ственность - безответственность, компетентность или некомпетентность исполнения, креативность - рутинность исполнения. В то же время модель хорошо сформулированного результата способствует проявлению и закреплению положительных показателей данных диад. Чёткая постановка цели оставляет крайне мало шансов для проявления разбросанности и бесцельности исполнителя. Так сенсорное насыщение результата, продукта деятельности позволяет исполнителю проявить заинтересованность и ответственность. Учёт условий реализации цели позволяет почувствовать человеку уверенность и самостоятельность в реализации управленческого решения. А трансляция образа реализации, исполнения определяет рамки креативности и компетентности в деятельности.
Таким образом, данная модель позволяет конструировать, программно задавать те типы исполнительской деятельности, которые обладают высокой эффективностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боденхамер, Б.Г. НЛП-Практик: полный сертификационный курс : учебник магии НЛП / Б.Г. Боденхамер, Л.М. Холл. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 272 с.
2. Вересов, Н.Н. Специфика и особенности управленческой деятельности [Электронный ресурс] / Н.Н. Вересов // Адрес доступа:
http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10066. - Дата обращения 20.10.2013.
3. Журавлёв, А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 1. - С. 6-16.
4. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Мал-кина-Пых. - СПб. : Сова ; М. : ЭКСМО, 2004. - 928 с.
REFERENCES
1. Bodenhamer, B.G. and Holl, L.M., (2003), The complete manual for neurolinguistic programming practitioner certification, “Prime-EVROZNAK”, St. Petersburg.
2. Veresov, N.N. (2010), “The specificity and characteristics of management”, available at: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=10066 (accessed 20 October 2013).
3. Zhuravlev, A.L. (2007), “Socio-psychological analysis of executive activity”, Psychological Journal, Volume 28, № 1, pp. 6-16.
4. Talanov, V.L. and Malkina-Pykh, I.G. (2004), Handbook of Practical Psychology, “Owl”, St. Petersburg, Penguin Books.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2013.
УДК 796.011.7
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И ЦЕННОСТИ СПОРТА В ТЕКСТАХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIX -
НАЧАЛА XX ВЕКА
Татьяна Васильевна Слепцова, старший преподаватель,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается проявление эстетических категорий и ценностей в сфере физической культуры и спорта. Для культурологического анализа выбраны тексты художественных произведений Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Д.В. Григоровича, Л.Н. Андреева, А.С. Грина, сюжетные линии которых связаны с историей отдельных видов спорта, телесно-двигательной активностью и рекреативной практикой. Отношение писателей к спорту как к сложному и противоречивому явлению, воплощающему не только гуманистические ценности, но и негативные сто-
роны, трагические моменты, позволяет обобщить явления в виде эстетических категорий: прекрасное - безобразное; трагическое - комическое; возвышенное, героическое - низменное. Бинарные оппозиции в рамках одного предмета исследования свидетельствует об амбивалентности спорта.
Ключевые слова: спорт, эстетика спорта, эстетические категории, культурологический подход, культурологический анализ текста.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p148-151 ESTHETIC CATEGORIES AND SPORTS VALUES IN TEXTS OF ART WORKS OF THE RUSSIAN CLASSICS OF XIX - THE BEGINNINGS OF THE XX CENTURY
Tatyana Vasiljevna Sleptsova, the senior teacher,
The Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk
Annotation
The article considers the manifestation of esthetic categories - "fine", "sublime", "heroic", "tragic", "comic", "ugly" and values in physical culture and sports sphere. For the culturological analysis the texts of L. Tolstoy, A. Kuprin, D. Grigorovich, L. Andreev, A. Green, intrigue of which is connected with history of separate sports, corporal and motor activity and recreational practice have been chosen. The relation of writers to sports as to the difficult and inconsistent phenomenon reflecting not only the humanistic values, but also the negative sides, the tragic moments, allows generalizing the phenomena in the form of esthetic categories: the fine - ugly; the tragic - comic; sublime, heroic - low. Possibility to allocate binary oppositions within one object of research testifies to ambivalence of sports as sociocultural phenomenon.
Keywords: sports, sports esthetics, esthetic categories, culturological approach, culturological analysis of the text.
Вопрос о проявлении эстетических категорий в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) обусловлен генетической связью феномена ФКиС с искусством. Актуальность исследования подтверждается необходимостью целостного осмысления научных знаний о физической культуре как сложном объекте познания, её позиционированием как важной составляющей культуры общества и личности. Изучение феномена ФКиС в рамках культурологического подхода предполагает привлечение научного потенциала гуманитарных и общественных наук. Однако о необходимости историкокультурологического дискурса говорят немногие авторы (В .И. Столяров, 1997; А.Б. Суник, 2001; В.М. Выдрин, 2003; Ю.М. Николаев, 2007, 2009; Н.Н. Визитей, 2009 и др.). Огромный пласт культурологического знания может быть экстраполирован в теорию физической культуры, что позволит рассмотреть феномен ФКиС в контексте ценностей общей культуры как многоуровневой системы [1].
Цель исследования: Проанализировать отражение эстетических категорий в текстах художественных произведений, сюжетные линии которых связаны с историей отдельных видов спорта, телесно-двигательной активностью и рекреативной практикой.
Один из важных аспектов гуманистической ценности спорта - его связь с миром эстетических категорий. В эстетике спорта рассматриваются проблемы междисциплинарного характера: связь спорта с искусством; проявление эстетических категорий в спорте; анализ чувств и переживаний от занятий физической культурой и спортом и др. (М.Я. Сараф, 1984; В.И. Столяров, 1984; Н.Н. Визитей, 1985; М.М. Лобжанидзе, 1980; Б. Лоу, 1984 и др.). Поскольку мир спорта сложен и многообразен, в нём много моментов, вызывающих как чувства радости, восхищения, признания, уверенности, так и диаметрально противоположных - грусти, разочарования, тревоги, неуверенности и др.
Проявление центральной эстетической категории «прекрасное» в мире физической культуры и спорта не ограничивается внешней красотой: человек прекрасен как всесторонне развитая личность, сочетающая духовное богатство, интеллектуальное развитие и физическое совершенство. Культурологический анализ текстов художественных произведений русских классиков позволяет привести несколько примеров. В рассказе И. А. Бу-
нина «На даче» (1895) представлен образ студента Гриши Примо, который увлекается гимнастикой, плаванием, игрой в крокет и любит вести беседы с «толстовцем» Каменским на «вечные» темы. А.П. Чехов в рассказе «Дом с мезонином» (1896) любуется сёстрами Волчаниновыми, играющими по вечерам в лаун-теннис и крокет с гостями. Для дворянского сословия игра постепенно становится одной из форм проведения респектабельного досуга.
Категория «героическое» отражает концентрацию воли, энергии, усилий, направленных на преодоление обстоятельств, утверждающих общественно значимые цели. Иллюстрируем эту категорию примерами из рассказов Л.Н. Андреева «Полёт» (1914) и А.С Грина «Тяжёлый воздух» (1912). На авиационных конкурсах устанавливались рекорды дальности, скорости, высоты и времени полёта. В рассказе Грина имеет место борьба авиатора Киршина за денежное вознаграждение, несмотря на то, что в прессе часто появлялись сообщения о гибели лётчиков.
В данных произведениях категория «героическое» сопрягается с категорией «трагическое», которая в эстетике понимается как ситуация, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт, сопровождающийся человеческими страданиями. В спортивной борьбе происходят случаи травмирования, гибели спортсменов, поскольку спорт - экстремальный вид деятельности, требующий напряжения сил, мобилизации физических и духовных ресурсов человека. Категория «трагическое» преломляется в произведениях, поднимающих проблемы коммерциализации и профессионализации спорта [2].
Так, в финале рассказа А.И. Куприна «В цирке» (1902) русский борец Арбузов в решающем поединке с американцем Ребером проигрывает сопернику. Атлет вынужден выйти на ринг, несмотря на плохое самочувствие. В конце схватки, под крики публики, слабеющий Арбузов падает, а едва добравшись за кулисы, умирает. Известно, что рассказ основан на реальных событиях, произошедших в одесском цирке.
Изнурительные тренировки юного гимнаста Пети под руководством клоуна Беккера составляют сюжетную канву повести Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (1883). На одном из выступлений, упав с шеста, мальчик получил травму, несовместимую с жизнью.
В XXV главе романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1873-1877) описано состязание офицеров: четырёхвёрстная скачка с препятствиями, проходившая на ипподроме Петербурга, где собрался высший свет столицы, включая царский двор. Из 17 наездников травмы получили более половины - таков итог дня.
Вывод. В текстах художественных произведений отражено многообразие явлений, проявившихся в спорте на этапах генезиса и первоначального развития. В описаниях тренировки, выступлений и поединков спортсменов-профессионалов, где нередки трагические моменты, «прочитывается» авторское отношение к профессиональному спорту. Гуманистические ценности остаются прерогативой любительского (джентельменского) спорта. Возможность выделить бинарные оппозиции в рамках одного предмета исследования (прекрасное - безобразное; трагическое - комическое; возвышенное, героическое -низменное) свидетельствует об амбивалентности спорта как социокультурного явления и расширяет проблемное поле интегративных исследований в рамках культурологического подхода в теории физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Визитей, Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений : философские очерки / Н.Н. Визитей. - М. : Советский спорт, 2009. - 184 с.
2. Слепцова, Т.В. Человек в пространстве спорта (на примере текстов художественных произведений) / Т.В. Слепцова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 79-83.
REFERENCES
1. Vizitya, N.N. (2009), The theory ofphysical culture: to correction of base representations. Philosophical sketches, Soviet sports, Moscow.
2. Sleptsova, T.V. (2010), “An individual in sport space (on the example of art work texts)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 79-83.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2013.
УДК 796.011.3(075)
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Алексей Александрович Сляднев, преподаватель,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, Ставрополь
Аннотация
В период начального школьного образования основным необратимым фактором, осложняющим процесс физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта, является не дефицит логического интеллекта, а недостаточность рациональной мотивации его автономной двигательной активности. Эта недостаточность определяет индифферентность ребенка к смыслоориентированным коррекционным физическим упражнениям. Становление компенсаторной телесно-чувственной мотивации своеобразного ребенка возможно при условии реализации методически выверенного процесса физического воспитания на основе телесно-ориентированного упражнения.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта; телесно-ориентированное физическое упражнение, телесно-чувственная мотивация двигательной активности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p151-154 CORPORAL FOCUSED PHYSICAL EDUCATION OF THE PRIMARY SCHOOL CHILD WITH INTELLIGENCE DISORDER
Alexey Aleksandrovich Slyadnev, the teacher,
Special (correctional) comprehensive school No. 33, Stavropol
Annotation
In the period of the primary school education, the major irreversible factor complicating the process of physical training of the child with intelligence disorder is insufficiency of rational motivation for his autonomous physical activity. This insufficiency defines the indifference of the child to the sense-focused correctional physical exercises. Training of the compensatory sensitive corporal motivation of the peculiar child is possible on the basis of methodologically verified process of P.E. based on the corporal focused exercise.
Keywords: adaptive physical education of the child with intelligence disorder, corporal focused physical exercise, compensatory motivation of physical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Новая социокультурная ситуация, складывающаяся в нашей стране в последнее время, возвращает отечественную теорию физической культуры в русло антропологических идей П. Ф. Лесгафта о психофизической целостности человека, о движении как сен-сомоторном единстве, о человекосозидающей и культурообразующей функциях физического воспитания. Современные парадигмы (развивающей педагогики физической культуры и спорта, социокультурной теории двигательных действий, аксиологии человеческого тела и др.) настойчиво акцентируют духовные начала человека, идентичность его