Научная статья на тему 'Телесно-ориентированное физическое воспитание ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта'

Телесно-ориентированное физическое воспитание ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / ТЕЛЕСНО-ЧУВСТВЕННАЯ МОТИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сляднев Алексей Александрович

В период начального школьного образования основным необратимым фактором, осложняющим процесс физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта, является не дефицит логического интеллекта, а недостаточность рациональной мотивации его автономной двигательной активности. Эта недостаточность определяет индифферентность ребенка к смысло-ориентированным коррекционным физическим упражнениям. Становление компенсаторной телесно-чувственной мотивации своеобразного ребенка возможно при условии реализации методически выверенного процесса физического воспитания на основе телесно-ориентированного упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сляднев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporal focused physical education of the primary school child with intelligence disorder

In the period of the primary school education, the major irreversible factor complicating the process of physical training of the child with intelligence disorder is insufficiency of rational motivation for his autonomous physical activity. This insufficiency defines the indifference of the child to the sense-focused correctional physical exercises. Training of the compensatory sensitive corporal motivation of the peculiar child is possible on the basis of methodologically verified process of P.E. based on the corporal focused exercise.

Текст научной работы на тему «Телесно-ориентированное физическое воспитание ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»

REFERENCES

1. Vizitya, N.N. (2009), The theory ofphysical culture: to correction of base representations. Philosophical sketches, Soviet sports, Moscow.

2. Sleptsova, T.V. (2010), “An individual in sport space (on the example of art work texts)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 79-83.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.10.2013.

УДК 796.011.3(075)

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Алексей Александрович Сляднев, преподаватель,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, Ставрополь

Аннотация

В период начального школьного образования основным необратимым фактором, осложняющим процесс физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта, является не дефицит логического интеллекта, а недостаточность рациональной мотивации его автономной двигательной активности. Эта недостаточность определяет индифферентность ребенка к смыслоориентированным коррекционным физическим упражнениям. Становление компенсаторной телесно-чувственной мотивации своеобразного ребенка возможно при условии реализации методически выверенного процесса физического воспитания на основе телесно-ориентированного упражнения.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта; телесно-ориентированное физическое упражнение, телесно-чувственная мотивация двигательной активности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p151-154 CORPORAL FOCUSED PHYSICAL EDUCATION OF THE PRIMARY SCHOOL CHILD WITH INTELLIGENCE DISORDER

Alexey Aleksandrovich Slyadnev, the teacher,

Special (correctional) comprehensive school No. 33, Stavropol

Annotation

In the period of the primary school education, the major irreversible factor complicating the process of physical training of the child with intelligence disorder is insufficiency of rational motivation for his autonomous physical activity. This insufficiency defines the indifference of the child to the sense-focused correctional physical exercises. Training of the compensatory sensitive corporal motivation of the peculiar child is possible on the basis of methodologically verified process of P.E. based on the corporal focused exercise.

Keywords: adaptive physical education of the child with intelligence disorder, corporal focused physical exercise, compensatory motivation of physical activity.

ВВЕДЕНИЕ

Новая социокультурная ситуация, складывающаяся в нашей стране в последнее время, возвращает отечественную теорию физической культуры в русло антропологических идей П.Ф. Лесгафта о психофизической целостности человека, о движении как сен-сомоторном единстве, о человекосозидающей и культурообразующей функциях физического воспитания. Современные парадигмы (развивающей педагогики физической культуры и спорта, социокультурной теории двигательных действий, аксиологии человеческого тела и др.) настойчиво акцентируют духовные начала человека, идентичность его

самому себе, самоценность окультуренного тела как ядерных характеристик человеческого бытия.

Эта тенденция, приобретающая контуры в теории физической культуры через понятия «телесность» и «телесная пластика» [4, 5], коренным образом смещает целевой педагогический вектор от технологического к ценностно-смысловому измерению [1, С. 7], от формирования навыков культурного (нормативного) поведения и самообслуживания к реализации миссии трансформации качества жизни ребенка, наполнения ее новыми смыслом и содержанием, побуждениями и отношениями, ощущениями и переживаниями.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Адаптивная физическая культура традиционно рассматривается как основное компенсаторное средство физического и личностного развития ребенка с нарушением интеллекта. Однако под влиянием мировоззренческих установок коррекционной педагогики, в рамках теории и практики адаптивного физического воспитания исходными характеристиками ребенка все же является степень его умственной отсталости (коэффициент интеллекта) и уровень моторно-двигательной дефективности («двигательный инфантилизм», «моторная отсталость», «моторная дебильность», «двигательная идиотия»). Это определяет общее видение ребенка как дефективного, а процесса физического воспитания как преимущественно коррекционного. Такой взгляд на ребенка с нарушением интеллекта ориентирует теоретиков на поиск общих закономерностей дефективности моторно-двигательной сферы ребенка, а учителя физической культуры - на поиск отклонений от нормы и на постановку задач, связанных с их коррекцией. Следует признать, что формируемый на основе анализа дефективности перечень специальных задач адаптивного физического воспитания, едва ли, можно признать системным и достаточным, так как количество такого рода дефектов бесконечно и у каждого ребенка набор этих дефектов уникален.

Возможный выход из представленного нами тупика мы находим в контексте антропологических идей П.Ф. Лесгафта о психофизической целостности человека. Эти идеи настойчиво акцентируют идентичность человека самому себе и сегодня реализуются в гуманистическом, телесно-ориентированном видении задач физического воспитания, формируют установку не на поиск признаков дефективности ребенка, а на обнаружение внутренних резервов его целостной природы, на выявление компенсаторных направлений его физического воспитания.

Реализация методов теоретической аргументации и многолетнего включенного педагогического наблюдения за процессом физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта стали основанием, во-первых, для выделения в процессе адаптивного физического воспитания основных, независящих от учителя физической культуры факторов, существенно осложняющих этот процесс. Во-вторых, определить физическое развитие ребенка с нарушением интеллекта не как дефективное, подлежащие коррекции, а как мотивационно своеобразное, требующее специфической педагогической поддержки. В-третьих, доказать недостаточную продуктивность рационально-ориентированного физического упражнения коррекционного характера. И, наконец, сформулировать авторскую системообразующую идею исследования: интенсифицировать темп физического и личностного развития ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта можно, преимущественно, на основе организации специального педагогического процесса адаптированного не столько к его физическим или интеллектуальным возможностям, сколько к мотивационной специфике его двигательной активности.

Эта идея, в сочетании с осмыслением концепции уровней построения двигательных действий Н.А. Бернштейна и его утверждения о возможности не только последова-

тельного перехода в физическом развитии от низшего к высшему (собственно мотивационному), но и компенсаторного скачка при «повреждении» одного или нескольких уровней, стали основанием для постановки задачи поиска эффективного компенсаторномотивационного средства физического воспитания своеобразного ребенка. В качестве такого средства теоретически обосновано и экспериментально верифицировано телесноориентированное упражнение.

Телесно-ориентированное упражнение в контексте нашего исследования - это элементарные двигательные акты, двигательные действия и двигательные комплексы, системно выполняемые ребенком, связанные с активизацией проприоцептивных ощущений, телесных переживаний и телесного опыта низших уровней построения движения при максимально возможном уровне личностного контроля их проявления в интересах становления компенсаторной телесно-чувственной мотивации его автономной двигательной активности. Телесно-ориентированное физическое упражнение в период начального школьного образования ребенка с нарушением интеллекта - это не есть физическое упражнение в традиционном его понимании. Здесь физическое упражнение - это преимущественно моторное выражение двигательной обыденности и телесного опыта ребенка, ограниченное определенным набором движений.

Изучение психологических особенностей ребенка с нарушением интеллекта позволило выделить компенсаторные медиаторы в психике ребенка, обеспечивающие становление высшего мотивационного уровня построения двигательных действий с минимальным участием рациональной составляющей мышления (развитая телеснодвигательной образность, ассоциативность двигательного опыта, двигательная метафоричность, обостренная телесно-чувственная рефлексия, высокая сензитивность к имплицитному двигательному научению, исключительная двигательная аффективность). На этой основе предложены методические направления, методы, методические приемы и преемственные этапы физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта на основе телесно-ориентированного физического упражнения, представленные в наших работах [2, 3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обнаруженная устойчивая положительная связь телесно-ориентированного физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта с процессами его физического и личностного развития доказывает продуктивность: рассмотрения проблемного поля теории адаптивной физической культуры через призму телесно-двигательной парадигмы; видения процесса физического развития ребенка с нарушением интеллекта как нормального, хотя и своеобразного, а самого ребенка - как обычного телесно-чувственного субъекта своей двигательной активности; дальнейшего поиска способов педагогического влияния на становление компенсаторной мотивации двигательной активности ребенка с нарушением интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быховская, И.М. Аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. - М. : Эди-ториал УРСС, 2000. - 208 с.

2. Сляднев, А.А. Формирование двигательно-символической интенциональности как цель физического воспитания ребенка с нарушением интеллекта / А.А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 52-54.

3. Сляднев, А. А. Методические подходы к формированию двигательносимволической интенциональности ребенка с нарушением интеллекта / А.А. Сляднев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 17-19.

4. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика как биомеханическая реальность / Л.Н. Сляднева // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 20-23.

5. Сляднева, Л.Н. Телесная пластичность: проблема биомеханического измерения / Л.Н. Сляднева, А. А. Сляднев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2013. - № 8 (102). - С. 162-167.

REFERENCES

1. Bykhovsky, I.M. (2000), Acsiology of human body, Editorial of URSS, Moscow

2. Slyadnev, A.A. (2012), "Formation of a impellent-symbolical intentionality in a purpose physical development of the child with infringement of intelligence", Adaptive physical culture, No. 5(50), pp. 52-54.

3. Slyadnev, A.A. (2012), "Methodical approaches to formation motor-symbolical intentionality of the child with infringement of intelligence", Adaptive physical culture, No. 2(50), pp. 17-19.

4. Slyadneva, L.N. (2005), "Corporal plasticity as biomechanical reality", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 20-23.

5. Slyadneva, L.N. & Slyadnev, A.A. (2012), "Сorporeality plasticity: biomechanical measurement problem", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 162-167.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2013.

УДК 343.988

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Александр Александрович Смирнов, доктор экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Спортивная виктимология является практически неразработанной наукой областью. Проблемы безопасности человека вообще и спортсмена в частности, существуют давно. Всё чаще мы узнаём о массовых беспорядках на аренах стадионов нашей страны, о некорректном поведении болельщиков и спортсменов, в результате которого появляются человеческие жертвы, многочисленные травмы и неудовлетворённость всего спортивного сообщества. В статье рассматривается значение виктимологии как необходимого элемента для исследования проблем безопасности в спорте и массовых спортивных мероприятиях. В связи с этим предлагается комплексный подход и механизм, направленный для решения проблем и задач в организации обеспечения безопасности спортсменов и болельщиков при подготовке и проведении массовых спортивных мероприятий.

Ключевые слова: жертва, спортивная виктимология, безопасность спортсмена, обеспечение безопасности спортивных мероприятий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.10.104.p154-158 VICTIMOLOGY PROBLEMS OF SAFETY OF SPORTING EVENTS'

PARTICIPANTS

Alexander Aleksandrovich Smirnov, the doctor of economical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The sports viktimology is almost undeveloped science area. Problems of safety of the person in general and the athlete in particular existed long ago. Even more often, we learn about mass riots on arenas of stadiums of our country, about incorrect behavior of fans and athletes resulting in casualties, multiple

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.