotions in sport. Champaign, Illinois, Human Kinetics, 1999. 408 p.
19. Stress i trevoga v sporte: Mezhdunarodnyi sbornik nauchnykh statei po psikhologii sporta [Stress and anxiety in sport: The international collection of scientific articles on sport psychology]. Ed. by Iu. L. Khanin. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1983. 287 p.
20. Iakovlev B. P. Psikhicheskaia nagruzka v sporte: teoreticheskie i prakticheskie aspekty [Mental load in sports: theoretical and practical aspects]. Velikie Luki, VLGIFK, 2002. 194 p.
21. Iakovlev B. P. Osnovy psikhologii sporta: ucheb. posobie [Fundamentals of Sport Psychology: Textbook. allowance]. M.: Sovetskii sport Publ., 2010. 208 p.
22. Iakovlev B. P. Motivatsiia i emotsii v sportivnoi deiatel'nosti: ucheb. posobie [Motivation and emotion in sport: Textbook. allowance]. Moscow, Sovetskii sport, 2014. 312 p.
23. Psikhologiia sporta v terminakh, poniatiiakh i mezhdistsiplinarnykh sviaziakh: slovar'-spravochnik [The Psychology of sport in terms, concepts and interdisciplinary links: Glossary]. Comp. E. N. Surkov; Ed. by V. U. Ageevets. St. Petersburg, GAFK im. P. F. Lesgafta, 1996. 451 p.
24. Stambulova N. B. Psikhologiia sportivnoi kar'ery: ucheb. posobie [Psychology sports career: studies. allowance]. St. Petersburg, Tsentr kar'ery, 1999. 368 p.
25. Sportivnaia psikhologiia v trudakh otechestvennykh spetsialistov [Sport psychology in the works of Russian specialists]. Comp. and Society. Ed. I. P. Volkov. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 384 p.
26. Sportivnaia psikhologiia v trudakh zarubezhnykh spetsialistov: khrestomatiia [Sport Psychology in the work of foreign experts: a reader]. Eds I. P. Volkova, N. S. Tsikunovs. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 421 p.
199
27. Praktikum po sportivnoi psikhologii [Workshop on sports psychology]. Ed. by I. P. Volkov. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 285 p.
28. Volkov I. P. Sportivnaia psikhologiia i akmeologiia sporta [Sports Psychology and Sports Acmeology]. St. Petersburg, Izd-vo BPA, 2001. 187 p.
29. Volkov I. P. Telo i psikhika cheloveka v ikh edinstve i protivopolozhnosti [The body and the human psyche in their unity and opposites]. St. Petersburg, Izd-vo BPA, 2002. 296 p.
30. Volkov I. P. Vospriiatie i samokontrol' chuvstva vremeni v sportivnoi deiatelnosti. Opyt psikholog-icheskogo issledovaniia [The perception and self-control sense of time in sports activities. The experience of psychological research]. St. Petersburg, Izd-vo BPA, 2014. 296 p.
31. Nikolaev A. N. Psikhologiia trenera v detsko-iunosheskom sporte [Psychology coach in youth sport]. St. Petersburg, SPb GAPPO, 2004. 342 p.
32. Bogdanova D. Ia. Zanimatelnaia psikhologiia sporta [Interesting sports psychology]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1993. 240 p.
33. Serova L. K. Psikhologiia lichnosti sportsmena: ucheb. posobie [Psychology of individual athlete: Proc. allowance]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2007. 116 p.
34. Andreev V. V., Petrov S. I., Apoiko R. N. Podgotovka vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov: psikhologicheskii aspekt [Preparation of highly skilled athletes: the psychological aspect]. St. Petersburg, Izd-vo NGU im. P. F. Lesgafta, 2015. 160 p.
35. Serova L. K. Professional'nyi otbor v sporte [Professional selection in sport]. Moscow, Chelovek, 2011. 160 p.
36. Stanislavskaia I. G., Malkina-Pykh I. G. Psikhologiia. Osnovnye otrasli: ucheb. posobie [Psychology. Main industries: Proc. allowance]. Moscow, Chelovek Publ., 2013. 322 p.
37. Obrazovanie i zdorovyi obrazzhizni (Opyt valeologicheskogo soprovozhdeniia uchebno-vospitatel'nogo protsessa v shkole № 588 Kolpinskogo raiona g. Sankt-Peterburga): uchebno-metod. posobie [Education and a healthy lifestyle (Experience valeologys support the educational process in the school N 588 Kolpino district of St. Petersburg): teaching method. manual]. Ed. by N. B. Stambulova. St. Petersburg, Tsentr kar'ery, 2000. 144 p.
38. Il'ina N. L. Korrektsiia psikhicheskikh funktsii sredstvami fizicheskoi kul'tury [Correction of mental functions by means of physical culture]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2006. 58 p.
39. Tikhvinskaia E. O. Psikhologiia perezhivaniia v sporte [Life experiences in sport]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2007. 45 p.
40. Volkov D. N. Psikhologiia i pedagogika sporta [Sports Psychology and Pedagogy]. St. Petersburg, VGTU, 2008. 146 p.
41. Loviagina A. E. Psikhicheskoe sostoianie cheloveka [Psychic state of a person]. St. Petersburg, St.-Pe-tersburg Univ. Press, 2014. 120 p.
42. Loviagina A. E. Psikhologiia sporta: metod. rekomendatsii po izucheniiu kursa [Sports Psychology: Method. recommendations for the study of the course]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2009. 24 p.
43. Volkov D. N. Matematicheskie metody v psikhologii. Praktikum so sbornikom zadach [Mathematical methods in psychology. Workshop with a collection of tasks]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2013. 75 p.
44. Safonov V. K. Agressiia vsporte [Aggression in sport]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2003. 159 p.
45. Safonov V. K. Psikhologiia v sporte: teoriia i praktika [Psychology in sport: Theory and Practice]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2013. 232 p.
46. Il'in E. P. Psikhologiia sporta [Psychology of sport]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 352 p.
47. Il'in E. P. Psikhologiia voli [Psychology of the will]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 368 p.
48. Il'in E. P. Psikhologiia individual nykh razlichii [Psychology of individual differences] [Psychophysiology of human states]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011. 698 p.
49. Il'in E. P. Psikhofiziologiia sostoianii cheloveka [Psychology of individual differences]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 416 p.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2015 г.
200