УДК 711.42.424
В.О. Мосин
МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Анализируется существующая сеть учреждений для особых детей г. Саратова и Саратовской области. Рассматривается возможность строительства проектов учреждений, созданных в советский период в городе Саратове. Представлены возможные пути и этапы архитектурноградостроительной модернизации существующих учреждений для особых детей.
Абилитация, адаптация, интеграция, интеграционное пространство, аккомодальная среда.
V.O. Mosin MODERNIZATION OF THE INSTITUTION NETWORK FOR SPECIAL CHILDREN
The given article presents the analysis of existing institution network for special children of Saratov region. The author examines the opportunity of institution projects construction created during the Soviet period in Saratov. The article gives possible ways and stages of architecturally-town-planning modernization of existing institutions for special children.
Abilitation, adaptation, integration, integration space, accommodation environment.
Проблема создания архитектурной среды для детей-инвалидов существует во всем мире. Дети - будущее любой страны. Отношение к детям-инвалидам наиболее точно определяет состояние и уровень развития общества любого государства. С осознанием в мировом сообществе инвалидности не как ущербности, а как особенности того или иного индивидуума, пришло и новое понимание окружающей «особого индивидуума» материальной и социальной среды.
Инвалидность - это не состояние, но процесс ограничения возможностей, процесс, где нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его деятельность [1].
В дальнейшем автором вместо понятия «дети-инвалиды» или «ребенок-инвалид» будет использоваться понятие «особые дети» или «особый ребенок», введенное М. Селигман и Р.Б. Дарлинг [2].
Абилитация (от латинского habilitas - способность) - создание новых
способностей особого ребенка, сопоставимых со способностями здорового ребенка путем медицинских, педагогических и других методов [3].
В данном контексте понятие «абилитация» является более полной по сравнению с понятием «реабилитация» (возвращение способности), поскольку, например, ребенок,
родившийся с теми или иными нарушениями, не возобновляет когда-то утраченные способности, а приобретает.
Адаптация (от латинского аёерйо - достижение) - реализация индивидуумом (особым ребенком) накопленного социального потенциала в данном сообществе [3].
Интеграция (от латинского т1е§гайо - восстановление, восполнение) - процесс, в рамках которого общество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида [3].
Интеграционное пространство - это пространство, представляющее собой совокупность образовательных форм, являющихся по отдельности его подпространствами, внутри которого предусматривается многообразие маршрутов движения для особого
ребенка [3].
Процесс интеграции особого ребенка в общество не может происходить без совокупности процессов абилитации и адаптации.
Автором данной статьи для понимания архитектурно-приспособленной среды для особых детей вводится общее понятие «аккомодальная среда».
Аккомодальная среда (от латинского ассоттоёа1;ш - приспособленный, сообразный, подобающий, пригодный) - это материальная (архитектурная) среда, отвечающая потребностям особых детей.
В настоящее время правильные государственные инициативы, декларируемые Правительством РФ, сталкиваются с множеством препятствий. Во-первых, это связано с социальной инерцией, полученной в наследство от социалистического строя, а во-вторых - с чиновничьими барьерами, которые препятствуют реализации новой социальноправовой системы, обеспечивающей права особых детей. На современном этапе Россия значительно отстает от передовых зарубежных стран в вопросах абилитации и адаптации особых детей. Перед российским обществом остро стоит задача включения в нормальную и по возможности активную жизнь тысяч особых детей.
Автором данной статьи был проведен анализ четырех школ-интернатов, трех домов-интернатов и трех реабилитационных центров для особых детей г. Саратова и Саратовской области по следующим критериям:
1) размещение;
2) организация прилегающих участков;
3) организация внешнего облика и внутреннего пространства здания.
1. Все учреждения расположены в городской черте, четыре из них находятся вблизи оживленных магистралей. Пять из десяти анализируемых учреждений располагаются вдали от озелененных территорий и лесных массивов.
2. Школы-интернаты, дома-интернаты и реабилитационные центры для особых детей г. Саратова и Саратовской области имеют недостаточную площадь прилегающего участка. Характерной чертой всех анализируемых учреждений является отсутствие аккомодальной среды на участках.
3. Все рассматриваемые учреждения размещаются в приспособленных зданиях, построенных для выполнения иных функций. Внешние облики зданий не отражают их назначение. Внутреннее пространство зданий организовано таким образом, что затруднена функциональная взаимосвязь помещений. Ряд необходимых помещений в зданиях школ-интернатов и реабилитационных центров отсутствует, что противоречит требованиям существующей нормативной документации. Здания анализируемых учреждений не имеют аккомодальной среды, способствующей абилитации и адаптации особых детей.
В ходе всестороннего исследования учреждений для особых детей г. Саратова и Саратовской области, проведенного автором данной статьи, был сделан вывод о неспособности существующей системы учреждений обеспечить полную абилитацию и адаптацию особых детей в современных условиях.
Данный вывод не затрагивает работы специалистов, связанных с особыми детьми, а лишь относится к архитектурно-градостроительным аспектам.
Для выявления возможных методов архитектурно-градостроительной модернизации существующей сети учреждений для особых детей, автором был проведен анализ отечественного опыта проектирования и строительства учреждений данного типа.
В Советском Союзе был разработан комплекс проектных работ, связанных с формированием сети учреждений для особых детей. В 80-е годы были созданы проекты школ-интернатов для особых детей, которые отвечали требованиям организации проживания, воспитания и обучения, однако, строительство данных учреждений так и не получило широкого распространения. Во многом это было связано с укомплектованностью школ-интернатов (от 292 до 372 воспитанников) и, как следствие, с крупными размерами здания школы-интерната и прилегающих участков. Общая площадь здания составляла, по заданию на разработку типовых проектов городского назначения, от 4000 до 6500 м , а площадь прилегающего участка от 2 до 2,5 га [4].
Поскольку в 90-е и 2000-е годы проекты специализированных учреждений в России не разрабатывались, автором была проанализирована возможность строительства в настоящее время школ-интернатов для особых детей по проектам, созданным в 80-е годы.
Автором данной статьи были искусственно смоделированы две ситуации на примере города Саратова:
1. Школа-интернат для особых детей открытого типа, где проживают дети-сироты и учатся совместно с детьми из семей.
2. Школа-интернат для особых детей закрытого типа (что предусматривалось проектами советского периода), где проживают и учатся только дети-сироты.
Город Саратов имеет численность населения - 831 тыс. чел., общую площадь -
0,38 тыс. кв. км, в городе проживают 1867 особых детей [5]. Для города Саратова, при укомплектованности школ-интернатов для особых детей (292-372 места), учитывая разделение детей по нозологическим признакам, учреждений данного типа должно быть пять.
1. При размещении школы-интерната открытого типа, в первую очередь учитывается радиус пешеходной доступности, как и для общеобразовательных школ - не более 0,5 км [6]. Следовательно, возникает необходимость размещения всех пяти школ-интернатов в городской черте.
Проведенный автором анализ территорий города Саратова, на предмет возможного размещения участков данного вида учреждения в городской черте, позволил выявить:
- десять участков, учитывая требования, регламентирующие их площадь;
- из них пять соответствуют требованиям доступности данного учреждения;
- из пяти вышеприведенных - один соответствует современным санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к учреждениям данного типа при размещении.
Таким образом, в городской черте г. Саратова возможно размещение одного учреждения данного типа, что является недостаточным.
2. Размещение школы-интерната закрытого типа не регламентируется требованиями доступности, поскольку особые дети воспитываются, учатся и проживают в одном здании. Следовательно, размещение данного вида учреждения возможно за пределами городской черты с учетом санитарно-гигиенических требований. Однако, закрытый тип учреждения исключает возможность создания интеграционного пространства, а также возможность интеграции особых детей в общество. Особый ребенок теряет возможность адаптации к условиям как материальной, так и социальной среды, и, как следствие, по достижении им совершеннолетия исключается (в большинстве случаев) из общественной и трудовой жизни страны.
Существование учреждения закрытого типа нарушает права особых детей и противоречит современному законодательству Российской Федерации [7].
Исходя из необходимости преобразования сложившейся с течением времени существующей системы учреждений для особых детей, автором предлагается архитектурно-градостроительная модернизация на примере г. Саратова и Саратовской области, включающая в себя два этапа - трансформацию и новое строительство (рис. 1).
Трансформация не включает в себя преобразование существующих комплексов домов-интернатов и реабилитационных центров. Дома-интернаты, по факту, остаются учреждениями закрытого типа, что является прямым нарушением прав особых детей и противоречит современному законодательству РФ. Автором также не рассматривается возможность трансформации реабилитационных центров г. Саратова и Саратовской области, поскольку реновация зданий детских садов, в которых располагаются данные учреждения, не возможна без кардинального изменения конструктивной, функциональнопланировочной и объемно-пространственной составляющих.
Трансформация существующих школ-интернатов для особых детей состоит из интерного и экстерного преобразования.
Интерное преобразование заключается во внутренней реновации здания без изменения его габаритов: устройство необходимых помещений путем приспособления части существующих; перепланировка внутреннего пространства для обеспечения рациональных взаимосвязей между помещениями; создание аккомодальной среды; реструктуризация за счет снижения вместимости и введения дополнительной функции.
Экстерное преобразование заключается в формировании дополнительного функционального блока: отдельно стоящее здание; пристройка; вставка; надстройка.
Также предусматривается реновация прилегающих участков: организация
специализированных площадок для адаптации особых детей; создание аккомодальной среды; организация участка в два уровня.
Дом-интернат
О ф
Школа-интернат
О • © о
.0
Дом особого ребенка
О ф •
Семья
О ф е © ©
■ ■ і
Семья
О
Реабилитационный центр
© 9
■ ■ I
Абилитационно-адаптационный центр
3г
Специализированная
школа
•
Специализированные классы при общеобразовательных школах
е ©
Инклюзивная школа
© Ф
Основные выполняемые функции:
О - проживание О - частичное проживание
А - воспитание ^ - частичное воспитание
ф - обучение ф - частичное обучение
ф - адаптация ф - частичная адаптация
ф - абилитация ^ - частичная абилитация
О ООП
Наименование учреждения:
- научно-исследовательские центры для особых детей
- абилитационно-адаптационные центры
- дома “Особого дебенка”
- инклюзивные школы
- инклюзивные детские сады
Характеристики городов:
- крупнейшие более 1000 и крупные 500
- большие 200-500
- средние 200-50 и малые менее 50
- взаимодействие
Схема размещение учреждений для особых детей
Новое строительство предусматривает создание: инклюзивных 1
инклюзивных дошкольных учреждений, домов «особого ребенка», на} _
исследовательских центров для особых детей, абилитационно-адаптационных центров (ААЦ).
отделение культурно-массовых мероприятий
комплекс помещении многофункционального актового зала
комплекс помещений учебно-методического центра
отделение физкультурно-оздоровительных мероприятий
подразделение лечебной физкультуры (ЛФ)
подразделение
термогидротерапии
Административноуправленческое отделение
дирекция
финансовая служба
служоа размещения и хранения _________информации__________
Приємно - консультативное отделение
служба социальной защищенности
приемно-регистрационная
служба
Отделение медицинской абилитации
І*. I
кабинеты врачей специалистов
подразделение нетрадиционных методов лечения
кабинеты физиотерапии
вспомогательная служба
Отделение психологопедагогической абилитации
служба психологической _______абилитации_________
служба педагогической абилитации и адаптации
Отделение социальной адаптации
служба трудотерапии и профориентирования
служба социально-бытовом _________адаптации__________
БЛОК ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
отделение культурно-массовых мероприятий
отделение физ культу рно-оздороаительных _______мероприятий________
БЛОК АБИЛИТАЦИОННО-АДАПТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
отделение медицинекой _______абилитации________
отделение психолого-I педагогической абилитации]
отделение социальной _______адаптации_________
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЛОК
административно-управленческое отделение
приємно - консультативное * отделение
БЛОК ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
учебно-воспитательное ________отделение
отделение дневного пребывания____________
► отделение круглосуточ НОГ0 ________пребывания
отделение круглосуточного ^пребывания «Мать и дитя»!
хозяйственный
БЛОК
отделение организации питания
отделение коммунальнотехнического обеспечения
Отделение круглосуточного пребывания
отделение дошкольников и младших школьников
отделение средних и старших школьников
I
А.
Отделение круглосуточного пребывания «Мать и дитя»
отделение «Малыш»
отделение «Милосердие»
ПРОИЗВОДСТВЕННОТЕХНИЧЕСКИЙ БЛОК
медико-инженерное
отделение
производственное отделение ► трудотерапия и профориентации
отделение транспортной __________службы__________
Медико-инженерное
отделение
служба психологической _______абилитации_________
служба педагогической абилитации и адаптации
- организационная взаимосвязь отделения социальной адаптации
- организационная взаимосвязь отделения психолого-педагогической абилитации
- организационная взаимосвязь отделения медицинской абилитации
функциональные блоки абилитационно-адаптационного центра
функциональная взаимосвязь отделений
Рис. 2. Организационно-функциональная модель абилитационно-адаптационного центра (ААЦ)
Во всех учреждениях предусматривается аккомодальная среда на уровнях: здание; прилегающий участок.
Инклюзивные школы и дошкольные учреждения являются учреждениями для совместного обучения здоровых и особых детей.
Размещение инклюзивных дошкольных учреждений, школ и домов особого ребенка предусматривается в черте города в крупнейших, крупных, больших, средних и малых городах.
Размещение научно-исследовательских центров предусматривается в крупных и крупнейших городах, на базе исследовательских медицинских институтов.
Размещение ААЦ возможно в крупнейших, крупных и больших городах, как в городской черте, так и за ее пределами с учетом санитарно-гигиенических требований.
На основе анализа, проведенного автором данной статьи, социально-правового и медико-педагогического аспектов, отечественного и зарубежного опыта строительства и проектирования учреждений для особых детей, а также анализа существующих нормативных документов, автором дано определение абилитационно-адаптационного центра и сформирована организационно-функциональная модель ААЦ (рис. 2).
Абилитационно-адаптационный центр - это такой вид учреждения для особых детей, деятельность которого основана на принципах частичного коррекционноразвивающего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медикосоциальной помощи особому ребенку, ранней диагностики и коррекций отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы.
Абилитационно-адаптационный центр не является учреждением для постоянного проживания и обучения особых детей, но является учреждением для их абилитации и адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы реабилитации инвалидов: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 1999. 88 с.
2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг. М.: Теревинф, 2007. 368 с.
3. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. М.: Теревинф, 2000. Вып. 3.
С. 5-21.
4. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры / В.К. Степанов. М.: Стройиздат, 1987. 200 с.
5. Социальный паспорт Саратовской области. Социальная защита 2008 г. Саратов, 2009. http:/www.social.saratov gov.ru/
6. Степанов В.И. Организация сети школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов и внешкольных учреждений / В.И. Степанов, Л.Б. Мирчевская. М.: Стройиздат, 1983. 92 с.
7. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». М.: Теревинф, 2007. 112 с.
Мосин Владимир Олегович - Mosin Vladimir Olegovich-
аспирант кафедры «Архитектура» Postgraduate Student of the Department
Саратовского государственного of «Architecture»
технического университета of Saratov State Technical University
Статья поступила в редакцию 14.04.10, принята к опубликованию 30.06.10