что высокий риск развития заболеваний костно-мы-шечной системы у работников НАЗ связан с дополнительным воздействием фторидов вследствие загрязнения отходами алюминиевого производства источников питьевой воды (чего не наблюдается в г. Кандалакша). Свидетельством такого воздействия, происходящего до начала трудовой деятельности на заводе, являются случаи флюороза зубов. Его развитие происходит под влиянием повышенных концентраций фторидов в детском возрасте в период формирования постоянных зубов [9].
Заключение
Представленные данные свидетельствуют о необходимости оптимизации условий труда в алюминиевой промышленности и, прежде всего, на рабочих местах анодчиков и электролизников. Не менее важными задачами представляются восстановление состояния внешней среды, пострадавшей в результате экономической деятельности предприятий отрасли, а также совершенствование медицинских методов профилактики нарушений здоровья у данного контингента работников, ведущими из которых являются заболевания костно-мы-шечной системы.
Лите р атур а
1. Экономика. Сайт про алюминий. Available at: http:// www. aluminiumleader.com/russia/economics.
2. Жовтяк Е.П., Лихачева Е.И., Рослый О.Ф., Плотко Э.Г., Одинокая В.А., Рослая Н.А. и др. Профессиональные факторы риска и вторичная профилактика профзаболеваний в алюминиевой промышленности. В кн.: Вопросы медицины труда и промышленной экологии. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2001: 3-7.
3. Чащин М.В. Гигиеническая характеристика условий труда и оценка профессионального риска у рабочих алюминиевой промышленности Северо-Запада России: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб.; 2000.
4. Орницан Э.Ю., Чащин М.В., Зибарев Е.В. Особенности течения профессионального флюороза. Медицина труда и промышленная экология. 2004; 12: 27-9.
5. Ранняя диагностика и профилактика профессиональных заболеваний у работников, занятых на предприятиях по производству алюминия. Методическое пособие для врачей. М., 2003.
О ФЕДОТОВА И.В., БОБОХА М.А., 2015
УДК 613.62:616.8-009.7-31:611.941]:331.42:656.13-051
Федотова И.В., БобохаМ.А.
6. Сюрин С.А., Никанов А.Н., Рочева И.И. Бронхолегочная патология у рабочих алюминиевого производства в условиях Кольского Заполярья. Медицина труда и промышленная экология. 2008; 9: 22-7.
7. Хроническая профессиональная интоксикация фтором и его соединениями - флюороз. Пособие для врачей. Екатеринбург, 2003.
8. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М., 2005.
9. Кисельникова Л.П., Богомолова С.С. Распространенность и интенсивность кариеса постоянных зубов у детей, проживающих в очаге эндемического флюороза. Стоматология детского возраста и профилактика. 2008; 4: 6-10.
References
1. Economics. A site about aluminum. Available at: http:// www. aluminiumleader.com/russia/economics. (in Russian)
2. Zhovtyak E.P., Likhacheva E.I., Rosyiy O.F., Plotko E.G., Odinokaya V.A., Roslaya N.A. et al. Occupationall risk factors and secondary prevention of occupational diseases in the aluminum industry. In: Questions of Occupational Mediyine and Indastrial Ecology. Cllection of Scietific Works. [Voprosy meditsyny truda i promyshlennoy ekologii: Sbornk nauchnykh trudov]. Ekaterinburg, 2001: 3-7. (in Russian)
3. Chashchin M.V. Hygienic characteristics of working conditions and occupational risk assessment for aluminum industry workers of North-West Russia. Diss. St. Petersburg; 2000. (in Russian)
4. Ornitsan E.Yu., Chashchin M.V., Zibarev Ye.V. Features of current occupational dental fluorosis. Meditsina truda ipromyshlen-naya ekologiya. 2004; 12: 27-9. (in Russian)
5. Early diagnosis and prevention ofoccupational diseases among aluminum industry workers, A guide for physicians. Moscow; 2003. (in Russian)
6. Syurin S.A., Nikanov A.N., Rocheva I.I. Bronchopulmonary pathology in aluminum industry workers in the Kola Polar Region. Meditsina truda ipromyshlennaya ekologiya. 2008; 9: 22-7. (in Russian)
7. Chronic occupational intoxication with fluorine and its compounds -Fluorosis, A guide for physicians. Ekaterinburg; 2003. (in Russian)
8. Guide on Hygienic Assessment of factors of working environment and work load. Criteria and classification of working conditions. Moscow; 2005. (in Russian)
9. Kiselnikova L.P., Bogomolova S.S. The prevalence and intensity of permanent teeth caries in children living in the focus of endemic fluorosis. Stomatologiya detskogo vozrasta i profilaktika. 2008; 4: 6-10. (in Russian)
Поступила 10.06.13 Received 10.06.13
ВЛИЯНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОЧЕГО МЕСТА НА РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ВОДИТЕЛЕЙ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, 603950, г Нижний Новгород
Изучение особенностей эпюров поз водителей автобусов и грузовых автомобилей показало несоответствие их оптимальным критериям. Отклонения гониометрических показателей эпюра рабочей позы водителей отмечаются для большинства марок исследованных автомобилей, что обусловлено конструктивными недостатками водительского сиденья как автобусов, так и грузовиков. Изучение состояния здоровья водителей показало, что распространенность дорсалгии в группе водителей автобусов составила 40,8 ± 4,75 случая, а среди водителей грузовиков - 15,6 ± 2,96 случая на 100работающих. Наибольшую долю в структуре патологии в обеих группах занимают люмбалгии. Достоверно более частая патология опорно-двигательного аппарата у водителей автобусов связана с длительным нахождением в фиксированной неудобной позе. Подчеркивается важность конструктивных изменений рабочего места водителя, адаптированных с учетом индивидуальных антропометрических параметров, для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: водители; эпюр рабочей позы; распространенность дорсалгий. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 72-76
Fedotova I. V, Bobokha M. A. THE INFLUENCE OF ERGONOMIC CHARACTERISTICS OF THE WORK PLACE ON THE PREVALENCE OF PAIN SYNDROME IN VOCATIONAL DRIVERS
Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occupational pathology, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950
The study of features of the working posture pattern of bus and trucks drivers showed the inconsistency to their optimal criteria. Deviations of goniometric indices of working posture pattern of drivers are noted for most brands of studied cars, that is caused by constructive disadvantages of the driving seat both of well buses and trucks. The study of the health state of drivers have shown the prevalence of dorsalgia in the group of bus and truck drivers reached 40,8±4,75, and in truckers drivers - 15,6±2,96 cases per 100 employees. The largest share in the structure of the pathology in both groups is occupied by lumbodynia. Significantly more frequent pathology of musculoskeletal system in bus drivers is related with the long-term presence in the fixed uncomfortable position. There is emphasized the importance of design changes of the driver's seat, adapted with taken account of the individual anthropometric parameters, for the prevention of the disorders of the musculoskeletal system.
Key words: drivers working postures pattern, prevalence dorsalgia Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 72-76 (In Russ.)
Введение
Безопасность дорожного движения существенно зависит от эргономических параметров рабочего места водителя. Неудобная поза может отрицательно влиять на точность движений, связанных с выбором сигналов, с выполнением сложных по координации движений. Нерациональная рабочая поза может привести к чрезмерным статическим нагрузкам на позвоночник, к повышенной усталости и даже к невротическим состояниям и патологическим нарушениям со стороны периферической нервной системы (ПНС), опорно-двигательного аппарата (ОДА) и внутренних органов [1].
Заболевания ПНС и ОДА имеют сложную многофакторную природу, и среди причин их возникновения не последнее место занимают такие производственные факторы, как динамические и статические нагрузки на позвоночник, общая и локальная вибрация, неблагоприятные микроклиматические условия.
Указанная патология сопровождается значительными болями, обозначаемыми в медицинской литературе термином «дорсалгии». Дорсалгии - это болевые синдромы в области шеи, туловища и конечностей в случаях исключения смещения межпозвоночных дисков. Дорсалгические синдромы не сопровождаются симптомами выпадения функций спинномозговых корешков или спинного мозга и соответствуют таким нозологическим формам, как радикулопатия, цервикалгия, ишиас, люмбалгия с ишиасом, люмбалгия, торакалгия, другая дорсалгия (М54.1-М54.8 в соответствии с МКБ-10).
При изучении состояния здоровья профессиональных водителей часто сообщается о болях в спине [2-4]. Среди эргономических факторов, способствующих болевому синдрому, водители отмечают неудобное сиденье (недостаточную поддержку спины) [5]. Принимая во внимание, что почти весь рабочий день водитель проводит сидя, большое значение приобретают конструкция рабочего кресла и возможность приводить его основные размеры в соответствие с антропометрическими параметрами, чтобы обеспечить удобную рабочую позу и оптимальные условия обзора из кабины автомобиля [6].
Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей рабочей позы водителей различных марок отечественных автобусов и грузовых машин как фактора риска развития болевого синдрома в этих профессиональных группах.
Для корреспонденции: Федотова Ирина Викторовна, [email protected].
For correspondence: Fedotova Irina, [email protected].
Материалы и методы
Проведена эргономическая оценка рабочих мест и фотогониометрический анализ рабочих поз с помощью компьютерной программы «Компас». Обследовано 47 единиц автотранспорта, из них 21 единица - автобусы, 26 единиц - грузовые автомобили (табл.1).
Полученные эргономические параметры рабочего места сравнивались с ОСТ 37.001.413-86 «ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры. Технические требования».
Для оценки распространенности дорсалгии у водителей были использованы данные, полученные при проведении углубленного поликлинического обследования специалистами института 93 водителей современных городских автобусов (1-я группа) и 135 водителей грузовых автомобилей предприятия ОАО «Водоканал» (2-я группа). Возраст в 1-й группе составил 49,2 ± 1,02% года, во 2-й - 50,5 ± 0,76 года. В обеих группах преобладали стажированные водители, в основном старше 30 лет - средний стаж в 1-й группе - 27,3 ± 1,07 года%, во 2-ой - 30,4 ± 0,85% года.
Результаты и обсуждение
Конструкция рабочего сиденья, предназначенного для длительной работы, должна способствовать поддержанию рациональной рабочей позы, не затруднять рабочих движений, обеспечивать смену позы и при необходимости положения тела, возможность отдыха [7].
При исследовании конструктивных особенностей кресел в автобусах и грузовых машинах отечественных марок установлено, что в автобусах предусмотрена регулировка высоты сидений, однако диапазон перемещений их ограничен. Кроме того, вертикальная регулировка сиденья крайне неудобна и водители практически ею не пользуются. Одним из недостатков является также ступенчатая регулировка угла наклона спинки сиденья, что затрудняет выбор оптимальной позиции для конкретного водителя. Регулировка амортизационных характеристик кресла в зависимости от массы тела водителя возможна лишь на некоторых автобусах.
Сиденье и спинка кресла водителя в большинстве грузовых автомобилей также регулируются: возможна
Таблица 1
Марки и число обследованных автомобилей
Автобусы Грузовые автомобили
МАЗ ЛИАЗ всего КамАЗ Урал ЗИЛ ГАЗ ГАЗель всего
9 12 21 8 2 4 6 6 26
Таблица 2
Результаты измерений гониометрических показателей эпюра позы
Наименование углов в градусах Оптимальные (ОСТ 37.001.413-86) < оптимальных,% > оптимальных,% Марка автомобиля
тт | тах
А1 - угол отклонения туловища от вертикали 10 25 77,8 0 МАЗ
100 0 ЛиАЗ
42,9 0 ГАЗель
50 0 КамАЗ
66,7 0 ГАЗ
0 0 УРАЛ 4320
33,3 0 ЗИЛ
А2 - угол между туловищем и бедром 90 120 33,3 0 МАЗ
8,3 0 ЛиАЗ
28,6 0 ГАЗель
37,5 0 КамАЗ
66,7 0 ГАЗ
100 0 УРАЛ 4320
33,3 0 ЗИЛ
А3 - угол между бедром и голенью 95 135 0 0 МАЗ
0 0 ЛиАЗ
42,9 0 ГАЗель
12,5 0 КамАЗ
0 0 ГАЗ
100 0 УРАЛ 4320
77,8 0 ЗИЛ
А4 - угол между голенью и стопой для правой ноги в рабочем положении не менее 90 не менее > 90 83,3 0 МАЗ
42,9 0 ЛиАЗ
50 0 ГАЗель
0 0 КамАЗ
50 0 ГАЗ
0 0 УРАЛ 4320
0 0 ЗИЛ
А5 - угол между туловищем и плечом 5 50 0 22,2 МАЗ
0 25 ЛиАЗ
16,7 42,9 ГАЗель
0 50 КамАЗ
0 16,7 ГАЗ
0 50 УРАЛ 4320
0 33,3 ЗИЛ
А6 - угол между плечом и предплечьем 80 160 0 11,1 МАЗ
0 25 ЛиАЗ
0 14,2 ГАЗель
0 25 КамАЗ
0 0 ГАЗ
0 0 УРАЛ 4320
0 0 ЗИЛ
А7 - угол между предплечьем и кистью 170 190 0 66,7 МАЗ
0 100 ЛиАЗ
0 85,7 ГАЗель
0 100 КамАЗ
0 100 ГАЗ
0 100 УРАЛ 4320
0 100 ЗИЛ
А8 - угол наклона бедра к горизонтали не менее 4 не менее > 4 22,2 0 МАЗ
25 0 ЛиАЗ
14,3 0 ГАЗель
12,5 0 КамАЗ
16,7 0 ГАЗ
0 0 УРАЛ 4320
0 0 ЗИЛ
Область оптимальной амплитуды для рук
---Минимально допустимые значения углов
- Максимально допустимые значения углов
- Усредненный эпюр позы водителя автобуса
Рис. 1. Характерный эпюр позы водителей автобусов.
регулировка подушек сидений в горизонтальном направлении, а также изменение угла наклона спинки. Однако пределы их перемещения крайне ограничены. Вертикальная регулировка сидений отсутствует. В большинстве обследуемых автомобилей (70%) предусмотренная конструкцией регулировка кресла невозможна из-за неисправностей, возникающих в результате конструктивных недостатков и небрежного обращения с соответствующими устройствами.
Анализ эпюра позы водителей показал, что в большинстве указанных марок автомобилей она далека от оптимальной (табл. 2).
Согласно полученным данным, выявленные отклонения гониометрических показателей эпюра рабочей позы водителей можно сгруппировать следующим образом: угол А1 - меньше нижней границы оптимальных значений в среднем в 53% замеров; угол А2 -в 44%; угол А3 -в 22,2%; угол А4 - в 50,6%; угол А8 - в 13%.
Следует отметить, что наиболее важным показателем в этом перечне является угол А1, на величину которого влияет конструкция спинки, поскольку он непосредственно связан с давлением в межпозвоночных дисках. Увеличение угла наклона спинки приводит к снижению внутридискового давления, при этом снижается степень электрической активности мышц. Внутридисковое давление зависит от сохранения поясничного лордоза и от распределения тяжести верхней части тела между спинкой кресла и тазовой областью. Поддержка позвоночного столба на уровне поясницы за счет выступа спинки кресла восстанавливает естественный поясничный лордоз и приводит к снижению давления в межпозвоночных дисках [8].
Угол между бедром и туловищем (А2) влияет на естественное положение внутренних органов. Когда он меньше требуемого, происходит их сжатие, вызываю-
ШйЗ Область оптимальной амплитуды для рук
---Минимально допустимые значения углов
- Максимально допустимые значения углов
- Усредненный эпюр позы водителя грузовика
Рис. 2. Характерный эпюр позы водителей грузовиков.
щее болевые ощущения. Причинами сжатия органов в брюшной полости могут быть: большой наклон подушки сиденья назад, наклон туловища вперед, малый наклон спинки сиденья [9].
Удобство положения ног зависит от угла их изгиба в колене: «чем угол больше, тем лучше». От величины угла А3 зависят силовые показатели давления на педаль. Максимальные силовые показатели при давлении на педаль фиксируются при почти выпрямленном положении ноги, когда угол в коленных суставах близок к 170° или даже превышает его.
Угол наклона бедра к горизонтали (А8) также влияет на силу давления на педаль, которая оказывается максимальной при расположении педали примерно на 150 мм ниже оси тазобедренных суставов и зависит от наклона спинки сиденья, высоты положения педали [8].
Угол между голенью и стопой правой ноги (А4) в процессе вождения автомобиля наиболее динамично изменяется в широком диапазоне.
Углы А5, А6, А7 определяют положение рук водителя на рулевом колесе. В табл. 3 отражены отклонения этих углов от оптимальных значений: А5 больше верхней границы допустимых норм в среднем в 34,3% замеров; А6 -в 10,8%; А7 - в 93,2%. Величина данных углов зависит от диаметра рулевого колеса. С увеличением диаметра увеличивается крутящий момент, который водитель может приложить к нему при одинаковом усилии на ободе, но одновременно уменьшается достижимая скорость вращения руля («скорость руления»). На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулевого колеса, существенно влияет угол его наклона. Если принять за 100% достижимое усилие при почти вертикальном положении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при почти горизонтальном положении (80°) усилие увеличивается примерно на 25% [10].
60 50 40 30 20 10
55,6 ♦♦
50
45,5 ♦♦
16,7
22,8
До 20 20-29 30-39 40 и более Стаж, годы
Водители автобусов
Водители грузовых автомашин
Рис. 3. Распространенность дорсалгий у водителей в зависимости от стажа. * - достоверность различий со стажевой группой до 20 лет; ** - достоверность различий между соответствующими стажевыми группами водителей автобусов и грузовых автомашин.
На рис. 1 и 2 показаны усредненные в соответствии с полученными результатами исследования характерные эпюры поз водителей автобусов и грузовиков, которые свидетельствуют о большем отклонении от оптимальных границ у водителей грузовых автомобилей.
Таким образом, конструкция кресла и эргономические параметры рабочего места водителя влияют на степень соответствия рабочей позы оптимальным гониометрическим показателям, от чего зависит амплитуда движения в суставах, а следовательно, и их точность. Кроме того, нерациональная поза создает неадекватные нагрузки на различные звенья ОДА.
Распространенность дорсалгии в группе водителей автобусов составила 40,8 ± 4,75 случая на 100 работающих. Наибольшую долю в структуре патологии занимают люмбалгии - 81,6%, цервикалгии составляют 10,5%, радикулопатии - 7,9%.
Среди водителей 2-й группы дорсалгии встречались в 2,6 раза реже, чем в 1-й группе, - 15,6 ± 2,96 случая на 100 водителей (р = 0,000013). Структура патологии следующая: люмбалгия - 60%, цервикалгия - 25%, ра-дикулопатия - 15%.
В обеих группах имеется отчетливая зависимость между частотой дорсалгии и профессиональным водительским стажем (рис. 3). Следует отметить, что во всех стажевых группах распространенность дорсалгий среди водителей автобусов выше, чем среди водителей грузовых автомашин, причем, начиная со стажевой группы 20-29 лет, эти различия статистически значимы.
Возможно, меньшая распространенность дорсалгий среди водителей грузовых машин обусловлена меньшим временем нахождения в фиксированной позе (менее 50% по сравнению с водителями автобусов - более 80%), хотя важно отметить, что эпюры позы, связанные с конструктивными особенностями сидений, и в той и в иной группах не соответствуют оптимальным показателям.
Выводы
1. Эргономические параметры рабочего места водителей исследованных отечественных марок автобусов и грузовых автомашин не обеспечивают поддержание рациональной позы.
2. Условия труда водителей автобусов, обусловленные длительным нахождением в фиксированной неудобной позе, оказывают более значимое воздействие на распространенность болевого синдрома, чем у водителей грузовиков.
3. С целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата необходимы такие конструктивные изменения рабочего места водителя, которые позволяли бы адаптировать его в соответствии с индивидуальными антропометрическими параметрами.
Литература (пп. 2-5
с м.
References)
7
Доброборский Б.С., Волков С.А., Авдеева Т.А. Эргономические факторы и безопасность дорожного движения. СПбГАСУ Available at: http://interlibrary.narod.ru/GenCat/Gen Cat.Scient.Dep /GenCatAuto/320000001/320000001.htm Вайсман А.И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт; 1979.
Боброва-Голикова Л.П., Мальцева О.М., Коханова Н.А., Строкина А.Н. Эргономика и безопасность труда. М.: Машиностроение; 1985.
8. Аруин А.С., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М.: Машиностроение; 1988.
9. Майборода О.В. Уроки вождения. Available at: http://www. svetofor.su/drivinglessons/12-sitting.html
10. Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира. Available at: http://www.kornienko-ev.ru/teoria_ auto/page233/page357/index.html
References
3
Dobroborskiy B.S., Volkov S.A., Avdeeva T.A. Ergonomie factors and road traffic safety. SPbGASU. Avaible at: http:// interlibrary.narod.ru/GenCat/GenCat.Seient.Dep/GenCatAuto /320000001/320000001.htm (in Russian) Lyons J. Factors contributing to low back pain among professional drivers: a review of current literature and possible ergonomic controls. Work. 2002; 19(1): 95-102.
Chen J.-C., Chang W.-R., Chang W., Christiani D. Occupational factors associated with low back pain in urban taxi drivers. Oc-cup. Med. (Lond.). 2005; 55: 535-40.
Bovenzi M. Metrics of whole-body vibration and exposure-response relationship for low back pain in professional drivers: a prospective cohort study. Int. Arch. Occup. Environ. Health. 2009; 82(7): 893-917.
Alperovitch-Najenson D., Santo Y., Masharawi Y., Katz-Leurer M., Ushvaev D., Kalichman L. Low back pain among professional bus drivers: ergonomic and occupational-psychosocial risk factors. Isr. Med. Assoc. J. 2010; 12(1): 26-31. Vaysman A.I. Driver health and road traffic safety [Zdorov'e voditeley i bezopasnost' dorazhnogo dvizheniya]. Moscow: Transport; 1979. (in Russian)
Bobrova-Golikova L.P., Mal'tseva O.M., Kokhanova N.A., Stro-kina A.N. Ergonomics and work safety. [Ergonomika i bezopasnost' truda]. Moscow: Mashinostroenie; 1985. (in Russian)
8. Aruin A.S., Zatsiorskiy V.M. Ergonomic biomechanics [Ergo-nomicheskaya biomekhanika]. Moscow: Mashinostroenie; 1988. (in Russian)
9. Mayboroda O.V. Driving lessons. Available at: http://www.sve-tofor.su/ drivinglessons/12-sitting.html (in Russian)
10. Arrangement of driver and passenger seats. Available at: http:// www.kornienko-ev.ru/teoria auto/page233 /page357/index.html (in Russian)
Поступила 04.06.13 Received 04.06.13
7