Научный дебют
159
Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая другая молодая семья, но жилищный вопрос стоит в этом случае особенно остро: далеко не всем желающим учебные заведения могут предоставить комнату в общежитии. Администрации вуза, профсоюзной организации, советам молодежи и студенческим советам следует активно поддерживать инициативу студентов в создании семьи, уделять этому вопросу должное внимание в воспитательной работе со студентами. Члены общественных организаций (Союз молодежи, Студенческий совет, профсоюзная организация) должны отстаивать права молодой студенческой семьи, выступать в качестве экспертов, определять формы допустимого компетентного вмешательства в решение ее проблем. Кроме того, необходимой мерой
поддержки студенческой семьи является создание в вузе службы психологической помощи.
Литература
1. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях
трансформации российского общества // Социол. исследования. 2003. № 7. С. 19.
2. Климантова Г.И. Государственная семей-
ная политика современной России: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 191 с.
3. Карцева Л.В. Горожане об облике совре-
менной молодой семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 1. С. 12-18.
4. Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное
пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 238 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отно-
шений: Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 512 с.
Е.С. ЯЦЕНКО, доцент И.К. ТИНИНА, студентка Алтайский государственный университет
Эргономический аспект
педагогической
деятельности
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного исследования факторов производственной и эргономической среды химического факультета Алтайского государственного университета. Полученные данные могут использоваться при организации рабочих мест преподавателей, способствуя предотвращению ряда заболеваний, повышению эффективности их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональное здоровье, производственные факторы, аттестация рабочих мест, эргономика, оценка эргономичности среды преподавателей вуза, эпюры
Здоровье профессорско-преподавательского состава вуза является одним из важнейших условий эффективной образовательной деятельности. Профессиональное здоровье определяется как «свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность во всехусловиях профессиональной деятельности» [1]. Факторы производственной среды оказывают
влияние на работоспособность человека и состояние его здоровья. Целью научной организации труда является снижение степени опасного влияния условий труда на человеческий организм и создание удобных и комфортных условий для производственной деятельности. Решение этих вопросов связано с установлением контроля за соблюдением соответствующих нормативов, регулирующих условия труда, а также с разработкой и реализацией мер защиты ра-
160 Высшее образование в России • № 10, 2013
ботника от неблагоприятного и вредного воздействия внешней среды. Так, при аттестации рабочих мест все еще недостаточно внимания уделяется соответствию рабочего места эргономическим критериям (например, мебель, используемая в организациях, не всегда является удобной).
Эргономика — соответствие труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение наиболее эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека и выполняемой при минимальной затрате биологическихресур-сов. Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Эргономика реально содействует предупреждению утомления, профессиональных заболеваний и сохранению здоровья [2].
При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека.
Неправильная рабочая поза (вызванная неудобством рабочего места) может явиться фактором риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, сколиоз, радикулит и т.д.), а также нарушений в работе пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма человека. Особенно остро проблема сохранения здоровья на рабочих местах стоит в аспекте хронического воздействия факторов, связанных с использованием мебели, не соответствующей эргономическим требованиям стандартов.
В связи с вышесказанным целью нашей работы явилась оценка факторов производственной и эргономической среды преподавателей. Для ее реализации были поставлены следующие задачи:
1) оценить факторы производственной среды (температура воздуха, шум, освещенность, влажность воздуха) в помещениях химического факультета;
2) оценить эргономические параметры трудового процесса преподавателей;
3) разработать рекомендации по улучшению факторов производственной и эргономической среды.
Исследования велись в аудиториях химического факультета Алтайского государственного университета в феврале и мае 2012 г. на рабочих местах и в рабочей зоне в начале, в середине и в конце рабочей смены. Измерение параметров микроклимата на рабочих местах проводилось на высоте 0,5—1,0 м от пола при работе сидя, 0,5 м от пола - при работе стоя (в лекционных аудиториях, лабораториях и кабинетах, где расположены кафедры). Было исследовано 60% всех рабочих помещений факультета. Измерения производились по стандартным методикам.
Для оценки эргономичности среды использовался метод построения эпюров. Для характеристики и оценки той или иной рабочей позы делаются фотографии преподавателей во время проведения занятий в профиль; по ней строятся проекции рабочих звеньев тела (шеи, плеча, предплечья, кисти, туловища, бедра, голени, стопы). Такое схематическое изображение рабочей позы в виде отдельных звеньев называют эпюром. Для определения углов отклонения шеи, плеча, туловища от вертикали через точку (плечевой сустав) проводят линию, параллельную какой-либо вертикальной линии на фотографии. Построив эпюры и сравнив полученные угловые величины с оптимальными, дают заключение о рациональности поз. При этом отмечают, какие элементы рабочего места неудобны и что следует рекомендовать, чтобы выполнять работу в правильной позе [3]. Также нами были измерены функциональные размеры стульев и столов в аудиториях.
Были получены следующие результаты.
Научный дебют
161
Таблица
Гониометрические показатели (поза сидя)
Наименование углов (суставы) Колебания углов у преподавателей, 0 Оптимальные пределы колебаний, 0
Лучезапястный 140-200 170-190
Локтевой 110-140 80-110
Тазобедренный 80-120 85-100
Коленный 50-110 95-120
Голеностопный 70-90 85-95
Отклонение шеи от вертикали 30-50 10-25
Отклонение плеча от вертикали 10-40 15-35
Отклонение туловища от вертикали 20-60 15-25
В аудиториях и лабораториях химического факультета температура не соответствуют нормам в пяти аудиториях (превышение на 3оС); освещенность не соответствуют нормам во всех исследованных аудиториях; влажность и шум во всех исследуемых аудиториях соответствуют установленным нормативам.
При оценке эргономичности мебели было выявлено, что стулья не соответствуют стандарту по четырем показателям: высота сиденья недостаточна, высота нижнего края спинки и угол наклона спинки слишком большие, отсутствует линия перегиба спинки. Была проведена эргономическая оценка рабочих мест и сделан фотогонио-метрический анализ рабочих поз преподавателей химического факультета в соответствии с ГОСТ 12.2.032 - 78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования». Основным методом изучения послужили составленные эпюры.
Из таблицы видно, что у преподавателей, работающих сидя, колебания всех углов не соответствуют оптимальным пределам. Таким образом, нагрузка на позвоночный столб ложится неравномерно, что мо-
жет привести к нарушению функций опорно-двигательного аппарата.
В заключение хотелось бы отметить, что комфортные условия труда создаются благодаря рациональной организации труда. Соблюдение эргономических, социальнопсихологических и гигиенических требований охраны труда безусловно способствует повышению работоспособности и эффективности труда преподавателей.
Литература
1. Печеркина А.А. Профессиональное здоро-
вье учителя: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 82-84.
2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономи-
ка: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001. 356 с.
3. Занько Н.Г., Ретнев В.М. Медико-биоло-
гические основы безопасности жизнедеятельности: лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 256 с.
g