Научная статья на тему 'Об актуальности философии и культурологии спорта'

Об актуальности философии и культурологии спорта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
214
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / SOCIAL PRACTICE / CULTURAL POTENTIAL OF SPORTS / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайдарова Гульнара Равилевна

В статье обосновывается необходимость философско-культурологического анализа при изучении такого сложного социально-культурного явления, как спорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE TOPICALITY OF PHILOSOPHY AND CULTUROLOGY OF SPORTS

The necessity of philosophical and culturological analysis in studying such complex socio-cultural phenomenon as sports is substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «Об актуальности философии и культурологии спорта»

Взгляд. Размышления. Точка зрения

УДК 101.1

Гульнара Равилевна ХАЙДАРОВА,

старший научный сотрудник научного центра «Медиафилософия» философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат философских наук, доцент

ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ СПОРТА

TO THE TOPICALITY OF PHILOSOPHY AND CULTUROLOGY

OF SPORTS

В статье обосновывается необходимость философско-культурологического анализа при изучении такого сложного социально-культурного явления, как спорт.

The necessity of philosophical and culturological analysis in studying such complex socio-cultural phenomenon as sports is substantiated in the article.

Ключевые слова: социальная практика, культурологический потенциал спорта, методика преподавания.

Keywords: social practice, cultural potential of sports, methods of teaching.

Вопрос о возможности философии искусства, философии религии, философии науки не стоит. В этом ряду философия спорта - новая дисциплина, поэтому уместен вопрос о ее статусе. Встраивается ли она в выше названный ряд или остается всего лишь привлекательной квазидисциплиной вроде философии песни, философии танца, философии фирмы.

1. Предмет философии спорта. Спорт сегодня является существенной сферой культуры, сплавившись с искусством, политикой, масс-медиа, шоу-бизнесом, он трактуется также (после работ Роберта Беллы) как форма «гражданской религии» (выход из повседневности, вера в победу спортивных фанатов, спортивные символы и ритуалы), о чем пишет, например, Курт Вайс («спорт есть гражданская религия, эрзац религии и телесно переживаемая религия»). Подчеркну, что спорт -это не некая автономная, замкнутая в себе и живущая по своим законам саморазви-вающаяся часть культуры. Соответственно, анализировать процессы в нем нужно

не методами специальных спортивных, а методами социальных и культурологических наук. Спорт - это уже давно сфера не только досуга и развлечения, еще в 1934 г. Эрнст Юнгер говорит, что спорт

- это продолжение рабочего процесса, процесса инструментализации человеческого тела.1 Следовательно, рассматривать его нужно как социальную практику. Пример из сегодняшней повседневной жизни: поработал - пошел в фитнесс-клуб, не за поиском удовольствия, а поскольку так нужно для тела, тела-инструмента в рабочем и производственном процессе, тела, которое должно быть «фит», готовым к употреблению, быть в форме. То есть спорт - не удовольствие и не странная прихоть, он получил социальное признание и одобрение. То, что мы сегодня называем спортом, - это не старый классический образец свободного занятия, не сфера досуга, скорее, происходит интеграция спортивных элементов в новые культурные формы, объединяющие в себе моду, поп-музыку, кино, видео, танец.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— ■

2. Границы философии спорта. Итак, на первый взгляд мы должны формировать философию спорта как дисциплину, задача которой - критический анализ, философская рефлексия культурных, социально-антропологических феноменов, связанных со спортом (в широком смысле, не разделяя на массовый спорт и спорт высоких достижений). Но, с другой стороны, для анализа этих феноменов нет необходимости в разработке специальной терминологии, специальных концептов и методов. Спорт позволяет использовать существующие философские концепты как своего рода арену, стадион или ринг, где философские концепции могут продемонстрировать свою эффективность. Подтверждение тому - представление философии спорта, например, Уильямом Морганом, который выделяет три классические перспективы исследований в философии спорта: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую.2 В философии спорта встречаются методы структурного анализа, деконструкции, методы различных антропологических школ (философской, культурной, социальной и исторической антропологии). Одним словом, спорт не порождает (и не требует) новой методологической перспективы, как, например, относительно новая дисциплина «Медиафилософия», сравнимая по времени возникновения с философией спорта, но изучающая самоорганизующуюся реальность, по-новому структурирующую и конституирующую социум. Масс-медиа решает не столько социальные проблемы, сколько свои собственные, проблемы своего развития и укрепления (сошлюсь на работы основателя медиафилософии Вилема Флюссера, который говорит об аппарате в широком смысле, в том числе и госаппарате, контролирующем процесс своего воспроизводства, развития, распространения). Современный спорт, изначально утверждался в качестве средства, во-первых, социализации (об этом пишет еще Пьер де Кубер-тен), во-вторых, канализирования (насилия, национального чувства), а теперь и средства политического соперничества и эко-

номической конкуренции. То есть спорт

- и это традиционно, - способ решения социальных, экономических и политических проблем.

3. Критика современного господствующего дискурса. С другой стороны, со стороны спорта, мы видим господство педагогического и медицинского дискурсов в спорте, студенты-спортсмены, будущие тренеры, инструкторы и педагоги, осваивают в первую очередь биомеханику, физиологию и анатомию. При том, что социальные аспекты при выборе занятия в свободное время важнее, чем аспекты двигательной практики, здоровья или воспитательного значения. Топ-менеджеру, например, благодаря занятиям теннисом и горными лыжами, важно попасть в круг «своих» людей, сохранить место и нужную коммуникацию, быть в телесносближающем контакте в тотально дискон-тактном мире. Или, например, вопрос о популярности футбола - на него невозможно ответить исходя из самой игры (теории игр), из педагогики спорта или теории спорта, а только рассмотрев футбол как социальный феномен и в целом социальную практику, порождаемую футболом. Классический пример одного из ведущих представителей философии спорта в Германии, профессора Элька Франке: почему пожилая женщина, никогда не игравшая в теннис, сидит и следит за ходом теннисных матчей, меняет распорядок своего дня ради них. Только социально-антропологическое рассмотрение позволит понять этот культурный феномен.

К сожалению, и в науках о спорте господствуют педагогический и медицинский дискурс, что мешает осознанию спорта как феномена современного общества, как порождения общества зрелищ и как отражения основных социальных процессов. Когда большая часть социальных процессов являются производством спектакля (Ги Дебор), представления, прежде всего выраженного телесным действием (перфор-мансом), тогда сферы бизнеса, развлечения, культуры в высоком смысле и спорта

Взгляд. Размышления. Точка зрения

все более сближаются. Общее для них -телесное инсценирование. И нет предмета исследований, более подходящего для изучения этих процессов, чем спорт, поскольку он являет собой смесь этих эстетических, телесных и игровых элементов.

4. Перспективы философии и культурологии спорта. На мой взгляд, наиболее перспективными являются анализ спорта как одной из перформативных практик и анализ спорта средствами семиотического анализа как одного из языков культуры. Когда мы говорим, что спорт - это перформативная практика, мы одновременно учитываем все три компоненты перфор-манса: это социальное действие на сцене (то есть представление, сюда, например, входит и момент субъективации, самопре-зентации личности, самореализации), во-вторых, это эстетическая практика и, самое главное, это языковая практика, «сим удаляю вас из игры», наследующая все достижения языковых перформативов.3 В целом рассмотрение перформативных практик происходит в рамках современной культурной и социальной антропологии.

Еще раз подчеркну, что сегодняшнее явление под названием «спорт» не схватывается ни педагогическим, ни медицинским, ни социологическим или психологическим дискурсом. Это реальность в культуре, тесно переплетенная с политикой и экономикой, понимание процессов в которой требует разработанного концептуального инструментария, а найти его мы можем в философии и культурологии. Философия поставляет спорту метод и концепты, без которых не обойдутся вышеназванные гуманитарные дисциплины. Спорт и физкультура - это часть культуры, именно это гуманитарное, культурное лицо возвращает спорту философия, когда ставит, например, вопросы о допустимости допинга, о возможности осуществления идеалов де Кубертена в олимпийском движении или о границах параоли-пийского движения. Например, может ли участвовать в Олимпийских играх пловец-аутист, может ли он реализовать социальный и гуманистический потенциал игр,

в частности способен ли он воспроизвести себя, вырастить смену. Или, один из самых непростых вопросов, - вопрос о допустимости насилия в спорте: практически каждый спортсмен в процессе своего становления и оформления сталкивается с физическим или вербальным насилием, насилием над природой организма или естественными темпами развития личности.

Перспективны исследования процессов, которые связаны с личностью профессионального спортсмена, проходящего в качестве инициации моменты самостоятельного преодоления боли и тем самым получающего позитивное самоутверждение и самоидентификацию. Спортсмену привычны самоотречение, опыт аскезы, которые не только «способствуют духовному росту и развитию личности», но и укрепляют авторитет: «Аскетический акт в своем глубинном содержании экстатичен, как всякое обращение к высшей силе. Имманентная мотивация в нем полностью заменяет внешний детерминизм, что ведет к инаковости»4.

Показателен стиль работы философов спорта. Например, Эльк Франке анализирует явления в спорте в сопоставлении с явлениями в искусстве, поясняя тенденции в спорте тенденциями в искусстве.5 И это оправданно, поскольку речь идет об общекультурных тенденциях. Или Гюнтер Гебауэр, который рассматривает языковые игры, теорию перформативов на примере спорта, выбирая спорт в качестве символического пространства, построенного по тем же принципам, что любое символическое пространство, пространство языка, архаическое социальное про-странство.6

5. Практические выводы. В отечественном контексте дискурс философии спорта практически отсутствует: нет систематического анализа влияния спорта и феноменов спортивной жизни на формирование актуальной картины мира, отсутствует методологическая основа, не решены вопросы, как в философии можно говорить о спорте, каковы границы этой дисципли-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— і

ны. Если прежде спорт был культурой тела, то теперь это часть культуры, социальная практика. Старый научный аппарат это не может схватить. Этот феномен не уникален. Прежде и наука была маргинальным явлением, теперь же давно стала необходимостью философия науки, поскольку наука сама из себя не постигает свои процессы. Необходима новая дисциплина, появившаяся 20-30 лет назад на Западе, включающая социально-культурологический анализ спорта. Нам нужно усвоить и освоить этот уровень гуманитарной мысли, а не застывать в своих ограниченных научных дискурсах (биомеханики, физиологии и проч. ). То есть практически философию спорта нужно предлагать студентам спортивного вуза с первого курса, а не тогда, когда они завершают свое обучение, оказываясь идеологически не готовыми к реальным процессам в мире спорта (хотя практически знакомы с ними), не понимая, например, что такое двойная мораль в спорте, инсценировки, ритуалы в спорте, какие исторические и культурные трансформации спорта и фигуры спортсмена происходят и насколько тесно вплетен мир спорта в окружающий социальный мир.

Заострю внимание на парадоксальности философии спорта.

Философы и культурологи готовы в духе обывателя говорить о футболе или хоккее (выказывая при этом полную несостоятельность), но совершенно не готовы всерьез анализировать феномен спорта, выказывая сомнительность предмета исследований и, соответственно, скептичность к методологической значимости этой дисциплины, выдвигая обвинения в неспособности конституировать самостоятельный

дискурс, задать парадигму, как, например, задают ее философия науки или искусства.

В науках же о спорте ситуация противоположная: они готовы говорить о технике, о стратегиях, о правилах, не имея вкуса к анализу социальной, этической, историко-ментальной и антропологической значимости спортивной практики. Но в анализе такого многогранного явления культуры, включающего столкновение интересов политиков, бизнеса, фармацевтической индустрии, эстетики и религиозного чувства фанатов, идеалов сторонников Олимпизма, невозможно обойтись без унифицирующего, рефлексивного усилия, без метадискурса. Наука, искусство, литература и кино нуждаются в философии для осмысления своих процессов, для концептуализации их в качестве общекультурных феноменов, отражающих в целом жизнь сообщества и индивида, также и традиционная теория спорта на сегодняшний день нуждается в философско-культурологическом анализе.

1 Юнгер Э. О боли // Ступени. 2000. №11. С. 23-50.

2 Морган У. Философия спорта: исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего // Логос. 2006. №3 (54). С. 147-157.

3 Подр. см.: Хайдарова Г.Р. О пользе понятия «перформативность» в дискурсе философии спорта // Термины и понятия в сфере физической культуры : доклады Первого международного конгресса, 20-22 декабря 2006 г., Россия, Санкт-Петербург. СПб., 2007. С. 395-396.

4 Чечулин А.В.: Негативная антропология. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 1999. С. 91.

5 Bockrath F., Boschert B., Franke E. (Hg.). Koerperliche Erkenntnis. Formen reflexiver Erfahrung. Transcript Verlag, Bielefeld. 2008. Р. 15-41.

6 Там же. Р. 42-51; Gebauer G. Sport in der Gesellschaft des Spektakels. Sankt Augustin, Academia-Verl., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.