Научная статья на тему 'К вопросу спортивного отбора в комплексных видах спорта (на примере летнего полиатлона)'

К вопросу спортивного отбора в комплексных видах спорта (на примере летнего полиатлона) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2464
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОБОРЬЕ / СПОРТИВНЫЙ ОТБОР / ВЕДУЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛЕТНИЙ ПОЛИАТЛОН / MULTIATHLON / SPORT SELECTION / LEADING SPORT QUALITIES / SUMMER POLYATHLON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самсонов Михаил Михайлович

Комплексные виды спорта отличаются многоаспектностью спортивной подготовки; сложность спортивного отбора в многоборьях состоит в том, что необходимо выделить основные ведущие качества юного спортсмена для достижения высокого спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Самсонов Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON QUESTION ABOUT SELECTION IN COMPOSITE TYPES OF SPORTS (ON EXAMPLE OF SUMMER POLYATHLON)

The composite types of sports differ in multidimensionality of training; the difficulty in sport selection in multiathlon consists of the necessity to mark out the young sportsman's leading qualities to achieve a high sport result.

Текст научной работы на тему «К вопросу спортивного отбора в комплексных видах спорта (на примере летнего полиатлона)»

УДК 796.42.093.61

К ВОПРОСУ СПОРТИВНОГО ОТБОРА В КОМПЛЕКСНЫХ ВИДАХ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕТНЕГО ПОЛИАТЛОНА)

© Михаил Михайлович САМСОНОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]

Комплексные виды спорта отличаются многоаспектностью спортивной подготовки; сложность спортивного отбора в многоборьях состоит в том, что необходимо выделить основные ведущие качества юного спортсмена для достижения высокого спортивного результата.

Ключевые слова: многоборье; спортивный отбор; ведущие физические качества; летний полиатлон.

Эффективность подготовки высококвалифицированных спортсменов и рост результатов в спорте, в первую очередь, зависят от качества организации и методики тренировочного процесса, уровня технического оснащения, своевременной и эффективной реабилитации спортсменов, от массовости спорта и правильности организации спортивного отбора. Качество спортивного отбора и ориентации во многом обусловлено талантом тренера-педагога, его опытом и интуицией. Спортивный отбор исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности [1, 2].

Под спортивным отбором В.П. Филин понимает систему организационно-методических мероприятий комплексного характера, включающих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей, подростков, девушек и юношей для специализации в определенном виде спорта. Основная задача спортивного отбора состоит

во всестороннем изучении и выявлении задатков и способностей, в наибольшей мере соответствующих требованиям того или иного вида спорта [3].

В.М. Волков считает, что спортивный отбор - это многоэтапная система организационно-методических мероприятий, включающая педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, на основе которых выявляются задатки и способности детей и подростков для реализации специальной направленности учебно-тренировочного процесса [2].

В.М. Волков, В.П. Филин различают три основных разновидности спортивного отбора:

1) отбор и спортивная ориентация желающих заниматься спортом;

2) отбор для комплектования сборных команд различного уровня;

3) отбор в сборные команды для участия в соревнованиях.

Существование большого многообразия видов спорта расширяет возможность индивидуума достичь мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое прояв-

ление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному виду спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Мало предпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными и обеспечат высокую результативность в другом. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов спорта исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора [2].

Н.Ж. Булгакова доказывает, что спортивный отбор представляет собой длительный многолетний процесс, задачей которого является дальнейший прогноз спортивных способностей. При прогнозировании результатов рекомендует ориентироваться не только на исходный уровень, но и на темпы прироста спортивного результата. Проблема стабильности тесно связана с наследственностью, т. к. почти все стабильные характеристики находятся под значительным генетическим контролем. Основным методическим требованием для проведения отбора является обязательная комплексная оценка индивида по антропометрическим, педагогическим, врачебно-физиологическим и психологическим показателям [1].

В.Н. Платонов в своих исследованиях показал, что отбор способных детей и подростков тесно связан с выработкой наиболее эффективной методики их подготовки. Оптимизация педагогического воздействия на отдельных этапах многолетней тренировки и всего спортивного пути возможна на основе получения надежного прогноза закономерностей развития физических качеств и функциональных систем. Отбор должен осуществляться в строгом соответствии с задачами подготовки спортсменов на различных этапах совершенствования [4].

По периодизации отбора В.Н. Платонов, В.А. Запорожанов выделяют три основных этапа спортивного отбора:

1) отбор в процессе и после предварительной и начальной подготовки, который заканчивается до наступления пубертатного скачка;

2) отбор после базового этапа подготовки, который заканчивается после пубертатного скачка;

3) отбор на этапе высшего спортивного мастерства.

В.П. Губа считает, что при оценки эффективности спортивного отбора многое зависит от качества тренировочного процесса, который в значительной мере обусловлен степенью учета особенностей морфофункциональных характеристик и двигательных возможностей. Он доказывает, что на специфику морфофункционального состояния спортсмена влияют фенотипические особенности спортсмена (включая выраженность полового диморфизма), фактор биологической зрелости и сама тренировочная программа. Решающим условием для осуществления реального прогноза спортивных достижений является комплексная (качественная и количественная) оценка интегральных характеристик состояний спортсмена, их основных системных свойств [5].

Разработанная система спортивного отбора включает в себя организацию отдельных мероприятий, тесно связанных с этапами многолетней спортивной подготовки:

1) массовый просмотр и тестирование детей с целью ориентации их на занятия спортом;

2) отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования спортивных школ;

3) просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях;

4) отбор для прохождения централизованной подготовки к олимпийским играм и другим крупным международным соревнованиям.

Проблема отбора юных спортсменов должна решаться комплексно, на основе применения ряда методов исследования. При этом педагогические методы исследования позволяют оценить уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе применения медико-биологических методов исследования выявляются морфофункциональные особенности, соматотип юных спортсменов, уровень их физического развития, состояние анализаторных систем организма юного спортсмена, уровень физической подготовленности. С помощью психологических ме-

тодов исследования определяются способности психики юного спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной деятельности, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы исследования позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям [6].

В.П. Филин разделил отбор детей для спортивной деятельности на три этапа.

Основными задачами первого этапа отбора являются привлечение возможно большего числа одаренных в спортивном плане детей и подростков к спортивным занятиям, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки. К показателям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям большинством видов спорта, относятся рост, вес, особенности телосложения ребенка [7].

При этом спортивная практика свидетельствует, что на первом этапе еще невозможно выявить идеальный тип детей, сочетающий морфологические, биомеханические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта.

В течение второго этапе отбора осуществляется углубленная проверка соответствия предварительно отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной тренировке в избранном виде спорта. Тренер изучает возможности занимающихся на основе педагогических наблюдений в процессе спортивной тренировки, контрольных испытаний, соревнований и контрольных прикидок, комплектует учебнотренировочные группы из числа наиболее способных детей и подростков.

Задача второго этапа отбора - определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. На этом этапе проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, соревнования и прикидки, медико-биологические и психологические обследования.

Третий этап отбора (этап спортивной ориентации) - многолетнее систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы для окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. Длительное и тщательное изучение спортсмена повышает надежность определения его специализации. На этом этапе осуществляются педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. В это время окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

А. А. Гужаловский также рассматривает спортивный отбор как многоэтапный процесс и выделяет пять этапов отбора.

Первый этап связан с начальным обучением, его цель - комплектование групп начальной подготовки. В большинстве видов спорта на этом этапе проводится спортивная ориентация. На первом этапе основные задачи отбора связаны с необходимостью отсева тех детей и подростков, состояние здоровья которых имеет противопоказания для специализации в данном виде спорта.

Первый этап отбора осуществляется с 7-8 до 9-10 лет. Его цель - определение способностей детей и подростков к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, координации движений.

Второй этап отбора считают основным. Его цель - формирование учебно-тренировочных групп спортивных школ из числа наиболее способных детей, успешно прошедших этап начальной подготовки. Основной задачей отбора является разносторонняя оценка различных систем организма.

Этап отбора в учебно-тренировочные группы спортивных школ проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки.

Большое значение при отборе детей в детско-юношеские спортивные школы имеет оценка состояния их здоровья.

Третий этап отбора спортивного отбора связан с комплектованием групп спортивного совершенствования СДЮШОР, УОР, ШВСМ. Основной задачей этапа отбора является выделение наиболее перспективных спортсменов. На этом этапе формируются

сборные юношеские и молодежные команды. Существенной стороной отбора на данном этапе является оценка техники.

Четвертый этап отбора имеет цель выделить контингент, у которого можно прогнозировать рост спортивных результатов на уровне международных достижений.

Пятый этап отбора связан с комплектованием сборной команды России по конкретному виду спорта. В целях отбора контингента молодых спортсменов для прохождения централизованной подготовки в составе сборных команд России по конкретному олимпийскому виду спорта проводится просмотровый учебно-тренировочный сбор с обязательным тестированием участников на базе центров олимпийской подготовки.

Анализ структуры спортивной деятельности показывает, что это весьма сложная и многообразная деятельность, поэтому при определении способностей детей и подростков необходимо комплексное изучение всех существенных для данного вида спорта факторов, от которых зависит успешное проявление этой деятельности.

Современный полиатлон - это комплексные спортивные многоборья, целью которых является развитие у занимающихся основных физических качеств (выносливости, силы) и прикладных двигательных навыков. Отличительными особенностями по-лиатлона являются доступность, оздоровительная направленность и возможность заниматься этим видом спорта лицам различного возраста и интересов.

Рассматривая особенности летнего поли-атлона, можно четко определить, что основными физическими качествами спортсменов, которые в наибольшей степени обеспечивают спортивный результат, являются скоростно-силовые и выносливость.

Спортивный отбор в летнем полиатлоне должен осуществляться на основе учета факторов, характеризующих двигательную и физиологическую функции человека, в наибольшей мере обусловливающих успех в избранной спортивной деятельности, т. е. скоростно-силовые способности и выносливость, а также учет спортивного «прошлого» юношей-полиатлонистов. При этом отдельные показатели, характеризующие морфофункциональные особенности, двигательную и психическую функции индивидуума, могут

иметь важное значение при разработке методов прогноза его спортивной пригодности и спортивного результата.

Предложенная нами методика основывается на информативности критериев спортивного отбора на каждом конкретном этапе. При этом основополагающим является комплексный подход к оценке спортивной пригодности [7].

На начальном этапе спортивного отбора основными являются морфофункциональные критерии, т. е. уровень физической подготовленности (развитие физических качеств) и частная конституция (соматотип). При этом темпы развития ведущих физических качеств (скоростно-силовых, выносливость) имеют первостепенное значение при прогнозе перспективности спортсменов на данном этапе только в том случае, если уровень их развития достаточно высок.

На последующем этапе (этапах) упор делается на педагогические критерии спортивного отбора: уровень тренируемости и спортивный результат, например, срок изменения квалификационного диапазона от первого взрослого разряда до кандидата в мастера спорта. При определении перспективности спортсменов на данном этапе необходимо ориентироваться не только на наличие у спортсмена высоких потенциальных физических, физиологических и психологических возможностей, но обязательно иметь в виду способности полиатлониста к мобилизации резервных возможностей, к наиболее эффективной реализации двигательного потенциала в экстремальных условиях - на ответственных спортивных соревнованиях. Можно заключить, что рекордные достижения в летнем полиатлоне требуют не только огромного труда, но и комплекса личностных качеств, помогающих спортсмену достичь высоких результатов в экспериментальных условиях [6].

Заключительный этап спортивного отбора в летнем полиатлоне связан с комплектованием групп высшего спортивного совершенствования. Основной задачей заключительного этапа отбора является выделение наиболее перспективных спортсменов-поли-атлонистов. На этом этапе формируются сборные юношеские и молодежные команды. Перспективность кандидатов в эти команды определяется комплексно, а не только на ос-

нове учета двигательного потенциала. В процессе отбора кандидатов в сборные команды учитываются морфофункциональные признаки, уровень их физической, спортивнотехнической, тактической, психической подготовленности, функциональные возможности организма спортсмена-полиатлониста.

1. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М., 1998.

2. Волков В.М., Филин В.Д. Спортивный отбор. М., 1983.

3. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М., 1987.

4. Платонов В.Н., Запоражанов В.А. Теоретические аспекты отбора в современном спорте // Отбор, контроль и прогнозирование в спортивной тренировке. Киев, 1997.

5. Губа В.П. Конституциональный подход - основа раннего отбора и ориентации в спорте // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докл. международ. конгресса. М., 1998. С. 284-285.

6. Матвеев Л. П. О закономерностях начальной спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 1989. № 1. С. 3236.

7. Самсонов М.М., Антонюк С.Д. Соматотипо-логический подход в прогностической оценке двигательной одаренности юных спортсменов // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. М., 2007. № 8. С. 40-46.

Поступила в редакцию 19.07.2011 г.

UDC 796.42.093.61

ON QUESTION ABOUT SELECTION IN COMPOSITE TYPES OF SPORTS (ON EXAMPLE OF SUMMER PO-LYATHLON)

Mikhail Mikhailovich SAMSONOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Adaptive Physical Culture Department, е-mail: [email protected]

The composite types of sports differ in multidimensionality of training; the difficulty in sport selection in multiathlon consists of the necessity to mark out the young sportsman’s leading qualities to achieve a high sport result.

Key words: multiathlon; sport selection; leading sport qualities; summer polyathlon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.