УДК 727.012
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
АНДРИШУЛИК ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
магистр, старший преподаватель кафедры архитектуры и дизайна, Казахский агротехнический исследовательский университет им. С. Сейфуллина,
Астана, Казахстан
Аннотация. В условиях роста населения города актуальность организации досуга и образования для детей растет. Недостаток современных учреждений, соответствующих потребностям общества, подчеркивает необходимость исследования этой проблемы.
Дошкольное воспитание ориентировано на формирование личностных качеств и подготовку к школе, создавая основу для интеллектуального, нравственного и физического развития детей.
Целью исследования является разработать теоретическую модель архитектурно-планировочного формирования дошкольных учебно-воспитательных учреждений на основе исторической ретроспективы и анализа современной ситуации.
Ключевые слова: детские центры, региональные особенности, архитектурное решение, учебно-воспитательные учреждения.
В Северном Казахстане более трети молодых семей с детьми сталкиваются с нехваткой дошкольных учреждений. Развитие системы дошкольного обучения признано приоритетом государственной политики, осуществляемой в рамках обязательных стандартов. Дошкольное воспитание ориентировано на формирование личностных качеств и подготовку к школе, создавая основу для интеллектуального, нравственного и физического развития детей.
На современном этапе, в Астане 27 тысяч детей ожидают места в детском саду, но часть детей не успеют попасть в них, так как детские сады часто не соответствуют стандартам и безопасности. Город имеет 261 дошкольное учреждение, включая государственные, ведомственные, частные и мини-центры. При этом многие из них построены по типовым проектам и, часто, не удовлетворяют современным требованиям.
В процессе проведения исследования по данной теме была проведена следующая работа:
- определен доминирующий фактор и приоритетный подход в формировании архитектурно-планировочной структуры дошкольных учебно-воспитательных учреждений;
- разработана концептуально-теоретическая модель формирования архитектурно-планировочной структуры дошкольных учебно-воспитательных учреждений;
- выявлены основные компоненты архитектурно-планировочной структуры;
- проведен анализ и выявлены особенности формирования дошкольных учебно-воспитательных учреждений в региональных условиях;
- разработаны анкеты для опроса жителей с целью уточнения социально-экономических факторов, влияющих на развитие и формирование архитектурно-планировочной структуры дошкольных учреждений;
Выявлено, что современный подход к проектированию дошкольных учреждений в Северном Казахстане предполагает создание безопасных, инклюзивных и многофункциональных пространств, которые включают в себя:
- связь с природой - объединение природных элементов, таких как естественный свет, зеленые насаждения и водные объекты;
- устойчивость и безопасность - использование экологически чистых материалов и технологии и обеспечение безопасности детей;
- социальные и культурные аспекты - достигаются за счет культурного и социального контекста региона, в котором находится учреждение, что включает в себя учет языковых, культурных и религиозных различий в дизайне и функциях здания.
Анализ дошкольных учебно-воспитательных учреждений на территории РК показал, что современный дизайн дошкольных образовательных учреждений на территории Республики Казахстан отражает как мировые архитектурные тенденции, так и уникальные культурные, социальные и климатические особенности региона.
Принимая во внимание изменение климата и повышение экологической осведомленности, многие новые проекты в Северном Казахстане включают принципы устойчивого развития - использование солнечных батарей, энергоэффективных материалов и систем вентиляции, подходящих для суровых природно-климатических особенностей Северного Казахстана.
На современном этапе наблюдается тенденция сохранения национальной идентичности при проектировании детских садов Северного Казахстана. Это проявляется в использовании традиционных казахских орнаментов, в использовании цвета и архитектурных формоообразований [1,2].
Современные дошкольные учреждения Казахстана стремятся быть многофункциональными, предоставляя детям пространство для игры, обучения и творчества. Например, есть детские сады со специализированными помещениями для различных занятий: музыкальными и спортивными залами, научными лабораториями для детей и творческими мастерскими [3].
Внедрение технологий в образовательный процесс также является важной частью деятельности современных дошкольных образовательных учреждений. В Северном Казахстане увеличивается количество детских садов, оснащенных интерактивными досками, развивающими играми и электронными медиаобразовательными материалами.
Так, детский сад «Айголек» в Астане: пример современного учреждения, использующего энергоэффективные технологии и создающего комфортное и обучающее пространство для детей.
Детский сад «Балдаурен» в Астане: характеризуется интеграцией традиционных казахских элементов в дизайн и современным подходом к образовательному процессу.
Пример современных дошкольных образовательных учреждений Северного Казахстана демонстрирует разнообразие подходов и инноваций в сфере архитектуры и образования. От экологических и устойчивых решений до интеграции современных технологий и сохранения национальной идентичности, эти учреждения создают оптимальную среду для целостного развития и обучения детей.
В процессе проведения исследования установлено, что факторами, влияющими на проектирование дошкольных учебно-воспитательных учреждений в региональных условиях Северного Казахстана, являются: природно-климатические, экологические и ландшафтные, социально-экономические, научно-технические факторы.
В целом, проектирование дошкольных учреждений в Северном Казахстане требует комплексного подхода, который объединяет элементы нормативных стандартов, экологической устойчивости, технологических инноваций и дизайна, ориентированного на ребенка. Такой подход обеспечивает создание безопасной, интересной и благоприятной среды для развития и обучения детей дошкольного возраста. Детский сад будущего должен учитывать потребности не только детей, но и родителей, стремиться к обеспечению более тесных связей между семьей, педагогами, наукой и обществом [4]. Важным аспектом при этом является доверительное общение и конструктивный диалог.
Предлагаемая концептуально-теоретическая модель формирования дошкольных учебно-воспитательных учреждений включает следующие основные компоненты:
- состав предметной развивающей среды, что обеспечивает комфортное пребывание детей, предполагает уютную и домашнюю обстановку, место для уединения и
психологической устойчивости, а также состав разновозрастных групп, где дети могут общаться;
- создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации взаимодействия с детьми, что обеспечивается за счет создания гибкого подхода к функциональной организации всего здания, образовательного процесса в нем и обеспечения использования интерактивных методов обучения, а также участия родителей в образовательном процессе;
- образовательные, коррекционные и развивающие пространства должны быть направлены на всестороннее развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, что может быть обеспечено за счет микрозонирования помещений;
- акцент на инклюзивном образовании и участии детей в активных формах обучения и преподавания, учитывающих разнообразие интересов и способностей детей;
- интегрирация родителей в образовательный процесс, способствуя развитию партнерских отношений семьи и дошкольных учреждений и формированию единых образовательных стратегий.
Учет перечисленных компонентов способствует формирования детских садов будущего, ориентированых на создание гармоничной и развивающейся среды, способствующей всестороннему развитию детей и укрепляющей партнерские отношения между семьей и образовательными учреждениями [5].
В результате проведенного исследования:
1. Выявлено, что на современном этапе необходимо создание принудительно новых проектов и строительства дошкольных учреждений различной мощности с учетом природно-климатических, социально-демографических и научно-технических факторов и условий, повышение качества образования и доступности образования для детей из разных регионов, в том числе сельских поселений и отдаленных территорий.
2. Установлено, что при проектировании зданий учебно-воспитательных учреждений и их размещении в черте населенного пункта необходимо учитывать территориально-географические особенности региона строительства при организации системы дошкольного образования.
3. Выявлена необходимость обновления культурно-досуговой деятельности с использованием современных технологий для интеграции людей разных социальных слоев.
4. Отделив программу дошкольного образования от школьной программы, следует использовать инновационные и воспитательные методы обучения, что может быть достигнуто за счет инновационных методов проектирования и строительства.
5. Для всестороннего развития детей наиболее целесообразным является проектирование и строительство масштабно-многофункциональных дошкольных учебно-воспитательных учреждений-центров.
6. Адаптация к меняющимся потребностям подрастающего поколения является ключевой особенностью современных дошкольных учебно-воспитательных учреждений-центров.
7. Уникальные и привлекательные архитектурно-планировочные решения дошкольных учебно-воспитательных учреждений-центров стимулируют творческое развитие детской личности;
8. Архитектурная среда детских дошкольных учебно-воспитательных учреждений-центров должна быть логически организована, четко структурирована и визуально привлекательна.
9. Необходимость создания доступной среды для досуга и развития детей с ограниченными возможностями.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Смирнова, И. И., Михайлов, Е. В. Современные архитектурные решения в дошкольных учреждениях [Текст] / И. И. Смирнова, Е. В. Михайлов // 2020. — С. 213.
2. Иванова, Н. А., Смирнова, Е. С. Факторы, влияющие на развитие дошкольного образования [Текст] / Н. А. Иванова, Е. С. Смирнова // Архитектурно-строительный журнал. — 2016. — С. 241.
3. Петров, А. И., Козлова, О. Н. Социокультурные аспекты формирования дошкольных учебно-воспитательных учреждений [Текст] / А. И. Петров, О. Н. Козлова // Образование и развитие. — 2014. — С. 10.
4. Лебедев, Г. С., Павлов, В. А. Дошкольные учреждения как катализаторы социального и экономического развития регионов [Текст] / Г. С. Лебедев, В. А. Павлов // 2017. — С. 215.
5. Красильникова, О. А. Методология моделирования организационной структуры дошкольных учебно-воспитательных учреждений [Текст] / А. Красильникова // Организация и управление. — 2014. — С. 334.