10 I
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№12 (80) 2008 ■
_й
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008
актуальная тема | 11
Поворотный момент
Американскому президенту Джону Ф. Кеннеди, застреленному в Далласе, приписывают фразу: «Кризис в китайском языке обозначается двумя иероглифами: опасность и возможность». Сегодня много и справедливо пишут об опасностях кризиса. Мы поговорим о возможностях, которые открываются перед экономикой в целом и отдельными предприятиями. Кризис - это возможность переосмыслить стратегические цели. Это шанс освоить новые рыночные ниши. Это повод, чтобы сконцентрировать ресурсы и избавиться от нерадивых работников. Что и делают многие предприятия, повышая эффективность производства: идут на жесткие, но необходимые меры ради сохранения бизнеса.
УДАРНЫЕ
НА
ЦЕХИ И Р РТС ТА!
_
Есть план!
Александр ТРУШИН
Правительство страны приняло «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики». Но для его реализации потребуются существенные изменения в формах и методах государственного управления.
Что делать с 950 миллиардами?
Каждый день сейчас приносит нам важные новости. Это понятно: ситуация сложная и в экономике в целом, и в финансовом секторе в частности. И власти обязаны на нее адекватно реагировать. По прошествии месяца (с 20 октября по 20 ноября) можно выделить принципиальные решения власти, существенные не только для преодоления нынешнего кризиса, но для дальнейшего развития экономики нашей страны. В этой статье мы сосредоточим внимание на «Плане действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», утвержденном правительством 7 ноября.
В ноябрьском номере «Прямых инВЕСТИций» наши эксперты обсуждали действия правительства в кризисных условиях. Как «вредную и опасную меру» оценил главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков предложение выкупать на фондовом рынке подешевевшие акции «голубых фишек». «Спорным решением» назвали Константин Сонин (Российская экономическая школа) и Евгений Гавриленков намерение передать ВЭБу $50 млрд. для рефинансирования зарубежных долгов российских корпораций. Все эксперты, в основном, одобрительно отозвались о выделении 950 млрд. руб. для поддержки российской банковской системы. Эти деньги получали в первую оче-
редь банки с государственным участием (Сбербанк России, Газпромбанк, Россель-хозбанк, ВТБ и ряд других). Однако, отмечали наши эксперты (и в их числе руководитель научного подразделения «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский), при этом появлялась возможность скупки падающих в цене активов такими госкорпорациями, как Газпром, ВТБ, РЖД, «Алроса» и другими, и формирования вокруг них новых финансово-промышленных групп.
Эти опасения были вовсе не беспочвенны, поскольку в начале ноября на одном из совещаний правительства обсуждался вопрос об утечке за месяц $50 млрд. из нашей страны
_й
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008
актуальная тема | 13
за рубеж. Словом, в октябре не было ясности, как должны быть использованы те самые 950 млрд. руб. По заданию правительства несколько экспертных и научных институтов разработали тот самый «План действий», который и был утвержден 7 ноября. Он состоит из 55 пунктов, из них мы выделили восемь, на наш взгляд, наиболее существенных (Табл. 1).
Возвращение госзаказа
Пожалуй, основное место в «Плане действий» занимает госзаказ. На самом деле это важный рыночный институт, о котором у нас в последнее время просто забыли. Нет, он существовал, но лишь как способ обеспечения бюрократической машины. Процедуры госзаказа были совершенно непрозрачны и позволяли без труда «пилить» бюджетные деньги.
Нынешний финансовый кризис вполне может перерасти в кризис общеэкономический, затронуть и реальный сектор. Главная проблема, стоящая перед предприятиями — ограничение спроса. Это касается в первую очередь двух отраслей, ориентированных на экспорт: металлургия и производство минеральных удобрений, причем сокращается спрос на эту продукцию прежде всего на внешних рынках.
Следовательно, надо компенсировать потери спросом внутренним. Разумеется, полностью это сделать нельзя, но можно сохранить производственный цикл и не прерывать работу предприятий. Есть у нас еще одна отрасль, ориентированная на экспорт, это нефтянка. Она тоже испытывает ограничения, но другого рода. Падение мировых цен на нефть она вполне может компенсировать увеличением выпуска нефтепродуктов (особенно автомобильного бензина и авиационного керосина) на внутреннем рынке.
Во всем мире, в любой стране есть крупнейший покупатель — государство. Но оно не будет в больших масштабах приобретать металлы, удобрения и керосин с бензином (разве что для обеспечения своих потребностей, которые не так уж и велики). Ему нужны конечные товары массового производства для выполнения федеральных, региональных и муниципальных программ. Надо сказать, что таких программ у нас очень много и значительная часть их просто зависла в воздухе из-за недостаточного материально-товарного обеспечения (речь идет в первую очередь о программах развития здравоохранения, образования, транспорта и т.п.).
Как пишет директор Института народнохозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер (с.16-18), задача в том, чтобы сделать госзаказ открытым, доступным,
чтобы все производители знали, какие товары, по каким ценам и в какие сроки государство готово покупать.
Поэтому в «Плане действий» предусмотрено несколько важных мер. И в частности такие, как (цитируем):
— обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового производства;
— установление ценовых преференций для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа;
— регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе преференции для поставщиков российских товаров (пункты 11—13 «Плана действий»).
Эти меры будут зафиксированы в новых федеральных законах, то есть станут обязательными для выполнения государством.
Теперь вернемся к 950 млрд. руб., с которыми какое-то время не знали что и делать. Возможен был, например, такой путь. Приходят в правительство энергетики и говорят: дайте денег, а то электричества не будет. Правительство дает. Потом приходят угольщики и тоже просят. И им дает. Потом
ретейлеры, девелоперы, риелторы... Всем понятно, какой будет результат — не будет ни денег, ни продукции, ни услуг.
Найдено разумное и вполне рыночное решение. Банки, получившие деньги в качестве господдержки, должны направить их на кредитование предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства (пункты 16 и 17 «Плана действий»).
Эти меры пока существуют как «рекомендации правительства». Может, по сравнению с законом, эта форма покажется и не слишком строгой, но вряд ли кто рискнет этими рекомендациями пренебречь. В свою очередь, банки заинтересованы давать кредиты наиболее эффективным предприятиям, чтобы займы с процентами были возвращены.
Эти отрасли, с одной стороны, являются потребителями металла (оборонка, машиностроение), удобрений (сельское хозяйство). С другой стороны, их продукция, особенно то, что производит малый и средний бизнес, составляет основную номенклатуру госзаказа. Таким образом, выстраивается схема антикризисного воздействия госзаказа на ситуацию в ключевых отраслях экономики:
Таблица 1. Из Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики
Мероприятия Форма
11. Обеспечение приоритетности закупки отечественных товаров по государственным и муниципальным программам с выделением товаров массового ФЗ* производства
12. Установление ценовых преференций (от 5 до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа (до 31 декабря ФЗ 2010 года)
13. Регламентация процедур закупок товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями, в том числе установление пре- ФЗ ференций для поставщиков российских товаров
16. Определение коммерческими банками <...>, использующими различные формы государственной поддержки <...>, объемов кредитования предприятий РП* оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также субъектов малого и среднего предпринимательства
17. Рекомендации коммерческим банкам <...>, использующим различные формы государственной поддержки <...>, в приоритетном порядке направлять сред- РП ства на поддержку следующих секторов экономики: автомобилестроение; сельхозмашиностроение; авиационные перевозки; жилищное строительство
19. Подготовка предложений по предоставлению в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями, ФЗ выполняющими государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ
20. Совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей ФЗ проведения лизинговых операций при государственных закупках
21. Обеспечение возможности объявления конкурсов по государственному за- ВА казу на 2009—2010 годы в декабре 2008 года
*ФЗ — Федеральный закон; РП — рекомендации правительства; ВА —ведомственные акты
14
актуальная тема
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№12 (80) 2008 ■
Мнения экспертов по поводу обсуждаемого плана, как всегда, различны. Генеральный директор ООО «Финэксперти-за» Агван Микаелян говорит, что «План действий» сочетает в себе и рыночные, и административные меры. При этом эксперт подчеркивает, что «административные меры сейчас необходимы для пробивания «финансовых тромбов», образовавшихся после того, как выделенные государством в октябре деньги были направлены в банковскую систему». Что же касается рекомендаций правительства банкам направлять кредиты в автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки и жилищное строительство, то Агван Микаелян считает, что эта мера должна компенсировать возникающее ограничение спроса. «Особенно это важно для транспортной отрасли, несущей огромную социальную нагрузку. Уровень жизни населения отстает от величины цен на внутренние авиаперевозки».
Мария Глухова, директор департамента экономической политики и конкурентоспособности РСПП говорит: «Мы, в принципе, поддерживаем «План действий». В нем есть ряд мер, о необходимости реализации которых давно говорил РСПП. Но есть и отдельные вопросы. Мы, с одной стороны, понимаем, что госзаказом можно и нужно поддержать отечественных производителей. Но с другой стороны, не хотелось бы, чтобы изменение порядка проведения госзакупок и предоставление преференций стало постоянной практикой. Ограничение конкуренции не лучший выход, в том числе и с точки зрения эффективности бюджетных расходов. Что же касается рекомендаций правительства банкам кредитовать определенные отрасли, то, на наш взгляд, это
тот случай, когда вопросы, связанные с реализацией этой меры на практике, важнее, чем ее формулировка в плане».
Андрей Чумаченко, руководитель аналитической группы БФИ (с. 80): «Стратегия преодоления кризиса, выбранная правительством, предполагает поддержание производственной динамики за счет бюджетных расходов и кредитной эмиссии, осуществляемой финансовыми институтами и государственными банками. Фактически речь идет о существенном росте влияния государства в экономике, которое, что характерно, не ограничивается использованием чисто рыночного инструментария».
Мы задали губернаторам вопрос: «Рассматриваете ли вы увеличение регионального госзаказа и по каким направлениям?» (с. 19) Большинство респондентов отмечают важность госзаказа для развития региональной экономики. Однако Сергей Морозов, губернатор Ульяновской области, предупреждает, что «действующим законодательством не допускается установление каких-либо преференций для региональных производителей». Это существенный момент, к которому нельзя не прислушаться. В принципе, проблема решаемая, но сохранение конкурентных условий потребует изменения системы государственного управления, о чем мы будем говорить ниже.
Бюрократиада
В этой схеме госзаказа есть проблема, на которую, кроме Марии Глуховой, обращает внимание также и Виктор Иван-тер (с.16-18). У нас уже несколько лет подготовка новых законов происходит «за закрытыми дверями», без широкого общественного обсуждения. Депутаты Гос-
думы нам как бы говорят: мы вам принимаем законы, а вы их исполняйте.
Элла Панеях в книге «Правила игры для русского предпринимателя» приводит результаты проведенного ею исследования и делает два основных вывода. Первый — закрытость процесса законотворчества выгодна бюрократии. Второй — государство, как его понимают наши предприниматели, не отождествляется с государственными институтами.
За последнее время у нас сложилась и заработала на полную мощь громадная бюрократическая система. Причем она не способствует развитию производительных сил общества, а как раз наоборот.
Агван Микаелян, говоря о «финансовых тромбах», повторил сказанное 5 ноября президентом Дмитрием Медведевым. Это выражение было актуально в 1992—93-м годах, потом о нем забыли. Под «тромбами» понимались длительные задержки денег в банках. В начале 90-х государства у нас де-факто не было, никто не мог влиять на ситуацию. Проблема как-то рассосалась со временем сама собой. Но сейчас у нас времени просто нет. Зато есть сильное государство. Однако в «Плане действий» отсутствуют меры, которые должны бы снимать противодействие бюрократии. Если оставить все как есть, то институт госзаказа останется без механизма его реализации, которым должен быть эффективный государственный аппарат.
Министр финансов Алексей Кудрин 16 октября сказал: «Мы готовились к этому периоду, когда будут гулять семь тощих коров, и определенный запас прочности заложили. Но все-таки мы должны создавать среду и институты, которые позволят теперь в условиях сжатия внешнего финансирования удержать и раскрутить наши внутренние факторы роста».
Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар рассказывает (с. 20-21), что его институт готовил пакеты реформ для первого и второго президентских сроков Владимира Путина. Реформы 2000—2004 годов были в основном осуществлены. А вот следующий пакет был положен под сукно. Стали подниматься цены на нефть, денег оказалось много, уровень жизни наших людей начал расти. Самого слова «реформы» стали избегать, заменяя его на «модернизацию». А уж «реформаторы» превратилось просто в ругательство.
Но кризис и есть наиболее подходящее время для реформ—сама жизнь расставляет все на свои места. Так вот сейчас нерефор-мированные институты (государственный аппарат, судебная система и.т.д.) могут стать тормозом в реализации очень правильного плана действий правительства по преодолению кризиса. Ш
Схема 1. Поддержание эффективного внутреннего спроса с помощью госзаказа
Государственная поддержка банковской системы (950 млрд. рублей)
Сбербанк России, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВТБ и др.
Госзаказ: рекомендации по кредитованию отраслей
Стимулирование первичного спроса на продукцию оборонной промышленности, автомобилестроения, сельхозмашиностроения, авиационные перевозки, жилищное строительство, продукцию малого и среднего бизнеса
Симулирование вторичного спроса на металлы, минеральные удобрения, добычу и переработку нефти