УДК 727.012
ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА
КОРНИЛОВА АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА
доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры и дизайна, Казахский агротехнический исследовательский университет им. С.Сейфуллина,
Астана, Казахстан
Аннотация. Учебно-воспитательные центры для детей с особыми потребностями играют важную роль в инклюзивном образовании и формировании ребенка. Они предоставляют уникальные условия, адаптированные к особым потребностям детей со сниженными физическими, умственными или психическими возможностями. Со временем такие центры нуждаются в модернизации архитектурных решений, чтобы соответствовать современным стандартам образования и обеспечивать более эффективное и качественное обучение. Цель исследования - разработка научно-обоснованных рекомендаций по архитектурной модернизации учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями, исходя из современных требований к организации лечебно-восстановительного и воспитательно-образовательного процессов.
Данное исследование способствует решению важной социальной проблемы современного казахстанского общества, которая касается создания условий для полноценной жизни особенных детей.
Ключевые слова: архитектура, учебно-воспитательные центры, дети с особыми потребностями, модернизация, принципы
Образование, лечение и воспитание детей с инвалидностью является одной из самых важных подсистем социальной сферы любого государства, определяющей потенциал социального, экономического и культурного развития. С осознанием в мировом сообществе инвалидности не как ущербности, а как особенности тех или иных индивидов, пришло и новое понимание окружающей их социальной и материальной среды. В нашей стране, Республике Казахстан на протяжении многих десятилетий отношение государства к детям с инвалидностью было построено на приоритете «изъятия» их из общества и помещения в закрытые специализированные учреждения. Это привело к «отключению» тысяч маленьких людей от нормальной жизни.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РК, на август 2023 года численность детей с инвалидностью в Казахстане составляет более 180 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Из общего количества детей с инвалидностью в Казахстане 36% — дети с заболеваниями различных органов и нарушениями обмена веществ, 21% - дети с умственными нарушениями, 34% - дети с нарушениями двигательных функций и 9 % - умственно отсталые дети.
В настоящее время существующая среда современных казахстанских городов ставит множество барьеров перед детьми с особыми потребностями, являясь для них агрессивной. В данном случае речь идет не только о социальных барьерах, но и о барьерах материальных, связанных с архитектурной окружающей средой. Ребенок, имеющий группу инвалидности, является полноценным гражданином Республики Казахстан, как каждый гражданин, имеет свои права и обязанности. Дети с особыми потребностями являются самой незащищенной, уязвимой и одновременно самой перспективной группой с точки зрения интеграции в общество. Скрытые ресурсы — это движущая сила социального устройства в отношении детей с инвалидностью, главная цель которой заключается в открытии равных возможностей для всех граждан.
В процессе проведения исследования по указанной тематики была проведена следующая работа
- проанализированы проекты центров и существующих объектов для детей с особыми потребностями в отечественной и зарубежной практике;
- определены этапы становления и развития центров для детей с особыми потребностями;
- выявлены исторические, природно-климатические, социально-экономические, научно-технические факторы, влияющие на формирование центров для детей с особыми потребностями;
- определены наилучшие направления архитектурно-планировочных решении и сформированы основные принципы модернизации существующих центров для детей с особыми потребностями в региональном условиях Северного Казахстане.
Работа проводилась на основе системного структурного метода, в который входили -комплексное изучение и систематизацию текстовых материалов из отечественных изданий архитектурно-строительного, педагогического; медицинского, а также социологического профиля;
-выявлены и проанализированы социальные, правовые, демографические предпосылки проектирования и строительства учебно-воспитательных учреждений для детей с особыми потребностями и прогнозные рекомендации в области лечебной педагогики, медицины, социологии;
-изучены и обобщены современные нормативные документы в области проектирования и строительства учебно-воспитательных учреждений для детей с особыми потребностями.
Анализ теоретических и исторических аспектов развития учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями позволил выявить этапы их становления. При этом выделено пять основных этапа, которые условно названы: «Зарождение», «Приспособление», «Адаптация», «Типизация», «Спад».
Первый этап до 1917 года - «Зарождение». В этот период наблюдается Появление специализированных структур, таких как больничные монастыри. Архитектура больничных комплексов XП-XVП веков следовала основным принципам монастырского строительства, но планировка здания больничной церкви была изменена, чтобы обеспечить более удобную организацию процесса лечения и оздоровления посетителей.
Второй этап (1917-1941 года) - «Приспособление». Постепенно к людям с ограниченными возможностями стали относиться как к неполноценным членам общества, своего рода балласту. Эта идеология проявлялась в установках по изоляции людей с отклонениями в физическом и психическом развитии в специальных интернатах.
Третий этап (1945-1960 года) - «Адаптация». История создания и развития учреждений для детей с особыми потребностями на дому, что позволяет рассмотреть возможность размещения специальной школы-интерната в существующем здании общеобразовательной школы.
Четвертый этап (1960-1990 годы) — «Типизация». Самый продуктивный по созданию специализированных учебных заведений для детей инвалидов, подходом к развитию которых оставалась резервация, лечение и частичная адаптация к обществу. На рассмотренном этапе были разработаны типовые проекты зданий школ и домов-интернатов для детей-инвалидов, архитектурные решения которых носили исключительно технократический функциональный характер.
Пятый этап (1990-2010 годы) — «Спад». С ухудшением экономической ситуации в Республике Казахстан к 2010 году наблюдается спад в строительстве [1].
Рост инвалидности среди детского населения страны заставляет государство в кратчайшие сроки решать проблему нехватки учреждений для детей с особыми потребностями, а это значит, что здания, не приспособленные для нужд детей с ограниченными возможностями - детские сады, школы, коттеджи и др. - вновь становятся
доступными для специализированных учреждений. Объекты, ориентированные не только на образовательный, но и на оздоровительный процесс, не получили дальнейшего развития [2].
В процессе проведения исследования установлено, что на формирование учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями влияют следующий основные факторы: природно-климатические, социально-экономические, научно-технические.
Учет природно-климатических факторов обеспечивает постоянную взаимосвязь природных и климатических элементов, оказывающих значительное влияние на формообразование, выбор конструктивных материалов и внешний облик реабилитационных центров [3].
С целью изучения социальных аспектов, влияющих на проектирование учреждений для детей с особыми потребностями здоровья, в рамках разработки концептуально-теоретической модели формирования учреждений, было проведено анкетирование граждан. Было опрошено 194 респондента. Им была предоставлена анкета для заполнения, с целью уточнения факторов, влияющих на условия проектирования и функционирования учебно-воспитательных центрах для детей с особыми потребностями в городе Астана.
Для обоснования результатов опроса следует учитывать, что среди опрошенных 88% были женщины, 12% мужчин. Возрастной диапазон опрошенных составлял в возрасте 17-25лет -26,5%, в возрасте 26-35 - 17,6%, в возрасте 36-50 - 44,1% и старше 50 лет -11,8%. Респондентам был задан вопрос - подходят ли существующие специализированные центры города Астана для обучения детей с особыми потребностями. На данный вопрос 35% ответили отрицательно, 27% ответили положительно, 38% затруднились дать ответ.
Кроме того, был предложен ряд вопросов - о количестве учреждений в городе, о предоставлении общеобразовательных услуг, качестве образования и об образовании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Среди опрошенных 70% ответили, что в городе достаточно учреждений, 18% ответили отрицательно, 12% затрудняются ответить на этот вопрос. На вопрос о качестве образования, получаемого в специализированных центрах города, 56% ответили, что данные объекты не отвечают соответствующему уровню, 14% опрошенных ответили соответствует, 30% затрудняются дать ответ на этот вопрос.
Респондентам был задан вопрос - соответствуют ли существующие специализированные центры города для обучения детей с особыми потребностями. На данный вопрос - 35% ответили отрицательно, 27% ответили положительно, 38% затруднились дать ответ.
На основание проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
- большинство опрошенных не довольны качеством образовании и количеством учебно-воспитательных центров в городе;
- непонимания со стороны общества мешает полноценному внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных;
- подавляющее число опрошенных высказываются положительно относительно строительства специализированных школ для детей с особыми потребностями;
- большая часть опрошенных указывает наиболее предпочтительное местоположение данного вида учебных учреждений в спальных районах города Астаны.
Учет научно-технических факторов способствует созданию оптимальных условий для обучения, развития и социализации детей, а также обеспечение эффективности и функциональности зданий.
Анализ перечисленных факторов позволил сформировать поэтапную схему построения интеграционной системы учебно-воспитательной центров для детей с особыми потребностями. Интеграционная система — это подход, направленный на объединение различных образовательных методик, тем или дисциплин для создания более комплексного и связанного образовательного опыта для учащихся. При этом предусматривается выделение трех этапов.
На первом этапе в структуре центров предполагается создание универсальных планировочных кабинетов, обеспечивающих вид компенсации с терапевтической и педагогической помощью для всех групп особых детей.
Второй этап заключается в формировании в центрах универсального отделения с медицинской и лечебно-профилактической помощью. Кроме того, в центрах необходимо формировать помещения универсальной планировки с корректирующей (интеграционной) формой.
На третьем этапе предусматривается создание трех видов учреждений: коррекционный центр; медико-социальные центры; центр реабилитации и центр адаптации особенных детей.
Концептуальная схема интеграционной системы учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями, предусматривает реализацию преобразования следующих функций: временное проживание, воспитание, обучение, частично медицинская и педагогическая реабилитация, социальная адаптация. В свою очередь реабилитационные центры замешаются реабилитационно-образовательными центрами, аккумулирующими функции временного проживания, медицинской реабилитация, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации [3].
Тактические направления модернизации учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями заключается в определении принципов модернизации существующих центров для детей с ограниченными возможностями.
Стратегическим направлением является долгосрочная разработка нового типа учреждения: «Реабилитационно-образовательный центр» и «Образовательный центр».
Для реализации тактического направления определены основные требования к архитектурной модернизации, к которым относятся:
- привлечение в помещения - медицинской, педагогической реабилитации и социальной адаптации в связи с появлением новых форм досуга и образовательной деятельности, а также обеспечение условий для социализации особых детей и профессиональной ориентации;
- расширение состава и площади основных помещений с тем, чтобы они отвечали требованиям комплектования групп для детей с особыми потребностями и обеспечивали возможность реализации системы социальной адаптации на различных этапах инклюзивного образования и обучения с учетом нарушений функций их организма;
- расширение штата обслуживающего персонала и административного персонала для проведения консультационных и методических тренингов;
- оптимизация номенклатуры и состава Центра для детей с ограниченными возможностями в контексте меняющихся общих требований к организации медицинских и образовательных процессов.
Архитектурно-планировочное решение учебно-воспитательного центра включает три ключевых компонента: расположение, функциональность и внешний вид. Расположение в основном определяется природными, климатическими и городскими условиями. Природно-климатические условия включают рельеф, почву, растительность, преобладающие ветры, суточные и годовые температурные колебания и др. Городские условия, влияющие на архитектуру зданий, включают архитектуру, структуру и плотность существующей застройки выбранного участка в городе или другом поселении.
С учетом разнообразия природных, климатических и городских условий, а также функционального направления учебно-воспитательного центра предлагается четыре основных подхода его архитектурно-планировочной композиции: единая, соединенная, дробная и разделяющая.
Единая система предполагает объединение основных функциональных блоков в один объем. Тип композиционного объединения формируется из блоков с минимальным набором помещений, и здание может иметь один или два этажа.
Соединенная система предполагает прямое примыкание всех остальных блоков к реабилитационному центру. Это композиционное решение создает сложную форму в плане и ограничения по этажности при объединении основных функциональных блоков.
Дробная система формируется путем разделения основных функциональных блоков, связь между которыми осуществляется через теплые переходы, защищенные от внешних воздействий. Тип композиции наиболее удобен для организации функциональной структуры учебно-воспитательного центра и позволяет провести более глубокую специализацию процессов в соответствии с возрастными особенностями и видами нарушений у особых детей. Дробная композиция подходит для всех региональных условий и является наиболее универсальной для создания учебно-воспитательного центр [4].
На основании проведенного комплексного исследования сформированы следующие выводы и предложения:
1. Анализ современного состояния центров для детей с особыми потребностями на территории Северного Казахстана позволил выявить основные недостатки в их формировании, к которым относятся:
- малое количество реализованных учебно-воспитательных объектов для детей с особыми потребностями с грамотным функциональным зонированием участка центра и помещений, необходимых в лечебно-педагогическом процессе;
-устаревшая система образования и воспитания и соответственно архитектурно-планировочная структура;
-отсутствие рекреационных помещений;
- отсутствие экологической безопасности;
- отсутствие доступного оборудования;
-отсутствие средств (кнопок) вызова персонала в закрытых помещениях.
2. Выявлена цепочка этапов, определяющих возникновение и развитие учреждений для особенных детей.
3. Выявлены факторы, влияющая на формирование учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями.
4. Определены основные направлении архитектурно-планировочной структуры учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями.
5. Установлено, что основной целью архитектурной модернизации учебно-воспитательных комплексов для детей с особыми потребностями является создание барьерно-проходимой среды, которая позволит детям с особыми потребностями свободно перемещаться по зданию и использовать все его возможности.
В целом, архитектурная модернизация учебно-воспитательных центров для детей с особыми потребностями в региональных условиях Северного Казахстана является важным шагом к созданию инклюзивного общества, где каждый ребенок имеет равные возможности для образования и развития.
1. Бациев, В. Реабилитация и образование особого ребенка: от прогрессивных законов к их реализации / В. Бациев [и др.]. — М.: Теревипф. - 2014. - С. 85
2. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий. Магистратура: учебник / А.Л. Гельфонд. — Москва: ИНФРА-М. - 2018.— С.368
3. Стрельникова, Е.Ю. Архитектурно-планировочные решения первых в России школ для детей с умственной отсталостью / Е.Ю. Стрельникова, В.Н. Малюк // Architecture, а Modern Information Technologies. - 2020. - [Электронный ресурс].
4. Хазиахметова, Е. В. Принципы организации архитектурного пространства для детей с ограниченными возможностями // Известия КГАСУ. - 2018. - [Электронный ресурс].
ЛИТЕРАТУРА: