ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
гипоксии / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, Е.А. Коваленко // Гипоксия нагрузки, математическое моделирование, прогнозирование и коррекция. — Киев : Ин-т кибернетики им. В.М. Глуш-кова, 1990. — С. 7 — 9.
5. Абсалямов, Т.М. Тренировка пловцов на высоте 2000 — 2700 м / Т.М. Абсалямов, А.Ф. Красиков // Научно-спортивный вестник. — 1984. - № 5. - С. 25-27.
6. Абсалямов Т.М. Исследование динамики ранних признаков утомления при спортивном плавании : автореф. дис... канд. пед. наук / Т.М. Абсалямов — М., 1968. — С. 22.
7. Борисова, Е.С. Оптимизация интервального метода тренировки пловцов / Е.С. Борисова // Тез. докл. научно-практической конференции республик Сов. Прибалтики. — 1984. — С. 44 — 46.
8. Барбашова, З.И. Акклиматизация к гипоксии и ее физиологические механизмы / З.И. Барбашова // — Л. : АН СССР, 1960. — 213 с.
9. Платонов, В.Н. Плавание / В.Н. Платонов // — Киев : Олимпийская литература, 2000. — 496 с.
10. Айдаралиев, А.Д. Оценка функционального состояния при адаптации к условиям высокогорья / А.Д. Айдаралтев, В.М. Яковлев, Д.М. Иманалиев //Физиология человека. — 1982. — Т. 8. — № 3. — С. 463 — 468.
КАМАЛОВА Эльвина Ильдаровна, аспирантка кафедры теория и методики борьбы и восточных единоборств.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.
РЫЖЕНКОВ Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гимнастики и водных видов спорта.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2009 г.
© Э. И. Камалова, З. М. Кузнецова, А. В. Рыженков
УДК 796.011.8 Т. В. СЛЕПЦОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ФЕНОМЕН
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX - НАЧАЛА XX ВВ._________________________________
В статье обосновывается перспективность культурологического направления в теории физической культуры и спорта и возможность использования текстов художественной и мемуарной литературы в качестве источников изучения феномена физической культуры и спорта в широком культурно-историческом контексте. В процессе анализа текстов выявлены роль и место физической культуры и спорта в жизни различных слоёв общества: аристократии и дворянства, купечества, интеллигенции, военнослужащих, рабочих и крестьянства. Материал статьи может быть использован в преподавании следующих дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «История отечественной литературы».
Ключевые слова: генезис современного спорта, физическая культура, культурно-исторический контекст, спорт как социокультурное явление, художественная и мемуарная литература.
Актуальность исследования. В современном мире спорт стал одним из важных явлений социальной жизни и приобрёл такую общественную значимость, что нередко его называют феноменом XX — начала XXI вв., одним из важнейших элементов системы ценностей современной культуры. Уровень развития физической культуры и спорта является одним из факторов, определяющих культуру общества [1]. Рассматривая спорт с различных точек зрения, учёные ставят и пытаются решить связанные с ним педагогические, медико-биологические и культурологические проблемы, вопросы психологии, истории и социологии спорта.
Проблема исследования. В начале третьего тысячелетия в различных областях знаний и общественной практики особенно остро ощущается потребность в едином функциональном учении о человеке. Интегративное изучение человека, неразрывность его биологической природы и духовного состояния-
достаточно актуальная проблема и для теории и практики физической культуры. Идея целостности человека уже в советской историографии связывалась с воздействием упражнений на физическое и духовное развитие личности. Однако, несмотря на активизацию научных поисков, в современной науке есть малоисследованные, дискуссионные и нерешённые вопросы, связанные с недостаточным учётом биосо-циокультурной сущности человека, его соматопси-хического и социокультурного единства, а также недостаточно полной реализацией гуманистического потенциала спорта в обществе. Следовательно, потребность в едином функциональном учении о человеке обусловливает изучение феномена российского спорта и физической культуры в широком культурно-историческом контексте.
В 90-е годы XX века в науке чётко обозначилась тенденция повышенного интереса к отечественной истории и осознание неполноты знаний о прошлом,
в том числе и о спорте как социальном явлении и физической культуре как части общей культуры общества. История спорта и олимпийского движения советского периода, в связи с господствовавшим догматизмом марксистско-ленинской методологии, нуждалась в смене парадигм, расширении источниковой базы и, как следствие, появлении исследований с новыми подходами в освещении и интерпретации историко-спортивных событий. Это обусловливает перспективность, во-первых, развития культурологического направления в теории физической культуры и спорта и появления новых междисциплинарных исследований; во-вторых, учёта межпредметных связей в процессе преподавания в физкультурных вузах таких учебных дисциплин общетеоретического цикла, как «История физической культуры и спорта», «Теория физической культуры и спорта», «Олимпийское движение», а также предметов гуманитарного цикла. Изучение влияния занятий физической культурой и спортом на всестороннее гармоничное развитие личности, на формирование духовных и нравственных ценностей, эстетических категорий — вопросы междисциплинарных исследований, позволяющие в определённой степени восполнить указанные пробелы. Исследование феномена физической культуры и спорта в широком культурноисторическом контексте предполагает, что наряду с монографиями, научными статьями, периодическими изданиями, художественная и мемуарная литература является объективным источником, отражающим реальную картину мира.
Объект исследования: физическая культура и спорт России в культурно-историческом контексте.
Предмет исследования: феномен физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX — начала XX вв.
Цель исследования: выявить отражение феномена физической культуры и спорта в отечественной литературе XIX — начала XX вв.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
— проанализировать отражение генезиса и первоначального развития спорта в России в художественной и мемуарной литературе XIX — начала XX вв.;
— определить роль и место физической культуры и спорта в российской общественной жизни указанного периода;
— обозначить круг социальных проблем, оказавших влияние на генезис и развитие физической культуры и спорта в России;
— проанализировать отражение эстетических категорий и ценностей спорта в произведениях отечественных писателей.
Методологическую основу исследования составляет сочетание системного и феноменологического подходов, опора на принципы диалектики и историзма.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы по исследуемой проблеме.
2. Анализ текстов художественной и мемуарной литературы, отражающих проблемное поле исследования.
3. Сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнить уровень развития физической культуры и спорта в разные периоды на протяжении
XIX — начала XX вв.
4. Историко-типологический метод, позволяющий выявить отношение представителей различных
сословий российского общества к физической культуре и спорту.
Источниковую основу исследования составили художественные произведения отечественных писателей и мемуарная литература XIX — нач. XX вв.
Результаты исследования. Проблема генезиса и развития российского спорта и физической культуры получила освещение в трудах современных отечественных исследователей: Л. П. Матвеева, В. В. Столбова, Н. И. Пономарёва, В. М. Выдрина, Ю. М. Николаева, А. Б. Суника, В. И. Столярова, М. Я. Сарафа, И. М. Быховской, Л. И. Лубышевой и др. Созданная в 70 — 90-х годах теоретико-методологическая основа позволяет рассматривать спорт как социокультурный, исторический феномен, общечеловеческий фактор, многогранное и многофункциональное социальное явление, как «соревновательную деятельность, основанную на применении физических упражнений», а физическую культуру — как важную составляющую общей культуры общества и личности [2, 3].
В связи с возрастающей ролью культуры в обществе и человеческого фактора в социуме в 70-х годах началось изучение сущности физической культуры как вида культуры с исторических, философских, социологических, психологических позиций в аспекте современных концепций культуры. В отечественной историографии разработаны культуроведческие основы физической культуры и создана теоретикометодологическая основа для дальнейших междисциплинарных исследований. В рамках культурологического направления физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств формирования эстетической культуры личности. Такой взгляд ставит спорт на одну ступень с величайшими ценностями человеческой культуры, поскольку феномен физической культуры и спорта на протяжении истории человечества нашёл отражение в различных видах искусства: литературе, живописи, скульптуре, музыке [3].
Изучение генезиса и развития спорта в России взаимосвязано с исследованием проблемы роли и места физической культуры и спорта в российской общественной жизни. Литература — один из источников изучения обозначенной проблемы, поскольку, во-первых, она часть общего культурного наследия нации, во-вторых, это один из видов искусства, и, в-третьих, литература является «барометром» общественных настроений, так как в художественных произведениях отражается определённый промежуток времени со свойственными ему укладом социальной и духовной жизни [2].
В XIX — начале XX вв. российское общество было многосословным. На основе анализа текстов художественных произведений можно составить представление о том, какие из слоёв общества имели отношение к зарождению современного спорта в России, в каких из них занятиям спортом и физической культурой уделялось особое внимание.
Интерес к спорту у российского офицерства формировался в стенах кадетских корпусов. Телесное воспитание будущих военачальников было неотъемлемой частью общей подготовки. Офицеры хорошо подготовлены в фехтовании, конном спорте, стрельбе — видах спорта, напрямую связанных со службой. И это обстоятельство нашло отражение в художественной литературе XIX века: рассказе А. С. Пушкина «Выстрел», романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повести Л. Н. Толстого «Казаки», повести А. И. Куприна «На переломе (Кадеты)».
Представители аристократии занимались спортом в целях развлечения, организации досуга и от-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
дыха [4]. Подтверждение этому можно найти в художественных произведениях отечественной классики. Так, в рассказах И. А.Бунина («Натали», «На даче») и А. П. Чехова («Дом с мезонином»), сюжеты которых связаны с рубежом XIX — XX веков, герои, и что особенно значимо, — девушки, проявляют большой интерес к физической активности и к спортивным досуговым играм (лаун-теннису и крокету) как явлению социальной действительности, всё сильнее укоренявшемуся на русской почве.
Среди произведений мемуарной литературы, в которых отражён период начала XX века, необходимо выделить романы В. В. Набокова: «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», в которых писатель рассказывает об увлечениях, распространённых в российском обществе, преимущественно в аристократических кругах. Интерес ко всему английскому во многом объяснял и увлечение спортом. Катание на велосипеде и на лодке, верховая езда, игра в лаун-теннис, шахматы, городки и крокет — вопросы, которые волновали автора и были включены в сюжетную канву многих произведений. Описанные события и факты действительности, запечатлённые детали и образы подтверждают, что русская аристократия приняла спорт и сыграла важную роль в его зарождении и первоначальном развитии. Доминантами стали социально-психологические факторы личности: осознание самоценности внутренней и внешней свободы, стремление реализовать амбиции и проявить инициативу, а также понимание важности сохранения физического и духовного здоровья.
В связи с тем, что в конце XIX в. рейтинг спорта был недостаточно высок, он не получил широкого общественного признания, а следовательно, и развития. Тем не менее в художественных произведениях есть указания на то, что представители средних слоёв общества — купечество, городские чиновники, творческая интеллигенция оказались вовлечёнными в сферу новых общественных интересов и нередко признавали позитивные моменты, которые вносят занятия физической культурой и спортом в поддержание физического и духовного здоровья и повышение жизненного тонуса занимающихся (А. П. Чехов «Мороз», «Человек в футляре»).
Условия для занятий спортом рабочими были весьма ограниченными. О продолжении традиций одной из любимых и привлекательных народных потех — кулачном бое «стенка на стенку» повествует рассказ Н. Г. Помяловского «Поречане». Герои рассказа — рабочие с окраин Петербурга середины XIX в., которым неведомы строгие правила борьбы. Стихийное желание украсить свою трудную жизнь, показать физическую силу приводят к стихийному созданию команд. Горожане с нескрываемым интересом следили за состязаниями и радовались, если «свои» одолевали «чужаков». Были случаи, когда в кулак тайно клали монетку, поэтому поединки часто отличались жестокостью.
Спорт, как феномен социальной жизни, практически не затронул многомиллионное крестьянство. В сказаниях и былинах, песнях, сказках, художественных произведениях запечатлены элементы телесно-двигательной активности, распространённые в народной среде и отражающие производственную деятельность, семейный и военный быт. Были широко распространены ходьба на лыжах, катание на коньках и санках, плавание, гребля, верховая езда, стрельба из лука, а также физические упражнения и игры спортивной направленности: борьба, кулачный бой, бег, «гуси-лебеди», «горелки», городки, лапта и др.
Указанный комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания, которая дополнялась народными средствами закаливания: купанием, погружением в прорубь, обтиранием снегом, баней. Н. А. Некрасов, как и многие другие русские писатели, искренне верил в душевную красоту и силу народа, восхищался его физической силой и природной красотой и мечтал видеть народ свободным и счастливым (стихотворение «На Волге», поэма «Мороз, Красный нос»).
В истории общества физическая культура и спорт имели большое значение в формировании и развитии физических и психических качеств личности. В классической литературе есть произведения, в которых прослеживается идея гармоничного развития личности — физического и интеллектуального начал (например, рассказы И. А. Бунина «На даче», Г. Успенского «Михалыч», романы В. Набокова «Другие берега» и «Защита Лужина»). Духовные искания положительных героев, их стремление к нравственным идеалам отразили настроения интеллигенции и лучших представителей аристократии. В романе «Защита Лужина» автор, рассказывая о школьных годах шахматного вундеркинда (1909— 1910 гг.), пишет, что на переменах дети играли в футбол. Жена Лужина летом играет в теннис, а зимой катается на лыжах. В рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» достаточно значим отрывок, свидетельствующий о распространении велосипеда в России и об увлечении этим видом спорта женщинами.
В отечественной литературе конца XIX — начала
XX вв. нашли отражение актуальные социально-экономические проблемы, затронувшие и сферу спорта. Конные забеги собирали на ипподромах столицы и крупных провинциальных городов большое количество зрителей, которые с азартом заключали пари и делали ставки на огромные суммы. Эти реалии времени Л. Н. Толстой отразил в романе «Анна Каренина» (1877) а А. И. Куприн — в рассказе «Изумруд» (1907). Коммерческие сделки в боксе показаны в рассказе Куприна «Лимонная корка». Кровавые драки на рингах привлекали большое количество зрителей. Бокс становился одновременно и средством самозащиты, и вопросом престижа, поскольку в быстро развивающихся городах органы власти не способны были поддерживать порядок на должном уровне. Однако право кулака, самосуд, который определялся обычаями и нормами среди народа, всё более утверждались. Подтверждение этому — эпизоды из рассказов Н. Помяловского «Поречане» и Н. Лескова «Грабёж».
История первых шагов авиации — это полёты смелых пилотов, которые устанавливали рекорды дальности, скорости, высоты и времени полёта. В рассказах А. Грина «Тяжёлый воздух» и Л. Андреева «Полёт» описаны авиационные конкурсы. После второй мировой войны рекорды в области авиации вышли за рамки спорта.
Таким образом, источниковедческий потенциал литературы достаточно высок. Художественные произведения — яркий пример внутри- и межкультурной коммуникации, поскольку «художественная литература является важным сегментом действительности, ведущим к познанию национальной культуры» [5]. Литература — это не только один из видов искусства, но и общественная трибуна, провозглашающая и обнажающая актуальные, злободневные проблемы общества, способствующая повышению общего культурного уровня россиян, отражающая новые взгляды и убеждения, веяния и увлечения.
Выводы
1. В рамках культурологического направления в теории ФК тексты художественной и мемуарной литературы являются объективными источниками изучения проблемы генезиса и развития российского спорта.
В отечественной литературе первой половины XIX в. — единицы произведений, в сюжетных линиях которых есть эпизоды, связанные с занятиями спортом, телесным воспитанием, а также телесно-двигательной практикой и организацией активного досуга (А. С. Пушкин «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Евгений Онегин»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.). В литературе второй половины века и особенно конца XIX — начала XX вв. в произведениях Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, А. И. Куприна,
А. П. Чехова, М. Горького, В. В. Набокова и других классиков такие эпизоды — довольно частое явление. Историко-спортивные сюжеты художественных произведений существенно дополняют историю России и тот пласт истории отечественной культуры, который связан с этапом зарождения и первоначального развития спорта.
2. Примеры из художественных произведений — это золотой фонд отечественной классики, в котором показано, что во второй половине XIX, и особенно на рубеже XIX — XX веков, в жизни различных слоёв российского общества всё более весомое значение начинало иметь телесное воспитание, а спорт и разнообразные физические упражнения рассматривались как факторы организации и проведения разумного досуга, укрепления здоровья, важного элемента повседневной жизни. Однако увлечённость представителей аристократии и дворянства, интеллигенции, купечества, разночинцев искусством и изучением гуманитарных и естественных наук обусловила и отношение к спорту — от влюблённости до безразличного, а нередко и негативного отношения. Интерес к спорту, осознание ценности здорового образа жизни и возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом, оставались в российском обществе на втором месте.
3. В произведениях, сюжетные линии которых связаны с описанием историко-спортивных сюжетов, отражены актуальные социальные проблемы действительности: включение физической культуры и спорта в программы учебных заведений, развитие женского спорта, процесс коммерциализации.
В конце XIX века одной из самых значимых причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Анализ художественной и мемуарной литературы (романов В. В. Набокова «Защита Лужина», «Другие берега», рассказов А. П. Чехова «Мороз» и «Человек в футляре», рассказа Л. Н. Толстого «Как я научился ездить верхом», повести А. И. Куприна «Кадеты») показывает, что в практике российских учебных заведений, а также в системе воспитания в дворянских семьях вопросы физического воспитания подрастающего поколения и формирования потребности в здоровом образе жизни имели большое значение.
Начало XX века характеризуется растущим интересом общества к зрелищным мероприятиям, возрастающим числом посетителей спортивных соревнований и участников пари. Зрелищность состязаний, азарт борьбы, страсти, кипевшие на трибунах, интриги, возможность выиграть крупную сумму денег — эти факторы имели большое значение для привлечения зрителей на ипподромы, ринги и стадионы (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»; А. И. Куприн «Лимонная корка», «Изумруд»; А. Грин «Тяжёлый воздух»; Л.Андреев «Полёт»).
4. В произведениях классической литературы второй половины XIX — начала XX вв. нашли отражение эстетические категории в сфере ФКиС. В рассказах И. А. Бунина «На даче», «Натали», «Антигона» представлена категория «прекрасное»: показана физическая и духовная красота героев. Идея гармоничного развития личности, единства её физического и интеллектуального начал прослеживается в романах
В. В. Набокова «Другие берега» и «Защита Лужина», рассказах И. А. Бунина «На даче», Г. Успенского «Михалыч». Категория «трагическое» отражена в произведениях, поднимающих проблему коммерциализации спорта: гибель лошади в рассказе А. Куприна «Изумруд», трагическая судьба «маленького» человека, игрока — в рассказе В. Гиляровского «Последний удар», гибель лётчика, крушение самолёта — в рассказах Л. Андреева «Полёт» и А. Грина «Тяжёлый воздух».
Рассмотрение эстетических категорий в сфере физической культуры и спорта расширяет проблемное поле исследований в рамках культурологического направления и отражает многогранность спорта как социокультурного явления и физической культуры как важной составляющей культуры общества и личности.
Библиографический список
1. Столяров, В.И., Сараф, М.Я. Эстетические проблемы спорта / В.И. Столяров, М.Я. Сараф. — М., 1982. — 75 с.
2. Суник, А.Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX — XX веков / А.Б. Суник. — М.: Советский спорт, 2001. — 664 с.
3. Выдрин, В.М. Физическая культура — вид культуры личности и общества / В.М. Выдрин. — М., 2003. — 153 с.
4. Сараф, М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 7. — С. 5—12.
5. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
СЛЕПЦОВА Татьяна Васильевна, старший преподаватель кафедры теории и истории физической культуры и спорта.
E-mail: teoriva [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2009 г.
© Т. В. Слепцова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ