Научная статья на тему 'Новые русские чеболи'

Новые русские чеболи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые русские чеболи»

Новые русские чеболи

Генетическая память

«Вот она и пришла, золотая голодная осень», — написал ученик четвертого класса сельской школы в сочинении на свободную тему. Иногда оговорки оказываются пророческими. Нынешней осенью на нас неожиданно обрушился кризис. Даже самые радикальные эксперты прогнозировали его на конец года. 2 октября министр финансов Алексей Кудрин признал: «Мы

готовились к этому периоду, когда будут гулять семь тощих коров, и определенный запас прочности заложили. Но все-таки мы должны создать среду и институты, которые позволят теперь в условиях сжатия внешнего финансирования удержать и раскрутить наши внутренние факторы роста». Если вдуматься в слова главы Минфина, то получается, что правительство выполнило лишь одну из двух обозначенных задач:

накопило побольше денег. И совершенно правильно, как выясняется, сделало. А вторую — создание «среды и институтов» — еще придется решать. И очевидно, что в условиях кризиса и после него эти «среда и институты» не будут такими, каким они и представлялись в «тучные» годы. И уж точно они не будут либерально-консервативными.

В кризисе, охватившем сейчас много развитых и развивающихся стран, все прави-

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008

Ш 16 октября министр

финансов Алексей Кудрин

НИВ! заявил, что государство

№ выделяет из Фонда

национального

благосостояния

175 млрд. руб. для скупки

П і шиш 1 акций и облигаций на

S ї 11 ЦБ * фондовом рынке.

Процесс национализации

экономики, при том что

многие активы в условиях

финансового кризиса уже

жк переместились в ФПГ,

сформированные вокруг

! ' ВТБ и Газпрома,

¿¿■г". в ближайшее время

станет абсолютно явным.

В связи с этим большие

опасения у экспертов вызывает судьба малого и среднего бизнеса.

Мировой кризис усилил центробежные тенденции. Теперь каждое правительство спасает свою национальную экономику. Канцлер Германии Ангела Меркель поначалу призывала бороться с кризисом общими усилиями. Но потом от этих мыслей отказалась: своя рубашка ближе к телу. Конечно, в разных странах разные руководители и разные социально-экономические и политические условия. Так, английский премьер Гордон Браун 13 октября на своей пресс-конференции даже как будто извинялся, что пришлось национализировать несколько крупных английских банков. И пообещал, что как только ситуация нормализуется, все, что было куплено, будет опять продано частным инвесторам. Республиканская администрация Джорджа Буша, добившаяся от конгресса выделения $750 млрд. на спасение национальных банков, пока не обещает их распродать «после кризиса». Может, потому, что администрация тогда уже будет явно другая, пусть с общественным мнением разбираются демократы.

Вообще, с тезисом, что Америка «кинула» весь мир, согласны далеко не все. По мнению многих экономистов, вклад в российский фондовый кризис «фактора США» не превышает 17%. Остальное — вина российского менеджмента, цена неэффективности управления. Потери капитализации российских компаний с июля превысили $600 млрд. Не менее половины от этих потерь составил ущерб, вызванный российскими причинами.

Посмотрим данные Росстата. В первом полугодии 2008 года в Россию пришли $46,3 млрд. иностранных инвестиций. Из них прямых инвестиций было $11 млрд., остальное — портфельные и прочие. Пришли к нам деньги в основном с Кипра, Виргинских островов, из Нидерландов, Люксембурга и Швейцарии. Вы видели когда-нибудь кипрских миллиардеров? Зато наших соотечественников на острове Афродиты очень и очень много. Теперь вспомним три грандиозных обвала на российских биржах:

25 июля, 8 августа и 26 августа. Вот миллиарды долларов спекулятивных денег и утекли туда же, откуда пришли. Американский Wall Street Journal называет цифру $35 млрд., а Алексей Кудрин — $33 млрд.

Конечно, деньги на биржах РТС и ММВБ не столь уж большие в рамках национальной экономики, но потери капитализации для «голубых фишек» были довольно серьезные. ВТБ потерял 75,2% капитализации, Газпром — 66,8%, Роснефть — 60,3%. А еще больше проблем возникло для облигаций предприятий второго эшелона (об этом «Прямые инВЕСТИции» писали в прошлом номере).

Наше правительство тоже выделяет колоссальные средства для спасения национальной экономики. Государственная дума утвердила помощь банковской системе в размере 950 млрд. руб. В том числе 500 млрд. руб. получает Сбербанк России, а 450 млрд. руб. через Внешэкономбанк будут распределены между Внешторгбанком (ВТБ), Газпромбанком, Россельхозбанком и др.

Заметим в скобках, что есть разница между Сбербанком России и другими банками, которые получат государственную помощь. Как утверждает Сергей Дробышевский (ИЭПП), Сбербанк— коммерческая структура, у которой две задачи:работа с населением и классическое кредитование предприятий, он не покупает акции предприятий. Другие банки, по сути, совмещают коммерческую и инвестиционную деятельность. Заметим, что именно такое совмещение функций в крупнейших американских банках (то есть отказ в последние годы от «китайской стены», воздвигаемой ранее законодательством между этими бизнесами банков) и стало одной из причин финансового кризиса.

Проблемы у большинства российских банков возникли в частности и потому, что в предыдущие времена они для скупки акций занимали деньги на Западе. Напомним, что общий внешний долг достиг сейчас

Александр

ТРУШИН

тельства действуют одинаково: скупают активы. Национализация — вот сегодняшний лозунг момента, во всяком случае, в развитых странах. Другими словами, все страны прибегают к методам государственно-капиталистического управления. Как подчеркивает профессор российской экономической школы Константин Сонин (с. 18-19), наше правительство в данном случае копирует действия США и европейских стран.

16 октября министр финансов Алексей Кудрин заявил, что государство выделяет из Фонда национального благосостояния 175 млрд. руб. для скупки акций и облигаций на фондовом рынке. Другой вице-премьер российского правительства Сергей Иванов на следующий день подчеркнул, что «речь не идет о возврате к социализму». Разумеется, не идет. Здесь вполне уместно говорить о формировании и развитии в нашей стране государственного капитализма. Средой и институтами такого общественно-экономического устройства будут крупные государственные финансово-промышленные группы.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008 ■

$488 млрд. Из них $295 млрд. приходится на корпорации, $193 млрд. — на банки. А сейчас надо долги отдавать, до конца IV квартала предстоит погасить более $47 млрд. Государство выделяет должникам $50 млрд. в порядке рефинансирования кредитов.

Волна поглощений

Кризис для любого крупного игрока на рынке — это повод для того, чтобы заработать деньги. У кого средства есть, покупает тех, кто попадает в трудное положение. Этот закон капитализма пока никто не отменял. Но так уж сложилось у нас, что сегодня крупнейшим игроком на рынке слияний и поглощений стало государство. Оно через близкие ему структуры (Газпром, ВТБ, ВЭБ, Ростехнологии и др.) активно скупает активы. Мы составили таблицу крупнейших слияний и поглощений (M&A) последних месяцев.

Вообще слияния и поглощения (M&A) на рынке происходят постоянно. По данным проекта Mergers.ru, в 2007 году были совершены 394 крупнейшие сделки на сумму 100,9 млрд. руб. Наибольшее количество сделок отмечалось в следующих отраслях:

нефтегазовая (42 сделки на сумму около 40 млрд. руб.), пищевая (34 сделки на сумму 2,7 млрд. руб.), услуги (33 сделки на сумму 2,3 млрд. руб.) торговля (32 сделки на сумму 3,7 млрд. руб.), финансы (33 сделки на сумму 2,4 млрд. рублей).

Есть три точки зрения экспертов по вопросу о приобретении активов государственными корпорациями. Юрий Игнатишин, управляющий директор проекта Мег-gers.ru, считает это вынужденной мерой: «Г осударство уже несколько лет является активным игроком на рынке слияний и поглощений. Сделки М&А в последнее время носят скорее вынужденный характер. Дело не только в возможности госкомпании заработать. Например, покупка Связьбанка или Кит-финанса могла быть вызвана опасениями, что их банкротство вызовет цепную реакцию на рынке. «Алроса» и ОАО «РЖД» были связаны партнерскими отношениями с группой «Кит-финанс». Мне кажется, что основная причина продаж сейчас — проблемы с ликвидностью. Стоимость активов снижается, а денег — растет. Продаются эффективные, прибыльные компа-

Канал скупки акций 1

нии, но испытывающие проблемы. Возможно, доля государства на рынке М&А сейчас увеличится, хотя и незначительно».

Игорь Николаев, партнер компании «ФБК», считает, что в условиях кризиса государство должно не покупать, а наоборот, продавать свои активы: «В принципе, наше государство в условиях кризиса поступает точно так же, как и западные. Но пока нет убедительных примеров, что такая практика приводит к успеху. Думаю, и нам пожинать сладкие плоды не придется.

Скупка государством активов вызывает возражения. Первое: значительно усиливается его присутствие в экономике. Оно сейчас и так велико: предприятия с участием государства дают примерно половину (или чуть больше) ВВП. Второе: сами предприятия, скупающие активы, ухудшают свою инвестиционную привлекательность, поскольку обременяют себя долгами купленных активов. Третье: у приобретенных компаний это порождает безответственность: оказывается, они вполне могут беззаботно существовать в условиях спекулятивной экономики. Проще говоря, необходимые уроки не усваиваются.

Активы, приобретаемые через Внешторгбанк

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008

Государство не должно скупать проблемные активы. Наоборот, оно должно сейчас объявить о продаже своих активов. Продажа госкомпаний не приведет к падению фондового рынка. Все зависит от того, в какой момент и по какой цене продавать. Если цена выгодна, а предприятия эффективны, их будут покупать. А это подстегнет внутренний спрос и окажет оздоровляющее воздействие на фондовый рынок. Непривычно? Нестандартно? Безусловно. Но стандартные механизмы уже не работают — это факт».

Сергей Дробышевский, руководитель научного подразделения «Макроэкономика и финансы» Института экономики переходного периода, считает эти процессы совершенно естественными (с. 20-21): «Денежные ресурсы в экономике концентрируются у ограниченного числа игроков. А у кого есть деньги, тот и создает вокруг себя группы. Деньги идут к деньгам. Когда ФПГ создавали частные банки, это было не так заметно. Движет в таких случаях просто азарт — купить того, того и того. Но когда так действует государственная

корпорация, это больше бросается в глаза, чем когда это делал ЮКОС или Интеррос. Однако мотивы те же самые».

Таким образом, мы можем говорить о формировании вокруг государственных экономических структур своеобразных финансово-промышленных групп (ФПГ). Точное число этих групп установить трудно. Мы в свое время писали о госкорпорациях (авиастроительная, судостроительная, «Олимпстрой»). Но это были моноотраслевые холдинги. Понятно, что для создания конкурентоспособной авиационной или судостроительной отрасли было необходимо объединение активов в руках государства. Теперь же мы наблюдаем процесс создания многоотраслевых государственных ФПГ. Они владеют активами предприятий в самых разных отраслях экономики. Например, ФПГ «Газпром/Газпромбанк» — в 13 отраслях (объем активов — 879 млрд. руб.). ФПГ «ВТБ» — в 12 отраслях (объем активов — 1750 млрд. руб.) (схемы 1 и 2). ФПГ «ВЭБ» пока меньше — ее объем активов около 500 млрд. рублей.

Так ли уж необходимы Газпрому торговые и сельскохозяйственные предприятия — это

большой вопрос. И прямого ответа на него нет. Бизнес далеко не всегда строится только по математическим формулам. Дж. Сорос, например, больше уповает на интуицию. Французский писатель Поль Виалар в романе «И умереть некогда» приходит к выводу: если уж бизнесмен начинает покупать, остановиться он не может.

О малом бизнесе замолвите слово

Хороши или плохи ФПГ, которые мы рассматриваем, но они реально существуют. У них есть и плюсы, и минусы, о которых рассуждают наши эксперты Константин Сонин и Сергей Дробышевский. В 2000— 2001 годах на экономических семинарах в бизнес-школе МГУ большое внимание уделялось формированию ФПГ на основе частных компаний «Альфа-груп», «Интеррос», «ЮКОС» и других. Их сравнивали с японскими дзайбатсу или корейскими че-болями. «Альфу», помнится, тогда упрекали в том, что она скупает без разбора все, что плохо лежит. На что Петр Авен отвечал: «Ничего, почистим и продадим». Прошло восемь

Активы, приобретаемые через Газпромбанк

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №11 (79) 2008 ■

Под «крышу» государства

Крупнейшие сделки последнего времени

Кого купили Кто купил Примечания

Московский НПЗ Газпромнефть и Sibir Energy Через Moscow NPZ Holding B.V.

(Нидерланды)

КИТ-финанс РЖД и «Алроса» За 100 руб.

Связьбанк ВЭБ За 5 тыс. руб.

«Ренессанс кредит» ВТБ Сделка не завершена

ИжАвто Ростехнологии

Норильск телеком ВЭБ-инвест

«Связной» ВТБ-капитал

Уралмаш Газпромбанк

Тольятти-азот Газпром

Собинбанк Газэнергопромбанк

Банк «Глобэкс» ВЭБ За 5 тыс. руб.

лет — и ситуация в экономике поменялась. Теперь ФПГ создает государство.

Был еще промежуточный этап — 2003— 2004 годы. Когда олигархи 90-х годов были «равноудалены» от управления страной, возникла некая пауза в формировании экономических институтов. В2003 году Министерство регионального развития РФ начало подготовку «Стратегии развития регионов Российской Федерации». Эта стратегия предполагала создание экономических территориально-производственных кластеров. В частности, в «Стратегии» отмечалось, что «доминирующая внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособности в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера... Одним из направлений социально-экономического развития страны должна стать модернизация промышленности и поддержка и развитие конкурентоспособных в глобальном рынке территориальных производственных кластеров». Эта стратегия так и не была принята. Во-первых, потому что она предусматривала коренное изменение доставшейся нам в наследство от СССР экономической структуры. Такие изменения потребовали бы очень серьезной работы и больших денег. Во-вторых, кластерная экономика усиливала бы роль руководителей регионов не только во внутренних делах, но и давала бы им самостоятельный выход на глобальные рынки. В результате роль федерального центра значительно снижалась бы.

Если верен тезис о связи политической формы управления и экономического устройства, укреплению «вертикали власти» как нельзя лучше соответствует «чеболиза-ция» страны. Именно поэтому, смеем пред-

положить, были отменены в 2004 году губернаторские выборы, руководителей регионов стали назначать из Москвы. Сейчас, кстати, выдвигается идея об отмене выборов мэров городов — она логично продолжает проводимую в нашей стране административно-политическую реформу. Отраслевое управление (по образцу советских министерств) было восстановлено в виде вертикальных холдингов в авиастроении, судостроении, атомной энергетике, частично в «оборонке». В других областях экономики выстроить вертикальные холдинги не удалось, более естественным оказалось создание многоотраслевых ФПГ.

И в Корее, и в Японии, и во многих других странах наряду с ФПГ существовал и существует малый и средний бизнес. Собственно, он был там всегда, а ФПГ начали формироваться после Второй мировой войны. В свое время в этих странах были приняты специальные законы, защищавшие малый бизнес от поглощения ФПГ. Российскому малому бизнесу было очень сложно возродиться за пос-

ледние 20 лет. И вряд ли он выдержит конкуренцию с формирующимися сейчас государственными ФПГ, особенно когда его собираются окончательно «прибить» увеличением самого неподъемного для него ЕСН (подробнее см. с. 90-93).

Мы провели опрос работодателей, 26 человек ответили на вопрос «Согласны ли вы жить по законам свободного рынка или предпочли бы иметь стабильный госзаказ, но с минимальной доходностью?». Из них 14 человек высказались за свободный рынок, 9 считают, что лучше эти формы совмещать, а 3 — однозначно за государственную «крышу». Губернаторы на вопрос «Насколько эффективно управление местными предприятиями из Москвы?» отвечали по-разному, в зависимости от того, как они пришли к власти. Избранный населением руководитель Хабаровского края Виктор Ишаев считает централизованное управление из Москвы «угрозой для региона». А вновь назначенные из Москвы губернаторы — совершенно логичным делом. Ц

Банк «Ренессанc кредит» может войти в группу Внешторгбанка Знаменитый Уралмаш стал частью газпромовской ФПГ

photoxpress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.